Категория:Украина: различия между версиями
Natalia (обсуждение | вклад) Нет описания правки |
Natalia (обсуждение | вклад) Нет описания правки |
||
Строка 7: | Строка 7: | ||
Христианство начало проникать на территорию, где позже расположилась Украина, ещё в I веке. Очагом его первоначального распространения был Крым (Таврика), который в то время принадлежал Риму. Сюда приезжали легендарные миссионеры (Апостол Андрей) и сюда ссылали за исповедание веры (Климент I). Одними из первых групп местночтимых святых являются Священномученики Херсонесские. В IV веке после легализации христианства в Римской империи на территории Крыма были созданы первые епархии в Херсонесе и Босфоре, представители которых участвовали в первых Вселенских соборах. В IV веке благодаря готам (епископ Вульфила) христианство широко распространилось по территории будущей Украины, но вскоре было ослаблено миграционными волнами азиатских кочевников. | Христианство начало проникать на территорию, где позже расположилась Украина, ещё в I веке. Очагом его первоначального распространения был Крым (Таврика), который в то время принадлежал Риму. Сюда приезжали легендарные миссионеры (Апостол Андрей) и сюда ссылали за исповедание веры (Климент I). Одними из первых групп местночтимых святых являются Священномученики Херсонесские. В IV веке после легализации христианства в Римской империи на территории Крыма были созданы первые епархии в Херсонесе и Босфоре, представители которых участвовали в первых Вселенских соборах. В IV веке благодаря готам (епископ Вульфила) христианство широко распространилось по территории будущей Украины, но вскоре было ослаблено миграционными волнами азиатских кочевников. | ||
Спустя века распространению христианства на Руси способствовало её соседство с христианской державой — Византийской империей. Известно, что христианская община существовала в Киеве уже во второй половине IX века. Её появление обычно связывают с так называемым Фотиевым крещением Руси в первой половине 860-х годов. Ряд историков церкви предполагает, что первыми крестителями русских могли быть братья Кирилл и Мефодий во время своей миссии в Хазарию (860—861). По византийским источникам, с 862/863 существовала «епархия Росия», впоследствии «митрополия Росия». По некоторым источникам, в том же 862 году в Киеве была установлена епископская кафедра: первым епископом, со ссылкой на византийские источники, называется «Архиепископ Алексий, присланный Патриархом Фотием»; достоверных данных о киевских епископах вплоть до конца X века нет. | |||
Согласно агиографической литературе (см. прологи и Минею на 12 июля) | Согласно агиографической литературе (см. прологи и Минею на 12 июля), в 983 году от рук киевских язычников мученически погибли Феодор и Иоанн, почитаемые Русскою церковью как первомученики Российские. | ||
Крещение киевлян К. Лебедев. | Крещение киевлян К. Лебедев. | ||
Киевская великая княгиня Ольга в 957 (или 954/955) году приняла крещение в Константинополе. Её внук — князь Киевский Владимир, согласно летописным рассказам, крестился в Херсонесе Таврическом, получив имя Василий, в честь святого Василия Великого, а также в честь своего восприемника, Ромейского императора Василия. Традиционная историография относит Крещение Руси к 988 году, хотя, по мнению некоторых церковных историков, есть основания полагать 987 более вероятной датой | Киевская великая княгиня Ольга в 957 (или 954/955) году приняла крещение в Константинополе. Её внук — князь Киевский Владимир, согласно летописным рассказам, крестился в Херсонесе Таврическом, получив имя Василий, в честь святого Василия Великого, а также в честь своего восприемника, Ромейского императора Василия. Традиционная историография относит Крещение Руси к 988 году, хотя, по мнению некоторых церковных историков, есть основания полагать 987 более вероятной датой. | ||
Первые пять столетий Русская церковь была одной из митрополий Константинопольского Патриархата. Возглавлявший русскую иерархию Киевский и всея России митрополит назначался Константинопольским Патриархом из греков, но в 1051 году киевский князь Ярослав Мудрый сумел добиться поставления на первосвятительский престол первого русского — митрополита Илариона, одного из самых образованных людей того времени. | Первые пять столетий Русская церковь была одной из митрополий Константинопольского Патриархата. Возглавлявший русскую иерархию Киевский и всея России митрополит назначался Константинопольским Патриархом из греков, но в 1051 году киевский князь Ярослав Мудрый сумел добиться поставления на первосвятительский престол первого русского — митрополита Илариона, одного из самых образованных людей того времени. | ||
