Собор Софии Премудрости Божией (Великий Новгород): различия между версиями
(не показаны 72 промежуточные версии 4 участников) | |||
Строка 1: | Строка 1: | ||
{{Местоположение|локация=58.522178, 31.276729|вид=Приходской храм}} | {{Местоположение|локация=58.522178, 31.276729|вид=Приходской храм}} | ||
[[Файл:Собор Святой Софии (Новгород) 2.jpg|thumb|369x369px|]] | [[Файл:Собор Святой Софии (Новгород) 2.jpg|thumb|369x369px||alt=Собор Софии Премудрости Божией (Великий Новгород)]] | ||
[[Аннотация::'''Собор Софии Премудрости Божьей в Великом Новгороде''' — самая древняя сохранившаяся каменная постройка в России]]. Храм был заложен Ярославом Мудрым и его сыном Владимиром. Свидетельница многих исторических событий, новгородская Святая София менее чем на сто лет моложе крещения Руси и на несколько лет старше трагического раскола Христианской Церкви. | [[Аннотация::'''Собор Софии Премудрости Божьей в Великом Новгороде''' — самая древняя сохранившаяся каменная постройка в России]]. Храм был заложен [https://azbyka.org/days/sv-jaroslav-mudryj Ярославом Мудрым] и его сыном Владимиром [https://azbyka.org/days/sv-vladimir-jaroslavich-novgorodskij его сыном Владимиром]. Свидетельница многих исторических событий, новгородская Святая София менее чем на сто лет моложе крещения Руси и на несколько лет старше трагического раскола Христианской Церкви. | ||
{{Погода|id=24}} | |||
== История == | == История == | ||
[[Файл:София Новгородская до реставрации.jpg|alt=София Новгородская до реставрации|thumb|300x300px|Так выглядел Софийский собор с контрфорсами и четырехскатной кровлей (до реставрации 1890-х годов).]] | [[Файл:София Новгородская до реставрации.jpg|alt=София Новгородская до реставрации|thumb|300x300px|Так выглядел Софийский собор с контрфорсами и четырехскатной кровлей (до реставрации 1890-х годов).]] | ||
1045 году в Великом Новгороде случился пожар. Огонь, частый и неуправляемый гость в древнерусских городах, уничтожил деревянную Софийскую церковь, выстроенную в | 1045 году в Великом Новгороде случился пожар. Огонь, частый и неуправляемый гость в древнерусских городах, уничтожил деревянную Софийскую церковь, выстроенную в 989 при [https://azbyka.org/days/sv-ioakim-korsunjanin-novgorodskij святителе Иоакиме Корсунянине епископе Новгородском], вскоре после крещения новгородцев. Известно, что церковь та была дубовая, «о тринадцати верхах». Стояла она вне стен тогдашнего кремля. | ||
Еще не успело остыть пепелище, как новгородский князь Владимир Ярославич заложил — уже каменный и уже в детинце — новый собор. При закладке присутствовали, согласно летописным сведениям, и родители Владимира, великий князь | Еще не успело остыть пепелище, как новгородский князь Владимир Ярославич заложил — уже каменный и уже в детинце — новый собор. При закладке присутствовали, согласно летописным сведениям, и родители Владимира, великий князь | ||
Ярослав Мудрый и великая княгиня Ирина (впоследствии она приняла постриг с именем Анна и, погребенная в Софийском соборе, была прославлена Церковью как св. Анна Новгородская). | Ярослав Мудрый и [https://azbyka.org/days/sv-anna-novgorodskaja великая княгиня Ирина] (впоследствии она приняла постриг с именем Анна и, погребенная в Софийском соборе, была прославлена Церковью как св. Анна Новгородская). | ||
Каменный собор во имя Софии, Премудрости Божией, возводился под непосредственным наблюдением князя и новгородского епископа — небезызвестного Луки Жидяты (+1059). | Каменный собор во имя Софии, Премудрости Божией, возводился под непосредственным наблюдением князя и новгородского епископа — небезызвестного [https://azbyka.org/days/sv-luka-zhidjata-novgorodskij Луки Жидяты] (+1059). | ||
Один из первых русских архиереев (в то время существовал обычай поставлять на епископские кафедры греков), он по праву должен быть назван среди первых просветителей Руси. Увы, из всех его письменных трудов сохранилось только «Поучение к братии». А главным памятником его деятельности стал каменный Софийский собор, при нем основанный и при нем же освященный. | Один из первых русских архиереев (в то время существовал обычай поставлять на епископские кафедры греков), он по праву должен быть назван среди первых просветителей Руси. Увы, из всех его письменных трудов сохранилось только «Поучение к братии». А главным памятником его деятельности стал каменный Софийский собор, при нем основанный и при нем же освященный. | ||
Строительство завершили в пять (по другим источникам — в семь) лет. Над собором, который следует | Строительство завершили в пять (по другим источникам — в семь) лет. Над собором, который следует признать одним из самых прекрасных храмов домонгольской Руси, трудилось множество мастеров. Среди них были и русские, и греки. В 1050 или 1052 году храм освятили. Если предположить, что произошло это именно в 1052 году, то освящение Софийского собора приобретает драматический оттенок: оно состоялось за месяц до кончины князя Владимира Ярославича. | ||
С самой своей постройки Святая София была центром христианского просвещения в Новгороде. Положение первых новгородских христиан — и в первую очередь духовенства — видится довольно сложным. Как пишет историк Церкви А. В. Карташев, Новгород, а равно и другие окраинные города Киевской Руси, был населен «ревностными язычниками, так что, по некоторым археологическим признакам, первые епископы в них жили, так сказать, на военном положении: их дома и церкви представляли особую окруженную стеной крепость». | С самой своей постройки Святая София была центром христианского просвещения в Новгороде. Положение первых новгородских христиан — и в первую очередь духовенства — видится довольно сложным. Как пишет историк Церкви [https://azbyka.org/otechnik/Anton_Kartashev/ А. В. Карташев], Новгород, а равно и другие окраинные города Киевской Руси, был населен «ревностными язычниками, так что, по некоторым археологическим признакам, первые епископы в них жили, так сказать, на военном положении: их дома и церкви представляли особую окруженную стеной крепость». | ||
[[Файл:Фреска "Христос Пантократор".jpg|alt=Фреска "Христос Пантократор"|thumb|300x300px|Уникальная фреска «Христос Пантократор» в центральном куполе Софии была уничтожена в 1941 году. | [[Файл:Фреска "Христос Пантократор".jpg|alt=Фреска "Христос Пантократор"|thumb|300x300px|Уникальная фреска «Христос Пантократор» в центральном куполе Софии была уничтожена в 1941 году. | ||
]] | ]] | ||
Строка 28: | Строка 28: | ||
В 1929 году Софийский собор закрыли как «культовый объект» и преобразовали в музей, открыв для посетителей все помещения и первого, и второго ярусов. До серьезных научных изысканий тогда дело не дошло, они были осуществлены в послевоенный период, когда пришлось восстанавливать полуразрушенную оккупантами Софию. Причем первые работы, включавшие в себя схематические обмеры и оценку нанесенного ущерба, исследователям удалось провести осенью 1944 года, когда раны собора еще «дымились». | В 1929 году Софийский собор закрыли как «культовый объект» и преобразовали в музей, открыв для посетителей все помещения и первого, и второго ярусов. До серьезных научных изысканий тогда дело не дошло, они были осуществлены в послевоенный период, когда пришлось восстанавливать полуразрушенную оккупантами Софию. Причем первые работы, включавшие в себя схематические обмеры и оценку нанесенного ущерба, исследователям удалось провести осенью 1944 года, когда раны собора еще «дымились». | ||
