===[[Спасо-Преображенский мужской монастырь (Рязань)]]===
[[Файл:Преображенский монастырь Рязани.jpg|300px|мини|справа|alt=Рязань, Преображенский Рязанский монастырь]]
История монастыря связана с историей города, который был заложен епископом Муромским и Рязанским Арсением. Древние летописи говорят о монастыре как о Преображенском, «что внутри города». Во время монголо-татарского нашествия Переславль-Рязанский принял беженцев из разоренной Старой Рязани, а в 1288 сюда перенес свою кафедру святитель Василий Рязанский.
=== Свято-Иоанно-Богословский мужской монастырь ===
Существует предание, что монастырь был основан в это же время — в конце XIII-го или в начале XIV-го века. Скорее всего обитель была основана при Великом князе Олеге Ивановиче. Об устройстве обители заботился Великий князь Рязанский Иван Васильевич, который в 1467 году своей грамотой пожаловал ей земли.
Покончив в 1237 г. с Рязанью, Батый двинулся дальше, разоряя рязанскую землю. Иоанно-Богословский монастырь Рязани монголам разграбить не удалось. Когда Батый подступил к стенам обители, ему явился апостол Иоанн Богослов и так напугал хана, что тот отступил, оставив у чудотворной иконы апостола свою золотую печать. В 1653 г. печать употребили на золочение церковной утвари.
В 1501 году по новой грамоте князя Федора Васильевича монастырю было подарено село Гавриловское.
Издревле главной святыней монастыря Рязани была икона Иоанна Богослова. Согласно преданию, образ был написан в Константинополе в VI в. мальчиком-сиротой Гусарём, который умел пасти гусей и не умел писать иконы, но был смиренным и желал запечатлеть образ апостола Иоанна. Апостол сам явился ему и водил его рукой. Позднее дивная икона была прислана из Византии в Рязань, когда сюда только проник свет христианства. Несмотря на свою древность и многие испытания, икона до конца XIX в., по свидетельствам очевидцев, сохранилась неповреждённой. Её след теряется в 1941 г. В Архангельском соборе Рязанского кремля хранится её старинный список. В Иоанно-Богословском монастыре находится современный список с того, который находится в кремле.
'''Адрес:''' 390000, Россия, г. Рязань, Кремль, 1
Благодаря великим чудесам от иконы, монастырь всегда был преуспевающим, сильным, и закрыт был одним из последних – в 1931 г.
Возобновлён монастырь Рязани в 1989 г. Наместник – архимандрит Авель – с 1971 по 1979 г. был игуменом Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне. Братия – более 30 человек.
'''Сайт:''' https://spassmon.ru/
Сохранились: собор Иоанна Богослова (XVII в.), 80-метровая колокольня (1901), братский корпус, восстанавливаются Никольская церковь, Успенский собор (XIX в.).
[[Спасо-Преображенский мужской монастырь (Рязань)|Подробнее...]]
Монастырь находится на высоком холме, в 1,5 км от Оки. От монастыря открывается вид на бескрайние луга, которые в период таяния снега становятся заливными.
Казанский Явленский девичий монастырь в городе Переяславле Рязанском (ныне Рязани) был основан в XVI столетий (точная дата не установлена). Первоначально он был расположен вблизи Архиерейского дома на территории кремля. Улица, которая вела к этому монастырю, проходила между Архангельским собором и Спасо-Преображенским монастырем и называлась Явленской.
С давних времён известны целительные свойства святого источника в низине под монастырём. С 1872 г. исцеления документировались. В настоящее время устроена купальня.
«Явленским» монастырь назывался в честь явления иконы Божией Матери в граде Казани. В обители пребывала старинная чтимая Казанская икона Пресвятой Богородицы, список с явленной. Во второй половине XVII столетия, при митрополите Авраамии, была построена каменная Казанская церковь – на месте или около существовавшей там деревянной.
В обители находится икона Божией Матери «Знамение – Корчемная». Эта икона была последним, что оставалось пропить одной вдове, одержимой пьянством. Корчемник поставил образ в иконостас в корчме (питейном доме). Протрезвев, вдова опомнилась и, найдя где-то деньги, выкупила икону обратно, принесла домой. Но наутро икона снова чудесным образом обнаружилась в корчме. Вдова навсегда бросила пить, а через икону, находящуюся в корчме, Богородица стала творить столько чудес, что все рязанцы, проходя мимо корчмы, крестились на неё, как на храм. Во время эпидемии холеры 1848 г. те дома, в которые приносили эту икону, холера обошла. В наши дни, когда икону потребовалось подновить, прозрел ярославский старец-иконописец А. И. Шибаев, к которому обратился архимандрит Авель, не зная о его слепоте. Иконописец подновил икону, написал один её список, после чего снова ослеп.
