Троице-Сыпанов Пахомиево-Нерехтский женский монастырь: различия между версиями

Материал из Азбука паломники
Перейти к навигации Перейти к поиску
Нет описания правки
Нет описания правки
Строка 1: Строка 1:
{{Местоположение святыни|локация=57.443884, 40.606862|вид=Монастырь}}
{{Местоположение святыни|локация=57.443884, 40.606862|вид=Монастырь}}
'''Троице-Сыпанов Пахомиево-Нерехтский монастырь''' [[Файл:Троице-Сыпанов Пахомиево-Нерехтский монастырь.jpg|мини|справа|Троице-Сыпанов Пахомиево-Нерехтский монастырь]] был основан во второй  
[[Файл:Троице-Сыпанов Пахомиево-Нерехтский монастырь.jpg|мини|справа|Троице-Сыпанов Пахомиево-Нерехтский монастырь]]
половине XIV века преподобным Пахомием Нерехтским. Преподобный родился во Владимире, в то время столице великого Владимирского княжества, в семье священника Никольской церкви Игнатия, его мирское имя – Иаков.
'''Троице-Сыпанов Пахомиево-Нерехтский монастырь''' был основан во второй половине XIV века преподобным Пахомием Нерехтским. Преподобный родился во Владимире, в то время столице великого Владимирского княжества, в семье священника Никольской церкви Игнатия, его мирское имя – Иаков.  
== История ==
Согласно житию, преподобный принял монашество очень рано – в 12 лет – во
<nowiki> </nowiki>владимирском монастыре Рождества Богородицы, одном из главных
монастырей Руси, где в 1263 году был погребен великий князь Владимирский
<nowiki> </nowiki>Александр Невский. Через несколько лет митрополичий наместник Алексий
рукоположил его в сан диакона. После того как Алексий стал в 1353 году
митрополитом Московским, он основал вблизи Владимира монастырь во имя
святых Константина и Елены, чьим настоятелем он поставил преподобного
Пахомия. Через какое-то время подвижник решает уйти в пустыню и там
основать новую обитель. Он уходит в костромские пределы, в город
Нерехту, в окрестностях которой он нашел подходящее место. Этим местом
стало городище у речки Гридевки, как сказано в житии Пахомия, «зовомое
от древних человек Сыпаново» (вероятно, в древности на нем находилось
языческое святилище). По благословению московского святителя Алексия
преподобный Пахомий основал здесь небольшой Троицкий монастырь, бывший
одним из самых первых, посвященных Святой Троице после Троице-Сергиева
монастыря, основанного преподобным Сергием Радонежским. В житии Пахомия
не говорится о его знакомстве с прп. Сергием, но по самому факту
посвящения обители мы по праву можем отнести его к числу последователей и
<nowiki> </nowiki>учеников великого Радонежского игумена. При помощи местных жителей
преподобный Пахомий построил Троицкий храм, кельи и другие строения.
Будучи иконописцем, он сам написал храмовую икону Святой Троицы.
Преподобный Пахомий скончался 21 марта 1384 года и был погребен возле
алтаря построенного им храма.


