Вьясская Владимирская мужская пустынь: различия между версиями
Нет описания правки |
Natalia (обсуждение | вклад) (→Видео) |
||
(не показано 6 промежуточных версий 2 участников) | |||
Строка 1: | Строка 1: | ||
{{Местоположение|локация= | {{Местоположение|локация=53.791486, 45.49386|вид=Монастырь}} | ||
[[Файл:Вьясская Владимирская пустынь.jpg|alt=Вьясская Владимирская пустынь|thumb|300x300px|]] | |||
'''Вьясская Владимирская мужская пустынь''' - [[Аннотация::православный мужской монастырь в Пензенской области, основанный на рубеже XVII и XVIII веков. Монастырь был закрыт в 1925 г., возобновлен в 2002 году.]] | |||
== История == | == История == | ||
Вьясская Владимирско-Богородицкая мужская пустынь основана на рубеже XVII и XVIII веков на правом берегу реки Вьяс при источнике, куда, по преданию, (по некоторым сведениям, именно в 1691 году) пришли двое старцев — Иоанн и Тихон, которые принесли сюда Владимирскую икону Божией Матери и поставили ее над ключом. Там, в непроходимой чаще леса, над источником, истекающем из пригорка, они построили деревянную часовню. Со временем вокруг нее было построено несколько келий, в которых подвизались богомольцы, искавшие молитвенного служения Богу в полном уединении. | |||
В 1713 году, стараниями графа Гавриила Ивановича Головкина, владельца местных земель, вместо часовни была построена деревянная церковь Владимирской Божией Матери.Тогда граф Гавриил Иванович Головкин «бил челом» царю Петру Алексеевичу, «а в челобитной его написано: в прошлых годах в Пензенском уезде, в Шукшинском стане, близ вотчины его, села Вьяса, в лесу его построена на ключе в пусте месте часовня, у той часовни живут монахи слепые и хромые и кормятся подаянием мирским, и ныне де он обещался на том ключе, где часовня стоит, построить церковь, во имя Владимирския Пресвятыя Богородицы». 22 января 1713 г. Петр I своим указом повелел соорудить церковь Живоносного Источника. Вскоре над родником соорудили церковь Божией Матери Живоносного Источника. К апрелю в ней был уже готов иконостас, и в 1714 году храм был освящен. А на устроение здесь монашеской обители граф Гавриил Иванович Головкин, пожертвовал земли, лесные угодья и рыбные ловли. | |||
В 1740 году в этой пустынке была построена вторая церковь — во имя Живоначальной Троицы. | |||
В 1764 году пустынь была упразднена и приписана к приходскому храму села Большой Вьяс, а главная ее церковь сделана сельской кладбищенской. Однако пустынь продолжала существовать и постепенно приходила в упадок. | |||
В 1851 году она сделана самостоятельной и началось ее возрождение. | |||
В 1801 году пустынь вновь возродилась и в разные годы была приписана к Саранскому Петропавловскому монастырю и Пензенскому архиерейскому дому, лишь с 1823 по 1832 год оставаясь самостоятельной. Ее истинное возрождение началось в 1851 году, когда она снова получила самостоятельность. Вместо ветхих церквей были построены новые деревянные церкви во имя Живоначальной Троицы (1851 г.) и в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» (1857 г.) и каменная пятиглавая церковь во имя Владимирской иконы (1853-1862 гг.), иконы для которой написал художник императорской Академии художеств С. Перелогин. | |||
В 1853 году в общине насчитывалось 16 человек. | |||
В конце XIX века пустынь представляла собой компактно расположенный комплекс, включающий кроме трех церквей четырехъярусную каменную колокольню, жилые и хозяйственные постройки. Здания были окружены каменной оградой, сооруженной в 1886 году, протяженностью 500 саженей, с двумя башнями на углах западной стороны и двумя воротами. | |||
В 1898-1903 годах построен еще один каменный храм — в память Усекновения главы Иоанна Предтечи. | |||
В 1858-1863 годах вместо ветхого деревянного построен каменный Пятиглавый храм во имя Владимирской иконы Божией Матери, он считался соборным храмом монастыря. | |||
В начале XX века храм был вновь перестроен, а 28-29 августа 1903 года освящен епископом Тихоном (Никаноровым). | |||
''' | Рядом с Владимирским собором в 1898-1902 гг. сооружен пятиглавый каменный храм в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи. | ||
