Женский монастырь Дренча: различия между версиями

Материал из Азбука паломники
Перейти к навигации Перейти к поиску
Нет описания правки
 
(не показана 21 промежуточная версия этого же участника)
Строка 1: Строка 1:
{{Местоположение|локация=43.48219282710231, 21.042522055636752|вид=Монастырь}}
{{Местоположение|локация=43.48219282710231, 21.042522055636752|вид=Монастырь}}


[[Файл:Drenca-5.JPG|мини|справа||alt=Женский монастырь Дренча]]
[[Файл:Женский монастырь Дренча.jpg|мини|справа||alt=Женский монастырь Дренча]]


'''Монастырь Дренча''' или Душманица (серб. Манастир Дренча/Душманица) — [[Аннотация::женский монастырь Крушевацкой епархии вблизи города Александровац в одноименной деревне Дренча.]] Существует предположение, что это место получило своё название от сербского слова «дренина», что в переводе означает «кизил», а в окрестностях деревни всегда росло много кизила.  
'''Монастырь Дренча''' или Душманица (серб. Манастир Дренча/Душманица) — [[Аннотация::женский монастырь Крушевацкой епархии вблизи города Александровац в одноименной деревне Дренча.]] Существует предположение, что это место получило своё название от сербского слова «дренина», что в переводе означает «кизил» в окрестностях деревни всегда росло много кизила.  


== История ==  
== История ==  
Практически все известные и достоверные факты о монастыре Дренча происходят из грамоты его основателей, монаха Доротея и его сына, иеромонаха Даниила, которые получили разрешение от князя Лазаря и благословение патриарха Спиридона на основание нового монастыря. Грамота датируется 2 мартом 1382 года, а издана была в монастыре Жича. Её оригинал хранится в монастыре святого Пантелеймона на Афоне.
Практически все известные и достоверные факты о монастыре Дренча происходят из грамоты его основателей, монаха Дорофея и его сына, иеромонаха Даниила (патриарх Сербский Даниил III), которые получили разрешение от князя Лазаря и благословение патриарха Спиридона на основание нового монастыря. Грамота датируется 2 мартом 1382 года, а издана была в [[Женский монастырь Жича|монастыре Жича]]. Её оригинал хранится в [[Пантелеимонов монастырь (Афон)|монастыре святого Пантелеймона на Афоне]].


Точно определить год начала строительства монастыря не удалось, но на основании косвенных доказательств он варьируется в пределах от 1350 до 1355 года. Из грамоты видно, что строительство было закончено в 1382 году, но есть мнение, что строить закончили на пару лет раньше, но точно не раньше 1379 года.
Точно определить год начала строительства монастыря не удалось, но на основании косвенных доказательств он варьируется в пределах от 1350 до 1355 года. Из грамоты видно, что строительство было закончено в 1382 году, но есть мнение, что строить монастырь закончили на пару лет раньше, но не раньше 1379 года.


Большую часть времени с момента основания до наших дней монастырь простоял в развалинах. Точно известно о том, что турки разрушили его в 1454 году. Существуют источники, которые говорят о том, что это было не единственное разрушение монастыря. Было обнаружено два разных стиля кладки камня в разрушенных стенах, что могло говорить о попытках восстановления монастыря в 1390-1396 годах при возможном разрушении после битвы на Косовом поле при частых налётах турок. За следующие сто лет со времени разрушения монастыря в 1454 году нет никаких документов или преданий, в которых бы упоминалась Дренча.
Большую часть времени с момента основания до наших дней монастырь простоял в развалинах. Турки разрушили его в 1454 году. Существуют источники, которые говорят о том, что это было не единственное разрушение монастыря. Было обнаружено два разных стиля кладки камня в разрушенных стенах, что могло говорить о попытках восстановления монастыря в 1390-1396 годах при возможном разрушении после битвы на Косовом поле<ref>Битва на Косовом поле (серб. Косовска битка) – крупное сражение, состоявшееся 15 июня 1389 года между объединённым войском сербских феодалов в союзе с Боснийским королевством с одной стороны и армией турок-осман с другой. Битва произошла на Косовом поле, в 5 километрах от современной Приштины. Сербские войска возглавляли князь [https://azbyka.org/days/sv-lazar-serbskij Лазарь Хребелянович], Вук Бранкович и великий воевода Влатко Вукович. Османским войском командовал султан Мурад I вместе со своими сыновьями Якубом и Баязидом.


