Собор Воздвижения Креста Господня (Омск): различия между версиями

Материал из Азбука паломники
Перейти к навигации Перейти к поиску
Нет описания правки
м (Замена текста — «45» на «45»)
 
(не показано 26 промежуточных версий 5 участников)
Строка 1: Строка 1:
[[Категория: Святыни]][[Категория: Соборы]][[Находится  в:: Омская область| ]][[Находится  в::Россия| ]] [[Находится  в::Омск]]
{{Местоположение|локация=54.9972, 73.3688|вид=Приходской храм}}
Храм в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня расположен в центре Омска на пересечении улиц Тарской, Рабиновича и Третьяковской. В настоящее время это второй по возрасту после Свято-Никольского казачьего собора православный храм, сохранившийся в городе Омске с дореволюционной поры.
[[Файл:Собор Воздвижения Креста Господня Омск.jpg|thumb|270x270px|alt=Собор Воздвижения Креста Господня (Омск)]]
[[Файл:Собор Воздвижения Креста Господня Омск.jpg|thumb|Собор Воздвижения Креста Господня Омск]]
Храм в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня расположен в центре Омска на пересечении улиц Тарской, Рабиновича и Третьяковской. В настоящее время это [[Аннотация::второй по возрасту после Свято-Никольского казачьего собора православный храм]], сохранившийся в городе Омске с дореволюционной поры.
== История ==
== История ==
С инициативой его строительства в 1858 году выступил генерал-губернатор Западной Сибири и Войсковой Наказной Атаман Сибирского казачьего войска Густав Христианович Гасфорд.
С инициативой его строительства в 1858 году выступил генерал-губернатор Западной Сибири и Войсковой Наказной Атаман Сибирского казачьего войска Густав Христианович Гасфорд.


Более пяти лет потребовалось на то, чтобы собрать средства и начать строительство.
Более пяти лет потребовалось на то, чтобы собрать средства и начать строительство. Пожертвования поступали от военных, чиновников, казаков, от жителей не только Омска, но и других городов: Каинска, Томска, Мариинска, Тюмени.
 
Сбор денег на постройку храма осуществлял протоиерей Стефан Знаменский (св.праведный Стефан Омский).
 
Пожертвования поступали от военных, чиновников, казаков, от жителей не только Омска, но и других городов: Каинска, Томска, Мариинска, Тюмени.
 
Место для строительства храма выбиралось с учетом возможности стать прихожанами церкви жителям двух форштадтов (предместий города). Г. X. Гасфорд предлагал возвести новую церковь в Кадышевском форштадте. Генерал-губернатор писал Епископу Тобольскому и Сибирскому: «По народонаселению Омска и по обширности занимаемого им пространства, число существующих ныне в этом городе православных церквей крайне недостаточно»; «…люди преимущественно бедные, не имеющие своих лошадей и экипажей часто лишены бывают возможности посещать Божий храм, не только в Воскресные дни, но даже в большие праздники».
 
В 1862 г. Густав Христианович уезжает на жительство в столицу и присылает оттуда денежное пожертвование на строительство храма.
 
Новый генерал-губернатор Западной Сибири А. О. Дюгамель выбрал под строительство «свободную площадь» на границе Кадышевского и Бутырского форштадтов.
 
Первоначальный проект храма принадлежал старшему городовому архитектору Ф. Ф. Вагнеру, выполнившему смету и чертежи в ноябре 1861 – январе 1862 года. В 1863 году проект был «улучшен в некоторых частях» в Санкт-Петербурге в Департаменте проектов и смет архитектором-художником К. Лазаревым. Сооружалась церковь «под наблюдением по технической части» омским городовым архитектором Э. И. Эзетом. Зодчие Ф. Ф. Вагнер и В. К. Гейде в мае 1870 г. освидетельствовали постройку.
 
