Кафедральный собор мученика Иоанна-Владимира (Бар): различия между версиями

Материал из Азбука паломники
Перейти к навигации Перейти к поиску
Нет описания правки
Нет описания правки
Строка 8: Строка 8:
Кафедральный собор святого мученика Иоанна-Владимира – один из самых больших храмов не только в городе Бар, но и во всей Черногории. Это величественное белоснежное здание с золочёными куполами и колоколами, чей перезвон разливается по всем окрестностям Бара, привлекая к себе огромное количество паломников и туристов.
Кафедральный собор святого мученика Иоанна-Владимира – один из самых больших храмов не только в городе Бар, но и во всей Черногории. Это величественное белоснежное здание с золочёными куполами и колоколами, чей перезвон разливается по всем окрестностям Бара, привлекая к себе огромное количество паломников и туристов.


Храм назван в честь святого мученика Иоанна-Владимира, который принял мученическую смерть 22 мая / 4 июня 1015 года. Святой и славный князь, мученик за имя Христово, жил на рубеже X-XI веков. Он был сыном Петрислава, который правил сербскими княжествами Захумье и Превала. С детства Владимир отличался мягкостью, скромностью, богобоязненностью и целомудрием. Унаследовав престол, он с еще большим усердием предался благотворительности. Горя желанием объединить всех подданных в лоне святой Церкви, он разослал по своим владениям проповедников, чтобы вернуть к истинной вере богомилов и других еретиков, сеющих раздор. Он основал много монастырей, построил церкви и благотворительные дома.  
Храм назван в честь святого [https://azbyka.org/days/sv-ioann-vladimir-serbskij мученика Иоанна-Владимира], который принял мученическую смерть 22 мая / 4 июня 1015 года. Святой и славный князь, мученик за имя Христово, жил на рубеже X-XI веков. Он был сыном Петрислава, который правил сербскими княжествами Захумье и Превала. С детства Владимир отличался мягкостью, скромностью, богобоязненностью и целомудрием. Унаследовав престол, он с еще большим усердием предался благотворительности. Горя желанием объединить всех подданных в лоне святой Церкви, он разослал по своим владениям проповедников, чтобы вернуть к истинной вере богомилов и других еретиков, сеющих раздор. Он основал много монастырей, построил церкви и благотворительные дома.  


Первую заявку на строительство кафедрального собора в Баре подал местный священник Богич Фемич. После землетрясения 1979 года Бар постепенно превращался в современный город с бульварами, но без церкви. Богослужения тогда проводились в церкви святителя Николая, расположенной в Старом Баре. Строительство церкви в новом городе не планировалось, так как коммунистические власти, как в Черногории, так и в Баре, в то время все еще воспринимали Церковь как идеологического врага. И они предложили священнику построить храм где-нибудь на склонах близлежащих холмов, и как можно дальше от центра города.
Первую заявку на строительство кафедрального собора в Баре подал местный священник Богич Фемич. После землетрясения 1979 года Бар постепенно превращался в современный город с бульварами, но без церкви. Богослужения тогда проводились в [[Церковь святителя Николая Чудотворца (Бар)|церкви святителя Николая]], расположенной в Старом Баре. Строительство церкви в новом городе не планировалось, так как коммунистические власти, как в Черногории, так и в Баре, в то время все еще воспринимали Церковь как идеологического врага. И они предложили священнику построить храм где-нибудь на склонах близлежащих холмов, и как можно дальше от центра города.


С просьбой о строительстве нового храма в Барскую општину<ref>серб. Општина ‒ муниципалитет</ref> неоднократно обращался митрополит Черногорско-Приморский Данило (Дайкович): четырежды он и его викарий, епископ Никанор, приходили в администрацию г. Бар и просили о выделении места под строительство церкви, но это не принесло никаких результатов.
С просьбой о строительстве нового храма в Барскую општину<ref>серб. Општина ‒ муниципалитет</ref> неоднократно обращался митрополит Черногорско-Приморский Данило (Дайкович): четырежды он и его викарий, епископ Никанор, приходили в администрацию г. Бар и просили о выделении места под строительство церкви, но это не принесло никаких результатов.
Строка 16: Строка 16:
Так шло время, а вопрос все не решался.
Так шло время, а вопрос все не решался.


