Кафедральный Ахтырский собор: различия между версиями
Ivfeden (обсуждение | вклад) |
Ivfeden (обсуждение | вклад) (→Фото) |
||
Строка 78: | Строка 78: | ||
== Фото == | == Фото == | ||
<gallery> | <gallery> | ||
Файл: | Файл:Аксо 1.jpg | ||
Файл:Аксо 2.jpg | |||
Файл:Аксо 3.jpg | |||
Файл:Аксо 4.jpg | |||
Файл:Аксо 5.jpg | |||
Файл:Аксо 6.jpg | |||
</gallery> | </gallery> | ||
== Видео == | == Видео == | ||
{{#ev:youtube|http://сайт|230|left|описание|frame}} | {{#ev:youtube|http://сайт|230|left|описание|frame}} |
Версия от 20:16, 5 ноября 2015
Согласно преданию, еще в XVI веке на месте собора стояла Пятницкая церковь. В 1678 году в переписной книге на этом месте уже упоминается Никитский храм. К концу XVIII века церковь значительно обветшала, ее пришлось разобрать и встал вопрос о строительстве нового храма. Осуществилось это дело при следующих обстоятельствах.
В 1773 году торговавший лошадьми в г. Ахтырке (Харьковская губерния) орловский купец Константин Семенович Пастухов получил исцеление от многолетней болезни по молитве перед чудотворной Ахтырской иконой Божией Матери, прославившейся в то время многочисленными чудесами и почитаемой по всей России. Для нее был поострен величественный каменный собор в Ахтырке.
Вернувшись в Орел, Константин Семенович обратился к епархиальному начальству за благословением на постройку каменного храма в честь Ахтырской иконы Божией Матери на Пятницком погосте. Разрешение было получено, и в том же году приступили к строительству храма.
В 1775 году церковь была поострена и освящена. Вскоре она уже не вмещала всех прихожан. В 1876 году храм расширили и устроили еще один придел в честь святого великомученика Никиты.
Город к этому времени разросся, Ахтырская церковь с кладбищем при ней оказалась в черте города, кладбище было закрыто, а храм стал приходским.
История[править | править код]
История Ахтырского храма, ныне кафедрального собора г.Орла, уходит в глубь веков. Еще в начале XVI века по преданию на его месте стояла Пятницкая церковь, по имени которой и получила позднее свое название Пятницкая слобода - прилегающая к церкви местность. Рядом с храмом находился погост, а чуть выше - небольшая торговая площадь, где жители окрестных сел и деревень вели торги. В начале XVII века, в Смутные времена, слобода,как и крепость Орел, была сожжена, эти места пришли в запустение.
С восстановлением крепости и возрождением города Орла вновь образовалась и Пятницкая казачья слобода. В переписной книге посадских дворов за 1678 год упоминается уже Никитская церковь, построенная на месте прежнего храма на Пятницком погосте. Было и особое служение у этого храма: на Пятницком погосте стоял, кроме це ркви, дом, куда в течение зимы сносили трупы замерзших, утонувших, погибших от голода нищих и оставляли там до весны, а в четверг на 7-ой неделе после Пасхи туда сходился народ и священники совершали над умершими общее отпевание, а затем их хоронили в общей могиле.
Шли годы, к началу XVIII века границы России продвинулись далеко на юг, и Орел из пограничного оборонного пункта стал превращаться в благоустроенный, крупный город. К концу века Никитский храм значительно обветшал, его разобрали и встал вопрос о строительстве нового храма. Осуществилось это дело при следующих обстоятельствах.
В 1773 году торговавший лошадьми в г. Ахтырке (Харьковская губерния) орловский купец Константин Семенович Пастухов получил исцеление от многолетней болезни по молитве перед чудотворной Ахтырской иконой Божией Матери, прославившейся в то время многочисленными чудесами и почитаемой по всей России. Для нее был построен величественный каменный собор в Ахтырке. Вернувшись в Орел, Константин Семенович обратился к епархиальному начальству за благословением на постройку каменного храма в честь Ахтырской иконы Божией Матери на Пятницком погосте. Разрешение было получено, и в том же году приступили к строительству.
Вскоре она уже не вмещала всех прихожан. В 1786 году храм расширили и устроили еще один придел в честь святого великомученика Никиты. Город к этому времени разросся, Ахтырская церковь с кладбищем при ней оказалась в черте города, кладбище было закрыто, а храм стал приходским.
В 1803 году вновь были произведены строительные работы в храме, в результате которых подняли своды главного алтаря, а также устроили и освятили новый придел в честь Казанской иконы Божией Матери. В 1823 году была построена высокая четырехярусная колокольня. Первоначально она стояла отдельно от храма, но в 1870 году по проекту архитектора И. П. Лутохина трапезную удлинили и соединили с колокольней. В таком виде храм предстает и ныне. В 1875 году вокруг церкви была поставлена ограда, уничтоженная перед Великой Отечественной войной.
