Собор Святой Живоначальной Троицы (Боровичи): различия между версиями
Natalia (обсуждение | вклад) Нет описания правки |
DmitryNel (обсуждение | вклад) м (Замена текста — «45» на «45») |
||
(не показаны 4 промежуточные версии 2 участников) | |||
Строка 1: | Строка 1: | ||
{{Местоположение святыни|локация=Россия, Новгородская область, Боровичи, сквер им. Кирова 9|вид=Приходской храм}} | {{Местоположение святыни|локация=Россия, Новгородская область, Боровичи, сквер им. Кирова 9|вид=Приходской храм}} | ||
[[Файл:Собор_Троицы_Живоначальной_(Боровичи).jpg|350px|мини|справа|alt=Собор Святой Живоначальной Троицы (Боровичи)]] | |||
[[ | '''Собор Святой Живоначальной Троицы''' [[Аннотация::был торжественно освящён в 1862 году во имя Живоначальной Троицы. Построен в стиле ампир, в виде креста: фасады собора, с трёх сторон выделенные четырёх колонными портиками, вместе с прямоугольной алтарной апсидой создавали постройке крещатый план.]] | ||
== История == | == История == | ||
Строка 7: | Строка 7: | ||
В 60-х годах XIX века в центре города Боровичи на Екатерининской площади (её также называли Соборной; ныне – это часть проезда Гагарина) возвышались два собора: Введенский и Троицкий. | В 60-х годах XIX века в центре города Боровичи на Екатерининской площади (её также называли Соборной; ныне – это часть проезда Гагарина) возвышались два собора: Введенский и Троицкий. | ||
[[Файл:Троицкий собор Боровичи.jpg|мини|слева]] | [[Файл:Троицкий собор Боровичи.jpg|мини|слева|alt=Собор Святой Живоначальной Троицы (Боровичи)]] | ||
Более древний – зимний, тёплый собор в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. Он был построен в 1777 г. на месте деревянной Борисоглебской церкви, сгоревшей в 1758 г. Этот красивый каменный храм, заложенный в память присвоения в 1770 г. Боровичам статуса города, до 1862 г. назывался Троицким, но в связи с построением нового Троицкого собора, был переименован во Введенский. | Более древний – зимний, тёплый собор в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. Он был построен в 1777 г. на месте деревянной Борисоглебской церкви, сгоревшей в 1758 г. Этот красивый каменный храм, заложенный в память присвоения в 1770 г. Боровичам статуса города, до 1862 г. назывался Троицким, но в связи с построением нового Троицкого собора, был переименован во Введенский. | ||
Строка 13: | Строка 13: | ||
Новый собор был торжественно освящён в 1862 г. во имя Живоначальной Троицы. Он был летним, холодным. Построен в стиле ампир, в виде креста: фасады собора, с трёх сторон выделенные четырёх колонными портиками, вместе с прямоугольной алтарной апсидой создавали постройке крещатый план. Пятикупольный собор, главы которого были увенчаны позолоченными крестами, с массивным центральным барабаном, окружённым четырьмя малыми, выглядел чрезвычайно живописно. Внутри он был квадратным. Главы и потолок поддерживали четыре массивных столба, отделанных под мрамор. Собор имел три престола: главный – во имя Пресвятой Троицы; с правой стороны – престол в честь Казанской иконы Божией Матери; с левой – во имя первоверховных апостолов Петра и Павла, в память о древнем боровичском храме, некогда стоявшем на этом месте. | Новый собор был торжественно освящён в 1862 г. во имя Живоначальной Троицы. Он был летним, холодным. Построен в стиле ампир, в виде креста: фасады собора, с трёх сторон выделенные четырёх колонными портиками, вместе с прямоугольной алтарной апсидой создавали постройке крещатый план. Пятикупольный собор, главы которого были увенчаны позолоченными крестами, с массивным центральным барабаном, окружённым четырьмя малыми, выглядел чрезвычайно живописно. Внутри он был квадратным. Главы и потолок поддерживали четыре массивных столба, отделанных под мрамор. Собор имел три престола: главный – во имя Пресвятой Троицы; с правой стороны – престол в честь Казанской иконы Божией Матери; с левой – во имя первоверховных апостолов Петра и Павла, в память о древнем боровичском храме, некогда стоявшем на этом месте. | ||
