Храм Архангела Михаила (Студенец): различия между версиями

Материал из Азбука паломники
Перейти к навигации Перейти к поиску
Нет описания правки
Строка 4: Строка 4:


== История ==
== История ==
В 96 км от города Смоленска по прямой и в 169 км по дороге Смоленск — Рославль — Зимонино на берегах маленькой неторопливой речушки Проньки раскинулась деревня Студенец. Своими корнями деревня уходит в далёкие годы конца 18 века. Студенец – бывшее военное поселение Полоцкого пехотного полка, расположенное на военном тракте в 25 верстах от п. Шумячи. В 8 км от него находился штаб воинской части. Располагалось в то время поселение вокруг родника со студёной кристально чистой ключевой водой, который сохранился до наших дней и носит название Старый Студенец. По всей вероятности, родник и дал название нынешнему селу. Родник был огорожен срубом. Жители относились к нему с особым почтением. Ежегодно в день Святого Феодосия к кринице совершался крестный ход.
В 96 км от города Смоленска по прямой и в 169 км по дороге Смоленск — Рославль — Зимонино на берегах маленькой неторопливой речушки Проньки раскинулась деревня Студенец. Своими корнями деревня уходит в далёкие годы конца 18 века. Студенец – бывшее военное поселение Полоцкого пехотного полка, расположенное на военном тракте в 25 верстах от поселка Шумячи. В 8 км от него находился штаб воинской части. Располагалось в то время поселение вокруг родника со студёной кристально чистой ключевой водой, который сохранился до наших дней и носит название Старый Студенец. По всей вероятности, родник и дал название нынешнему селу. Родник был огорожен срубом. Жители относились к нему с особым почтением. Ежегодно в день Святого Феодосия к кринице совершался крестный ход.


В 1762 – 1772 гг. на возвышенном берегу речки располагалась усадьба богатого польского пана. В его имение входили деревянный господский дом, костёл, купальня, выложенная кирпичом, плотина, через которую проходила дорога Шумячи – Мстиславль, подземный тайный выход длиной около 70 м, много пахотной земли, выпасов, леса. Взбунтовавшиеся крестьяне, доведенные до отчаяния тяжким трудом и тяжёлыми условиями жизни, сожгли и разграбили панскую усадьбу. В 1772 году пан бежал. Купальню крестьяне стали использовать для замочки пеньки. Костёл был переоборудован в православный храм Архангела Михаила. Одновременно было освящено ныне действующее кладбище.
В 1762–1772 годах на возвышенном берегу речки располагалась усадьба богатого польского пана. В его имение входил католический костёл. Взбунтовавшиеся крестьяне, доведенные до отчаяния тяжким трудом и тяжёлыми условиями жизни, сожгли и разграбили панскую усадьбу. В 1772 году пан бежал. Костёл, благодаря стараниям полковника Сомова, возглавлявшего штаб военного поселения Полоцкого пехотного полка, был переоборудован в православную церковь: удалён шпиль и поставлен купол с колоколами. Одновременно было освящено ныне действующее кладбище.


В Студенце действует церковь Архангела Михаила. По свидетельствам старожилов, это бывший костёл, принадлежавший богатому польскому пану, жившему на территории Студенца в конце 18-го века. Костёл, благодаря стараниям полковника Сомова, возглавлявшего штаб военного поселения Полоцкого пехотного полка, был переоборудован в православную церковь: удалён шпиль и поставлен купол с колоколами. Вблизи церкви в начале 19 века стоял большой дом священника. Известно, что священником в годы отмены крепостного права в Студенце был отец известного революционера, соратника В.И. Ленина, Пантелеймона Николаевича Лепешинского. В годы коллективизации храм использовался в качестве склада для зерна.
В годы коллективизации храм использовался в качестве склада для зерна.
 
Храм построен как костёл в первой половине XIX века. Позднее, видимо, в конце XIX века, получив ярусную деревянную надстройку над кирпичным оштукатуренным объёмом, стала православным храмом.