'''Адрес:''' г. Рязань, ул. Фурманова, д.56
Также в обители находится походная мантия священномученика Мисаила (†1656).
'''Телефон:''' [tel:89051853307 8-905-185-33-07]
Трудников в монастыре Рязани принимают.
'''Проезд:''' Общественным транспортом: троллейбусы № «10» и «3» и автобус № «18», остановка «Площадь Свободы».
Проезд из Рязани. С Мервинского автовокзала. Автобус, следующий до ст. Новосёлки. Сойти в Пощупово (около 30 км). 4 рейса в день. Время в пути – 35 минут.
[[Казанский женский монастырь (Рязань)|Подробнее...]]
Проезд из Москвы в Рязань . С Казанского вокзала до остановки Рыбное, не доезжая Рязани («экспресс» в Рыбном останавливается). Далее на том же автобусе (см. выше).
=== [[Троицкий Рязанский мужской монастырь]] ===
[[Файл:Троицкий Рязанский мужской монастырь.jpg|мини|справа|alt=Рязань, Троицкий Рязанский мужской монастырь]]
Документальных данных об основании и первых десятилетиях существования монастыря не сохранилось. Легенды связывают его появление с именем Преподобного Сергия Радонежского, приезжавшего в Рязань в 1386 с целью примирения великого князя московского Дмитрия Донского с рязанским князем Олегом. По другой версии, не подтверждённой летописными данными, монастырь был основан в 1208 году рязанским епископом Арсением I (†1212) при князе Романе Глебовиче, как одно из укреплений, создаваемых вокруг Переяславля Рязанского. Во время татаро-монгольского нашествия монастырь неоднократно подвергался разорениям. Храм Святой Живоначальной Троицы монастыря упоминается в документах 1595—1597 и 1628—1629 годов.
Возвращение в Москву. Можно не ехать до Рязани, а сойти с того же автобуса в Рыбном. От Рыбного 6 электричек в день до Москвы (можно сойти в Голутвине и осмотреть Коломну).
Стольник Иван Иванович Вердеревский возобновляет монастырь (1695) и начинает его восстановление: в 1695 году строит на месте деревянного новый каменный храм во имя Пресвятой Живоначальной Троицы, в 1697 — церковь Иоанна Предтечи.
Адрес: 391132, Рязанская обл., Рыбновский р-н, с. Пощупово. Тел.: (0912) 24-04-33, 45-52-05, 24-04-19.
'''Адрес:''' 390013, г. Рязань, Московское шоссе, 10. Находится около места впадения речки Павловки в реку Трубеж, в 200 метрах от Московского шоссе.
Время работы: Богослужения. В будни начало утреннего богослужения – в 5.30 (литургия – около 9.00), в выходные и праздники – в 7.00. Вечернее богослужение – в 17.00.
=== Солотчинский Рождество-Богородицкий женский монастырь ===
[[Троицкий Рязанский мужской монастырь|Подробнее...]]
Монастырь Рязани начался с иноков Василия и Евфимия. Их встретил в 1390 г. на берегу р. Солотчи князь Олег Рязанский, в том же году основал монастырь и постригся здесь сам. Он опекал монастырь и подолгу жил в нём, неся послушания. Его жена основала неподалёку Зачатьевский женский монастырь и постриглась с именем Евпраксии. Скончался Олег в 1402 г., перед смертью приняв схиму с именем Иоакима. Его бывшая супруга скончалась три года спустя. Оба были похоронены в Солотчинском монастыре.
== Храмы ==
[[Рязань (храмы)|Основные храмы Рязани]]
Монастырь действовал до 1920-х гг. как мужской, а сейчас является женским. В обители два действующих храма XVII в: Сошествия Святого Духа на апостолов – зимний и Рождества Пресвятой Богородицы – летний.
Главная святыня монастыря Рязани – мощи благоверного князя Олега Рязанского, которые покоятся в Свято-Духовом храме. Память святого – 5 (18) июня.
