Женский монастырь Добричево: различия между версиями

Материал из Азбука паломники
Перейти к навигации Перейти к поиску
Нет описания правки
Нет описания правки
Строка 6: Строка 6:


== История ==
== История ==
Монастырь в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы Захумско-Герцеговинской епархии Сербской Православной Церкви. Изначально находился в с. Добричеве близ Требине (Босния и Герцеговина). В 1964-1965 гг. при строительстве гидроэлектростанции на р. Требишница был перенесен на место близ с. Орах, около г. Билеча.
Монастырь в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы Захумско-Герцеговинской епархии Сербской Православной Церкви. Изначально находился в селе Добричеве близ Требине в Боснии и Герцеговине. В 1964-1965 гг. при строительстве гидроэлектростанции на реке Требишница был перенесен на место близ села Орах, около г. Билеча.


Монастырская церковь была возведена на месте раннехристианской базилики, фундамент которой был открыт при перенесении храма в ХХ в. Согласно легенде, в IV в. император Константин I Великий, возвращаясь из Далмации в Константинополь, восхитился красотой края, воскликнув: «Доброе оно!» - и повелел построить базилику.
Монастырская церковь была возведена на месте раннехристианской базилики, фундамент которой был открыт при перенесении храма в ХХ в. Согласно легенде, в IV в. император Константин I Великий, возвращаясь из Далмации в Константинополь, восхитился красотой края, воскликнув: «Доброе оно!» - и повелел построить базилику.
Строка 16: Строка 16:
Во время Герцеговинского восстания 1875-1878 гг. насельники Добричево выступили на стороне восставших, поэтому турки разграбили обитель.
Во время Герцеговинского восстания 1875-1878 гг. насельники Добричево выступили на стороне восставших, поэтому турки разграбили обитель.


В период первой мировой войны австр. военные конфисковали библиотеку (ок. 20 тыс. книг), лучшие иконы и главную святыню мононастыря «Добричевское коло» (или «Коло Богородицы») - деревянное паникадило (полиелей) с вышитыми тканевыми вставками со сценами из жизни Иисуса Христа. Игумем Евстафий (Гачинович) пытался защитить реликвию, но его избили и связали, монастырь подожгли - сгорел иконостас храма, фрески были сильно повреждены.
В период первой мировой войны австрийские военные конфисковали монастырскую библиотеку (около 20 тыс. книг), лучшие иконы и главную святыню мононастыря «Добричевское коло» (или «Коло Богородицы») - деревянное паникадило (полиелей) с вышитыми тканевыми вставками со сценами из жизни Иисуса Христа. Игумем Евстафий (Гачинович) пытался защитить реликвию, но его избили и связали, монастырь подожгли - сгорел иконостас храма, фрески были сильно повреждены.


В 1918 г. на Добричево несколько раз нападали бандиты. После создания Королевства сербов, хорватов и словенцев власти отняли у монастыря часть земель и увеличили налоги. Обитель пострадала во время второй мировой войны.
В 1918 г. на Добричево несколько раз нападали бандиты. После создания Королевства сербов, хорватов и словенцев власти отняли у монастыря часть земель и увеличили налоги. Обитель пострадала во время второй мировой войны.


Церковь монастыря сооружена из крупных, грубо отесанных каменных блоков. Первоначальный храм, иногда датируемый XIV в., был крестообразным, с 2 певницами (пространством для хоров) и 3 полуциркульными апсидами. В начале XVI в. он был перестроен, получив сходство с 3-нефной базиликой. Храм перекрыт 2-скатной кровлей, его центральная часть - крестовым сводом. С западной стороны, вероятно ок. 1745 г., был пристроен прямоугольный притвор под 2-скатной кровлей, на зап. фасаде в 1863 г. была поставлена 2-ярусная звонница. Архитектура церкви сочетает черты серб. храмов рашской школы и элементы позднесредневековой архитектуры Дубровника.
Церковь монастыря сооружена из крупных, грубо отесанных каменных блоков. Первоначальный храм, иногда датируемый XIV в., был крестообразным, с 2 певницами (пространством для хоров) и 3 полуциркульными апсидами. В начале XVI в. он был перестроен, получив сходство с трехнефной базиликой. Храм перекрыт двускатной кровлей, его центральная часть - крестовым сводом. С западной стороны, вероятно ок. 1745 г., был пристроен прямоугольный притвор под 2-скатной кровлей, на западном фасаде в 1863 г. была поставлена 2-ярусная звонница. Архитектура церкви сочетает черты сербских храмов рашской школы и элементы позднесредневековой архитектуры Дубровника.


Фрагменты фресок нач. XVI в. отражают зап. влияние, предположительно они были выполнены мастером с Адриатического побережья.
Фрагменты фресок нач. XVI в. отражают западное влияние, предположительно они были выполнены мастером с Адриатического побережья.


