Женский монастырь Пречиста Краинска: различия между версиями
Elena (обсуждение | вклад) |
Elena (обсуждение | вклад) |
||
Строка 10: | Строка 10: | ||
Церковь Успения Пресвятой Богородицы в Краине впервые упоминается в конце X века в «Летописи попа Дуклянина»<ref>«Летопись попа Дуклянина» («Барский родослов») – условное название средневековой сербской летописи, написанной анонимным священником из Дукли. Сохранилась лишь в латинских редакциях XVII века, поэтому время создания остаётся предметом дискуссий.</ref>. В этот период здесь была столица небольшого сербского княжества Дукля, которое в более поздних сербских текстах называется Зета. Во главе этого государства стоял князь Петрислав – отец [https://azbyka.org/days/sv-ioann-vladimir-serbskij святого князя-мученика Иоанна-Владимира], о котором сохранилось очень мало исторических данных. Осталась лишь запись о том, что в период между 970 и 980 годами недалеко от своего дома князь Петрислав построил небольшую церковь, посвященную Пресвятой Богородице, с пристроенными к ней кельями для монахов, в которой он и был похоронен. | Церковь Успения Пресвятой Богородицы в Краине впервые упоминается в конце X века в «Летописи попа Дуклянина»<ref>«Летопись попа Дуклянина» («Барский родослов») – условное название средневековой сербской летописи, написанной анонимным священником из Дукли. Сохранилась лишь в латинских редакциях XVII века, поэтому время создания остаётся предметом дискуссий.</ref>. В этот период здесь была столица небольшого сербского княжества Дукля, которое в более поздних сербских текстах называется Зета. Во главе этого государства стоял князь Петрислав – отец [https://azbyka.org/days/sv-ioann-vladimir-serbskij святого князя-мученика Иоанна-Владимира], о котором сохранилось очень мало исторических данных. Осталась лишь запись о том, что в период между 970 и 980 годами недалеко от своего дома князь Петрислав построил небольшую церковь, посвященную Пресвятой Богородице, с пристроенными к ней кельями для монахов, в которой он и был похоронен. | ||
В начале XI веке Краина упоминается как княжеская столица | В начале XI веке Краина упоминается как княжеская столица Иоанна-Владимира. Тогда жена князя Косара на месте церкви Успения Пресвятой Богородицы основала здесь большой женский монастырь – Пречиста Краинска. | ||
Монастырь Пречиста Краинска был одним из монастырей, в котором была основана кафедра зетских митрополитов. Считается также, что Мариинское Евангелие<ref>Мариинское Евангелие, или Мариинское Четвероевангелие (лат. Codex Marianus) – глаголическая неполная рукопись четвероевангелия, памятник старославянского языка, датируется XI веком. Её основную часть (171 лист) нашёл Виктор Григорович в русском скиту Успения Пресвятой Богородицы Ксилургу, иначе Мариинском (в честь которого рукопись и называется), на Афоне в 1840-х годах; после смерти Григоровича она поступила в Румянцевский музей в Москве (ныне Российская государственная библиотека), где и хранится поныне под шифром «Григ 6» или «Муз 1689 (ф. 87)».</ref>, написанное глаголицей и являющееся одной из старейших старославянских рукописей XI века, написанно в этом монастыре. | Монастырь Пречиста Краинска был одним из монастырей, в котором была основана кафедра зетских митрополитов. Считается также, что Мариинское Евангелие<ref>Мариинское Евангелие, или Мариинское Четвероевангелие (лат. Codex Marianus) – глаголическая неполная рукопись четвероевангелия, памятник старославянского языка, датируется XI веком. Её основную часть (171 лист) нашёл Виктор Григорович в русском скиту Успения Пресвятой Богородицы Ксилургу, иначе Мариинском (в честь которого рукопись и называется), на Афоне в 1840-х годах; после смерти Григоровича она поступила в Румянцевский музей в Москве (ныне Российская государственная библиотека), где и хранится поныне под шифром «Григ 6» или «Муз 1689 (ф. 87)».</ref>, написанное глаголицей и являющееся одной из старейших старославянских рукописей XI века, написанно в этом монастыре. |
Версия от 03:54, 23 апреля 2021
Монастырь Пречиста Краинска — средневековый монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы. Принадлежит митрополии Черногорско-Приморской Сербской Православной Церкви и является метохом монастыря Бешка.
