Свято-Троицкий Ипатьевский мужской монастырь: различия между версиями

Нет описания правки
Нет описания правки
 
(не показано 26 промежуточных версий 5 участников)
Строка 1: Строка 1:
{{Местоположение святыни|локация=57.777668, 40.894369|вид=Монастырь}}
{{Местоположение|локация=57.777668, 40.894369|вид=Монастырь}}
[[Файл:Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь.jpg|мини|справа|Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь]]
[[Файл:Троицкий Ипатьевский монастырь02.jpg|350px|мини|справа|alt=Троицкий Ипатьевский мужской монастырь]]
'''Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь''' — мужской монастырь в западной части Костромы на берегу одноимённой реки недалеко от её впадения в Волгу. Относится к Костромской епархии Русской православной церкви. Обитель сыграла заметную роль в событиях Смутного времени. В честь монастыря названа найденная там Ипатьевская летопись.
 
'''Троицкий Ипатьевский мужской монастырь''' [[Аннотация::основан в начале XIV века в честь священномученика Ипатия Гангрского. Несколько столетий находился на попечении русских царей. При советской власти разграблен и закрыт. Возрожден в 1993 году.]] Находится в западной части Костромы на берегу одноимённой реки недалеко от её впадения в Волгу. Относится к Костромской епархии Русской Православной Церкви. Обитель сыграла заметную роль в событиях Смутного времени. В честь монастыря названа найденная там Ипатьевская летопись.


== Расположение ==
== Расположение ==
Впервые в летописи упоминается в 1432 году,
Впервые в летописи упоминается в 1432 году, но основан, возможно, был гораздо раньше. Территория монастыря состоит из двух частей: Старого и Нового города. Оба участка обнесены высокими каменными стенами. Старый город имеет форму неправильного пятиугольника. Композиционный центр монастыря — монументальный пятиглавый Троицкий собор; рядом стоит звонница.
<nowiki> </nowiki>но основан, возможно, был гораздо раньше. Территория монастыря состоит  
из двух частей: Старого и Нового города. Оба участка обнесены высокими  
каменными стенами. Старый город имеет форму неправильного пятиугольника.
<nowiki> </nowiki>Композиционный центр монастыря — монументальный пятиглавый Троицкий  
собор; рядом стоит звонница.


В послевоенное время к стенам монастыря со всей Костромской области были свезены памятники деревянного зодчества и создан музей под открытым небом. За ним раскинулась Ипатьевская слобода, в старину принадлежавшая монастырю; там сохранилась пятиглавая церковь святого апостола Иоанна Богослова (XVII век).
В послевоенное время к стенам монастыря со всей Костромской области были свезены памятники деревянного зодчества и создан музей под открытым небом. За ним раскинулась Ипатьевская слобода, в старину принадлежавшая монастырю; там сохранилась пятиглавая церковь святого апостола Иоанна Богослова (XVII век).
Строка 15: Строка 11:
== История ==
== История ==
=== Основание монастыря ===
=== Основание монастыря ===
Согласно наиболее общепринятой версии, монастырь основан около 1330 года татарским мурзою Четом, родоначальником рода Годуновых и Сабуровых, бежавшим из Золотой Орды к Ивану Калите и принявшим в Москве крещение под именем Захария. В этом месте ему было видение Божьей Матери с предстоящими апостолом Филиппом и священномучеником Ипатием Гангрским,
Согласно наиболее общепринятой версии, монастырь основан около 1330 года татарским мурзою Четом, родоначальником рода Годуновых и Сабуровых, бежавшим из Золотой Орды к Ивану Калите и принявшим в Москве крещение под именем Захария. В этом месте ему было видение Божьей Матери с предстоящими апостолом Филиппом и священномучеником Ипатием Гангрским, результатом которого стало его исцеление от болезни. В благодарность за исцеление на этом месте был основан монастырь. Первоначально был построен храм Святой Троицы, затем храм Рождества Богородицы, несколько келий и мощная дубовая стена. Вокруг располагались жилые и хозяйственные постройки. Все строения были деревянными.
<nowiki> </nowiki>результатом которого стало его исцеление от болезни. В благодарность за
<nowiki> </nowiki>исцеление на этом месте был основан монастырь. Первоначально был  
построен храм Святой Троицы, затем храм Рождества Богородицы, несколько  
келий и мощная дубовая стена. Вокруг располагались жилые и хозяйственные
<nowiki> </nowiki>постройки. Все строения были деревянными.


Согласно менее известной версии, монастырь основал в 1275 году князь Василий Ярославич, брат Александра Невского,
Согласно менее известной версии, монастырь основал в 1275 году князь Василий Ярославич, брат Александра Невского, ставший уже великим князем владимирским, но предпочитавший жить в Костроме. Так же деяния Василия Ярославича приписываются легендарному князю XIII века Василию по прозвищу Квашня.
<nowiki> </nowiki>ставший уже великим князем владимирским, но предпочитавший жить в  
Костроме. Так же деяния Василия Ярославича приписываются легендарному  
князю XIII века Василию по прозвищу Квашня.


После смерти князя Василия и упразднения Костромского княжества монастырь попал под покровительство рода Годуновых, возвысившегося в середине XVI века. Годуновы, как и некоторые другие знатные боярские роды (Захарьины, Вельяминовы, Сабуровы, Шеины), считали Захарию (Чета) родоначальником. Его представители становятся ктиторами
После смерти князя Василия и упразднения Костромского княжества монастырь попал под покровительство рода Годуновых, возвысившегося в середине XVI века. Годуновы, как и некоторые другие знатные боярские роды (Захарьины, Вельяминовы, Сабуровы, Шеины), считали Захарию (Чета) родоначальником. Его представители становятся ктиторами Ипатьевского монастыря. На территории монастыря расположена усыпальница этого древнего и знаменитого боярского рода, в том числе могилы отца и матери Бориса Годунова.
<nowiki> </nowiki>Ипатьевского монастыря. На территории монастыря расположена усыпальница
<nowiki> </nowiki>этого древнего и знаменитого боярского рода, в том числе могилы отца и  
матери Бориса Годунова.


