Свято-Введенский женский монастырь (Белград): различия между версиями
Elena (обсуждение | вклад) (→Фото) |
Elena (обсуждение | вклад) |
||
Строка 66: | Строка 66: | ||
В монастырской церкви находятся '''три чудотворные иконы''': Пресвятой Богородицы, святого Николая Угодника и святого Нектария Эгинского. Последнюю подарил монастырю святой [[https://azbyka.org/otechnik/Iustin_Popovich/ Иустин Челийский]]. Передавая икону монастырю, он предрек, что она воссияет усердными молитвами и слезами монахинь. Так и случилось. Сначала поврежденная икона чудесным образом обновилась, а затем обнаружилось, что лик с нее отпечатался на стекле ее рамы, причем, как установили опытные иконописцы, лик со стекла в некоторых деталях отличается от лика с иконы. Перед этой иконой произошло много исцелений. | В монастырской церкви находятся '''три чудотворные иконы''': Пресвятой Богородицы, святого Николая Угодника и святого Нектария Эгинского. Последнюю подарил монастырю святой [[https://azbyka.org/otechnik/Iustin_Popovich/ Иустин Челийский]]. Передавая икону монастырю, он предрек, что она воссияет усердными молитвами и слезами монахинь. Так и случилось. Сначала поврежденная икона чудесным образом обновилась, а затем обнаружилось, что лик с нее отпечатался на стекле ее рамы, причем, как установили опытные иконописцы, лик со стекла в некоторых деталях отличается от лика с иконы. Перед этой иконой произошло много исцелений. | ||
Слева от иконостаса находится '''киот с мощами священноисповедника Досифея Загребского | Слева от иконостаса находится '''киот с мощами [https://azbyka.org/days/sv-dosifej-zagrebskij священноисповедника Досифея Загребского]'''. | ||
В ризнице монастыря хранятся '''мощи святых и иконы''' разных периодов истории Православия: иконы Господа Иисуса Христа, список Леснинской иконы Богородицы, святой Марии Египетской XVIII и XIX веков, частицы мощей святых 40 мучеников севастийских, святой равноапостольной царицы Елены, преподобного Евфимия Великого, Иоанна Хозевита, Герасима Иорданского, Романа Чудотворца, частицы мощей русских святых: Александра Невского, Петра Московского, Ионы Киевского, Моисея Угрина, Германа Аляскинского. Здесь же бережно хранятся частицы мощей величайших сербских святых: святого царя Лазаря, превлаксих мучеников, святого Симеона Дайбабского, череп неизвестного новомученика из Ядовна. Тут хранится и крест с частицами мощей святых Серафима Саровского, Даниила Московского, Петра Муромского, князя Владимира Новгородского, святых мучеников Сергия, Иоанна и Патрикия. | В ризнице монастыря хранятся '''мощи святых и иконы''' разных периодов истории Православия: иконы Господа Иисуса Христа, список Леснинской иконы Богородицы, святой Марии Египетской XVIII и XIX веков, частицы мощей святых 40 мучеников севастийских, святой равноапостольной царицы Елены, преподобного Евфимия Великого, Иоанна Хозевита, Герасима Иорданского, Романа Чудотворца, частицы мощей русских святых: Александра Невского, Петра Московского, Ионы Киевского, Моисея Угрина, Германа Аляскинского. Здесь же бережно хранятся частицы мощей величайших сербских святых: святого царя Лазаря, превлаксих мучеников, святого Симеона Дайбабского, череп неизвестного новомученика из Ядовна. Тут хранится и крест с частицами мощей святых Серафима Саровского, Даниила Московского, Петра Муромского, князя Владимира Новгородского, святых мучеников Сергия, Иоанна и Патрикия. |
Версия от 18:02, 10 июня 2022
Свято-Введенский монастырь в Белграде (серб. Манастир Ваведења Пресвете Богородице у Београду) не имеет многовековой истории, тем не менее, этот монастырь, который 25 октября 1936 года освятил сам Патриарх Сербский Варнава, является одним из самых значительных в Сербии.
