Бодбийский женский монастырь
Бодбийский монастырь (монастырь святой равноапостольной Нины) — ставропигиальный женский монастырь Грузинской Православной Церкви, основан в IV веке. Расположен в пределах Бодбийской епархии.
История[править | править код]
По сведению грузинской летописи «Обращение Картли», постройка церкви над могилой святой равноапостольной Нины относится ко времени царствования св. блгв. царя Мириана: основав здесь женский монастырь, царь пожертвовал ему много селений и земель.
Царская династия Кахети и Картли особо заботилась о материальном обеспечении и благосостоянии монастыря. Можно полагать, что до 1230-х гг. Бодбийский монастырь оставался значительным христианским центром Грузии. С 1230-х гг. по XV в. сведений о монастыре не сохранилось, что связано с вторжениями монголов и сильным разрушением как епархии, так и монастыря. В XV в., с образованием самостоятельного царства Кахети, Бодбе вновь обрел былую славу религиозного центра. Однако, уже в XVI в. положение вновь резко ухудшилось в связи с иранской экспансией, что привело к упразднению женского монастыря.
Но правящая династия всегда проявляла особую заботу о Бодбе - своим попечением известны цари Леван (1520-1574), Александр II (1574-1605), Теймураз I (1606-1616, 1634-1648), Арчил II (1664-1675), Теймураз II (1709-1715, 1733-1744, 1744-1762), Ираклий II (1744-1762, 1762-1798), Георгий XII (1688-1703), а также другие члены царской семьи – царевич Теймураз, внук царя Левана, царевна Елена (сестра Ираклия II) и царица Кетеван (жена Георгия XII), что проявлялось в пожаловании драгоценной церковной утвари, рукописей и книг, укреплении и возобновлении монастырских церквей и помещений, в освобождении от государственного налогообложения, даровании сел и значительных земельных владений.
По сведению немецкого ученого и путешественника Иоганна Гюлдендштедта, ко времени посещения им Бодбе в 1772 г. здесь уже действовала мужская обитель, упраздненная после кончины последнего бодбели Иоанна (Макашвили) в 1837 г.
Начиная с XV-XVII столетия и до 1837 г. при бодбийской церкви жили епископы и митрополиты кахетинские, и на содержание ее были отведены обширные земли с церковными крестьянами. Бодбийские преосвященные имели значительное влияние на политические и общественные дела Кахетии. С 1837 г. по смерти последнего митрополита кахетинского Иоанна Бодбийская епархия была присоединена к общему управлению экзарха Грузии, а в бодбийской церкви были оставлены только несколько монахов. Вскоре крестьяне были освобождены, и многие земли отошли к ним и в казну... После этого церковь обеднела и в последнее время была до того запущена, что требовала постоянной казенной поддержки на ремонт зданий и содержание монахов.
7 мая 1889 г., по ходатайству населения Кахети, российский император Александр III Александрович издал указ о возобновлении женской обители св. Нины, которая была торжественно освящена архимандритом Николаем (Микеладзе) по особому благословению Экзарха Грузии Палладия (Раева). По свидетельству еп. Кириона (Садзаглишвили), активная деятельность игумении Ювеналии вскоре вывела монастырь в число самых крупных монастырей Грузии: на возобновление монастырского комплекса было истрачено 110.300 рублей, пожертвованных населением Кахети, в распоряжение монастыря было предоставлено 150 десятин пахотной земли и рыбная ловля по р. Алазани на 25-верстном расстоянии. Были восстановлены церковь, училищный корпус, настоятельский дом, дом монастырского духовенства, здания для сестер, странноприимница, ограда, разные хозяйственные постройки и подворье в Тифлисе. Первоначально в обители числилось 6 или 7 насельниц из России, но в скором времени число подвизающихся возросло до 200.
Бодбийский монастырь владел богатой библиотекой. По сведению Д. Пурцеладзе, из Бодбийского книгохранилища по распоряжению Грузино-Имеретинской Синодальной конторы Тифлисской духовной семинарии было передано (прибл. 1870-е гг.) 40 древних рукописей, а 12 были оставлены в монастырском книгохранилище. П. Иосселиани и Д. Пурцеладзе перечисляют особо примечательные из них: «Чин освящения церкви» (XVI в.), «Месячная минея» (XVI в.), «Требник» (XVII в.), «Шестоднев» Василия Великого (XVII в.), «Типикон» 1756 г., миниатюрное грузинское «Четвероевангелие», вероятно, редакции св. Евфимия Святогорца, в золотом переплете, пожертвованное царевичем Георгием (сыном Ираклия II) в 1776 г. (а само Евангелие какой древности?- вероятно, редакции Георгия Святогорца), «Евангелие» на грузинском языке, напечатанное в Москве и богато украшенное (XVIII в.), краткий «Требник» (XVIII в.), «Толкования» Евангелия от Матфея (2 экз.) и Евангелия от Иоанна, пожертвованные бодбели Онуфрием, «Слова» Богослова и «Мартирика» Католикоса-Патриарха Антония I, подаренные монастырю Иоанном (Макашвили). Помимо церковной литературы, библиотека обладала такими трудами, как «Грузинская грамматика» Католикоса-Патриарха Антония I, «Гузинский лексикон», «Риторика» и др. (все утеряно в советские годы после национализации церковного имущества).
