Кафедральный Ахтырский собор: различия между версиями

Материал из Азбука паломники
Перейти к навигации Перейти к поиску
(Новая страница: «{{Местоположение святыни|локация=Россия, Республика Мордовия, Ковылкинский район, с. Ким…»)
 
Нет описания правки
Строка 1: Строка 1:
{{Местоположение святыни|локация=Россия, Республика Мордовия, Ковылкинский район, с. Кимляй|вид=Приходской храм}}
{{Местоположение святыни|локация=Россия, Орел, ул. 5-го Августа, д.18|вид=Приходской храм}}
<p style="text-align:justify">Согласно преданию, еще в XVI веке на месте собора стояла Пятницкая церковь. В 1678 году в переписной книге на этом месте уже упоминается Никитский храм. К концу XVIII века церковь значительно обветшала, ее пришлось разобрать и встал вопрос о строительстве нового храма. Осуществилось это дело при следующих обстоятельствах.</p>
<p style="text-align:justify">Согласно преданию, еще в XVI веке на месте собора стояла Пятницкая церковь. В 1678 году в переписной книге на этом месте уже упоминается Никитский храм. К концу XVIII века церковь значительно обветшала, ее пришлось разобрать и встал вопрос о строительстве нового храма. Осуществилось это дело при следующих обстоятельствах.</p>



Версия от 20:09, 5 ноября 2015

Идёт загрузка карты…

Согласно преданию, еще в XVI веке на месте собора стояла Пятницкая церковь. В 1678 году в переписной книге на этом месте уже упоминается Никитский храм. К концу XVIII века церковь значительно обветшала, ее пришлось разобрать и встал вопрос о строительстве нового храма. Осуществилось это дело при следующих обстоятельствах.

В 1773 году торговавший лошадьми в г. Ахтырке (Харьковская губерния) орловский купец Константин Семенович Пастухов получил исцеление от многолетней болезни по молитве перед чудотворной Ахтырской иконой Божией Матери, прославившейся в то время многочисленными чудесами и почитаемой по всей России. Для нее был поострен величественный каменный собор в Ахтырке.

Вернувшись в Орел, Константин Семенович обратился к епархиальному начальству за благословением на постройку каменного храма в честь Ахтырской иконы Божией Матери на Пятницком погосте. Разрешение было получено, и в том же году приступили к строительству храма.

В 1775 году церковь была поострена и освящена. Вскоре она уже не вмещала всех прихожан. В 1876 году храм расширили и устроили еще один придел в честь святого великомученика Никиты.

Город к этому времени разросся, Ахтырская церковь с кладбищем при ней оказалась в черте города, кладбище было закрыто, а храм стал приходским.

История[править | править код]

В настоящее время информация отсутствует. Вы можете помочь в заполнении подраздела.

Современное состояние[править | править код]

В настоящее время информация отсутствует. Вы можете помочь в заполнении подраздела.

Святыни[править | править код]

Ахтырская икона Божией Матери[править | править код]

Ахтырскую икону Пресвятой Богородицы невозможно спутать с какой-либо другой иконой. На ней мы видим поясное изображение Богородицы, молитвенно сложившей руки перед Крестом с распятым Господом Иисусом Христом.

Иконография образа сложилась от указующих на Нее ветхозаветных пророчеств и предсказаний об Ее особой "уготованности", "очищенности" от "чрева матери", переложенные сирийским богословом IVв. Ефремом Сириным. Задолго до рождения Христа Ей было дано видение о том, что Она станет Матерью Сына Божия, который пострадает за грехи людские. И Она жила всю дальнейшую жизнь, зная об этой судьбе Своего Сына. Жила без ропота, полностью доверяя и повинуясь воле Божией. "Се Раба Господня". Это предзнаменование легло в основу иконографии данного образа, в котором воплощена идея великого начала и, одновременно, предречен великий конец - "альфа и омега", - у порога которого стояла юная Дева Мария. В древности по сторонам престола - священного средоточия любого храма, соединившего представление о смерти Христа и Его царственной славе, - на особых подставках ставили выносную икону Богоматери и деревянный крест с Распятием. Непосредственное присутствие образа Богородицы у трапезы, где совершается пресуществление Святых Даров в Тело и Кровь Христа, - имело глубокий смысл, постоянно напоминая об истине воплощения Бога и предстательства перед Ним Его Матери, просящей за весь род человеческий.

Десница Тихона Задонского[править | править код]

Некоторое время в храме пребывали святые мощи святителя Тихона Задонского. В 1919 году они были изъяты из Задонского монастыря и переданы в Елецкий краеведческий музей. В 1930-е годы, в связи с устройством Орловского антирелигиозного музея, они были доставлены в Орел, где и находились до 1941 года. В годы немецкой оккупации мощи были перенесены в Богоявленский храм. В сентябре 1960 года, когда возобновились гонения на Православную Церковь, директор Краеведческого музея Е. Н. Коренева обратилась с письмом к уполномоченному по делам Православной Церкви Н. Ф. Звереву с просьбой вернуть мощи в музей. Просьба была удовлетворена. Еще 28 лет святые мощи находились в фонде музея, и только в 1988 году, когда праздновалось 1000-летие Крещения Руси, они были переданы Церкви. Было решено поместить их в Ахтырском кафедральном соборе. Когда же в 1991 году открылся Задонский мужской монастырь, мощи святителя Тихона были возвращены на место.