История[править | править код]
Женское монашество в Сербии в средние века дало Православной Церкви немало примеров благочестия и твердости в вере. Оно озарено светом таких подвижниц, как преподобная Анастасия, cвятая Елена, преподобная Ангелина, cвятая Евгения и другие. Жены сербских властителей и вельмож основывали и поддерживали монастыри, в которых впоследствии и сами нередко принимали монашеский постриг. Однако после турецкого завоевания и установления на Балканах власти Османской империи женское монашество в Сербии угасло: многие монастыри были разрушены, монахи и монахини — убиты или стали беженцами.
Жизнь под турецким игом, набеги, войны, бедность и постоянная опасность не оставляли возможности для обновления института женского монашества до самого недавнего (в историческом смысле) времени. Девушки из Сербии, желавшие посвятить себя монашескому подвигу, нередко уезжали в Россию и постригались в русских монастырях.
Однако после Первой мировой войны положение изменилось. В Сербии появилось и быстро набрало силу православное Молитвенное движение — движение простых набожных людей, строго следовавших правилам православной жизни. Главой и вдохновителем этого движения был святой Николай Сербский (Велимирович). С другой стороны, Господь судил, чтобы в Сербии продолжили свое служение русские монахини, бежавшие из России после Октябрьского переворота. Они принесли с собой вековые традиции русского женского монашества, павшие на благодатную почву, подготовленную Молитвенным движением. Число женских православных монастырей стало расти. Так, после Первой мировой войны в Сербии был всего один женский монастырь с 10 монахинями. В 1924 году их было уже четыре со 107 сестрами, а к 1941-му 12 епархий Сербской Православной Церкви насчитывали 27 женских монастырей с 397 монахинями.
Одним из первых центров возрожденного женского монашества в Сербии стал Введенский монастырь в Белграде. Он был построен на добровольное пожертвование Персиды Миленкович — одной из самых щедрых благотворительниц в новой истории Сербии. В 1938 году сюда после многих лет подвижнической жизни в монастыре Кувеждин и на послушании в детском доме в Сараево пришли 12 сестер во главе с игуменьей Меланией. В их числе были и русские, и сербские монахини.
Вначале приходилось очень тяжело, несмотря на посильную помощь Сербской Патриархии. В монастыре не было ничего: первое время монахини спали на соломенных тюфяках прямо на полу. Но и в этих условиях в монастыре неукоснительно соблюдался строгий типик, поддерживались порядок, дисциплина и чистота. Сестры вставали в 4.30 и сразу же отправлялись в церковь на Литургию, продолжавшуюся до 9.00. На службах пел монастырский хор, который придерживался традиций русского церковного пения. После службы следовали послушания. Сестры упорно трудились, занимаясь рукоделием: вышиванием церковной утвари по шелку, в т.ч. и золотом. Вскоре был получен и первый большой заказ от Патриархии. Мечтой же благотворительницы Персиды Миленкович и настоятельницы монастыря матушки игуменьи Мелании было основать в монастыре интернат для девушек, что вскоре и осуществилось: в монастыре появилось несколько воспитанниц, которые росли под заботливым и строгим оком монахинь.
Жизнь в монастыре и далее была трудной и полной лишений, но благодаря твердой вере и усилиям его сестер он быстро превратился в духовный центр Белграда, куда на службы приходили известные и уважаемые белградцы. Так, службу в монастыре неоднократно посещал известнейший сербский драматург Бранислав Нушич, частой гостьей была благотворительница монастыря Персида Миленкович.
Виднейшие церковные деятели Сербии почтили монастырь своим визитом и служением. Здесь служил Литургию епископ Горнекарловацский Савва (Трляич), впоследствии причисленный Сербской Православной Церковью к лику святых. В годы своего патриаршего служения в Ваведении (так звучит название монастыря на сербском языке) неоднократно служил Литургию блаженнопочивший в 2009 году Патриарх Сербский Павел.
Роль монастыря в истории, конечно же, определили его сестры и в первую очередь его первая игуменья Мелания (Кривокучин). Мелания родилась в семье священника Ефрема Белегишанина 1 февраля 1886 года. С детства ее воспитали в духе Православия и верности родине и вере. Мелания была способной ученицей, но из-за болезни глаз, приведшей к резкому ухудшению зрения, смогла закончить только среднюю школу. Не опуская рук, упорная девушка продолжила образование дома, много читала, особенно духовную литературу. В 1909 году Мелания вышла замуж за священника Николу Кривокучина, назначенного церковной властью в помощь ее престарелому отцу. Родившийся у них ребенок вскоре умер, и Мелания посвятила себя помощи мужу. Среди жен священников своей епархии она выделялась дисциплиной, неутомимостью и твердостью.
