Тихвинский скит Спасо-Преображенского монастыря ("Семь Ключей"): различия между версиями
Natalia (обсуждение | вклад) |
Natalia (обсуждение | вклад) |
||
Строка 4: | Строка 4: | ||
== История == | == История == | ||
Вряд ли найдется на Пензенской земле православный, не слышавший об этом святом месте в Шемышейском районе, между селами Русская Норка и Мордовская Норка, на левом берегу Узы. Его название, «Семь Ключей» или «Семи-Ключи», в переводе с мордовско-эрзянского означает «питьевые ключи» («симемс» по-эрзянски – «пить»). | |||
По преданию, в свое время на Русскую и Мордовскую Норку часто нападали разбойники. Жители молились об избавлении от них Божией Матери, и Она им подала видимый знак своей милости. | |||
Однажды в этих местах проходили трое солдат: двое православных и мусульманин. Вдруг они услышали в стороне шум воды. Подошли поближе, и увидели родники, а на дереве над ними – Тихвинскую икону Божией Матери. Это было на девятую пятницу по Пасхе, на рубеже XVIII-XIX вв. | |||
Солдаты попытались снять икону с дерева. Но только иноверец смог взять ее в руки. Об этом доложили правящему архиерею, и тот сказал, что это – чудо Божие. Солдат-мусульманин после этого случая принял Православие. А Тихвинскую икону перенесли в ближайший храм – в Русскую Норку. | |||
Поток богомольцев был столь велик, что на Семи Ключах в первой трети XIX в. учредили Тихвинскую ярмарку. Она проходила ежегодно с 26 по 28 июня. В 1834 г. на ярмарке побывало около двух тысяч человек – она была самой многолюдной во всем Петровском уезде. | |||
Интерес к святому источнику рос и среди интеллигенции. В 1847 г. «Саратовские губернские ведомости» опубликовали статью «Петровский уезд. Семь Ключей. Из путевых записок». | |||
А по сообщению «Саратовских епархиальных ведомостей», 8 июля 1915 г. верующие пришли на Семь Ключей крестными ходами из десяти окрестных сел, и одиннадцать священников во главе с благочинным совершили молебствие о даровании Российскому воинству победы: шла первая мировая война. «Истинно добрым делом» назвал молебствие епископ Саратовский и Царицынский Палладий. | |||
В эти же годы на Ключах зарождался скит. Около 1910 г. первым здесь выкопал себе землянку и поселился крестьянин из Мордовской Норки Федор Савкин. В документе, предположительно датируемом 1914 г., упоминаются уже три «кельи богомольцев», расположенные «при реке Узе и роднике Семь Ключей», где живут четверо мужчин. Между 1914 и 1917 гг. на родниках была построена и часовня, приписанная к храму Михаила Архангела в селе Русская Норка. Настоятелем церкви с. Русская Норка в те годы был священник Иоанн Руссов, церковным старостой – Петр Занин. | |||
Около 1920 г. на Семь Ключей пришел Илья Массеров, до этого живший в монастыре под Киевом. Примерно в это же время в скиту поселились Гавриил Сурков из Урлейки, Григорий Пронин и Иосиф Шашин из Русской Норки. Были построены две избы, для насельников скита и богомольцев, а в 1926 г. – и небольшая бревенчатая Тихвинская церковь. На ее освящение приезжал последний настоятель Пензенского Спасо-Преображенского монастырь архимандрит Иоанникий (Жарков), а всего на торжество собралось около двадцати тысяч верующих. Никто из насельников скита священного сана не имел, но литургии совершали по воскресным дням и праздникам священники окрестных сел. | |||
С отшельниками поддерживал духовную дружбу святой старец Иоанн Оленевский. Приходившим к нему людям он часто советовал брать для исцеления воду из святого источника. | |||
В эти годы на Семиключье приходили богомольцы за сотни верст – даже из теперешних Барановского и Павловского районов Ульяновской области. На девятую пятницу по Пасхи и на Тихвинскую собиралось до трех тысяч человек. Особенно усердно на Семиключье приходили молиться о дожде во время засух. Женщины из Русской Норки за три версты ползли к источнику на коленях. | |||
Конечно же, всё это не устраивало безбожную власть. В ноябре 1930 г. церковь разобрали и перевезли в Узинское лесничество, где до 1993 г. ее здание использовали как клуб. Гавриил Сурков и Илья Массеров были арестованы на Семи Ключах, Григорий Пронин и Иосиф Шашин – чуть позже в Пензе. Скит прекратил существование. | |||