Главный иконостас собора был большой, квадратный, трёхъярусный, выполненный в классическом стиле по проекту известного петербургского профессора живописи Горностаева. | Главный иконостас собора был большой, квадратный, трёхъярусный, выполненный в классическом стиле по проекту известного петербургского профессора живописи Горностаева. | ||
Строка 19: | Строка 19: | ||
В 1901 г. во время своего пребывания в городе Боровичи в Троицком соборе служил святой праведный Иоанн Кронштадский. | В 1901 г. во время своего пребывания в городе Боровичи в Троицком соборе служил святой праведный Иоанн Кронштадский. | ||
[[Файл:Троицкий собор Боровичи1.jpg|мини|справа|alt=Собор Святой Живоначальной Троицы (Боровичи)]] | |||
В 1905 г. все три иконостаса Троицкого собора были вновь вызолочены, а стены храма расписаны. В средней главе особо выделялся образ Господа Саваофа, окруженного ангелами, а сама глава была необыкновенно красиво вся усыпана накладными звёздами. В откосах её были написаны четыре евангелиста: Марк, Матфей, Лука и Иоанн. Снаружи, на алтарной апсиде была изображена Ветхозаветная Троица. Над дверьми, ведущими в собор с северной стороны, в полукруге был написан образ Пресвятой Богородицы, с южной – Вход Господень в Иерусалим, а с трёх сторон над колоннами – в сиянии «Бог». Своей академической росписью собор славился среди уездных городов России. | |||
В 1909 г. Троицкий собор посетил епископ Тихвинский Андроник. Величественный собор поразил архипастыря своею красотою, простором и чистотой. В проповеди перед собравшимися в храме боровичанами он выразил своё восхищение им. | В 1909 г. Троицкий собор посетил епископ Тихвинский Андроник. Величественный собор поразил архипастыря своею красотою, простором и чистотой. В проповеди перед собравшимися в храме боровичанами он выразил своё восхищение им. | ||
Строка 29: | Строка 29: | ||
В 1915 г. настоятелем Троицкого и Введенского соборов был назначен протоиерей Михаил Ильинский. В 20-е годы XX в. он увлёкся идеями церковного реформаторства, но вскоре разочаровался в них и вернулся к «староцерковникам». | В 1915 г. настоятелем Троицкого и Введенского соборов был назначен протоиерей Михаил Ильинский. В 20-е годы XX в. он увлёкся идеями церковного реформаторства, но вскоре разочаровался в них и вернулся к «староцерковникам». | ||
[[Файл:Троицкий собор | [[Файл:Троицкий собор Боровичи2.jpg|мини|слева|alt=Собор Святой Живоначальной Троицы (Боровичи)]] | ||
Введенский и Троицкий соборы имели ограждение со святыми воротами, башней и башней-часовней, каменную сторожку и каменный сарай для дров. В сторожке было 12 комнат. Самая большая из них была выделена для занятий церковного хора. Там стояла фисгармония. Было также помещение для реставрации икон, квартира сторожа и хорошая трёхкомнатная квартира старшего сторожа. Старший сторож должен был проводить уборку в алтаре, по большим праздникам звонить на колокольне (т.к. звонили во все колокола и двум звонарям был необходим помощник). Старший сторож также отвечал за хранение церковного вина, находящегося в огромных бочках в подвале собора, был обязан приносить вино из подвала в алтарь перед литургией, следить за чистотой церковного двора, поскольку боровичане в любое время ходили свободно через церковную ограду. | Введенский и Троицкий соборы имели ограждение со святыми воротами, башней и башней-часовней, каменную сторожку и каменный сарай для дров. В сторожке было 12 комнат. Самая большая из них была выделена для занятий церковного хора. Там стояла фисгармония. Было также помещение для реставрации икон, квартира сторожа и хорошая трёхкомнатная квартира старшего сторожа. Старший сторож должен был проводить уборку в алтаре, по большим праздникам звонить на колокольне (т.к. звонили во все колокола и двум звонарям был необходим помощник). Старший сторож также отвечал за хранение церковного вина, находящегося в огромных бочках в подвале собора, был обязан приносить вино из подвала в алтарь перед литургией, следить за чистотой церковного двора, поскольку боровичане в любое время ходили свободно через церковную ограду. | ||
Строка 35: | Строка 35: | ||