В этот период происходит бурное развитие монастыря. Только с 1586 по  
В этот период происходит бурное развитие монастыря. Только с 1586 по 1591 г. монастырь получил от Годуновых 1 тысячу рублей и несколько сёл. В результате земельный фонд монастыря вырос вчетверо, и к 1600 г. обитель стала четвёртой среди всех российских монастырей-землевладельцев, владея более чем 400 селами.
1591 г. монастырь получил от Годуновых 1 тысячу рублей и несколько сёл. В
<nowiki> </nowiki>результате земельный фонд монастыря вырос вчетверо, и к 1600 г. обитель
<nowiki> </nowiki>стала четвёртой среди всех российских монастырей-землевладельцев,  
владея более чем 400 селами.


На средства Дмитрия Ивановича Годунова, дяди будущего царя Бориса Годунова
На средства Дмитрия Ивановича Годунова, дяди будущего царя Бориса Годунова вокруг монастыря были возведены каменные стены с шестью башнями и заложен Троицкий собор с приделами во имя апостола Филиппа и священномученика Ипатия Гангрского. В 1564 году завершилось строительство зимней церкви Рождества Пресвятой Богородицы с приделом святителя Иоанна Златоуста. Над Святыми вратами в 1595—1597 годах возводится храм, посвященный священномученикам Феодору Стратилату и Ирине — небесным покровителям царя Фёдора Иоанновича и его супруги царицы Ирины Фёдоровны, родной сестры Бориса Годунова. Возводятся каменные звонница, кельи настоятеля и монастырского эконома. Кроме этого, Годуновыми были сделаны многочисленные пожертвования церковных книг и утвари. В монастыре были созданы мастерская живописи и большая библиотека книг и рукописей.
<nowiki> </nowiki>вокруг монастыря были возведены каменные стены с шестью башнями и  
заложен Троицкий собор с приделами во имя апостола Филиппа и  
священномученика Ипатия Гангрского. В 1564 году
<nowiki> </nowiki>завершилось строительство зимней церкви Рождества Пресвятой Богородицы с
<nowiki> </nowiki>приделом святителя Иоанна Златоуста. Над Святыми вратами в 1595—1597  
годах возводится храм, посвященный священномученикам Феодору Стратилату и Ирине — небесным покровителям царя Фёдора Иоанновича и его супруги царицы Ирины Фёдоровны, родной сестры Бориса Годунова. Возводятся каменные звонница, кельи настоятеля и монастырского эконома.
<nowiki> </nowiki>Кроме этого, Годуновыми были сделаны многочисленные пожертвования  
церковных книг и утвари. В монастыре были созданы мастерская живописи и  
большая библиотека книг и рукописей.


Благодаря усилиям Годуновых к концу XVI века монастырь получил особую
Благодаря усилиям Годуновых к концу XVI века монастырь получил особую значимость в политической и духовной жизни средневековой Руси. Современники нередко называли обитель «Преименитой Лаврой», а настоятелю монастыря игумену Иакову в 1599 году был пожалован сан архимандрита, что подчеркивало особую церковную и государственную значимость обители.
<nowiki> </nowiki>значимость в политической и духовной жизни средневековой Руси.  
Современники нередко называли обитель «Преименитой Лаврой», а настоятелю
<nowiki> </nowiki>монастыря игумену Иакову в 1599 году был пожалован сан архимандрита, что подчеркивало особую церковную и государственную значимость обители.  


=== Смутное время ===
=== Смутное время ===
В годы Смуты монастырь переживает период упадка: после обращения царя Василия Шуйского за финансовой помощью для войны с Иваном Болотниковым и Тушинским вором архимандрит обители Феодосий и игумен соседнего костромского Богоявленского монастыря Арсений в октябре 1608 года отправились в Тушино, где и принесли присягу Лжедмитрию II. С этого времени монастырь находится в руках сторонников Лжедмитрия II и патриарха Филарета.  
В годы Смуты монастырь переживает период упадка: после обращения царя Василия Шуйского за финансовой помощью для войны с Иваном Болотниковым и Тушинским вором архимандрит обители Феодосий и игумен соседнего костромского Богоявленского монастыря Арсений в октябре 1608 года отправились в Тушино, где и принесли присягу Лжедмитрию II. С этого времени монастырь находится в руках сторонников Лжедмитрия II и патриарха Филарета.


В конце февраля 1609 года
В конце февраля 1609 года костромичи восстали, перебили тушинский гарнизон и осадили Ипатьевскую обитель. Однако взять ее сразу не удалось — она представляла собой сильную крепость, окруженную мощными каменными стенами, на которых были установлены 27 пушек. В конце апреля к монастырю подошло войско Василия Шуйского во главе с мангазейским воеводой Давыдом Жеребцовым и приступило к осадным работам. В мае того года пан Лисовский, сняв часть войска из-под Троицы, попытался деблокировать Ипатьевский монастырь, но потерпел неудачу. Тем не менее костромская цитадель была захвачена Жеребцовым лишь в сентябре 1609 года. В кельях монастыря, построенных в 1583 году, с осени 1612 года жили юный Михаил Романов со своей матерью монахиней Марфой. 13 марта 1613 года в монастырь прибыло посольство Земского собора, избравшего 16-летнего Михаила царём, во главе с архиепископом рязанским Феодоритом, келарём Троице-Сергиева монастыря Авраамием Палицыным и боярином Фёдором Ивановичем Шереметевым. 14 марта 1613 года в Троицком соборе Ипатьевского монастыря был совершён торжественный обряд призвания на царство Михаила Романова, положивший конец Смутному времени.
<nowiki> </nowiki>костромичи восстали, перебили тушинский гарнизон и осадили Ипатьевскую  
обитель. Однако взять ее сразу не удалось — она представляла собой  
сильную крепость, окруженную мощными каменными стенами, на которых были  
установлены 27 пушек. В конце апреля к монастырю подошло войско Василия  
Шуйского во главе с мангазейским воеводой Давыдом Жеребцовым и приступило к осадным работам. В мае того года пан Лисовский, сняв часть войска из-под Троицы,
<nowiki> </nowiki>попытался деблокировать Ипатьевский монастырь, но потерпел неудачу. Тем
<nowiki> </nowiki>не менее костромская цитадель была захвачена Жеребцовым лишь в сентябре
<nowiki> </nowiki>1609 года.  
В кельях монастыря, построенных в 1583 году, с осени 1612 года жили юный Михаил Романов со своей матерью монахиней Марфой. 13 марта 1613 года в монастырь прибыло посольство Земского собора, избравшего 16-летнего Михаила царём, во главе с архиепископом рязанским Феодоритом, келарём Троице-Сергиева монастыря Авраамием Палицыным и боярином Фёдором Ивановичем Шереметевым. 14 марта 1613 года в Троицком соборе Ипатьевского монастыря был совершён торжественный обряд призвания на царство Михаила Романова, положивший конец Смутному времени.