Дни мирной жизни быстро закончились: началась Первая мировая война. Мелания участвовала в работе Красного Креста, а когда сербская армия под напором превосходящих сил оккупантов оставила страну, разделила с мужем и отцом все тяготы эвакуации и изгнания. Вместе с сербской армией они перешли Черногорию и Албанию. Этот переход стоил жизни многим, в том числе и престарелому отцу Мелании: не выдержав тягот, он скончался в самом конце пути, в Медове. Мелания и ее тяжелобольной муж оказались в Италии, и только в начале 1919 года смогли вернуться домой. Но оказалось, что возвращаться некуда: все их имущество было сожжено и разграблено оккупантами. 22 августа того же года муж Мелании скончался, и она осталась совсем одна. Но горе не сломило ее. Она приняла решение посвятить остаток своих дней монашескому подвигу и смело стала на этот нелегкий путь.
18 сентября 1921 года в монастыре Хопово, в котором в то время пребывали монахини из русского монастыря Лесна, Мелания была посвящена в чин послушницы. На посвящении присутствовал святой Николай Сербский, тогда епископ Охридский.
В 1932 году Мелания — уже игуменья монастыря Кувеждин. У русских монахинь из Хопово она научилась молитвенности и дисциплине, навыкам организации монастырской жизни и послушаний. Сестры монастыря прислушивались к каждому ее слову. Мелания была строгой игуменьей, но строже всего относилась к самой себе: несмотря на слабое здоровье, работала на тяжелых работах, вникала во все тонкости монастырских послушаний, оставаясь дисциплинированной, неутомимой, заботливой и внимательной к своим 50 сестрам. Перед монахинями стояла нелегкая задача — возродить к жизни запущенный, обезлюдевший монастырь, имеющий долги, у которого к тому же отобрали большую часть угодий.
Стараниями сестер и игуменьи он обрел новую жизнь: удалось открыть несколько мастерских, появились новые послушницы и воспитанницы. А сестер ждали новые труды: от Патриархии они получили послушание в детском доме в Сараево, а в 1936 году 12 из них перешли во Введенский монастырь, ставший подворьем Кувеждина. Матушка Мелания, уже тогда тяжелобольная, продолжала нести свои обязанности, в чем ей преданно помогала сестра Ангелина (Грачева), наместница Кувеждина, которой в будущем предстояло унаследовать пост настоятельницы Введенского монастыря.
Огромными усилиями сестер жизнь во Введенском монастыре стала налаживаться, но тут грянула Вторая мировая война. Кувеждин был разграблен и сожжен хорватскими оккупантами, церковь взорвана, а несколько монахинь — убиты. 6 сентября 1941 года 32 монахини из монастыря были отправлены в концлагерь. Впрочем, оккупанты не решились задерживать русских монахинь и быстро их выпустили. По рассказам очевидцев, сестра Ангелина (Грачева) упорно не хотела расставаться со своей игуменьей и требовала оставить ее в лагере, но безуспешно. Сербок держали до 27 сентября, подвергая большим лишениям. Матушка игуменья, несмотря на мучившую ее тяжелую болезнь (рак), держалась твердо, подавая окружающим надежду и поддерживая их своими молитвами, поведением, утешительными словами.
После освобождения из лагеря все монахини из Кувеждина перебрались во Введенский монастырь. Измученная болезнью и лишениями игуменья Мелания отошла ко Господу 28 апреля 1942 года. Огромное число людей присутствовало на отпевании и похоронах: на отпевании служил Его Преосвященство Викарный Епископ Арсений вместе со многими священниками и монахами.
Огромное влияние, оказанное первой игуменьей Введенского монастыря на женское монашество в Сербии, невозможно переоценить. Воспитанная русскими монахинями, она вдохновила на монашеский подвиг немало женщин и девушек, из-под ее крыла вышло много игумений сербских монастырей, сербки и русские, поднявшие духовность сербского народа на новый уровень. Сочетание незаурядных способностей с твердостью, заботой о ближнем и прежде всего верность Православию сделали первую настоятельницу Введенского монастыря примером для всех монахинь и игумений в Сербии.
