Церковь святителя Николая Чудотворца (Биело-Поле): различия между версиями

Материал из Азбука паломники
Перейти к навигации Перейти к поиску
Нет описания правки
Нет описания правки
 
(не показаны 3 промежуточные версии этого же участника)
Строка 2: Строка 2:
[[Файл:Церковь_святителя_Николая_Чудотворца_(Биело-Поле)_1.jpg|мини|справа||alt=Церковь святителя Николая Чудотворца в Биело-Поле]]
[[Файл:Церковь_святителя_Николая_Чудотворца_(Биело-Поле)_1.jpg|мини|справа||alt=Церковь святителя Николая Чудотворца в Биело-Поле]]


'''Церковь святителя Николая Чудотворца в Биело-Поле''' — [[Аннотация::приходской храм митрополии Черногорско-Приморской Сербской Православной Церкви. Входит в группу Биело-Польских церквей. В прошлом – монастырь Николяц.]]
'''Церковь святителя Николая Чудотворца в Биело-Поле''' — [[Аннотация::приходской храм и одноименный монастырь Будимлянско-Никшичской епархии Сербской Православной Церкви. Входит в группу Биело-Польских церквей. В прошлом – '''монастырь Николяц'''.]]


== История ==
== История ==
[[Файл:Церковь_святителя_Николая_Чудотворца_(Биело-Поле)_2.jpg|мини|справа|Фрески в церкви / Portal Press doo]]  
[[Файл:Церковь_святителя_Николая_Чудотворца_(Биело-Поле)_2.jpg|мини|справа|Фрески в церкви / Portal Press doo]]  
Точно неизвестно, когда была построена церковь Святого Николая в Никольце. Ранее предполагалось, что [[Мужской монастырь Николяц|монастырь Николяц]] был построен в 60-х годах XVI века, но на основании современных археологических открытий было установлено, что церковь датируется 60-70 годами XIV века и была основан как задужбина короля Милютина. Храм строился в несколько этапов, а, основываясь на монетах, найденных на территории монастыря, фундамент церкви относят к периоду 1370-1390 гг.
Точно неизвестно, когда была построена церковь Святого Николая в Никольце. Ранее предполагалось, что [[Мужской монастырь Николяц|монастырь Николяц]] был построен в 60-х годах XVI века, но на основании современных археологических открытий было установлено, что церковь датируется 60-70 годами XIV века и была основан как задужбина [https://azbyka.org/days/sv-stefan-miljutin короля Милютина]. Храм строился в несколько этапов, а, основываясь на монетах, найденных на территории монастыря, фундамент церкви относят к периоду 1370-1390 гг.


После прихода турок церковь Святого апостола Петра в Биело-поле была превращена в мечеть, и роль духовного центра перешла к церкви Святого Николая в Никольце.
После прихода турок церковь Святого апостола Петра в Биело-поле была превращена в мечеть, и роль духовного центра перешла к церкви Святого Николая в Никольце.


В 1552 году в монастырь Николяц была перенесена резиденция Будимлянского митрополита.
В 1552 году в [[Мужской монастырь Николяц|монастырь Николяц]] была перенесена резиденция Будимлянского митрополита.