=== Колыбель династии Романовых ===
=== Колыбель династии Романовых ===
Царская династия Романовых началась обрядом призвания на царство в Ипатьевском монастыре и закончилась расстрелом царской семьи в Ипатьевском же доме (в Екатеринбурге).
Царская династия Романовых началась обрядом призвания на царство в Ипатьевском монастыре и закончилась расстрелом царской семьи в Ипатьевском же доме (в Екатеринбурге).


При Романовых монастырь как «колыбель династии» занял  
При Романовых монастырь как «колыбель династии» занял привилегированное положение, история родовой обители Годуновых тесно переплелась с историей царствующего дома Романовых, которые стали щедрыми покровителями Ипатьевской обители. Члены царской семьи почитали Ипатьевский монастырь как свою фамильную святыню. При вступлении на престол каждый из царей считал своим долгом посетить обитель и сделать щедрые вклады.
привилегированное положение, история родовой обители Годуновых тесно  
переплелась с историей царствующего дома Романовых, которые стали  
щедрыми покровителями Ипатьевской обители. Члены царской семьи почитали  
Ипатьевский монастырь как свою фамильную святыню. При вступлении на  
престол каждый из царей считал своим долгом посетить обитель и сделать  
щедрые вклады.


По указу Михаила Фёдоровича Романова вдоль западной стены был  
По указу Михаила Фёдоровича Романова вдоль западной стены был отстроен Новый город. Он был обнесён высокими стенами с двумя воротами и тремя башнями: двумя наугольными и надвратной, средней между ними. Последняя (известная также как «Зелёная» по цвету черепичной крыши) с восьмигранным каменным шатром была заложена в месте, где 19 марта 1613 года остановился крестный ход, провожавший Михаила Фёдоровича в Москву после его избрания на царство.
отстроен Новый город. Он был обнесён высокими стенами с двумя воротами и
<nowiki> </nowiki>тремя башнями: двумя наугольными и надвратной, средней между ними.  
Последняя (известная также как «Зелёная» по цвету черепичной крыши) с  
восьмигранным каменным шатром была заложена в месте, где 19 марта 1613  
года остановился крестный ход, провожавший Михаила Фёдоровича в Москву после его избрания на царство.


Однако взрыв порохового погреба, разрушивший в 1649 году Троицкий  
Однако взрыв порохового погреба, разрушивший в 1649 году Троицкий собор, мало что оставил от вкладных икон предшествующего времени. Вновь выстроенный собор значительно превосходил по размерам погибшую церковь. В 1685 году он был расписан артелью мастеров-изографов под руководством Гурия Никитина. Фрески собора — одно из замечательных произведений фресковой живописи второй половины XVII века, уникальные по своему исполнению, композиции и разнообразию сюжетов.
собор, мало что оставил от вкладных икон предшествующего времени. Вновь  
выстроенный собор значительно превосходил по размерам погибшую церковь. В
<nowiki> </nowiki>1685 году он был расписан артелью мастеров-изографов под руководством Гурия Никитина.
<nowiki> </nowiki>Фрески собора — одно из замечательных произведений фресковой живописи  
второй половины XVII века, уникальные по своему исполнению, композиции и
<nowiki> </nowiki>разнообразию сюжетов.


В 1767 году к приезду в Кострому императрицы Екатерины II в северном прясле
В 1767 году к приезду в Кострому императрицы Екатерины II в северном прясле крепостной стены были устроены Екатерининские ворота, ставшие основным входом в монастырь. Нарядное и яркое по формам сооружение в стиле барокко оформлено триумфальными арками. На внешнем фасаде в основании высокого аттика размещен лепной картуш с монограммой Екатерины II. Со стороны Старого города ворота украшены фронтоном с рельефным изображением «всевидящего ока».
<nowiki> </nowiki>крепостной стены были устроены Екатерининские ворота, ставшие основным  
входом в монастырь. Нарядное и яркое по формам сооружение в стиле барокко оформлено триумфальными арками. На внешнем фасаде в основании высокого аттика размещен лепной картуш с монограммой Екатерины II. Со стороны Старого города ворота украшены фронтоном с рельефным изображением «всевидящего ока».  


В 1839 году в центре Старого города на монастырской площади была  
В 1839 году в центре Старого города на монастырской площади была поставлена памятная колонна в память знаменитых событий и лиц, оставивших след в истории Ипатьевского монастыря.
поставлена памятная колонна в память знаменитых событий и лиц,  
оставивших след в истории Ипатьевского монастыря.