Вплоть
== История ==
<nowiki> </nowiki>до XVII века все постройки монастыря были деревянными. Основу его  
Согласно житию, преподобный принял монашество очень рано – в 12 лет – во владимирском монастыре Рождества Богородицы, одном из главных монастырей Руси, где в 1263 году был погребен великий князь Владимирский Александр Невский. Через несколько лет митрополичий наместник Алексий рукоположил его в сан диакона. После того как Алексий стал в 1353 году митрополитом Московским, он основал вблизи Владимира монастырь во имя святых Константина и Елены, чьим настоятелем он поставил преподобного Пахомия. Через какое-то время подвижник решает уйти в пустыню и там основать новую обитель. Он уходит в костромские пределы, в город Нерехту, в окрестностях которой он нашел подходящее место. Этим местом стало городище у речки Гридевки, как сказано в житии Пахомия, «зовомое от древних человек Сыпаново» (вероятно, в древности на нем находилось языческое святилище). По благословению московского святителя Алексия преподобный Пахомий основал здесь небольшой Троицкий монастырь, бывший одним из самых первых, посвященных Святой Троице после Троице-Сергиева монастыря, основанного преподобным Сергием Радонежским. В житии Пахомия не говорится о его знакомстве с прп. Сергием, но по самому факту посвящения обители мы по праву можем отнести его к числу последователей и учеников великого Радонежского игумена. При помощи местных жителей преподобный Пахомий построил Троицкий храм, кельи и другие строения. Будучи иконописцем, он сам написал храмовую икону Святой Троицы. Преподобный Пахомий скончался 21 марта 1384 года и был погребен возле алтаря построенного им храма.  Вплоть до XVII века все постройки монастыря были деревянными. Основу его ансамбля составляли два храма. Один – посвященный Животворящей Троице, и другой – в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Большое каменное строительство в обители началось во 2-й половине XVII века при игумене Харалампии (1669-1690). В 1675-1676 годах взамен старого деревянного возвели пятиглавый, бесстолпный, трехапсидный Троицкий собор. При рытье рвов для фундаментов 5 мая 1675 года были обретены мощи основателя монастыря, над местом покоения которых возвели придел во имя преподобного Пахомия. В 1679-1686 годах была построена теплая Покровская церковь, в 1683-1684 годах – шатровая колокольня, в 1676-1689 годах – игуменская и братские кельи, Святые ворота, большая часть ограды, ряд хозяйственных построек. Таким образом, к концу XVII века в обители возник замечательный каменный ансамбль, относящийся к эпохе расцвета самобытного русского зодчества. В 1764 году, во время монастырской реформы, Троице-Сыпанов монастырь вблизи Нерехты, как и великое множество других русских обителей, был упразднен и обращен в приходскую церковь. Во второй половине XVIII века за ненадобностью часть строений (Покровская церковь, кельи, хозяйственные постройки) были разобрана. От прежнего ансамбля до наших дней дошли лишь Троицкая церковь с колокольней, Святые ворота и часть стен с двумя угловыми башнями. В XVIII-XIX веках Троицкий храм служил приходской церковью, главной святыней которой оставались покоящиеся под спудом мощи преподобного Па хомия. В 1832-1865 годах священником Троицкой церкви служил протоиерей о. Михаил Диев (1794-1866) - крупнейший знаток церковной истории края, ставший первым историком Па-хомиевой пустыни. При нем в 1830-1834 годах старый придел во имя преподобного Пахомия был расширен и перестроен в стиле классицизма по проекту костромского архитектора П. И. Фурсова. В это же время с запада к церкви пристроили обширную трапезу, объединившую храм с колокольней в одно целое.  В конце XIX века в Троицкой церкви служил священником о. Николай Новосельский, ставший достойным продолжателем исторических трудов о. Михаила Диева (опубликованная им большая работа по истории Сыпанова монастыря, и приходской церкви – является подлинной летописью этого места).