Посёлок Солотча находится в 20 км от Рязани, на берегу Оки. Эти места отличаются чистотой и богатством природы.
Сестер в обители около 30, но почти все – пожилые. Трудниц не принимают.
=== [[Кафедральный Успенский собор Рязанского Кремля]] ===
Сначала Успенским назывался Рождественский собор, построенный на рубеже XIV-XV веков. С годами храм пришел в ветхость, и стал мал для кафедрального собора. Ходатайствовать о строительстве нового Успенского кафедрального собора начал еще в 1677 году митрополит Иосиф, который просил у царя Федора Алексеевича дозволения построить новую соборную церковь на том месте, где была зелейная (пороховая) палата.
Проезд. От Приокского автовокзала рейсы каждые 2 часа.
Постройка началась в 1684 году, но в ночь на 18 апреля 1692 г. чуть недостроенный собор рухнул по причине неправильных расчетов или слабости грунтов под фундаментом. В 1693 году строительство возобновилось, вчерне собор был окончен к 1699 году: к этому времени делали уже кровлю. Необходимо было только позаботиться об устройстве иконостаса, и в 1699 году приступили к его исполнению артели Сергея Христофорова. Полную же заботу об иконостасе принял на себя преемник удалившегося на покой митрополита Авраамия - митрополит Стефан (Яворский). Ко времени его прибытия в Рязань, Успенский собор не был отделан внутри, иконостас был сооружен в 1701 году.
Адрес: 391020, Рязанская обл., п. Солотча. Тел.: (4912) 28-79-37.
'''Адрес:''' Россия, г. Рязань, Кремль, 13
Время работы: Богослужения: утреннее в 8 ч, вечернее в 17.
По преданию, здесь ночевал Сергий Радонежский, когда приезжал к князю Олегу Рязанскому по поручению Димитрия Донского. Хотя в летописях не упоминается о существовании монастыря Рязани в то время.
'''Сайт:''' https://kreml-ryazan.ru/uspenskiy
'''Современное состояние'''
[[Кафедральный Успенский собор Рязанского Кремля|Подробнее...]]
Монастырь Рязани возобновлён в 1995 г. В обители немногим больше 10 братьев. Восстанавливается Троицкий собор. Службы совершаются в храме Сергия Радонежского (1752), в котором находятся мощи святителей Феодорита, Мисаила, Гавриила и Мелетия.
=== [[Христорождественский собор (Рязань)]] ===
[[Файл:Христорождественский собор Рязань.JPG|мини|справа|alt=Рязань, Христорождественский собор Рязань]]
Христорожде́ственский собо́р Рязанского Кремля (ранее, Успенский собор) – православный кафедральный собор города Рязани. Наряду с Успенским собором - один из двух главных храмов Рязанской митрополии. Является первым каменным зданием на территории Рязанского Кремля, и одним из самых древних из сохранившийся до наших дней зданий Рязанской области.
На долю свт. Феодорита, архиепископа Рязанского и Муромского, пало руководство епархией в Смутное время – в 1605-1617 гг. Феодорит возглавлял делегацию духовенства и бояр, которая явилась в 1613 г. в Кострому уговаривать на царство избранного в Москве Михаила Романова и его мать. Два раза он приходил в Ипатьевский монастырь с Феодоровской иконой; второе посещение оказалось успешным. В последние годы жизни Феодорит восстанавливал разрушенные интервентами храмы и монастыри. Память святого – 10 (23) сентября.
Заложен в конце XIV века великим князем Олегом Рязанским на территории своего двора и освящён как Успенский собор. При перенесения архиерейской кафедры из Борисова-Глебова в Кремль в 1522 году собор стал кафедральным. После строительство нового здания Успенского собора, был освящён как Христорождественский.
Свт. Мисаил стал архиепископом Рязанским и Муромским в 1651 г. Он боролся с церковными непорядками: добивался, чтобы монастыри не держали у себя пива и медов хмельных, старался изжить многоголосицу в богослужениях (когда три чтеца одновременно читали первую, вторую и третью часть канона). Владыка посещал татарские и мордовские сёла на востоке епархии, проповедывал и крестил. 26 февраля 1656 г. в д. Ямбирно его встретили 500 язычников с ружьями, луками и дубинами. Святитель, оставив сопровождающих позади, выехал вперёд. Мордовская стрела, пробив руку, ударила ему в сердце. После смерти архиепископа язычники стали креститься в ещё большем количестве. Память – 10 (23) апреля.