В XVI-XVII веках монастырь был важным центром по переписи церковных книг, который оставил после себя богатую библиотеку. В ней хранятся ценные списки книг из других монастырей, разрушенных во время турецкого владычества (Заступ, Равна Риека, Вранштица, церковь Святого апостола Петра). Сегодня церковная библиотека известна 86 рукописями и более 80 печатными книгами. Рукописи, самая известная из которых – Четвероевангелие конца XIII века, написанное на пергаменте, датируются концом XIII века. Среди печатных книг ‒ около пятнадцати из старейшей типографии в Черногории Божидара и Виченца Вуковичей.
В XVI-XVII веках монастырь был важным центром по переписи церковных книг, который оставил после себя богатую библиотеку. В ней хранятся ценные списки книг из других монастырей, разрушенных во время турецкого владычества (Заступ, Равна Риека, Вранштица, церковь Святого апостола Петра). Сегодня церковная библиотека известна 86 рукописями и более 80 печатными книгами. Рукописи, самая известная из которых – Четвероевангелие конца XIII века, написанное на пергаменте, датируются концом XIII века. Среди печатных книг ‒ около пятнадцати из старейшей типографии в Черногории Божидара и Виченца Вуковичей.
Строка 16: Строка 16:
С момента появления здесь церкви Святого Николая город Биело-Поле долгое время назывался Николь-Пазар и был одним из главных торговых перекрестков на пути караванов из Дубровника. В старых летописях о месте, на котором сейчас находится церковь Святого Николая, написано так: «Здесь простирались цветочные поляны и зеленые холмы, а рядом был источник с чистой водой. Место это было красивое и уютное, очень просторное, оно, словно, было создано для того, чтобы люди приходили сюда встречаться во время церковных и народных соборов, ярмарок и базаров. И дороги отсюда ведут во все стороны света, куда бы не пожелал отправиться человек. Позже здесь велась торговля, благодаря этому, а также по названию церкви, которая здесь находилась, Биело-Поле получило новое имя – Николь-Пазар. Многие караваны на своем пути сворачивали сюда, чтобы отдохнуть, или продать и обменять товары».
С момента появления здесь церкви Святого Николая город Биело-Поле долгое время назывался Николь-Пазар и был одним из главных торговых перекрестков на пути караванов из Дубровника. В старых летописях о месте, на котором сейчас находится церковь Святого Николая, написано так: «Здесь простирались цветочные поляны и зеленые холмы, а рядом был источник с чистой водой. Место это было красивое и уютное, очень просторное, оно, словно, было создано для того, чтобы люди приходили сюда встречаться во время церковных и народных соборов, ярмарок и базаров. И дороги отсюда ведут во все стороны света, куда бы не пожелал отправиться человек. Позже здесь велась торговля, благодаря этому, а также по названию церкви, которая здесь находилась, Биело-Поле получило новое имя – Николь-Пазар. Многие караваны на своем пути сворачивали сюда, чтобы отдохнуть, или продать и обменять товары».


В течение декабря 2009 г. и в середине января 2010 г. экспертная группа Музея Полим из Беране реализовала проект «Систематические археологические исследования интерьера церкви Святого Никола (Николяц) возле Биело-Поля». В книге «Памятники культуры Черногории» буквально сказано: Церковь Святого Николая, которая упоминается в письменных источниках XVI и XVII веков как монастырь с богатой копировальной деятельностью, находится на городском кладбище в Никольце в непосредственной близости от Биело-Поле. Церковь представляет собой трехнефную базилику с нависающим средним нефом, из которого прямо вырастает восьмиугольный купол, без постамента. С восточной стороны – просторная полукруглая апсида, с западной – открытое деревянное крыльцо. Помимо главной западной двери, в церкви есть и боковая дверь с северной стороны. Церковь построена из тесаного камня, выстроенным ровными горизонтальными рядами, снаружи оштукатурен. Средний неф церкви сводчатый с полукруглыми сводами, а боковые имеют четырехугольные своды. Купол покоится на четырех массивных колоннах. Церковь освещается тремя небольшими арочными окнами, расположенными на севере, одним – на южной стороне центрального нефа, и тремя окнами на боковых нефах. На куполе также расположены четыре окна. Все полы в церкви вымощены изразцами разного размера и расположены неравномерными рядами. Они сделаны из зеленоватого мергеля. Полы довольно неровные, но подогнаны резьбой без соединительных швов.
В течение декабря 2009 г. и в середине января 2010 г. экспертная группа из Полимского музея в Беране реализовала проект «Систематические археологические исследования интерьера церкви Святого Никола (Николяц) возле Биело-Поле». В книге «Памятники культуры Черногории» буквально сказано: Церковь Святого Николая, которая упоминается в письменных источниках XVI и XVII веков как монастырь с богатой копировальной деятельностью, находится на городском кладбище в Никольце, в непосредственной близости от Биело-Поле. Церковь представляет собой трехнефную базилику с нависающим средним нефом, из которого прямо вырастает восьмиугольный купол. С восточной стороны – просторная полукруглая апсида, с западной – открытое деревянное крыльцо. Помимо главной западной двери, в церкви есть и боковая дверь с северной стороны. Церковь построена из тесаного камня, выстроенным ровными горизонтальными рядами, снаружи оштукатурена. Средний неф церкви сводчатый с полукруглыми сводами, а боковые имеют четырехугольные своды. Купол покоится на четырех массивных колоннах. Церковь освещается тремя небольшими арочными окнами, расположенными на севере, одним – на южной стороне центрального нефа, и тремя окнами на боковых нефах. На куполе также расположены четыре окна. Все полы в церкви вымощены изразцами разного размера и расположены неравномерными рядами. Они сделаны из зеленоватого мергеля. Полы довольно неровные, но подогнаны резьбой без соединительных швов.


