Церковь святого Иоанна Богослова (Бела-Црква): различия между версиями

Материал из Азбука паломники
Перейти к навигации Перейти к поиску
Нет описания правки
Строка 4: Строка 4:


== История ==
== История ==
После Октябрьской революции около 75 тысяч русских эмигрантов нашли убежище в Королевстве Югославия. В межвоенный период в нем жило множество русских белоэмигрантов, здесь размещались: Крымский кадетский корпус, Донской Мариинский институт и детский приют под покровительством княгини Елены Петровны, сестры Короля Югославии, вдовы расстрелянного большевиками вел. кн. Иоанна Константиновича. Несколько лет работало в Белой Церкви также Николаевское кавалерийское училище. Как вспоминал архиепископ Сан-Францисский Иоанн (Шаховской): «Русские ходили по городу в своих военных одеждах; институтки гуляли парами, в белых пелеринках, и кадеты проходили по городу строем с оркестром, игравшим марши… Белая Церковь была чертой под Белой Россией».
После Октябрьской революции около 75 тысяч русских эмигрантов нашли убежище в Королевстве Югославия. И город Бела-Црква был одним из двух крупнейших центром русской эмиграции. В межвоенный период в нем жило множество русских белоэмигрантов, здесь размещались: Крымский кадетский корпус, Донской Мариинский институт и детский приют под покровительством княгини Елены Петровны, сестры Короля Югославии, вдовы расстрелянного большевиками вел. кн. Иоанна Константиновича. Несколько лет работало в Белой Церкви также Николаевское кавалерийское училище. Как вспоминал архиепископ Сан-Францисский Иоанн (Шаховской): «Русские ходили по городу в своих военных одеждах; институтки гуляли парами, в белых пелеринках, и кадеты проходили по городу строем с оркестром, игравшим марши… Белая Церковь была чертой под Белой Россией».


В Крымском корпусе и Донском институте действовали собственные домовые храмы. Русская колония городка молилась на ул. Гете, 80, в зале, где в начале 1920-х была устроена Георгиевская церковь. В ней часто служил замечательный архипастырь епископ Вениамин (Федченков), живший в Шабацком монастыре. Он пригласил в Белую Церковь молодого монаха Иоанна (кн. Шаховского), рукоположил его в священники, назначил настоятелем приходского храма и наставником в Пастырской школе. «В алтаре прислуживала престарелая, преданная Церкви раба Божия Евдокия <…>. По праздникам прислуживали в алтаре кадеты, сыновья старосты, полковника и преподавателя русской литературы П. С. Савченко». Иером. Иоанн открыл в приходе небольшое издательство «Борьба за Церковь», которое выпускало духовно-миссионерские листки и брошюры.
В Крымском корпусе и Донском институте действовали собственные домовые храмы. Русская колония городка молилась на ул. Гете, 80, в зале, где в начале 1920-х была устроена Георгиевская церковь. В ней часто служил замечательный архипастырь епископ Вениамин (Федченков), живший в Шабацком монастыре. Он пригласил в Белую Церковь молодого монаха Иоанна (кн. Шаховского), рукоположил его в священники, назначил настоятелем приходского храма и наставником в Пастырской школе. «В алтаре прислуживала престарелая, преданная Церкви раба Божия Евдокия <…>. По праздникам прислуживали в алтаре кадеты, сыновья старосты, полковника и преподавателя русской литературы П. С. Савченко». Иером. Иоанн открыл в приходе небольшое издательство «Борьба за Церковь», которое выпускало духовно-миссионерские листки и брошюры.
Строка 20: Строка 20:
Когда после окончания Второй мировой войны начался массовый исход русских эмигрантов из Югославии, большая часть русских, живших в Белой Церкви и окрестностях, уехала из города. Остались лишь несколько десятков человек, которые к концу XX века все умерли. Они продолжали молиться в русской церкви, хотя она отошла к Сербской Православной Церкви и в ней теперь служит священник-серб о. Янко Цицка. Ныне мало кто из прихожан-сербов помнит, кем и когда возведен храм. Русские, которые ныне эмигрируют в Сербию, в Белой Церкви не оседают.
Когда после окончания Второй мировой войны начался массовый исход русских эмигрантов из Югославии, большая часть русских, живших в Белой Церкви и окрестностях, уехала из города. Остались лишь несколько десятков человек, которые к концу XX века все умерли. Они продолжали молиться в русской церкви, хотя она отошла к Сербской Православной Церкви и в ней теперь служит священник-серб о. Янко Цицка. Ныне мало кто из прихожан-сербов помнит, кем и когда возведен храм. Русские, которые ныне эмигрируют в Сербию, в Белой Церкви не оседают.


До 1954 года церковь оставалась под юрисдикцией Русской православной церкви, но затем по решению властей была передана Сербской православной церкви.  
До 1954 года церковь оставалась под юрисдикцией Русской православной церкви, но затем по решению властей была передана Сербской православной церкви.


== Современное состояние ==
== Современное состояние ==

Версия от 14:13, 15 сентября 2023

Идёт загрузка карты…
Церковь святого Иоанна Богослова (Бела-Црква)

Церковь святого Иоанна Богослова в Бела-Црква — православный храм Банатской епархии Сербской Православной Церкви в Воеводине. Также известная как Русская церковь.