ансамбля составляли два храма. Один – посвященный Животворящей Троице, и
После революции закрытие древнего храма в Сыпанове с его святыней – мощами преподобного Пахомия Нерехтского – являлось только вопросом времени. Однако именно последний период жизни храма отмечен событиями, навсегда вошедшими в историю Костромской епархии.
<nowiki> </nowiki>другой – в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Большое каменное  
В 1935 году священником Троицкого храма стал о. Василий Разумов (1879-1937). Только что вышедший из заключения в лагере, он был назначен на приход в селе Троице управляющим Костромской епархией архиепископом Никодимом (Кротковым). После его назначения на службы в Троицкий храм стало ходить не бывало большое количество людей (до этого церковь какое-то время находилась в руках обновленцев, и в неё ходили немногие). В 1936 году, когда власти попытались сбросить колокола с колокольни Троицкой церкви, местные жители во главе с о. Василием не дали совершиться этому преступлению. Архиепископ Костромской и Галичский Никодим очень ценил о. Василия: в 1936 году он дважды посещал село Троицу, в ноябре 1936 года наградил священника наперсным крестом. В ночь с 3 на 4 декабря 1936 года святитель Никодим был арестован в Костроме. Узнав об этом, о. Василий Разумов решился на поразительный по своему мужеству поступок. В течение нескольких месяцев он возглашал на всех службах: «Еще помолимся о заключенном нашем архиепископе Никодиме». С православной точки зрения поминовение любого заключенного является совершенно нормальным делом. Но сам только недавно вышедший из заключения, о. Василий прекрасно сознавал, на что он идет, публично молясь об арестованном святителе. 5 августа 1937 года, сразу после окончания службы, на глазах еще не разошедшихся прихожан он был арестован прямо в храме. Священника о. Василия Разумова расстреляли 21 сентября 1937 года. Святитель Никодим, за которого молились о. Василий и его прихожане, скончался в ярославской тюрьме 21 августа 1938 года. 27 марта 1995 года он был причислен к лику святых, став первым костромским святым XX века.
строительство в обители началось во 2-й половине XVII века при игумене  
Лишенная священника церковь вскоре была закрыта и подверглась разгрому. В мае 1944 года верующим Нерехты удалось добиться разрешения перенести из неё большую икону с изображением преподобного Пахомия, служившую крышкой гробницы святого, в единственный из семи храмов города, избежавший закрытия, – Крестовоздвиженскую кладбищенскую церковь. Очевидцы помнят этот поразительный крестный ход, в котором участвовали почти одни женщины: ведь шла война, и до ее окончания оставался еще целый год! Впереди процессии несли икону преподобного Пахомия, на которой он был изображен во весь рост, и казалось, что святой идет вместе с людьми.
Харалампии (1669-1690). В 1675-1676 годах взамен старого деревянного  
В послевоенное время церковное здание в селе Троица использовалось в качестве склада, затем склад отсюда вывели, и величавый храм, хранивший в себе мощи последователя и ученика преподобного Сергия Радонежского (к счастью, в советское время они не были вскрыты), постепенно превратился в руины... 
возвели пятиглавый, бесстолпный, трехапсидный Троицкий собор. При рытье  
рвов для фундаментов 5 мая 1675 года были обретены мощи основателя  
монастыря, над местом покоения которых возвели придел во имя  
преподобного Пахомия. В 1679-1686 годах была построена теплая Покровская
<nowiki> </nowiki>церковь, в 1683-1684 годах – шатровая колокольня, в 1676-1689 годах –  
игуменская и братские кельи, Святые ворота, большая часть ограды, ряд  
хозяйственных построек. Таким образом, к концу XVII века в обители  
возник замечательный каменный ансамбль, относящийся к эпохе расцвета  
самобытного русского зодчества.