В 1837—1863 гг. под руководством архитектора К. А. Тона
В 1837—1863 гг. под руководством архитектора К. А. Тона была проведена масштабная реконструкция монастыря. Вдоль стен по низкому берегу реки Костромы был возведен т. н. «обруб» — плотинное сооружение, защищавшее монастырские здания и крепостные сооружения от затопления во время весенних разливов. К. А. Тон заново оформил фасад монастыря, спроектировал шатровую церковь святых мучеников Хрисанфа и Дарии над Святыми воротами (со стороны реки Костромы) и соединенный с Троицким собором пятиглавый в византийско-русском стиле храм Рождества Пресвятой Богородицы (уничтожен в 1934 году). Тогда же под видом реставрации были надстроены Романовские палаты и возведена «царская лестница» с широким маршем на второй этаж. Стены второго этажа снаружи расписаны «в шашку». Интерьер постройки украсили изразцовые печи, выполненные по проекту Ф. Ф. Рихтера.
<nowiki> </nowiki>была проведена масштабная реконструкция монастыря. Вдоль стен по  
низкому берегу реки Костромы был возведен т. н. «обруб» — плотинное  
сооружение, защищавшее монастырские здания и крепостные сооружения от  
затопления во время весенних разливов. К. А. Тон заново оформил фасад  
монастыря, спроектировал шатровую церковь святых мучеников Хрисанфа и  
Дарии над Святыми воротами (со стороны реки Костромы) и соединенный с Троицким собором пятиглавый в византийско-русском
<nowiki> </nowiki>стиле храм Рождества Пресвятой Богородицы (уничтожен в 1934 году).  
Тогда же под видом реставрации были надстроены Романовские палаты и  
возведена «царская лестница» с широким маршем на второй этаж. Стены  
второго этажа снаружи расписаны «в шашку». Интерьер постройки украсили  
изразцовые печи, выполненные по проекту Ф. Ф. Рихтера.


В мае 1913 года монастырь стал средоточием празднования трёхсотлетия дома Романовых. Во время празднования юбилея в монастырь приезжал Николай II и жил в специально построенном для него деревянном доме, возведённом за стенами обители.
В мае 1913 года монастырь стал средоточием празднования трёхсотлетия дома Романовых. Во время празднования юбилея в монастырь приезжал Николай II и жил в специально построенном для него деревянном доме, возведённом за стенами обители.


=== Советский период ===
=== Советский период ===
После Октябрьской революции,
После Октябрьской революции, в 1919 году, монастырь был упразднён, а его материальные ценности национализированы. Большая часть монастырской ризницы комиссиями Гохрана была вывезена в Москву, остатки поступили на хранение в Костромской краеведческий музей.
<nowiki> </nowiki>в 1919 году, монастырь был упразднён, а его материальные ценности  
национализированы. Большая часть монастырской ризницы комиссиями Гохрана была вывезена в Москву, остатки поступили на хранение в Костромской краеведческий музей.


Монастырские постройки были приспособлены для жительства рабочих  
Монастырские постройки были приспособлены для жительства рабочих костромских текстильных предприятий, тут же размещались детский приют и военные казармы, были устроены стадион и танцплощадка. Во время массового уничтожения костромских храмов в 1934 году был разрушен храм Рождества Пресвятой Богородицы.
костромских текстильных предприятий, тут же размещались детский приют и  
военные казармы, были устроены стадион и танцплощадка. Во время  
массового уничтожения костромских храмов в 1934 году был разрушен храм  
Рождества Пресвятой Богородицы.


В середине 1950-х годов общежития в монастырских корпусах расселили, а в 1958 году в Ипатьевском монастыре создан Костромской государственный историко-архитектурный музей-заповедник. Работы, произведённые костромской реставрационной мастерской, позволили освободить древние постройки от позднейших искажений.
В середине 1950-х годов общежития в монастырских корпусах расселили, а в 1958 году в Ипатьевском монастыре создан Костромской государственный историко-архитектурный музей-заповедник. Работы, произведённые костромской реставрационной мастерской, позволили освободить древние постройки от позднейших искажений.


В середине 1950-х при затоплении Костромской низины в Новый город монастыря были перевезены Спасо-Преображенская церковь из села Спас-Вёжи и четыре бани (д. Ведёрки), ставшие первыми экспонатами нового музея деревянного зодчества.
В середине 1950-х при затоплении Костромской низины в Новый город монастыря были перевезены Спасо-Преображенская церковь из села Спас-Вёжи и четыре бани (д. Ведёрки), ставшие первыми экспонатами нового музея деревянного зодчества. В конце 1960-х гг. музейный комплекс существенно расширился на участке к югу от монастыря, на мысу, образованном впадением реки Костромы в Волгу. Выстроенные вдоль левого берега речки Игуменки церкви, жилые дома и всевозможные хозяйственные постройки формируют композиционный стержень музейного комплекса
<nowiki> </nowiki>В конце 1960-х гг. музейный комплекс существенно расширился на участке к
<nowiki> </nowiki>югу от монастыря, на мысу, образованном впадением реки Костромы в  
Волгу. Выстроенные вдоль левого берега речки Игуменки церкви, жилые дома
<nowiki> </nowiki>и всевозможные хозяйственные постройки формируют композиционный  
стержень музейного комплекса


В 1980-е гг. вокруг монастыря не раз проходили киносъёмки. Архитектурный ансамбль можно видеть в таких фильмах, как «Жестокий романс» Эльдара Рязанова и «Очи чёрные» Никиты Михалкова. В 1986 году автопешеходный мост через реку Кострому соединил территорию Ипатьевской слободы с центральной частью города.
В 1980-е гг. вокруг монастыря не раз проходили киносъёмки. Архитектурный ансамбль можно видеть в таких фильмах, как «Жестокий романс» Эльдара Рязанова и «Очи чёрные» Никиты Михалкова. В 1986 году автопешеходный мост через реку Кострому соединил территорию Ипатьевской слободы с центральной частью города.


23 ноября 1989 года состоялось первое после закрытия монастыря богослужение, в 1991 году была зарегистрирована Свято-Троицкая Ипатьевская монашеская община.  
23 ноября 1989 года состоялось первое после закрытия монастыря богослужение, в 1991 году была зарегистрирована Свято-Троицкая Ипатьевская монашеская община.
 
== Современное состояние ==
Духовная жизнь в Ипатьевской обители возродилась, ежедневно совершаются богослужения, число братии около 25 человек. Монастырские службы идут в Троицком соборе в возрожденном храме святых мучеников Хрисанфа и Дарии (построен в 1841-1863 гг.). Крупные реставрационные работы возвратили монастырю его первоначальное великолепие.
 