Строка 21: | Строка 21: | ||
В 1352—1362 годах к области литовских митрополитов (в том числе в 1355—1362 году утверждённого в Константинополе) относился и Киев. В 1370-е годы вновь было три митрополита, но к концу века области были вновь объединены. | В 1352—1362 годах к области литовских митрополитов (в том числе в 1355—1362 году утверждённого в Константинополе) относился и Киев. В 1370-е годы вновь было три митрополита, но к концу века области были вновь объединены. | ||
К началу XV века земли Руси в основном | К началу XV века земли Руси в основном относились к трём государствам: северо-западные к Новгородской республике, юго-западные земли, включая Киев, оказались в составе Великого княжества Литовского, а северо-восточные — в составе Великого княжества Московского. Правители великих княжеств не только желали иметь «своего» митрополита, но и были заинтересованы в том, чтобы его влияние распространялось на все земли, где были православные епархии. | ||
В 1441 году в Великом княжестве Московском был схвачен в Москве и затем бежал признавший Флорентийскую унию митрополит Киевский и всея Руси Исидор. В 1448 году собором русских епископов был избран в Москве новый митрополит Киевский и всея Руси Иона (возможно наречённый ещё в 1436 году патриархом при посвящении Исидора). Поставление Ионы считается началом фактической самостоятельности (автокефалии) северо-восточных русских епархий, хотя и не вызвало возражений со стороны Константинополя и было признано великим князем Литовским Казимиром IV (1451), санкционировавшим подчинение литовско-русских епархий митрополиту Ионе[2]. Исидор только в 1458 году отказался от титула митрополита Киевского и всея Руси в пользу своего ученика Григория (Болгарина), которого бывший константинопольский патриарх Григорий III Мамма назначил на западные русские земли с кафедрой в Киеве. Он и его преемники стали носить титул митрополитов Киевских, Галицких и всея Руси. По смерти Ионы (1461) избранный в Москве митрополит Феодосий и его преемники стали носить титул митрополитов Московских и всея Руси, сохранив лишь формальное подчинение Константинополю. | В 1441 году в Великом княжестве Московском был схвачен в Москве и затем бежал признавший Флорентийскую унию митрополит Киевский и всея Руси Исидор. В 1448 году собором русских епископов был избран в Москве новый митрополит Киевский и всея Руси Иона (возможно наречённый ещё в 1436 году патриархом при посвящении Исидора). Поставление Ионы считается началом фактической самостоятельности (автокефалии) северо-восточных русских епархий, хотя и не вызвало возражений со стороны Константинополя и было признано великим князем Литовским Казимиром IV (1451), санкционировавшим подчинение литовско-русских епархий митрополиту Ионе[2]. Исидор только в 1458 году отказался от титула митрополита Киевского и всея Руси в пользу своего ученика Григория (Болгарина), которого бывший константинопольский патриарх Григорий III Мамма назначил на западные русские земли с кафедрой в Киеве. Он и его преемники стали носить титул митрополитов Киевских, Галицких и всея Руси. По смерти Ионы (1461) избранный в Москве митрополит Феодосий и его преемники стали носить титул митрополитов Московских и всея Руси, сохранив лишь формальное подчинение Константинополю. | ||
Строка 45: | Строка 45: | ||
=== Современное состояние === | === Современное состояние === | ||
Украи́нская Правосла́вная Це́рковь ( | Православие исповедует большинство практикующих верующих Украины и | ||
подавляющее большинство в центральных, восточных и южных регионах | |||
страны. Украи́нская Правосла́вная Це́рковь (часто с неофициальным уточнением — Украинская Православная Церковь (Московского патриархата)) - наибольшая по численности верующих, приходов и священнослужителей православная церковь на Украине. Согласно Уставу Русской православной церкви, в составе РПЦ она имеет статус самоуправляемой и обладает правами широкой автономии. Состоит в каноническом общении со всеми поместными православными церквями. | |||
