|
|
Строка 1: |
Строка 1: |
| {{Местоположение|локация= 53.248029, 50.243464|вид=Приходской храм}} | | {{Местоположение|локация= 53.248029, 50.243464|вид=Приходской храм}} |
| [[Файл:Храм в честь Трех Святителей (Самара).jpg|alt=Храм в честь Трех Святителей (Самара)|thumb|300x300px|]] | | [[Файл:Храм в честь Трех Святителей (Самара) 2.jpg|alt=Храм в честь Трех Святителей (Самара)|thumb|300x300px|]] |
| '''Храм в честь Трех Святителей''' — [[Аннотация::православный храм, построенный на месте обретения иконы Казанской Божией Матери]]. | | '''Храм в честь Трех Святителей''' — [[Аннотация::православный храм, построенный на месте обретения иконы Казанской Божией Матери]]. |
| == История == | | == История == |
| Однажды в сквере, который сохранился и сейчас рядом с храмом Трех Святителей, бабушка гуляла вечером со своим внуком, подверженным тяжелому неизлечимому недугу. И вдруг она увидела рядом с дорожкой среди деревьев светящуюся икону Божией Матери. С тех пор икона появлялась здесь каждый вечер, и женщина наконец решила забрать ее. Знакомые посоветовали ей отдать икону в церковь, и женщина передала ее в храм Петра и Павла.
| | 2 марта 2007 года, в дни Великого поста, ''Архиепископ Самарский и Сызранский Сергий'' отслужил первую Архиерейскую Божественную литургию в храме Трех Святителей. |
| Вскоре об этом узнала ''Валентина Аркадьевна Широкова'', библиотекарь местной школы №47. Валентина Аркадьевна добивалась открытия в 15-м микрорайоне Самары Православной часовни, и известие о появлении иконы еще больше укрепило ее в этом решении.
| |
| | |
| ''Валентина Аркадьевна'' утверждает, что нашла в архивах свидетельства жителей домов, расположенных рядом со сквером. В документах рассказывалось о том, как в годы репрессий в сквере по ночам звучали выстрелы и к дому лесника привозили людей, одетых в рясы священников. Поэтому Валентина Аркадьевна хлопотала в разных инстанциях о том, чтобы часовня была построена на возможном месте расстрелов священников. В этом поддержали ее и ученики, которые молились о строительстве часовни прямо в классе, стоя на коленях. А Господь слышит детскую молитву как, может быть, ничью другую…
| |
| | |
| Несколько лет назад территорию сквера хотели получить в свои владения банкиры и местные предприниматели. Одни желали построить здесь новое здание банка, другие — кафе. Но власти неожиданно отдали это место все-таки под церковь. «Эта земля не запятнана, — говорит супруга клирика этого храма протоиерея Геннадия Феоктистова матушка Нина. — Она только окровавлена».
| |
| | |
| А собственно, началась эта удивительная история в крохотном нефтяном государстве Ближнего Востока — Объединенных Арабских Эмиратах. Сюда, на Аравийский полуостров, жительница Самарской области ''Елена Калюжная'' приехала в 1996 году с намерением организовать свой бизнес. «В знойной пустыне скорее оазис появится, чем женщина станет руководителем». Эту восточную поговорку она опровергла добросовестной работой и безупречной репутацией. Вскоре Елена Калюжная возглавила авиационную компанию «Интал Авиа».
| |
| | |
| В 2000 году, когда финансовое положение компании достаточно укрепилось, позвонили неизвестные и потребовали от президента Калюжной выплатить им два миллиона долларов. Судя по всему, звонили представители одной из племенных банд, которые предупредили: в случае невыполнения их требований госпожа Калюжная будет похищена и убита. Пострадают и ее близкие.
| |
| | |
| Елена Николаевна хорошо знала, что это не пустые угрозы. Уже были случаи, когда преуспевающие бизнесмены-иностранцы исчезали навсегда в песках пустыни, другие из-за угроз сворачивали бизнес и уезжали. Женщине-иностранке, да еще Православного вероисповедания невыполнение бандитских требований грозило неминуемой бедой. Власти страны хотя и предприняли ряд защитительных мер, дать полную гарантию безопасности не могли.