Все монастыри Пензенской губернии были официально закрыты в 1918 году. Но во Вьясской пустыни монашеская жизнь еще несколько лет теплилась, благодаря деятельному настоятелю, архимандриту Геронтию, возведенному в этот высокий сан на рубеже 10-х–20-х годов, кстати, единственному из всех настоятелей и наместников монастыря предыдущих лет. В годы Богоборчества настоятель Вьясской пустыни не просто не опустил руки, но и сумел наладить монастырскую жизнь в новых условиях. При изъятии в апреле 1922 года церковных ценностей ему удалось отстоять и даже вернуть большую часть из них; в марте 1923 года стараниями о. Геронтия из братии было организовано сельскохозяйственное товарищество, в которое вошли 19 из 28 насельников пустыни (остальные были нетрудоспособными). | |||
В 1925 году он был разогнан, а с 1931 года началось разрушение стен и корпусов монастыря. Позже в храмах разместили тракторные мастерские, а в 1950 году – школу крестьянской молодежи. В советское время храм над источником был сломан, но источник продолжал почитаться местными жителями и в эти годы, хотя икона исчезла. | |||
Запустение здесь продолжалось долгие годы… | |||
В 1996 году предприниматель Анатолий Петрович Захаров обустроил источник Владимирской иконы Божией Матери. Сам источник был заключен в закрытое железобетонное кольцо с выходом воды через железную трубу, а над источником была построена металлическая ажурная часовня. Тогда же началось и восстановление пустыни. Несколько лет Анатолий Захаров восстанавливал и здания святой обители. С 1997 года на его средства велось восстановление Владимирского храма, где, наконец, после 70 летнего запустения возобновились богослужения. | |||
Так, 3 июня 2002 года в день празднования иконы Владимирской Божией Матери, в обновленном храме состоялась первая Божественная литургия, возглавляемая Преосвященнейшим епископом Пензенским и Кузнецким Филаретом. С этого же 2002 года пустынь стала женской и функционировала в качестве архиерейского подворья. Ныне же это Вьясский Владимирско-Богородицкий мужской монастырь вновь образованной Кузнецкой и Никольской епархии. Настоятель монастыря — игумен Христофор (Ширяев), клирики: иеромонах Иоанн (Клыченков), иеродиакон Илия (Гуськов). | |||
== Современное состояние == | |||
В настоящее время монастырь действующий. В монастырском храме богослужения совершаются каждый день. | |||
Возрастает число насельников обители. | |||
Совершенствуются формы социального служения. | |||
== Храмы == | |||
* Храм "Владимирской" иконы Божией Матери | |||
* Часовня иконы Божией Матери "Живоносный источник" | |||
== Святыни == | |||
* Чудотворная икона Владимирской Божией Матери | |||
* Святой источник | |||
== [[Престольные праздники]] == | |||
'''[[Престольный праздник::Икона Пресвятой Богородицы "Владимирская"]]''' - [https://azbyka.org/days/ikona-vladimirskaja 8 сентября, 6 июля, 3 июня] | |||
== Фото == | |||
<gallery> | |||
Владимирский храм Вьясского.jpg|Храм "Владимирской" иконы Божией Матери | |||
Часовня Вьясского.jpg|Часовня иконы Божией Матери "Живоносный источник" | |||
Вьясская Владимирская икона.jpg|Владимирская икона Божией Матери | |||
</gallery> | |||
== Видео == | |||
{{#ev:youtube|http://www.youtube.com/watch?v=pLyhjm9hmf4|350|left||frame}} | |||
{{#ev:youtube|http://www.youtube.com/watch?v=oFZ-9yWrQQ8|350|left||frame}} | |||
{{#ev:youtube|http://www.youtube.com/watch?v=gvPPb9DpoXQ|350|left||frame}} | |||
== Как добраться == | == Как добраться == | ||
'''Адрес''': Пензенская обл., Лунинский р-н, с. Большой Вьяс | '''Адрес''': Пензенская обл., Лунинский р-н, с. Большой Вьяс | ||
До г. Пензы поездом, самолетом или автобусом. Далее автобусом до с. Большой Вьяс с пересадкой в г. Лунино. | |||
== Паломнику == | |||
Вьясская Владимирская мужская пустынь приглашает православных паломников принять участие в монастырских богослужениях, поклониться святыням, познакомиться с древней историей монастыря и его духовным наследием. | |||
{{SEO|в Вьясская Владимирская мужская пустынь|Пензы}} | {{SEO|в Вьясская Владимирская мужская пустынь|Пензы}} |
Текущая версия от 18:47, 5 января 2022
Вьясская Владимирская мужская пустынь - православный мужской монастырь в Пензенской области, основанный на рубеже XVII и XVIII веков. Монастырь был закрыт в 1925 г., возобновлен в 2002 году.