В 1991 году была сформирована инициативная группа, выступающая за строительство Иоанно-Владимирского собора в Баре. В день празднования Святого Василия Острожского, 12 мая того же года, когда жители Бара по обычаю собираются в близлежащем монастыре Рибняк, священник Богич Фемич призвал всех собравшихся выразить публичный протест, так как власти Бара препятствуют строительству православной церкви в городе. Уже на следующий день о.Богич организовал акцию протеста на городской площади. Он принес на площадь стол и стул и начал трехдневный личный протест, не взяв с собой ни еды, ни воды. Перед ним лежала петиция о возведении собора, в которой было поставлено более 5000 подписей. А это немало, учитывая, что в самом Баре на тот момент проживало всего около 11 000 человек. За протестом последовал митинг перед зданием општины. Власти были вынуждены уступить. В итоге они выделили участок под строительство – целых 2 гектара земли в самом центре Бара неподалеку от набережной.
В 1991 году была сформирована инициативная группа, выступающая за строительство Иоанно-Владимирского собора в Баре. В день празднования [https://azbyka.org/days/sv-vasilij-ostrozhskij Святого Василия Острожского] 12 мая того же года, когда жители Бара по обычаю собираются в близлежащем монастыре [[Мужской монастырь Рибняк|Рибняк]], священник Богич Фемич призвал всех собравшихся выразить публичный протест, так как власти Бара препятствуют строительству православной церкви в городе. Уже на следующий день о.Богич организовал акцию протеста на городской площади. Он принес на площадь стол и стул и начал трехдневный личный протест, не взяв с собой ни еды, ни воды. Перед ним лежала петиция о возведении собора, в которой было поставлено более 5000 подписей. А это немало, учитывая, что в самом Баре на тот момент проживало всего около 11 000 человек. За протестом последовал митинг перед зданием општины. Власти были вынуждены уступить. В итоге они выделили участок под строительство – целых 2 гектара земли в самом центре Бара неподалеку от набережной.


На локации тотчас установили большой деревянный крест, который освятил митрополит Амфилохий (Радович), а на праздник святителя Николая того же года его заменили на бетонный. Регулярно, в любую погоду, накануне воскресных и праздничных дней перед крестом осуществлялись богослужения. Это и положило начало возникновению великолепного собора Иоанна-Владимира в Баре.  
На локации тотчас установили большой деревянный крест, который освятил [https://azbyka.org/otechnik/Amfilohij_Radovich/ митрополит Амфилохий (Радович)], а на праздник святителя Николая, в тот же год, его заменили на бетонный. Регулярно, в любую погоду, накануне воскресных и праздничных дней перед крестом осуществлялись богослужения. Это и положило начало возникновению великолепного собора Иоанна-Владимира в Баре.  


Однако с момента получения земли и до начала строительства прошло много лет. Денег долго не было, поэтому работы по возведению собора начались только в 2006 году. Тогда в основание будущего храма был заложен первый камень. В Баре было организовано несколько благотворительных вечеров, и деньги на строительство храма были собраны благодаря пожертвованиям неравнодушных людей со всех концов света.  
Однако с момента получения земли и до начала строительства прошло много лет. Денег долго не было, поэтому работы по возведению собора начались только в 2006 году. Тогда в основание будущего храма был заложен первый камень. В Баре было организовано несколько благотворительных вечеров, и деньги на строительство храма были собраны благодаря пожертвованиям неравнодушных людей со всех концов света.  
Фундамент собора начали возводить лишь три года спустя – в 2009 г., на котором 29 августа 2009 года митрополит Амфилохий (Радович) совершил первую литургию.
Фундамент собора начали возводить лишь три года спустя – в 2009 г., на котором 29 августа 2009 года [https://azbyka.org/otechnik/Amfilohij_Radovich/ митрополит Амфилохий (Радович)] совершил первую литургию.


Одновременно началось строительство крипты храма, посвященной святому Александру Невскому. Уже накануне Пасхи 2010 г. она была готова для проведения богослужений, и, начиная с этого времени, здесь стали регулярно проходить службы.
Одновременно началось строительство крипты храма, посвященной святому Александру Невскому. Уже накануне Пасхи 2010 г. она была готова для проведения богослужений, и, начиная с этого времени, здесь стали регулярно проходить службы.


Основные работы были завершены в 2012 г. установкой креста (точной копией креста святого мученика Иоанна-Владимира – вклад мецената из Санкт-Петербурга) на центральном куполе 28 октября 2012 г., а торжественное освящение храма прошло в сентябре 2016 года, когда строительство и внутренняя отделка храма были полностью завершены. Мероприятие приурочили к 1000-летию мученической кончины Иоанна-Владимира – святого покровителя города Бар.
Основные работы были завершены в 2012 г. установкой креста (точной копией креста [https://azbyka.org/days/sv-ioann-vladimir-serbskij святого мученика Иоанна-Владимира] – вклад мецената из Санкт-Петербурга) на центральном куполе 28 октября 2012 г., а торжественное освящение храма прошло в сентябре 2016 года, когда строительство и внутренняя отделка храма были полностью завершены. Мероприятие приурочили к 1000-летию мученической кончины [https://azbyka.org/days/sv-ioann-vladimir-serbskij Иоанна-Владимира] – святого покровителя города Бар.


В основание престола были заложены частицы мощей святого Саввы Освященного, святого мученика Иоанна-Владимира и мучеников Ясеновацких.
В основание престола были заложены частицы мощей святого [https://azbyka.org/days/sv-savva-osvjashchennyj Саввы Освященного], святого [https://azbyka.org/days/sv-ioann-vladimir-serbskij мученика Иоанна-Владимира] и [https://azbyka.org/days/sv-sobor-novomuchenikov-jasenovackih мучеников Ясеновацких].