Но тропинка паломников не зарастала сюда и в эти страшные годы. До начала 50-х гг. на Семи Ключах по-прежнему ежегодно проводили ярмарки. На девятую пятницу сюда собирались не менее 150-200 человек. В 1952-1959 гг. настоятелем церкви в Русской Норке был протоиерей Димитрий Калмыков (1904-1976), немало сделавший ради спасения источника от поругания; в 1975-1986 гг. здесь служил еще один известный духовный подвижник, протоиерей Анатолий Зотов (1930-2000). | |||
С 1961 г. в течение нескольких лет на Семиключье была пасека, затем – летний лагерь скота. Но и тогда сюда собирались в праздники паломники. В 1991 г. возобновилась традиция крестных ходов на девятую пятницу от Пасхи из Русской Норки на Семь Ключей. Сюда любил заезжать архиепископ Пензенский и Кузнецкий Серафим (Тихонов; 1935-2000), чтобы постоять в тиши, помолиться, испить ключевой воды. | |||
В 2000 г. Семиключье было признано памятником природы областного значения. В 2003 г. здесь построили купальню и поставили семь поминальных крестов – в память о пострадавших за Христа насельниках скита. В 2005-2006 гг. от Мордовской Норки была проведена дорога с твердым покрытием. В 2007 г. за сорок дней была построена Тихвинская часовня. | |||
В сентябре 2010 г. на Семи Ключах был образован Тихвинский скит Пензенского Спасо-Преображенского монастыря. Сюда снова вернулись монахи. В 2010-2011 гг. была построена церковь во имя Тихвинской иконы Божией Матери и благоверного князя Александра Невского. Колокола для нее освятил 28 июля 2011 г. митрополит Астанайский и Казахстанский Александр. В 2013 г. был заложен фруктовый сад. В 2012-2014 гг. построили братский корпус. | |||
== Современное состояние == | == Современное состояние == |
Версия от 14:06, 4 июля 2017
История[править | править код]
Вряд ли найдется на Пензенской земле православный, не слышавший об этом святом месте в Шемышейском районе, между селами Русская Норка и Мордовская Норка, на левом берегу Узы. Его название, «Семь Ключей» или «Семи-Ключи», в переводе с мордовско-эрзянского означает «питьевые ключи» («симемс» по-эрзянски – «пить»).
По преданию, в свое время на Русскую и Мордовскую Норку часто нападали разбойники. Жители молились об избавлении от них Божией Матери, и Она им подала видимый знак своей милости.
Однажды в этих местах проходили трое солдат: двое православных и мусульманин. Вдруг они услышали в стороне шум воды. Подошли поближе, и увидели родники, а на дереве над ними – Тихвинскую икону Божией Матери. Это было на девятую пятницу по Пасхе, на рубеже XVIII-XIX вв.
Солдаты попытались снять икону с дерева. Но только иноверец смог взять ее в руки. Об этом доложили правящему архиерею, и тот сказал, что это – чудо Божие. Солдат-мусульманин после этого случая принял Православие. А Тихвинскую икону перенесли в ближайший храм – в Русскую Норку.
Поток богомольцев был столь велик, что на Семи Ключах в первой трети XIX в. учредили Тихвинскую ярмарку. Она проходила ежегодно с 26 по 28 июня. В 1834 г. на ярмарке побывало около двух тысяч человек – она была самой многолюдной во всем Петровском уезде.
Интерес к святому источнику рос и среди интеллигенции. В 1847 г. «Саратовские губернские ведомости» опубликовали статью «Петровский уезд. Семь Ключей. Из путевых записок».
А по сообщению «Саратовских епархиальных ведомостей», 8 июля 1915 г. верующие пришли на Семь Ключей крестными ходами из десяти окрестных сел, и одиннадцать священников во главе с благочинным совершили молебствие о даровании Российскому воинству победы: шла первая мировая война. «Истинно добрым делом» назвал молебствие епископ Саратовский и Царицынский Палладий.
В эти же годы на Ключах зарождался скит. Около 1910 г. первым здесь выкопал себе землянку и поселился крестьянин из Мордовской Норки Федор Савкин. В документе, предположительно датируемом 1914 г., упоминаются уже три «кельи богомольцев», расположенные «при реке Узе и роднике Семь Ключей», где живут четверо мужчин. Между 1914 и 1917 гг. на родниках была построена и часовня, приписанная к храму Михаила Архангела в селе Русская Норка. Настоятелем церкви с. Русская Норка в те годы был священник Иоанн Руссов, церковным старостой – Петр Занин.
