Храм Космы и Дамиана (Калуга): различия между версиями

Материал из Азбука паломники
Перейти к навигации Перейти к поиску
Нет описания правки
Строка 4: Строка 4:


== История ==
== История ==
Церковь этих святых, видимо, стояла в здешней слободе издавна. А в 1794 г. была возведена ныне стоящая великолепная церковь – в духе петербургского зодчества эпохи Растрелли. По «сходству почерка» предполагается, что и строил её один из учеников Растрелли. 
Главный престол нового храма освятили во имя Спаса Нерукотворного (праздник 16/29 августа), но в народном восприятии церковь осталась под именем Козьмодемьянской, хотя этим святым в ней был посвящён лишь придел (другой придел – свт. Николая).
Из церковных предметов, имевшихся в храме до революции, следует указать Евангелие, напечатанное на синей бумаге (1755 г.), и требник 1658 г. Церковь славилась иконой Божией Матери "Страстная". Это была особая, местночтимая икона, очень древняя. Украшена она была дорогой серебро-вызолоченной ризой, жемчугом и драгоценными камнями. В церкви также находилась Почаевская икона Божией Матери, привезенная из Почаевской лавры. Она висела вверху арки, и раз в неделю, под воскресенье, после всенощной, ее спускали на шнурах вниз. И тогда прихожане получали возможность к ней приложиться.
Уникальная красота не спасла храм от советского вандализма. Служившие здесь священники иеромонах Антоний (Кобелев)и иерей Николай Вылежинский "за антисоветскую агитацию" были арестованы в 1926 году. О. Антоний был сослан в Белгородскую область, где жил до своего расстрела в 1931 г, второйбыл сослан в Нижегородскую область, после чего судьба его не известна.
В 1937 г. храм был окончательно закрыт и оборудован для временного содержания заключённых.
Закрытие храма воинствующими безбожниками сопровождалось кощунствами, святотатством и глумлением над святыней. Пытаясь превратить храм в хлев, комсомольцы решили замазать известью церковные фрески. Когда комсомольцы пришли на следующий день в храм, то увидели, что лики святых сияют ярче прежнего. Тогда они решили замазать иконы масляной краской, но лики святых проступили и через краску. Комсомольцы, увидев, что все их труды остались тщетными, пришли в неописуемую ярость. Один комсомолец схватил молоток и долото и хотел было сбить святые изображения, но не успев нанести ни одного удара упал бездыханным.
Подобное чудо произошло и при снятии колоколов. Когда комсомольцы стали с колокольни сбрасывать колокола, то первый из сбрасывающих упал с колокольни и был раздавлен упавшим на него колоколом.
После закрытия храма, здание стало использоваться как изолятор временного содержания заключенных. Заключенные находились внутри храма, а снаружи стояли вооруженные охранники. При реставрационных работах, проходивших уже в наше время на восточной стене северного придела, на уровне головы человека в стене были обнаружены пулевые отверстия, которые были произведены выстрелами из револьверов. Зная, что в тридцатых годах в храме содержались заключенные, можно предположить, что в храме производились их расстрелы.
В послевоенные годы храм использовался в качестве гаража и хозяйственных складов. В хрущевские времена, когда началась новая волна гонений на Русскую Православную Церковь, храм не тронули из-за его очень красивой, оригинальной архитектуры.
В послевоенные годы в нем был гараж и хозяйственные склады. В 1960 г. храм был объявлен памятником архитектуры и градостроительства республиканского значения. И все это время он использовался в качестве складских помещений вплоть до передачи Церкви. К сожалению, варварское отношение к храму способствовало ее медленному разрушению. Ценности, хранимые в нем ранее, давно бесследно исчезли.
17 июля 1992 г.храм был возвращен Калужской епархии на основании распоряжения администрации Калужской области № 279-р от 3 апреля 1992 г. и является Архиерейским Подворьем.27 августа 1998 г.архиепископом Калужским и Боровским Климентом (Капалиным) в сослужении с епископом Людиновским Георгием (Грязновым) и многочисленным калужским духовенством было совершено освящение престола центрального алтаря, и в храме начались регулярные богослужения.
С 1992 по 1996 гг. настоятелем был протоиерей Николай Суходолов, с 1997 по 2016 гг. – протоиерей Георгий Гафаров, 23 мая 2016 г. настоятелем назначен протоиерей Сергий Третьяков, проректор Калужской духовной семинарии по учебной работе, председатель Отдела по культуре Калужской епархии, кандидат богословия.


== Современное состояние ==
== Современное состояние ==

Версия от 17:16, 27 ноября 2017

Идёт загрузка карты…

Храм Космы и Дамиана был построен в 1794 году. Его внешняя архитектура сильно отличается от других храмов своей выдержанностью, пропорциональностью и изяществом.