Причт храма состоял из двух священников, диакона и двух псаломщиков. К приходу были приписаны 275 дворов, более1000 человек. При храме было 2 церковных дома - каменный и деревянный, а также свечная лавка на рынке.В октябре 1897 года стараниями церковного старосты М. М. Борзенкова при храме была открыта церковно-приходская школа, в которой обучались около сорока детей. Обучение было бесплатным. Первым заведующим школы и законоучителем стал священник Василий Леонов.
После революции храм, его священнослужителей и прихожан постигли скорбные испытания, обрушившиеся на Русскую Православную Церковь. В период "изъятия ценностей", наряду со многими иконами, был конфискован большой серебряный крест - древняя святыня храма, насчитывающая около 500 лет. По решениям Губисполкома в Орле с 1921 по 1923 годы были закрыты 2 монастыря и 17 церквей. Ахтырской церкви, можно сказать, "повезло". Она была закрыта по решению ВЦИК Орловской области 3 февраля 1938 года. И использовалась не по назначению всего 4 года. В этот период она была превращена в зернохранилище.15 марта 1942 года, во время оккупации города Орла, храм был открыт и в дальнейшем уже не закрывался.
При освобождении Орла в 1943 году на колокольне Ахтырской церкви ранним утром 5 августа был водружен один из первых красных флагов. (Е.Е. Щекотихин "Орловская битва", книга 2. Орел: Александр Воробьёв, 2006. - с. 418-419)
В 1962 году Святейшим Патриархом Алексием I (Симанским), по ходатайству митрополита Орловского и Брянского Антония (Кротевича), Ахтырскому храму был присвоен статус кафедрального собора. В 1986 году в нем были произведены большие реставрационные работы: стены и потолок расписаны художником Федором Гладковым на библейские сюжеты; пол выложен мраморными плитками; центральный иконостас, высотой около 14 метров, украшен резьбой и позолотой. Был осуществлен и большой наружный ремонт здания: восстановлены изначальные формы куполов и шпиля колокольни, произведены работы по восстановлению кирпичной кладки барабанов четверика. Главки храма, купол и шпиль колокольни с крестами были покрыты листовой медью и позолочены.
В июне 2008 года по благословению Преосвященнейшего епископа Орловского и Ливенского Иеронима Кафедральным собором епархии определено было быть Смоленскому собору. Однако за Ахтырским собором по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II также закреплен статус Кафедрального собора.
В июне 2009 года, по благословению Архиепископа Орловского и Ливенского Пантелеимона, кафедра Орловско-Ливенской епархии вновь перенесена в Ахтырский собор.
Святыни[править | править код]
Ахтырская икона Божией Матери[править | править код]
Ахтырскую икону Пресвятой Богородицы невозможно спутать с какой-либо другой иконой. На ней мы видим поясное изображение Богородицы, молитвенно сложившей руки перед Крестом с распятым Господом Иисусом Христом.
Иконография образа сложилась от указующих на Нее ветхозаветных пророчеств и предсказаний об Ее особой "уготованности", "очищенности" от "чрева матери", переложенные сирийским богословом IVв. Ефремом Сириным. Задолго до рождения Христа Ей было дано видение о том, что Она станет Матерью Сына Божия, который пострадает за грехи людские. И Она жила всю дальнейшую жизнь, зная об этой судьбе Своего Сына. Жила без ропота, полностью доверяя и повинуясь воле Божией. "Се Раба Господня". Это предзнаменование легло в основу иконографии данного образа, в котором воплощена идея великого начала и, одновременно, предречен великий конец - "альфа и омега", - у порога которого стояла юная Дева Мария. В древности по сторонам престола - священного средоточия любого храма, соединившего представление о смерти Христа и Его царственной славе, - на особых подставках ставили выносную икону Богоматери и деревянный крест с Распятием. Непосредственное присутствие образа Богородицы у трапезы, где совершается пресуществление Святых Даров в Тело и Кровь Христа, - имело глубокий смысл, постоянно напоминая об истине воплощения Бога и предстательства перед Ним Его Матери, просящей за весь род человеческий.
Десница Тихона Задонского[править | править код]
Некоторое время в храме пребывали святые мощи святителя Тихона Задонского. В 1919 году они были изъяты из Задонского монастыря и переданы в Елецкий краеведческий музей. В 1930-е годы, в связи с устройством Орловского антирелигиозного музея, они были доставлены в Орел, где и находились до 1941 года. В годы немецкой оккупации мощи были перенесены в Богоявленский храм. В сентябре 1960 года, когда возобновились гонения на Православную Церковь, директор Краеведческого музея Е. Н. Коренева обратилась с письмом к уполномоченному по делам Православной Церкви Н. Ф. Звереву с просьбой вернуть мощи в музей. Просьба была удовлетворена. Еще 28 лет святые мощи находились в фонде музея, и только в 1988 году, когда праздновалось 1000-летие Крещения Руси, они были переданы Церкви. Было решено поместить их в Ахтырском кафедральном соборе. Когда же в 1991 году открылся Задонский мужской монастырь, мощи святителя Тихона были возвращены на место.