История[править | править код]

После Октябрьской революции около 75 тысяч русских эмигрантов нашли убежище в Королевстве Югославия. И город Бела-Црква был одним из двух крупнейших центром русской эмиграции. В межвоенный период в нем жило множество русских белоэмигрантов, здесь размещались: Крымский кадетский корпус, Донской Мариинский институт и детский приют под покровительством княгини Елены Петровны, сестры Короля Югославии, вдовы расстрелянного большевиками вел. кн. Иоанна Константиновича. Несколько лет работало в Белой Церкви также Николаевское кавалерийское училище. Как вспоминал архиепископ Сан-Францисский Иоанн (Шаховской): «Русские ходили по городу в своих военных одеждах; институтки гуляли парами, в белых пелеринках, и кадеты проходили по городу строем с оркестром, игравшим марши… Белая Церковь была чертой под Белой Россией».

В Крымском корпусе и Донском институте действовали собственные домовые храмы. Русская колония городка молилась на ул. Гете, 80, в зале, где в начале 1920-х была устроена Георгиевская церковь. В ней часто служил замечательный архипастырь епископ Вениамин (Федченков), живший в Шабацком монастыре. Он пригласил в Белую Церковь молодого монаха Иоанна (кн. Шаховского), рукоположил его в священники, назначил настоятелем приходского храма и наставником в Пастырской школе. «В алтаре прислуживала престарелая, преданная Церкви раба Божия Евдокия <…>. По праздникам прислуживали в алтаре кадеты, сыновья старосты, полковника и преподавателя русской литературы П. С. Савченко». Иером. Иоанн открыл в приходе небольшое издательство «Борьба за Церковь», которое выпускало духовно-миссионерские листки и брошюры.

Он же стал инициатором постройки на пожертвования отдельного храма св. ап. Иоанна Богослова. «Жена одного из … русских офицеров, Г. И. Балицкая, с подписным от Церкви листом, пошла пешком по стране, по сербским деревням, со сбором на этот храм. Таков был ее подвиг».

Строительство русской церкви св. Иоанна Богослова в Бела-Цркве началось в 1930 году по решению русского Архиерейского Синода в Сербии. Основную часть средств выделил иеромонах Йован. В 1931 году строительство было завершено. Храм был освящён 9 октября 1932 года епископом Теофаном Курским.

Внешний вид храма воспроизводит русские церкви: над входом возвышается псковская двухарочная звонница (в ней только один колокол), украшенная главкой; черепичную крышу венчает высокий барабан с куполом; оштукатуренные белые стены прорезаны узкими окнами-бойницами и завершены зубчатым карнизом. С южной стороны, в щипце, под главкой, помещена икона Благославляющего Спаса. Однако пропорции здания и некоторые архитектурные и декоративные детали выдают влияние местного зодчества.

Простоте внешнего вида соответствует скромное убранство интерьера. В одноярусном белом иконостасе (его вырезал П. С. Савченко), украшенном балясинами, находятся восемь образов с полуциркульным завершением. Они написаны в чисто академической, довольно провинциальной манере художниками-эмигрантами Иваном Трофимовым и Евгенией Лукинской.

На стенах развешаны подносные иконы, вывезенные из России или переданные из существовавших в городе русских учебных заведений. Под одним из киотов написано: «В память убиенных Благочестивейшаго, Самодержавейшаго Великаго Государя нашего Императора Николая Александровича и Августейшей Семьи». Двухъярусное паникадило имеет вид хороса и сделано из меди.

Когда после окончания Второй мировой войны начался массовый исход русских эмигрантов из Югославии, большая часть русских, живших в Белой Церкви и окрестностях, уехала из города. Остались лишь несколько десятков человек, которые к концу XX века все умерли. Они продолжали молиться в русской церкви, хотя она отошла к Сербской Православной Церкви и в ней теперь служит священник-серб о. Янко Цицка. Ныне мало кто из прихожан-сербов помнит, кем и когда возведен храм. Русские, которые ныне эмигрируют в Сербию, в Белой Церкви не оседают.

До 1954 года церковь оставалась под юрисдикцией Русской православной церкви, но затем по решению властей была передана Сербской православной церкви.

Современное состояние[править | править код]

В 2002 году в храме была проведена реконструкция.

В 2017 году здание церкви пострадало при пожаре. Восстановлена и заново освящена в том же году 23 апреля.

Святыни[править | править код]

  • Крест с частицей Креста Господня
  • Список Казанской иконы Пресвятой Богородицы с частицей ризы Пресвятой Богородицы

Престольные праздники[править | править код]

Как добраться[править | править код]

Адрес: 1. октобра 45, Бела Црква 26340, Сербия

Проезд: Город Бела-Црква на востоке Сербии примерно в 100 км от Белграда.

Паломнику[править | править код]

В Бела-Цркве находится Русское кладбище, на котором насчитывается около 650 русских захоронений. Здесь покоятся генералы русской армии, камергеры императора, великие княгини, актрисы, ученые, священники, кадеты и русские военнопленные времен Первой мировой войны.

Фото[править | править код]


Видео[править | править код]

Ссылки[править | править код]