'''Смотрите также:''' [https://azbyka.org/palomnik/images/0/01/5_Памятная_книжка_для_поклонников_новгородской_святыни.pdf Памятная книжка для поклонниковъ Новгородской святыни. Новгородскій Софійскій соборъ какъ обильнѣйшій кивотъ или вмѣстилище нетлѣнныхъ мощей святыхъ угодниковъ Божіихъ и чудотворныхъ иконъ (1873 год, 110 страниц)] | |||
== Современное состояние == | == Современное состояние == | ||
Передача Святой Софии Церкви состоялась в 1991 году и подготавливалась очень тщательно. Была проведена реставрация, по инициативе архиепископа Новгородского Льва (Церпицкого) создан Консультационный совет, выработавший подход к обеспечению сохранности уникального памятника в его новом положении. И вот, 16 августа собор освятил Святейший Патриарх Алексий II, совершилась первая литургия, а когда крестный ход вышел на улицу, то люди увидели: в небе над храмом парит радужный венец. | Передача Святой Софии Церкви состоялась в 1991 году и подготавливалась очень тщательно. Была проведена реставрация, по инициативе архиепископа Новгородского Льва (Церпицкого) создан Консультационный совет, выработавший подход к обеспечению сохранности уникального памятника в его новом положении. И вот, 16 августа собор освятил Святейший Патриарх Алексий II, совершилась первая литургия, а когда крестный ход вышел на улицу, то люди увидели: в небе над храмом парит радужный венец. | ||
Праздничное ликование кончилось. Начались будни. Святая София открыта ежедневно, в течение двена-дцати часов. Службы проводятся | Праздничное ликование кончилось. Начались будни. Святая София открыта ежедневно, в течение двена-дцати часов. Службы проводятся утром и вечером за исключением понедельника, а в остальное время любой желающий может бесплатно зайти в собор. По большим праздникам он часто бывает переполнен. В таких условиях поддержание памятника в должном состоянии требует непре-станного и напряженного труда. | ||
Однако, несмотря на все сложности, Святая София живет и здравствует. За двадцать лет, истекшие с момента ее передачи Церкви, ее состояние не ухудшилось, что подтверждают профессионалы. Более того, были отреставрированы некоторые иконы, заменена система кондиционирования (старая функционировала начиная с 1960-х годов). | Однако, несмотря на все сложности, Святая София живет и здравствует. За двадцать лет, истекшие с момента ее передачи Церкви, ее состояние не ухудшилось, что подтверждают профессионалы. Более того, были отреставрированы некоторые иконы, заменена система кондиционирования (старая функционировала начиная с 1960-х годов). | ||
[https://yandex.ru/maps/org/sofiyskiy_sobor/1049537153/?ll=31.276706%2C58.522115&panorama%5Bdirection%5D=126.269310%2C19.931044&panorama%5Bfull%5D=true&panorama%5Bpoint%5D=31.276016%2C58.522404&panorama%5Bspan%5D=62.783353%2C60.000000&z=15 '''Совершить виртуальную экскурсию вокруг храма'''] | |||
== Премудрость созда себе дом... == | == Премудрость созда себе дом... == | ||
[[Файл:Премудрость созда Себе Дом.jpg|alt=Посольский Спасо-Преображенский монастырь|thumb|300x300px|Икона «Премудрость созда Себе Дом» (ок. 1548). Новгородская школа]] | [[Файл:Премудрость созда Себе Дом.jpg|alt=Посольский Спасо-Преображенский монастырь|thumb|300x300px|Икона «Премудрость созда Себе Дом» (ок. 1548). Новгородская школа]] | ||
Главный храм Новгорода посвящен Софии, Премудрости Божией, а между тем его престольный праздник —Успение Пресвятой Богородицы. Как же так получилось? Начнем издалека. В Византии (а русские «Святые Софии» — прямые наследницы константинопольской) долгое время вообще не существовало престольных праздников, да и праздники Господские и Богородичные не были столь четко разделены, как теперь. Однако к моменту освящения Софийского собора в Константинополе (360 год) христиане ясно понимали, что под Софией, Премудростью Божией, следует понимать Христа, воплощенное Слово Божие. Это нашло отражение во многих письменных памятниках того времени. На Руси, однако, как справедливо отмечал Георгий Флоровский, «в... Софийских храмах издавна престольный праздник совершается в Богородичные дни». Так, в первой русской Софии — киевской — престольным праздником является Рождество Пресвятой Богородицы. Видимо, здесь произошло некоторое смещение смыслового акцента —с самой Премудрости Божией на Ее вместилище, то есть с Христа на Божию Матерь. «Премудрость созда Себе Дом и утверди столпов седмь», — говорится в Книге притчей Соломоновых. Под «Домом», согласно общепринятому толкованию, понимается Божия Матерь, из Которой воплотилось Слово Божие. Но дом Божий — это также и храм, и это двойственное значение, судя по всему, нашло свое отражение в установлении престольных праздников русских Софийских соборов. Для новгородской Софии такое установление произошло довольно поздно, при архиепископе Геннадии (+1505). Именно он «повеле» праздновать Успение Пресвятой Богородицы как престольный праздник Святой Софии, ориентируясь при этом, по-видимому, на Москву с ее главным Успенским собором, ибо и сам он был московским ставленником — из архимандритов Чудова монастыря. | Главный храм Новгорода посвящен Софии, Премудрости Божией, а между тем его престольный праздник —Успение Пресвятой Богородицы. Как же так получилось? Начнем издалека. В Византии (а русские «Святые Софии» — прямые наследницы константинопольской) долгое время вообще не существовало престольных праздников, да и праздники Господские и Богородичные не были столь четко разделены, как теперь. Однако к моменту освящения Софийского собора в Константинополе (360 год) христиане ясно понимали, что под Софией, Премудростью Божией, следует понимать Христа, воплощенное Слово Божие. Это нашло отражение во многих письменных памятниках того времени. На Руси, однако, как справедливо отмечал [https://azbyka.org/otechnik/Georgij_Florovskij/ Георгий Флоровский], «в... Софийских храмах издавна престольный праздник совершается в Богородичные дни». Так, в первой русской Софии — киевской — престольным праздником является Рождество Пресвятой Богородицы. Видимо, здесь произошло некоторое смещение смыслового акцента —с самой Премудрости Божией на Ее вместилище, то есть с Христа на Божию Матерь. «Премудрость созда Себе Дом и утверди столпов седмь», — говорится в Книге притчей Соломоновых. Под «Домом», согласно общепринятому толкованию, понимается Божия Матерь, из Которой воплотилось Слово Божие. Но дом Божий — это также и храм, и это двойственное значение, судя по всему, нашло свое отражение в установлении престольных праздников русских Софийских соборов. Для новгородской Софии такое установление произошло довольно поздно, при [https://azbyka.org/otechnik/Gennadij_Novgorodskij/ архиепископе Геннадии (+1505)]. Именно он «повеле» праздновать Успение Пресвятой Богородицы как престольный праздник Святой Софии, ориентируясь при этом, по-видимому, на Москву с ее главным Успенским собором, ибо и сам он был московским ставленником — из архимандритов Чудова монастыря. | ||