24 сентября 2016 года Патриарх Иерусалимский Феофил III, предстоятель Сербской Православной Церкви Ириней, архиепископ Тиранский и всей Албании Анастасий, архиепископ Охридский и митрополит Скопийский Иоанн в сослужении восемнадцати архиепископов и митрополитов всех поместных церквей и присутствия большого числа народа освятили собор святого мученика Иоанна-Владимира. Это было поистине великое и чудесное событие.
24 сентября 2016 года Патриарх Иерусалимский Феофил III, предстоятель Сербской Православной Церкви Ириней, архиепископ Тиранский и всей Албании Анастасий, архиепископ Охридский и митрополит Скопийский Иоанн в сослужении восемнадцати архиепископов и митрополитов всех поместных церквей и присутствия большого числа народа освятили собор святого мученика Иоанна-Владимира. Это было поистине великое и чудесное событие.


Высота соборного храма составляет 41 метр, а общая площадь храмового комплекса – 1200 квадратных метров. Снаружи отчетливо видно, что собор состоит из двух частей – главной и пристройки, которая, хоть и значительно ниже, но также увенчана куполом. В архитектуре храма смешаны несколько стилей, в том числе средиземноморский и старинный стиль черногорской церковной архитектуры.
Высота соборного храма составляет 41 метр, а общая площадь храмового комплекса – 1200 квадратных метров. Снаружи отчетливо видно, что собор состоит из двух частей – главной и пристройки, которая, хоть и значительно ниже, но также увенчана куполом. В архитектуре храма смешаны несколько стилей, в том числе средиземноморский и старинный стиль черногорской церковной архитектуры.
Проект Барского собора был задуман Предрагом Ристичем – тем самым сербским архитектором, который участвовал в возведении храма Воскресения Христова в Подгорице и Херцеговачкой Грачаницы в Требине. Исполнительным архитектором стал Светозар Попович. Также был задействован и инженер Момчило Станоевич, до этого принимавший активное участие в возведении Кафедрального собора в Подгорице.
 
Проект Барского собора был задуман Предрагом Ристичем – тем самым сербским архитектором, который участвовал в возведении [[Кафедральный собор Воскресения Христова (Подгорица)|храма Воскресения Христова]] в Подгорице и [[Мужской монастырь Херцеговачка-Грачаница|Херцеговачкой Грачаницы]] в Требине. Исполнительным архитектором стал Светозар Попович. Также был задействован и инженер Момчило Станоевич, до этого принимавший активное участие в возведении [[Кафедральный собор Воскресения Христова (Подгорица)|Кафедрального собора в Подгорице]].
 
Храм построен из бетона и снаружи выкрашен в белый цвет. Значительная часть кровли: купола, полукупола, арочные конструкции, четырехскатные крыши колоколен покрыты блестящими ярко-синими и золотыми кровельными листами. Стоит отметить, что такое решение абсолютно нетипично для Черногории.
Храм построен из бетона и снаружи выкрашен в белый цвет. Значительная часть кровли: купола, полукупола, арочные конструкции, четырехскатные крыши колоколен покрыты блестящими ярко-синими и золотыми кровельными листами. Стоит отметить, что такое решение абсолютно нетипично для Черногории.


Здание спроектировано по направлению восток-запад. Имеет пять апсид, перекрытых конхами, и две апсидиолы, также увенчанные полукуполами. Храм выполнен в сербско-византийском стиле. Внешний декор в основном составляют лаконичные карнизы, арки, полуколонны и различные окна. Всего для собора было изготовлено 1240 круглых оконных стекол. Высота от земли до максимальной точки церкви – верха креста на центральном куполе – составляет 44,5 м. Соборный крест имеет высоту 4,6 м и вес 380 килограмм. Сам купол покоится на высоком световом барабане, установленном на квадратной базе.
Здание спроектировано по направлению восток-запад. Имеет пять апсид, перекрытых конхами, и две апсидиолы, также увенчанные полукуполами. Храм выполнен в сербско-византийском стиле. Внешний декор в основном составляют лаконичные карнизы, арки, полуколонны и различные окна. Всего для собора было изготовлено 1240 круглых оконных стекол. Высота от земли до максимальной точки церкви – верха креста на центральном куполе – составляет 44,5 м. Соборный крест имеет высоту 4,6 м и вес 380 килограмм. Сам купол покоится на высоком световом барабане, установленном на квадратной базе.


Стоит упомянуть и российскую колокольно-литейную фабрику «Вера», благодаря которой у собора появилось 11 колоколов, отлитых в российском Воронеже. Самый большой весит 800 килограмм, самый маленький – 10 кг. Представлены различные тона, благодаря чему барские колокола могут сыграть множество мелодий в широком диапазоне. Это единственная крупная звонница Сербской Православной Церкви, на которой звонят вручную. Звонарем был назначен профессор барской музыкальной школы Александар Басараб. Колокола размещены в двух специально предназначенных для этого высоких квадратных башнях. Они построены слева и справа от центрального входа. Южная башня посвящена святым равноапостольным царю Константину и царице Елене, а северная – святым Кириллу и Мефодию.
Стоит упомянуть и российскую колокольно-литейную фабрику «Вера», благодаря которой у собора появилось 11 колоколов, отлитых в российском Воронеже. Самый большой весит 800 килограмм, самый маленький – 10 кг. Представлены различные тона, благодаря чему барские колокола могут сыграть множество мелодий в широком диапазоне. Это единственная крупная звонница Сербской Православной Церкви, на которой звонят вручную. Звонарем был назначен профессор барской музыкальной школы Александар Басараб. Колокола размещены в двух специально предназначенных для этого высоких квадратных башнях. Они построены слева и справа от центрального входа. Южная башня посвящена святым [https://azbyka.org/days/saint/2936/5883/group равноапостольным царю Константину и царице Елене], а северная – [https://azbyka.org/days/saint/4578/3709/group святым Кириллу и Мефодию].


