Собор в честь Богоявления Господня (Смоленск): различия между версиями
Катерина (обсуждение | вклад) Нет описания правки |
Катерина (обсуждение | вклад) Нет описания правки |
||
Строка 2: | Строка 2: | ||
[[Файл:Собор в честь Богоявления Господня (Смоленск)3.jpg|мини|справа]] | [[Файл:Собор в честь Богоявления Господня (Смоленск)3.jpg|мини|справа]] | ||
'''Собор в честь Богоявления Господня в Смоленске''' [[Аннотация::построили в 1781-1787 годах по проекту губернского архитектора М. Слепнёва. Основные средства выделила епархия, часть собрали жители города, а 4500 рублей пожаловала императрица Екатерина II, на деньги которой Собор достроили и в этом же году освятили.]] | '''Собор в честь Богоявления Господня в Смоленске''' [[Аннотация::построили в 1781-1787 годах по проекту губернского архитектора М. Слепнёва. Основные средства выделила епархия, часть собрали жители города, а 4500 рублей пожаловала императрица Екатерина II, на деньги которой Собор достроили и в этом же году освятили.]] | ||
== История и описание == | |||
надвратного Богоявленского собора. На его месте ранее находился деревянный храм, построенный в 1708-1712 годах над въездными воротами архиерейского двора и считавшийся кафедральным до окончания строительства Успенского собора. В 1781 году деревянный Богоявленский собор разобрали. Но поскольку недавно построенный Успенский собор не отапливался из-за величины здания (его отапливать стали только в конце XIX века), решили возвести новый Богоявленский, но уже каменный, который был тёплым, службы в нём проводили зимой. Его строили по проекту губернского архитектора М. Слепнёва, как говорится, всем миром. Основные средства выделила епархия, часть собрали жители города, а 4500 рублей пожаловала императрица Екатерина II, посетившая Смоленск по пути из Санкт-Петербурга в Крым (Тавриду) в 1787 году. На её деньги собор достроили и в этом же году освятили. | |||
Богоявленскому собору была «дана богатая внутренняя обстановка». Стены оштукатурили под мрамор, на них поместили изображения 12 апостолов во весь рост. Вся утварь и сосуды «были из благородных металлов и украшены драгоценными каменьями». А основным украшением являлись царские врата весом 3 пуда 10 фунтов (пуд равен 16,3 кг, фунт — 4093 г), отлитые из чистого серебра. Но во время Отечественной войны 1812 года французы сняли с петель царские врата, одну их половину разбили на куски, а другую похитили. Похищена была и почитаемая икона Божией Матери «Тихвинская» в серебряном окладе стоимостью 300 рублей серебром. К счастью, многое из ценностей Богоявленского собора тогда уцелело благодаря ключарю Соколову. Он успел спрятать утварь и многие иконы в «тайнике Успенского собора», а сам же уехал из города сопровождать увозимую икону «Одигитрию». Его обязанности исполнял ключарь Щировский, которого французы долго пытали, требуя показать тайник. Щировский тайник не выдал, а вскоре скончался от истязаний. Вызывает восхищение мужество людей, жертвовавших собой ради Родины и веры. Как говорится, «были люди в наше время». | |||
Несмотря на серьёзный урон, Богоявленский собор уже к 1814 году был восстановлен. Вскоре поставили новые царские врата из серебра. В 1840 году вместо прежней стеклянной галереи собор обнесли чугунной решёткой. В XIX веке в храме были помещены особо почитаемые иконы Божией Матери: «Фёдоровская» и «Цесарская». Первую украшали серебро и жемчуг, оклад второй по углам был вышит золотыми ангелами. Обе иконы привлекали огромное количество паломников. | |||
Как и другие храмы, Богоявленский собор был закрыт в советское время. С 1930 года в нем размещался антирелигиозный музей (создан в 1929 году и изначально работал в Молоховской башне крепости). В музее были устроены 12 экспозиций, в том числе «Марксизм-ленинизм и религия», «Контрреволюционная роль религии в деле социалистического строительства». Экспонатами являлись раки с мощами святых, железные вериги (оковы) для «умерщвления плоти» монахами, портреты революционеров. В 1941 году в соборе возобновили богослужения, а после освобождения Смоленска от фашистских захватчиков его ненадолго закрыли для ремонта. Тогда же разрушенный каменный барабан временно заменили на деревянный. Но временное, как всегда, оказалось постоянным. С 1946 года собор снова стал действующим. | |||
Богоявленский собор двухъярусной переходной галереей связан с архиерейскими палатами двухэтажным зданием в стиле барокко над западным склоном холма. |
Версия от 21:21, 14 апреля 2021
Собор в честь Богоявления Господня в Смоленске построили в 1781-1787 годах по проекту губернского архитектора М. Слепнёва. Основные средства выделила епархия, часть собрали жители города, а 4500 рублей пожаловала императрица Екатерина II, на деньги которой Собор достроили и в этом же году освятили.