== Святыни == | == Святыни == | ||
Софийский собор во все века был богат чтимыми иконами и драгоценной утварью. Все, что могло послужить к вящей славе Господа и «Дома Святой Софии», новгородцы помещали в своем главном храме. | Софийский собор во все века был богат чтимыми иконами и драгоценной утварью. Все, что могло послужить к вящей славе Господа и «Дома Святой Софии», новгородцы помещали в своем главном храме. | ||
* [https://azbyka.org/days/ikona-sofija-premudrost-bozhija-novgorodskaja икона Софии Премудрости Божией] | * [https://azbyka.org/days/ikona-sofija-premudrost-bozhija-novgorodskaja икона Софии Премудрости Божией (3-я четверть XV века)] | ||
* [https://azbyka.org/days/ikona-znamenie икона Пресвятой Богородицы «Знамение»] | * икона Христа «Спас на Престоле (1362 г.) | ||
* [https://azbyka.org/days/ikona-tihvinskaja икона Пресвятой Богородицы «Тихвинская»] | * храмовая икона Софийского собора (3-я четверть XV века) | ||
* [https://azbyka.org/days/ikona-uspenie-kievo-pecherskaja икона Успения Пресвятой Богородицы] (с частицей | * [https://azbyka.org/days/ikona-znamenie икона Пресвятой Богородицы «Знамение» (сер. XII в.)] | ||
* | * [https://azbyka.org/days/ikona-tihvinskaja икона Пресвятой Богородицы «Тихвинская» (начало XVI / XVII в.)] | ||
* мощи | * [https://azbyka.org/days/ikona-uspenie-kievo-pecherskaja икона Успения Пресвятой Богородицы] (с частицей камня из Иерусалимского храма Успения Богородицы.) | ||
* мощи | * икона «Собор новгородских святителей» (аналойная) (XXI в.) | ||
* мощи | * [https://azbyka.org/days/sv-ioakim-korsunjanin-novgorodskij мощи святителя Иоакима Корсунянина Новгородского (+ 1030) (мощи под спудом, перенесены в 1699 году, в Мартирьевскую паперть)] | ||
* мощи | * [https://azbyka.org/days/sv-vladimir-jaroslavich-novgorodskij мощи благоверного князя Владимира Ярославича (+ 1052)] | ||
* мощи | * [https://azbyka.ru/days/sv-anna-novgorodskaja мощи благоверной княгини Анны Новгородской (+ 1056)] | ||
* мощи | * [https://azbyka.org/days/sv-luka-zhidjata-novgorodskij мощи святителя Луки Новгородского (+ 1059) (мощи под спудом, перенесены в 1558 году, в Мартирьевскую паперть)] | ||
* мощи | * [https://azbyka.org/days/sv-nikita-pecherskij-novgorodskij-zatvornik мощи святителя Никиты Новгородского (+ 1108) (в арке между приделами святых Богоотец и Богородице-Рождественским)] | ||
* мощи | * [https://azbyka.org/days/sv-arkadij-novgorodskij мощи святителя Аркадия Новгородского (+ 1163) (мощи под спудом, Мартирьевская паперть)] | ||
* мощи | * [https://azbyka.org/days/sv-mstislav-v-kreshchenii-georgij-hrabryj мощи благоверного князя Мстислава Храброго (+ 1180) (мощи под спудом, Богородице-Рождественский придел)] | ||
* мощи | * [https://azbyka.ru/days/sv-ioann-novgorodskij мощи святителя Иоанна, архиеп. Новгородского (+ 1186)] | ||
* мощи | * [https://azbyka.org/days/sv-grigorij-v-miru-gavriil-novgorodskij мощи святителя Григория, архиеп. Новгородского (+ 1193) (мощи под спудом, придел в честь Усекновения главы пророка Иоанна Предтечи)] | ||
* | * [https://azbyka.ru/days/sv-martirij-novgorodskij мощи святителя Мартирия Новгородского (+ 1199) (мощи под спудом, Мартирьевская паперть)] | ||
* [https://azbyka.org/days/sv-vasilij-novgorodskij мощи благоверного княжича Василия Мстиславича (+ 1218) (мощи под спудом, Мартирьевская паперть)] | |||
* [https://azbyka.ru/days/sv-antonij-dobrynja-andrejkovich-novgorodskij мощи святителя Антония Новгородского (+ 1232) (мощи под спудом, Мартирьевская паперть)] | |||
* [https://azbyka.org/days/sv-feodor-jaroslavich-novgorodskij мощи благоверного князя Феодора Ярославича (+ 1233)] | |||
* [https://azbyka.ru/days/sv-vasilij-kalika-novgorodskij мощи святителя Василия Калики Новгородского (+ 1352) (мощи под спудом, Мартирьевская паперть; Богородице-Рождественский придел)] | |||
* [https://azbyka.org/days/sv-moisej-novgorodskij мощи святителя Моисея Новгородского (+1362) (придел святого апостола Иоанна Богослова)] | |||
* [https://azbyka.ru/days/sv-simeon-novgorodskij мощи святителя Симеона Новгородского (+ 1421) (мощи под спудом, Мартирьевская паперть)] | |||
* [https://azbyka.org/days/sv-affonij-afonij-novgorodskij мощи святителя Аффония Новгородского (+ 1653) (мощи под спудом, Мартирьевская паперть)] | |||
* Шедевр русских камнерезов — Алексиевский Крест. | |||
== Фотографии святынь == | |||
<gallery> | |||
Файл:Собор Софии Премудрости Божией (Великий Новгород)20.png|Икона Богоматери, именуемая "Знамение", прославилась в XII веке в Новгороде. | |||
Файл:Икона Богоматери, именуемая "Знамение", прославилась в XII веке в Новгороде21.jpg|Икона «Спас на Престоле» 1362 г. | |||
Файл:Собор Софии Премудрости Божией (Великий Новгород)22.jpg|Храмовая икона Софийского собора. 3-я четверть XV века. | |||
Файл:Собор Софии Премудрости Божией (Великий Новгород)23.jpg|Икона «Богоматерь Тихвинская» (начало XVI века?). | |||
Файл:Собор Софии Премудрости Божией (Великий Новгород)24.jpg|Икона «Успение Богородицы» — один из списков с чтимого образа. | |||
Файл:Алексиевский крест.png|мини|Шедевр русских камнерезов — Алексиевский Крест. | |||
</gallery> | |||
[[Файл: | == Структура храма == | ||
[[Файл:Собор_Софии_Новгородской._Структура_храма.png|alt=Структура храма|550x550px|center]] | |||
1. Центральный купол | |||
2. Центральный неф | |||
3. Главный иконостас | |||
4. Алтарная апсида | |||
5. Богородице-Рождественский придел | |||
5 а). Придел святых Богоотец Иоакима и Анны | |||
6. Южная галерея (Мартирьевская паперть) | |||
7. Западная галерея (Корсунская паперть) | |||
8. Северная галерея | |||
9. Иоанно-Богословский придел | |||
10. Лестничная башня | |||
11. Купол над лестничной башней | |||
== Внешний вид == | == Внешний вид == | ||
Строка 72: | Строка 102: | ||
[[Файл:Собор_Софии_Новгородской_2.png|alt=Собор Софии Новгородской|thumb|300x300px|]] | [[Файл:Собор_Софии_Новгородской_2.png|alt=Собор Софии Новгородской|thumb|300x300px|]] | ||
Вместе с христианством Русь заимствовала у | Вместе с христианством Русь заимствовала у Византии и приемы храмового зодчества, уже вполне сложившиеся к тому времени. Типичный византийский храм имел крестово-купольную конструкцию, одну главу, прямоугольный или квадратный наос (основной, центральный объем храма). К наосу с запада примыкал нартекс (притвор), с востока — граненые или полукруглые алтарные апсиды. Внутри наоса помещались четыре опорных столпа, над которыми находился купол, поднятый на световом барабане. Если храм был большим, то количество столпов увеличивалось. Столпы делили храм вдоль на три части — нефа, заканчивавшихся в восточной части здания апсидами. | ||
