Свято-Вознесенский храм (Ыб): различия между версиями

Материал из Азбука паломники
Перейти к навигации Перейти к поиску
Нет описания правки
Строка 80: Строка 80:


Во время его настоятельства продолжалось благоустройство храма, построено здание для воскресной школы, были восстановлены часовни в д. Каргорт, Березники, Степановка, в д. Вадкерос построены часовня и купальня, освящены источники.
Во время его настоятельства продолжалось благоустройство храма, построено здание для воскресной школы, были восстановлены часовни в д. Каргорт, Березники, Степановка, в д. Вадкерос построены часовня и купальня, освящены источники.
== Современное состояние ==


== Святыни ==
== Святыни ==

Версия от 23:12, 2 октября 2018

Идёт загрузка карты…

Свято-Вознесенский храм села Ыб - один из самых известных и почитаемых храмов Коми края, возведенный в 1825 году на левом берегу реки Сысолы в 50-ти километрах от Усть-Сысольска, ныне города Сыктывкара.

История[править | править код]

Свято-Вознесенский храм села Ыб - один из самых известных и почитаемых храмов Коми края, возведенный в 1825 году на левом берегу реки Сысолы в 50-ти километрах от Усть-Сысольска, ныне города Сыктывкара.

В 1823 году прихожане села Ыб обратились к епископу Вологодскому Онисифору с прошением о разрешении на строительство каменной церкви во имя Вознесения Господня с теплыми Никольским и Ильинским приделами по уже приготовленным прихожанами плану и фасаду. Но представленный самодеятельный план был отвергнут, поскольку «фасад с правилами архитектурными несообразен, ни купола по огромности его, да и сама колокольня и башенки на теплой церкви и алтаре холодной церкви непропорциональны».

Отзыв был составлен ключарем Вологодского Софийского кафедрального собора о. Павлом Иконниковым. Он же и составил новый проект храма. После этого указом Вологодской духовной консистории от 7 июля 1823 г. было разрешено строительство каменной церкви в приходе села Ыб. Согласно проекту храм состоял из трех престолов, двух теплых и одного холодного. По главному престолу, Свято-Вознесенскому, был назван сам храм. Престолы тёплого храма восприняли наименования престолов старых деревянных храмов: во имя святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца и во имя святого Пророка Божия Илии.

Престолы в теплой церкви первоначально были освящены в 1825 г. Вторично - после переделки полов и иконостасов: Ильинский – 1831 г., Никольский – 1832 г. Престол во имя Вознесения Господня был освящен 4 июля 1838 после завершения строительства холодного храма.

Согласно церковной летописи, в 1872 г. на средства Приходского Попечительства и усердием прихожан складён тёплый притвор, в 1873 г. пол под колокольней покрыт чугунными плитами, а в 1874 г. завершена кладка каменной ограды.

В 1877 г. был привезен колокол «Божий глас» весом более трёх тонн: «усердием прихожан при особом старании. церковного старосты Худоева Матвея Филиппова привезен колокол из Слободки Вятской губернии в 206 пудов 25 фунтов 23–го января в 2 часа пополудни, за оный заплачено наличными деньгами 3458 рублей 36 копеек. Оный поднят на колокольню 13 марта после службы и по отправлению благодарственного молебствия. Мастером по поднятию оного был Погоста крестьянин Федор Петрович Колегов».

В 1880 г. церковь была выбелена, во все окна сделаны новые рамы, чугунные решетки церковной ограды выкрашены разными красками. В следующем году складено каменное крыльцо при входе в холодную церковь.

В 1882 г. написаны новые иконы в теплой церкви в приделах св. Пророка Илии и Николая Чудотворца за ветхостью прежних.

В 1887 г. по церкви производилась живопись в обоих придельных храмах на горних местах: в первом - Преображения Господня, во втором - Тайныя вечери.

В 1890 г., 22 июня в семь часов вечера, молнией, попавшей в церковь, опалило колонны и ризы почти по всем иконостасам, маковка купола холодной церкви, обитая железом, была разломана, и самый крест упал на землю. Крест, маковка и часть поврежденной каменной шейки поправлены, на что было израсходовано 50 рублей.

В 1891 г. по утвержденному Его Преосвященством Иоанникием, Епископом Великоустюжским, рисунку поставлен новый иконостас стоимостью в 3000 рублей.