'''Адрес:''' г. Рязань, Рязанская обл., Россия
С 1831 по 1837 гг., когда свт. Гавриил возглавлял Могилёвскую епархию, православие приняло около 60 тыс. католиков. С 1837 по 1857 г. он возглавлял Рязанско-Зарайскую епархию. Память – 7 (20) апреля.
Первым служением иеромонаха Мелетия было миссионерство среди бурят и тунгусов Сибири; ему удавалось обращать в христианство даже шаманов. Он переводил на бурятский язык православные книги. Его миссионерство продолжалось с 1862 по 1886 г. В 1888 г. епископ Мелетий возглавил Якутскую епархию; настоящим подвигом были частые путешествия старца через тундру, в бурю и пургу, к людям, нередко – больным проказой. С 1896 г. до своей смерти в 1900 г. епископ Мелетий возглавлял Рязанскую епархию, где за короткий срок немало успел сделать для просвещения народа. Мощи его оказались нетленны и прославились чудесами. Память – 14 (27) января.
[[Христорождественский собор (Рязань)|Подробнее...]]
В монастыре Рязани трудников принимают.
Адрес: 390018, г. Рязань, 1-й Огородный пер., 23а. (На берегу р. Павловки.) Тел.: (4912) 34-81-71.
Время работы: Богослужения. Литургия в будни в 8 ч, в праздники – в 6 и 8 ч. Вечернее – в 16.30.
== Храмы ==
=== Борисоглебский собор ===
=== [[Борисоглебский собор (Рязань)]] ===
[[Файл:Борисоглебский собор Рязань.jpg|мини|справа|alt=Рязань, Борисоглебский собор Рязань]]
Собор известен с XII в., до наших дней дошла постройка 1686 г. В ограде собора находится крест, указывающий место первого погребения святителя Василия Рязанского.
Собор известен с XII в., до наших дней дошла постройка 1686 г. В ограде собора находится крест, указывающий место первого погребения святителя Василия Рязанского.
В соборе находится рака с мощами блаженного Василия Кадомского. Выходец из дворянской семьи, он дал вольную крестьянам и стал вести жизнь нищего аскета. Его не трогали собаки и любили дети. Получая больше пожертвований, чем другие, раздавал неимущим. Имел дар прозорливости. На похороны в 1848 г. стеклось огромное количество людей всех сословий. Блаженный Василий продолжал помогать рязанцам и после смерти, многих исцелил. Одним из его почитателей был физиолог Иван Павлов.
В соборе находится рака с мощами блаженного Василия Кадомского. Выходец из дворянской семьи, он дал вольную крестьянам и стал вести жизнь нищего аскета. Его не трогали собаки и любили дети. Получая больше пожертвований, чем другие, раздавал неимущим. Имел дар прозорливости. На похороны в 1848 г. стеклось огромное количество людей всех сословий. Блаженный Василий продолжал помогать рязанцам и после смерти, многих исцелил. Одним из его почитателей был физиолог Иван Павлов.
Здесь служил священномученик Иувеналий (Масловский). На рязанскую кафедру архиепископ прибыл в 1928 г. прямо с Соловецких островов. Вот что сказал мужественный владыка в 1934 г., когда праздновалось 20-летие его архиерейства: «Благодарю за любовь и внимание ко мне, недостойному, как архипастырю и отцу. Я прошу собравшихся молиться обо мне, чтобы Господь укрепил меня в трудной деятельности епископа в такое тяжёлое для Православной Церкви время.
Здесь служил священномученик Иувеналий (Масловский). На рязанскую кафедру архиепископ прибыл в 1928 г. прямо с Соловецких островов.
Подобно Первосвятителю Василию Рязанскому, защищавшему Церковь от варваров и раскольников, я даю вам обещание соблюдать Её от рук врагов и впредь работать над укреплением православной веры в народе и защитой церквей от разрушения, хотя мне за это и пришлось бы стоять по пояс в крови». Прозорливый старец Филарет Пронский говорил, что «владыка Иувеналий – это столп от земли до неба». В 1936 году, под Крещение, архиепископ Иувеналий был арестован в третий раз. Из сибирской ссылки владыка смиренно писал: «Теперь я подметаю, каждый день мою полы, чищу уборную, караулю вещи своих собратьев. Слава Богу за всё. Временами я думаю, не на даче ли я?» В 1937 его расстреляли. Память святого празднуется в день его смерти – 12 (25) октября.