В здании храма установлено 7 бронзовых и 9 деревянных дверей. Бронзовые расположены снаружи, деревянные – внутри. Каждая бронзовая дверь украшена своим интересным рельефом. Внутри собор декорирован весьма пышно и богато. По сравнению с интерьером, экстерьер кажется скромным и лаконичным.
В здании храма установлено 7 бронзовых и 9 деревянных дверей. Бронзовые расположены снаружи, деревянные – внутри. Каждая бронзовая дверь украшена своим интересным рельефом. Внутри собор декорирован весьма пышно и богато. По сравнению с интерьером, экстерьер кажется скромным и лаконичным.
Строка 53: Строка 55:
В соборе спроектирован достаточно просторный притвор. На его западной стороне – той, в которой расположен портал, центральное место занимает крупная фреска «Успение Пресвятой Богородицы». На южной и северных стенах написано 260 святых из разных народов – по 130 человек с каждой стороны. В современных храмах СПЦ на фресках нередко можно увидеть не только фигуры святых и события из Нового Завета, которым посвящены церковные праздники, но и изображения людей, не канонизированных церковью. Собор Святого Иоанна Владимира в Баре в этом плане не стал исключением.  
В соборе спроектирован достаточно просторный притвор. На его западной стороне – той, в которой расположен портал, центральное место занимает крупная фреска «Успение Пресвятой Богородицы». На южной и северных стенах написано 260 святых из разных народов – по 130 человек с каждой стороны. В современных храмах СПЦ на фресках нередко можно увидеть не только фигуры святых и события из Нового Завета, которым посвящены церковные праздники, но и изображения людей, не канонизированных церковью. Собор Святого Иоанна Владимира в Баре в этом плане не стал исключением.  


Изображены в храме и святые Сербской Православной Церкви и местные мученики. Так, здесь можно увидеть монахов из монастыря Святого Архангела Михаила на Михольской Превлаке, отравленных в XV веке. За фигурами монахов изображено старое здание монастыря того периода. На колоннах написаны сербские короли: святой Урош и святой Стефан Первовенчанный. Изображены также и мученики из села Пребиловцы, которое расположено в соседней Боснии и Герцеговине. Перед людьми, одетыми преимущественно в традиционную одежду, можно заметить две ямы. Они изображают воронку, оставшуюся на месте братской могилы мучеников после взрыва 1992 года. Нашлось на стенах собора место и царской семье Романовых, которых в СПЦ любят и почитают. Есть на фресках и еще один русский святой – Серафим Саровский. С ним соседствует святой Нектарий Эгинский, который является одним из наиболее почитаемых в Греции святых. Написаны главы поместных православных церквей, принимавших участие в освящении собора – их можно узнать по белым одеждам и митрам. В черных одеждах написано 20 епископов – малая часть тех, кто приехал на собор, так как всего от каждой церкви приглашалось по 24 епископа. На соседней стене дополнительно написаны 4 патриарха православных церквей и их владения внизу.
Изображены в храме и святые Сербской Православной Церкви и местные мученики. Так, здесь можно увидеть монахов из монастыря [[Мужской монастырь Архангела Михаила (Михольска Превлака)|Святого Архангела Михаила на Михольской Превлаке]], отравленных в XV веке. За фигурами монахов изображено старое здание монастыря того периода. На колоннах написаны сербские короли: святой [https://azbyka.org/days/sv-stefan-urosh-v Урош] и святой [https://azbyka.org/days/sv-stefan-nemanich-pervovenchannyj Стефан Первовенчанный]. Изображены также и мученики из села Пребиловцы, которое расположено в соседней Боснии и Герцеговине. Перед людьми, одетыми преимущественно в традиционную одежду, можно заметить две ямы. Они изображают воронку, оставшуюся на месте братской могилы мучеников после взрыва 1992 года.
 
Нашлось на стенах собора место и для святых [[https://azbyka.org/days/saint/5240/6045/2280/6321/6088/5806/6136/group царственных страстотерпцев Романовых], которых в СПЦ любят и почитают. Есть на фресках и еще один русский святой – преподобный [https://azbyka.org/otechnik/Serafim_Sarovskij/ Серафим Саровский]. С ним соседствует святитель [https://azbyka.org/otechnik/Nektarij_Eginskij/ Нектарий Эгинский], который является одним из наиболее почитаемых в Греции святых.
 