Позднее упоминается, что в Дренче был приход, которым управлял священник Радосав Йованович с 1701 по 1721 года. Предполагается, что на месте кладбищенской церкви была построена деревянная, в которой были службы, в то время как главная церковь стояла в руинах. С 1837 года в церквях и монастырях начали вести записи, из которых уже видно, что до 1873 года Дренча припадала приходу церкви соседнего [[Монастырь Велуче|монастыря Велуче]], а с 1873 года по наши дни монастырь относится к приходу церкви в Кожетине (Александровце).  
В бою погибла большая часть сражавшихся армий и оба предводителя: Лазарь, попавший в плен и затем казнённый, и Мурад, предположительно, убитый Милошем Обиличем. Несмотря на победу османских войск, сразу же после битвы армия султана спешным маршем направилась к Адрианополю из-за больших потерь, а также опасений наследника Мурада Баязида, что смерть его отца может привести к смутам в Османской империи. Косовская битва играет важную роль в сербском национальном самосознании, истории и фольклоре.
 
[https://azbyka.org/days/sv-lazar-serbskij Князь Лазарь] и Милош Обилич почитаются как святые Сербской православной церковью.</ref> при частых налётах турок. За следующие сто лет со времени разрушения монастыря в 1454 году нет никаких документов или преданий, в которых бы упоминалась Дренча.
 
Позднее упоминается, что в Дренче был приход, которым управлял священник Радосав Йованович с 1701 по 1721 года. Предполагается, что на месте кладбищенской церкви была построена деревянная, в которой были службы, в то время как главная церковь стояла в руинах. С 1837 года в церквях и монастырях начали вести записи, из которых уже видно, что до 1873 года Дренча припадала приходу церкви соседнего [[Женский монастырь Велуче|монастыря Велуче]], а с 1873 года монастырь стал относиться к приходу церкви в Кожетине (Александровце).  


В 1874 году профессор археологии Михайло Валтрович и архитектор, изучающий историю искусства, Драгутин Милутинович отправились в своеобразную экспедицию по остаткам значимых исторических памятников Сербии. Они побывали также и в Дренче, сделав ценные заметки и рисунки разрушенной церкви, которая тогда была в заметно лучшем состоянии, чем к моменту первой попытке восстановления монастыря. По состоянию монастыря можно было сказать, что он был разрушен сравнительно недавно после Первого сербского восстания в 1806 году, и есть некоторые источники, которые это подтверждают. С другой стороны, повреждения могли быть последствием землетрясения.
В 1874 году профессор археологии Михайло Валтрович и архитектор, изучающий историю искусства, Драгутин Милутинович отправились в своеобразную экспедицию по остаткам значимых исторических памятников Сербии. Они побывали также и в Дренче, сделав ценные заметки и рисунки разрушенной церкви, которая тогда была в заметно лучшем состоянии, чем к моменту первой попытке восстановления монастыря. По состоянию монастыря можно было сказать, что он был разрушен сравнительно недавно после Первого сербского восстания в 1806 году, и есть некоторые источники, которые это подтверждают. С другой стороны, повреждения могли быть последствием землетрясения.
Строка 19: Строка 23:


