Церковь Успения Пресвятой Богородицы (Нови-Сад): различия между версиями

Материал из Азбука паломники
Перейти к навигации Перейти к поиску
Нет описания правки
Нет описания правки
 
(не показано 16 промежуточных версий 2 участников)
Строка 1: Строка 1:
{{Местоположение святыни|локация=45.25554575433534, 19.842048736011403|вид=Приходской храм}}
{{Местоположение святыни|локация=45.25554575433534, 19.842048736011403|вид=Приходской храм}}
[[Файл:Церковь Успения Пресвятой Богородицы (Нови-Сад) 1.jpeg|350px|мини|справа|alt=Церковь Успения Пресвятой Богородицы (Нови-Сад)]]
[[Файл:Церковь Успения Пресвятой Богородицы (Нови-Сад) 1.jpeg|350px|мини|справа|alt=Церковь Успения Пресвятой Богородицы (Нови-Сад)]]
'''Церковь Успения Пресвятой Богородицы''' в Нови-Сад — [[Аннотация::православный храм Бачской епархии Сербской православной церкви в городе в Сербии. Памятник культуры Сербии исключительного значения.]  
'''Церковь Успения Пресвятой Богородицы''' в Нови-Сад — [[Аннотация::православный храм Бачской епархии Сербской православной церкви в городе в Сербии. Памятник культуры Сербии исключительного значения.]]


== История ==
== История ==
Церковь Успения в Нови-Саде построена в 1776 году на месте более старой церкви, построенной, скорее всего, в первые десятилетия XVIII века. Первоначальный храм был скромным на вид, построенным из тростника и палок, и был построен вновь прибывшими бедняками. Со временем, из-за увеличения числа православных, церковь стала тесной для нужд верующих, поэтому в 1765 году на том же месте было начато строительство новой, после чего церковь приобрела нынешний вид. Строительство современной Успенской церкви велось с 1765 по 1774 год. По другим данным, строительство было окончено в 1776 году. Храм построен в стиле барокко и представляет собой однонефное сооружение с полукруглой апсидой и прямоугольными хорами. Над западным входом возвышается колокольня.
Церковь Успения в Нови-Саде построена в 1776 году на месте более старой церкви, построенной, предположительно, в первые десятилетия 18 века. Первоначальный храм был скромным на вид и располагался в западной части города, находившегося тогда под гражданским управлением. Спустя несколько десятилетий, из-за увеличения числа прихожан, церковь стала тесной, поэтому в 1765 году на том же месте было начато строительство новой церкви, после чего храм приобрел современный вид. Строительство современной Успенской церкви велось с 1765 по 1774 год. По другим данным, строительство было окончено в 1776 году. Храм построен в стиле барокко и представляет собой однонефное сооружение алтарной апсидой и прямоугольными хорами. Над западным входом возвышается звонница.


Первая Успенская церковь представляла собой скромное здание, построенное в неизвестном году в западной части города, находившегося тогда под гражданским, камерным управлением. Спустя несколько десятилетий, в 1765 году, началось строительство более крупного и красивого храма.
Когда церковь была завершена, она стала самой красивой в городе. Особенно выделялась ее башня в стиле барокко, привлекающая внимание прохожих. В интерьере выделяется алтарная зона, пол которой покрыт розовым мрамором. Над внутренним убранством храма – иконостасом, образами, престолами, резным деревянным декором и росписями – работали выдающиеся народные мастера. Иконостас был расписан Янко Халкозовичем (родом из Македонии) и его сыном Дмитрием Янковичем и украшен резьбой работы братьев Арсения и Аксентия Марковичей. Иконостас принадлежит к группе наиболее искусных резных алтарных перегородок эпохи барокко в Сербии и имеет большую художественную ценность. Стены храмы расписаны Янко Халкозовичем, Йованом Поповичем и Василием Остоичем, художниками, которые считаются одними из самых важных представителей сербской живописи раннего барокко. Наряду с ними настенными росписями занимался Йован Попович. Результатом трудов всех упомянутых художников Успенская церковь представляет собой уникальный и исключительный ансамбль в стиле барокко, наиболее красочно представляющий сербскую живопись конца 18 века.


