Свято-Серафимовский скит (Красное): различия между версиями

Материал из Азбука паломники
Перейти к навигации Перейти к поиску
Строка 108: Строка 108:
* [https://monastery.ru/usadba-krasnoe/usadba-krasnoe/ Официальный сайт Московского Сретенского монастыря. Усадьба Красное. Скит Сретенского монастыря]
* [https://monastery.ru/usadba-krasnoe/usadba-krasnoe/ Официальный сайт Московского Сретенского монастыря. Усадьба Красное. Скит Сретенского монастыря]
* [https://monastery.ru/monastyr/svyato-serafimovskiy-skit/khram-kazanskoy-ikony-bozhiey-materi/ Официальный сайт Московского Сретенского монастыря. Храм в честь Казанской иконы Божией Матери. Скит Сретенского монастыря]
* [https://monastery.ru/monastyr/svyato-serafimovskiy-skit/khram-kazanskoy-ikony-bozhiey-materi/ Официальный сайт Московского Сретенского монастыря. Храм в честь Казанской иконы Божией Матери. Скит Сретенского монастыря]
* [[Сретенский ставропигиальный мужской монастырь (Москва)]]
* [[Сретенский ставропигиальный мужской монастырь (Москва)|Сретенский ставропигиальный мужской монастырь (Москва)]]
* [[Псково-Печерский монастырь]]
* [[Псково-Печерский монастырь]]


{{SEO|в Красное, Свято-Серафимовский скит|Рязанской области}}
{{SEO|в Красное, Свято-Серафимовский скит|Рязанской области}}

Версия от 00:30, 29 июля 2021

Идёт загрузка карты…
Свято-Серафимовский скит (Красное)

Подворье Сретенского монастыря со Свято-Серафимовским скитом расположено в бывшей усадьбе Красное в 35 километрах от города Михайлова Рязанской области.

История[править | править код]

История села Красное

Село Красное по письменным источникам известно с XVII века. Согласно писцовым книгам 1629 года, село значилось за «Ондреем Дмитриевым, сыном Есипова». Здесь была построена деревянная церковь во имя святителя Николая Чудотворца. В писцовых книгах перечисляются «поп Гарасим, поп Понкратей Тимофеев да брат ево дьячек Васка Иванов» и в церкви «образы и ризы, и книги, и колокола». По записям 1676 года, в приходе церкви Николая Чудотворца в селе Красном состояли два двора боярских и 45 крестьянских.

В середине XVIII века владельцем усадьбы Красное был унтер-лейтенант флота Федор Иванович Головин. В 1772 году усадьбу унаследовал его племянник Иван Сергеевич Головин, а после него владельцем стал полковник Федор Иванович Боборыкин. Он занимался винными поставками в казну, и Красное стало частью его хозяйственного комплекса с винокуренным заводом.

По «Описанию дач Михайловского уезда», в середине XVIII века в двух местных прудах водилось множество карасей, употребляемых для господского стола, а крестьяне довольствовались пескарями и гольцами из местных речек: Козловки и Барановки, Громки, Студенки и Прони. Согласно писцовым книгам, питьевая вода была в речках «людям здорова», а в прудах «способнее для скота». Из зверья здесь жили волки, лисы и белки, вокруг летало множество птиц: соловьи, дрозды, скворцы, щеглы, чижи. Обитали здесь птицы и побольше размером: вороны, сороки, галки. Из посеянного хлеба хороший урожай давали рожь, овес и греча. В более поздней приходной книге 1843 года упоминается о таком источнике господского дохода, как продажа редиса «из ранжереи», «из парников огурцов» и «из саду разных фруктов».

Строитель усадьбы Ермолов

Следующим хозяином усадьбы стал Александр Петрович Ермолов (1754–1835), сын небогатого помещика поручика Петра Леонтьевича Ермолова. Путешествуя по Волге в 1767 году, Екатерина II Великая остановилась на отдых в усадьбе Петра Леонтьевича в селе Черновском. Его 13-летний сын Александр понравился императрице своей смекалкой и расторопностью, и Екатерина II решила отблагодарить хозяина усадьбы за гостеприимство, устроив судьбу мальчика. Она тут же назначила Александра капралом Конной гвардии и взяла его с собой в Петербург. Через 18 лет уже взрослый офицер Александр Петрович Ермолов снова попался на глаза Екатерине II во время одного из военных парадов и на короткое время (немногим больше года) стал близок к императрице, пользуясь ее особым расположением.