В 1764 году, во время
== Современное состояние ==  
монастырской реформы, Троице-Сыпанов монастырь вблизи Нерехты, как и
В мае 1990 года, в Пахомиев день, когда из Нерехты сюда впервые со времен революции пришел многолюдный крестный ход во главе с епископом Костромским и Галичским Александром, отслужившим молебен у руин храма. Через три года здесь было решено возобновить монастырь, но уже в качестве женской обители. В апреле 1993 года сюда прибыла первая группа насельниц во главе с игуменьей Алексией (Ремизовой), на чьи плечи лег подвиг возрождения древней обители. Первые немногочисленные сестры, прибывшие в нашу обитель, во всей полноте испытали на себе трудности возрождения некогда прославленной святыни. Запустение, разруха, поруганные храмы, обилие мусора и отсутствие самых необходимых условий для жизни. Ныне главный храм обители - собор во имя Пресвятой Троицы восстановлен почти полностью: сооружен иконостас, оборудован алтарь, в скором времени будет восстановлено и его богатое и благолепное внутреннее убранство, прежде всего иконы и росписи.  
великое множество других русских обителей, был упразднен и обращен в
Очень важное место в жизни обители занимает благотворительная деятельность. В 1998 году при монастыре были открыты богадельня и детский приют имени святителя Алексия, митрополита Московского. Престарелые и дети в обители окружены особенной заботой, так как среди сестер есть и медики, и педагоги, успешно применяющие в обители свои профессиональные знания. Сейчас закончено строительство нового двухэтажного корпуса для детского приюта с храмом святителя Алексия, митрополита Московского. Также в обители есть подсобное хозяйство и мастерские. Обрабатывается 20 гектаров земли, имеется небольшая ферма. Это позволяет обеспечить и насельниц, и паломников молоком и овощами. Не забыты и традиционные для монастырей в прежние времена традиции рукоделия. В монастыре имеются иконописная и швейная мастерские, работают мастерицы вышивки.  
приходскую церковь. Во второй половине XVIII века за ненадобностью часть
22 июля 1994 года в истории возрождающегося монастыря произошло важное событие: его посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, поклонившийся мощам преподобного Пахомия.  
<nowiki> </nowiki>строений (Покровская церковь, кельи, хозяйственные постройки) были
За прошедшее время в Троице-Сыпановом монастыре был произведен полномасштабный ремонт Троицкого собора. Реставрация Троицкого собора, памятника архитектуры ХVII века, продолжавшаяся более 10 лет, была произведена на высоком профессиональном и художественном уровне. Храм был полностью расписан в традициях древнерусской иконописной школы в технике фресковой живописи. В соборе был установлен величественный пятиярусный иконостас, иконы для которого были написаны сестрами обители. Работами по реставрации и росписи Троицкого собора руководил А.В. Алешин, преподаватель иконописи и фрески Иконописной школы при Московских Духовных академии и семинарии. Чин освящения Троицкого собора и первую Божественную Литургию в отреставрированном храме совершил архиепископ Александр. По окончании богослужения управляющий епархией вручил Патриаршие награды настоятельнице монастыря игумении Алексии (Ремизовой) и руководителям проекта по реставрации и росписи Троицкого собора.  
разобрана. От прежнего ансамбля до наших дней дошли лишь Троицкая
В настоящее время число насельниц обители составляет около 40 человек.  
церковь с колокольней, Святые ворота и часть стен с двумя угловыми
башнями. В XVIII-XIX веках Троицкий храм служил приходской церковью,
главной святыней которой оставались покоящиеся под спудом мощи
преподобного Па хомия. В 1832-1865 годах священником Троицкой церкви
служил протоиерей о. Михаил Диев (1794-1866) - крупнейший знаток
церковной истории края, ставший первым историком Па-хомиевой пустыни.
При нем в 1830-1834 годах старый придел во имя преподобного Пахомия был
расширен и перестроен в стиле классицизма по проекту костромского
архитектора П. И. Фурсова. В это же время с запада к церкви пристроили
обширную трапезу, объединившую храм с колокольней в одно целое.
 
