Введенский храм (Кравотынь): различия между версиями
Катерина (обсуждение | вклад) Нет описания правки |
Катерина (обсуждение | вклад) Нет описания правки |
||
Строка 2: | Строка 2: | ||
[[Файл:Введенский храм.jpg|мини|справа]] | [[Файл:Введенский храм.jpg|мини|справа]] | ||
'''Введенский храм (Кравотынь)''' — [[Аннотация::построенный в конце XVIII века, отличается по архитектурному решению архаичностью композиции и убранства. В этом ярко проявилась любовь крестьянских зодчих к древнерусским храмам XVII столетия, к их «дивному узорчью», нарядности и изысканности.]] | '''Введенский храм (Кравотынь)''' — [[Аннотация::построенный в конце XVIII века, отличается по архитектурному решению архаичностью композиции и убранства. В этом ярко проявилась любовь крестьянских зодчих к древнерусским храмам XVII столетия, к их «дивному узорчью», нарядности и изысканности.]] | ||
== История == | |||
Кравотынь – старинное село, центр некогда большой Кравотынской волости. Первое письменное упоминание о селе относится к 1478 году. Легенда связывает его название с золотоордынским нашествием на Русь. У крестьян в Кравотыни исстари была церковь в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. В XVIII веке в селе было два деревянных храма. В 1791-1792 годах вместо них построили одну обширную каменную пятиглавую церковь, поставили новые иконы в иконостасах. Окончательная отделка храма затянулась до 1802 года, но и после этого отдельно стоящая колокольня оставалась деревянной. | |||
[[Файл:План храма.jpg|мини|справа|План храма]] | |||
Введенский храм состоит из летней и зимней церкви. Летняя церковь – высокий световой четверик, завершенный пятью главами. К ней с запада примыкает невысокий зимний храм с тремя полукруглыми апсидами на востоке. Перед зимним храмом стоит колокольня, в которой находится вход в церковь. | |||
Летняя церковь освящена в честь введения во храм Пресвятой Богородицы. Зимняя имеет три престола: в честь пророка Илии, святителя Николая и преподобного Пафнутия Боровского. | |||
Кравотынский храм, построенный в конце XVIII века отличается по своему архитектурному решению от других современных ему, архаичностью композиции и убранства. В этом ярко проявилась любовь крестьянских зодчих к древнерусским храмам XVII столетия, к их «дивному узорчью», нарядности и изысканности. | |||
Введенский храм возведен на невысоком фундаменте из камней-валунов. Под зданием находится подклет, где устроены амосовские печи, их тепло проходит внутри стен и столпов зимнего храма. Образцом для этой церкви послужили красивые и величественные соборы города Осташкова – Троицкий и Воскресенский, ориентиром для которых был Богоявленский собор Ниловой пустыни. Фасады церкви оштукатурены и покрашены в два цвета: голубой и белый. На северном и южном фасадах приделов имеются ложные окна, в одном из которых помещены изображения прославленных святых Верхневолжья – святой благоверной княгини-инокини Анны Кашинской и святого благоверного князя Михаила Тверского, во втором окне – преподобного Ефрема Новоторжского и святителя Арсения Тверского. | |||
Колокольня, стоящая рядом с храмом построена позднее – в 20-е годы XIX века. В основании ее четверик, над которым поднимается высокий круглый ярус звона, украшенный полуколоннами, а еще выше круглый ярус – резонатор, увенчанный высоким тонким шпилем и маленькой главкой с крестом. | |||
Введенский храм в Кравотыни – замечательное творение местных зодчих, которые смогли точно и гармонично увязать излюбленный мотив «дивного узорчья» архитектуры XVII века с новыми формами стиля барокко XVIII столетия. Такое смешение стилей – не неумение строивших выполнить задание в одном стиле: здесь явно поиск зодчим собственного пути в архитектуре. | |||
Интерьер Введенского храма решен лаконично, строго и гармонично. Стены храма во второй половине XIX века были украшены настенной живописью, к сожалению, в настоящее время она не сохранилась. | |||
До 1960-х годов, времени нового гонения на Русскую Православную Церковь в период правления Н.С. Хрущева в Кравотынском храме сохранялись росписи, многие иконы и даже книги. В летнем храме находился редкий по красоте деревянный резной с позолотой иконостас. Искусствоведы утверждают, что этот иконостас был лучшим не только в Селигерских землях, но и во всех областях Северного Поволжья – от Твери до Ярославля. Иконостас установили сразу после строительства храма, позднее он не менялся. Сейчас в храме сохранилась лишь верхняя его часть. Иконостас летнего Введенского храма, выполненный местными резчиками, свидетельствует о высоком художественном вкусе и профессионализме провинциальных мастеров – это выдающееся произведение церковных художеств России конца XVIII века. В 1960—е годы фрагменты иконостаса Кравотынского зимнего храма, включая Царские врата, были вывезены в Осташковский краеведческий музей. | |||
Введенский храм в XX столетии повторил судьбу тысяч святынь нашего Отечества. Он был закрыт в 1930-е годы, обречен на разорение и разрушение. Кресты сбиты, кровля протекала, окна выбиты, во многих местах разрушена кирпичная кладка стен, разобраны полы, уничтожены настенные росписи, иконы, иконостасы. В 1970-е годы Введенский храм получил статус памятника архитектуры. Были проведены работы по его консервации: заложены окна, двери и т.п. , что должно было предотвратить проникновение случайных людей в здание храма. Но варварское разрушение Введенской церкви продолжалось. В 2001 году Введенский храм в селе Кравотынь был передан верующим. Все местные жители помогали восстанавливать храм, расчищали от мусора, выполняли самые различные работы. Храм был приведен в порядок: реставрированы фасады, установлены главы и позолочены кресты; в зимнем храме устроены новые, красивые иконостасы. В церкви находится резной образ прп. Нила Столобенского. Богослужение в храме началось 17 мая 2001 года, первая Литургия состоялась 2 августа того же года. |
Версия от 22:56, 12 ноября 2020
Введенский храм (Кравотынь) — построенный в конце XVIII века, отличается по архитектурному решению архаичностью композиции и убранства. В этом ярко проявилась любовь крестьянских зодчих к древнерусским храмам XVII столетия, к их «дивному узорчью», нарядности и изысканности.