По воспоминаниям современников, Ермолов был умен, скромен, вежлив, не падок на подарки и интриги. В искреннем желании делать добро и противодействовать своим влиянием злу он всегда помогал тем, кто обращался к нему со справедливыми просьбами, и докладывал императрице, только разобравшись в вопросе. Александр Петрович покровительствовал поэту Державину, заслужил похвалы от многих, но нажил себе еще больше сильных врагов. Стремление Ермолова к справедливости нередко сталкивало его со светлейшим князем Григорием Александровичем Потемкиным, фаворитом и ближайшим другом императрицы.

После одного из конфликтов Ермолова с Потемкиным императрица поначалу рассердилась на своего фаворита, но затем сам Ермолов впал в немилость. Тем не менее Екатерина II оценила его заслуги перед двором: отставку Александр Петрович получил в чине генерал-поручика. Императрица также предоставила ему пятилетний отпуск, 4000 крепостных крестьян и богатое жалование. Александр Петрович уехал из столицы, а в 1790 году женился на богатой княжне Елизавете Михайловне Голицыной (1768–1833), дочери князя М.М. Голицына.

Усадьба Красное

В 1793 году Ермолов выкупил за 85 тысяч рублей для своей семьи усадьбу Красное у сыновей Боборыкина. В покупку входили земли и пашни, лес и сенные покосы, пруды и мельница на речке Проне, старый господский дом с мебелью, 47 крестьянских дворов, «526 душ» крестьян и дворовых людей.

Ермолов затеял обширную перестройку усадьбы. Постепенно в Красном был возведен усадебный комплекс, в который вошли: пейзажный английский парк с каскадом из четырех прудов и плотинами, господский дом, строгая каменная церковь в классическом стиле в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы и две круглые в плане постройки – конный двор с небольшим манежем и скотный двор.

Английский парк – строгое и прекрасное украшение усадьбы – отличался разнообразием насаждений. По задумке устроителей пейзажная планировка должна была воссоздать естественную красоту природы: без вмешательства садовников деревья разрастались в тенистые аллеи, а естественные пруды заменяли фонтаны.

В планировке усадьбы был мастерски использован рельеф местности: здания возводили на разных уровнях. Центром усадьбы стал господский дом с мезонином, выстроенный на возвышении. Низкий цокольный этаж занимали хозяйственные службы. Стрельчатые окна второго этажа вносили элемент русской псевдоготики в подражание готическому стилю западноевропейских замков. Псевдоготический декор добавлял зданиям особую нарядность, легкость и изящество. Внутри господского дома все было сделано с пышной роскошью, свойственной золотому «екатерининскому веку».

Самым оригинальным сооружением усадьбы стал круглый скотный двор, стоявший на небольшом искусственном полуострове и «замаскированный» под миниатюрную крепость с четырьмя изящными башенками. Стены двора были прорезаны стрельчатыми окнами и украшены сверху аркатурой, как и башни. Перед большими и мощными башнями с зубчатым завершением были поставлены две малые башни, которые когда-то были тоже зубчатыми.

Вся усадьба имела очень праздничный вид благодаря игре белых деталей на красном фоне: для строительства использовался белый известняк в сочетании с красным кирпичом. Сходство усадьбы с баженовскими постройками в подмосковном Царицыне побудило краеведов высказать гипотезу об участии в проектировании самого Василия Ивановича Баженова, известного русского архитектора, представителя классицизма, зачинателя русской псевдоготики.

Владелец усадьбы Александр Петрович Ермолов умер в Вене 24 марта 1835 года. После смерти тело генерала было привезено в Россию и захоронено в усадьбе к северу от Казанского храма.