На территории Ипатьевского монастыря создан Историко-археологический музей Костромской епархии Русской православной Церкви. Открыты новые выставки и экспозиции:
 
* Троицкий собор Ипатьевского монастыря – главный храм является открытой экспозицией выдающихся произведений церковного искусства: иконописи, монументальной живописи, русского прикладного искусства.
 
* «Вклады боярского и царского рода Годуновых в Ипатьевский монастырь», на которой представлено около 60 выдающихся произведений церковного искусства, издревле принадлежавших Костромскому Ипатьевскому монастырю и вложенных в обитель представителями боярского и царского рода Годуновых.;
 
* «Церковные древности Костромской земли. Сокровища русского прикладного искусства XVII – XIX веков», включающая уникальные экспонаты, некогда имевшие употребление в литургической жизни храмов и монастырей Костромской земли. Многие из этих предметов имеют художественную и историческую ценность мирового значения.
 
* «Ипатьевский монастырь – колыбель Дома Романовых» о связях обители с царствовавшей в России династией Романовых.


== Архитектурный ансамбль Ипатьевского монастыря ==
== Архитектурный ансамбль Ипатьевского монастыря ==
* Троицкий соборный храм (1650—1652).
* Троицкий соборный храм (1650—1652)
* Церковь Рождества Пресвятой Богородицы (восстановлена в 2015 году)
* Звонница (1603—1605)
* Звонница (1603—1605)
* Архиерейский корпус (XVIII в.) со Святыми воротами и надвратной церковью великомучеников Хрисанфа и Дарии (сер. XIX в.)
* Архиерейский корпус (XVIII в.) со Святыми воротами и надвратной церковью великомучеников Хрисанфа и Дарии (сер. XIX в.)
Строка 153: Строка 84:
* Стены и башни Старого города (Кузнечная, Пороховая, Водяная, Воскобойная, Квасная) (XVI—XVII вв.)
* Стены и башни Старого города (Кузнечная, Пороховая, Водяная, Воскобойная, Квасная) (XVI—XVII вв.)
* Стены и башни Нового города (XVII в.)
* Стены и башни Нового города (XVII в.)
В 2008 году Президент РФ Дмитрий Медведев в ходе посещения монастыря
дал поручение восстановить церковь Рождества Пресвятой Богородицы в
первозданном виде. К началу 2015 года закончены основные строительные
работы.


== Святые ==
== Святые ==
Строка 162: Строка 89:


== Святыни ==
== Святыни ==
* «Тихвинская» икона Божией Матери
* Чудотворная Тихвинская икона Божией Матери
* Частица ризы Господней
* Частица мощей священномученика Ипатия, епископа Гангрского
* Часть главы блаженного Симона Юрьевецкого


== Видео ==
== Престольные праздники ==
<youtube>https://www.youtube.com/watch?v=oEpmyTTSAlchttps://www.youtube.com/watch?v=oEpmyTTSAlc</youtube>
 
'''[[Престольный праздник::День Святой Троицы]]''' - [https://azbyka.ru/days/prazdnik-den-svjatoj-troicy-pj.. 50-й день после Пасхи]
 
'''[[Престольный праздник::Рождество Пресвятой Богородицы]]''' - [https://azbyka.ru/days/prazdnik-rozhdestvo-presvjatoj.. 21 сентября]


== Как добраться ==
== Как добраться ==
'''Проезд:''' Монастырь находится в Костроме, в ее заречной части - Ипатьевской слободе. Сначала нужно добраться до Костромы - поездом, автобусом или личным автотранспоротом. Автобус или маршрутка №14, которая должна довезти вас до Ипатия, останавливается прямо напротив автовокзала. Если вы приехали в древнюю Кострому на поезде, пройдите 150 метров до Советской улицы и, не переходя ее, увидите автобусную остановку. Остановка же, до которой вам нужно следовать, называется "Ипатьевская слобода". Она будет первой после переезда через реку Кострому.
'''Адрес''': 156004, г. Кострома, ул. Просвещения, 1
 
'''Проезд:'''


Для автомобилистов: из центра города (то есть с центральной площади) выезжаете по улице Текстильщиков, поворачиваете на Пятницкую улицу, а с нее — на улицу Островского (первый поворот направо). Эта улица выведет вас к мосту через реку, а за ней уже виден Ипатьевский монастырь.
* На автомобиле дорога из столицы до Костромы занимает 4,5-5 часов (346 км) и проходит по Ярославскому шоссе и трассе М 8 (Холмогоры). В Костроме по автомобильному мосту нужно переехать на левый берег Волги и повернуть на ул. Советская. По ней, проспекту Текстильщиков и ул. Островского следует подъехать к автомобильному мосту через приток Волги - реку Кострому. Ипатьевская слобода расположена на правом берегу реки Кострома, и к ней ведет Береговая улица.


'''Адрес:''' г. Кострома, ул. Просвещения, д. 1.
* На поезде или автобусе. От Ярославского вокзала в Москве до Костромы поезда доходят за 6,04-6,35 часа. Кроме того, от Центрального автовокзала столицы, расположенного возле станции метро «Щелковская», до Костромы можно добраться на рейсовых автобусах (7 рейсов в день). Путь этот занимает 6,5 часа. Костромской автовокзал удален от железнодорожного вокзала на 1 км. От городского автовокзала до монастыря ходят автобус и маршрутное такси № 14. Также до Ипатьевской слободы доходят маршрутные автобусы № 4, 8, 11 и 38.


'''Тел.:''' (4942) 37-22-41 (секретарь), (4942) 31-25-89 (паломнический отдел), (4942) 31-75-91 (музей)
'''Телефоны:''' [tel:+74942372241 +7 (4942) 37-22-41] (секретарь), [tel:+74942312589 +7 (4942) 31-25-89] (паломнический отдел), [tel:+74942317591 +7 (4942) 31-75-91] (музей)


[http://ipatievsky-monastery.ru/ Официальный сайт.]
'''Электронная почта:''' [mailto:ipatievsky@yandex.ru ipatievsky@yandex.ru], [mailto:ipatii_palom@mail.ru ipatii_palom@mail.ru].