Рядом с соборами находилась трёхъярусная колокольня, построенная в 1785 г. Она имела 12 колоколов и завершалась красивым позолоченным крестом на яблоке. Колокольня представляла собой редкий и интересный образец архитектуры середины XVIII в. – переходной поры от барокко к классицизму. В сложном, прихотливо изогнутом обрамлении окна верхнего восьмерика были помещены на четыре стороны часы-куранты. Звон колокольни слышен был даже в окрестных деревнях. В 1918 г. колокольня была капитально отремонтирована. Но впоследствии был поставлен вопрос об её уничтожении. | Рядом с соборами находилась трёхъярусная колокольня, построенная в 1785 г. Она имела 12 колоколов и завершалась красивым позолоченным крестом на яблоке. Колокольня представляла собой редкий и интересный образец архитектуры середины XVIII в. – переходной поры от барокко к классицизму. В сложном, прихотливо изогнутом обрамлении окна верхнего восьмерика были помещены на четыре стороны часы-куранты. Звон колокольни слышен был даже в окрестных деревнях. В 1918 г. колокольня была капитально отремонтирована. Но впоследствии был поставлен вопрос об её уничтожении. | ||
После революции соборы были вначале переданы коллективам верующих – обновленцам. Перед этим в марте 1920 г. в помощь голодающим Поволожья из Троицкого и Введенского храмов были изъяты и сданы государству изделия из драгоценных металлов и серебряные оклады с икон. Ценности были изъяты и из приписной Успенской церкви. | После революции соборы были вначале переданы коллективам верующих – обновленцам. Перед этим в марте 1920 г. в помощь голодающим Поволожья из Троицкого и Введенского храмов были изъяты и сданы государству изделия из драгоценных металлов и серебряные оклады с икон. Ценности были изъяты и из приписной Успенской церкви. | ||
[[Файл:Троицкий собор Боровичи3.jpg|мини|справа|alt=Собор Святой Живоначальной Троицы (Боровичи)]] | |||
28 января 1930 г. президиум горсовета принял решение: «… в целях сокращения количества очагов религиозного дурмана использовать храмовые здания, еврейскую синагогу, лютеранскую кирху для создания в них городского театра, книжных киосков, «Дома безбожников», чтобы «удовлетворить возросшие культурные потребности населения». Кроме того, «снять колокола со всех церквей города, разбить их и продать колокольный металл. На полученные деньги начать работы по сооружению водопровода в городе». В мае того же года начались работы по переоборудованию Троицкого собора в городской театр. Руководил работами Э.М. Годгильдиев, проект перестройки создали инженер С.П. Шишунов и техник И.С. Устинов. | 28 января 1930 г. президиум горсовета принял решение: «… в целях сокращения количества очагов религиозного дурмана использовать храмовые здания, еврейскую синагогу, лютеранскую кирху для создания в них городского театра, книжных киосков, «Дома безбожников», чтобы «удовлетворить возросшие культурные потребности населения». Кроме того, «снять колокола со всех церквей города, разбить их и продать колокольный металл. На полученные деньги начать работы по сооружению водопровода в городе». В мае того же года начались работы по переоборудованию Троицкого собора в городской театр. Руководил работами Э.М. Годгильдиев, проект перестройки создали инженер С.П. Шишунов и техник И.С. Устинов. | ||
Боровичане очень любили праздник Святой Троицы. Любили они и красивый светлый Троицкий собор. По традиции в этот день верующие приходили в храм с цветами. В мае 1930 г. в праздник Троицы они также пришли к собору с цветами и увидели ужасную картину – рабочие, одетые, как палачи, в красные рубахи, начали срывать при помощи трактора купола собора. В такую одежду одели рабочих местные власти, чтобы придать страшному разрушению символический богоборческий характер. Кощунственно уничтожалась и настенная роспись. Сейчас в соборе находится Городской Дом культуры. До настоящего времени сохранилась на чердаке ГДК осквернённая роспись перестроенного храма: в оставшихся после разборки нижних частях барабанов изображение святых евангелистов, у которых выколоты глаза и нарисованы рога. Прекрасно выполненные, покрытые сусальным золотом иконы трёх иконостасов собора рабочие рубили и пилили на дрова. | Боровичане очень любили праздник Святой Троицы. Любили они и красивый светлый Троицкий собор. По традиции в этот день верующие приходили в храм с цветами. В мае 1930 г. в праздник Троицы они также пришли к