История[править | править код]
Монастырь Успения Пресвятой Богородицы, известный как Пречиста Краинска – сербский средневековый монастырь, расположенный в Скадарской Краине, на юго-западном берегу Скадарского озера, недалеко от деревень Малый и Великий Острос, в 22 км к юго-востоку от Вирпазара на границе с Албанией. Это не только старейший и самый большой монастырь среди Скадарской группы монастырей, известной как Зетский Афон, но и важный памятник славянской культуры в Черногории. Так как монастырь посвящен Пречистой Деве Богородице, отсюда и называние – Пречиста Краинска. Крайна – так называлась самая южная часть средневековной области Зета.[1]
Церковь Успения Пресвятой Богородицы в Краине впервые упоминается в конце X века в «Летописи попа Дуклянина»[2]. В этот период здесь была столица небольшого сербского княжества Дукля, которое в более поздних сербских текстах называется Зета. Во главе этого государства стоял князь Петрислав – отец святого князя-мученика Иоанна-Владимира, о котором сохранилось очень мало исторических данных. Осталась лишь запись о том, что в период между 970 и 980 годами недалеко от своего дома князь Петрислав построил небольшую церковь, посвященную Пресвятой Богородице, с пристроенными к ней кельями для монахов, в которой он и был похоронен.
В начале XI веке Краина упоминается как княжеская столица Иоанна-Владимира. Тогда жена князя Косара на месте церкви Успения Пресвятой Богородицы основала здесь большой женский монастырь – Пречиста Краинска.
Монастырь Пречиста Краинска был одним из монастырей, в котором была основана кафедра зетских митрополитов. Считается также, что Мариинское Евангелие[3], написанное глаголицей и являющееся одной из старейших старославянских рукописей XI века, написанно в этом монастыре.
После мученической кончины святого Иоанна-Владимира в 1016 году его святые мощи покоились вместе с его верной женой Косарой в Пречистой Краинске, которая после смерти мужа приняла монашеский постриг с именем Теодора. В 1215 года, мощи св. мч. Иоанна-Владимира были перенесены в монастырь во имя святого мученика Иоанна-Владимира в деревне Шийони близ Эльбасана (Албания) из-за большого уважения жителей к этому святому (в настоящее время святыня перенесена из Эльбасана на сохранение в Архиепископию г. Тираны).
В 1417 году о монастыре упоминается в грамоте Балши III Джурджевича[4], когда в нем, по-видимому, пребывал митрополит Зетский Арсений.
Турецкая перепись 1582 г. также свидетельствует об этом монастыре, и предполагается, что монастырь был разрушен и заброшен в конце XVII века во время походов скадарского визиря Сулейман-паша Бушати в этот район.
В основе монастырской церкви Успения Пресвятой Богородицы лежит триконхос (трилистника) с апсидой на восточной стороне и двумя конхами на северной и южной сторонах. Сначала триконхос был без купола – он был воздвигнут позднее. По этой причине во внутреннем пространстве храма достроены пилястры, которые приняли на себя посредством аркад вес купола. К триконхосу пристроен притвор, а рядом с ним и оборонительная башня высотой 16,5 м. Она находилась в хорошем состоянии вплоть до 1931 г., но сейчас от нее остались лишь развалины. Башня была пятиэтажной и на последнем этаже располагалась лоджия с проемами, увенчанными готическими стрельчатыми арками. На четвертом этаже находилась часовня.
Вокруг Успенской церкви находятся остатки монастырских строений и других объектов, свидетельствующих о некогда бывшей здесь монашеской жизни.
Полностью комплекс был построен в конце XIV – начале XV вв. В результате раскопок найдены фрагменты фресок, декор из керамики и бронзовый крест датируемые XI-XII вв.
Современное состояние[править | править код]
В состав монастырского комплекса входят: церковь Успения Пресвятой Богородицы и конак с подсобными помещениями.
Блаженнопочивший митрополит Черногорский и Приморский Амфилохий (Радович) с духовенством регулярно совершал Божественную литургию на остатках этого древнего храма.
В настоящее время монастырь Пречиста Краинска является метохом[5] монастыря Бешка.
В день памяти св. Иоанна-Владимира в монастыре Пречиста Краинска происходят большие народные собрания, а на праздник Cвятой Троицы отсюда отправляется крестный ход до вершины горы Румии.
Сегодня монастырь все еще стоит в развалинах. Время от времени в опустевшей святыне проходят богослужения. Недалеко от монастыря находится колодец с проточной водой, который датируется 1001 годом. И в наши дни он снабжает питьевой водой население близлежащих сёл.
Легенда о Владимире и Косаре[править | править код]
После разрушения церкви Св. Марии в Краине был обнаружен крест, с тех пор уже несколько веков находящийся в братстве Андровичей. Крест высотой 45 см, шириной 38 см, толщиной 2,5 см, сделан из дерева и окован снаружи позолоченными пластинами. Место, где хранится крест, известно только двум старейшим представителям рода Андровичей.