История и описание[править | править код]
надвратного Богоявленского собора. На его месте ранее находился деревянный храм, построенный в 1708-1712 годах над въездными воротами архиерейского двора и считавшийся кафедральным до окончания строительства Успенского собора. В 1781 году деревянный Богоявленский собор разобрали. Но поскольку недавно построенный Успенский собор не отапливался из-за величины здания (его отапливать стали только в конце XIX века), решили возвести новый Богоявленский, но уже каменный, который был тёплым, службы в нём проводили зимой. Его строили по проекту губернского архитектора М. Слепнёва, как говорится, всем миром. Основные средства выделила епархия, часть собрали жители города, а 4500 рублей пожаловала императрица Екатерина II, посетившая Смоленск по пути из Санкт-Петербурга в Крым (Тавриду) в 1787 году. На её деньги собор достроили и в этом же году освятили.
Богоявленскому собору была «дана богатая внутренняя обстановка». Стены оштукатурили под мрамор, на них поместили изображения 12 апостолов во весь рост. Вся утварь и сосуды «были из благородных металлов и украшены драгоценными каменьями». А основным украшением являлись царские врата весом 3 пуда 10 фунтов (пуд равен 16,3 кг, фунт — 4093 г), отлитые из чистого серебра. Но во время Отечественной войны 1812 года французы сняли с петель царские врата, одну их половину разбили на куски, а другую похитили. Похищена была и почитаемая икона Божией Матери «Тихвинская» в серебряном окладе стоимостью 300 рублей серебром. К счастью, многое из ценностей Богоявленского собора тогда уцелело благодаря ключарю Соколову. Он успел спрятать утварь и многие иконы в «тайнике Успенского собора», а сам же уехал из города сопровождать увозимую икону «Одигитрию». Его обязанности исполнял ключарь Щировский, которого французы долго пытали, требуя показать тайник. Щировский тайник не выдал, а вскоре скончался от истязаний. Вызывает восхищение мужество людей, жертвовавших собой ради Родины и веры. Как говорится, «были люди в наше время».
Несмотря на серьёзный урон, Богоявленский собор уже к 1814 году был восстановлен. Вскоре поставили новые царские врата из серебра. В 1840 году вместо прежней стеклянной галереи собор обнесли чугунной решёткой. В XIX веке в храме были помещены особо почитаемые иконы Божией Матери: «Фёдоровская» и «Цесарская». Первую украшали серебро и жемчуг, оклад второй по углам был вышит золотыми ангелами. Обе иконы привлекали огромное количество паломников.
Как и другие храмы, Богоявленский собор был закрыт в советское время. С 1930 года в нем размещался антирелигиозный музей (создан в 1929 году и изначально работал в Молоховской башне крепости). В музее были устроены 12 экспозиций, в том числе «Марксизм-ленинизм и религия», «Контрреволюционная роль религии в деле социалистического строительства». Экспонатами являлись раки с мощами святых, железные вериги (оковы) для «умерщвления плоти» монахами, портреты революционеров. В 1941 году в соборе возобновили богослужения, а после освобождения Смоленска от фашистских захватчиков его ненадолго закрыли для ремонта. Тогда же разрушенный каменный барабан временно заменили на деревянный. Но временное, как всегда, оказалось постоянным. С 1946 года собор снова стал действующим.
Богоявленский собор двухъярусной переходной галереей связан с архиерейскими палатами двухэтажным зданием в стиле барокко над западным склоном холма.