В журнале «Нива" №33 от 1898 года помещено красочное описание: Монастырь этот находится в одном из самых красивых уголков Кавказа — в Кахетии, близ г. Сигнаха, Тифлисской губернии. Он расположен на горном склоне, на высоте около 3,000 футов над уровнем моря. С одной стороны возвышаются небольшие отроги гамбороцивского хребта, на которых приютились кахетинские деревни и г. Сигнах, а с другой тысячи на две футов ниже монастыря раскинута громадная Алазанская долина, окаймленная с противоположной, северной стороны главным хребтом кавказских гор, с его крутыми снежными вершинами. Долина эта близ Бодбибиского монастыря достигает наибольшей своей ширины — около 40 верст, видна в длину (с высоты 2,000 футов) на протяжении более 150 верст и в общем дает грандиозный, красивый вид, пред которым невольно останавливаешься. Покойный государь Александр III, будучи в Сигнахе в 1888 г., любуясь этим видом воскликнул: «Видели ли мы что-нибудь подобное в Швейцарии!?
В 1924 году большевики закрыли монастырь. Последней настоятельницей была игумения Нина (Вачнадзе). Большевики неоднократно угрожали её жизни, но она чудом уцелела, хотя была вынуждена оставить Бодбе. Всю оставшуюся жизнь она провела в Тбилиси при храме Анчисхати.
С 1991 года началось возрождение монастыря.
В 1995 г. Священный Синод Грузинской Церкви принял решение об обновлении церкви св. Нины, в связи с чем католикос-патриарх Грузии Илия II благословил начать археологические раскопки, во время которых были обнаружены важные исторические реликвии. Археологические раскопки также выявили, что предание, рассказанное в 1920 г. игуменией монастыря Вачнадзе о перенесении мощей св. Нины из придела под престол главной церкви, предпринятое из боязни осквернения их лезгинами, не соответствует действительности. Также была обнаружена старая трапезная, состоящая из двух частей и схожая по форме с нижней трапезной, характерной для грузинского зодчества IX-X вв., что позволяет предположить о ее современности основанию церкви. Археологические исследования не завершены и в дальнейшем будут продолжаться.
Современное состояние[править | править код]
На 2009 год в монастыре подвизалось около 30 сестёр. Монастырь, хотя и медленно, но всё же обретает свой прежний облик, благоустраивается и расширяется. Украшена гробница св. Нины, восстанавливаются полуразрушенные здания. У монастыря обширное подсобное хозяйство, действуют иконописная и золотошвейная мастерские. Для многочисленных паломников открыта трапезная «Пилигрим». Сестры также занимаются традиционной для Грузинских монастырей литературной деятельностью: на основании древнейших рукописей готовят к изданию богослужебные книги.
Первоначально построенный храм на месте захоронения святой Нины до наших дней не сохранился, на его месте был построен кафедральный собор во имя Святого Георгия, в южном приделе которого и находится национальная грузинская святыня – могила св. Нины. Храм также является центром Сигнахской епархии. Он имеет вид трехнефной базилики, первоначально был построен между IX-XI вв., но был значительно изменен с тех пор. Отдельно стоящая трехэтажная колокольня была возведена во второй половине XIX века.
Сразу за храмом есть смотровая площадка с прекрасным видом на Алазанскую долину, за ней дорожка вниз к источнику святой Нины («Нинос цкаро»). Считается, что источник является целебным. Он находится в 3-х км от обители. Святой источник расположен под небольшим храмом Завулона и Сосаны (родителей св. Нины), который был построен в 1990-х гг.
Еще одной святыней монастыря является одна из самых почитаемых икон Грузии – мироточивая чудотворная Иверская икона Божией Матери (находится в соборе св. Георгия). Она сохранилась в монастырском храме после его закрытия и превращения в больницу, где использовалась даже как операционный стол, на лике Богородицы видны следы хирургического скальпеля.
Святые[править | править код]
Святыни[править | править код]
- мощи равноап. Нины, просветительницы Грузии
- «Иверская» икона Божией Матери
Престольные праздники[править | править код]
Икона Пресвятой Богородицы "Иверская" - 26 октября, 25 февраля, 6 мая
Видео[править | править код]
Как добраться[править | править код]
Адрес: Грузия, в 2-х км. к югу от г. Сигнахи, ок. с. Кедели
Ссылки[править | править код]
- Бодбийский монастырь. Справочная информация
- Бодбе. Монастырь равноапостольной Нины, просветительницы Грузии. Фотографии