Мощи св. Марии Магдалины[править | править код]
На берегу Геннисаретского озера, между городами Капернаумом и Тивериадой, располагался небольшой город Магдала, остатки которого уцелели до наших дней. Теперь на его месте стоит лишь небольшой поселок Медждель.
В Магдале когда-то родилась и выросла женщина, имя которой навеки вошло в евангельскую историю. Евангелие ничего не повествует нам о юных годах Марии, но Предание сообщает, что Мария из Магдалы была молода, красива и вела грешную жизнь. В Евангелии говорится, что Господь изгнал из Марии семь бесов. С момента исцеления Мария начала новую жизнь. Она стала верной ученицей Спасителя.
Евангелие повествует, что Мария Магдалина следовала за Господом, когда Он с апостолами проходил по городам и селениям Иудеи и Галилеи с проповедью Царствия Божия. Вместе с благочестивыми женщинами - Иоанной, женой Хузы (домоправителя Иродова), Сусанной и другими она служила Ему от имений своих (Лк. 8, 1-3) и, несомненно, разделяла с апостолами благовестнические труды, в особенности среди женщин. Очевидно, ее вместе с другими женщинами имеет в виду евангелист Лука, рассказывая, что в момент шествия Христа на Голгофу, когда после бичевания Он нес на Себе тяжелый Крест, изнемогая под его тяжестью, женщины шли за Ним, плача и рыдая, а Он утешал их. Евангелие повествует, что Мария Магдалина находилась и на Голгофе в момент распятия Господа. Когда все ученики Спасителя разбежались, она бесстрашно оставалась у Креста вместе с Богородицей и апостолом Иоанном.
Погрязшая когда-то во грехе, она, получив исцеление, искренне и бесповоротно начала новую, чистую жизнь и никогда не колебалась на этом пути. Мария возлюбила Господа, призвавшего ее к новой жизни; она была верна Ему не только тогда, когда Он, изгнав из нее семь бесов, окруженный восторженным народом, проходил по городам и селениям Палестины, снискав Себе славу чудотворца, но и тогда, когда все ученики из страха покинули Его и Он, уничиженный и распятый, в муках висел на Кресте. Вот почему Господь, зная ее верность, именно ей первой явился, восстав от гроба, и именно ее сподобил быть первой же проповедницей Своего Воскресения.
Икона св. Георгия Косова с мощами[править | править код]
В августе 2000 года на юбилейном Архиерейском Соборе Георгий Коссов за свое святое житие был канонизирован в чине священноисповедника. Орловское духовенство обрело мощи священноисповедника Георгия Коссова в день памяти Великомученика Георгия Победоносца, который в дни земного бытия батюшки был его ангелом-хранителем. И отныне 9 декабря будет днем обретения святых мощей священноисповедника Георгия Коссова.
Мощи и иконы[править | править код]
Наиболее чтимой святыней нашего храма является чудотворная Ахтырская икона Божией Матери , список с первообраза, прославившийся многочисленными чудесами.
- Одной из главных святынь прихожанами почитается Кисть святителя Тихона Задонского.
- Почитаемыми являются также святые мощи и икона Великомученика и Целителя Пантелеимона,
- святые мощи Великомученицы Варвары,
- святые мощи Великомученика Трифона,
- святые мощи Равноапостольной Марии Магдалины,
- икона с частицей святых мощей святого великомученика Никиты,
- икона с частицей святых мощей священноисповедника Георгия Косова,
- Крест с частицей Животворящего Древа Креста Господня,
- Казанский образ Божией Матери с частицей Ея Честныя Ризы,
- икона Успения Божией Матери с частицами мощей шести киевских святых угодников,
- икона святителя Николая Чудотворца,
- икона святого мученика Кукши, просветителя Орловского края.
Фото[править | править код]
Видео[править | править код]
Как добраться[править | править код]
Адрес: Орел, ул. 5-го Августа, д.18
Паломнику[править | править код]
Собор открыт ежедневно с 7.30 до 19.30, в праздничные и воскресные дни — с 6.30 до 20.00.
Богослужения совершаются ежедневно.
в будние дни: Божественная литургия — в 8.00, вечернее богослужение — в 17.00;
в воскресные и праздничные дни совершаются две Божественные литургии: ранняя — в 7.00, поздняя — в 9.00.
За вечерним богослужением духовенством собора читаются акафисты:
вторник — перед образом Казанской иконы Божией Матери или Великомученику Никите;
среда — святителю Тихону Задонскому;
воскресенье — перед образом Ахтырской иконы Божией Матери.
В соборе совершаются все церковные требы: Таинство Крещения, Таинство Венчания; молебны (простой, благодарственный, о путешествующих, с водосвятием, о болящих); погребения, панихиды. Также можно заказать обедню с просфорой, акафист какому-либо святому, сорокоуст, поминание на 1/2 года, на год, на 2 года.
Таинство Крещения совершается ежедневно в 10:00. По желанию прихожан, оно может быть совершено в другое время, по предварительной договоренности со священником.
При храме действует церковная библиотека.