Написаны также и главы поместных православных церквей, принимавших участие в освящении собора – их можно узнать по белым одеждам и митрам. В черных одеждах написано 20 епископов – малая часть тех, кто приехал на собор, так как всего от каждой церкви приглашалось по 24 епископа. На соседней стене дополнительно написаны 4 патриарха православных церквей и их владения внизу.
 
В соборе имеются две небольшие часовни. Проходы в них расположены в боковых нефах. Северная освящена в честь святителя [https://azbyka.org/otechnik/Grigorij_Palama/ Григория Паламы], часовня расписана фресками с изображениями [[Церковь 42 новомучеников Момишичcких (Подгорица)|мучеников из Момишичей]]. Часовни оформлены также, как и остальная церковь. Их стены и потолок покрыты фресками. В восточной стене размещена полукруглая апсида. Венчает часовню небольшой купол на световом барабане.


В соборе имеются две небольшие часовни. Проходы в них расположены в боковых нефах. Северная освящена в честь святителя Григория Паламы, часовня расписана фресками с изображениями мучеников из Момишичей. Часовни оформлены также, как и остальная церковь. Их стены и потолок покрыты фресками. В восточной стене размещена полукруглая апсида. Венчает часовню небольшой купол на световом барабане.
Южная часовня освящена в честь преподобного [https://azbyka.org/otechnik/Ioann_Kassian_Rimljanin/ Иоанна Кассиана Римлянина], жившего в IV-V веках. По размерам и архитектурному решению обе часовни абсолютно идентичны. Одна из стен южной часовни полностью посвящена [https://azbyka.org/days/prazdnik-useknovenie-glavy-proroka-predtechi-i-krestitelja-gospodnja-ioanna Усекновению главы Крестителя]. В куполе написан Христос в отроческом возрасте. Ниже, меж арочных окон, расположены фигуры апостолов.
Южная капелла освящена в честь преподобного Иоанна Кассиана Римлянина, жившего в IV-V веках. По размерам и архитектурному решению обе часовни абсолютно идентичны. Одна из стен южной часовни полностью посвящена Усекновению главы Крестителя. В куполе написан Христос в отроческом возрасте. Ниже, меж арочных окон, расположены фигуры апостолов.


Кроме вечерних и утренних служб, а также Литургии, в соборе регулярно совершают Церковные Таинства, среди которых и крещение. Для этого в южной часовне установлена купель, изготовленная из светлого камня. Она имеет форму четырехлистника и украшена рельефами со всех сторон, а внутри нее находится красивое изображение подводного мира: рыб, водорослей, кораллов.
Кроме вечерних и утренних служб, а также Литургии, в соборе регулярно совершают [https://azbyka.org/1/sem_tserkovnyh_tainstv Церковные Таинства], среди которых и крещение. Для этого в южной часовне установлена купель, изготовленная из светлого камня. Она имеет форму четырехлистника и украшена рельефами со всех сторон, а внутри нее находится красивое изображение подводного мира: рыб, водорослей, кораллов.


В главном куполе храма написана сцена Вознесения Господня. Церковный иконостас выполнен из камня, привезенного из разных стран. Белый мрамор доставили из Македонии, оникс из Сербии, зеленый мрамор из Италии. Иконы на алтарной перегородке написаны в старинной технике на липовом дереве. Высота иконостаса невелика и вмещает всего один ряд икон. Зато его длинна составляет 18,5 метров.
На главном куполе храма написана сцена [https://azbyka.org/days/prazdnik-voznesenie-gospodne Вознесения Господня]. Иконостас выполнен из камня, привезенного из разных стран. Белый мрамор доставили из Македонии, оникс из Сербии, зеленый мрамор из Италии. Иконы на алтарной перегородке написаны в старинной технике на липовой доске. Высота иконостаса невелика и вмещает всего один ряд икон. Зато его длинна составляет 18,5 метров.


Амвон собора выполнен из белого мрамора и украшен вырезанным вручную рельефом. Нижняя его часть декорирована орнаментом, а в основном, центральном поле, высечены фигуры простых людей, а также лики святых и Христа. Беломраморный епископский трон также украшен резьбой. Его подлокотники опираются на фигуры сидящих львов.
Амвон выполнен из белого мрамора и украшен вырезанным вручную рельефом. Нижняя его часть декорирована орнаментом, а в основном, центральном поле, высечены фигуры простых людей, а также лики святых и Христа. Беломраморный епископский трон также украшен резьбой. Его подлокотники опираются на фигуры сидящих львов.


Поставленные в церкви киоты изготовлены их дерева. Первый содержит икону святого покровителя собора и города, держащего в правой руке крест, а в левой свою отсеченную главу. Во втором большом киоте находится икона Богородицы с Христом. В дополнение к фрескам, на стенах храма размещена пара крупных мозаичных изображений. Одно из них называется «Воздвижение Креста Господня», а другое показывает святых с просторов Зеты и Черногории. Центральной фигурой тут является Иоанн-Владимир, тоже показанный с отсеченой головой и крестом.
Поставленные в церкви киоты изготовлены их дерева. Первый содержит икону святого покровителя собора и города [https://azbyka.org/days/sv-ioann-vladimir-serbskij святого мученика Иоанна-Владимира]. Во втором большом киоте находится икона Богородицы со Христом.