В 1893 г. в теплой церкви были сделаны три обитые железом круглые печки. Сохранилось краткое описание внутреннего убранства храма, относящееся к 1828 году. Тогда в церкви имелся «иконостас трестепенный столярной работы, выкрашен приличными красками и позолочен». Предположительно, этот иконостас был временным, поскольку в 1833 году был заказан новый. Его взялся сделать крестьянин Пётр Семенович Насоновский из Великоустюжского уезда, уже имевший опыт подобной работы. Иконы для иконостаса в 1834-1836 годах писал великоустюжский мещанин Алексей Дмитриевич Гоголицын. Время от времени в храме заново покрывали лаком иконостасы и образа, делали резные киоты и т. д. Занимались этим разные мастера, среди которых был выльгортский крестьянин Павел Худяев.

Документы рассказывают, каким был в 1861 году иконостас нового устройства: «вышиной около 6 саженей, а ширина 4 с половиной сажени, поставлен в четыре яруса, а по бокам от северных и южных дверей имеет небольшое углубление в алтарь. Украшающие иконостас 8 колонн первого става и 4 третьего, равно вся узорчатая резьба, покрывающая большую часть его, сплошь вызолочены двойником по гульфарбе, а прочие места иконостаса выкрашены голубою краскою, кроме тумб под колоннами, которые выкрашены под вид мрамора» Царские врата, составленные из набранной на решетчатом столярстве резьбы, вызолочены: «На верху оных врат Дух Святый в виде голубиной, резной, посеребрянный ... Потом выше потир резной позолоченный, окруженный резным же позолоченным сиянием, а далее выше над потиром на резных высеребрянных облаках Господь Саваоф во Славе Своей, окруженный семью резными херувимами, по сторонам которого на карнизах предстоят ему на коленях два резные ангела». Над северной и южной дверями располагались резные позолоченные ангелы «с трубами, на боку их устроено вроде треугольника, в середине которого резное Всевидящее Око». Иконостас был увенчан «резным изображением Воскресения Христа Спасителя, окруженным резным же позолоченным сиянием».

К началу XX в. большинство находившихся в Свято-Вознесенской церкви икон были произведениями нового письма, написанными в XIX веке, за исключением нескольких икон старой живописи, созданных в XVIII в.

Одной из самых древних и ценных была хранившаяся в алтаре икона «Господь Саваоф во Славе Своей с Сыном и Духом Святым» с облетающими 8 Серафимами. По углам доски были изображены благовестники четырёх Евангелистов. На всех изображениях венцы были медные, отбеленные, кроме Духа Святого, двух Серафимов и Благовестников. Эта икона старинной живописи, мерой 1 аршин 3 вершка вышины и 1 аршин 3 вершка ширины, к сожалению, до наших дней не сохранилась.

Свои иконостасы имелись и в приделах Пророка Илии и Николая Чудотворца. В алтаре Пророка Илии находилась старинная икона Муромской Богоматери, написанная ещё в XVII столетии и перенесенная в храм из старой деревянной церкви. Икона, к счастью, сохранилась, она была реставрирована в 1987 году в Москве и в настоящее время хранится в Национальном музее Республики Коми.

Здесь же, в Свято-Вознесенской церкви время от времени выставлялись ещё две драгоценные древние иконы: Параскевы Пятницы из находившейся в Чулибе Пятницкой церкви и Святителя Николая Чудотворца из часовни в деревне Березники. До наших дней дошла лишь копия образа Параскевы Пятницы, сделанная на исходе XIX века, в 1900 году. В 1973 году Коми республиканский краеведческий музей изъял из Ыбской церкви редкие иконы XVII-XVIII вв.: Архангела Гавриила, Святителя Василия Великого, Смоленскую икону Божией Матери, Казанскую икону Божией Матери. В иконостасе церкви была оставлена икона XIX в.: Святителя Стефана Великопермского с преподобными Зосимой и Савватием Соловецкими, чудотворцами.