'''Адрес:''' 390000, Рязань, ул. Сенная, д.32
У левого клироса находится чудотворная Феодоровская икона Божией Матери.
В кладбищенском храме, построенном в камне в 1807 г., служение никогда не прерывалось. При большевиках в течение многих лет она была единственной действующей церковью Рязани. В храме находится чудотворная икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость», которая прославилась в 1648 г. исцелением сестры патриарха Иоакима. Стены церкви расписаны снаружи и внутри в классической живописной манере: в лике каждого святого – свой неповторимый характер.
=== Николо-Ямская церковь ===
[[Файл:Николо-Ямская церковь г. Рязань.jpg|мини|Николо-Ямская церковь|190x190px]]
Храм является подворьем рязанского Иоанно-Богословского монастыря . В нём находятся мощи блаженной Любови Рязанской.
Родившаяся в 1860 г. Люба не могла ходить до 15-летнего возраста, когда ей явился святитель Николай. Свт. Николай исцелил девушку и благословил её на подвиг юродства. Любовь осталась жить в Рязани в доме матери, после её смерти – в доме сестры. Особенно прославили юродивую сбывшиеся предсказания, которых известно множество. Скончалась Любовь в 1921 г., была похоронена на Скорбященском кладбище. Память местночтимой святой празднуется 8 (21) февраля – в день кончины.
=== Церковь Спаса «на Яру» ===
На высоком берегу над Трубежем стоит нежного цвета храм с пятью серебристыми главами. Это Спасо-Преображенская (Спаса «на Яру») церковь (1695). В наши дни она не только восстановлена снаружи, но и с любовью отделана внутри.
Рядом с храмом по пояс врыта в землю крупная металлическая фигура Сергея Есенина, восторженно раскинувшего руки. Этот жест «какая ширь и красота!» можно отнести к просторам, открывающимся с обрыва, а можно – к храму, смотря с какой точки смотреть на монумент.
== Проезд из Москвы ==
== Проезд из Москвы ==
Строка 183:
Строка 166:
В городе два железнодорожных вокзала. Между ними – около 1 км по ул. Вокзальная. На Голутвин и Москву идут электрички с обоих вокзалов. С «Рязани-1» в два раза чаще, чем с «Рязани-2». «Экспрессы» Москва Рязань – только с «Рязани-1».
В городе два железнодорожных вокзала. Между ними – около 1 км по ул. Вокзальная. На Голутвин и Москву идут электрички с обоих вокзалов. С «Рязани-1» в два раза чаще, чем с «Рязани-2». «Экспрессы» Москва Рязань – только с «Рязани-1».
Центральный (Мервинский) автовокзал (Московское шоссе, 34) является междугородным. Расположен в 5 км от центра и в 2 км от ж/д вокзалов. Тел.: (4912) 55-07-26.
Центральный (Мервинский) автовокзал (Московское шоссе, 34) является междугородным. Расположен в 5 км от центра и в 2 км от ж/д вокзалов. Тел.: [tel:4912550726 (4912) 55-07-26].
Приокский автовокзал (Окское шоссе) является пригородным. Тел.: (4912) 55-07-26.
Приокский автовокзал (Окское шоссе) является пригородным. Тел.: [tel:4912550726 (4912) 55-07-26].
'''[[Владимир|Владимир]]'''
'''[[Владимир|Владимир]]'''
Строка 224:
Строка 207:
На машине через Новомосковск и Северо-Задонск до Гремячего, затем по 1Р132. 184 км, 3,5 ч пути.
На машине через Новомосковск и Северо-Задонск до Гремячего, затем по 1Р132. 184 км, 3,5 ч пути.
Центр области в 195 км к юго-востоку от Москвы. На р. Трубеж. Население – 540 тыс. человек.
Субъективно
Расположение города – на пути восточных завоевателей – обусловило его трагическую историю, отсутствие наиболее древних зданий, богатство святых и святынь.
Рязанский кремль, хотя и не имеет стен, – один из прекраснейших на Руси. Кремль и Троицкий монастырь – достаточные основания для посещения города.