Из всех трех Софийских соборов новгородский демонстрирует | Из всех трех Софийских соборов новгородский демонстрирует наилучшую сохранность своих древних форм. Его основной объем характеризуется как пятинефный, трехапсидный, десятистолпный. С трех сторон (кроме восточной, где расположены алтарные полукружия) храм окружен широкой двухэтажной галереей, не отделяемой, на первый взгляд, от центрального объема. Это придает ему сурово-монолитный облик. Впечатление монолитности усиливается мощным, тесно сгруппированным пятиглавием и практически полным отсутствием декоративных элементов на фасадах. Недаром автор путеводителя по Новгороду столетней давности пишет применительно к Софии о «радости уравновешенных, одухотворенных замыслом художника каменных масс, прекрасных без узоров и декоративных побрякушек». | ||
=== Обзорная площадка === | |||
[[Файл:Обзорная площадка (Собор Софии Новгородской).jpg|alt=Обзорная площадка (Собор Софии Новгородской)|700x700px|center]] | |||
== Внутренний вид == | |||
[[Файл:Центральный_неф_Софийского_собора.png|alt=Центральный неф Софийского собора|thumb|300x300px|]] | |||
КОГДА МЫ ВХОДИМ в Софийский собор, то льстимся надеждой погрузиться в прохладный сумрак веков, ощутить себя «человеком XI века». Но на самом деле интерьеры Святой Софии претерпели довольно значительные изменения по сравнению с XI столетием. | |||
Начать с того, что пол раньше был ниже, чем теперь, примерно на 130 сантиметров. Павел Алеппский в XVII веке писал о нем: «Пол весь составлен из огромных плит, твердых и тонких, толщиною только в два пальца. Ломки находятся в этом городе; камень добывают слоями, и каждый кусок может покрыть пол большой комнаты, подобно ковру. | |||
Пол в алтарях весь мраморный». Уже в конце XVII века этот пол стал историей: его сломали, чтобы настелить новый. Тогда же растесали существовавшие окна, а над входами пробили дополнительные. То есть в древности Софийский собор был темнее. | |||
Затем, в древней Святой Софии не было высоких иконостасов. Их роль выполняли низкие алтарные преграды, позволявшие молящимся следить за богослужением, происходившим в алтаре. Иконостасы в Софии появились только в конце XIV века. Сейчас их три. Наиболее известные — главный, с иконами XIV—XVII веков, и иконостас Богородице-Рождественского придела (основная часть икон написана в первой половине XVI века). | |||
Но, конечно, дух древнего Новгорода чувствуется во внутреннем пространстве храма, стесненном массивными столпами, лишенными какой бы то ни было архитектурной нарядности, всем своим видом подчеркивающими свою сугубую функциональность. Еще легче ощутить его в лестничной башне, расположенной в юго-западной части собора. Лестница, обвивающаяся несколько раз вокруг столпа, ведет на «полати» (хоры). Ее широкие ступени помнят князей, бояр, знатных людей новгородских — словом, всех тех, кто слушал церковную службу, стоя на хорах (в древности это место считалось привилегированным и исполняло роль своего рода «правительственной ложи»). | |||
В стенах башни на разной высоте есть четыре «каморы», прикрытые железными дверцами. Это тайники, где хранилась казна (в летописях о ее местонахождении всегда так и пишут: «У Святей Софии на полатех»), В случае военной угрозы тайники замуровывались. Чем еще любопытны стены этого «служебного» помещения? Местами на них сохранились куски древней штукатурки с процарапанными граффити XI—XII веков. Древние новгородцы, как и наши современники, писали на стенах! Только тексты были несколько иные, чем теперь. Обычно в них содержится молитвенное обращение к Богу — за себя или за кого-то из близких. Вот типичное: «Помоги, Боже, нашему Луке». | |||
== Путеводитель по Софийскому собору == | == Путеводитель по Софийскому собору == | ||
[[Файл:Краткий наглядный путеводитель по Софийскому собору.jpg|мини|справа|]] | [[Файл:Краткий наглядный путеводитель по Софийскому собору.jpg|мини|справа||alt=Собор Софии Премудрости Божией (Великий Новгород)]] | ||
1. Придел в честь апостола и евангелиста Иоанна Богослова | 1. Придел в честь апостола и евангелиста Иоанна Богослова | ||
Строка 86: | Строка 129: | ||
3. Паникадило (главного купола, немецкой работы, подарено Борисом Годуновым) | 3. Паникадило (главного купола, немецкой работы, подарено Борисом Годуновым) | ||
4. Мощи благоверного князя Феодора, брата св. благоверного князя Александра Невского | 4. [https://azbyka.org/days/sv-feodor-jaroslavich-novgorodskij Мощи благоверного князя Феодора, брата св. благоверного князя Александра Невского] | ||
5. Придел в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи | 5. Придел в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи | ||
Строка 92: | Строка 135: | ||
6. Фрески XI века, в главном куполе собора | 6. Фрески XI века, в главном куполе собора | ||
7. Мощи святителя Григория в «темничке» | 7. [https://azbyka.org/days/sv-grigorij-v-miru-gavriil-novgorodskij Мощи святителя Григория в «темничке»] | ||
8. Мощи святителя Иоанна Новгородского | 8. [https://azbyka.org/days/sv-ioann-novgorodskij Мощи святителя Иоанна Новгородского] | ||
9. Магдебургские (Сигтунские) врата (бронзовые двери первоначально придела Рождества Богоматери Софийского собора в Великом Новгороде; затем эти двери, отреставрированные мастером Аврамом, были перенесены в западный портал собора; в настоящее время они открываются только во время праздников, когда службу возглавляет митрополит Новгородский и Старорусский) | 9. Магдебургские (Сигтунские) врата (бронзовые двери первоначально придела Рождества Богоматери Софийского собора в Великом Новгороде; затем эти двери, отреставрированные мастером Аврамом, были перенесены в западный портал собора; в настоящее время они открываются только во время праздников, когда службу возглавляет митрополит Новгородский и Старорусский) | ||
Строка 102: | Строка 145: | ||
11. Граффити (открыты в конце XIX века; сратиграфический и палеографический анализ свидетельствуют, что более половины граффити Софии Новгородской датируется второй половиной XI — началом XII века) | 11. Граффити (открыты в конце XIX века; сратиграфический и палеографический анализ свидетельствуют, что более половины граффити Софии Новгородской датируется второй половиной XI — началом XII века) | ||
12. Мощи благоверной княгини Анны Новгородской | 12. [https://azbyka.org/days/sv-anna-novgorodskaja Мощи благоверной княгини Анны Новгородской] | ||
13. Место погребения Новгородских святителей. Древний уровень пола | 13. Место погребения Новгородских святителей. Древний уровень пола | ||
Строка 108: | Строка 151: | ||
14. Фрески XII -XIII веков. Равноапостольные Константин и Елена, а также малый Деисус | 14. Фрески XII -XIII веков. Равноапостольные Константин и Елена, а также малый Деисус | ||
15. Мощи благоверного князя Владимира Новгородского | 15. [https://azbyka.org/days/sv-vladimir-jaroslavich-novgorodskij Мощи благоверного князя Владимира Новгородского] | ||
