Женский монастырь Чокешина: различия между версиями

Материал из Азбука паломники
Перейти к навигации Перейти к поиску
Нет описания правки
 
(не показано 12 промежуточных версий этого же участника)
Строка 6: Строка 6:


== История ==
== История ==
Монастырь является одним из старейших монастырей в этом регионе, построен в начале XV века. Согласно преданию, строительство изначально велось на пожертвования князя Милоша Обилича, который начал возведение монастыря перед Косовской битвой. Во время этой битвы он погиб, и монастырь остался недостроенным. В 14 - начале 15 века веке строительство продолжил воевода Богдан Чокеша, помещика из Мачвы. Монастырь, как и деревня, назван в честь Богдана Чокеши, на чьей земле он был построен.
Монастырь является одним из старейших монастырей в этом регионе, построен в начале 15 века. Согласно преданию, строительство изначально велось на пожертвования князя Милоша Обилича, который начал возведение монастыря перед Косовской битвой<ref> Битва на Косовом поле (серб. Косовска битка) – крупное сражение, состоявшееся 15 июня 1389 года между объединённым войском сербских феодалов в союзе с Боснийским королевством с одной стороны и армией турок-осман с другой. Битва произошла на Косовом поле, в 5 километрах от современной Приштины. Сербские войска возглавляли князь Лазарь Хребелянович, Вук Бранкович и великий воевода Влатко Вукович. Османским войском командовал султан Мурад I вместе со своими сыновьями Якубом и Баязидом. В бою погибла большая часть сражавшихся армий и оба предводителя: Лазарь, попавший в плен и затем казнённый, и Мурад, предположительно, убитый Милошем Обиличем. Несмотря на победу османских войск, сразу же после битвы армия султана спешным маршем направилась к Адрианополю из-за больших потерь, а также опасений наследника Мурада Баязида, что смерть его отца может привести к смутам в Османской империи. Косовская битва играет важную роль в сербском национальном самосознании, истории и фольклоре. Князь Лазарь и Милош Обилич почитаются как святые Сербской православной церковью.</ref>. Во время этой битвы он погиб, и монастырь остался недостроенным. В 14 - начале 15 вв. строительство продолжил воевода Богдан Чокеша, помещик из Мачвы. Монастырь, как и деревня, назван в честь Богдана Чокеши, на чьей земле он был построен.


В период с 1707 по 1732 год, после великого переселения при Патриархе Арсении Чарноевиче, в монастыре действовала школа, которую возглавлял игумен Василий. Монастырь был рассадником грамотности, в котором учились юноши из окрестных деревень Мачва, Почер и Джадар. Затем турки подожгли и разрушили монастырь. На старых фондах 1786-86 гг. была построена новая церковь, которая снова была снесена во время Первого сербского восстания, когда здесь произошла битва между сербами и турками, известная как Чокешинская битва. В память о сербских повстанцах у монастырских ворот установлен памятник с могилой.
В период с 1707 по 1732 год, после великого переселения сербов при Патриархе [https://azbyka.org/otechnik/Lopuhin/pravoslavnaja-bogoslovskaja-entsiklopedija-ili-bogoslovskij-entsiklopedicheskij-slovar-tom-1/525 Арсении Черноевиче], в монастыре действовала школа, которую возглавлял игумен Василий. Монастырь был образовательным центром, здесь учились юноши из окрестных деревень. Позднее турки подожгли и разрушили монастырь.