Благотворителем и добровольным строителем вновь заложенного храма выступил омский купец первой гильдии Григорий Петрович Андреев, православный христианин, казах по национальности. К 1867 г. храм был возведен, на его главах установлены кресты. Однако из-за неожиданной кончины Г. П. Андреева завершение строительства затянулось еще на 3 года.


Торжественное освящение однопрестольного каменного храма состоялось 22 сентября 1870 г. Освящал его, как и при закладке, святой праведный Стефан Омский (протоиерей Стефан Знаменский).
Торжественное освящение однопрестольного каменного храма состоялось 22 сентября 1870 г. Освящал его, как и при закладке, святой праведный Стефан Омский (протоиерей Стефан Знаменский).
Двухпрестольной церковь стала лишь с 12 февраля 1896 г., когда был освящен второй престол — в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали».
В начале 1900-х годов стены храма были расписаны по образцу Собора святого князя Владимира в Киеве.
До революции особо почитаемой иконой в храме был список с чудотворной Абалакской иконы Божией Матери.
С 1891 г. при церкви начала функционировать церковно-приходская школа для девочек, в которой обучалось 80 воспитанниц. Помещалась она в собственном деревянном здании и содержалась на средства церкви, Святейшего Синода и местного городского общества.
1901 г. состоялось открытие новых народных чтений при Крестовоздвиженской церковно-приходской школе религиозно-нравственного, исторического и литературного содержания. Храм становится одним из центров приходской жизни.
С 1904 г. церкви по штату было положено 4 священника, 3 псаломщика и дьякон. В 1900 г. в храме служили – Петр Семенович Троицкий, Аполлон Арсентьевич Волков, Дмитрий Иванович Удимов. С мая 1911 г. – протоиерей Алексей Гусев, с 3 августа 1909 г. Алексей Иоаннович Головин. Дьяконами были: в 1900 г. Александр Павлович Милованов, до 19 марта 1912 г. – Капитон Климентович Чумакин; псаломщиками: Николай Васильевич Кедров, Сергей Тимофеевич Донченко, Дмитрий Петрович Волосатовский, 1912–1913 – Николай Ксенофонтович Миловидов. 18 марта 1912 года дьякон Крестовоздвиженской церкви Капитон Чумакин рукоположен и переведен священником с. Николаевского Тюкалинского уезда. Священник Николай Кощеев переведен на штатное дьяконское место.
За 1913 г. в приходе Крестовоздвиженскои церкви было зафиксировано 903 крещения, 98 браков и 572 отпевания. В общей сложности жертва на храм составила в течение года 8000 руб. Численность прихожан в это же время достигала 6507 человек (3150 мужчин и 3357 женщин).
Несмотря на разгар братоубийственной Гражданской войны, 8 мая 1919 г. около храма заложили сад.


Самый трагический период для Крестовоздвиженскои церкви начался с установлением советской власти.
Самый трагический период для Крестовоздвиженскои церкви начался с установлением советской власти.


Прихожане почти всех церквей г. Омска на общих приходских собраниях 1924 года вынесли постановления о переходе из обновленчества в православную (тихоновскую) группу. Поэтому в 1926 году община храма Воздвижения Животворящего Креста Господня была зарегистрирована как тихоновская В следующем году она насчитывала 111 верующих, а в 1928 г. — уже 137 прихожан.
Прихожане почти всех церквей г. Омска на общих приходских собраниях 1924 года вынесли постановления о переходе из обновленчества в православную (тихоновскую) группу. Поэтому в 1926 году община храма Воздвижения Животворящего Креста Господня была зарегистрирована как тихоновская.


30 ноября 1930 г. представители советской власти изъяли из храма 473 книги.
25 декабря 1937 г. Президиум ВЦИК принял постановление за подписью М. И. Калинина: «Церковь закрыть. Здание снести». Но милостью Божией оно было выполнено лишь наполовину. Общину ликвидировали, а в здании разместили общежитие кожевенно — обувной фабрики.