== Современное состояние ==
== Современное состояние ==
После освящения главной церкви монастыря Дренча в 2009 году его настоятельницей поставлена высокопреподобная игумения Фотина, которая все эти годы вложила огромный труд в восстановление обители. Мати Фотина вспоминает как первый раз приехала в монастырь, увидела остатки стен разрушенной церкви и растущее прямо посередине дерево. С тех пор её стараниями была восстановлена церковь, построено два вспомогательных здания с кельями, совсем недавно, в 2016 году, была построена новая колокольня, а также планируется строительство новой кладбищенской церкви и костницы (оссуария).  
После освящения главной церкви монастыря Дренча в 2009 году его настоятельницей поставлена игумения Фотина, которая вложила огромный труд в восстановление обители. Её стараниями была восстановлена церковь, построено два здания с кельями, в 2016 году была построена новая колокольня, началось строительство новой кладбищенской церкви и костницы (оссуария).  


Сейчас в монастыре есть ещё одна старенькая монахиня, мати Параскева. Службы ведутся каждый день, утром и вечером. На праздники и в воскресенье на литургии служит один из местных приходских священников. На литургии поётся византийский распев. Внутреннее убранство церкви монастыря Дренча напоминает афонские монастыри, поэтому во время Херувимской песни на службе игумения матушка Фотина раскачивает хорос, подвешенный в центре церкви, по традиции афонских монастырей, как знак вечной вечности.
Службы ведутся каждый день, утром и вечером. На праздники и в воскресенье на литургии служит один из местных приходских священников. Песнопения на литургии поются на византийский распев. Внутреннее убранство церкви монастыря Дренча напоминает [[Афон|афонские монастыри]], поэтому согласно афонской традиции во время Херувимской песни на службе раскачивают хорос, подвешенный в центре церкви.


== Храмы ==  
== Храмы ==  
* Церковь Введения в Храм Пресвятой Богородицы  
* Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы  
* Кладбищенская церковь
* Кладбищенская церковь


== Святыни ==  
== Святыни ==  
* В мощевике хранятся частицы мощей многих святых, в т.ч. мощи Иоанна Затворника.
* В мощевике хранятся частицы мощей многих святых
* Гроб патриарха Даниила III
* Гроб патриарха Даниила III <ref>Даниил III (серб. Данило III; также Данило Младший, ок. 1350-1400 гг.) – пятый Патриарх Сербской Православной Церкви (1390-1396 гг.), писатель и поэт, был инициатором переноса мощей св. блг. князя [https://azbyka.ru/days/sv-lazar-serbskij Лазаря Сербского] из [[церкви Святого Спаса в Приштине]] в [[Монастырь Раваница|Раваницу]] в 1391 году. Отец патриарха Даниила был сербским дворянином, который впоследствии принял монашество с именем Дорофей и построил монастырь Дренча как свою задушбину.</ref>


== Престольные праздники ==
== Престольные праздники ==
Строка 37: Строка 41:
'''Адрес:''' Дренча бб, Александровац 37230, Сербия
'''Адрес:''' Дренча бб, Александровац 37230, Сербия


'''Проезд:''' Из Белграда на автобусе с центрального автовокзала до города Александровац или до города Крушевац с пересадкой на местный автобус Крушевац-Александровац. До монастыря от автовокзала в Александровце пешком 4 км, но проще всего взять такси. Поблизости расположены монастыри [[Руденица]] и [[Велуче]].
'''Проезд:''' Из Белграда на автобусе с центрального автовокзала до города Александровац или до города Крушевац с пересадкой на местный автобус Крушевац-Александровац. До монастыря от автовокзала в Александровце пешком 4 км, но проще всего взять такси. Поблизости расположены монастыри [[Женский монастырь Руденица|Руденица]] и [[Женский монастырь Велуче|Велуче]].
 