История[править | править код]
Вьясская Владимирско-Богородицкая мужская пустынь основана на рубеже XVII и XVIII веков на правом берегу реки Вьяс при источнике, куда, по преданию, (по некоторым сведениям, именно в 1691 году) пришли двое старцев — Иоанн и Тихон, которые принесли сюда Владимирскую икону Божией Матери и поставили ее над ключом. Там, в непроходимой чаще леса, над источником, истекающем из пригорка, они построили деревянную часовню. Со временем вокруг нее было построено несколько келий, в которых подвизались богомольцы, искавшие молитвенного служения Богу в полном уединении.
В 1713 году, стараниями графа Гавриила Ивановича Головкина, владельца местных земель, вместо часовни была построена деревянная церковь Владимирской Божией Матери.Тогда граф Гавриил Иванович Головкин «бил челом» царю Петру Алексеевичу, «а в челобитной его написано: в прошлых годах в Пензенском уезде, в Шукшинском стане, близ вотчины его, села Вьяса, в лесу его построена на ключе в пусте месте часовня, у той часовни живут монахи слепые и хромые и кормятся подаянием мирским, и ныне де он обещался на том ключе, где часовня стоит, построить церковь, во имя Владимирския Пресвятыя Богородицы». 22 января 1713 г. Петр I своим указом повелел соорудить церковь Живоносного Источника. Вскоре над родником соорудили церковь Божией Матери Живоносного Источника. К апрелю в ней был уже готов иконостас, и в 1714 году храм был освящен. А на устроение здесь монашеской обители граф Гавриил Иванович Головкин, пожертвовал земли, лесные угодья и рыбные ловли.
В 1740 году в этой пустынке была построена вторая церковь — во имя Живоначальной Троицы.
В 1764 году пустынь была упразднена и приписана к приходскому храму села Большой Вьяс, а главная ее церковь сделана сельской кладбищенской. Однако пустынь продолжала существовать и постепенно приходила в упадок. В 1851 году она сделана самостоятельной и началось ее возрождение.
В 1801 году пустынь вновь возродилась и в разные годы была приписана к Саранскому Петропавловскому монастырю и Пензенскому архиерейскому дому, лишь с 1823 по 1832 год оставаясь самостоятельной. Ее истинное возрождение началось в 1851 году, когда она снова получила самостоятельность. Вместо ветхих церквей были построены новые деревянные церкви во имя Живоначальной Троицы (1851 г.) и в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» (1857 г.) и каменная пятиглавая церковь во имя Владимирской иконы (1853-1862 гг.), иконы для которой написал художник императорской Академии художеств С. Перелогин.
В 1853 году в общине насчитывалось 16 человек.
В конце XIX века пустынь представляла собой компактно расположенный комплекс, включающий кроме трех церквей четырехъярусную каменную колокольню, жилые и хозяйственные постройки. Здания были окружены каменной оградой, сооруженной в 1886 году, протяженностью 500 саженей, с двумя башнями на углах западной стороны и двумя воротами. В 1898-1903 годах построен еще один каменный храм — в память Усекновения главы Иоанна Предтечи.