| |
| | |
| «Мама, что делать?» — позвонила она в Новокуйбышевск. ''Валентина Гавриловна'' поначалу растерялась, расплакалась. Но потом женщины вспомнили о своем родственнике — священнике ''Геннадии Феоктистове'' и немного успокоились. «Дочка, мы с тобой верующие, давай поступим так, как скажет батюшка».
| |
| Выслушав взволнованный рассказ двоюродной сестры, митрофорный протоиерей ''Геннадий Феоктистов'' на коленях стал просить Господа открыть Свою волю. А потом объявил: Лене необходимо взять обет и исполнить его.
| |
| | |
| Обет у христиан означает торжественное обещание, обязательство сделать какое-либо доброе дело во славу Божию. Какое — зависит от свободной воли самого христианина. В старину на Руси часто давали обеты — при угрозе жизни, в бедствиях, во время голода, эпидемий, войн. Обет — это всегда самоотвержение, подвиг. Неисполнение свободно данного обета — тяжкий грех перед Господом, что нередко заканчивалось трагически.
| |
| | |
| Отец Геннадий назвал несколько возможных для племянницы обетов: продолжительный пост, поездка на Святую Землю, лепта на строительство храма… Елене Николаевне достаточно было выбрать только один, но она все обдумала и, посоветовавшись с близкими, взяла тройной обет.
| |
| | |
| Но теперь уже заволновался ''протоиерей Геннадий Феоктистов''. И вскоре, проделав неблизкий путь, он прилетел к племяннице.
| |
| | |
| — Лену нужно было поддержать, — рассказывает отец Геннадий. — Мы вместе много молились, читали Евангелие. На берегу Индийского океана говорили о вечном и о насущном. Потом Лена начала поститься, исповедалась, а позднее отправилась на Святую Землю. Мы твердо верили, что Господь нас не оставит.
| |
| О той поездке в Объединенные Арабские Эмираты отец Геннадий вспоминает с воодушевлением:
| |
| | |
| — По улицам я ходил в рясе, с крестом на груди. Арабы, конечно, не могли скрыть своего изумления при виде Православного священника, но относились ко мне подчеркнуто уважительно. Как-то Лена пригласила в гости одного из правителей государства — шейха. Перед тем как сесть за стол, я прочитал молитву, осенил крестным знамением еду — гости восприняли это с пониманием.
| |
| | |
| …Между тем время шло, а звонков и угроз больше не было. ''Елена Николаевна'' никогда не задумывалась над тем, что могло произойти с ее несостоявшимися похитителями. Жила радостным сознанием того, что Господь ее услышал, что Он рядом. Но теперь предстояло исполнить самый трудный обет — построить Православный храм. Строить решила в России, в городе Кинеле Самарской области, где и служил ее дядя протоиерей Геннадий Феоктистов. Но местные власти неожиданно отказали. И тогда ''Архиепископ Самарский и Сызранский Сергий'' благословил ''Елену Николаевну'' и ее мать ''Валентину Гавриловну Таран'' строить деревянный храм в Кировском районе Самары. Шел 2000 год.
| |
| | |
| — Лена присылала деньги, а я на них в Ульяновской области приобретала бревна, — как-то буднично рассказывает ''Валентина Гавриловна''. — За куполами ездила в Челябинск. Везде нужен был глаз и пригляд. Много чего довелось испытать…
| |
| | |
| Сначала была построена часовня, а потом семикупольный храм в традициях русского Севера. Он по праздникам вмещает до пятисот человек.
| |
| Шесть лет трудов, молитв и надежд… За это время Валентина Гавриловна, уже будучи пенсионеркой, освоила специальности проектировщика, строителя, подрядчика, снабженца, бухгалтера… Пока строился храм, она сама духовно возрастала, окрестила всех своих родственников, многим помогла прийти к Православной вере.