16. Царское место (установленное по приказу Ивана Грозного, делалось новгородскими мастерами в течение двух лет) | 16. Царское место (установленное по приказу Ивана Грозного, делалось новгородскими мастерами в течение двух лет) | ||
Строка 114: | Строка 157: | ||
17. Корсунские врата | 17. Корсунские врата | ||
18. Мощи благоверного князя Мстислава Храброго | 18. [https://azbyka.org/days/sv-mstislav-v-kreshchenii-georgij-hrabryj Мощи благоверного князя Мстислава Храброго] | ||
19. Рождественский придел и его иконостас | 19. Богородице-Рождественский придел и его иконостас | ||
20. Чудотворная икона Богоматери «Тихвинская» | 20. [https://azbyka.org/days/ikona-tihvinskaja Чудотворная икона Богоматери «Тихвинская»] | ||
21. Мощи святителя Никиты | 21. [https://azbyka.org/days/sv-nikita-pecherskij-novgorodskij-zatvornik Мощи святителя Никиты] | ||
22. Придел святых Богоотец Иоакима и Анны | 22. Придел святых Богоотец Иоакима и Анны | ||
23. Чудотворная икона Богоматери «Знамение» | 23. [https://azbyka.org/days/ikona-znamenie Чудотворная икона Богоматери «Знамение»] | ||
24. Икона «Софии Премудрости Божией» | 24. [https://azbyka.org/days/ikona-sofija-premudrost-bozhija-novgorodskaja Икона «Софии Премудрости Божией»] | ||
25. Центральный Успенский иконостас | 25. Центральный Успенский иконостас | ||
Строка 134: | Строка 177: | ||
27. Мозаика в Алтаре Софийского собора (вход только церковно-священнослужителям) | 27. Мозаика в Алтаре Софийского собора (вход только церковно-священнослужителям) | ||
28. Икона Успения Богоматери с мощами святителя Нифонта Новгородского | 28. [https://azbyka.org/days/sv-nifont-pecherskij-novgorodskij Икона Успения Богоматери с мощами святителя Нифонта Новгородского] | ||
29. Фреска | 29. Фреска святителя Поликарпа Смирнского 1109 (видна только с хоров) | ||
[https://yandex.ru/maps/org/sofiyskiy_sobor/1049537153/?ll=31.276706%2C58.522115&panorama%5Bdirection%5D=120.439645%2C12.771596&panorama%5Bfull%5D=true&panorama%5Bpoint%5D=31.276721%2C58.522158&panorama%5Bspan%5D=62.783353%2C60.000000&z=15 '''Совершить виртуальную экскурсию внутри храма'''] | |||
== Престольные праздники == | == Престольные праздники == | ||
'''[[Престольный праздник::Успение Пресвятой Богородицы]]''' - [https://azbyka.org/days/prazdnik-uspenie-presvjatoj-vladychicy-nashej-bogorodicy-i-prisnodevy-marii 28 августа] | |||
* '''[[Престольный праздник::Успение Пресвятой Богородицы]]''' - [https://azbyka.org/days/prazdnik-uspenie-presvjatoj-vladychicy-nashej-bogorodicy-i-prisnodevy-marii 28 августа] | |||
* '''[[Престольный праздник::Рождество Пресвятой Богородицы]]''' - [https://azbyka.org/days/prazdnik-rozhdestvo-presvjatoj-vladychicy-nashej-bogorodicy-i-prisnodevy-marii 21 сентября] | |||
* '''[[Престольный праздник::Иоаким и Анна, праведные]]''' - [https://azbyka.org/days/saint/1922/6071/group 22 декабря, 7 августа, 22 сентября] | |||
* '''[[Престольный праздник::Иоанн Богослов, апостол]]''' - [https://azbyka.org/days/sv-ioann-bogoslov 21 мая, 9 декабря] | |||
* '''[[Престольный праздник::Усекновение главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна]]''' - [https://azbyka.org/days/prazdnik-useknovenie-glavy-proroka-predtechi-i-krestitelja-gospodnja-ioanna 11 сентября] | |||
* '''[[Престольный праздник::Икона Богородицы София – Премудрость Божия (Новгородская)]]''' - [https://azbyka.org/days/ikona-sofija-premudrost-bozhija-novgorodskaja 28 августа] | |||
*'''[[Престольный праздник::Икона Пресвятой Богородицы "Знамение"]]''' - [https://azbyka.org/days/ikona-znamenie 10 декабря] | |||
== Контакты == | |||
'''Адрес:''' Россия. Великий Новгород. Кремль, д.11. | |||
'''Телефон''': [tel:+78162773556 +7 (8162) 77-35-56] | |||
'''Электронная почта:''' [mailto:Sophia1045@yandex.ru Sophia1045@yandex.ru] | |||
'''Сайт:''' https://sofia-novgorod.cerkov.ru | |||
== Паломнику == | |||
=== Богослужения === | |||
Богослужения в храме совершаются ежедневно. Двунадесятые, великие праздники и архиерейские богослужения проводятся в Главном Успенском храме. Будничные богослужения проводятся в приделе Усекновения Главы Иоанна Предтечи. | |||
* Божественная Литургия совершается ежедневно в 10:00 . | |||
* Вечерня и утреня в 18:00 (кроме понедельника и вторника). | |||
* В воскресение вечером великая вечерня с акафистом в честь иконы Богоматери "Знамение". | |||
В Софийском соборе не совершаются Таинство Крещения и отпевание у гроба. | |||
Софийский собор открыт ежедневно С 7:00 до 20:00. Храм действующий, вход бесплатный. Вход в Софийский собор через северные двери. | |||
=== Как добраться === | |||
[[Файл:Софийский Собор Новгород- Как добраться.jpg|alt=Софийский Собор Новгород - Как добраться|thumb|200x200px|]] | |||
'''Проезд из Москвы:''' | |||
* С Ленинградского вокзала поездом в направлении: «Великий Новгород», далее на городских автобусах, №9 и 101 до остановки "площадь Победы-Софийская" (третья от вокзала) или № 7 и 7-А до остановки "Сенная площадь" | |||
Софийский собор находится на территории Новгородского детинца, в самом центре Великого Новгорода. Надо полагать, что специальных трудностей с тем, чтобы добраться до него, у читателей не возникнет. Единственное, о чем следует помнить, так это о том, что на машине в детинец заехать нельзя. | |||
== Фото == | == Фото == | ||
Строка 163: | Строка 250: | ||
== Видео == | == Видео == | ||
{{#ev:youtube|https://youtu.be/YMqnycVQJW8|350|left||frame}} | |||
{{#ev:youtube|https://youtu.be/nDhFsAe2xo8|350|left||frame}} | |||
{{#ev:youtube|https://youtu.be/8Z1J2C1P_S0|350|left||frame}} | |||
{{#ev:youtube|https://youtu.be/ayL9FRgxqfE|350|left||frame}} | |||
== Ссылки == | == Ссылки == | ||
* [ | * [https://vk.com/sofianovgorod Социальная сеть ВКонтакте собора.] | ||
* [https://saintsofiavnovg.ru/Софийский-собор/ Сайт Церковной истории Великого Новгорода - Софийский кафедральный собор Великого Новгорода] | |||
* [https://azbyka.org/palomnik/images/0/01/5_Памятная_книжка_для_поклонников_новгородской_святыни.pdf Памятная книжка для поклонниковъ Новгородской святыни. Новгородскій Софійскій соборъ какъ обильнѣйшій кивотъ или вмѣстилище нетлѣнныхъ мощей святыхъ угодниковъ Божіихъ и чудотворныхъ иконъ (1873 год, 110 страниц)] | |||
* [http://www.360cities.net/image/cathedral-kremlin-novgorod-russia Панорама Софийского собора] | * [http://www.360cities.net/image/cathedral-kremlin-novgorod-russia Панорама Софийского собора] | ||
* [http://www.novgorod.ru/read/information/cultutre/wooden-architecture/vitoslavlici/churches/#home О деревянной Софии Новгородской] | * [http://www.novgorod.ru/read/information/cultutre/wooden-architecture/vitoslavlici/churches/#home О деревянной Софии Новгородской] |
Текущая версия от 23:10, 18 марта 2024
Собор Софии Премудрости Божьей в Великом Новгороде — самая древняя сохранившаяся каменная постройка в России. Храм был заложен Ярославом Мудрым и его сыном Владимиром его сыном Владимиром. Свидетельница многих исторических событий, новгородская Святая София менее чем на сто лет моложе крещения Руси и на несколько лет старше трагического раскола Христианской Церкви.