История[править | править код]
Кравотынь – старинное село, центр некогда большой Кравотынской волости. Первое письменное упоминание о селе относится к 1478 году. Легенда связывает его название с золотоордынским нашествием на Русь. У крестьян в Кравотыни исстари была церковь в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. В XVIII веке в селе было два деревянных храма. В 1791-1792 годах вместо них построили одну обширную каменную пятиглавую церковь, поставили новые иконы в иконостасах. Окончательная отделка храма затянулась до 1802 года, но и после этого отдельно стоящая колокольня оставалась деревянной.
Введенский храм состоит из летней и зимней церкви. Летняя церковь – высокий световой четверик, завершенный пятью главами. К ней с запада примыкает невысокий зимний храм с тремя полукруглыми апсидами на востоке. Перед зимним храмом стоит колокольня, в которой находится вход в церковь.
Летняя церковь освящена в честь введения во храм Пресвятой Богородицы. Зимняя имеет три престола: в честь пророка Илии, святителя Николая и преподобного Пафнутия Боровского.
Кравотынский храм, построенный в конце XVIII века отличается по своему архитектурному решению от других современных ему, архаичностью композиции и убранства. В этом ярко проявилась любовь крестьянских зодчих к древнерусским храмам XVII столетия, к их «дивному узорчью», нарядности и изысканности.
Введенский храм возведен на невысоком фундаменте из камней-валунов. Под зданием находится подклет, где устроены амосовские печи, их тепло проходит внутри стен и столпов зимнего храма. Образцом для этой церкви послужили красивые и величественные соборы города Осташкова – Троицкий и Воскресенский, ориентиром для которых был Богоявленский собор Ниловой пустыни. Фасады церкви оштукатурены и покрашены в два цвета: голубой и белый. На северном и южном фасадах приделов имеются ложные окна, в одном из которых помещены изображения прославленных святых Верхневолжья – святой благоверной княгини-инокини Анны Кашинской и святого благоверного князя Михаила Тверского, во втором окне – преподобного Ефрема Новоторжского и святителя Арсения Тверского.
Колокольня, стоящая рядом с храмом построена позднее – в 20-е годы XIX века. В основании ее четверик, над которым поднимается высокий круглый ярус звона, украшенный полуколоннами, а еще выше круглый ярус – резонатор, увенчанный высоким тонким шпилем и маленькой главкой с крестом.
Введенский храм в Кравотыни – замечательное творение местных зодчих, которые смогли точно и гармонично увязать излюбленный мотив «дивного узорчья» архитектуры XVII века с новыми формами стиля барокко XVIII столетия. Такое смешение стилей – не неумение строивших выполнить задание в одном стиле: здесь явно поиск зодчим собственного пути в архитектуре.
Интерьер Введенского храма решен лаконично, строго и гармонично. Стены храма во второй половине XIX века были украшены настенной живописью, к сожалению, в настоящее время она не сохранилась.
До 1960-х годов, времени нового гонения на Русскую Православную Церковь в период правления Н.С. Хрущева в Кравотынском храме сохранялись росписи, многие иконы и даже книги. В летнем храме находился редкий по красоте деревянный резной с позолотой иконостас. Искусствоведы утверждают, что этот иконостас был лучшим не только в Селигерских землях, но и во всех областях Северного Поволжья – от Твери до Ярославля. Иконостас установили сразу после строительства храма, позднее он не менялся. Сейчас в храме сохранилась лишь верхняя его часть. Иконостас летнего Введенского храма, выполненный местными резчиками, свидетельствует о высоком художественном вкусе и профессионализме провинциальных мастеров – это выдающееся произведение церковных художеств России конца XVIII века. В 1960—е годы фрагменты иконостаса Кравотынского зимнего храма, включая Царские врата, были вывезены в Осташковский краеведческий музей.
Введенский храм в XX столетии повторил судьбу тысяч святынь нашего Отечества. Он был закрыт в 1930-е годы, обречен на разорение и разрушение. Кресты сбиты, кровля протекала, окна выбиты, во многих местах разрушена кирпичная кладка стен, разобраны полы, уничтожены настенные росписи, иконы, иконостасы. В 1970-е годы Введенский храм получил статус памятника архитектуры. Были проведены работы по его консервации: заложены окна, двери и т.п. , что должно было предотвратить проникновение случайных людей в здание храма. Но варварское разрушение Введенской церкви продолжалось. В 2001 году Введенский храм в селе Кравотынь был передан верующим. Все местные жители помогали восстанавливать храм, расчищали от мусора, выполняли самые различные работы. Храм был приведен в порядок: реставрированы фасады, установлены главы и позолочены кресты; в зимнем храме устроены новые, красивые иконостасы. В церкви находится резной образ прп. Нила Столобенского. Богослужение в храме началось 17 мая 2001 года, первая Литургия состоялась 2 августа того же года.