В мае 1933 г. было сфабриковано уголовное дело на двух священнослужителей Крестовоздвиженскои церкви за «антисоветскую деятельность». Каждый из них был осужден на 5 лет лишения свободы. В 1936 г. приход Крестовоздвиженского храма составлял 445 человек, в нём служили священники Феофан Токарев и Николай Чуркин.
В годы Великой Отечественной войны 7 марта 1943 г. (то есть еще до Постановления СНК СССР от 28 ноября 1943 г. «О порядке открытия Церквей») решением Исполкома Омского городского Совета депутатов трудящихся Крестовоздвиженская община верующих была зарегистрирована.


5 ноября 1936 г. Президиум Омского облисполкома принял решение разрушить храм, а на его месте построить школу.
2 августа 1943 г., в день Пророка Илии, общине было передано здание Крестовоздвиженской церкви. Одновременно была возвращена часть изъятого ранее церковного имущества.


В ответ на это постановление верующие общины Крестовоздвиженскои церкви 18 ноября 1936 г. подали протест в ЦИК РСФСР. 26 ноября 1936 г. подобный протест был направлен и в Омский облисполком. В результате снос здания в 1936 г. был приостановлен. Принимая решение о сносе церкви, власти допускали явное нарушение заключенного с общиной договора об использовании здания церкви общиной верующих, условия которого со стороны прихожан неукоснительно выполнялись.
26 сентября этого же года (в канун престольного праздника) в храме начали совершаться богослужения.


25 декабря 1937 г. Президиум ВЦИК принял постановление за подписью М. И. Калинина: «Церковь закрыть. Здание снести». Но милостью Божией оно было выполнено лишь наполовину. Общину ликвидировали, а в здании разместили общежитие кожевенно — обувной фабрики.
== Современное состояние ==
В 2011 численность прихожан храма составляла около 300 человек.  
В 2009 году на пожертвования прихожан были установлены новые купола; трапезная храма в воскресные и праздничные дни устраивает для прихожан благотворительные обеды.


В 1938 г. в Омске началось описание церковного имущества, которое изымалось и хранилось на складах драматического и кукольного театров, а также в спецотделе Горсовета. Предметы, содержащие драгоценные металлы, отправлялись в Москву, а иконы, книги и киоты, как ненужные, по мнению чиновников, сжигались.
Возродилась образовательная традиция: при храме на протяжении уже 15 лет функционирует воскресная школа. [http://vozdvizhenie.prihod.ru/iz-istorii-xrama Подробнее...]
 
== Престольные праздники ==
В годы Великой Отечественной войны верующие Крестовоздвиженского храма, помня благословение Митрополита Сергия (Страгородского) «пожертвованиями содействовать нашим доблестным защитникам в победе над коварным врагом», молитвенно и денежно вносили свой посильный вклад в дело общей Победы.
 
В этот период власти меняют политику в отношении Русской Православной Церкви.
 
7 марта 1943 г. (то есть еще до Постановления СНК СССР от 28 ноября 1943 г. «О порядке открытия Церквей») решением Исполкома Омского городского Совета депутатов трудящихся Крестовоздвиженская община верующих была зарегистрирована.


2 августа 1943 г., в день Пророка Илии, общине было передано здание Крестовоздвиженской церкви. Одновременно была возвращена часть изъятого ранее церковного имущества.
'''[[Престольный праздник::Воздвижение Животворящего Креста Господня]]''' - [https://azbyka.ru/days/prazdnik-vozdvizhenie-chestnog.. 27 сентября]


26 сентября этого же года (в канун престольного праздника) в храме начали совершаться богослужения.
Праздник Абалакского образа Божией Матери (10 декабря по новому стилю)


Настоятелем общины становится протоиерей Феофан Евгеньевич Токарев.
== Святыни ==
Особым почитанием пользуются следующие храмовые иконы:


Весной 1944 г. верующим разрешили пользоваться колоколом.
* Абалакский образ Божией Матери [http://azbyka.ru/days/ikona-znamenie «Знамение»]