Иеромонах Трифон (Плотников), настоятель Свято-Вознесенской церкви, ныне архимандрит Антониево–Сийского монастыря в Архангельской области, составил ее описание: «Основа иконы состоит из четырёх досок, размер её 91 на 66 см. Икона выполнена в технике масляных красок, тонкого письма, по манере близка к традиционной русской иконописи конца 19 века. В нижней части изображены во весь рост преподобные Зосима (слева) и Савватий (справа), они в монашеском облачении: подрясник (преподобный Савватий в рясе), поверх мантия. На каждом из них епитрахиль (или двойной орарь) – признак священства. У Зосимы в левой руке развёрнутый свиток с отрывком текста духовного завещания: ”Не скорбите, братие, но по сему разумейте аще угодна дела мои Богу то не оскудеет место сие, токмо любовь имейте”.

У Савватия на правой руке висят чётки. Меж ними в облачении епископа изображён святитель Стефан Пермский, который двумя руками на уровне груди держит Евангелие. На святителе омофор с двумя крестами, фелонь (в обиходе - риза), какую до определённого времени носили и епископы, епитрахиль, ряса и сапожки. Изображение святости (нимбы) над головами Божиих угодников – из сусального золота. Выше над Святыми в пространстве в виде церковной главки поясное изображение Приснодевы Марии и Богомладенца Христа с воздетыми руками. Икона написана в 1897 году и считается редкой, потому что Стефан Пермский крайне редко изображён с Соловецкими Чудотворцами. Авторство написания иконы установить вряд ли возможно, но время написания определяется благодаря надписи по нижнему краю иконы: «Написана сия св. икона в живописной школе Соловецкого Монастыря по заказу и на средства послушника онаго монастыря Пол... Белоголоваго, и освящена на раках Преподобных Зосимы и Савватия 1897 года Апреля 26 дня».

Каким образом икона попала в Свято-Вознесенский храм села Ыб, достоверно не выявлено. Однако известно, что среди братии Соловецкого монастыря были и зыряне, в том числе архитектор -самоучка Феодосий, который был направлен с другими монахами для возобновления Ульяновской пустыни в 1864 году.

Сохранились воспоминания старожилов села Ыб, которые помнили храм до его закрытия в 1936 году и трагические события, связанные со сталинскими репрессиями 30-х годов XX столетия.

Со слов очевидцев, белокаменная церковь с высоким куполом и величественной колокольней была видна со всех холмов округи, ее окружала кирпичная ограда высотой в 1м 20 см и шириной в 20 см, своды храма были расписаны и украшены лепниной. С большой колокольни на храме было видно все село и так высоко, что дух захватывало. Большой колокол в начале раскачивали двумя шестами, а потом уже руками несколько человек. Его звон доносился на 15 верст.

Колегова Александра Петровна (1914 г.р.) рассказывала, что на колокольню вела узенькая кирпичная лестница, колокол висел на двух скрещённых балках, поднималась она туда на Пасху, когда всем желающим разрешалось звонить в колокола. Церковь закрыли 26 ноября 1936 года.

Юлия Егоровна Безносикова (1926 г.р.), вспоминала, что в храме в этот период был колхозный зерновой склад, куда въезжали прямо на лошадях и ссыпали зерно. Через окошко в церковь залетали птички, и колхозный завхоз стрелял в них камешками из рогатки, а камешки попадали в иконы, вдребезги разбивали стёкла на них. В 1940 году в церкви размещали на ночлег идущих по этапу ссыльных поляков. Им в качестве дров предложили жечь иконы, которые лежали штабелями возле печек, но поляки отказались, не смотря на холод.

В год закрытия храма с колокольни убрали колокола. Большой колокол скинуть никак не удавалось, когда, наконец его сбросили, он застрял между арками. Человек десять столкнули его на землю. Здесь колокол взорвали аммоналом, осколки загрузили на баржу, проплыв по реке от перевоза метров 500, напротив сенопункта, баржа утонула. Осколки колокола долгое время торчали из воды. Во дворе церкви оставался большой осколок, затем он куда-то исчез, возможно, сдали в металлолом.

Георгий Иванович Мальцев ( 1931 г.р.) вспоминал, как в 1950-х годах разбирали колокольню. Им, молодым учителям, приказали разобрать колокольню на кирпичи для строительства фундамента и печей в новом здании школы. Кирпич оказался очень прочным, клином выбивали: в свое время его делали в местечке Кирпичсарай по особой технологии. Церковную стену использовали как мишень на стрельбище для военной подготовки. Школа сгорела ровно через десять лет после возведения.