История[править | править код]

Церковь этих святых, видимо, стояла в здешней слободе издавна. А в 1794 г. была возведена ныне стоящая великолепная церковь – в духе петербургского зодчества эпохи Растрелли. По «сходству почерка» предполагается, что и строил её один из учеников Растрелли.

Главный престол нового храма освятили во имя Спаса Нерукотворного (праздник 16/29 августа), но в народном восприятии церковь осталась под именем Козьмодемьянской, хотя этим святым в ней был посвящён лишь придел (другой придел – свт. Николая).

Из церковных предметов, имевшихся в храме до революции, следует указать Евангелие, напечатанное на синей бумаге (1755 г.), и требник 1658 г. Церковь славилась иконой Божией Матери "Страстная". Это была особая, местночтимая икона, очень древняя. Украшена она была дорогой серебро-вызолоченной ризой, жемчугом и драгоценными камнями. В церкви также находилась Почаевская икона Божией Матери, привезенная из Почаевской лавры. Она висела вверху арки, и раз в неделю, под воскресенье, после всенощной, ее спускали на шнурах вниз. И тогда прихожане получали возможность к ней приложиться.

Уникальная красота не спасла храм от советского вандализма. Служившие здесь священники иеромонах Антоний (Кобелев)и иерей Николай Вылежинский "за антисоветскую агитацию" были арестованы в 1926 году. О. Антоний был сослан в Белгородскую область, где жил до своего расстрела в 1931 г, второйбыл сослан в Нижегородскую область, после чего судьба его не известна.

В 1937 г. храм был окончательно закрыт и оборудован для временного содержания заключённых.

Закрытие храма воинствующими безбожниками сопровождалось кощунствами, святотатством и глумлением над святыней. Пытаясь превратить храм в хлев, комсомольцы решили замазать известью церковные фрески. Когда комсомольцы пришли на следующий день в храм, то увидели, что лики святых сияют ярче прежнего. Тогда они решили замазать иконы масляной краской, но лики святых проступили и через краску. Комсомольцы, увидев, что все их труды остались тщетными, пришли в неописуемую ярость. Один комсомолец схватил молоток и долото и хотел было сбить святые изображения, но не успев нанести ни одного удара упал бездыханным.

Подобное чудо произошло и при снятии колоколов. Когда комсомольцы стали с колокольни сбрасывать колокола, то первый из сбрасывающих упал с колокольни и был раздавлен упавшим на него колоколом.

После закрытия храма, здание стало использоваться как изолятор временного содержания заключенных. Заключенные находились внутри храма, а снаружи стояли вооруженные охранники. При реставрационных работах, проходивших уже в наше время на восточной стене северного придела, на уровне головы человека в стене были обнаружены пулевые отверстия, которые были произведены выстрелами из револьверов. Зная, что в тридцатых годах в храме содержались заключенные, можно предположить, что в храме производились их расстрелы.

В послевоенные годы храм использовался в качестве гаража и хозяйственных складов. В хрущевские времена, когда началась новая волна гонений на Русскую Православную Церковь, храм не тронули из-за его очень красивой, оригинальной архитектуры.

В послевоенные годы в нем был гараж и хозяйственные склады. В 1960 г. храм был объявлен памятником архитектуры и градостроительства республиканского значения. И все это время он использовался в качестве складских помещений вплоть до передачи Церкви. К сожалению, варварское отношение к храму способствовало ее медленному разрушению. Ценности, хранимые в нем ранее, давно бесследно исчезли.

17 июля 1992 г.храм был возвращен Калужской епархии на основании распоряжения администрации Калужской области № 279-р от 3 апреля 1992 г. и является Архиерейским Подворьем.27 августа 1998 г.архиепископом Калужским и Боровским Климентом (Капалиным) в сослужении с епископом Людиновским Георгием (Грязновым) и многочисленным калужским духовенством было совершено освящение престола центрального алтаря, и в храме начались регулярные богослужения.

С 1992 по 1996 гг. настоятелем был протоиерей Николай Суходолов, с 1997 по 2016 гг. – протоиерей Георгий Гафаров, 23 мая 2016 г. настоятелем назначен протоиерей Сергий Третьяков, проректор Калужской духовной семинарии по учебной работе, председатель Отдела по культуре Калужской епархии, кандидат богословия.

Современное состояние[править | править код]

Святыни[править | править код]

Престольные праздники[править | править код]

Косма и Дамиан Римские, мученики - 14 июля

Как добраться[править | править код]

Адрес: Россия, г. Калуга ул. Суворов 177/16

Телефон: 8(4842)576736

Паломнику[править | править код]

Актуальное расписание богослужений смотрите на сайте храма.

Фото[править | править код]

Видео[править | править код]

Ссылки[править | править код]

Сайт храма Космы и Дамиана