Около 1920 г. на Семь Ключей пришел Илья Массеров, до этого живший в монастыре под Киевом. Примерно в это же время в скиту поселились Гавриил Сурков из Урлейки, Григорий Пронин и Иосиф Шашин из Русской Норки. Были построены две избы, для насельников скита и богомольцев, а в 1926 г. – и небольшая бревенчатая Тихвинская церковь. На ее освящение приезжал последний настоятель Пензенского Спасо-Преображенского монастырь архимандрит Иоанникий (Жарков), а всего на торжество собралось около двадцати тысяч верующих. Никто из насельников скита священного сана не имел, но литургии совершали по воскресным дням и праздникам священники окрестных сел.
С отшельниками поддерживал духовную дружбу святой старец Иоанн Оленевский. Приходившим к нему людям он часто советовал брать для исцеления воду из святого источника.
В эти годы на Семиключье приходили богомольцы за сотни верст – даже из теперешних Барановского и Павловского районов Ульяновской области. На девятую пятницу по Пасхи и на Тихвинскую собиралось до трех тысяч человек. Особенно усердно на Семиключье приходили молиться о дожде во время засух. Женщины из Русской Норки за три версты ползли к источнику на коленях.
Конечно же, всё это не устраивало безбожную власть. В ноябре 1930 г. церковь разобрали и перевезли в Узинское лесничество, где до 1993 г. ее здание использовали как клуб. Гавриил Сурков и Илья Массеров были арестованы на Семи Ключах, Григорий Пронин и Иосиф Шашин – чуть позже в Пензе. Скит прекратил существование.
Но тропинка паломников не зарастала сюда и в эти страшные годы. До начала 50-х гг. на Семи Ключах по-прежнему ежегодно проводили ярмарки. На девятую пятницу сюда собирались не менее 150-200 человек. В 1952-1959 гг. настоятелем церкви в Русской Норке был протоиерей Димитрий Калмыков (1904-1976), немало сделавший ради спасения источника от поругания; в 1975-1986 гг. здесь служил еще один известный духовный подвижник, протоиерей Анатолий Зотов (1930-2000).
С 1961 г. в течение нескольких лет на Семиключье была пасека, затем – летний лагерь скота. Но и тогда сюда собирались в праздники паломники. В 1991 г. возобновилась традиция крестных ходов на девятую пятницу от Пасхи из Русской Норки на Семь Ключей. Сюда любил заезжать архиепископ Пензенский и Кузнецкий Серафим (Тихонов; 1935-2000), чтобы постоять в тиши, помолиться, испить ключевой воды.
В 2000 г. Семиключье было признано памятником природы областного значения. В 2003 г. здесь построили купальню и поставили семь поминальных крестов – в память о пострадавших за Христа насельниках скита. В 2005-2006 гг. от Мордовской Норки была проведена дорога с твердым покрытием. В 2007 г. за сорок дней была построена Тихвинская часовня.
В сентябре 2010 г. на Семи Ключах был образован Тихвинский скит Пензенского Спасо-Преображенского монастыря. Сюда снова вернулись монахи. В 2010-2011 гг. была построена церковь во имя Тихвинской иконы Божией Матери и благоверного князя Александра Невского. Колокола для нее освятил 28 июля 2011 г. митрополит Астанайский и Казахстанский Александр. В 2013 г. был заложен фруктовый сад. В 2012-2014 гг. построили братский корпус.
Современное состояние[править | править код]
Святыни[править | править код]
- Семь чтимых источников
- Чудотворный образ Тихвинской иконы Божией Матери
Престольные праздники[править | править код]
Икона Пресвятой Богородицы "Тихвинская" - 9 июля
Александр Невский, благоверный князь - 6 декабря
Как добраться[править | править код]
Адрес: Шемышейский район, с. Мордовская Норка, 3 км. к югу-западу от села, Левый берег р. Узы. Добраться до «Семи Ключей» можно только по грунтовой дороге, через Русскую или Мордовскую Норку.
Телефон: 8 (927) 394-71-62.
Паломнику[править | править код]
Расписание богослужений:
Литургия совершается ежедневно в 9.00, вечерние богослужения — ежедневно в 17.00.
Фото[править | править код]
Видео[править | править код]
Ссылки[править | править код]
Тихвинский скит Спасо-Преображенского монастыря