собору с цветами и увидели ужасную картину – рабочие, одетые, как палачи, в красные рубахи, начали срывать при помощи трактора купола собора. В такую одежду одели рабочих местные власти, чтобы придать страшному разрушению символический богоборческий характер. Кощунственно уничтожалась и настенная роспись. Сейчас в соборе находится Городской Дом культуры. До настоящего времени сохранилась на чердаке ГДК осквернённая роспись перестроенного храма: в оставшихся после разборки нижних частях барабанов изображение святых евангелистов, у которых выколоты глаза и нарисованы рога. Прекрасно выполненные, покрытые сусальным золотом иконы трёх иконостасов собора рабочие рубили и пилили на дрова. | ||
Со слезами на глазах и молитвой верующие пытались спасти иконы, собирая даже их части. Спасённые иконы, которые сохранили верующие, впоследствии были переданы в церковь св. мц. Параскевы Пятницы. | Со слезами на глазах и молитвой верующие пытались спасти иконы, собирая даже их части. Спасённые иконы, которые сохранили верующие, впоследствии были переданы в церковь св. мц. Параскевы Пятницы. | ||
Работы по переоборудованию Троицкого собора в городской театр были закончены 10 ноября 1931 г к 8-му пленуму горсовета. | Работы по переоборудованию Троицкого собора в городской театр были закончены 10 ноября 1931 г к 8-му пленуму горсовета. | ||
[[Файл:Троицкий собор Боровичи4.jpg|мини|слева|alt=Собор Святой Живоначальной Троицы (Боровичи)]] | |||
Главы собора были сорваны, с запада и востока появились пристройки. Внутри собора устроено новое железобетонное перекрытие для балкона и фойе театра. | Главы собора были сорваны, с запада и востока появились пристройки. Внутри собора устроено новое железобетонное перекрытие для балкона и фойе театра. | ||
Строка 57: | Строка 57: | ||
25 июня 2013 года, в попразднство Святой Пятидесятницы, Преосвященнейший Ефрем, епископ Боровичский и Пестовский, посетил подвальное помещение Троицкого кафедрального собора г. Боровичи, где совершил Водосвятный молебен с чтением акафиста Пресвятой и Животворящей и Нераздельной Троице. | 25 июня 2013 года, в попразднство Святой Пятидесятницы, Преосвященнейший Ефрем, епископ Боровичский и Пестовский, посетил подвальное помещение Троицкого кафедрального собора г. Боровичи, где совершил Водосвятный молебен с чтением акафиста Пресвятой и Животворящей и Нераздельной Троице. | ||
[[Файл:Троицкий собор Боровичи5.jpg|мини|справа|alt=Собор Святой Живоначальной Троицы (Боровичи)]] | |||
Во время молебна Преосвященнейшим Владыкой было совершено каждение всей территории подцерковья (подвального помещения), а после освящения воды — окропление стен, теперь уже места, в котором будет совершаться молитва — то, для чего оно и было построено, с упованием и надеждой на благоволение Божие в скором времени передачи верующим всего дома Божьего. | Во время молебна Преосвященнейшим Владыкой было совершено каждение всей территории подцерковья (подвального помещения), а после освящения воды — окропление стен, теперь уже места, в котором будет совершаться молитва — то, для чего оно и было построено, с упованием и надеждой на благоволение Божие в скором времени передачи верующим всего дома Божьего. | ||
Строка 72: | Строка 72: | ||
'''Адрес''': Россия, Новгородская область, Боровичи, сквер им. Кирова 9 | '''Адрес''': Россия, Новгородская область, Боровичи, сквер им. Кирова 9 | ||
'''Телефон:''' +7 (921) 2011328 | '''Телефон:''' [tel:+79212011328 +7 (921) 2011328] | ||
'''Электронная почта:''' t-list@mail.ru | '''Электронная почта:''' [mailto:t-list@mail.ru t-list@mail.ru] | ||
== Паломнику == | == Паломнику == | ||
Строка 80: | Строка 80: | ||
== Фото == | == Фото == | ||
<gallery> | |||
Троицкий_собор_Боровичи9.jpg | |||
Троицкий_собор_Боровичи7.jpg | |||
Троицкий_собор_Боровичи6.jpg | |||
</gallery> | |||
== Ссылки == | == Ссылки == |
Текущая версия от 10:52, 13 мая 2020
Собор Святой Живоначальной Троицы был торжественно освящён в 1862 году во имя Живоначальной Троицы. Построен в стиле ампир, в виде креста: фасады собора, с трёх сторон выделенные четырёх колонными портиками, вместе с прямоугольной алтарной апсидой создавали постройке крещатый план.