Преемницами Мелании на посту игуменьи стали последовательно монахини Ангелина (Грачева — пришедшие в Сербию еще из Лесны) и Агния (Дмитрович). Они достойно следовали примеру своей предшественницы и прославились делами милосердия.
Наш монастырь относится к молодым монастырям Сербской Церкви. Он построен в 1936 году стараниями патриарха-мученика Варнавы (Росича) и великой сербской благотворительницы-ктитора Персиды Миленкович. В начале монастырь был подворьем фрушкогорского монастыря Кувеждин, а в сентябре 1941 года в нем поселились все монахини из Кувеждина, и сербки, и русские, множество которых эмигрировало сюда после Октябрьской революции. Первой введенской игуменьей, и вообще первой сербской игуменьей после многовекового турецкого ига, была матушка Мелания (Кривокучин) (она была игуменьей монастырей Кувеждина, Джипша и Свято-Введенской обители). В Свято-Введенской обители ее наследницей была игуменья Ангелина (Грачева) (русская, родом из Санкт-Петербурга) в период с 1942 по 1970 год. После ее кончины несколько лет сестричеством управляли монахиня Варвара (Шибулова) и монахиня Анастасия (Савкович) (теперешняя игуменья). Затем патриарх Герман назначил игуменью Агнию (Дмитрович), которая была настоятельницей до своей кончины в 2001 году. В нашем монастыре жили и русские монахини (родом из России, с Украины). Все сестры рядом с ктиторкой монастыря и архимандритом Рафаилом похоронены сначала в землю, затем в усыпальницу в храме. Некоторые сербские архиереи здесь принимали постриг, другие росли духовно и пели или читали на клиросе на многих богослужениях еще студентами, мирянами. И глава Польской Православной Цекрви митрополит Савва (Хрицуняк) принял постриг в нашем монастыре, пока учился на богословском факультете в Белградском университете. В нашем монастыре в конце 1970-х — 1980-х годах началось возрождение литургической и церковной жизни Сербской Церкви. Три профессора богословского факультета, тогдашние иеромонахи Афанасий (Евтич), Амфилохий (Радович) и Ириней (Булович), собирали, учили вере и жизни молодых людей, многочисленных интеллектуалов, крестили, венчали их и просто вдохновляли к духовной жизни. Отсюда они уезжали в другие епархии, создавали свои монашеские общины, становились священниками, матушками, учителями Закона Божиего и семейными верующими людьми. Введенский монастырь — единственный монастырь, находящийся недалеко от центра города. Помимо нашего монастыря, в Белградской архиепископии еще четыре женских и один мужской монастырь за городом. Многочисленные государственные и церковные делегации, гости из разных концов мира посещают наш монастырь — из Греции, России, Беларуси, Украины, Польши, Румынии, Молдовы, США… На территории монастыря находятся три погоста, где убивали и хоронили сербов. Часть захоронений уничтожали коммунисты после войны на праздник св. великомученика Димитрия, а остальные пострадали во время бомбежек Белграда союзниками на Пасху 1944 года. (Из беседы с монахиней Теодорой (Васич), благочинной Свято-Введенского монастыря в г. Белграде)
Современное состояние[править | править код]
Сегодня Введенский монастырь — важный духовный центр Белграда. Ворота его всегда открыты верующим. Матушка игуменья Анастасия (Савкович) поддерживает строгий устав. Каждый день в монастырской церкви проходят службы и, кроме того, служатся акафисты Пресвятой Богородице, Введению Пресвятой Богородицы во храм, Кресту Господню, Господу Христу и святому Николаю Мирликийскому.
Монастырская церковь — величественное здание, построенное в традициях сербской средневековой архитектуры. Гармония горизонтальных и вертикальных пропорций, отличная акустика, свет, проходящий через мозаичные окна, создают в храме особую неповторимую атмосферу. Внутренние росписи также не отступают от традиций православной иконописи. Когда-то исключительные по красоте, сейчас они остро нуждаются в реставрации, но это стесненный в средствах монастырь, к сожалению, не может себе позволить.