По данным, приведённым 25 июня 2008 года на Архиерейском Соборе РПЦ митрополитом Владимиром, «Украинская Церковь состоит из 43 епархий, которые управляются 54 архиереями (из них 43 правящих и 11 викарных), и насчитывает около 10.900 реальных общин. В Украинской Православной Церкви несет послушание 8 962 священнослужителя (из них 8.517 священников и 445 диаконов), действуют 20 учебных заведений (одна академия, 7 семинарий и 12 училищ), 3 850 воскресных школ. 4.650 монашествующих подвизается в 175 монастырях, из которых 85 мужских и 90 женских». | |||
По данным, приведённым 25 июня 2008 года на Архиерейском Соборе РПЦ митрополитом Владимиром | |||
За исключением трёх областей Галичины (Львовской, Ивано-Франковской и Тернопольской), УПЦ является доминирующей конфессией на всей территории страны. | За исключением трёх областей Галичины (Львовской, Ивано-Франковской и Тернопольской), УПЦ является доминирующей конфессией на всей территории страны. |
Версия от 23:28, 1 июля 2015
Украи́на (укр. Україна) — государство в Восточной Европе. Граничит с Белоруссией на севере, Польшей, Словакией и Венгрией — на западе, Румынией и Молдавией — на юго-западе, Россией на востоке и северо-востоке. На юге и юго-востоке омывается Чёрным и Азовским морями. Население, по данным государственной службы статистики Украины на 1 мая 2015 года — 42 684 469 постоянных жителей и 42 854 106 человек наличного населения, территория в рамках конституционного устройства страны — 603 549 км². Украина — унитарное государство, регионами которого являются 24 области, 1 автономная республика (АР Крым) и 2 города, имеющие специальный статус: Киев и Севастополь. Подробнее: Административное деление Украины. Большая часть верующих исповедует православие. Столица — Киев. Государственный язык — украинский.
Православие в Украине[править | править код]
История[править | править код]
Христианство начало проникать на территорию, где позже расположилась Украина, ещё в I веке. Очагом его первоначального распространения был Крым (Таврика), который в то время принадлежал Риму. Сюда приезжали легендарные миссионеры (Апостол Андрей) и сюда ссылали за исповедание веры (Климент I). Одними из первых групп местночтимых святых являются Священномученики Херсонесские. В IV веке после легализации христианства в Римской империи на территории Крыма были созданы первые епархии в Херсонесе и Босфоре, представители которых участвовали в первых Вселенских соборах. В IV веке благодаря готам (епископ Вульфила) христианство широко распространилось по территории будущей Украины, но вскоре было ослаблено миграционными волнами азиатских кочевников.
Спустя века распространению христианства на Руси способствовало её соседство с христианской державой — Византийской империей. Известно, что христианская община существовала в Киеве уже во второй половине IX века. Её появление обычно связывают с так называемым Фотиевым крещением Руси в первой половине 860-х годов. Ряд историков церкви предполагает, что первыми крестителями русских могли быть братья Кирилл и Мефодий во время своей миссии в Хазарию (860—861). По византийским источникам, с 862/863 существовала «епархия Росия», впоследствии «митрополия Росия». По некоторым источникам, в том же 862 году в Киеве была установлена епископская кафедра: первым епископом, со ссылкой на византийские источники, называется «Архиепископ Алексий, присланный Патриархом Фотием»; достоверных данных о киевских епископах вплоть до конца X века нет.
Согласно агиографической литературе (см. прологи и Минею на 12 июля), в 983 году от рук киевских язычников мученически погибли Феодор и Иоанн, почитаемые Русскою церковью как первомученики Российские. Крещение киевлян К. Лебедев.
Киевская великая княгиня Ольга в 957 (или 954/955) году приняла крещение в Константинополе. Её внук — князь Киевский Владимир, согласно летописным рассказам, крестился в Херсонесе Таврическом, получив имя Василий, в честь святого Василия Великого, а также в честь своего восприемника, Ромейского императора Василия. Традиционная историография относит Крещение Руси к 988 году, хотя, по мнению некоторых церковных историков, есть основания полагать 987 более вероятной датой.