Сегодняшняя церковь монастыря Чокешина была построена между 1820 и 1823 годами благодаря князю Милошу и его брату Еврему. Храм посвящен Рождеству Пресвятой Богородицы. Это трехконечное здание с вписанным крестом, над центром которого возвышается многоугольный купол. Купола над хоровыми апсидами впоследствии были расширены. Иконостас датируется 1834 годом и был расписан Михайло Константиновичем из Битоли и Николой Янковичем из Охрида. Большой пансион наверху построен в 1928 году. В свое время здесь была больница и приют для бедных детей из разных уголков страны.
По сохранившимся данным известно, что в 1786-86 гг. на старом фундаменте была построена новая церковь, руководил работами вальеский епископ Иоаким и староста монастыря, иеромонах Пайсий Лукич. Во время Первого сербского восстания, когда на этом месте произошло сражение между сербами и турками – «битва при Чокешине» – монастырский храм снова был снесен. По благословению игумена монастыря Чокешина Германа в 1890 году у монастырских ворот был установлен памятник погибшим сербским воинам над братской могилой.


Бомбардировка в сентябре 1941 г. повредила монастырь и восстановила его в 1955 г., а в 2003-2005 гг. Проведены консервационно-реставрационные работы на конаке, памятнике, церкви и иконах алтарной перегородки.
Нынешняя монастырская церковь Чокешины построена между 1820 и 1823 годами на средства князя Милоша Обреновича. Иконостас датируется 1834 годом и был расписан Михайло Константиновичем из Битоли и Николой Янковичем из Охрида. Большой конак построен в 1928 году. Во время Второй мировой войны на территории монастыря располагался партизанский госпиталь, также действовал приют для детей из разных уголков Сербии.


В начале шестнадцатого века монастырь был разграблен и разрушен турками, монахи разошлись. В конце семнадцатого века монастырь был восстановлен из руин, но спустя несколько лет вновь разрушен турками во время войны с Австрией. После этого монастырь вновь отстроили в 1823 году.
Бомбардировки в сентябре 1941 г. повредили монастырь и он был восстановлен в 1955 г., а в 2003-2005 гг. проведены консервационно-реставрационные работы.


По сохранившимся данным, монастырь Чокешина был восстановлен в 1785 году при валевском архиерее кир Иоакиме и старосте монастыря иеромонахе Пайсии Лукиче.
Из-за своего расположения монастырь несколько раз разрушали и сжигали. По записям на страницах книги «Осмогласник», отпечатанной в Москве в 1777 г., Евангелия, отпечатанного в Москве в 1782 г., «Генерал Миней», отпечатанной в Киевопечерской ларве в 1766 г., и других сохранившихся книг видно, что Монастырь Чокешин был отреставрирован в 1785 г. архиепископу Валевскому Киру Иоахиму и настоятелю монастыря иеромонаху Пайси Лукичу. Хотя монастырь сильно пострадал во время Второй мировой войны, последний раз монастырь был подожжен в 1804 году, когда произошло знаменитое Чокешинское сражение.
На Чокешине, в нескольких монастырях, произошла битва Давида и Голиафа, битва между сербами и турками во времена Карагеоргия, где в Лазареву субботу, накануне Цветов, 16 апреля 1804 г., братья Недичи (Глигорий и Димитрий) рожденный вместе с 300 др. героически погиб в Осечине, в 30 км к западу от Валево.
В 1804 году во время знаменитого сражения на Чокешине монастырь был подожжен, а восстановил его в 1823 году князь Милош Обренович.
После битвы при Чокешине монастырь был отремонтирован в 1823 году князем Милошем Обреновичем под руководством аббата Константина Вуянича. Иконостас был изготовлен в 1834 году, а мастерами были Михайло Константинович из Битоли и Никола Янкович из Охрида во времена настоятеля монастыря иеромонаха Софрония Миятовича.
Монастырский храм посвящен Рождеству Пресвятой Богородицы, а с 1830 года в храме находится знаменитая икона Покрова Пресвятой Богородицы Чокешинской, перед которой и в прошлом, и в наши дни излилась милость Господа нашего Иисуса Христа и Пресвятой Богородицы.
По наущению настоятеля Чокешина монастыря игумена Германа в 1890 году к монастырскому храму с севера был поставлен каменный памятник высотой 5 метров, под которым были положены мученические кости братии».
В третий раз монастырь был сожжен во времена сербских восстаний.
Во время Второй мировой войны на территории монастыря располагался партизанский госпиталь.
== Современное состояние ==
== Современное состояние ==
Храм монастыря посвящен Рождению Пресвятой Богородицы, а с 1830 года в нем находится известная икона Покров Пресвятой Богородицы «Чокешинской», перед которой в прошлом, да и сегодня происходили разные чудеса, что записано в монастырских анналах.  
Главный храм монастыря посвящен Рождеству Пресвятой Богородицы, с 1830 года в нем пребывает известная икона Покрова Пресвятой Богородицы «Чокешинской», перед которой, как в прошлом, так и в наши дни, происходят различные чудеса и исцеления.  