E-mail: ipatievsky@yandex.ru, ipatii_palom@mail.ru.
== Паломнику ==
Вxод на территорию и в Троицкий собор бесплатный. Взимается плата за посещение экспозиций Церковного Историко-археологического музея.


== Расписание богослужений ==
=== Расписание богослужений ===
Расписание богослужений в Ипатьевском монастыре [http://ipatievsky-monastery.ru/index.php/raspisanie постоянно обновляется на официальном сайте обители].
Расписание богослужений в Ипатьевском монастыре [http://ipatievsky-monastery.ru/index.php/raspisanie постоянно обновляется на официальном сайте обители].


== Информация для паломников ==
== Фото ==
Вxод на территорию и в Троицкий собор бесплатный. Взимается плата за
 
посещение экспозиций Церковного Историко-археологического музея:
<gallery>
<nowiki> </nowiki>взрослым 100 руб., иностранным гражданам 130 руб., плата за фотосъёмку
Ипатьевский монастырь в 1909 г.jpg|Троицкий Ипатьевский мужской монастырь в 1909 г.
составляет 100 руб., есть скидки для студентов, школьников и пенсионеров
Успенский собор Ипатьевского.jpg|Троицкий собор
<nowiki> </nowiki>(на 9 марта 2013 г).
Фреска Троицкого собора Ипатьевского.jpg|Фреска Троицкого собора
Троицкий_Ипатьевский_монастырь1.jpg
Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь.jpg
</gallery>
 
== Видео ==
{{#ev:youtube|http://www.youtube.com/watch?v=a2V_5flCSns|350|left||frame}}
{{#ev:youtube|http://www.youtube.com/watch?v=oEpmyTTSAlc|350|left||frame}}
{{#ev:youtube|http://www.youtube.com/watch?v=i5xKEHMdgiA|350|left||frame}}


== Ссылки ==
== Ссылки ==
* [http://ipatievsky-monastery.ru/ Официальный сайт]
* [https://azbyka.org/palomnik/images/b/b1/Историко-статистическое_описание_Костромского_первоклассного_кафедрального_Ипатиевского_монастыря_compressed.pdf Историко-статистическое описаніе Костромскаго первокласснаго каѳедральнаго Ипатіевскаго монастыря (1870 год, 305 страниц)]
* [http://kostroma.ru/god/monastyri/Ipatii/index.aspx Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь. Справочная информация]
* [http://www.kostroma.orthodoxy.ru/ Свято-Троицкий Ипатьевский мужской монастырь, Костромская епархия]
* [http://russian-church.ru/viewpage.php?cat=kostroma&page=11 Свято-Троицкий Ипатьевский мужской монастырь. История]
{{SEO|в Ипатьевский Свято-Троицкий монастырь|Костромской области}}

Текущая версия от 00:02, 29 января 2023

Идёт загрузка карты…
Троицкий Ипатьевский мужской монастырь

Троицкий Ипатьевский мужской монастырь основан в начале XIV века в честь священномученика Ипатия Гангрского. Несколько столетий находился на попечении русских царей. При советской власти разграблен и закрыт. Возрожден в 1993 году. Находится в западной части Костромы на берегу одноимённой реки недалеко от её впадения в Волгу. Относится к Костромской епархии Русской Православной Церкви. Обитель сыграла заметную роль в событиях Смутного времени. В честь монастыря названа найденная там Ипатьевская летопись.

Расположение

Впервые в летописи упоминается в 1432 году, но основан, возможно, был гораздо раньше. Территория монастыря состоит из двух частей: Старого и Нового города. Оба участка обнесены высокими каменными стенами. Старый город имеет форму неправильного пятиугольника. Композиционный центр монастыря — монументальный пятиглавый Троицкий собор; рядом стоит звонница.

В послевоенное время к стенам монастыря со всей Костромской области были свезены памятники деревянного зодчества и создан музей под открытым небом. За ним раскинулась Ипатьевская слобода, в старину принадлежавшая монастырю; там сохранилась пятиглавая церковь святого апостола Иоанна Богослова (XVII век).

История

Основание монастыря

Согласно наиболее общепринятой версии, монастырь основан около 1330 года татарским мурзою Четом, родоначальником рода Годуновых и Сабуровых, бежавшим из Золотой Орды к Ивану Калите и принявшим в Москве крещение под именем Захария. В этом месте ему было видение Божьей Матери с предстоящими апостолом Филиппом и священномучеником Ипатием Гангрским, результатом которого стало его исцеление от болезни. В благодарность за исцеление на этом месте был основан монастырь. Первоначально был построен храм Святой Троицы, затем храм Рождества Богородицы, несколько келий и мощная дубовая стена. Вокруг располагались жилые и хозяйственные постройки. Все строения были деревянными.

Согласно менее известной версии, монастырь основал в 1275 году князь Василий Ярославич, брат Александра Невского, ставший уже великим князем владимирским, но предпочитавший жить в Костроме. Так же деяния Василия Ярославича приписываются легендарному князю XIII века Василию по прозвищу Квашня.

После смерти князя Василия и упразднения Костромского княжества монастырь попал под покровительство рода Годуновых, возвысившегося в середине XVI века. Годуновы, как и некоторые другие знатные боярские роды (Захарьины, Вельяминовы, Сабуровы, Шеины), считали Захарию (Чета) родоначальником. Его представители становятся ктиторами Ипатьевского монастыря. На территории монастыря расположена усыпальница этого древнего и знаменитого боярского рода, в том числе могилы отца и матери Бориса Годунова.

В этот период происходит бурное развитие монастыря. Только с 1586 по 1591 г. монастырь получил от Годуновых 1 тысячу рублей и несколько сёл. В результате земельный фонд монастыря вырос вчетверо, и к 1600 г. обитель стала четвёртой среди всех российских монастырей-землевладельцев, владея более чем 400 селами.