История[править | править код]
1045 году в Великом Новгороде случился пожар. Огонь, частый и неуправляемый гость в древнерусских городах, уничтожил деревянную Софийскую церковь, выстроенную в 989 при святителе Иоакиме Корсунянине епископе Новгородском, вскоре после крещения новгородцев. Известно, что церковь та была дубовая, «о тринадцати верхах». Стояла она вне стен тогдашнего кремля.
Еще не успело остыть пепелище, как новгородский князь Владимир Ярославич заложил — уже каменный и уже в детинце — новый собор. При закладке присутствовали, согласно летописным сведениям, и родители Владимира, великий князь
Ярослав Мудрый и великая княгиня Ирина (впоследствии она приняла постриг с именем Анна и, погребенная в Софийском соборе, была прославлена Церковью как св. Анна Новгородская).
Каменный собор во имя Софии, Премудрости Божией, возводился под непосредственным наблюдением князя и новгородского епископа — небезызвестного Луки Жидяты (+1059).
Один из первых русских архиереев (в то время существовал обычай поставлять на епископские кафедры греков), он по праву должен быть назван среди первых просветителей Руси. Увы, из всех его письменных трудов сохранилось только «Поучение к братии». А главным памятником его деятельности стал каменный Софийский собор, при нем основанный и при нем же освященный.
Строительство завершили в пять (по другим источникам — в семь) лет. Над собором, который следует признать одним из самых прекрасных храмов домонгольской Руси, трудилось множество мастеров. Среди них были и русские, и греки. В 1050 или 1052 году храм освятили. Если предположить, что произошло это именно в 1052 году, то освящение Софийского собора приобретает драматический оттенок: оно состоялось за месяц до кончины князя Владимира Ярославича.
С самой своей постройки Святая София была центром христианского просвещения в Новгороде. Положение первых новгородских христиан — и в первую очередь духовенства — видится довольно сложным. Как пишет историк Церкви А. В. Карташев, Новгород, а равно и другие окраинные города Киевской Руси, был населен «ревностными язычниками, так что, по некоторым археологическим признакам, первые епископы в них жили, так сказать, на военном положении: их дома и церкви представляли особую окруженную стеной крепость».
Христианизация Руси являлась продолженным действием, а не одномоментным актом. То тут, то там по местам — летописи сообщают нам об этом — новой «государственной инициативе» приходилось сталкиваться с сопротивлением язычников, и столкновения эти иногда бывали кровавы: толпа убивала или изгоняла епископов и миссионеров.
С присоединением в XV веке Новгорода к Москве святая София утеряла свое былое влияние. На протяжении сотен последующих лет собор оставался просто главным храмом города, а затем и Новгородской губернии.
К концу XIX века собор имел иные очертания, чем те, что были приданы ему строителями. Контрфорсы, пристроенные к стенам для пущей прочности, и четырехскатная кровля столь резко изменили его облик, что родились толки о фактическом «несуществовании» древней Софии. Однако реставрационные работы, проведенные в 1890-е годы под руководством академика архитектуры В. В. Суслова, «расчистили», насколько это было возможно, собор от позднейших наслоений. Впоследствии в адрес Суслова не раз звучали упреки в том, что реставрацию он провел небрежно, что «переделал Софию в духе своего времени». Но следует все же признать: начало исследованию древнего собора положил именно Суслов. А неумение опередить свою эпоху в том, что касается мастерства реставрации, нельзя ставить ему в упрек.
В 1929 году Софийский собор закрыли как «культовый объект» и преобразовали в музей, открыв для посетителей все помещения и первого, и второго ярусов. До серьезных научных изысканий тогда дело не дошло, они были осуществлены в послевоенный период, когда пришлось восстанавливать полуразрушенную оккупантами Софию. Причем первые работы, включавшие в себя схематические обмеры и оценку нанесенного ущерба, исследователям удалось провести осенью 1944 года, когда раны собора еще «дымились».
Современное состояние[править | править код]
Передача Святой Софии Церкви состоялась в 1991 году и подготавливалась очень тщательно. Была проведена реставрация, по инициативе архиепископа Новгородского Льва (Церпицкого) создан Консультационный совет, выработавший подход к обеспечению сохранности уникального памятника в его новом положении. И вот, 16 августа собор освятил Святейший Патриарх Алексий II, совершилась первая литургия, а когда крестный ход вышел на улицу, то люди увидели: в небе над храмом парит радужный венец.
Праздничное ликование кончилось. Начались будни. Святая София открыта ежедневно, в течение двена-дцати часов. Службы проводятся утром и вечером за исключением понедельника, а в остальное время любой желающий может бесплатно зайти в собор. По большим праздникам он часто бывает переполнен. В таких условиях поддержание памятника в должном состоянии требует непре-станного и напряженного труда.
Однако, несмотря на все сложности, Святая София живет и здравствует. За двадцать лет, истекшие с момента ее передачи Церкви, ее состояние не ухудшилось, что подтверждают профессионалы. Более того, были отреставрированы некоторые иконы, заменена система кондиционирования (старая функционировала начиная с 1960-х годов).