Мозаики выполнил сербский мастер Александр Мияйлович.
В дополнении к фрескам, на стенах храма размещена пара крупных мозаичных изображений. Одно из них называется «Воздвижение Креста Господня», а другое показывает святых с просторов Зеты и Черногории. Центральной фигурой тут является Иоанн-Владимир, тоже показанный с отсеченой головой и крестом. Мозаики выполнил сербский мастер Александр Мияйлович.


== Современное состояние ==
== Современное состояние ==
Храм является действующим, в нем ежедневно проводятся богослужения.
Храм является действующим, в нем ежедневно проводятся богослужения.


В амфитеатре, расположенном на территории храма святого Иоанна-Владимира (в западной его части), проводятся разнообразные духовно-просветительские и культурные мероприятия.
В амфитеатре, расположенном на территории храма, в западной его части, проводятся разнообразные духовно-просветительские и культурные мероприятия.


== Престольные праздники ==  
== Престольные праздники ==  

Версия от 18:05, 3 мая 2021

Идёт загрузка карты…
Кафедральный собор мученика Иоанна-Владимира в Баре

Кафедральный собор мученика Иоанна-Владимира — главный православный храм Бара и самый большой храм в Черногории. Принадлежит митрополии Черногорско-Приморской Сербской Православной Церкви.

История[править | править код]

Кафедральный собор святого мученика Иоанна-Владимира – один из самых больших храмов не только в городе Бар, но и во всей Черногории. Это величественное белоснежное здание с золочёными куполами и колоколами, чей перезвон разливается по всем окрестностям Бара, привлекая к себе огромное количество паломников и туристов.

Храм назван в честь святого мученика Иоанна-Владимира, который принял мученическую смерть 22 мая / 4 июня 1015 года. Святой и славный князь, мученик за имя Христово, жил на рубеже X-XI веков. Он был сыном Петрислава, который правил сербскими княжествами Захумье и Превала. С детства Владимир отличался мягкостью, скромностью, богобоязненностью и целомудрием. Унаследовав престол, он с еще большим усердием предался благотворительности. Горя желанием объединить всех подданных в лоне святой Церкви, он разослал по своим владениям проповедников, чтобы вернуть к истинной вере богомилов и других еретиков, сеющих раздор. Он основал много монастырей, построил церкви и благотворительные дома.

Первую заявку на строительство кафедрального собора в Баре подал местный священник Богич Фемич. После землетрясения 1979 года Бар постепенно превращался в современный город с бульварами, но без церкви. Богослужения тогда проводились в церкви святителя Николая, расположенной в Старом Баре. Строительство церкви в новом городе не планировалось, так как коммунистические власти, как в Черногории, так и в Баре, в то время все еще воспринимали Церковь как идеологического врага. И они предложили священнику построить храм где-нибудь на склонах близлежащих холмов, и как можно дальше от центра города.

С просьбой о строительстве нового храма в Барскую општину[1] неоднократно обращался митрополит Черногорско-Приморский Данило (Дайкович): четырежды он и его викарий, епископ Никанор, приходили в администрацию г. Бар и просили о выделении места под строительство церкви, но это не принесло никаких результатов.

Так шло время, а вопрос все не решался.

В 1991 году была сформирована инициативная группа, выступающая за строительство Иоанно-Владимирского собора в Баре. В день празднования Святого Василия Острожского 12 мая того же года, когда жители Бара по обычаю собираются в близлежащем монастыре Рибняк, священник Богич Фемич призвал всех собравшихся выразить публичный протест, так как власти Бара препятствуют строительству православной церкви в городе. Уже на следующий день о.Богич организовал акцию протеста на городской площади. Он принес на площадь стол и стул и начал трехдневный личный протест, не взяв с собой ни еды, ни воды. Перед ним лежала петиция о возведении собора, в которой было поставлено более 5000 подписей. А это немало, учитывая, что в самом Баре на тот момент проживало всего около 11 000 человек. За протестом последовал митинг перед зданием општины. Власти были вынуждены уступить. В итоге они выделили участок под строительство – целых 2 гектара земли в самом центре Бара неподалеку от набережной.

На локации тотчас установили большой деревянный крест, который освятил митрополит Амфилохий (Радович), а на праздник святителя Николая, в тот же год, его заменили на бетонный. Регулярно, в любую погоду, накануне воскресных и праздничных дней перед крестом осуществлялись богослужения. Это и положило начало возникновению великолепного собора Иоанна-Владимира в Баре.

Однако с момента получения земли и до начала строительства прошло много лет. Денег долго не было, поэтому работы по возведению собора начались только в 2006 году. Тогда в основание будущего храма был заложен первый камень. В Баре было организовано несколько благотворительных вечеров, и деньги на строительство храма были собраны благодаря пожертвованиям неравнодушных людей со всех концов света. Фундамент собора начали возводить лишь три года спустя – в 2009 г., на котором 29 августа 2009 года митрополит Амфилохий (Радович) совершил первую литургию.