В 1842 году Федор Александрович Ермолов, один из сыновей Александра Петровича, продал усадьбу полковнику Николаю Николаевичу Реткину, рязанскому губернскому предводителю дворянства. В 1860 году избы крестьян села Красное были перенесены новым хозяином к северо-западу от усадьбы. Поначалу крестьяне отказались перебираться на новое место, тогда полковник вызвал из Рязани роту солдат, которые принудили крестьян к переселению. Ныне села, давшего название усадьбе, не существует.

В 1883 году вдова Реткина, Прасковья Николаевна, продала усадьбу ее последнему владельцу Якову Григорьевичу Жилинскому, генералу от кавалерии. Он был родом из города Михайлова, в 1914 году занимал пост варшавского генерал-губернатора и командующего войсками Варшавского военного округа. В 1917 году он подарил усадьбу своей дочери Марии, по мужу Астафьевой, коллежской советнице, фрейлине Императорского двора. После революции Жилинский пытался выехать за границу, но был арестован в Крыму и расстрелян в 1918 году.

В этом же году усадьбу разграбили. В 1920-е годы здесь заседал сельсовет, затем размещался детский туберкулезный санаторий, позже районная туберкулезная больница. Во время Великой Отечественной войны в господском доме был организован госпиталь для раненых. В конце 1980-х годов в связи с резким сокращением финансирования районная больница переместилась в Михайлов. Архитектурный комплекс снова подвергся разграблению, а от великолепного фруктового сада осталось только несколько одичавших яблонь, слив и вишен.

Когда заброшенную усадьбу передали Сретенскому монастырю, господский дом находился в полуразрушенном состоянии, а круглый (скотный) двор представлял собой руины. Не обрати внимание братия Сретенского монастыря на эту усадьбу – и прекрасный памятник архитектуры и культуры ждала бы неминуемая и безвозвратная гибель.

Был подготовлен проект по воссозданию исторического вида этой прекрасной усадьбы: полное восстановление усадебных построек, дорожно-тропиночной сети, газонов, цветников, сохранение старых и восстановление утраченной системы ландшафтов, а также утраченных деревьев (липы и клены возрастом до 220 лет, старинные дубы). Над проектом и его выполнением трудились высокопрофессиональные инженеры, геодезисты, ландшафтные архитекторы.

Храм в честь Казанской иконы Божией Матери

Храм в честь Казанской иконы Божией Матери был построен в усадьбе Красное на месте старинной деревянной церкви святителя Николая Чудотворца при новом владельце генерал-поручике Александре Петровиче Ермолове, который купил усадьбу в 1793 году. Деревянная церковь святителя Николая Чудотворца была разобрана и перенесена на место, отведенное для сельского кладбища, а новая каменная, построенная в классическом стиле, являла собой редкий для провинции тип усадебного храма с двумя колокольнями.

Существует предположение, что императрица Екатерина, возвращаясь из Крымского путешествия, инкогнито свернула в Красное, пробыла там один-два дня и через некоторое время догнала свой вояж уже близ Москвы. Факт пребывания царицы в Красном документами не подтвержден. Тем не менее специально выбитая медаль-жетон и приготовленный к этому высокому визиту символический молоток для закладки храма – свидетельство того, что местные предания вполне могут быть справедливыми.

Также на фронтоне храма была сделана надпись: «Отъ щедротъ великiя Екатѣрины», которая являлась своеобразной данью памяти императрице, возвысившей Ермолова и даровавшей ему чины и деньги, на которые и была куплена усадьба. Неслучайно в иконостасе рядом с иконами Спасителя и Пресвятой Богородицы находилась икона Небесной покровительницы Екатерины II – святой великомученицы Екатерины.

Основной объем храма был, видимо, выстроен в 1801–1807 годах, поскольку в ведомостях о церквях Михайловского уезда за 1807–1808 годы церковь уже упоминается как возведенная, но еще не освященная. В июне 1809 года церковный староста села Красное Поликарп Терентьев обратился в Рязанскую духовную консисторию с прошением об освящении вновь построенного храма, причем сообщил, что «каменная церковь ныне уже строением окончена и как церковными сосудами серебряными, священноцерковнослужительскими облачениями, так и книгами всего церковного круга снабжена и освящению состоит в готовности».