Первые пять столетий Русская церковь была одной из митрополий Константинопольского Патриархата. Возглавлявший русскую иерархию Киевский и всея России митрополит назначался Константинопольским Патриархом из греков, но в 1051 году киевский князь Ярослав Мудрый сумел добиться поставления на первосвятительский престол первого русского — митрополита Илариона, одного из самых образованных людей того времени. С самого начала официального распространения христианства начали учреждаться монастыри: в 1051 году преподобный Антоний Печерский принёс в Киев традиции афонского монашества, основав знаменитый Киево-Печерский монастырь, ставший средоточием духовной жизни древнерусского государства в домонгольский период. Монастыри играли роль религиозно-культурных центров. В них, в частности, велись летописи, донесшие до наших дней сведения о знаменательных исторических событиях; процветали иконопись и искусство книжного писания.
С 1299 года, в результате запустения Киева после его разгрома татаро-монголами (1240 г.), митрополиты Киевские и всея Руси избирали своей резиденцией Владимир-на-Клязьме (а с 1325 года Москву). С конца XIII—начала XIV века отдельные митрополии существовали с перерывами в Великом княжестве Литовском и в Галицко-Волынском княжестве (с 1303).
В 1352—1362 годах к области литовских митрополитов (в том числе в 1355—1362 году утверждённого в Константинополе) относился и Киев. В 1370-е годы вновь было три митрополита, но к концу века области были вновь объединены.
К началу XV века земли Руси в основном относились к трём государствам: северо-западные к Новгородской республике, юго-западные земли, включая Киев, оказались в составе Великого княжества Литовского, а северо-восточные — в составе Великого княжества Московского. Правители великих княжеств не только желали иметь «своего» митрополита, но и были заинтересованы в том, чтобы его влияние распространялось на все земли, где были православные епархии.
В 1441 году в Великом княжестве Московском был схвачен в Москве и затем бежал признавший Флорентийскую унию митрополит Киевский и всея Руси Исидор. В 1448 году собором русских епископов был избран в Москве новый митрополит Киевский и всея Руси Иона (возможно наречённый ещё в 1436 году патриархом при посвящении Исидора). Поставление Ионы считается началом фактической самостоятельности (автокефалии) северо-восточных русских епархий, хотя и не вызвало возражений со стороны Константинополя и было признано великим князем Литовским Казимиром IV (1451), санкционировавшим подчинение литовско-русских епархий митрополиту Ионе[2]. Исидор только в 1458 году отказался от титула митрополита Киевского и всея Руси в пользу своего ученика Григория (Болгарина), которого бывший константинопольский патриарх Григорий III Мамма назначил на западные русские земли с кафедрой в Киеве. Он и его преемники стали носить титул митрополитов Киевских, Галицких и всея Руси. По смерти Ионы (1461) избранный в Москве митрополит Феодосий и его преемники стали носить титул митрополитов Московских и всея Руси, сохранив лишь формальное подчинение Константинополю.
В 1470 году сан Григория был подтвержден новым Константинопольским патриархом Дионисием I (греч.)русск., и в том же году новгородцы сочли нужным отправить кандидата на место умершего архиепископа Ионы на поставление в сан не к московскому митрополиту, а к киевскому, что стало главной причиной первого похода Ивана III на Новгород (1471). Софийский собор в Киеве Кафедральный собор Киевской митрополии
В 1569 году Великое княжество Литовское, в результате Люблинской унии, вошло в состав Речи Посполитой, утратив при этом часть государственности. Южные земли княжества, включая Волынь и Киев, отошли к польской короне.
В 1596 году была заключена Брестская уния иерархов киевской митрополии с римской католической церковью.
В 1595 году большая часть епископата и клира Киевской (западнорусской) митрополии приняли Брестскую унию с римско-католической церковью, сохранив богослужение византийской литургической традиции на церковнославянском языке.
До восстановления православной Киевской митрополии в 1620 году, когда православные киевские митрополиты вновь стали носить титул митрополита Киевского и всея Руси.
В 1620 году Иерусалимский патриарх Феофан III посвятил нового митрополита Киевского и всея Руси (а также епископов на другие кафедры).
