=== [[Преображенский мужской монастырь в Тбилиси (Табори)]] ===
=== [[Преображенский мужской монастырь в Тбилиси (Табори)]] ===
[[Файл:Монастырь Табори1.jpg|мини|справа]]
[[Файл:Монастырь Табори1.jpg|мини|справа|alt=Тбилиси, Монастырь Табори1]]
Табори или Таборский монастырь (თაბორი) - небольшой современный монастырь в Тбилиси. Его главный Преображенский храм видно почти с любой точки в центре города - и с Авлабара, и с Ортачала и с Мтацминды.
Табори или Таборский монастырь (თაბორი) - небольшой современный монастырь в Тбилиси. Его главный Преображенский храм видно почти с любой точки в центре города - и с Авлабара, и с Ортачала и с Мтацминды.
Строка 77:
Строка 77:
=== [[Кафедральный собор Святой Троицы (Тбилиси)]] ===
=== [[Кафедральный собор Святой Троицы (Тбилиси)]] ===
[[Файл:Кафедральный собор Святой Троицы (Тбилиси)3.jpg|мини|справа]]
[[Файл:Кафедральный собор Святой Троицы (Тбилиси)3.jpg|мини|справа|alt=Тбилиси, Кафедральный собор Святой Троицы (Тбилиси)3]]
Строительство нового собора Цминда Самеба (груз. წმინდა სამება — «Пресвятая Троица») было запланировано в 1989 году в связи с празднованием 1500-летия автокефалии грузинской церкви и в ознаменование 2000-летия христианства. Конкурс на возведение храма выиграл выдержанный в ретроспективном духе проект Арчила Миндиашвили. Высота верхнего храма составляет 68 м (без надкупольного креста, крест 7,5 м); протяжённость с востока на запад — 77 метров, с севера на юг — 65 метров; общая площадь — более 5 тысяч квадратных метров.
Строительство нового собора Цминда Самеба (груз. წმინდა სამება — «Пресвятая Троица») было запланировано в 1989 году в связи с празднованием 1500-летия автокефалии грузинской церкви и в ознаменование 2000-летия христианства. Конкурс на возведение храма выиграл выдержанный в ретроспективном духе проект Арчила Миндиашвили. Высота верхнего храма составляет 68 м (без надкупольного креста, крест 7,5 м); протяжённость с востока на запад — 77 метров, с севера на юг — 65 метров; общая площадь — более 5 тысяч квадратных метров.
Строка 89:
Строка 89:
=== [[Метехская Успенская церковь (Тбилиси)]] ===
=== [[Метехская Успенская церковь (Тбилиси)]] ===
[[Файл:Метехская Успенская церковь (Тбилиси0).JPG|мини|справа]]
[[Файл:Метехская Успенская церковь (Тбилиси0).JPG|мини|справа|alt=Тбилиси, Метехская Успенская церковь (Тбилиси0)]]
Метехская Успенская церковь так же, как и многие другие древние православные святыни находится в старом городе Тбилиси. Церковь Метехи была основана в XII веке. В конце XIII века претерпела пожар. Во время монгольской операции храм был сожжен и только благодаря царю Деметру был отстроен заново, но спустя две сотни лет церковь снова постигла та, же участь, только уже от рук персидских воинов.
Метехская Успенская церковь так же, как и многие другие древние православные святыни находится в старом городе Тбилиси. Церковь Метехи была основана в XII веке. В конце XIII века претерпела пожар. Во время монгольской операции храм был сожжен и только благодаря царю Деметру был отстроен заново, но спустя две сотни лет церковь снова постигла та, же участь, только уже от рук персидских воинов.
Строка 103:
Строка 103:
=== [[Сионский кафедральный собор (Тбилиси)]] ===
=== [[Сионский кафедральный собор (Тбилиси)]] ===
[[Файл:Собор Сиони.jpg|мини|справа]]
[[Файл:Собор Сиони.jpg|мини|справа|alt=Тбилиси, Собор Сиони]]
Основание храма Сиони (სიონი) приписывается Вахтангу I Горгасалу. Более вероятно, что инициатором строительства выступил в конце VI века куропалат Гурам I (здесь же, вероятно, и похороненный). Эта первоначальная церковь была после учреждения эмирата снесена арабами.
Основание храма Сиони (სიონი) приписывается Вахтангу I Горгасалу. Более вероятно, что инициатором строительства выступил в конце VI века куропалат Гурам I (здесь же, вероятно, и похороненный). Эта первоначальная церковь была после учреждения эмирата снесена арабами.