Одновременно началось строительство крипты храма, посвященной святому Александру Невскому. Уже накануне Пасхи 2010 г. она была готова для проведения богослужений, и, начиная с этого времени, здесь стали регулярно проходить службы.

Основные работы были завершены в 2012 г. установкой креста (точной копией креста святого мученика Иоанна-Владимира – вклад мецената из Санкт-Петербурга) на центральном куполе 28 октября 2012 г., а торжественное освящение храма прошло в сентябре 2016 года, когда строительство и внутренняя отделка храма были полностью завершены. Мероприятие приурочили к 1000-летию мученической кончины Иоанна-Владимира – святого покровителя города Бар.

В основание престола были заложены частицы мощей святого Саввы Освященного, святого мученика Иоанна-Владимира и мучеников Ясеновацких.

24 сентября 2016 года Патриарх Иерусалимский Феофил III, предстоятель Сербской Православной Церкви Ириней, архиепископ Тиранский и всей Албании Анастасий, архиепископ Охридский и митрополит Скопийский Иоанн в сослужении восемнадцати архиепископов и митрополитов всех поместных церквей и присутствия большого числа народа освятили собор святого мученика Иоанна-Владимира. Это было поистине великое и чудесное событие.

Высота соборного храма составляет 41 метр, а общая площадь храмового комплекса – 1200 квадратных метров. Снаружи отчетливо видно, что собор состоит из двух частей – главной и пристройки, которая, хоть и значительно ниже, но также увенчана куполом. В архитектуре храма смешаны несколько стилей, в том числе средиземноморский и старинный стиль черногорской церковной архитектуры.

Проект Барского собора был задуман Предрагом Ристичем – тем самым сербским архитектором, который участвовал в возведении храма Воскресения Христова в Подгорице и Херцеговачкой Грачаницы в Требине. Исполнительным архитектором стал Светозар Попович. Также был задействован и инженер Момчило Станоевич, до этого принимавший активное участие в возведении Кафедрального собора в Подгорице.

Храм построен из бетона и снаружи выкрашен в белый цвет. Значительная часть кровли: купола, полукупола, арочные конструкции, четырехскатные крыши колоколен покрыты блестящими ярко-синими и золотыми кровельными листами. Стоит отметить, что такое решение абсолютно нетипично для Черногории.

Здание спроектировано по направлению восток-запад. Имеет пять апсид, перекрытых конхами, и две апсидиолы, также увенчанные полукуполами. Храм выполнен в сербско-византийском стиле. Внешний декор в основном составляют лаконичные карнизы, арки, полуколонны и различные окна. Всего для собора было изготовлено 1240 круглых оконных стекол. Высота от земли до максимальной точки церкви – верха креста на центральном куполе – составляет 44,5 м. Соборный крест имеет высоту 4,6 м и вес 380 килограмм. Сам купол покоится на высоком световом барабане, установленном на квадратной базе.

Стоит упомянуть и российскую колокольно-литейную фабрику «Вера», благодаря которой у собора появилось 11 колоколов, отлитых в российском Воронеже. Самый большой весит 800 килограмм, самый маленький – 10 кг. Представлены различные тона, благодаря чему барские колокола могут сыграть множество мелодий в широком диапазоне. Это единственная крупная звонница Сербской Православной Церкви, на которой звонят вручную. Звонарем был назначен профессор барской музыкальной школы Александар Басараб. Колокола размещены в двух специально предназначенных для этого высоких квадратных башнях. Они построены слева и справа от центрального входа. Южная башня посвящена святым равноапостольным царю Константину и царице Елене, а северная – святым Кириллу и Мефодию.

В здании храма установлено 7 бронзовых и 9 деревянных дверей. Бронзовые расположены снаружи, деревянные – внутри. Каждая бронзовая дверь украшена своим интересным рельефом. Внутри собор декорирован весьма пышно и богато. По сравнению с интерьером, экстерьер кажется скромным и лаконичным.

Перед церемонией торжественного освящения собора трудилось 5 команд фрескописцев под руководством Анастасия Радовича. Тогда, менее чем за 1,5 года, мастера успели покрыть изображениями большую часть пространства – около 85% от запланированного.

Известь под роспись специально отбирали, выискивая лучший продукт. Специалисты говорят, что чем старше известь – тем более качественной получится фреска. Для церкви Святого Иоанна Владимира в Баре брали материал не моложе 4-х лет. В части храма и вовсе использована известь, которой более 40 лет. Ее нашли возле черногорского поселения Спуж. Изображения, нанесенные на такой раствор, должны долгие годы не бледнеть. Более того, подобная фреска может «созревать» до 200 лет и со временем стать только красивее и качественнее.

Пол храма выложен мозаикой. Ее общая площадь составляет 1700 м².

Собор имеет три продольных нефа, разделенных при помощи колонн. Колонны связывают меж собой арки.

Всего, располагая площадью основания 1359 м², церковь способна вместить около 1200 человек.