== Современное состояние ==


== Описание ==
Суховатые формы классицизма сочетаются с элементами барокко. К вытянутому четверику храма примыкают такой же высоты полукруглая апсида с низкими боковыми объёмами и короткая прямоугольная трапезная с узким поперечным притвором. Над ядром храма возвышается деревянный четырехгранник со световым восьмериком и главой на гранёной шее. Над притвором поставлена колокольня — вытянутый вверх каменный четверик и на нём низкий деревянный. Перед входами массивные крыльца с двумя столбами, поддерживающими арки и двускатную кровлю по фронтону. Лаконичный декор фасадов состоит из пилястр на углах объёмов и обходящего всё здание антаблемента с раскреповками. Барочный характер имеют окна с лучковыми перемычками, заключённые в рамочные наличники, а также расположенные над ними круглые проёмы и ниши в профилированном обрамлении.Плоское перекрытие внутри храма поддерживают два столба. Оно прорезано деревянным четвериком с плоскими парусами при переходе к восьмерику с подобием лоткового свода. Боковые входные проёмы изнутри фланкированы пилястрами. Стены по сторонам иконостаса обработаны пилястрами с рельефным аттиком над ними.
Суховатые формы классицизма сочетаются с элементами барокко. К вытянутому четверику храма примыкают такой же высоты полукруглая апсида с низкими боковыми объёмами и короткая прямоугольная трапезная с узким поперечным притвором. Над ядром храма возвышается деревянный четырехгранник со световым восьмериком и главой на гранёной шее. Над притвором поставлена колокольня — вытянутый вверх каменный четверик и на нём низкий деревянный. Перед входами массивные крыльца с двумя столбами, поддерживающими арки и двускатную кровлю по фронтону. Лаконичный декор фасадов состоит из пилястр на углах объёмов и обходящего всё здание антаблемента с раскреповками. Барочный характер имеют окна с лучковыми перемычками, заключённые в рамочные наличники, а также расположенные над ними круглые проёмы и ниши в профилированном обрамлении.Плоское перекрытие внутри храма поддерживают два столба. Оно прорезано деревянным четвериком с плоскими парусами при переходе к восьмерику с подобием лоткового свода. Боковые входные проёмы изнутри фланкированы пилястрами. Стены по сторонам иконостаса обработаны пилястрами с рельефным аттиком над ними.

Версия от 22:39, 28 июня 2021

Идёт загрузка карты…

Храм Архангела Михаила в деревне Студенец построен как костёл в первой половине XIX века. Позднее, видимо, в конце XIX века, получив ярусную деревянную надстройку над кирпичным оштукатуренным объёмом, стал православным храмом.

История[править | править код]

В 96 км от города Смоленска по прямой и в 169 км по дороге Смоленск — Рославль — Зимонино на берегах маленькой неторопливой речушки Проньки раскинулась деревня Студенец. Своими корнями деревня уходит в далёкие годы конца 18 века. Студенец – бывшее военное поселение Полоцкого пехотного полка, расположенное на военном тракте в 25 верстах от поселка Шумячи. В 8 км от него находился штаб воинской части. Располагалось в то время поселение вокруг родника со студёной кристально чистой ключевой водой, который сохранился до наших дней и носит название Старый Студенец. По всей вероятности, родник и дал название нынешнему селу. Родник был огорожен срубом. Жители относились к нему с особым почтением. Ежегодно в день Святого Феодосия к кринице совершался крестный ход.

В 1762–1772 годах на возвышенном берегу речки располагалась усадьба богатого польского пана. В его имение входил католический костёл. Взбунтовавшиеся крестьяне, доведенные до отчаяния тяжким трудом и тяжёлыми условиями жизни, сожгли и разграбили панскую усадьбу. В 1772 году пан бежал. Костёл, благодаря стараниям полковника Сомова, возглавлявшего штаб военного поселения Полоцкого пехотного полка, был переоборудован в православную церковь: удалён шпиль и поставлен купол с колоколами. Одновременно было освящено ныне действующее кладбище.

В годы коллективизации храм использовался в качестве склада для зерна.

Современное состояние[править | править код]

Описание[править | править код]

Суховатые формы классицизма сочетаются с элементами барокко. К вытянутому четверику храма примыкают такой же высоты полукруглая апсида с низкими боковыми объёмами и короткая прямоугольная трапезная с узким поперечным притвором. Над ядром храма возвышается деревянный четырехгранник со световым восьмериком и главой на гранёной шее. Над притвором поставлена колокольня — вытянутый вверх каменный четверик и на нём низкий деревянный. Перед входами массивные крыльца с двумя столбами, поддерживающими арки и двускатную кровлю по фронтону. Лаконичный декор фасадов состоит из пилястр на углах объёмов и обходящего всё здание антаблемента с раскреповками. Барочный характер имеют окна с лучковыми перемычками, заключённые в рамочные наличники, а также расположенные над ними круглые проёмы и ниши в профилированном обрамлении.Плоское перекрытие внутри храма поддерживают два столба. Оно прорезано деревянным четвериком с плоскими парусами при переходе к восьмерику с подобием лоткового свода. Боковые входные проёмы изнутри фланкированы пилястрами. Стены по сторонам иконостаса обработаны пилястрами с рельефным аттиком над ними.