Минимальное время знакомства с Рязанью и Свято-Иоанно-Богословским монастырём – два дня.
Рязань была основана Святославом Ярославичем Черниговским около 1060 г. при впадении р. Серебрянки в Оку. Полагают, что «Рязань» произошло от «эрзя» – названия мордовского племени.
В 1127 г. Рязань отделилась от Чернигова в составе Муромо-Рязанского княжества, а по смерти первого муромо-рязанского князя Ярослава Святославича постепенно обретала самостоятельность, в сражениях отстаивая её от притязаний Суздаля. В Рязани проживало тогда около 7000 человек – столько же, сколько в Киеве. В 1213 г. Рязанское княжество стало «великим», т. е. самостоятельным.
Город был обнесён стенами высотой более 10 м в виде бревенчатых срубов, между которыми была насыпана земля. Кроме храмов, было два собора – княжеский Борисоглебский и кафедральный Успенский.
Рязань была первым русским городом на пути орды Батыя, шедшей покорять Европу в 1237 г. Великий князь Владимирский Георгий отказал Рязани в помощи. Тогда в ответ на требование десятой доли рязанский князь Юрий Игоревич послал к Батыю сына Феодора с дарами. Батый же потребовал от Феодора его супруги Евпраксии, о красоте которой был наслышан. Феодор Юрьевич, согласно «Повести о разорении земли Рязанской», ответил: «Не годится нам, христианам, водить к тебе, нечестивому царю, жен своих на блуд. Когда нас одолеешь, тогда и женами нашими владеть будешь». И тут же был убит. Евпраксия, узнав о смерти мужа, бросилась из высокого терема с младенцем Иваном в руках и убилась.
Отгоревав, вышло соединенное войско рязанских, муромских, пронских и коломенских князей навстречу Батыю «и стали биться с ним крепко и мужественно, и была сеча зла и ужасна». И все полегли в неравной схватке. Из князей ещё дышал лишь Олег Игоревич; он отказался предать свою веру и родину, и его тут же добили.
После пяти дней осады пала Рязань. Летописец повествует: «И не осталось в городе ни одного живого: все равно умерли и единую чашу смертную испили. Не было тут ни стонущего, ни плачущего – ни отца и матери о детях, ни детей об отце и матери, ни брата о брате, ни сродников о сродниках, но все вместе лежали мертвые. И было всё то за грехи наши».
Батый пошёл дальше, но вслед его пустился мститель – рязанский боярин Евпатий Коловрат, который, вернувшись домой, застал лишь пепелище. Собрал Евпатий дружину в 1700 человек и догнал монголов. «И начали сечь без милости, и смешалися все полки татарские. И стали татары точно пьяные или безумные. И бил их Евпатий так нещадно, что и мечи притуплялись, и брал он мечи татарские и сек ими. Почудилось татарам, что мертвые восстали. Евпатий же, насквозь проезжая сильные полки татарские, бил их нещадно. И ездил средь полков татарских так храбро и мужественно, что и сам царь устрашился». По словам летописи, убить Евпатия смогли лишь из камнеметательных машин, которыми разрушают стены городов.
«Царь же Батый послал за мурзами, и князьями, и санчакбеями, и стали все дивиться храбрости, и крепости, и мужеству воинства рязанского. И сказали они царю: «Мы со многими царями, во многих землях, на многих битвах бывали, а таких удальцов и резвецов не видали, и отцы наши не рассказывали нам…»... И отдал тело Евпатия оставшимся людям из его дружины, которых похватали на побоище. И велел царь Батый отпустить их и ничем не вредить им.»
После уничтожения Рязани ханом Элортаем в конце XIII в. столицей княжества стал город Переяславль Рязанский, который много позже переименовали в Рязань. А старую Рязань так и назвали – Старой Рязанью. Теперь это историко-архитектурный заповедник; причём архитектуры там удалось откопать не много. Старая Рязань находится возле Спасска-Рязанского, в 60 км к юго-востоку от современной Рязани.
Переяславль Рязанский около 1095 г. основал князь Ярослав Святославович, построив церковь Николы Старого. Город был незначительным до 1198 г., когда его укрепил епископ Арсений. А при епископе Василии город сделался столицей княжества.