'''Телефон:''' [tel:]
 
'''Электронная почта:''' [mailto:]


== Паломнику ==  
== Паломнику ==  
Строка 64: Строка 64:
Drenca-1.jpg|Церковь до начала реставрации, 2001 год
Drenca-1.jpg|Церковь до начала реставрации, 2001 год
Drenca-2.jpg|Монастырь Дренча в настоящее время
Drenca-2.jpg|Монастырь Дренча в настоящее время
Женский монастырь Дренча 1.jpg
Женский монастырь Дренча 1.jpg|Монастырский храм
Женский монастырь Дренча 2.jpg
Женский монастырь Дренча 3.jpg|Ковчег с мощами
Женский монастырь Дренча 3.jpg
</gallery>
</gallery>



Текущая версия от 20:58, 9 июня 2022

Идёт загрузка карты…
Женский монастырь Дренча

Монастырь Дренча или Душманица (серб. Манастир Дренча/Душманица) — женский монастырь Крушевацкой епархии вблизи города Александровац в одноименной деревне Дренча. Существует предположение, что это место получило своё название от сербского слова «дренина», что в переводе означает «кизил» – в окрестностях деревни всегда росло много кизила.

История[править | править код]

Практически все известные и достоверные факты о монастыре Дренча происходят из грамоты его основателей, монаха Дорофея и его сына, иеромонаха Даниила (патриарх Сербский Даниил III), которые получили разрешение от князя Лазаря и благословение патриарха Спиридона на основание нового монастыря. Грамота датируется 2 мартом 1382 года, а издана была в монастыре Жича. Её оригинал хранится в монастыре святого Пантелеймона на Афоне.

Точно определить год начала строительства монастыря не удалось, но на основании косвенных доказательств он варьируется в пределах от 1350 до 1355 года. Из грамоты видно, что строительство было закончено в 1382 году, но есть мнение, что строить монастырь закончили на пару лет раньше, но не раньше 1379 года.

Большую часть времени с момента основания до наших дней монастырь простоял в развалинах. Турки разрушили его в 1454 году. Существуют источники, которые говорят о том, что это было не единственное разрушение монастыря. Было обнаружено два разных стиля кладки камня в разрушенных стенах, что могло говорить о попытках восстановления монастыря в 1390-1396 годах при возможном разрушении после битвы на Косовом поле[1] при частых налётах турок. За следующие сто лет со времени разрушения монастыря в 1454 году нет никаких документов или преданий, в которых бы упоминалась Дренча.

Позднее упоминается, что в Дренче был приход, которым управлял священник Радосав Йованович с 1701 по 1721 года. Предполагается, что на месте кладбищенской церкви была построена деревянная, в которой были службы, в то время как главная церковь стояла в руинах. С 1837 года в церквях и монастырях начали вести записи, из которых уже видно, что до 1873 года Дренча припадала приходу церкви соседнего монастыря Велуче, а с 1873 года монастырь стал относиться к приходу церкви в Кожетине (Александровце).

В 1874 году профессор археологии Михайло Валтрович и архитектор, изучающий историю искусства, Драгутин Милутинович отправились в своеобразную экспедицию по остаткам значимых исторических памятников Сербии. Они побывали также и в Дренче, сделав ценные заметки и рисунки разрушенной церкви, которая тогда была в заметно лучшем состоянии, чем к моменту первой попытке восстановления монастыря. По состоянию монастыря можно было сказать, что он был разрушен сравнительно недавно после Первого сербского восстания в 1806 году, и есть некоторые источники, которые это подтверждают. С другой стороны, повреждения могли быть последствием землетрясения.

Обновление монастыря постепенно началось в 1952 году. Сначала стены были откопаны от земли, которую нанесло сюда с соседних холмов. Реставрация церкви в 1966 и 1971 годах, а также исследование остатков фундаментов построек монастыря в 1983 и 1992 годах были в основном символическими. И только в 2001 году была сформирована инициативная группа для обновления монастыря Дренча, в состав которой вошли Савва Попадич, Чедомир Петкович, Милослав Бонджич, Миодраг Милькович и Драган Вулетич. К работе группы сразу присоединились и несколько священников из местных приходов. Строительные работы были проведены с 2002 по 2005 года, а главную церковь освятили 20 апреля 2009 года. Тогда монастырь относился к Жичкой епархии, а в 2010 году стал припадать новообразованной Крушевацкой епархии.