Мощи св. Марии Магдалины[править | править код]

На берегу Геннисаретского озера, между городами Капернаумом и Тивериадой, располагался небольшой город Магдала, остатки которого уцелели до наших дней. Теперь на его месте стоит лишь небольшой поселок Медждель.

В Магдале когда-то родилась и выросла женщина, имя которой навеки вошло в евангельскую историю. Евангелие ничего не повествует нам о юных годах Марии, но Предание сообщает, что Мария из Магдалы была молода, красива и вела грешную жизнь. В Евангелии говорится, что Господь изгнал из Марии семь бесов. С момента исцеления Мария начала новую жизнь. Она стала верной ученицей Спасителя.

Евангелие повествует, что Мария Магдалина следовала за Господом, когда Он с апостолами проходил по городам и селениям Иудеи и Галилеи с проповедью Царствия Божия. Вместе с благочестивыми женщинами - Иоанной, женой Хузы (домоправителя Иродова), Сусанной и другими она служила Ему от имений своих (Лк. 8, 1-3) и, несомненно, разделяла с апостолами благовестнические труды, в особенности среди женщин. Очевидно, ее вместе с другими женщинами имеет в виду евангелист Лука, рассказывая, что в момент шествия Христа на Голгофу, когда после бичевания Он нес на Себе тяжелый Крест, изнемогая под его тяжестью, женщины шли за Ним, плача и рыдая, а Он утешал их. Евангелие повествует, что Мария Магдалина находилась и на Голгофе в момент распятия Господа. Когда все ученики Спасителя разбежались, она бесстрашно оставалась у Креста вместе с Богородицей и апостолом Иоанном.

Погрязшая когда-то во грехе, она, получив исцеление, искренне и бесповоротно начала новую, чистую жизнь и никогда не колебалась на этом пути. Мария возлюбила Господа, призвавшего ее к новой жизни; она была верна Ему не только тогда, когда Он, изгнав из нее семь бесов, окруженный восторженным народом, проходил по городам и селениям Палестины, снискав Себе славу чудотворца, но и тогда, когда все ученики из страха покинули Его и Он, уничиженный и распятый, в муках висел на Кресте. Вот почему Господь, зная ее верность, именно ей первой явился, восстав от гроба, и именно ее сподобил быть первой же проповедницей Своего Воскресения.

Икона св. Георгия Косова с мощами[править | править код]

В августе 2000 года на юбилейном Архиерейском Соборе Георгий Коссов за свое святое житие был канонизирован в чине священноисповедника. Орловское духовенство обрело мощи священноисповедника Георгия Коссова в день памяти Великомученика Георгия Победоносца, который в дни земного бытия батюшки был его ангелом-хранителем. И отныне 9 декабря будет днем обретения святых мощей священноисповедника Георгия Коссова.

Мощи и иконы[править | править код]

Наиболее чтимой святыней нашего храма является чудотворная Ахтырская икона Божией Матери , список с первообраза, прославившийся многочисленными чудесами.

  • Одной из главных святынь прихожанами почитается Кисть святителя Тихона Задонского.
  • Почитаемыми являются также святые мощи и икона Великомученика и Целителя Пантелеимона,
  • святые мощи Великомученицы Варвары,
  • святые мощи Великомученика Трифона,
  • святые мощи Равноапостольной Марии Магдалины,
  • икона с частицей святых мощей святого великомученика Никиты,
  • икона с частицей святых мощей священноисповедника Георгия Косова,
  • Крест с частицей Животворящего Древа Креста Господня,
  • Казанский образ Божией Матери с частицей Ея Честныя Ризы,
  • икона Успения Божией Матери с частицами мощей шести киевских святых угодников,
  • икона святителя Николая Чудотворца,
  • икона святого мученика Кукши, просветителя Орловского края.

Фото[править | править код]


Видео[править | править код]

В тег EmbedVideo введен неверный id "http://сайт" видео для сервиса "youtube".

Как добраться[править | править код]

Адрес: Орел, ул. 5-го Августа, д.18

Паломнику[править | править код]

Собор открыт ежедневно с 7.30 до 19.30, в праздничные и воскресные дни — с 6.30 до 20.00.

Богослужения совершаются ежедневно.

в будние дни: Божественная литургия — в 8.00, вечернее богослужение — в 17.00;

в воскресные и праздничные дни совершаются две Божественные литургии: ранняя — в 7.00, поздняя — в 9.00.

За вечерним богослужением духовенством собора читаются акафисты:

вторник — перед образом Казанской иконы Божией Матери или Великомученику Никите;

среда — святителю Тихону Задонскому;

воскресенье — перед образом Ахтырской иконы Божией Матери.

В соборе совершаются все церковные требы: Таинство Крещения, Таинство Венчания; молебны (простой, благодарственный, о путешествующих, с водосвятием, о болящих); погребения, панихиды. Также можно заказать обедню с просфорой, акафист какому-либо святому, сорокоуст, поминание на 1/2 года, на год, на 2 года.

Таинство Крещения совершается ежедневно в 10:00. По желанию прихожан, оно может быть совершено в другое время, по предварительной договоренности со священником.

При храме действует церковная библиотека.