Введенский монастырь, расположенный недалеко от суетливого центра города, — настоящий оазис мира и благочестия. Он как величественный корабль плывет сквозь бури современности, спасая и утешая ищущих духовного мира. Его значение для духовной жизни Белграда с годами только увеличивается, неразрывно сплетенное наследие русских и сербских монахинь бережно сохраняется и передается следующим поколениям, символизируя единство наших народов и распространяя вокруг себя свет Православия.
Воскресные службы нередко сопровождает хор «Мелоди» под управлением Дивны Любоевич, который известен и любим не только в Сербии, но и за ее пределами, особенно много почитателей у него в России. Незабываемый вокал Дивны, начавшей обучаться церковному пению еще ребенком здесь же, в монастыре, как и всего хора, потрясает до глубины души.
В 2013 году монахине Теодоре (Васич) присуждена Всероссийская православная литературная премия имени святого Александра Невского за вклад в развитие русско-сербского культурного обмена. Награда была вручена в Александро-Невской лавре Санкт-Петербурга.
Деятельность монастыря[править | править код]
- Духовно-просветительская
Святыни[править | править код]
В монастырской церкви находятся три чудотворные иконы: Пресвятой Богородицы, святого Николая Угодника и святого Нектария Эгинского. Последнюю подарил монастырю святой [Иустин Челийский]. Передавая икону монастырю, он предрек, что она воссияет усердными молитвами и слезами монахинь. Так и случилось. Сначала поврежденная икона чудесным образом обновилась, а затем обнаружилось, что лик с нее отпечатался на стекле ее рамы, причем, как установили опытные иконописцы, лик со стекла в некоторых деталях отличается от лика с иконы. Перед этой иконой произошло много исцелений.
Слева от иконостаса находится киот с мощами священноисповедника Досифея Загребского.
В ризнице монастыря хранятся мощи святых и иконы разных периодов истории Православия: иконы Господа Иисуса Христа, список Леснинской иконы Богородицы, святой Марии Египетской XVIII и XIX веков, частицы мощей святых 40 мучеников севастийских, святой равноапостольной царицы Елены, преподобного Евфимия Великого, Иоанна Хозевита, Герасима Иорданского, Романа Чудотворца, частицы мощей русских святых: Александра Невского, Петра Московского, Ионы Киевского, Моисея Угрина, Германа Аляскинского. Здесь же бережно хранятся частицы мощей величайших сербских святых: святого царя Лазаря, превлаксих мучеников, святого Симеона Дайбабского, череп неизвестного новомученика из Ядовна. Тут хранится и крест с частицами мощей святых Серафима Саровского, Даниила Московского, Петра Муромского, князя Владимира Новгородского, святых мучеников Сергия, Иоанна и Патрикия.
С недавних пор в церкви находятся иконы святой Ксении Петербургской (дар прихожан), царя Николая, Матроны Московской, Сергия Радонежского и других святых Русской Православной Церкви (дар Введенскому монастырю Свято-Елисаветинского монастыря г. Минска).
Возле церкви похоронены уважаемые и любимые игуменьи монастыря, матушки Мелания, Ангелина и Агния. Здесь же находятся могилы видных деятелей Сербской Православной Церкви: Митрополита Загребского Досифея, Митрополита Скопльского Иосифа, Митрополита Будимского Арсения, Митрополита Дамаскина и владыки Будимского Данилы.
Престольные праздники[править | править код]
Введение во храм Пресвятой Богородицы - 4 декабря
Как добраться[править | править код]
Адрес: Љубе Јовановића 8, Београд, Сербия
Проезд: Монастырь расположен недалеко от центра города Белграда.
Телефон: +381 11 3693264
Паломнику[править | править код]
Актуальное расписание богослужений см. на сайте монастыря
Фото[править | править код]
Видео[править | править код]
Ссылки[править | править код]
- Официальный сайт монастыря
- Свято-Елисаветинский женский монастырь в г. Минске. Веденский монастырь в столице Сербии Белграде. ХРАМ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ В г. ПЕТЕРГОФ НА СОБСТВЕННОМ
- «Я учусь быть монахиней» (часть вторая)