Евдокия Аврамовна Чабанова (1904 г.р.) вспоминала, что в годы сталинских репрессий священника отца Иоанна Головкова выгнали из дома, квартировал он у Александры Архиповны Колеговой. В 1928 году во время церковной службы один из односельчан стрелял в него прямо в алтаре. Пуля прошла мимо сердца, раненого увезли в город в больницу. Но там его не лечили, а раздетого, ещё живого, в страшный мороз вынесли в морг, где он скончался. Ночью два односельчанина привезли его домой.

Отец Иоанн Головков был похоронен перед алтарем Свято-Вознесенского храма.

Постановлением Совмина Коми АССР 7 декабря 1956 года церковь вновь была открыта. Первым настоятелем возрожденной церкви был Илья Константинович Субботин.

В 1961 году церковь временно закрывалась, т.к. в нарушение советского законодательства о культах священник Илия Субботин совершил Пасхальный крестный ход по четырем деревням Ыба и побывал в 25-и крестьянских домах с благословением.

В 70-ые годы настоятелем Свято-Вознесенского храма был отец Сергий Паршуков, бывший фронтовик.

Анна Михайловна Паршукова (1933 г.р.), прихожанка храма, помнит отца Гая, который ремонтировал церковь в 80-ые годы, начал строить двухэтажный дом священника (ныне подворье Ыбского Свято-Серафимовского женского монастыря). Дом достроить он не успел, т.к. был убит в городе Сыктывкаре, где проживала его семья, во время отпуска. Незадолго до смерти на машину, где ехал священник, набросился лось с рогами, и ногами попал в окно машины.

Отец Стефан Луценко приехал сюда после духовной семинарии из Свято-Троицкой Сергиевой лавры. Там какая-то женщина предрекала отцу Стефану, что дальше Ыба он не поедет.

Будучи настоятелем (1985-1993 гг.), о. Трифон достроил колокольню, его стараниями были подняты колокола, построена гостиница для паломников, открыта воскресная школа.

После перевода о. Трифона в Архангельскую область настоятелем возрождающегося из руин Свято-Троицкого Антониево-Сийского мужского монастыря священнослужителем в Ыбский Свято-Вознесенского храм был назначен отец Георгий (Модянов).

Во время его настоятельства продолжалось благоустройство храма, построено здание для воскресной школы, были восстановлены часовни в д. Каргорт, Березники, Степановка, в д. Вадкерос построены часовня и купальня, освящены источники.

Святыни[править | править код]

В храме находятся редкие иконы:

- святителя Стефана Великопермского с преподобными Зосимой и Савватием Соловецкими чудотворцами (XIX век)

- Иоанн Креститель в пустыне (XVII век)

- Моление о Чаше (XVII век).

- Спаса Нерукотворного с ангелами (XVII век)

- фрагмент иконы Архангел Гавриил (XVII век)

Мироточивые иконы:

- Пресвятой Богородицы Знамение

- св. перв. апостолов Петра и Павла.

В храме имеются частицы мощей следующих святых:

- преп. Максима Грека

- свят. Луки архиепископа Крымского (частица гробницы)

- свят. Иннокентия Московского

- муч. вел. княгини Елизаветы (частица гробницы)

- свят. Игнатия Брянчанинова (частица ризы)

- свят. Спиридона Тримифунтского (частица ризы).

Из святынь имеются:

- частица святого Дуба Мамврийского

- поясок, освященный на поясе Пресвятой Богородицы

- старинная ручной работы Плащаница Гроба Господня (XIX век).

Престольные праздники[править | править код]

Вознесение Господне - 40-й день после Пасхи

Как добраться[править | править код]

Адрес: 168226, Республика Коми, Сыктывдинский район, село Ыб, деревня Погост, 69

Электронная почта: otec-georgij@yandex.ru

Проезд: От автовокзала г. Сыктывкар можно проехать на рейсовом автобусе (маршрут 514) до остановки "Центр" в селе Ыб. Время отправления от автовокзала ежедн. в 6:30, 16:30, по пятницам, субботам и воскресениям в 6:30, 12:30, 16:30. Расстояние от Сыктывкара около 60 км.

Паломнику[править | править код]

Информация о расписании богослужений отсутствует. Вы можете помочь в заполнении подраздела.

Фото[править | править код]

Видео[править | править код]

Ссылки[править | править код]

Сайт Вознесенского храма