В 1858-1863 годах вместо ветхого деревянного построен каменный Пятиглавый храм во имя Владимирской иконы Божией Матери, он считался соборным храмом монастыря. В начале XX века храм был вновь перестроен, а 28-29 августа 1903 года освящен епископом Тихоном (Никаноровым).
Рядом с Владимирским собором в 1898-1902 гг. сооружен пятиглавый каменный храм в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи.
Все монастыри Пензенской губернии были официально закрыты в 1918 году. Но во Вьясской пустыни монашеская жизнь еще несколько лет теплилась, благодаря деятельному настоятелю, архимандриту Геронтию, возведенному в этот высокий сан на рубеже 10-х–20-х годов, кстати, единственному из всех настоятелей и наместников монастыря предыдущих лет. В годы Богоборчества настоятель Вьясской пустыни не просто не опустил руки, но и сумел наладить монастырскую жизнь в новых условиях. При изъятии в апреле 1922 года церковных ценностей ему удалось отстоять и даже вернуть большую часть из них; в марте 1923 года стараниями о. Геронтия из братии было организовано сельскохозяйственное товарищество, в которое вошли 19 из 28 насельников пустыни (остальные были нетрудоспособными).
В 1925 году он был разогнан, а с 1931 года началось разрушение стен и корпусов монастыря. Позже в храмах разместили тракторные мастерские, а в 1950 году – школу крестьянской молодежи. В советское время храм над источником был сломан, но источник продолжал почитаться местными жителями и в эти годы, хотя икона исчезла. Запустение здесь продолжалось долгие годы…
В 1996 году предприниматель Анатолий Петрович Захаров обустроил источник Владимирской иконы Божией Матери. Сам источник был заключен в закрытое железобетонное кольцо с выходом воды через железную трубу, а над источником была построена металлическая ажурная часовня. Тогда же началось и восстановление пустыни. Несколько лет Анатолий Захаров восстанавливал и здания святой обители. С 1997 года на его средства велось восстановление Владимирского храма, где, наконец, после 70 летнего запустения возобновились богослужения.
Так, 3 июня 2002 года в день празднования иконы Владимирской Божией Матери, в обновленном храме состоялась первая Божественная литургия, возглавляемая Преосвященнейшим епископом Пензенским и Кузнецким Филаретом. С этого же 2002 года пустынь стала женской и функционировала в качестве архиерейского подворья. Ныне же это Вьясский Владимирско-Богородицкий мужской монастырь вновь образованной Кузнецкой и Никольской епархии. Настоятель монастыря — игумен Христофор (Ширяев), клирики: иеромонах Иоанн (Клыченков), иеродиакон Илия (Гуськов).
Современное состояние[править | править код]
В настоящее время монастырь действующий. В монастырском храме богослужения совершаются каждый день.
Возрастает число насельников обители.
Совершенствуются формы социального служения.
Храмы[править | править код]
- Храм "Владимирской" иконы Божией Матери
- Часовня иконы Божией Матери "Живоносный источник"
Святыни[править | править код]
- Чудотворная икона Владимирской Божией Матери
- Святой источник
Престольные праздники[править | править код]
Икона Пресвятой Богородицы "Владимирская" - 8 сентября, 6 июля, 3 июня
Фото[править | править код]
-
Храм "Владимирской" иконы Божией Матери
-
Часовня иконы Божией Матери "Живоносный источник"
-
Владимирская икона Божией Матери
Видео[править | править код]
Как добраться[править | править код]
Адрес: Пензенская обл., Лунинский р-н, с. Большой Вьяс
До г. Пензы поездом, самолетом или автобусом. Далее автобусом до с. Большой Вьяс с пересадкой в г. Лунино.
Паломнику[править | править код]
Вьясская Владимирская мужская пустынь приглашает православных паломников принять участие в монастырских богослужениях, поклониться святыням, познакомиться с древней историей монастыря и его духовным наследием.