Современное состояние[править | править код]

После освящения главной церкви монастыря Дренча в 2009 году его настоятельницей поставлена игумения Фотина, которая вложила огромный труд в восстановление обители. Её стараниями была восстановлена церковь, построено два здания с кельями, в 2016 году была построена новая колокольня, началось строительство новой кладбищенской церкви и костницы (оссуария).

Службы ведутся каждый день, утром и вечером. На праздники и в воскресенье на литургии служит один из местных приходских священников. Песнопения на литургии поются на византийский распев. Внутреннее убранство церкви монастыря Дренча напоминает афонские монастыри, поэтому согласно афонской традиции во время Херувимской песни на службе раскачивают хорос, подвешенный в центре церкви.

Храмы[править | править код]

  • Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы
  • Кладбищенская церковь

Святыни[править | править код]

  • В мощевике хранятся частицы мощей многих святых
  • Гроб патриарха Даниила III [2]

Престольные праздники[править | править код]

Как добраться[править | править код]

Адрес: Дренча бб, Александровац 37230, Сербия

Проезд: Из Белграда на автобусе с центрального автовокзала до города Александровац или до города Крушевац с пересадкой на местный автобус Крушевац-Александровац. До монастыря от автовокзала в Александровце пешком 4 км, но проще всего взять такси. Поблизости расположены монастыри Руденица и Велуче.

Паломнику[править | править код]

Если планируете остаться на ночь, можно попросить переночевать в келье, оставив пожертвование. Можно переночевать в Александроваце. Можно отправиться в центр в отель «Вила Балкан», а если вдруг там не будет свободных мест, они помогут с размещением в какой-нибудь другой гостинице.

  • Паломническая служба «Дренча»

По вопросам посещения монастырей Сербии можно обратиться в паломническую службу «Дренча».

Паломническая служба «Дренча» предлагает присоединиться к группам паломников, а также свободно предоставляет всю имеющуюся актуальную информацию о сербских монастырях.

Контакты Паломнической службы «Дренча»:

Электронная почта: palomnik@drencha.ru, drenca.sluzba@gmail.com

Страница ВКонтакте

Фото[править | править код]


Видео[править | править код]

Ссылки[править | править код]

Епархиjа Крушевачка. Манастир Ваведења Пресвете Богородице, Дренча Manastir Vavedenja Presvete Bogorodice Drenča


  1. Битва на Косовом поле (серб. Косовска битка) – крупное сражение, состоявшееся 15 июня 1389 года между объединённым войском сербских феодалов в союзе с Боснийским королевством с одной стороны и армией турок-осман с другой. Битва произошла на Косовом поле, в 5 километрах от современной Приштины. Сербские войска возглавляли князь Лазарь Хребелянович, Вук Бранкович и великий воевода Влатко Вукович. Османским войском командовал султан Мурад I вместе со своими сыновьями Якубом и Баязидом. В бою погибла большая часть сражавшихся армий и оба предводителя: Лазарь, попавший в плен и затем казнённый, и Мурад, предположительно, убитый Милошем Обиличем. Несмотря на победу османских войск, сразу же после битвы армия султана спешным маршем направилась к Адрианополю из-за больших потерь, а также опасений наследника Мурада Баязида, что смерть его отца может привести к смутам в Османской империи. Косовская битва играет важную роль в сербском национальном самосознании, истории и фольклоре. Князь Лазарь и Милош Обилич почитаются как святые Сербской православной церковью.
  2. Даниил III (серб. Данило III; также Данило Младший, ок. 1350-1400 гг.) – пятый Патриарх Сербской Православной Церкви (1390-1396 гг.), писатель и поэт, был инициатором переноса мощей св. блг. князя Лазаря Сербского из церкви Святого Спаса в Приштине в Раваницу в 1391 году. Отец патриарха Даниила был сербским дворянином, который впоследствии принял монашество с именем Дорофей и построил монастырь Дренча как свою задушбину.