Это однонефное здание в стиле барокко с полукруглой алтарной апсидой и звонницей над западным фасадом.  
У внешней стены церкви находится несколько гробниц, среди которых выделяется надгробие имперско-королевского капитана Йована Янковича.


Когда церковь была завершена в 1772 году, она была самой красивой в городе. Особенно выделялась его башня в стиле барокко, привлекающая внимание прохожих. В интерьере выделяется алтарная зона, пол которой покрыт розовым мрамором.
Во время Венгерского восстания революционеры захватили Петроварадинскую крепость и обстреляли город, но в храм не попал ни один снаряд.


Иконостас был расписан Янко Халкозовичем (родом из Македонии) с помощью новосадского художника Васы Остоича. Иконостас принадлежит к группе наиболее развитых и богато резных алтарных перегородок эпохи барокко в Сербии. Различные позолоченные украшения имеют большую художественную и ремесленную ценность.
Однако после Второй мировой войны и для храма настали тяжелые времена: югославские коммунисты начали гонения на православие. В 1968 году у церкви отобрали приходской дом, построенный в 1907 году. В середине 1970-х годов его снесли, а на этом месте построили новое здание Сербского национального театра. При этом, храмовая территория уменьшилась с 3880 м<sup>2</sup> до 1341 м<sup>2</sup>.  
 
На внешней стене церкви находится несколько гробниц, среди которых выделяется надгробие имперско-королевского капитана Йована Янковича из Бринье с его благородным гербом. Мемориальная доска была установлена ​​в 1843 году его сестрой баронессой Эуфемией Йович.
Консервационные работы проводились в 1990-93-х годах.
 
Над иконостасом, образами, престолами, резным деревянным декором и росписями работали выдающиеся народные мастера.
 
Иконостас церкви украшен резьбой работы братьев Арсения и Аксентия Марковичей. Иконы для иконостаса были написаны Янко Халкозовичем и его сыном Дмитрием Янковичем. Стены храмы расписаны Янко Халкозовичем, Йованом Поповичем и Василием Остоичем, которые являются одними из самых важных представителей сербской живописи раннего барокко. Наряду с ними Йован Попович также занимался настенными росписями. Результатом работы всех упомянутых художников в Успенской церкви стал уникальный и исключительный ансамбль в стиле барокко, наиболее красочно представляющий сербскую живопись конца XVIII века.
 
В 1968 году у церкви отобрали приходской дом, построенный в 1907 году. В середине 1970-х годов его снесли, а на этом месте построили новое здание Сербского национального театра. При этом, храмовая территория уменьшилась с 3880 м² до 1341 м².
 
Успенская церковь в Нови-Саде возведена в 1765 г. вместе с приходским домом для причта и паломников. Во время Венгерского восстания революционеры захватили Петроварадинскую крепость и обстреляли город, но в этот храм не попал ни один снаряд. Однако после Второй мировой войны и для него настали тяжелые времена: югославские коммунисты начали бороться религией, ажурную изгородь и приходской дом снесли, в 1981 г. на их месте возвели бетонную громаду Сербского национального театра. После распада единой страны Успенскую церковь включили в реестр памятников сербской культуры. Сегодня здесь параллельно со службами идет активная реставрация.  
 
Консервационные работы проводились в 1990–93 годах. Реставрация креста в порту была проведена в 2005 году на средства Министерства труда и социальной политики. Реставрационные и консервационные работы провели специалисты Института охраны памятников культуры города Нови-Сад.