История[править | править код]
История Троицкого собора начинается с середины 19 века.
В 60-х годах XIX века в центре города Боровичи на Екатерининской площади (её также называли Соборной; ныне – это часть проезда Гагарина) возвышались два собора: Введенский и Троицкий.
Более древний – зимний, тёплый собор в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. Он был построен в 1777 г. на месте деревянной Борисоглебской церкви, сгоревшей в 1758 г. Этот красивый каменный храм, заложенный в память присвоения в 1770 г. Боровичам статуса города, до 1862 г. назывался Троицким, но в связи с построением нового Троицкого собора, был переименован во Введенский.
В 1835 г. рядом с Введенским собором по проекту губернского архитектора М. Праве началось строительство нового собора. Руководил работами талантливый боровичский архитектор, живописец и позолотчик Е. И. Марин. В 1860 г. он умер на лесах ещё недостроенного собора.
Новый собор был торжественно освящён в 1862 г. во имя Живоначальной Троицы. Он был летним, холодным. Построен в стиле ампир, в виде креста: фасады собора, с трёх сторон выделенные четырёх колонными портиками, вместе с прямоугольной алтарной апсидой создавали постройке крещатый план. Пятикупольный собор, главы которого были увенчаны позолоченными крестами, с массивным центральным барабаном, окружённым четырьмя малыми, выглядел чрезвычайно живописно. Внутри он был квадратным. Главы и потолок поддерживали четыре массивных столба, отделанных под мрамор. Собор имел три престола: главный – во имя Пресвятой Троицы; с правой стороны – престол в честь Казанской иконы Божией Матери; с левой – во имя первоверховных апостолов Петра и Павла, в память о древнем боровичском храме, некогда стоявшем на этом месте.
Главный иконостас собора был большой, квадратный, трёхъярусный, выполненный в классическом стиле по проекту известного петербургского профессора живописи Горностаева.
Во внутрь храма с трёх сторон вели снаружи железные, решетчатые, а изнутри деревянные двери. В большие полукруглые окна собора были вставлены железные решётки. С западной, северной и южной сторон собор украшали красивые крыльца с семью ступенями из дикого гладкого камня. Верх каждого крыльца поддерживался четырьмя большими колоннами.
В 1901 г. во время своего пребывания в городе Боровичи в Троицком соборе служил святой праведный Иоанн Кронштадский.
В 1905 г. все три иконостаса Троицкого собора были вновь вызолочены, а стены храма расписаны. В средней главе особо выделялся образ Господа Саваофа, окруженного ангелами, а сама глава была необыкновенно красиво вся усыпана накладными звёздами. В откосах её были написаны четыре евангелиста: Марк, Матфей, Лука и Иоанн. Снаружи, на алтарной апсиде была изображена Ветхозаветная Троица. Над дверьми, ведущими в собор с северной стороны, в полукруге был написан образ Пресвятой Богородицы, с южной – Вход Господень в Иерусалим, а с трёх сторон над колоннами – в сиянии «Бог». Своей академической росписью собор славился среди уездных городов России.
В 1909 г. Троицкий собор посетил епископ Тихвинский Андроник. Величественный собор поразил архипастыря своею красотою, простором и чистотой. В проповеди перед собравшимися в храме боровичанами он выразил своё восхищение им.