На всей территории храма, вплоть до алтарной перегородки, находится некрополь. В слое земли под полом и в земле, представляющей собой засыпку могил, были обнаружены 100 серебряных и медных монет, фрагменты керамических сосудов, стеклянных люстр и части церковной мебели. Самыми многочисленными являются находки металлических монет. Так, в гробнице с каменным надгробием было найдено 22 серебряных динара, из которых 14 принадлежали Вуку Бранковичу, а 8 – князю Лазарю Хребеляновичу (1372–1389) или его сыну Стефану Лазаревичу (1380–1427).
На всей территории храма, вплоть до алтарной части, находится некрополь. В слое земли под полом храма и в земле, представляющей собой засыпку могил, были обнаружены 100 серебряных и медных монет, фрагменты керамических сосудов, стеклянных люстр и части церковной мебели. Самыми многочисленными являются находки металлических монет. Так, в гробнице с каменным надгробием было найдено 22 серебряных динара, из которых 14 принадлежали Вуку Бранковичу, а 8 – князю [https://azbyka.org/days/sv-lazar-serbskij Лазарю Хребеляновичу] (1372–1389) или его сыну Стефану Лазаревичу (1380–1427).


Внутреннее убранство церкви украшено фресками, которые сохранились почти полностью. Предполагается, что стены церкви, по большей части, были расписаны в 30-40-х годах XVI века, однако росписи были завершены только в 1670-х годах другим художником, который позже работал в монастыре Морача. Одна из самых интересных и уникальных фресок в православной настенной живописи расположена на западной стене храма и, согласно народным поверьям, изображает загробную жизнь. В верхней части трехчастной композиции изображено мифическое существо – кентавр, стреляющее стрелами в привязанного к шесту убийце. В средней части изображены неправедный судья, ростовщик, клеветник, гадалка, блудник с блудницей, а в нижней части – мельник и трактирщик.
Внутреннее убранство церкви украшено фресками, которые сохранились почти полностью. Предполагается, что стены церкви, по большей части, были расписаны в 30-40-х годах XVI века, однако росписи были завершены только в 1670-х годах другим художником, который позже работал в [[Мужской монастырь Морача|монастыре Морача]]. Одна из самых интересных и уникальных фресок из православной настенной живописи расположена на западной стене храма и, согласно народным поверьям, изображает загробную жизнь. В верхней части трехчастной композиции изображено мифическое существо – кентавр, стреляющее стрелами в привязанного к шесту убийце. В средней части изображены неправедный судья, ростовщик, клеветник, гадалка, блудник с блудницей, а в нижней части – мельник и трактирщик.


Богатый резной иконостас – работа Максима Туйковича из 1723 года. В церкви хранится более 30 ценных икон на дереве, некоторые из них выставлялись на крупных международных выставках в Париже и Москве. Среди них работы известных мастеров Космы и Радула, а также наследие священников Симеона, Алексия и Лазара из знаменитого священнического и иконописного рода Лазовичей из Биело-Поле.
Богатый резной иконостас – работа Максима Туйковича из 1723 года. В церкви хранится более 30 ценных икон на дереве, некоторые из них выставлялись на крупных международных выставках в Париже и Москве. Среди них работы известных мастеров Космы и Радула, а также наследие священников Симеона, Алексия и Лазара из знаменитого рода священников и иконописцев Лазовичей из Биело-Поле.