С момента возрождения Омско-Тарской епархии в 1946 г. собор в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня г. Омска получает статус кафедрального, в котором оставался до 1992 г. В нём служили все правящие архиереи, занимавшие вначале Омско-Тарскую, а затем с 1947 по 1990 гг. и Омско-Тюменскую кафедры. Статус собора побуждал омских владык следить за его благолепием. Каждый из них, так или иначе, вложил в его внешний и внутренний вид частичку своей заботы.
* [http://azbyka.org/days/ikona-utoli-moja-pechali «Утоли моя печали»]


Так, в 1951 г. по благословению владыки Ювеналия (Килина) в соборе был устроен и освящён третий придел в честь Пророка Илии.
* [http://azbyka.ru/days/ikona-iverskaja «Иверская»] (по воспоминаниям старожилов, этот образ хранился до революции в омской часовне в честь Иверской иконы Божией Матери)


Значительные изменения во внутреннем и внешнем виде храм претерпел в конце 1980 — х годов. По благословению и при ближайшем участии Его Высокопреосвященства Митрополита Омского и Тарского Феодосия к 1000-летию Крещения Руси был реконструирован иконостас храма. Из трехъярусного он стал пятиярусным с покрытием сусальным золотом, была обновлена и настенная роспись. В 1988 — 1990 гг. по проекту омского архитектора В. А. Баранова к зданию с севера и юга были пристроены два придела. Первый – в честь Святителя Иоанна Тобольского, а второй — во имя Святого равноапостольного князя Владимира. Однако эти приделы не освящались. Поэтому сегодня Крестовоздвиженский собор имеет три престола и пять приделов.
* [http://azbyka.ru/days/sv-nikolaj-mirlikijskij Святителя и Чудотворца Николая] (писанная на Афоне)


26 июня 1980 г. решением Омского облисполкома за № 239/10 здание храма было поставлено на учёт как памятник истории и культуры местного значения.
* [http://azbyka.ru/days/sv-nikolaj-mirlikijskij Пророка Илии]


Именно при Крестовоздвиженском соборе в 90-х гг. минувшего века было положено начало возрождению сибирского казачества. Так, 5 марта 1990 г. в трапезной Крестовоздвиженского кафедрального собора в присутствии Митрополита Омского и Тарского Феодосия состоялось первое собрание, на котором был избран оргкомитет землячества сибирских казаков в Омске. Инициаторами возрождения сибирского казачества на Омской земле тогда стали потомственный казак С. Н. Смоляков и историк-краевед А. М. Лосунов.
== Фото ==
<gallery>
Собор_в_начале_ХХ_века.jpg|Собор в начале ХХ века
Литургия_в_Соборе_Воздвижения_Креста_Господня_Омск.jpg|Литургия в Соборе Воздвижения Креста Господня Омск
Собор.jpg|Собор Воздвижения Креста Господня Омск
Собор_Воздвижения_Креста_Господня_Омск_2.jpg|Собор Воздвижения Креста Господня Омск
Собор_Воздвижения_Креста_Господня_Омск_3.jpg|Собор Воздвижения Креста Господня Омск
</gallery>
== Видео ==
<youtube>http://www.youtube.com/watch?v=v3oij_w9DAo</youtube>
== Паломнику ==
'''Адрес''': 644099, Омская обл, г.Омск, ул. Тарская, 33


На протяжении 46 лет (с 1961 по 2007 гг.) бессменным настоятелем собора являлся старейший клирик Омско-Тарской епархии митрофорный протоиерей Иоанн Мельник (1929 — 2007 гг.).
'''Телефон''': [tel:3812253689 (3812) 25-36-89]
== Современное состояние ==
В 2011 численность прихожан храма составляла около 300 человек. Особым их почитанием пользуются следующие храмовые иконы: Абалакский образ Божией Матери «Знамение», «Утоли моя печали», «Иверская» (по воспоминаниям старожилов, этот образ хранился до революции в омской часовне в честь Иверской иконы Божией Матери); икона Святителя и Чудотворца Николая (писанная на Афоне), икона Пророка Илии.


