Собор Николая Чудотворца (Сремски-Карловци): различия между версиями

Материал из Азбука паломники
Перейти к навигации Перейти к поиску
Нет описания правки
Нет описания правки
Строка 4: Строка 4:


== История ==
== История ==
Соборная церковь Святителя Николая была построена в период с 1758 по 1762 год, во времена правления митрополита Карловацкого Павла Ненадовича, на месте старой православной церкви, также посвященной Святому Николаю. Проект храма в стиле барокко был разработан в Вене по заказу митрополита Павла. Строительством руководили Коста Цинцарин и Немац Йоханес. В 1760 году построены башни и купола по проекту Захария Орфелина. Договор на роспись иконостаса был заключен в 1780 году с художниками Теодором Крачуном и Яковом Орфелиным. Праздничные иконы и врата — работы Крачуна, остальные иконы — Орфелина. Работы по консервации иконостаса были проведены в 1972-1975 годах.
Соборная церковь Святителя Николая была построена в период с 1758 по 1762 год, во времена правления Карловацкого митрополита Павла Ненадовича на месте старой православной церкви, также посвященной Святому Николаю. Проект храма в стиле барокко был разработан в Вене по заказу митрополита Павла. Строительством руководили Коста Цинцарин и Немац Йоханес. В 1760 году по проекту Захария Орфелина построены башни и купола собора. Договор на роспись иконостаса был заключен в 1780 году с художниками Теодором Крачуном и Яковом Орфелиным. Иконы праздника и врата — работы Крачуна, остальные иконы — Орфелина. Работы по консервации иконостаса были проведены в 1972-1975 годах.


За свою историю храм пострадал не один раз: так, во время великого пожара 1799 года, охватившего Сремски-Карловци, сгорела южная башня и крыша собора. В 1805 году здание собора было заново отстроено.
За свою историю храм пострадал не один раз. Во время великого пожара 1799 года, охватившего Сремски-Карловци, сгорела южная башня и крыша собора. В 1805 году здание собора было заново отстроено.


Спустя столетие, в 1909 году, собор был вновь перестроен по проекту архитектора Владимира Николича с элементами неоклассицизма. Церковь сохранила свой внешний вид с момента реставрации.
Спустя столетие, в 1909 году, собор был вновь перестроен с элементами неоклассицизма по проекту архитектора Владимира Николича. Церковь сохранила свой внешний вид с момента реставрации.


== Современное состояние ==
== Современное состояние ==
Строка 15: Строка 15:
Он представляет собой однонефное сооружение в стиле барокко с элементами неоклассицизма. На западной стороне здания возвышаются две башни, выполняющие роль колоколен, на восточной стороне размещена полукруглая алтарная апсида. Работы по консервации архитектуры проводились в 1991-1994 и 2006 годах.  
Он представляет собой однонефное сооружение в стиле барокко с элементами неоклассицизма. На западной стороне здания возвышаются две башни, выполняющие роль колоколен, на восточной стороне размещена полукруглая алтарная апсида. Работы по консервации архитектуры проводились в 1991-1994 и 2006 годах.  


Иконостас представляет собой вершину художественных достижений живописи барокко в искусстве Воеводины. Изысканность формы, утонченный цвет, живописная выразительность, декоративный фон — характеристики росписи Крачуна на иконостасе, тогда как Орфелин проявил всю зрелость своего таланта именно на этом иконостасе, особенно на тронных иконах, концепцию и стиль которых он позднее повторит в другие церкви.
Иконостас представляет собой вершину художественных достижений живописи барокко в искусстве Воеводины. Изысканность формы, утонченный цвет, живописная выразительность, декоративный фон — характеристики росписей Крачуна на иконостасе, тогда как Орфелин проявил всю зрелость своего таланта особенно на тронных иконах, концепцию и стиль которых он позднее повторит в других расписанных им церквях.


Последняя крупная реконструкция храма состоялась в 2010 году, когда по благословению Высокопреосвященнейшего епископа Сремского Василия — тогда была проведена полная внутренняя реставрация.
Последняя крупная реконструкция собора производилась в 2010 году, когда по благословению Высокопреосвященнейшего епископа Сремского Василия была проведена полная внутренняя реставрация.


Кафедральный собор в Сремских Карловцах имеет большое культурное и историческое значение и является памятником культуры Сербии исключительного значения.
Кафедральный собор в Сремских Карловцах имеет большое культурное и историческое значение и является памятником культуры Сербии исключительного значения.


Храм также имеет большое культурное и историческое значение. Помимо фресок, работ известного сербского живописца Паи Йовановича и других ценных религиозных и художественных предметов, здесь находятся еще две реликвии – частица мощей сербского архиепископа [https://azbyka.org/days/sv-arsenij-i-serbskij святителя Арсения I Сремца] и [https://azbyka.org/palomnik/blogs/chudotvornye-ikony-presvjatoj-bogorodicy-v-serbii/ Пресвятой Богородицы Бездинской].
Помимо фресок и работ известного сербского живописца Паи Йовановича, а также других ценных религиозных и художественных предметов, здесь хранятся еще две святыни – частица мощей сербского архиепископа [https://azbyka.org/days/sv-arsenij-i-serbskij святителя Арсения I Сремца] и [https://azbyka.org/palomnik/blogs/chudotvornye-ikony-presvjatoj-bogorodicy-v-serbii/ икона Пресвятой Богородицы «Бездинская»].