На средства Дмитрия Ивановича Годунова, дяди будущего царя Бориса Годунова вокруг монастыря были возведены каменные стены с шестью башнями и заложен Троицкий собор с приделами во имя апостола Филиппа и священномученика Ипатия Гангрского. В 1564 году завершилось строительство зимней церкви Рождества Пресвятой Богородицы с приделом святителя Иоанна Златоуста. Над Святыми вратами в 1595—1597 годах возводится храм, посвященный священномученикам Феодору Стратилату и Ирине — небесным покровителям царя Фёдора Иоанновича и его супруги царицы Ирины Фёдоровны, родной сестры Бориса Годунова. Возводятся каменные звонница, кельи настоятеля и монастырского эконома. Кроме этого, Годуновыми были сделаны многочисленные пожертвования церковных книг и утвари. В монастыре были созданы мастерская живописи и большая библиотека книг и рукописей.

Благодаря усилиям Годуновых к концу XVI века монастырь получил особую значимость в политической и духовной жизни средневековой Руси. Современники нередко называли обитель «Преименитой Лаврой», а настоятелю монастыря игумену Иакову в 1599 году был пожалован сан архимандрита, что подчеркивало особую церковную и государственную значимость обители.

Смутное время

В годы Смуты монастырь переживает период упадка: после обращения царя Василия Шуйского за финансовой помощью для войны с Иваном Болотниковым и Тушинским вором архимандрит обители Феодосий и игумен соседнего костромского Богоявленского монастыря Арсений в октябре 1608 года отправились в Тушино, где и принесли присягу Лжедмитрию II. С этого времени монастырь находится в руках сторонников Лжедмитрия II и патриарха Филарета.

В конце февраля 1609 года костромичи восстали, перебили тушинский гарнизон и осадили Ипатьевскую обитель. Однако взять ее сразу не удалось — она представляла собой сильную крепость, окруженную мощными каменными стенами, на которых были установлены 27 пушек. В конце апреля к монастырю подошло войско Василия Шуйского во главе с мангазейским воеводой Давыдом Жеребцовым и приступило к осадным работам. В мае того года пан Лисовский, сняв часть войска из-под Троицы, попытался деблокировать Ипатьевский монастырь, но потерпел неудачу. Тем не менее костромская цитадель была захвачена Жеребцовым лишь в сентябре 1609 года. В кельях монастыря, построенных в 1583 году, с осени 1612 года жили юный Михаил Романов со своей матерью монахиней Марфой. 13 марта 1613 года в монастырь прибыло посольство Земского собора, избравшего 16-летнего Михаила царём, во главе с архиепископом рязанским Феодоритом, келарём Троице-Сергиева монастыря Авраамием Палицыным и боярином Фёдором Ивановичем Шереметевым. 14 марта 1613 года в Троицком соборе Ипатьевского монастыря был совершён торжественный обряд призвания на царство Михаила Романова, положивший конец Смутному времени.

Колыбель династии Романовых

Царская династия Романовых началась обрядом призвания на царство в Ипатьевском монастыре и закончилась расстрелом царской семьи в Ипатьевском же доме (в Екатеринбурге).

При Романовых монастырь как «колыбель династии» занял привилегированное положение, история родовой обители Годуновых тесно переплелась с историей царствующего дома Романовых, которые стали щедрыми покровителями Ипатьевской обители. Члены царской семьи почитали Ипатьевский монастырь как свою фамильную святыню. При вступлении на престол каждый из царей считал своим долгом посетить обитель и сделать щедрые вклады.

По указу Михаила Фёдоровича Романова вдоль западной стены был отстроен Новый город. Он был обнесён высокими стенами с двумя воротами и тремя башнями: двумя наугольными и надвратной, средней между ними. Последняя (известная также как «Зелёная» по цвету черепичной крыши) с восьмигранным каменным шатром была заложена в месте, где 19 марта 1613 года остановился крестный ход, провожавший Михаила Фёдоровича в Москву после его избрания на царство.

Однако взрыв порохового погреба, разрушивший в 1649 году Троицкий собор, мало что оставил от вкладных икон предшествующего времени. Вновь выстроенный собор значительно превосходил по размерам погибшую церковь. В 1685 году он был расписан артелью мастеров-изографов под руководством Гурия Никитина. Фрески собора — одно из замечательных произведений фресковой живописи второй половины XVII века, уникальные по своему исполнению, композиции и разнообразию сюжетов.

В 1767 году к приезду в Кострому императрицы Екатерины II в северном прясле крепостной стены были устроены Екатерининские ворота, ставшие основным входом в монастырь. Нарядное и яркое по формам сооружение в стиле барокко оформлено триумфальными арками. На внешнем фасаде в основании высокого аттика размещен лепной картуш с монограммой Екатерины II. Со стороны Старого города ворота украшены фронтоном с рельефным изображением «всевидящего ока».

В 1839 году в центре Старого города на монастырской площади была поставлена памятная колонна в память знаменитых событий и лиц, оставивших след в истории Ипатьевского монастыря.

В 1837—1863 гг. под руководством архитектора К. А. Тона была проведена масштабная реконструкция монастыря. Вдоль стен по низкому берегу реки Костромы был возведен т. н. «обруб» — плотинное сооружение, защищавшее монастырские здания и крепостные сооружения от затопления во время весенних разливов. К. А. Тон заново оформил фасад монастыря, спроектировал шатровую церковь святых мучеников Хрисанфа и Дарии над Святыми воротами (со стороны реки Костромы) и соединенный с Троицким собором пятиглавый в византийско-русском стиле храм Рождества Пресвятой Богородицы (уничтожен в 1934 году). Тогда же под видом реставрации были надстроены Романовские палаты и возведена «царская лестница» с широким маршем на второй этаж. Стены второго этажа снаружи расписаны «в шашку». Интерьер постройки украсили изразцовые печи, выполненные по проекту Ф. Ф. Рихтера.

В мае 1913 года монастырь стал средоточием празднования трёхсотлетия дома Романовых. Во время празднования юбилея в монастырь приезжал Николай II и жил в специально построенном для него деревянном доме, возведённом за стенами обители.

Советский период

После Октябрьской революции, в 1919 году, монастырь был упразднён, а его материальные ценности национализированы. Большая часть монастырской ризницы комиссиями Гохрана была вывезена в Москву, остатки поступили на хранение в Костромской краеведческий музей.