Совершить виртуальную экскурсию вокруг храма
Премудрость созда себе дом...[править | править код]
Главный храм Новгорода посвящен Софии, Премудрости Божией, а между тем его престольный праздник —Успение Пресвятой Богородицы. Как же так получилось? Начнем издалека. В Византии (а русские «Святые Софии» — прямые наследницы константинопольской) долгое время вообще не существовало престольных праздников, да и праздники Господские и Богородичные не были столь четко разделены, как теперь. Однако к моменту освящения Софийского собора в Константинополе (360 год) христиане ясно понимали, что под Софией, Премудростью Божией, следует понимать Христа, воплощенное Слово Божие. Это нашло отражение во многих письменных памятниках того времени. На Руси, однако, как справедливо отмечал Георгий Флоровский, «в... Софийских храмах издавна престольный праздник совершается в Богородичные дни». Так, в первой русской Софии — киевской — престольным праздником является Рождество Пресвятой Богородицы. Видимо, здесь произошло некоторое смещение смыслового акцента —с самой Премудрости Божией на Ее вместилище, то есть с Христа на Божию Матерь. «Премудрость созда Себе Дом и утверди столпов седмь», — говорится в Книге притчей Соломоновых. Под «Домом», согласно общепринятому толкованию, понимается Божия Матерь, из Которой воплотилось Слово Божие. Но дом Божий — это также и храм, и это двойственное значение, судя по всему, нашло свое отражение в установлении престольных праздников русских Софийских соборов. Для новгородской Софии такое установление произошло довольно поздно, при архиепископе Геннадии (+1505). Именно он «повеле» праздновать Успение Пресвятой Богородицы как престольный праздник Святой Софии, ориентируясь при этом, по-видимому, на Москву с ее главным Успенским собором, ибо и сам он был московским ставленником — из архимандритов Чудова монастыря.
Святыни[править | править код]
Софийский собор во все века был богат чтимыми иконами и драгоценной утварью. Все, что могло послужить к вящей славе Господа и «Дома Святой Софии», новгородцы помещали в своем главном храме.
- икона Софии Премудрости Божией (3-я четверть XV века)
- икона Христа «Спас на Престоле (1362 г.)
- храмовая икона Софийского собора (3-я четверть XV века)
- икона Пресвятой Богородицы «Знамение» (сер. XII в.)
- икона Пресвятой Богородицы «Тихвинская» (начало XVI / XVII в.)
- икона Успения Пресвятой Богородицы (с частицей камня из Иерусалимского храма Успения Богородицы.)
- икона «Собор новгородских святителей» (аналойная) (XXI в.)
- мощи святителя Иоакима Корсунянина Новгородского (+ 1030) (мощи под спудом, перенесены в 1699 году, в Мартирьевскую паперть)
- мощи благоверного князя Владимира Ярославича (+ 1052)
- мощи благоверной княгини Анны Новгородской (+ 1056)
- мощи святителя Луки Новгородского (+ 1059) (мощи под спудом, перенесены в 1558 году, в Мартирьевскую паперть)
- мощи святителя Никиты Новгородского (+ 1108) (в арке между приделами святых Богоотец и Богородице-Рождественским)
- мощи святителя Аркадия Новгородского (+ 1163) (мощи под спудом, Мартирьевская паперть)
- мощи благоверного князя Мстислава Храброго (+ 1180) (мощи под спудом, Богородице-Рождественский придел)
- мощи святителя Иоанна, архиеп. Новгородского (+ 1186)
- мощи святителя Григория, архиеп. Новгородского (+ 1193) (мощи под спудом, придел в честь Усекновения главы пророка Иоанна Предтечи)
- мощи святителя Мартирия Новгородского (+ 1199) (мощи под спудом, Мартирьевская паперть)
- мощи благоверного княжича Василия Мстиславича (+ 1218) (мощи под спудом, Мартирьевская паперть)
- мощи святителя Антония Новгородского (+ 1232) (мощи под спудом, Мартирьевская паперть)
- мощи благоверного князя Феодора Ярославича (+ 1233)
- мощи святителя Василия Калики Новгородского (+ 1352) (мощи под спудом, Мартирьевская паперть; Богородице-Рождественский придел)
- мощи святителя Моисея Новгородского (+1362) (придел святого апостола Иоанна Богослова)
- мощи святителя Симеона Новгородского (+ 1421) (мощи под спудом, Мартирьевская паперть)
- мощи святителя Аффония Новгородского (+ 1653) (мощи под спудом, Мартирьевская паперть)
- Шедевр русских камнерезов — Алексиевский Крест.
Фотографии святынь[править | править код]
-
Икона Богоматери, именуемая "Знамение", прославилась в XII веке в Новгороде.
-
Икона «Спас на Престоле» 1362 г.
-
Храмовая икона Софийского собора. 3-я четверть XV века.
-
Икона «Богоматерь Тихвинская» (начало XVI века?).
-
Икона «Успение Богородицы» — один из списков с чтимого образа.
-
Шедевр русских камнерезов — Алексиевский Крест.
Структура храма[править | править код]
1. Центральный купол 2. Центральный неф 3. Главный иконостас 4. Алтарная апсида 5. Богородице-Рождественский придел 5 а). Придел святых Богоотец Иоакима и Анны 6. Южная галерея (Мартирьевская паперть) 7. Западная галерея (Корсунская паперть) 8. Северная галерея 9. Иоанно-Богословский придел 10. Лестничная башня 11. Купол над лестничной башней
Внешний вид[править | править код]
Пять нефов[править | править код]
Вместе с христианством Русь заимствовала у Византии и приемы храмового зодчества, уже вполне сложившиеся к тому времени. Типичный византийский храм имел крестово-купольную конструкцию, одну главу, прямоугольный или квадратный наос (основной, центральный объем храма). К наосу с запада примыкал нартекс (притвор), с востока — граненые или полукруглые алтарные апсиды. Внутри наоса помещались четыре опорных столпа, над которыми находился купол, поднятый на световом барабане. Если храм был большим, то количество столпов увеличивалось. Столпы делили храм вдоль на три части — нефа, заканчивавшихся в восточной части здания апсидами.
Из всех трех Софийских соборов новгородский демонстрирует наилучшую сохранность своих древних форм. Его основной объем характеризуется как пятинефный, трехапсидный, десятистолпный. С трех сторон (кроме восточной, где расположены алтарные полукружия) храм окружен широкой двухэтажной галереей, не отделяемой, на первый взгляд, от центрального объема. Это придает ему сурово-монолитный облик. Впечатление монолитности усиливается мощным, тесно сгруппированным пятиглавием и практически полным отсутствием декоративных элементов на фасадах. Недаром автор путеводителя по Новгороду столетней давности пишет применительно к Софии о «радости уравновешенных, одухотворенных замыслом художника каменных масс, прекрасных без узоров и декоративных побрякушек».
Обзорная площадка[править | править код]
Внутренний вид[править | править код]
КОГДА МЫ ВХОДИМ в Софийский собор, то льстимся надеждой погрузиться в прохладный сумрак веков, ощутить себя «человеком XI века». Но на самом деле интерьеры Святой Софии претерпели довольно значительные изменения по сравнению с XI столетием. Начать с того, что пол раньше был ниже, чем теперь, примерно на 130 сантиметров. Павел Алеппский в XVII веке писал о нем: «Пол весь составлен из огромных плит, твердых и тонких, толщиною только в два пальца. Ломки находятся в этом городе; камень добывают слоями, и каждый кусок может покрыть пол большой комнаты, подобно ковру.