В
<nowiki> </nowiki>конце XIX века в Троицкой церкви служил священником о. Николай
Новосельский, ставший достойным продолжателем исторических трудов о.
Михаила Диева (опубликованная им большая работа по истории Сыпанова
монастыря, и приходской церкви – является подлинной летописью этого
места).
 
После
революции закрытие древнего храма в Сыпанове с его святыней – мощами
преподобного Пахомия Нерехтского – являлось только вопросом времени.
Однако именно последний период жизни храма отмечен событиями, навсегда
вошедшими в историю Костромской епархии.
 
В 1935 году священником
Троицкого храма стал о. Василий Разумов (1879-1937). Только что вышедший
<nowiki> </nowiki>из заключения в лагере, он был назначен на приход в селе Троице
управляющим Костромской епархией архиепископом Никодимом (Кротковым).
После его назначения на службы в Троицкий храм стало ходить не бывало
большое количество людей (до этого церковь какое-то время находилась в
руках обновленцев, и в неё ходили немногие). В 1936 году, когда власти
попытались сбросить колокола с колокольни Троицкой церкви, местные
жители во главе с о. Василием не дали совершиться этому преступлению.
Архиепископ Костромской и Галичский Никодим очень ценил о. Василия: в
1936 году он дважды посещал село Троицу, в ноябре 1936 года наградил
священника наперсным крестом. В ночь с 3 на 4 декабря 1936 года
святитель Никодим был арестован в Костроме. Узнав об этом, о. Василий
Разумов решился на поразительный по своему мужеству поступок. В течение
нескольких месяцев он возглашал на всех службах: «Еще помолимся о
заключенном нашем архиепископе Никодиме». С православной точки зрения
поминовение любого заключенного является совершенно нормальным делом. Но
<nowiki> </nowiki>сам только недавно вышедший из заключения, о. Василий прекрасно
сознавал, на что он идет, публично молясь об арестованном святителе. 5
августа 1937 года, сразу после окончания службы, на глазах еще не
разошедшихся прихожан он был арестован прямо в храме. Священника о.
Василия Разумова расстреляли 21 сентября 1937 года. Святитель Никодим,
за которого молились о. Василий и его прихожане, скончался в ярославской
<nowiki> </nowiki>тюрьме 21 августа 1938 года. 27 марта 1995 года он был причислен к лику
<nowiki> </nowiki>святых, став первым костромским святым XX века.
 
Лишенная
священника церковь вскоре была закрыта и подверглась разгрому. В мае
1944 года верующим Нерехты удалось добиться разрешения перенести из неё
большую икону с изображением преподобного Пахомия, служившую крышкой
гробницы святого, в единственный из семи храмов города, избежавший
закрытия, – Крестовоздвиженскую кладбищенскую церковь. Очевидцы помнят
этот поразительный крестный ход, в котором участвовали почти одни
женщины: ведь шла война, и до ее окончания оставался еще целый год!
Впереди процессии несли икону преподобного Пахомия, на которой он был
изображен во весь рост, и казалось, что святой идет вместе с людьми.
 
В
<nowiki> </nowiki>послевоенное время церковное здание в селе Троица использовалось в
качестве склада, затем склад отсюда вывели, и величавый храм, хранивший в
<nowiki> </nowiki>себе мощи последователя и ученика преподобного Сергия Радонежского (к
счастью, в советское время они не были вскрыты), постепенно превратился в
<nowiki> </nowiki>руины...
 
== Современное состояние ==
В мае 1990 года, в Пахомиев
<nowiki> </nowiki>день, когда из Нерехты сюда впервые со времен революции пришел  
многолюдный крестный ход во главе с епископом Костромским и Галичским  
Александром, отслужившим молебен у руин храма. Через три года здесь было
<nowiki> </nowiki>решено возобновить монастырь, но уже в качестве женской обители. В  
апреле 1993 года сюда прибыла первая группа насельниц во главе с  
игуменьей Алексией (Ремизовой), на чьи плечи лег подвиг возрождения  
древней обители. Первые немногочисленные сестры, прибывшие в нашу  
обитель, во всей полноте испытали на себе трудности возрождения некогда  
прославленной святыни. Запустение, разруха, поруганные храмы, обилие  
мусора и отсутствие самых необходимых условий для жизни. Ныне главный  
храм обители - собор во имя Пресвятой Троицы восстановлен почти  
полностью: сооружен иконостас, оборудован алтарь, в скором времени будет
<nowiki> </nowiki>восстановлено и его богатое и благолепное внутреннее убранство, прежде  
всего иконы и росписи.  
 
Очень важное место в жизни обители  
занимает благотворительная деятельность. В 1998 году при монастыре были  
открыты богадельня и детский приют имени святителя Алексия, митрополита  
Московского. Престарелые и дети в обители окружены особенной заботой,  
так как среди сестер есть и медики, и педагоги, успешно применяющие в  
обители свои профессиональные знания. Сейчас закончено строительство  
нового двухэтажного корпуса для детского приюта с храмом святителя  
Алексия, митрополита Московского. Также в обители есть подсобное  
хозяйство и мастерские. Обрабатывается 20 гектаров земли, имеется  
небольшая ферма. Это позволяет обеспечить и насельниц, и паломников  
молоком и овощами. Не забыты и традиционные для монастырей в прежние  
времена традиции рукоделия. В монастыре имеются иконописная и швейная  
мастерские, работают мастерицы вышивки.  
 