В XX веке монастырю Николяц удалось избежать разрушений, но со временем он стал терять своё былое значение. В 1925, 1940 и 1970 гг. монастырская церковь подверглась изменениям: была перекрыта крыша, перестелен пол, построена колокольня. Работы по консервации проводились в храме в 1983 и 2000-2010 гг.  
В XX веке [[Мужской монастырь Николяц|монастырю Николяц]] удалось избежать разрушений, но со временем он стал терять своё былое значение. В 1925, 1940 и 1970 гг. монастырская церковь подверглась изменениям: была перекрыта крыша, перестелен пол, построена колокольня.
 
Работы по консервации проводились в храме в 1983 и 2000-2010 гг.  


== Святыни ==
== Святыни ==
Библиотека древних рукописей.
Библиотека древних рукописей и старинные иконы.


== Престольные праздники ==  
== Престольные праздники ==  
Строка 58: Строка 60:
*Светлана Пејић. Црква Светог Николе у Никољцу. – Београд: Републички завод за заштиту споменика културе, 2014. – С. 287. – 600 экз. – ISBN 978-86-6299-011-2.
*Светлана Пејић. Црква Светог Николе у Никољцу. – Београд: Републички завод за заштиту споменика културе, 2014. – С. 287. – 600 экз. – ISBN 978-86-6299-011-2.


{{SEO|в Биело-Поле, церковь святителя Николая Чудотворца|Косово}}
{{SEO|в Биело-Поле, церковь святителя Николая Чудотворца|Черногории}}

Текущая версия от 01:23, 19 июня 2021

Идёт загрузка карты…
Церковь святителя Николая Чудотворца в Биело-Поле

Церковь святителя Николая Чудотворца в Биело-Поле — приходской храм и одноименный монастырь Будимлянско-Никшичской епархии Сербской Православной Церкви. Входит в группу Биело-Польских церквей. В прошлом – монастырь Николяц.

История[править | править код]

Фрески в церкви / Portal Press doo

Точно неизвестно, когда была построена церковь Святого Николая в Никольце. Ранее предполагалось, что монастырь Николяц был построен в 60-х годах XVI века, но на основании современных археологических открытий было установлено, что церковь датируется 60-70 годами XIV века и была основан как задужбина короля Милютина. Храм строился в несколько этапов, а, основываясь на монетах, найденных на территории монастыря, фундамент церкви относят к периоду 1370-1390 гг.

После прихода турок церковь Святого апостола Петра в Биело-поле была превращена в мечеть, и роль духовного центра перешла к церкви Святого Николая в Никольце.

В 1552 году в монастырь Николяц была перенесена резиденция Будимлянского митрополита.

В XVI-XVII веках монастырь был важным центром по переписи церковных книг, который оставил после себя богатую библиотеку. В ней хранятся ценные списки книг из других монастырей, разрушенных во время турецкого владычества (Заступ, Равна Риека, Вранштица, церковь Святого апостола Петра). Сегодня церковная библиотека известна 86 рукописями и более 80 печатными книгами. Рукописи, самая известная из которых – Четвероевангелие конца XIII века, написанное на пергаменте, датируются концом XIII века. Среди печатных книг ‒ около пятнадцати из старейшей типографии в Черногории Божидара и Виченца Вуковичей.

С момента появления здесь церкви Святого Николая город Биело-Поле долгое время назывался Николь-Пазар и был одним из главных торговых перекрестков на пути караванов из Дубровника. В старых летописях о месте, на котором сейчас находится церковь Святого Николая, написано так: «Здесь простирались цветочные поляны и зеленые холмы, а рядом был источник с чистой водой. Место это было красивое и уютное, очень просторное, оно, словно, было создано для того, чтобы люди приходили сюда встречаться во время церковных и народных соборов, ярмарок и базаров. И дороги отсюда ведут во все стороны света, куда бы не пожелал отправиться человек. Позже здесь велась торговля, благодаря этому, а также по названию церкви, которая здесь находилась, Биело-Поле получило новое имя – Николь-Пазар. Многие караваны на своем пути сворачивали сюда, чтобы отдохнуть, или продать и обменять товары».