== Современное состояние ==
== Современное состояние ==
Строка 61: Строка 51:
* [https://tonkosti.ru/%D0%A3%D1%81%D0%BF%D0%B5%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D1%86%D0%B5%D1%80%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%8C_%D0%B2_%D0%9D%D0%BE%D0%B2%D0%B8-%D0%A1%D0%B0%D0%B4%D0%B5 Тонкости туризма. Успенская церковь в Нови-Саде]  
* [https://tonkosti.ru/%D0%A3%D1%81%D0%BF%D0%B5%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D1%86%D0%B5%D1%80%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%8C_%D0%B2_%D0%9D%D0%BE%D0%B2%D0%B8-%D0%A1%D0%B0%D0%B4%D0%B5 Тонкости туризма. Успенская церковь в Нови-Саде]  


{{SEO|в Нови-Сад, церковь Успения Пресвятой Богородицы |Сербии}}
{{SEO|в Нови-Сад, церковь Успения Пресвятой Богородицы|Сербии}}

Текущая версия от 22:55, 1 октября 2023

Идёт загрузка карты…
Церковь Успения Пресвятой Богородицы (Нови-Сад)

Церковь Успения Пресвятой Богородицы в Нови-Сад — православный храм Бачской епархии Сербской православной церкви в городе в Сербии. Памятник культуры Сербии исключительного значения.

История[править | править код]

Церковь Успения в Нови-Саде построена в 1776 году на месте более старой церкви, построенной, предположительно, в первые десятилетия 18 века. Первоначальный храм был скромным на вид и располагался в западной части города, находившегося тогда под гражданским управлением. Спустя несколько десятилетий, из-за увеличения числа прихожан, церковь стала тесной, поэтому в 1765 году на том же месте было начато строительство новой церкви, после чего храм приобрел современный вид. Строительство современной Успенской церкви велось с 1765 по 1774 год. По другим данным, строительство было окончено в 1776 году. Храм построен в стиле барокко и представляет собой однонефное сооружение алтарной апсидой и прямоугольными хорами. Над западным входом возвышается звонница.

Когда церковь была завершена, она стала самой красивой в городе. Особенно выделялась ее башня в стиле барокко, привлекающая внимание прохожих. В интерьере выделяется алтарная зона, пол которой покрыт розовым мрамором. Над внутренним убранством храма – иконостасом, образами, престолами, резным деревянным декором и росписями – работали выдающиеся народные мастера. Иконостас был расписан Янко Халкозовичем (родом из Македонии) и его сыном Дмитрием Янковичем и украшен резьбой работы братьев Арсения и Аксентия Марковичей. Иконостас принадлежит к группе наиболее искусных резных алтарных перегородок эпохи барокко в Сербии и имеет большую художественную ценность. Стены храмы расписаны Янко Халкозовичем, Йованом Поповичем и Василием Остоичем, художниками, которые считаются одними из самых важных представителей сербской живописи раннего барокко. Наряду с ними настенными росписями занимался Йован Попович. Результатом трудов всех упомянутых художников Успенская церковь представляет собой уникальный и исключительный ансамбль в стиле барокко, наиболее красочно представляющий сербскую живопись конца 18 века.

У внешней стены церкви находится несколько гробниц, среди которых выделяется надгробие имперско-королевского капитана Йована Янковича.

Во время Венгерского восстания революционеры захватили Петроварадинскую крепость и обстреляли город, но в храм не попал ни один снаряд.

Однако после Второй мировой войны и для храма настали тяжелые времена: югославские коммунисты начали гонения на православие. В 1968 году у церкви отобрали приходской дом, построенный в 1907 году. В середине 1970-х годов его снесли, а на этом месте построили новое здание Сербского национального театра. При этом, храмовая территория уменьшилась с 3880 м2 до 1341 м2.

Консервационные работы проводились в 1990-93-х годах.

Современное состояние[править | править код]

Успенская церковь — единственный храм Нови-Сада, дошедшее до нашего времени в первозданном виде.

Церковь Успения Пресвятой Богородицы в Нови-Саде признана памятником культуры исключительного значения Республики Сербия.

Святыни[править | править код]

Наибольшую ценность представляют две итало-критские иконы Пресвятой Богородицы (Элевсинской).

Престольные праздники[править | править код]

Успение Пресвятой Богородицы - 28 августа

Как добраться[править | править код]

Адрес: Позоришни трг 1, Нови Сад 21000, Сербия

Проезд: автобусами №№ 3, 9, 64 до ост. Detelinara

Телефон: +381 21 523430

Фото[править | править код]


Видео[править | править код]

Ссылки[править | править код]