| |
| | |
| Главным строителем этого прекрасного храма мать и дочь называют Господа. ''Елена Николаевна'', несмотря на занятость и дальнее расстояние, много раз прилетала в Самару на строительство, вникала во все нужды. О ее хлопотах по строительству христианской святыни узнали в Объединенных Арабских Эмиратах. Высшая знать этого государства выразила свое одобрение, а шейх неожиданно предложил ей участвовать также в строительстве первой Православной церкви на Аравийском полуострове.
| |
| | |
| Сейчас нередко говорят о том, что такая-то церковь построена «без единого гвоздя». Самый известный, знакомый нам еще по школьным хрестоматиям пример — Кижи. Но автору этих строк до сих пор не удавалось услышать или прочитать о том, как все-таки строят или строили деревянные здания без единого гвоздя. Секрет этого мастерства раскрыл мне ''староста прихода'' Трех Святителей ''Михаил'':
| |
| «Когда говорят «без единого гвоздя», имеют в виду металлические гвозди, — объясняет Михаил. — А здесь бревна в стенах скреплены между собой своего рода деревянными «гвоздями»-костылями не круглой, а прямоугольной формы, 35 миллиметров в поперечнике.
| |
| | |
| Стены храма, выложенные из самых больших, десятиметровых сосновых и еловых бревен, возводила ульяновская бригада строителей. Они уже имели опыт такого строительства в Прибрежном, когда там возводился храм во имя Новомучеников и Исповедников Российских. Этот опыт им пригодился. А стены, окна, потолки, «небо» делали Михаил и его помощники.
| |
| | |
| Первыми подручными Михаила были его взрослые внуки — помогали деду возводить алтарь в церкви Царицы Елены. Потом пришли помочь еще несколько мужчин. Михаил разбирается и в плотницком, и в столярном деле, хотя его основная специальность — электрик. Именно по этой части его и пригласили помочь в строительстве храма. Но вскоре он уже руководил всем строительством — стал церковным старостой. «В строительстве нам помогала Богородица, — уверенно говорят прихожане. — Ну и, конечно, наш староста Михаил».
| |
| | |
| Количество помощников Михаила возрастало. Однажды привезли раствор, которым нужно было заполнить вручную котлован для фундамента — ни много ни мало 400 квадратных метров. И вдруг — староста не поверил своим глазам — у котлована появились несколько десятков мужчин с лопатами, из местных жителей. Так постепенно протаптывались новые тропинки к храму.
| |
| | |
| А ведь и тропинки к храму нужно заасфальтировать. Местная власть выделила на строительство 250 тысяч рублей. Строители посчитали: этих денег как раз хватило на то, чтобы заасфальтировать дорожки. Но им сообщили, что деньги эти… потеряли. Выделенные средства до храма так и не дошли. Так что церковь Трех Святителей построена не только без единого гвоздя, но и без единого рубля от власти. Ну что ж, и гвозди, и рубли делают из металла. Само слово «рубль» пошло от того, что на Руси металл рубили на куски, которые считались деньгами. А тут и без гвоздей, и без рублей работали люди.
| |
| | |
| 2 марта 2007 года, в дни Великого поста, ''Архиепископ Самарский и Сызранский Сергий'' отслужил первую Архиерейскую Божественную литургию в храме Трех Святителей. Правящий Архиерей поблагодарил ''Валентину Гавриловну'' и ''Елену Николаевну'' за труды по возрождению Православия на Самарской земле. | |
| | |
| — Да, было много искушений в ходе строительства, — вспоминает ''настоятель прихода Трех Святителей священник Алексий Гладун''. — Но в результате в храме остались самые преданные приходу люди. Теперь мы настоящая Православная семья. Сила Божья в немощи человеческой совершается.
| |
| | |
| ''Олег Бедула'' и ''Валерий Рязанов''
| |
| | |
| Самара, 09.03.2007
| |
| | |
| == Святыни == | | == Святыни == |
| '''Главная святыня Храма - частицы мощей''': | | '''Главная святыня Храма - частицы мощей''': |