В XVII веке с продолжением расширения Русского государства на запад и юг, в его состав на правах автономии вошли территории левoбережных епархий Киевской митрополии (Киевская и Черниговская епархии), что привело к естественному конфликту, осложнявшемуся борьбой грекокатоликов и православных в большинстве епархий: Луцкой, Львовской, Перемышльской и Могилёвско-Мстиславской. В 1668 году[источник не указан 506 дней] Константинопольский собор закрепил[источник не указан 506 дней] за Московским патриархом права наместничества над Киевской митрополией. 27 января 1688 года титул Киевского митрополита был изменён на «Киевский, Галицкий и Малыя России», что отражало фактический переход Киевской митрополии Константинопольского патриархата в состав Московского Патриархата.
В синодальный период Киевские митрополиты превратились в епархиальных архиереев Российской Церкви с сохранением митрополичьего титула.
Современное состояние[править | править код]
Православие исповедует большинство практикующих верующих Украины и подавляющее большинство в центральных, восточных и южных регионах страны. Украи́нская Правосла́вная Це́рковь (часто с неофициальным уточнением — Украинская Православная Церковь (Московского патриархата)) - наибольшая по численности верующих, приходов и священнослужителей православная церковь на Украине. Согласно Уставу Русской православной церкви, в составе РПЦ она имеет статус самоуправляемой и обладает правами широкой автономии. Состоит в каноническом общении со всеми поместными православными церквями.
По данным, приведённым 25 июня 2008 года на Архиерейском Соборе РПЦ митрополитом Владимиром, «Украинская Церковь состоит из 43 епархий, которые управляются 54 архиереями (из них 43 правящих и 11 викарных), и насчитывает около 10.900 реальных общин. В Украинской Православной Церкви несет послушание 8 962 священнослужителя (из них 8.517 священников и 445 диаконов), действуют 20 учебных заведений (одна академия, 7 семинарий и 12 училищ), 3 850 воскресных школ. 4.650 монашествующих подвизается в 175 монастырях, из которых 85 мужских и 90 женских».
За исключением трёх областей Галичины (Львовской, Ивано-Франковской и Тернопольской), УПЦ является доминирующей конфессией на всей территории страны.
Святые[править | править код]
Святыни Украины[править | править код]
Православные храмы Украины[править | править код]
Православные монастыри Украины[править | править код]
В Украине есть три лавры и достаточно большое количество православных монастырей: Список монастырей Украины. Наиболее известные: Свято-Успенская Киево-Печерская Лавра Свято-Успенская Почаевская Лавра Свято-Успенская Святогорская Лавра
Фото[править | править код]
Видеопаломничество[править | править код]
https://www.youtube.com/watch?v=MmFqDSMOG94
Ссылки[править | править код]
Подкатегории
В этой категории отображается 9 подкатегорий из имеющихся 9.
У
Страницы в категории «Украина»
Показано 110 страниц из 110, находящихся в данной категории.
К
- Кафедральный Воскресенско-Михайловский собор (Ровно)
- Кафедральный собор в честь Рождества Пресвятой Богородицы (Ровеньки)
- Кафедральный собор мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии (Тернополь)
- Кафедральный собор Рождества Пресвятой Богородицы (Кировоград)
- Кафедральный Собор Рождества Пресвятой Богородицы (Николаев)
- Кафедральный собор Рождества Христова (Бердянск)
- Кафедральный собор Рождества Христова (Тульчин)
- Кафедральный собор Спасо-Нерукотворного Образа (Павлоград)
- Кирилловская церковь (Киев)
- Крестовоздвиженская церковь (Винница)
П
С
- Свято-Андреевский кафедральный собор (Запорожье)
- Свято-Андреевский кафедральный собор (Новая Каховка)