Муромский епископ Василий, как и многие святые, терпел от клеветы: земляки поверили навету, что епископ держит в своём доме молодую женщину, и изгнали Василия. Что ошиблись, они поняли, увидев, как он удалился от них. Согласно преданию, святитель разостлал по воде Оки свою мантию, ступил на неё с образом Божией Матери в руках и «духом бурным» был принесён в старую Рязань. После чего в Муроме епископская кафедра была упразднена, а в Рязани учреждена. Около 1291 г., после уничтожения старой Рязани Элортаем, епископ, а вместе с ним и столица княжества, перешли в Переяславль Рязанский.
В 1778 г. город переименовали в Рязань и сделали центром губернии.
После посольства Сергия Радонежского рязанские князья следовали воле Москвы. Поэтому, когда князь Феодор Васильевич, владевший большей частью рязанских земель, завещал свой удел Иоанну III, ничего для Рязани не изменилось.
В начале XVI в. посол германского императора Сигизмунд Герберштейн записал: «Среди всех княжеств и областей московского государя первое место по плодородию почвы и всяческому изобилию занимает Рязань».
В то время в Рязани было в изобилии не только земель, но и боеприпасов. В 1521 г. крымский хан Магомет Гирей осадил Москву. В отсутствии царя бояре хотели было обороняться, да оказалось, что мало пороху. Пришлось откупиться, дав хану грамоту с обязательством платить дань. От Москвы Магомет Гирей пришёл к Рязани и объявил московскому наместнику Хабару Симскому, что Московское княжество ему подчинилось, значит, должна подчиниться и Рязань. Хабар ворот не открыл, потребовал грамоту для удостоверения. Получив грамоту, рязанцы открыли пушечный огонь по татарам, столпившимся под стенами кремля. Оценил хан прочность рязанской крепости и оставил город вместе с грамотой московских бояр.
Пока монголы были язычниками и блюли заветы Чингисхана, они с уважением относились к христианству. Став около 1257 г. мусульманами, как свойственно новообращённым, сделались менее терпимы. Ханский баскак и самому рязанскому князю Роману, внуку Олега Игоревича, погибшего в битве с Батыем, предложил переменить веру. Получив отказ, баскак наклеветал хану Темиру, что якобы Роман хулил хана и его веру.
По приказу хана князь Роман в 1270 г. явился в Орду и изъявил свою покорность. Но когда Темир потребовал от Романа принять ислам, тот исповедовал верность христианству и бесстрашие перед телесной смертью. Его смерть была медленной и мучительной. Князь Роман был причислен Церковью к лику святых.
История монастыря связана с историей города, который был заложен епископом Муромским и Рязанским Арсением. Древние летописи говорят о монастыре как о Преображенском, «что внутри города». Во время монголо-татарского нашествия Переславль-Рязанский принял беженцев из разоренной Старой Рязани, а в 1288 сюда перенес свою кафедру святитель Василий Рязанский.
Существует предание, что монастырь был основан в это же время — в конце XIII-го или в начале XIV-го века. Скорее всего обитель была основана при Великом князе Олеге Ивановиче. Об устройстве обители заботился Великий князь Рязанский Иван Васильевич, который в 1467 году своей грамотой пожаловал ей земли.
В 1501 году по новой грамоте князя Федора Васильевича монастырю было подарено село Гавриловское.
Казанский Явленский девичий монастырь в городе Переяславле Рязанском (ныне Рязани) был основан в XVI столетий (точная дата не установлена). Первоначально он был расположен вблизи Архиерейского дома на территории кремля. Улица, которая вела к этому монастырю, проходила между Архангельским собором и Спасо-Преображенским монастырем и называлась Явленской.
«Явленским» монастырь назывался в честь явления иконы Божией Матери в граде Казани. В обители пребывала старинная чтимая Казанская икона Пресвятой Богородицы, список с явленной. Во второй половине XVII столетия, при митрополите Авраамии, была построена каменная Казанская церковь – на месте или около существовавшей там деревянной.
Документальных данных об основании и первых десятилетиях существования монастыря не сохранилось. Легенды связывают его появление с именем Преподобного Сергия Радонежского, приезжавшего в Рязань в 1386 с целью примирения великого князя московского Дмитрия Донского с рязанским князем Олегом. По другой версии, не подтверждённой летописными данными, монастырь был основан в 1208 году рязанским епископом Арсением I (†1212) при князе Романе Глебовиче, как одно из укреплений, создаваемых вокруг Переяславля Рязанского. Во время татаро-монгольского нашествия монастырь неоднократно подвергался разорениям. Храм Святой Живоначальной Троицы монастыря упоминается в документах 1595—1597 и 1628—1629 годов.