22 июля 1994 года в  
истории возрождающегося монастыря произошло важное событие: его посетил  
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, поклонившийся  
мощам преподобного Пахомия.  
 
За прошедшее время в Троице-Сыпановом
<nowiki> </nowiki>монастыре был произведен полномасштабный ремонт Троицкого собора.  
Реставрация Троицкого собора, памятника архитектуры ХVII века,  
продолжавшаяся более 10 лет, была произведена на высоком  
профессиональном и художественном уровне. Храм был полностью расписан в  
традициях древнерусской иконописной школы в технике фресковой живописи. В
<nowiki> </nowiki>соборе был установлен величественный пятиярусный иконостас, иконы для  
которого были написаны сестрами обители. Работами по реставрации и  
росписи Троицкого собора руководил А.В. Алешин, преподаватель иконописи и
<nowiki> </nowiki>фрески Иконописной школы при Московских Духовных академии и семинарии.
 
Чин
<nowiki> </nowiki>освящения Троицкого собора и первую Божественную Литургию в  
отреставрированном храме совершил архиепископ Александр. По окончании  
богослужения управляющий епархией вручил Патриаршие награды  
настоятельнице монастыря игумении Алексии (Ремизовой) и руководителям  
проекта по реставрации и росписи Троицкого собора.  
 
В настоящее  
время число насельниц обители составляет около 40 человек.  


== Святые ==
== Святые ==

Версия от 11:26, 22 декабря 2015

Идёт загрузка карты…
Троице-Сыпанов Пахомиево-Нерехтский монастырь

Троице-Сыпанов Пахомиево-Нерехтский монастырь был основан во второй половине XIV века преподобным Пахомием Нерехтским. Преподобный родился во Владимире, в то время столице великого Владимирского княжества, в семье священника Никольской церкви Игнатия, его мирское имя – Иаков.

История[править | править код]