Тбили́си (груз. თბილისი tʰ'biliˌsi — «тёплый источник», старое название — Тифлис) — столица и крупнейший город Грузии, расположенный на берегу реки Куры с населением около 1,1 миллиона человек. Город был основан в V веке. Стратегическое расположение на перекрёстке между Европой и Азией неоднократно делало Тбилиси яблоком раздора между различными силами на Кавказе. Многоликую историю города можно изучать по его архитектуре: начиная с просторных проспектов Руставели и Агмашенебели, и заканчивая узкими улицами сохранившегося с раннего Средневековья района Нарикала.
По преданию, Грузия (Иверия) – апостольский жребий Божьей Матери. После Вознесения апостолы собрались в Сионской Горнице и бросали жребий, в какую страну идти каждому из них. Пресвятая Дева Мария пожелала принять участие в апостольской проповеди. Ей выпал жребий идти в Иверию, однако Господь велел Ей остаться в Иерусалиме. На север отправился св. ап. Андрей Первозванный, который взял с собой нерукотворный образ Богородицы. Св. Андрей обошел с проповедью Евангелия многие города и селения Грузии. В г. Ацкури,близ современного г. Ахалцихе, по молитве апостола воскрес умерший незадолго до его прихода сын вдовы, и это чудо подвигло жителей города принять Cвятое Крещение. Ап. Андрей поставил новопросвещенным епископа, иереев и диаконов, а перед отбытием в путь оставил в городе икону Богородицы (празднование в честь Ацкурской иконы Пресвятой Богородицы совершается 15/28 августа).
Кроме св. ап. Андрея в Грузии проповедовали св. апостолы Симон Кананит и Матфий. Древнейшие источники сообщают и о проповеди в Восточной Грузии св. апп. Варфоломея и Фаддея.
Первые века христианство в Грузии подвергалось гонениям. К началу второго века относят мученическую кончину св. Сухия и его дружины (память 15/28 апреля). Однако уже в 326 г. христианство стало в Иверии государственной религией благодаря проповеди св. равноап. Нины (память 14/27 января и 19 мая/1 июня – в Грузинской Церкви эти дни относят к числу великих праздников). Исполняя волю Пресвятой Богородицы, св. Нина из Иерусалима пришла в Грузию и окончательно утвердила в ней веру Христову.
Первоначально Грузинская Церковь была в юрисдикции Антиохийского Патриархата, однако уже в V в. согласно утвердившемуся мнению она получила автокефалию. Этому, по-видимому, способствовало в числе прочих то обстоятельство, что Грузия была самостоятельным христианским государством вне границ Византийской империи. С XI в. предстоятель Грузинской Церкви носит титул католикос-патриарха.
Всю свою историю Грузия вела борьбу с захватчиками, которые стремились не только захватить страну, но и искоренить в ней христианство. Например, в 1227 г Тбилиси подвергся нашествию хорезмийцев во главе с Джалал-ад-Дином. Тогда на мост были вынесены иконы и все жители города должны были, проходя по мосту, плевать на лики икон. Тем, кто этого не делал, тут же отрубали голову и сталкивали в реку. В тот день 100000 христиан Тбилиси приняли мученическую смерть (их память совершается 31 октября/13 ноября).
Тяжелое положение правоcлавных грузин вынуждало их начиная с XV в. время от времени обращаться с просьбой о помощи к единоверной России. В итоге в начале XIX в. Грузия была присоединена к Российской империи и автокефалия Грузинской Церкви была упразднена. Был образован Грузинский Экзархат, которым управлял экзарх в сане митрополита, позднее – в сане архиепископа. За время существования Экзархата в церковной жизни был наведен порядок, улучшилось материальное положение духовенства, были открыты духовные учебные заведения, развивалась наука. В то же время, происходило вытеснение грузинского языка из богослужения, преподавание в семинариях также велось на русском языке. Сократилось число епархий, церковное имущество оказалось в распоряжении русских властей, экзархами назначались архиереи русской национальности. Все это вызывало многочисленные протесты.
В конце XIX – начале XX вв. существовало ясно выраженное стремление православных грузин к автокефалии. В феврале 1917 г. в России произошла революция, а 12 марта в древней столице Грузии Мцхета было провозглашено восстановление автокефалии Грузинской Церкви. 17 сентября 1917 г. на Соборе в Тбилиси католикос-патриархом был избран епископ Кирион (Садзаглишвили). Русская Церковь сначала не признала восстановление автокефалии, в результате чего произошел разрыв молитвенного общения между двумя Церквами. Общение было восстановлено в 1943 г. при патриархе Сергии (Старгородском) и католикос-патриархе Каллистрате (Цинцадзе). В 1990 г. автокефалию Грузинской Церкви признал Вселенский (Константинопольский) Париархат.