Освящение храма состоялось 19 августа 1809 года. Хоть церковь и была усадебной, сюда приходили помолиться жители окрестных сел и деревень. Особенно многолюдно бывало в июле, в день празднования Казанской иконы Божией Матери.

После революции 1917 года усадьба, подобно всей стране, подверглась разорению. В первую очередь пострадал Казанский храм, но службы в нем продолжались. Пожилые прихожане рассказывают, что последнее богослужение было совершено на Святки 1941 года. Затем храм был закрыт и разорен: всё, что только могло приглянуться и имело хотя бы минимальную ценность, унесли.

Роскошный иконостас Казанского храма был разграблен, фундамент алтаря разобран на «строительные нужды», ради «сооружения» свинарников, хлевов, сараев и котелен. Надгробные плиты из фамильного склепа Ермоловых и с могил священников, захороненных рядом с храмом, были украдены. Храмовые иконы использовались безбожниками в качестве гнета при солении овощей. Лишь некоторые святыни верующие успели спрятать и тем самым спасти.

Cовременное состояние[править | править код]

С 1996 года по инициативе Сретенского монастыря началась реставрация усадьбы Красное. С Божией помощью была обретена местная святыня ‒ образ, на котором архангел Михаил – Небесный покровитель города Михайлова – держит в руках Казанскую икону Божией Матери. Это единственный образ, сохранившийся из старого иконостаса. С момента обретения икона хранилась в Сретенском монастыре, в храме Сретения Владимирской иконы Божией Матери, а после окончательного восстановления усадебного храма святыня вернулась на свое прежнее место.

21 июля 2006 года по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II храм Казанской иконы Божией Матери освятил великим чином архиепископ Рязанский и Касимовский Павел (Пономарев) (митрополит Минский и Заславский).

Комплекс подворья Сретенского монастыря со Свято-Серафимовским скитом включает в себя монашеские кельи, домовую церковь во имя преподобного Серафима Саровского, а также огороды, сад, пасеку, скотный двор и пруд. Вблизи находится церковь в честь Казанской иконы Божией Матери.

В 2011 году в скиту был открыт филиал Сретенской духовной семинарии, где учатся студенты-первокурсники. Здесь, за 200 километров от Москвы, вне суеты мегаполиса, будущие священнослужители получают базовые семинарские знания, упражняются в послушании и учатся жить в богослужебном ритме. Первокурсники ухаживают за усадьбой, поют в храме, проводят уроки и миссионерские беседы в подшефных детском доме и колледже для инвалидов. Залы отреставрированного господского дома сегодня принимают гостей из епархий ближнего и дальнего зарубежья. Сюда для встреч с семинаристами приглашаются известные современные философы, теологи, ученые, искусствоведы.

В скиту в миниатюре представлено все то, что есть в семинарии в Москве: это и библиотека, и компьютерный класс, и спортплощадка. Кельи и другие помещения ничуть не уступают по удобству тем, что находятся в столице.

Заниматься спортом в скиту можно в любое время года. Летом – на открытой спортивной площадке (или на поле, где можно поиграть в футбол или волейбол). В зимнее время – в тренажерном зале.

Условия жизни и учебы в скиту ничем не отличаются от современных стандартов светских вузов, а в чем-то даже и превосходят их. Все выпускники вспоминают учебу в скиту как «лучший год, проведенный в семинарии».

В скиту читается Неусыпаемая псалтирь.

Святыни[править | править код]

  • Образ архангела Михаила с Казанской иконой Богородицы в руках

Престольные праздники[править | править код]

Как добраться[править | править код]

Адрес: Россия, Рязанская область, Михайловский район, посёлок санатория Красное

Проезд: Подворье Сретенского монастыря со Свято-Серафимовским скитом расположено в бывшей усадьбе Красное в 35 километрах от г. Михайлов Рязанской области.

Фото[править | править код]


Видео[править | править код]

Ссылки[править | править код]