Автор росписи 1619-1620 гг., принадлежащей по стилю средневек. серб. традиции,- мон. Георгий (Митрофанович). В наосе в нижней зоне представлены серб. святые: свт. Савва Сербский, прп. Симеон Мироточивый, архиеп. Арсений и кор. Стефан Дечанский. Роспись выделяется из известных образцов того периода редкой цветовой гаммой (светло-зеленые, оранжевые и светло-фиолетовые тона).
Автор росписи 1619-1620 гг., принадлежащей по стилю средневековой сербской традиции,- монах Георгий (Митрофанович). В наосе в нижней зоне представлены сербсские святые: свт. [Савва Сербский], прп. [Симеон Мироточивый], архиеп. [Арсений] и кор. [Стефан Дечанский]. Роспись выделяется из известных образцов того периода редкой цветовой гаммой (светло-зеленые, оранжевые и светло-фиолетовые тона).
 
Особую ценность монастырской церкви представляют фрески, созданные в разных техниках, разными художниками и в разное время, что значительно затрудняло их реставрацию. В записи Теодора (Феодора) Зографа от 1672 г., которая также является самым ранним датированным документом о создании фресок, говорится, что церковь была обновлена ​​священником Байовичем (иеромонахом Моисеем), а автором фресок является живописец Теодор, также как и реставратор старых фресок.
 
В более старых слоях фресок, выполненных в технике альсекко, в конце 16 или начале 17 века были обнаружены фрески Георгия Митрофановича, который считался самым значительным живописцем того времени (им были выполнены фрески в монастырях Завала, Печской Патриархии и Хиландарской трапезной).


Стены припраты ок. 1745 г. расписал худож. Феодор («Страшный Суд» на вост. стене), он же обновлял роспись XVII в. мон. Георгия, неудачно подражая поздневизант. традициям в серб. живописи XVIII в. Иконы для иконостаса выполнил Рафаил Димитриевич из Рисана.
Стены припраты ок. 1745 г. расписал худож. Феодор («Страшный Суд» на вост. стене), он же обновлял роспись XVII в. мон. Георгия, неудачно подражая поздневизант. традициям в серб. живописи XVIII в. Иконы для иконостаса выполнил Рафаил Димитриевич из Рисана.
В комплекс Д., окруженный невысокой каменной стеной, также входят перемещенные вместе с церковью 2-этажный братский корпус, неск. захоронений и маленькая ц. во имя свт. Николая Чудотворца.


== Современное состояние ==
== Современное состояние ==
В настоящее время монастырь Добричево является женским монастырем.
В настоящее время монастырь Добричево является женским монастырем.
Монастырский комплекс продолжает обустраиваться, посетителей становится все больше и больше. Таким образом, монастырь вновь приобретает то великолепие, значение и роль, которые он имел на протяжении веков.
Рядом с монастырем (в монастырской усадьбе) построен скит св. Анны, где проживают монахини.
В комплекс Добричево, окруженный невысокой каменной стеной, также входят перемещенные вместе с церковью 2-этажный монашеский корпус, несколько захоронений и маленькая часовня во имя свт. Николая Чудотворца.


== Святыни ==
== Святыни ==
* В Добричево в серебряном ковчеге хранятся почитаемые чудотворные мощи (ладонь с кистью) неизвестного святителя.  
Среди особых монастырских святынь, привлекающих внимание многих посетителей, – почитаемые чудотворные мощи (ладонь с кистью) неизвестного святого в серебряном ковчеге, а также фреска Тайной вечери, которая уникальна тем, что Господь Иисус Христос находится сбоку, а в центре композиции, как это принято в фресковой живописи, а также на ней изображены столовые приборы.


== Престольные праздники ==
== Престольные праздники ==
'''[[Престольный праздник::Введение во храм Пресвятой Богородицы]]''' - [http://azbyka.org/days/prazdnik-vvedenie-vhod-vo-hram-presvjatoj-vladychicy-nashej-bogorodicy-i-prisnodevy-marii 4 декабря]
'''[[Престольный праздник::Введение во храм Пресвятой Богородицы]]''' - [http://azbyka.org/days/prazdnik-vvedenie-vhod-vo-hram-presvjatoj-vladychicy-nashej-bogorodicy-i-prisnodevy-marii 4 декабря]
В День Троицы ежегодно на территории монастыря проходит культурное мероприятие – Добричевский собор.


== Как добраться ==
== Как добраться ==

Версия от 14:19, 11 марта 2022

Идёт загрузка карты…
Монастырь Добричево

Монастырь Добричево (серб. Добрићево) — монастырь в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы Захумско-Герцеговинской и Приморской епархии Сербской православной церкви в селе Орах общине Билеча Республики Сербской Боснии и Герцеговины в 12 км от города Билеча.

История[править | править код]

Монастырь в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы Захумско-Герцеговинской епархии Сербской Православной Церкви. Изначально находился в селе Добричеве близ Требине в Боснии и Герцеговине. В 1964-1965 гг. при строительстве гидроэлектростанции на реке Требишница был перенесен на место близ села Орах, около г. Билеча.

Монастырская церковь была возведена на месте раннехристианской базилики, фундамент которой был открыт при перенесении храма в ХХ в. Согласно легенде, в IV в. император Константин I Великий, возвращаясь из Далмации в Константинополь, восхитился красотой края, воскликнув: «Доброе оно!» - и повелел построить базилику.