Монастырские постройки были приспособлены для жительства рабочих костромских текстильных предприятий, тут же размещались детский приют и военные казармы, были устроены стадион и танцплощадка. Во время массового уничтожения костромских храмов в 1934 году был разрушен храм Рождества Пресвятой Богородицы.

В середине 1950-х годов общежития в монастырских корпусах расселили, а в 1958 году в Ипатьевском монастыре создан Костромской государственный историко-архитектурный музей-заповедник. Работы, произведённые костромской реставрационной мастерской, позволили освободить древние постройки от позднейших искажений.

В середине 1950-х при затоплении Костромской низины в Новый город монастыря были перевезены Спасо-Преображенская церковь из села Спас-Вёжи и четыре бани (д. Ведёрки), ставшие первыми экспонатами нового музея деревянного зодчества. В конце 1960-х гг. музейный комплекс существенно расширился на участке к югу от монастыря, на мысу, образованном впадением реки Костромы в Волгу. Выстроенные вдоль левого берега речки Игуменки церкви, жилые дома и всевозможные хозяйственные постройки формируют композиционный стержень музейного комплекса

В 1980-е гг. вокруг монастыря не раз проходили киносъёмки. Архитектурный ансамбль можно видеть в таких фильмах, как «Жестокий романс» Эльдара Рязанова и «Очи чёрные» Никиты Михалкова. В 1986 году автопешеходный мост через реку Кострому соединил территорию Ипатьевской слободы с центральной частью города.

23 ноября 1989 года состоялось первое после закрытия монастыря богослужение, в 1991 году была зарегистрирована Свято-Троицкая Ипатьевская монашеская община.

Современное состояние

Духовная жизнь в Ипатьевской обители возродилась, ежедневно совершаются богослужения, число братии около 25 человек. Монастырские службы идут в Троицком соборе в возрожденном храме святых мучеников Хрисанфа и Дарии (построен в 1841-1863 гг.). Крупные реставрационные работы возвратили монастырю его первоначальное великолепие.

На территории Ипатьевского монастыря создан Историко-археологический музей Костромской епархии Русской православной Церкви. Открыты новые выставки и экспозиции:

  • Троицкий собор Ипатьевского монастыря – главный храм является открытой экспозицией выдающихся произведений церковного искусства: иконописи, монументальной живописи, русского прикладного искусства.
  • «Вклады боярского и царского рода Годуновых в Ипатьевский монастырь», на которой представлено около 60 выдающихся произведений церковного искусства, издревле принадлежавших Костромскому Ипатьевскому монастырю и вложенных в обитель представителями боярского и царского рода Годуновых.;
  • «Церковные древности Костромской земли. Сокровища русского прикладного искусства XVII – XIX веков», включающая уникальные экспонаты, некогда имевшие употребление в литургической жизни храмов и монастырей Костромской земли. Многие из этих предметов имеют художественную и историческую ценность мирового значения.
  • «Ипатьевский монастырь – колыбель Дома Романовых» о связях обители с царствовавшей в России династией Романовых.

Архитектурный ансамбль Ипатьевского монастыря

  • Троицкий соборный храм (1650—1652)
  • Церковь Рождества Пресвятой Богородицы (восстановлена в 2015 году)
  • Звонница (1603—1605)
  • Архиерейский корпус (XVIII в.) со Святыми воротами и надвратной церковью великомучеников Хрисанфа и Дарии (сер. XIX в.)
  • Палаты бояр Романовых (XVI в., реконстр. сер. XIX в.)
  • Наместничий корпус (XVI в., реконстр. сер. XIX в.)
  • Братский корпус (XVIII в.)
  • Кельи над погребами (XVI—XVIII вв.)
  • Трапезный корпус (XVI—XVII вв.)
  • Свечной корпус (XIX в.)
  • Стены и башни Старого города (Кузнечная, Пороховая, Водяная, Воскобойная, Квасная) (XVI—XVII вв.)
  • Стены и башни Нового города (XVII в.)

Святые

Святыни

  • Чудотворная Тихвинская икона Божией Матери
  • Частица ризы Господней
  • Частица мощей священномученика Ипатия, епископа Гангрского
  • Часть главы блаженного Симона Юрьевецкого

Престольные праздники

День Святой Троицы - 50-й день после Пасхи

Рождество Пресвятой Богородицы - 21 сентября

Как добраться

Адрес: 156004, г. Кострома, ул. Просвещения, 1

Проезд:

  • На автомобиле дорога из столицы до Костромы занимает 4,5-5 часов (346 км) и проходит по Ярославскому шоссе и трассе М 8 (Холмогоры). В Костроме по автомобильному мосту нужно переехать на левый берег Волги и повернуть на ул. Советская. По ней, проспекту Текстильщиков и ул. Островского следует подъехать к автомобильному мосту через приток Волги - реку Кострому. Ипатьевская слобода расположена на правом берегу реки Кострома, и к ней ведет Береговая улица.
  • На поезде или автобусе. От Ярославского вокзала в Москве до Костромы поезда доходят за 6,04-6,35 часа. Кроме того, от Центрального автовокзала столицы, расположенного возле станции метро «Щелковская», до Костромы можно добраться на рейсовых автобусах (7 рейсов в день). Путь этот занимает 6,5 часа. Костромской автовокзал удален от железнодорожного вокзала на 1 км. От городского автовокзала до монастыря ходят автобус и маршрутное такси № 14. Также до Ипатьевской слободы доходят маршрутные автобусы № 4, 8, 11 и 38.

Телефоны: +7 (4942) 37-22-41 (секретарь), +7 (4942) 31-25-89 (паломнический отдел), +7 (4942) 31-75-91 (музей)

Электронная почта: ipatievsky@yandex.ru, ipatii_palom@mail.ru.

Паломнику

Вxод на территорию и в Троицкий собор бесплатный. Взимается плата за посещение экспозиций Церковного Историко-археологического музея.

Расписание богослужений

Расписание богослужений в Ипатьевском монастыре постоянно обновляется на официальном сайте обители.

Фото


Видео

Ссылки