- Свято-Благовещенский храм (Благодатное)
- Свято-Богоявленский кафедральный собор (Горловка)
- Свято-Владимирский кафедральный собор (Луганск)
- Свято-Вознесенский кафедральный собор (Изюм)
- Свято-Воскресенский кафедральный собор (Ковель)
- Свято-Георгиевский кафедральный собор (Каменец-Подольский)
- Свято-Георгиевский кафедральный собор (Львов)
- Свято-Георгиевский собор (Ладыжин)
- Свято-Духовский кафедральный собор (Херсон)
- Свято-Духовский Кафедральный собор (Черновцы)
- Свято-Екатерининский собор (Херсон)
- Свято-Ильинский храм (Чернобыль)
- Свято-Иовский кафедральный собор (Дрогобич)
- Свято-Крестовоздвиженский кафедральный собор (Житомир)
- Свято-Крестовоздвиженский храм (Луцк)
- Свято-Макариевский кафедральный собор (Полтава)
- Свято-Михайловский кафедральный собор (Шепетовка)
- Свято-Николаевский архиерейский собор (Донецк)
- Свято-Николаевский кафедральный собор (Алчевск)
- Свято-Николаевский кафедральный Собор (Мариуполь)
- Свято-Николаевский собор (Николаев)
- Свято-Николаевский собор (Очаков)
- Свято-Николаевский собор (Умань)
- Свято-Николаевский храм (Днепр)
- Свято-Николаевский храм (Чернигов)
- Свято-Петропавловский кафедральный собор (Луганск)
- Свято-Покровский кафедральный собор (г. Измаил)
- Свято-Покровский кафедральный собор (Запорожье)
- Свято-Покровский храм (Днепр)
- Свято-Преображенский кафедральный собор (Кузнецовск)
- Свято-Сампсониевский храм (Полтава)
- Свято-Троицкий архиерейский собор (Сумы)
- Свято-Троицкий кафедральный собор (Днепр)
- Свято-Троицкий собор (Донецк)
- Свято-Троицкий собор (Краматорск)
- Свято-Троицкий собор (Новомосковск)
- Свято-Троицкий собор (Одесса)
- Свято-Троицкий собор (Чернигов)
- Свято-Успенский архиерейский собор (Житомир)
- Свято-Успенский кафедральный собор (Одесса)
- Свято-Успенский кафедральный собор (Херсон)
- Свято-Успенский храм (Бар)
- Свято-Успенский храм (Кировоград)
- Свято-Успенский храм (Миргород)
- Святого-Георгиевский собор (Макеевка)
- Собор Воздвижения Креста Господня (Ужгород)
- Собор Покрова Божией Матери (Киев)
- Собор Покрова Пресвятой Богородицы (Борисполь)
- Собор Почаевской иконы Богородицы (Мукачево)
- Собор Рождества Пресвятой Богородицы (Винница)
- Собор Рождества Христова (Северодонецк)
- Собор святителя Николая Чудотворца (Черновцы)
- Софийский собор (Киев)
- Спасо-Вознесенский храм (Полтава)
- Спасо-Преображенский кафедральный собор (Винница)
- Спасо-Преображенский кафедральный собор (Днепр)
- Спасо-Преображенский кафедральный собор (Донецк)
- Спасо-Преображенский кафедральный собор (Житомир)
- Спасо-Преображенский кафедральный собор (Кировоград)
- Спасо-Преображенский кафедральный собор (Кривой Рог)
- Спасо-Преображенский кафедральный собор (Сумы)
- Спасо-Преображенский собор (Овруч)
- Спасо-Преображенский собор (Одесса)
- Спасо-Преображенский собор (Чернигов)
- Спасский храм (Полтава)
Х
- Храм апостола Иоанна Богослова (Бровары)
- Храм благоверного великого князя Георгия Владимирского (Сумы)
- Храм Благовещения Пресвятой Богородицы (Кировоград)
- Храм блаженной Ксении Петербургской (Винница)
- Храм в честь святого Александра Невского (Донецк)
- Храм Всех Святых (Николаев)
- Храм Георгия Победоносца (Киев)
- Храм Иверской иконы Божией Матери (Днепр)
- Храм иконы Божией Матери "Почаевская" (Энергодар)
- Храм Озерянской иконы Божьей Матери (Нижняя Озеряна)
- Храм Рождества Богородицы (Староконстантинов)
- Храм Рождества Пресвятой Богородицы (Черкасские Тишки)
- Храм Рождества Христова (Ивано-Франковск)
- Храм Святого Духа (Ребриково)
- Храм Святой Троицы (Зимогорье)
- Храм священномученика Александра (Харьков)
- Храм Успения Пресвятой Богородицы (г. Балта)