Настоятелем Троицкого и Введенского соборов долгое время был благочинный города Боровичи протоиерей Косьма Преображенский. Он много потрудился для сохранения и благоустройства православных святынь города и остался в памяти боровичан как прекрасный проповедник, высоконравственный и широко образованный священник. Вместе с ним много лет в Троицком соборе служил протоиерей Михаил Петропавловский. Большой утратой для боровичан была кончина этих почитаемых протоиереев: о. Михаил Петропавловский скончался в 1913 г., а о. Косьма Преображенский в 1914 г.
В своё время в Троицком соборе служили также протоиереи Иоанн Лаванский, Александр Бобров, о. Лолий Румянцев, о. Петр Ермолов, о. Николай Туренской, о. Павел Миролюбов, о. Андрей Озеров.
В 1915 г. настоятелем Троицкого и Введенского соборов был назначен протоиерей Михаил Ильинский. В 20-е годы XX в. он увлёкся идеями церковного реформаторства, но вскоре разочаровался в них и вернулся к «староцерковникам».
Введенский и Троицкий соборы имели ограждение со святыми воротами, башней и башней-часовней, каменную сторожку и каменный сарай для дров. В сторожке было 12 комнат. Самая большая из них была выделена для занятий церковного хора. Там стояла фисгармония. Было также помещение для реставрации икон, квартира сторожа и хорошая трёхкомнатная квартира старшего сторожа. Старший сторож должен был проводить уборку в алтаре, по большим праздникам звонить на колокольне (т.к. звонили во все колокола и двум звонарям был необходим помощник). Старший сторож также отвечал за хранение церковного вина, находящегося в огромных бочках в подвале собора, был обязан приносить вино из подвала в алтарь перед литургией, следить за чистотой церковного двора, поскольку боровичане в любое время ходили свободно через церковную ограду.
В главные престольные праздники городских соборов в Боровичах устраивались ярмарки. Их было три: Введенская, Троицкая и Модестовская – каждая продолжалась по неделе. Во время Великого поста бывали конские ярмарки.
Рядом с соборами находилась трёхъярусная колокольня, построенная в 1785 г. Она имела 12 колоколов и завершалась красивым позолоченным крестом на яблоке. Колокольня представляла собой редкий и интересный образец архитектуры середины XVIII в. – переходной поры от барокко к классицизму. В сложном, прихотливо изогнутом обрамлении окна верхнего восьмерика были помещены на четыре стороны часы-куранты. Звон колокольни слышен был даже в окрестных деревнях. В 1918 г. колокольня была капитально отремонтирована. Но впоследствии был поставлен вопрос об её уничтожении.
После революции соборы были вначале переданы коллективам верующих – обновленцам. Перед этим в марте 1920 г. в помощь голодающим Поволожья из Троицкого и Введенского храмов были изъяты и сданы государству изделия из драгоценных металлов и серебряные оклады с икон. Ценности были изъяты и из приписной Успенской церкви.
28 января 1930 г. президиум горсовета принял решение: «… в целях сокращения количества очагов религиозного дурмана использовать храмовые здания, еврейскую синагогу, лютеранскую кирху для создания в них городского театра, книжных киосков, «Дома безбожников», чтобы «удовлетворить возросшие культурные потребности населения». Кроме того, «снять колокола со всех церквей города, разбить их и продать колокольный металл. На полученные деньги начать работы по сооружению водопровода в городе». В мае того же года начались работы по переоборудованию Троицкого собора в городской театр. Руководил работами Э.М. Годгильдиев, проект перестройки создали инженер С.П. Шишунов и техник И.С. Устинов.
Боровичане очень любили праздник Святой Троицы. Любили они и красивый светлый Троицкий собор. По традиции в этот день верующие приходили в храм с цветами. В мае 1930 г. в праздник Троицы они также пришли к собору с цветами и увидели ужасную картину – рабочие, одетые, как палачи, в красные рубахи, начали срывать при помощи трактора купола собора. В такую одежду одели рабочих местные власти, чтобы придать страшному разрушению символический богоборческий характер. Кощунственно уничтожалась и настенная роспись. Сейчас в соборе находится Городской Дом культуры. До настоящего времени сохранилась на чердаке ГДК осквернённая роспись перестроенного храма: в оставшихся после разборки нижних частях барабанов изображение святых евангелистов, у которых выколоты глаза и нарисованы рога. Прекрасно выполненные, покрытые сусальным золотом иконы трёх иконостасов собора рабочие рубили и пилили на дрова.