Пол в алтарях весь мраморный». Уже в конце XVII века этот пол стал историей: его сломали, чтобы настелить новый. Тогда же растесали существовавшие окна, а над входами пробили дополнительные. То есть в древности Софийский собор был темнее. Затем, в древней Святой Софии не было высоких иконостасов. Их роль выполняли низкие алтарные преграды, позволявшие молящимся следить за богослужением, происходившим в алтаре. Иконостасы в Софии появились только в конце XIV века. Сейчас их три. Наиболее известные — главный, с иконами XIV—XVII веков, и иконостас Богородице-Рождественского придела (основная часть икон написана в первой половине XVI века).
Но, конечно, дух древнего Новгорода чувствуется во внутреннем пространстве храма, стесненном массивными столпами, лишенными какой бы то ни было архитектурной нарядности, всем своим видом подчеркивающими свою сугубую функциональность. Еще легче ощутить его в лестничной башне, расположенной в юго-западной части собора. Лестница, обвивающаяся несколько раз вокруг столпа, ведет на «полати» (хоры). Ее широкие ступени помнят князей, бояр, знатных людей новгородских — словом, всех тех, кто слушал церковную службу, стоя на хорах (в древности это место считалось привилегированным и исполняло роль своего рода «правительственной ложи»). В стенах башни на разной высоте есть четыре «каморы», прикрытые железными дверцами. Это тайники, где хранилась казна (в летописях о ее местонахождении всегда так и пишут: «У Святей Софии на полатех»), В случае военной угрозы тайники замуровывались. Чем еще любопытны стены этого «служебного» помещения? Местами на них сохранились куски древней штукатурки с процарапанными граффити XI—XII веков. Древние новгородцы, как и наши современники, писали на стенах! Только тексты были несколько иные, чем теперь. Обычно в них содержится молитвенное обращение к Богу — за себя или за кого-то из близких. Вот типичное: «Помоги, Боже, нашему Луке».
Путеводитель по Софийскому собору[править | править код]
1. Придел в честь апостола и евангелиста Иоанна Богослова
2. Алексеевский крест (воздвигнутый архиепископом Алексием в память павших в Куликовской битве)
3. Паникадило (главного купола, немецкой работы, подарено Борисом Годуновым)
4. Мощи благоверного князя Феодора, брата св. благоверного князя Александра Невского
5. Придел в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи
6. Фрески XI века, в главном куполе собора
7. Мощи святителя Григория в «темничке»
8. Мощи святителя Иоанна Новгородского
9. Магдебургские (Сигтунские) врата (бронзовые двери первоначально придела Рождества Богоматери Софийского собора в Великом Новгороде; затем эти двери, отреставрированные мастером Аврамом, были перенесены в западный портал собора; в настоящее время они открываются только во время праздников, когда службу возглавляет митрополит Новгородский и Старорусский)
10. Лестница на хоры
11. Граффити (открыты в конце XIX века; сратиграфический и палеографический анализ свидетельствуют, что более половины граффити Софии Новгородской датируется второй половиной XI — началом XII века)
12. Мощи благоверной княгини Анны Новгородской
13. Место погребения Новгородских святителей. Древний уровень пола
14. Фрески XII -XIII веков. Равноапостольные Константин и Елена, а также малый Деисус
15. Мощи благоверного князя Владимира Новгородского
16. Царское место (установленное по приказу Ивана Грозного, делалось новгородскими мастерами в течение двух лет)
17. Корсунские врата
18. Мощи благоверного князя Мстислава Храброго
19. Богородице-Рождественский придел и его иконостас
20. Чудотворная икона Богоматери «Тихвинская»
22. Придел святых Богоотец Иоакима и Анны
23. Чудотворная икона Богоматери «Знамение»
24. Икона «Софии Премудрости Божией»
25. Центральный Успенский иконостас
26. Крест с купола Святой Софии и голубь (на кресте центрального купола находится свинцовая фигура голубя — символа Святого Духа: по легенде, когда в 1570 году Иван Грозный жестоко расправился с жителями Новгорода, на крест Софии присел отдохнуть голубь; видав оттуда страшное побоище, голубь окаменел от ужаса; после Богородица открыла одному из монахов, что этот голубь послан в утешение городу — и пока он не слетит с креста, город будет им храним)
27. Мозаика в Алтаре Софийского собора (вход только церковно-священнослужителям)
28. Икона Успения Богоматери с мощами святителя Нифонта Новгородского
29. Фреска святителя Поликарпа Смирнского 1109 (видна только с хоров)
Совершить виртуальную экскурсию внутри храма
Престольные праздники[править | править код]
- Рождество Пресвятой Богородицы - 21 сентября
- Иоаким и Анна, праведные - 22 декабря, 7 августа, 22 сентября
- Иоанн Богослов, апостол - 21 мая, 9 декабря
- Усекновение главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна - 11 сентября
- Икона Богородицы София – Премудрость Божия (Новгородская) - 28 августа
- Икона Пресвятой Богородицы "Знамение" - 10 декабря
Контакты[править | править код]
Адрес: Россия. Великий Новгород. Кремль, д.11.
Телефон: +7 (8162) 77-35-56
Электронная почта: Sophia1045@yandex.ru
Сайт: https://sofia-novgorod.cerkov.ru
Паломнику[править | править код]
Богослужения[править | править код]
Богослужения в храме совершаются ежедневно. Двунадесятые, великие праздники и архиерейские богослужения проводятся в Главном Успенском храме. Будничные богослужения проводятся в приделе Усекновения Главы Иоанна Предтечи.
- Божественная Литургия совершается ежедневно в 10:00 .
- Вечерня и утреня в 18:00 (кроме понедельника и вторника).
- В воскресение вечером великая вечерня с акафистом в честь иконы Богоматери "Знамение".
В Софийском соборе не совершаются Таинство Крещения и отпевание у гроба.
Софийский собор открыт ежедневно С 7:00 до 20:00. Храм действующий, вход бесплатный. Вход в Софийский собор через северные двери.
Как добраться[править | править код]
Проезд из Москвы:
- С Ленинградского вокзала поездом в направлении: «Великий Новгород», далее на городских автобусах, №9 и 101 до остановки "площадь Победы-Софийская" (третья от вокзала) или № 7 и 7-А до остановки "Сенная площадь"
Софийский собор находится на территории Новгородского детинца, в самом центре Великого Новгорода. Надо полагать, что специальных трудностей с тем, чтобы добраться до него, у читателей не возникнет. Единственное, о чем следует помнить, так это о том, что на машине в детинец заехать нельзя.
Фото[править | править код]
Видео[править | править код]
Ссылки[править | править код]
- Социальная сеть ВКонтакте собора.
- Сайт Церковной истории Великого Новгорода - Софийский кафедральный собор Великого Новгорода
- Памятная книжка для поклонниковъ Новгородской святыни. Новгородскій Софійскій соборъ какъ обильнѣйшій кивотъ или вмѣстилище нетлѣнныхъ мощей святыхъ угодниковъ Божіихъ и чудотворныхъ иконъ (1873 год, 110 страниц)
- Панорама Софийского собора
- О деревянной Софии Новгородской
- Софийский собор. Справочная информация
- СОФИЙСКИЙ КАФЕДРАЛЬНЫЙ СОБОР ВЕЛИКОГО НОВГОРОДА. Группа ВКонтакте