Согласно житию, преподобный принял монашество очень рано – в 12 лет – во владимирском монастыре Рождества Богородицы, одном из главных монастырей Руси, где в 1263 году был погребен великий князь Владимирский Александр Невский. Через несколько лет митрополичий наместник Алексий рукоположил его в сан диакона. После того как Алексий стал в 1353 году митрополитом Московским, он основал вблизи Владимира монастырь во имя святых Константина и Елены, чьим настоятелем он поставил преподобного Пахомия. Через какое-то время подвижник решает уйти в пустыню и там основать новую обитель. Он уходит в костромские пределы, в город Нерехту, в окрестностях которой он нашел подходящее место. Этим местом стало городище у речки Гридевки, как сказано в житии Пахомия, «зовомое от древних человек Сыпаново» (вероятно, в древности на нем находилось языческое святилище). По благословению московского святителя Алексия преподобный Пахомий основал здесь небольшой Троицкий монастырь, бывший одним из самых первых, посвященных Святой Троице после Троице-Сергиева монастыря, основанного преподобным Сергием Радонежским. В житии Пахомия не говорится о его знакомстве с прп. Сергием, но по самому факту посвящения обители мы по праву можем отнести его к числу последователей и учеников великого Радонежского игумена. При помощи местных жителей преподобный Пахомий построил Троицкий храм, кельи и другие строения. Будучи иконописцем, он сам написал храмовую икону Святой Троицы. Преподобный Пахомий скончался 21 марта 1384 года и был погребен возле алтаря построенного им храма. Вплоть до XVII века все постройки монастыря были деревянными. Основу его ансамбля составляли два храма. Один – посвященный Животворящей Троице, и другой – в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Большое каменное строительство в обители началось во 2-й половине XVII века при игумене Харалампии (1669-1690). В 1675-1676 годах взамен старого деревянного возвели пятиглавый, бесстолпный, трехапсидный Троицкий собор. При рытье рвов для фундаментов 5 мая 1675 года были обретены мощи основателя монастыря, над местом покоения которых возвели придел во имя преподобного Пахомия. В 1679-1686 годах была построена теплая Покровская церковь, в 1683-1684 годах – шатровая колокольня, в 1676-1689 годах – игуменская и братские кельи, Святые ворота, большая часть ограды, ряд хозяйственных построек. Таким образом, к концу XVII века в обители возник замечательный каменный ансамбль, относящийся к эпохе расцвета самобытного русского зодчества. В 1764 году, во время монастырской реформы, Троице-Сыпанов монастырь вблизи Нерехты, как и великое множество других русских обителей, был упразднен и обращен в приходскую церковь. Во второй половине XVIII века за ненадобностью часть строений (Покровская церковь, кельи, хозяйственные постройки) были разобрана. От прежнего ансамбля до наших дней дошли лишь Троицкая церковь с колокольней, Святые ворота и часть стен с двумя угловыми башнями. В XVIII-XIX веках Троицкий храм служил приходской церковью, главной святыней которой оставались покоящиеся под спудом мощи преподобного Па хомия. В 1832-1865 годах священником Троицкой церкви служил протоиерей о. Михаил Диев (1794-1866) - крупнейший знаток церковной истории края, ставший первым историком Па-хомиевой пустыни. При нем в 1830-1834 годах старый придел во имя преподобного Пахомия был расширен и перестроен в стиле классицизма по проекту костромского архитектора П. И. Фурсова. В это же время с запада к церкви пристроили обширную трапезу, объединившую храм с колокольней в одно целое. В конце XIX века в Троицкой церкви служил священником о. Николай Новосельский, ставший достойным продолжателем исторических трудов о. Михаила Диева (опубликованная им большая работа по истории Сыпанова монастыря, и приходской церкви – является подлинной летописью этого места). После революции закрытие древнего храма в Сыпанове с его святыней – мощами преподобного Пахомия Нерехтского – являлось только вопросом времени. Однако именно последний период жизни храма отмечен событиями, навсегда вошедшими в историю Костромской епархии. В 1935 году священником Троицкого храма стал о. Василий Разумов (1879-1937). Только что вышедший из заключения в лагере, он был назначен на приход в селе Троице управляющим Костромской епархией архиепископом Никодимом (Кротковым). После его назначения на службы в Троицкий храм стало ходить не бывало большое количество людей (до этого церковь какое-то время находилась в руках обновленцев, и в неё ходили немногие). В 1936 году, когда власти попытались сбросить колокола с колокольни Троицкой церкви, местные жители во главе с о. Василием не дали совершиться этому преступлению. Архиепископ Костромской и Галичский Никодим очень ценил о. Василия: в 1936 году он дважды посещал село Троицу, в ноябре 1936 года наградил священника наперсным крестом. В ночь с 3 на 4 декабря 1936 года святитель Никодим был арестован в Костроме. Узнав об этом, о. Василий Разумов решился на поразительный по своему мужеству поступок. В течение нескольких месяцев он возглашал на всех службах: «Еще помолимся о заключенном нашем архиепископе Никодиме». С православной точки зрения поминовение любого заключенного является совершенно нормальным делом. Но сам только недавно вышедший из заключения, о. Василий прекрасно сознавал, на что он идет, публично молясь об арестованном святителе. 5 августа 1937 года, сразу после окончания службы, на глазах еще не разошедшихся прихожан он был арестован прямо в храме. Священника о. Василия Разумова расстреляли 21 сентября 1937 года. Святитель Никодим, за которого молились о. Василий и его прихожане, скончался в ярославской тюрьме 21 августа 1938 года. 27 марта 1995 года он был причислен к лику святых, став первым костромским святым XX века. Лишенная священника церковь вскоре была закрыта и подверглась разгрому. В мае 1944 года верующим Нерехты удалось добиться разрешения перенести из неё большую икону с изображением преподобного Пахомия, служившую крышкой гробницы святого, в единственный из семи храмов города, избежавший закрытия, – Крестовоздвиженскую кладбищенскую церковь. Очевидцы помнят этот поразительный крестный ход, в котором участвовали почти одни женщины: ведь шла война, и до ее окончания оставался еще целый год! Впереди процессии несли икону преподобного Пахомия, на которой он был изображен во весь рост, и казалось, что святой идет вместе с людьми. В послевоенное время церковное здание в селе Троица использовалось в качестве склада, затем склад отсюда вывели, и величавый храм, хранивший в себе мощи последователя и ученика преподобного Сергия Радонежского (к счастью, в советское время они не были вскрыты), постепенно превратился в руины...