Время возведения Введенской церкви неизвестно. В Добричево хранится печать 1232 г., поэтому некоторые исследователи основание церкви относят к XIII в. (Леонтиjе (Нинковић). 1908. С. 4).

В 1644 г. монастырь опустел, в 1649 г. разграблен турками и в 1672 г. сожжен. В 1730 г. его обновили монахи из окрестностей г. Никшич (Черногория). До конца XVIII в. обитель приобрела или получила в дар большое количество церковных облачений, священных сосудов и богослужебных книг.

Во время Герцеговинского восстания 1875-1878 гг. насельники Добричево выступили на стороне восставших, поэтому турки разграбили обитель.

В период первой мировой войны австрийские военные конфисковали монастырскую библиотеку (около 20 тыс. книг), лучшие иконы и главную святыню мононастыря «Добричевское коло» (или «Коло Богородицы») - деревянное паникадило (полиелей) с вышитыми тканевыми вставками со сценами из жизни Иисуса Христа. Игумем Евстафий (Гачинович) пытался защитить реликвию, но его избили и связали, монастырь подожгли - сгорел иконостас храма, фрески были сильно повреждены.

В 1918 г. на Добричево несколько раз нападали бандиты. После создания Королевства сербов, хорватов и словенцев власти отняли у монастыря часть земель и увеличили налоги. Обитель пострадала во время второй мировой войны.

Церковь монастыря сооружена из крупных, грубо отесанных каменных блоков. Первоначальный храм, иногда датируемый XIV в., был крестообразным, с 2 певницами (пространством для хоров) и 3 полуциркульными апсидами. В начале XVI в. он был перестроен, получив сходство с трехнефной базиликой. Храм перекрыт двускатной кровлей, его центральная часть - крестовым сводом. С западной стороны, вероятно ок. 1745 г., был пристроен прямоугольный притвор под 2-скатной кровлей, на западном фасаде в 1863 г. была поставлена 2-ярусная звонница. Архитектура церкви сочетает черты сербских храмов рашской школы и элементы позднесредневековой архитектуры Дубровника.

Фрагменты фресок нач. XVI в. отражают западное влияние, предположительно они были выполнены мастером с Адриатического побережья.

Автор росписи 1619-1620 гг., принадлежащей по стилю средневековой сербской традиции,- монах Георгий (Митрофанович). В наосе в нижней зоне представлены сербсские святые: свт. [Савва Сербский], прп. [Симеон Мироточивый], архиеп. [Арсений] и кор. [Стефан Дечанский]. Роспись выделяется из известных образцов того периода редкой цветовой гаммой (светло-зеленые, оранжевые и светло-фиолетовые тона).

Особую ценность монастырской церкви представляют фрески, созданные в разных техниках, разными художниками и в разное время, что значительно затрудняло их реставрацию. В записи Теодора (Феодора) Зографа от 1672 г., которая также является самым ранним датированным документом о создании фресок, говорится, что церковь была обновлена ​​священником Байовичем (иеромонахом Моисеем), а автором фресок является живописец Теодор, также как и реставратор старых фресок.

В более старых слоях фресок, выполненных в технике альсекко, в конце 16 или начале 17 века были обнаружены фрески Георгия Митрофановича, который считался самым значительным живописцем того времени (им были выполнены фрески в монастырях Завала, Печской Патриархии и Хиландарской трапезной).

Стены припраты ок. 1745 г. расписал худож. Феодор («Страшный Суд» на вост. стене), он же обновлял роспись XVII в. мон. Георгия, неудачно подражая поздневизант. традициям в серб. живописи XVIII в. Иконы для иконостаса выполнил Рафаил Димитриевич из Рисана.

Современное состояние[править | править код]

В настоящее время монастырь Добричево является женским монастырем.

Монастырский комплекс продолжает обустраиваться, посетителей становится все больше и больше. Таким образом, монастырь вновь приобретает то великолепие, значение и роль, которые он имел на протяжении веков.

Рядом с монастырем (в монастырской усадьбе) построен скит св. Анны, где проживают монахини.

В комплекс Добричево, окруженный невысокой каменной стеной, также входят перемещенные вместе с церковью 2-этажный монашеский корпус, несколько захоронений и маленькая часовня во имя свт. Николая Чудотворца.

Святыни[править | править код]

Среди особых монастырских святынь, привлекающих внимание многих посетителей, – почитаемые чудотворные мощи (ладонь с кистью) неизвестного святого в серебряном ковчеге, а также фреска Тайной вечери, которая уникальна тем, что Господь Иисус Христос находится сбоку, а в центре композиции, как это принято в фресковой живописи, а также на ней изображены столовые приборы.

Престольные праздники[править | править код]

Введение во храм Пресвятой Богородицы - 4 декабря

В День Троицы ежегодно на территории монастыря проходит культурное мероприятие – Добричевский собор.

Как добраться[править | править код]

Адрес: Орах, Босния и Герцеговина

Проезд: от Требине в сторону Билечи по дороге M20, в селении Орах свернуть направо, через 600 метров от главной дороги — монастырь Добричево.

Фото[править | править код]


Видео[править | править код]

Ссылки[править | править код]