В 2009 году на пожертвования прихожан были установлены новые купола; трапезная храма в воскресные и праздничные дни устраивает для прихожан благотворительные обеды.
[http://vozdvizhenie.prihod.ru/ '''Официальный сайт храма''']


Возродилась образовательная традиция: при храме на протяжении уже 15 лет функционирует воскресная школа. [http://vozdvizhenie.prihod.ru/iz-istorii-xrama Подробнее...]
{{SEO|в Омск|Омска}}
== Фото ==

Текущая версия от 10:52, 13 мая 2020

Идёт загрузка карты…
Собор Воздвижения Креста Господня (Омск)

Храм в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня расположен в центре Омска на пересечении улиц Тарской, Рабиновича и Третьяковской. В настоящее время это второй по возрасту после Свято-Никольского казачьего собора православный храм, сохранившийся в городе Омске с дореволюционной поры.

История[править | править код]

С инициативой его строительства в 1858 году выступил генерал-губернатор Западной Сибири и Войсковой Наказной Атаман Сибирского казачьего войска Густав Христианович Гасфорд.

Более пяти лет потребовалось на то, чтобы собрать средства и начать строительство. Пожертвования поступали от военных, чиновников, казаков, от жителей не только Омска, но и других городов: Каинска, Томска, Мариинска, Тюмени.

Торжественное освящение однопрестольного каменного храма состоялось 22 сентября 1870 г. Освящал его, как и при закладке, святой праведный Стефан Омский (протоиерей Стефан Знаменский).

Самый трагический период для Крестовоздвиженскои церкви начался с установлением советской власти.

Прихожане почти всех церквей г. Омска на общих приходских собраниях 1924 года вынесли постановления о переходе из обновленчества в православную (тихоновскую) группу. Поэтому в 1926 году община храма Воздвижения Животворящего Креста Господня была зарегистрирована как тихоновская.

25 декабря 1937 г. Президиум ВЦИК принял постановление за подписью М. И. Калинина: «Церковь закрыть. Здание снести». Но милостью Божией оно было выполнено лишь наполовину. Общину ликвидировали, а в здании разместили общежитие кожевенно — обувной фабрики.

В годы Великой Отечественной войны 7 марта 1943 г. (то есть еще до Постановления СНК СССР от 28 ноября 1943 г. «О порядке открытия Церквей») решением Исполкома Омского городского Совета депутатов трудящихся Крестовоздвиженская община верующих была зарегистрирована.

2 августа 1943 г., в день Пророка Илии, общине было передано здание Крестовоздвиженской церкви. Одновременно была возвращена часть изъятого ранее церковного имущества.

26 сентября этого же года (в канун престольного праздника) в храме начали совершаться богослужения.

Современное состояние[править | править код]

В 2011 численность прихожан храма составляла около 300 человек. В 2009 году на пожертвования прихожан были установлены новые купола; трапезная храма в воскресные и праздничные дни устраивает для прихожан благотворительные обеды.

Возродилась образовательная традиция: при храме на протяжении уже 15 лет функционирует воскресная школа. Подробнее...

Престольные праздники[править | править код]

Воздвижение Животворящего Креста Господня - 27 сентября

Праздник Абалакского образа Божией Матери (10 декабря по новому стилю)

Святыни[править | править код]

Особым почитанием пользуются следующие храмовые иконы:

  • «Иверская» (по воспоминаниям старожилов, этот образ хранился до революции в омской часовне в честь Иверской иконы Божией Матери)

Фото[править | править код]


Видео[править | править код]

Паломнику[править | править код]

Адрес: 644099, Омская обл, г.Омск, ул. Тарская, 33

Телефон: (3812) 25-36-89

Официальный сайт храма