Крест связывают с именем князя Иоанна-Владимира, столица которого находилась в Краине (г. Острос). Во время войны против македонского царя Самуила в 997 году князь Владимир попал в плен и был заточен в тюрьму в г. Преспа. В красивого дуклянского князя влюбилась дочь царя Самуила Косара. Она сказала отцу, что бросится в озеро, ели он не разрешит ей выйти замуж за Владимира. Вскоре они обвенчались и жили во дворце недалеко от монастыря Пречиста краинска на Скадарском озере.
В народе ходит легенда о днях, проведенных Владимиром в заключении: он был ослеплен, а чтобы возвратить ему зрение, Косара должна была построить 365 церквей по каждому дню в году. Она выбрала для этого озеро Шасси (озеро почти на границе с Албанией) и его окрестности и воздвигла здесь 365 церквей, возвратив этим зрение своему супругу. В настоящее время на озере можно увидеть остатки восьми таких церквей, выстроенных практически в ряд.
После смерти царя Самуила его престол унаследовал Владислав, пригласивший князя Владимира в гости в Преспу. Как залог его безопасности, Владислав послал ему золотой крест. Зная о коварстве Владислава, князь Владимир попросил прислать ему деревянный крест, поскольку на таком кресте «распят Спаситель». Владислав отправил трёх монахов с деревянным крестом, однако сразу по прибытии Владимира в Преспу он был убит в дверях церкви. В момент гибели в руках у Владимира был деревянный крест, с которым его и похоронили в Преспе. Жена Владимира Косара перенесла его останки в монастырь Пречиста Краинск», приняла монашеский постриг и по смерти была похоронена возле Князя.
Крест князя Иоанна-Владимира хранится в братстве Андровичей как величайшая реликвия. Ежегодно в день Святой Троицы крест несут на вершину Румии.
Возрождение монастырей Зетского Афона[6] началось именно с возобновления богослужений в Пречистой Крайнской и выноса креста св. мч. Иоанна-Владимира на вершину Румии еще в конце XX века.
Престольные праздники[править | править код]
Как добраться[править | править код]
Адрес: 85306 Острос, Черногория
Телефон: +381 67 231 211
Электронная почта: [mailto: manastirbeska@gmail.com manastirbeska@gmail.com]
[www.manastirbeska.com Веб-сайт]
Настоятельница монастыря: монахиня Фотиниа (Хасл), игуменья монастыря Бешка
Фото[править | править код]
Видео[править | править код]
Ссылки[править | править код]
- Православна Митрополија црногорско-приморска. Женски манастири
- Путеводитель по Черногории. Монастырь Пречиста Краинска
- Православна Црквена Општина Барска. Манастир Успенија Пресвете Богородице. Архив
- ↑ Зета – название средневекового славянского государства, известного с IX по XI век под названием Дукля. C XII века это государство в византийских хрониках называлось Зетой (по правому притоку реки Морачи). Зета впервые упоминается византийским историком Кекавменом около 1080 года. Средневековая Зета была разделена на две части: Верхнюю и Нижнюю, границы между которыми точно не установлены. Вероятно, Верхняя Зета занимала горные районы Приморья от окрестностей Котора до восточного берега Скадарского берега; а Нижняя Зета — район от Скадарского озера до морского побережья. В 1376 году в документах Дубровника впервые появилось название Черногория, которое постепенно вытеснило старое название Зеты.
- ↑ «Летопись попа Дуклянина» («Барский родослов») – условное название средневековой сербской летописи, написанной анонимным священником из Дукли. Сохранилась лишь в латинских редакциях XVII века, поэтому время создания остаётся предметом дискуссий.
- ↑ Мариинское Евангелие, или Мариинское Четвероевангелие (лат. Codex Marianus) – глаголическая неполная рукопись четвероевангелия, памятник старославянского языка, датируется XI веком. Её основную часть (171 лист) нашёл Виктор Григорович в русском скиту Успения Пресвятой Богородицы Ксилургу, иначе Мариинском (в честь которого рукопись и называется), на Афоне в 1840-х годах; после смерти Григоровича она поступила в Румянцевский музей в Москве (ныне Российская государственная библиотека), где и хранится поныне под шифром «Григ 6» или «Муз 1689 (ф. 87)».
- ↑ Балша III (1387 – 28 апреля 1421) – шестой и последний господарь Зеты из династии Балшичей (1403-1421). Единственный сын Георгия (серб. Джураджа) II Балшича и Елены Лазаревич.
- ↑ Метох (от греч. Μετόχια) – монастырские или церковные владения.
- ↑ Зетский Афон ‒ это группа православных монастырей, расположенных на юго-западном берегу и на островах Скадарского озера. Этот исторический комплекс имел большое значение для сербской истории, просвещения, литературы и христианизации в Черногории.