В соборе спроектирован достаточно просторный притвор. На его западной стороне – той, в которой расположен портал, центральное место занимает крупная фреска «Успение Пресвятой Богородицы». На южной и северных стенах написано 260 святых из разных народов – по 130 человек с каждой стороны. В современных храмах СПЦ на фресках нередко можно увидеть не только фигуры святых и события из Нового Завета, которым посвящены церковные праздники, но и изображения людей, не канонизированных церковью. Собор Святого Иоанна Владимира в Баре в этом плане не стал исключением.

Изображены в храме и святые Сербской Православной Церкви и местные мученики. Так, здесь можно увидеть монахов из монастыря Святого Архангела Михаила на Михольской Превлаке, отравленных в XV веке. За фигурами монахов изображено старое здание монастыря того периода. На колоннах написаны сербские короли: святой Урош и святой Стефан Первовенчанный. Изображены также и мученики из села Пребиловцы, которое расположено в соседней Боснии и Герцеговине. Перед людьми, одетыми преимущественно в традиционную одежду, можно заметить две ямы. Они изображают воронку, оставшуюся на месте братской могилы мучеников после взрыва 1992 года.

Нашлось на стенах собора место и для святых [царственных страстотерпцев Романовых, которых в СПЦ любят и почитают. Есть на фресках и еще один русский святой – преподобный Серафим Саровский. С ним соседствует святитель Нектарий Эгинский, который является одним из наиболее почитаемых в Греции святых.

Написаны также и главы поместных православных церквей, принимавших участие в освящении собора – их можно узнать по белым одеждам и митрам. В черных одеждах написано 20 епископов – малая часть тех, кто приехал на собор, так как всего от каждой церкви приглашалось по 24 епископа. На соседней стене дополнительно написаны 4 патриарха православных церквей и их владения внизу.

В соборе имеются две небольшие часовни. Проходы в них расположены в боковых нефах. Северная освящена в честь святителя Григория Паламы, часовня расписана фресками с изображениями мучеников из Момишичей. Часовни оформлены также, как и остальная церковь. Их стены и потолок покрыты фресками. В восточной стене размещена полукруглая апсида. Венчает часовню небольшой купол на световом барабане.

Южная часовня освящена в честь преподобного Иоанна Кассиана Римлянина, жившего в IV-V веках. По размерам и архитектурному решению обе часовни абсолютно идентичны. Одна из стен южной часовни полностью посвящена Усекновению главы Крестителя. В куполе написан Христос в отроческом возрасте. Ниже, меж арочных окон, расположены фигуры апостолов.

Кроме вечерних и утренних служб, а также Литургии, в соборе регулярно совершают Церковные Таинства, среди которых и крещение. Для этого в южной часовне установлена купель, изготовленная из светлого камня. Она имеет форму четырехлистника и украшена рельефами со всех сторон, а внутри нее находится красивое изображение подводного мира: рыб, водорослей, кораллов.

На главном куполе храма написана сцена Вознесения Господня. Иконостас выполнен из камня, привезенного из разных стран. Белый мрамор доставили из Македонии, оникс из Сербии, зеленый мрамор из Италии. Иконы на алтарной перегородке написаны в старинной технике на липовой доске. Высота иконостаса невелика и вмещает всего один ряд икон. Зато его длинна составляет 18,5 метров.

Амвон выполнен из белого мрамора и украшен вырезанным вручную рельефом. Нижняя его часть декорирована орнаментом, а в основном, центральном поле, высечены фигуры простых людей, а также лики святых и Христа. Беломраморный епископский трон также украшен резьбой. Его подлокотники опираются на фигуры сидящих львов.

Поставленные в церкви киоты изготовлены их дерева. Первый содержит икону святого покровителя собора и города святого мученика Иоанна-Владимира. Во втором большом киоте находится икона Богородицы со Христом.

В дополнении к фрескам, на стенах храма размещена пара крупных мозаичных изображений. Одно из них называется «Воздвижение Креста Господня», а другое показывает святых с просторов Зеты и Черногории. Центральной фигурой тут является Иоанн-Владимир, тоже показанный с отсеченой головой и крестом. Мозаики выполнил сербский мастер Александр Мияйлович.

Современное состояние[править | править код]

Храм является действующим, в нем ежедневно проводятся богослужения.

В амфитеатре, расположенном на территории храма, в западной его части, проводятся разнообразные духовно-просветительские и культурные мероприятия.

Престольные праздники[править | править код]

Как добраться[править | править код]

Адрес: 38 Ulica Jovana Tomasevica, Bar, Черногория

Телефон: +382 30 315 106

Электронная почта: hrambar@t-com.me

Храм находится в самом центре города Бар на улице Йована Томашевича, напротив дворца короля Николы и парка.

Паломнику[править | править код]

Храм открыт ежедневно с 7:00 до 21:00.

Расписание богослужений можно посмотреть на официальном сайте храма или странице в Фейсбук.

Фото[править | править код]


Видео[править | править код]

Ссылки[править | править код]


  1. серб. Општина ‒ муниципалитет