== Деятельность прихода ==
== Деятельность прихода ==
Строка 28: Строка 28:
== Святыни ==
== Святыни ==
* Частица мощей [https://azbyka.org/days/sv-arsenij-i-serbskij святителя Арсения I Сремца]
* Частица мощей [https://azbyka.org/days/sv-arsenij-i-serbskij святителя Арсения I Сремца]
* Чудотворная икона [https://azbyka.org/palomnik/blogs/chudotvornye-ikony-presvjatoj-bogorodicy-v-serbii/ Пресвятой Богородицы «Бездинская»]
* Чудотворная [https://azbyka.org/palomnik/blogs/chudotvornye-ikony-presvjatoj-bogorodicy-v-serbii/ икона Пресвятой Богородицы «Бездинская»]


Иконостас собора в стиле барокко и фрески Захарии Орфелина признаны шедевром сербской живописи и поражают своим великолепием.
Иконостас собора в стиле барокко и фрески Захарии Орфелина признаны шедевром сербской живописи и поражают своим великолепием.

Версия от 12:52, 8 сентября 2023

Идёт загрузка карты…

[[Файл:|350px|мини|справа|alt=Собор Николая Чудотворца (Сремски-Карловци)]] Собор Николая Чудотворца (Сремски-Карловци) — кафедральный собор Сремской епархии Сербской православной церкви в городе Сремски-Карловци. Памятник культуры Сербии исключительного значения.

История[править | править код]

Соборная церковь Святителя Николая была построена в период с 1758 по 1762 год, во времена правления Карловацкого митрополита Павла Ненадовича на месте старой православной церкви, также посвященной Святому Николаю. Проект храма в стиле барокко был разработан в Вене по заказу митрополита Павла. Строительством руководили Коста Цинцарин и Немац Йоханес. В 1760 году по проекту Захария Орфелина построены башни и купола собора. Договор на роспись иконостаса был заключен в 1780 году с художниками Теодором Крачуном и Яковом Орфелиным. Иконы праздника и врата — работы Крачуна, остальные иконы — Орфелина. Работы по консервации иконостаса были проведены в 1972-1975 годах.

За свою историю храм пострадал не один раз. Во время великого пожара 1799 года, охватившего Сремски-Карловци, сгорела южная башня и крыша собора. В 1805 году здание собора было заново отстроено.

Спустя столетие, в 1909 году, собор был вновь перестроен с элементами неоклассицизма по проекту архитектора Владимира Николича. Церковь сохранила свой внешний вид с момента реставрации.

Современное состояние[править | править код]

Соборная церковь Святого Николая в Сремских Карловцах — крупнейшим православный храм в Сремских Карловцах.

Он представляет собой однонефное сооружение в стиле барокко с элементами неоклассицизма. На западной стороне здания возвышаются две башни, выполняющие роль колоколен, на восточной стороне размещена полукруглая алтарная апсида. Работы по консервации архитектуры проводились в 1991-1994 и 2006 годах.

Иконостас представляет собой вершину художественных достижений живописи барокко в искусстве Воеводины. Изысканность формы, утонченный цвет, живописная выразительность, декоративный фон — характеристики росписей Крачуна на иконостасе, тогда как Орфелин проявил всю зрелость своего таланта особенно на тронных иконах, концепцию и стиль которых он позднее повторит в других расписанных им церквях.

Последняя крупная реконструкция собора производилась в 2010 году, когда по благословению Высокопреосвященнейшего епископа Сремского Василия была проведена полная внутренняя реставрация.

Кафедральный собор в Сремских Карловцах имеет большое культурное и историческое значение и является памятником культуры Сербии исключительного значения.

Помимо фресок и работ известного сербского живописца Паи Йовановича, а также других ценных религиозных и художественных предметов, здесь хранятся еще две святыни – частица мощей сербского архиепископа святителя Арсения I Сремца и икона Пресвятой Богородицы «Бездинская».

Деятельность прихода[править | править код]

  • Хор Святого Арсения

Святыни[править | править код]

Иконостас собора в стиле барокко и фрески Захарии Орфелина признаны шедевром сербской живописи и поражают своим великолепием.

Престольные праздники[править | править код]

Николай Чудотворец, архиепископ Мирликийский, святитель - 22 мая, 19 декабря

Как добраться[править | править код]

Адрес: Трг Бранка Радичевића, Сремски Карловци 21205, Сербия

Проезд: Город Сремски-Карловци расположен примерно в 80 км от Белграда, на берегу Дуная, между живописными склонами Фрушка-Горы, в округе Воеводина. Добраться сюда можно на автобусе из Белграда или Нови-Сада (Сремски-Карловци находятся всего в 8 км).

Телефон: +381 21 21000021

Фото[править | править код]


Видео[править | править код]

Ссылки[править | править код]