В течение декабря 2009 г. и в середине января 2010 г. экспертная группа из Полимского музея в Беране реализовала проект «Систематические археологические исследования интерьера церкви Святого Никола (Николяц) возле Биело-Поле». В книге «Памятники культуры Черногории» буквально сказано: Церковь Святого Николая, которая упоминается в письменных источниках XVI и XVII веков как монастырь с богатой копировальной деятельностью, находится на городском кладбище в Никольце, в непосредственной близости от Биело-Поле. Церковь представляет собой трехнефную базилику с нависающим средним нефом, из которого прямо вырастает восьмиугольный купол. С восточной стороны – просторная полукруглая апсида, с западной – открытое деревянное крыльцо. Помимо главной западной двери, в церкви есть и боковая дверь с северной стороны. Церковь построена из тесаного камня, выстроенным ровными горизонтальными рядами, снаружи оштукатурена. Средний неф церкви сводчатый с полукруглыми сводами, а боковые имеют четырехугольные своды. Купол покоится на четырех массивных колоннах. Церковь освещается тремя небольшими арочными окнами, расположенными на севере, одним – на южной стороне центрального нефа, и тремя окнами на боковых нефах. На куполе также расположены четыре окна. Все полы в церкви вымощены изразцами разного размера и расположены неравномерными рядами. Они сделаны из зеленоватого мергеля. Полы довольно неровные, но подогнаны резьбой без соединительных швов.

На всей территории храма, вплоть до алтарной части, находится некрополь. В слое земли под полом храма и в земле, представляющей собой засыпку могил, были обнаружены 100 серебряных и медных монет, фрагменты керамических сосудов, стеклянных люстр и части церковной мебели. Самыми многочисленными являются находки металлических монет. Так, в гробнице с каменным надгробием было найдено 22 серебряных динара, из которых 14 принадлежали Вуку Бранковичу, а 8 – князю Лазарю Хребеляновичу (1372–1389) или его сыну Стефану Лазаревичу (1380–1427).

Внутреннее убранство церкви украшено фресками, которые сохранились почти полностью. Предполагается, что стены церкви, по большей части, были расписаны в 30-40-х годах XVI века, однако росписи были завершены только в 1670-х годах другим художником, который позже работал в монастыре Морача. Одна из самых интересных и уникальных фресок из православной настенной живописи расположена на западной стене храма и, согласно народным поверьям, изображает загробную жизнь. В верхней части трехчастной композиции изображено мифическое существо – кентавр, стреляющее стрелами в привязанного к шесту убийце. В средней части изображены неправедный судья, ростовщик, клеветник, гадалка, блудник с блудницей, а в нижней части – мельник и трактирщик.

Богатый резной иконостас – работа Максима Туйковича из 1723 года. В церкви хранится более 30 ценных икон на дереве, некоторые из них выставлялись на крупных международных выставках в Париже и Москве. Среди них – работы известных мастеров Космы и Радула, а также наследие священников Симеона, Алексия и Лазара из знаменитого рода священников и иконописцев Лазовичей из Биело-Поле.

В XX веке монастырю Николяц удалось избежать разрушений, но со временем он стал терять своё былое значение. В 1925, 1940 и 1970 гг. монастырская церковь подверглась изменениям: была перекрыта крыша, перестелен пол, построена колокольня.

Работы по консервации проводились в храме в 1983 и 2000-2010 гг.

Святыни[править | править код]

Библиотека древних рукописей и старинные иконы.

Престольные праздники[править | править код]

Николай Чудотворец, архиепископ Мирликийский, святитель - 22 мая, 19 декабря

Как добраться[править | править код]

Адрес: Nedeljka Merdovića, Bijelo Polje, Черногория

Телефон: +382 68 890 472

Паломнику[править | править код]

Храм открыт:

  • воскресенье: 07:00–16:00
  • понедельник: 15:00–17:00
  • вторник: 09:00–16:00
  • среда: 09:00–16:00
  • четверг: 09:00–16:00
  • пятница: 09:00–16:00
  • суббота: 07:00–17:00

Видео[править | править код]

Ссылки[править | править код]