Монастырь Чокешина является памятником культуры исключительного значения.
Монастырь Чокешина является памятником культуры Сербии исключительного значения.


== Святые ==
== Святые ==
Строка 46: Строка 28:
* Мощи сщмч. Митрофана (Матича)
* Мощи сщмч. Митрофана (Матича)


1 мая 1830 года жители Прнявора пожертвовали в монастырь Чокешина икону Покрова Богородицы в память Тасе Танасиевича. Скоро она стала известна во всех сербских землях как «Чокешинский Покров». Писатель Милорад Попович-Шапчанин (1841-1895) сохранил в своих рассказах свидетельства о несокрушимой вере и чудесах, происшедших от образа. В акафисте «Чокешинскому Покрову» упоминается [http://manastircokesina.org.rs/index_files/isceljenje.htm «Павлијино исцељење»], но и множество песнопений не вместило бы всех свидетельств об избавлении от душевных и телесных недугов.
1 мая 1830 года жители Прнявора пожертвовали в монастырь Чокешина икону Покрова Богородицы. Скоро она стала известна во всех сербских землях как «Чокешинский Покров». Писатель Милорад Попович-Шапчанин (1841-1895) сохранил в своих рассказах свидетельства о чудесах, происшедших от образа ([http://manastircokesina.org.rs/index_files/isceljenje.htm «Павлијино исцељење»]), но и множество рассказов и песнопений не вместило бы всех свидетельств об избавлении от душевных и телесных недугов, проистекающих от этой чудотворной иконы.


== Престольные праздники ==
== Престольные праздники ==
Строка 78: Строка 60:


== Ссылки ==
== Ссылки ==
* [manastircokesina.org.rs Сайт монастыря]
* [http://manastircokesina.org.rs/ Сайт монастыря]
* [https://www.eparhija-sabacka.com/manastir-cokesina/ Епархија Шабачка. Манастир Чокешина]
* [https://www.eparhija-sabacka.com/manastir-cokesina/ Епархија Шабачка. Манастир Чокешина]
* [https://www.manastiri-crkve.com/manastiri/manastir_cokesina.htm Manastir Čokešina]
* [https://www.manastiri-crkve.com/manastiri/manastir_cokesina.htm Manastir Čokešina]

Текущая версия от 16:28, 7 июня 2022

Идёт загрузка карты…
Женский монастырь Чокешина

Монастырь Чокешина (серб. Манастир Чокешина) — женский монастырь Шабацкой епархии Сербской Православной Церкви, расположен у подножья горы Цер. Памятник культуры исключительного значения.

История[править | править код]

Монастырь является одним из старейших монастырей в этом регионе, построен в начале 15 века. Согласно преданию, строительство изначально велось на пожертвования князя Милоша Обилича, который начал возведение монастыря перед Косовской битвой[1]. Во время этой битвы он погиб, и монастырь остался недостроенным. В 14 - начале 15 вв. строительство продолжил воевода Богдан Чокеша, помещик из Мачвы. Монастырь, как и деревня, назван в честь Богдана Чокеши, на чьей земле он был построен.

В период с 1707 по 1732 год, после великого переселения сербов при Патриархе Арсении Черноевиче, в монастыре действовала школа, которую возглавлял игумен Василий. Монастырь был образовательным центром, здесь учились юноши из окрестных деревень. Позднее турки подожгли и разрушили монастырь.