С 1977 г. Католикос-Патриархом всея Грузии является Святейший и Блаженнейший Илия II.
Табори или Таборский монастырь (თაბორი) - небольшой современный монастырь в Тбилиси. Его главный Преображенский храм видно почти с любой точки в центре города - и с Авлабара, и с Ортачала и с Мтацминды.
История монастыря начинается в 2002 году, а вот история самого места гораздо старше. Сама гора и хребет некогда были названы Таборис-Мта (თაბორის მთა), что в точном переводе на русский звучит как Фаворская Гора. Это известное место около Назарета в Палестине, где произошло Преображение.
Адрес: Kharfukhi Turn, Тбилиси, Грузия
Проезд: Лучше пешком. Находится на Таборской (Фаворской) горе.
Строительство нового собора Цминда Самеба (груз. წმინდა სამება — «Пресвятая Троица») было запланировано в 1989 году в связи с празднованием 1500-летия автокефалии грузинской церкви и в ознаменование 2000-летия христианства. Конкурс на возведение храма выиграл выдержанный в ретроспективном духе проект Арчила Миндиашвили. Высота верхнего храма составляет 68 м (без надкупольного креста, крест 7,5 м); протяжённость с востока на запад — 77 метров, с севера на юг — 65 метров; общая площадь — более 5 тысяч квадратных метров.
Храм был заложен 23 ноября 1995 года; строительство велось на пожертвования обычных горожан и крупных бизнесменов. Первое богослужение в строящемся соборе было совершено 25 декабря 2002 года. Освящён ровно через 9 лет после закладки, в день Георгия Победоносца — небесного покровителя Грузии; чин освящения совершил Патриарх-Католикос Илия II в сослужении архиереев и клириков Грузинской Церкви, а также представители Константинопольской, Александрийской, Антиохийской, Русской, Сербской, Румынской, Кипрской, Элладской, Польской, Албанской Церквей, Православной Церкви в Америке.
После освящения в Троицкий собор из Сиони была перенесена кафедра католикоса Грузии.
Метехская Успенская церковь так же, как и многие другие древние православные святыни находится в старом городе Тбилиси. Церковь Метехи была основана в XII веке. В конце XIII века претерпела пожар. Во время монгольской операции храм был сожжен и только благодаря царю Деметру был отстроен заново, но спустя две сотни лет церковь снова постигла та, же участь, только уже от рук персидских воинов.
Святыня отстраивалась неоднократно, в последний раз отстроена из красного кирпича.
Храм хранит одну тайну, на его территории покоятся останки мученицы, княгини Ранской Шушаники.
Рядом с храмом в XVII веке была построена крепость, которая позднее была переоборудована в тюрьму, а в середине XX века и вовсе снесена. А сам храм подвергся надругательству, когда в XIX веке его превратили в казармы казачьего полка. В середине XX века едва уцелел при сносе рядом стоящей крепости, а в 1987 году был капитально отреставрирован, и вернулся во владение Грузинской Православной Церкви.
Адрес: Грузия, Шида-Картли, Каспский р-н, Метехи (около 10 км на запад от Каспи).
Основание храма Сиони (სიონი) приписывается Вахтангу I Горгасалу. Более вероятно, что инициатором строительства выступил в конце VI века куропалат Гурам I (здесь же, вероятно, и похороненный). Эта первоначальная церковь была после учреждения эмирата снесена арабами.
В 1112 году Давид IV Строитель, освободив Тбилиси от арабов, возвёл в городе новый собор, который не раз подвергался разрушениям и восстановлению. Особенно значительные работы потребовались после нашествия Джелал ад-Дина Манкбурны и землетрясения 1668 года.
В сентябре 1795 года собор сильно пострадал от нашествия Ага-Мухаммед-хана. Были сожжены деревянные хоры и иконостас, фрески покрылись копотью и сажей. Собор вскоре был восстановлен и в 1817 году Минай Медичи писал, что «он обширный и великолепный, разрисован внутри картинами из Библии».
В соборе погребены некоторые иерархи Грузинской церкви, в частности Католикосы-Патриархи Кирион II (канонизирован в 2002 году), Давид V (Девдариани).
После реставрации 1980—1983 годах храм Сиони, несмотря на сложную строительную историю, сохранил свой средневековый облик. Поодаль от собора две колокольни — одна старинная, трёхъярусная, постройки XV века, разрушенная персами и восстановленная в XX веке, другая — типичный образчик русского классицизма (построена в 1812 году).
В интерьере храма сохранились фрески русского художника Г. Г. Гагарина.