Со слезами на глазах и молитвой верующие пытались спасти иконы, собирая даже их части. Спасённые иконы, которые сохранили верующие, впоследствии были переданы в церковь св. мц. Параскевы Пятницы.
Работы по переоборудованию Троицкого собора в городской театр были закончены 10 ноября 1931 г к 8-му пленуму горсовета.
Главы собора были сорваны, с запада и востока появились пристройки. Внутри собора устроено новое железобетонное перекрытие для балкона и фойе театра.
Из рассказов боровичан-сторожилов известно, что уничтожение колокольни главных соборов было запрещено, так как она являлась архитектурным памятником. Тогда, по указанию местной власти на негативе её фотографии была проведена линия, которая на отпечатанном снимке сошла за трещину. Таким образом, городские власти добились разрешения на разрушение колокольни. И в 1932 г. она была взорвана, но, упав на землю, не развалилась. С большим трудом колокольню разобрали на кирпич. Тогда же был снесён и Введенский собор.
В 1935 г. в результате «благоустройства» центральной части города, были разобраны башни соборной ограды. В 1936 г. на месте колокольни был установлен памятник С.М. Кирову. Место, где стоял Введенский собор, в настоящее время является частью проезда Гагарина. По этому святому месту проезжают машины, проходят люди, многие из которых даже не знают о том, что когда-то здесь стоял православный храм, около которого были похоронены многие поколения боровичан, т.к. около собора находилось старинное кладбище. Кирпич от разрушенных церковных зданий был использован на строительстве двух жилых четырехэтажных зданий на ул. Подбельского (Богородицкой).
31 мая 2013 года Боровичской епархии был передан нижний предел собора Святой Живоначальной Троицы (ныне здание Городского Дома Культуры г. Боровичи). Предприниматель Андрей Васильев, многие годы арендовавший нижние помещения ГДК под кафе «Сказка», добровольно отказался от них в пользу Церкви. А в сентябре он освободил ещё северный придел собора, которое занимал под кафе «Карамелька»…
24 июня 2013 года, в День Святого Духа, после престольного праздника в Боровичском Свято-Духовом монастыре, Правящий архиерей Боровичский епархии — Преосвященнейший Ефрем, епископ Боровичский и Пестовский, и сослужившее ему духовенство епархии совершили первое богослужение после долгих лет запустения — молебен Святой и Животворящей и Нераздельной Троице.
25 июня 2013 года, в попразднство Святой Пятидесятницы, Преосвященнейший Ефрем, епископ Боровичский и Пестовский, посетил подвальное помещение Троицкого кафедрального собора г. Боровичи, где совершил Водосвятный молебен с чтением акафиста Пресвятой и Животворящей и Нераздельной Троице.
Во время молебна Преосвященнейшим Владыкой было совершено каждение всей территории подцерковья (подвального помещения), а после освящения воды — окропление стен, теперь уже места, в котором будет совершаться молитва — то, для чего оно и было построено, с упованием и надеждой на благоволение Божие в скором времени передачи верующим всего дома Божьего.
В будний день, без объявлений в средствах массовой информации, на богослужение собралось около 120 человек.
С того момента каждую неделю совершаются молебные пения с акафистом Святой Троицы. Их совершает священник Алексий Иванов, назначенный настоятелем вновь образованного и зарегистрированного Прихода собора.
Нижний предел Троицкого собора благоустраивается. Демонтированы барные стойки, побелены и покрашены своды, изготовлены престол и жертвенник, приобретены священные сосуды для совершения Божественной Литургии. ЗАО «Грант» изготовлен эскиз иконостаса нижнего храма собора.
Престольные праздники[править | править код]
День Святой Троицы - 50-й день после Пасхи
Как добраться[править | править код]
Адрес: Россия, Новгородская область, Боровичи, сквер им. Кирова 9
Телефон: +7 (921) 2011328
Электронная почта: t-list@mail.ru
Паломнику[править | править код]
Актуальное расписание богослужений можно посмотреть на сайте храма.
Фото[править | править код]
Ссылки[править | править код]
Собор Святой Живоначальной Троицы города Боровичи Боровичской епархии