По сохранившимся данным известно, что в 1786-86 гг. на старом фундаменте была построена новая церковь, руководил работами вальеский епископ Иоаким и староста монастыря, иеромонах Пайсий Лукич. Во время Первого сербского восстания, когда на этом месте произошло сражение между сербами и турками – «битва при Чокешине» – монастырский храм снова был снесен. По благословению игумена монастыря Чокешина Германа в 1890 году у монастырских ворот был установлен памятник погибшим сербским воинам над братской могилой.

Нынешняя монастырская церковь Чокешины построена между 1820 и 1823 годами на средства князя Милоша Обреновича. Иконостас датируется 1834 годом и был расписан Михайло Константиновичем из Битоли и Николой Янковичем из Охрида. Большой конак построен в 1928 году. Во время Второй мировой войны на территории монастыря располагался партизанский госпиталь, также действовал приют для детей из разных уголков Сербии.

Бомбардировки в сентябре 1941 г. повредили монастырь и он был восстановлен в 1955 г., а в 2003-2005 гг. проведены консервационно-реставрационные работы.

Современное состояние[править | править код]

Главный храм монастыря посвящен Рождеству Пресвятой Богородицы, с 1830 года в нем пребывает известная икона Покрова Пресвятой Богородицы «Чокешинской», перед которой, как в прошлом, так и в наши дни, происходят различные чудеса и исцеления.

Монастырь Чокешина является памятником культуры Сербии исключительного значения.

Святые[править | править код]

  • Сщмч. Митрофан (Матич)

Святыни[править | править код]

  • Чудотворная икона Покрова Пресвятой Богородицы «Чокешинская»
  • Мощи сщмч. Митрофана (Матича)

1 мая 1830 года жители Прнявора пожертвовали в монастырь Чокешина икону Покрова Богородицы. Скоро она стала известна во всех сербских землях как «Чокешинский Покров». Писатель Милорад Попович-Шапчанин (1841-1895) сохранил в своих рассказах свидетельства о чудесах, происшедших от образа («Павлијино исцељење»), но и множество рассказов и песнопений не вместило бы всех свидетельств об избавлении от душевных и телесных недугов, проистекающих от этой чудотворной иконы.

Престольные праздники[править | править код]

Как добраться[править | править код]

Адрес: 15306 Прњавор Мачвански, Сербия

Проезд: Монастырь расположен у подножья горы Цер. В 6 километрах от монастыря проходит дорога Лозница - Шабац и ведет в Мачвански-Прнявор. Расстояние от Лозницы – 30 километров, а от Шабаца – 34 километра. Неподалеку расположен монастырь Троноша.

Схема проезда на сайте монастыря

Телефон: +381 15 833 740

Фото[править | править код]


Видео[править | править код]

Ссылки[править | править код]


  1. Битва на Косовом поле (серб. Косовска битка) – крупное сражение, состоявшееся 15 июня 1389 года между объединённым войском сербских феодалов в союзе с Боснийским королевством с одной стороны и армией турок-осман с другой. Битва произошла на Косовом поле, в 5 километрах от современной Приштины. Сербские войска возглавляли князь Лазарь Хребелянович, Вук Бранкович и великий воевода Влатко Вукович. Османским войском командовал султан Мурад I вместе со своими сыновьями Якубом и Баязидом. В бою погибла большая часть сражавшихся армий и оба предводителя: Лазарь, попавший в плен и затем казнённый, и Мурад, предположительно, убитый Милошем Обиличем. Несмотря на победу османских войск, сразу же после битвы армия султана спешным маршем направилась к Адрианополю из-за больших потерь, а также опасений наследника Мурада Баязида, что смерть его отца может привести к смутам в Османской империи. Косовская битва играет важную роль в сербском национальном самосознании, истории и фольклоре. Князь Лазарь и Милош Обилич почитаются как святые Сербской православной церковью.