Стольник Иван Иванович Вердеревский возобновляет монастырь (1695) и начинает его восстановление: в 1695 году строит на месте деревянного новый каменный храм во имя Пресвятой Живоначальной Троицы, в 1697 — церковь Иоанна Предтечи.
Адрес: 390013, г. Рязань, Московское шоссе, 10. Находится около места впадения речки Павловки в реку Трубеж, в 200 метрах от Московского шоссе.
Сначала Успенским назывался Рождественский собор, построенный на рубеже XIV-XV веков. С годами храм пришел в ветхость, и стал мал для кафедрального собора. Ходатайствовать о строительстве нового Успенского кафедрального собора начал еще в 1677 году митрополит Иосиф, который просил у царя Федора Алексеевича дозволения построить новую соборную церковь на том месте, где была зелейная (пороховая) палата.
Постройка началась в 1684 году, но в ночь на 18 апреля 1692 г. чуть недостроенный собор рухнул по причине неправильных расчетов или слабости грунтов под фундаментом. В 1693 году строительство возобновилось, вчерне собор был окончен к 1699 году: к этому времени делали уже кровлю. Необходимо было только позаботиться об устройстве иконостаса, и в 1699 году приступили к его исполнению артели Сергея Христофорова. Полную же заботу об иконостасе принял на себя преемник удалившегося на покой митрополита Авраамия - митрополит Стефан (Яворский). Ко времени его прибытия в Рязань, Успенский собор не был отделан внутри, иконостас был сооружен в 1701 году.
Христорожде́ственский собо́р Рязанского Кремля (ранее, Успенский собор) – православный кафедральный собор города Рязани. Наряду с Успенским собором - один из двух главных храмов Рязанской митрополии. Является первым каменным зданием на территории Рязанского Кремля, и одним из самых древних из сохранившийся до наших дней зданий Рязанской области.
Заложен в конце XIV века великим князем Олегом Рязанским на территории своего двора и освящён как Успенский собор. При перенесения архиерейской кафедры из Борисова-Глебова в Кремль в 1522 году собор стал кафедральным. После строительство нового здания Успенского собора, был освящён как Христорождественский.
Собор известен с XII в., до наших дней дошла постройка 1686 г. В ограде собора находится крест, указывающий место первого погребения святителя Василия Рязанского.
В соборе находится рака с мощами блаженного Василия Кадомского. Выходец из дворянской семьи, он дал вольную крестьянам и стал вести жизнь нищего аскета. Его не трогали собаки и любили дети. Получая больше пожертвований, чем другие, раздавал неимущим. Имел дар прозорливости. На похороны в 1848 г. стеклось огромное количество людей всех сословий. Блаженный Василий продолжал помогать рязанцам и после смерти, многих исцелил. Одним из его почитателей был физиолог Иван Павлов.
Здесь служил священномученик Иувеналий (Масловский). На рязанскую кафедру архиепископ прибыл в 1928 г. прямо с Соловецких островов.
С Казанского вокзала каждые полтора-два часа. Пересечение с московским метро на ст. «Электрозаводская» и «Выхино». В пути около 4 ч.
Наиболее удобен «экспресс» Москва-Рязань: 3 рейса в день, время в пути – 2 ч 50 мин. Покупка билетов на Казанском вокзале – в 6 зале (первый при входе в вокзал из метро «Комсомольская-радиальная»).
На машине из Москвы в Рязань удобно ехать по М5 через Коломну. 194 км, 3 ч пути.
В городе два железнодорожных вокзала. Между ними – около 1 км по ул. Вокзальная. На Голутвин и Москву идут электрички с обоих вокзалов. С «Рязани-1» в два раза чаще, чем с «Рязани-2». «Экспрессы» Москва Рязань – только с «Рязани-1».
Центральный (Мервинский) автовокзал (Московское шоссе, 34) является междугородным. Расположен в 5 км от центра и в 2 км от ж/д вокзалов. Тел.: (4912) 55-07-26.
Приокский автовокзал (Окское шоссе) является пригородным. Тел.: (4912) 55-07-26.