Современное состояние[править | править код]

В мае 1990 года, в Пахомиев день, когда из Нерехты сюда впервые со времен революции пришел многолюдный крестный ход во главе с епископом Костромским и Галичским Александром, отслужившим молебен у руин храма. Через три года здесь было решено возобновить монастырь, но уже в качестве женской обители. В апреле 1993 года сюда прибыла первая группа насельниц во главе с игуменьей Алексией (Ремизовой), на чьи плечи лег подвиг возрождения древней обители. Первые немногочисленные сестры, прибывшие в нашу обитель, во всей полноте испытали на себе трудности возрождения некогда прославленной святыни. Запустение, разруха, поруганные храмы, обилие мусора и отсутствие самых необходимых условий для жизни. Ныне главный храм обители - собор во имя Пресвятой Троицы восстановлен почти полностью: сооружен иконостас, оборудован алтарь, в скором времени будет восстановлено и его богатое и благолепное внутреннее убранство, прежде всего иконы и росписи. Очень важное место в жизни обители занимает благотворительная деятельность. В 1998 году при монастыре были открыты богадельня и детский приют имени святителя Алексия, митрополита Московского. Престарелые и дети в обители окружены особенной заботой, так как среди сестер есть и медики, и педагоги, успешно применяющие в обители свои профессиональные знания. Сейчас закончено строительство нового двухэтажного корпуса для детского приюта с храмом святителя Алексия, митрополита Московского. Также в обители есть подсобное хозяйство и мастерские. Обрабатывается 20 гектаров земли, имеется небольшая ферма. Это позволяет обеспечить и насельниц, и паломников молоком и овощами. Не забыты и традиционные для монастырей в прежние времена традиции рукоделия. В монастыре имеются иконописная и швейная мастерские, работают мастерицы вышивки. 22 июля 1994 года в истории возрождающегося монастыря произошло важное событие: его посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, поклонившийся мощам преподобного Пахомия. За прошедшее время в Троице-Сыпановом монастыре был произведен полномасштабный ремонт Троицкого собора. Реставрация Троицкого собора, памятника архитектуры ХVII века, продолжавшаяся более 10 лет, была произведена на высоком профессиональном и художественном уровне. Храм был полностью расписан в традициях древнерусской иконописной школы в технике фресковой живописи. В соборе был установлен величественный пятиярусный иконостас, иконы для которого были написаны сестрами обители. Работами по реставрации и росписи Троицкого собора руководил А.В. Алешин, преподаватель иконописи и фрески Иконописной школы при Московских Духовных академии и семинарии. Чин освящения Троицкого собора и первую Божественную Литургию в отреставрированном храме совершил архиепископ Александр. По окончании богослужения управляющий епархией вручил Патриаршие награды настоятельнице монастыря игумении Алексии (Ремизовой) и руководителям проекта по реставрации и росписи Троицкого собора. В настоящее время число насельниц обители составляет около 40 человек.

Святые[править | править код]

Святыни[править | править код]

  • мощи прп. Пахомия Нерехтского
  • чудотворная Владимирская-Нерехтская икона Пресвятой Богородицы
  • святой источник прп. Пахомия Нерехтского

Как добраться[править | править код]

Проезд: по г. Нерехте автобусом №10 до остановки «Село Троица».

Адрес: 157810, Костромская область, Нерехтский район, с. Троица.

Тел.: 8(49431)7-51-89.

Ссылки[править | править код]