Церковь Святого Ахиллия (Ариле): различия между версиями

Материал из Азбука паломники
Перейти к навигации Перейти к поиску
Нет описания правки
 
(не показаны 3 промежуточные версии этого же участника)
Строка 1: Строка 1:
{{Местоположение|локация=43.75386432073741, 20.096390469535216|вид=Приходской храм}}
{{Местоположение|локация=43.75386432073741, 20.096390469535216|вид=Приходской храм}}
[[Файл:Церковь Святого Ахиллия (Ариле).jpg|мини|справа||alt=Церковь Святого Ахиллия (Ариле)]]
[[Файл:Церковь Святого Ахиллия (Ариле).jpg|мини|справа||alt=Церковь Святого Ахиллия (Ариле)]]


Строка 6: Строка 5:


== История ==
== История ==
В богословских источниках принято считать, что церковь возведена в 1295-1296 годах в честь [https://azbyka.org/days/sv-ahillij-larisijskij святителя Ахиллия, епископа Ларисийского] — духовного борца против арианства и участника первого Вселенского собора в истории христианства.
Церковь построена в 1295-1296 годах в честь [https://azbyka.org/days/sv-ahillij-larisijskij святителя Ахиллия, епископа Ларисийского] — духовного борца против арианства и участника первого Вселенского собора в истории христианства.  
 
По данным, подтверждённым археологическими раскопками, церковь была построена на месте ранее существовавшего монастырского комплекса, при этом достоверно известно, что уже в 1219 году там была расположена кафедра епископа Моравичского. Решение о строительстве новой церкви приняли сразу два монарха — король Срема Стефан Драгутин и его младший брат, король Сербии Стефан Урош II Милутин[5]. В некоторых научных статьях высказывается мнение, что первоначально храм воздвигался во имя сирмийского священномученика Архилия, но после перенесения из Фессалии в Преспу мощей Ахиллия, культы почитания этих двух святых слились[6].


С начала XIV до середины XV века в храме и сформировавшемся вокруг него монастыре располагалась Митрополия. В тот же период при нём действовала книгописная мастерская[7]. В 1459 году после завоевания Сербской деспотии Османской империей храм пришёл в запустение, как и остальные центры православия, почти на 100 лет. Монашеская община стала вновь формироваться лишь после 1557 года вокруг Печской Патриархии при Патриархе Макарии, при этом её численность не превышала 3 человек. В 1735 году после начала Русско-турецкой войны церковь и монастырь вновь были разграблены и осквернены: турки использовали помещения культовых сооружений как конюшни.
По данным, подтверждённым археологическими раскопками, церковь была построена на месте ранее существовавшего монастырского комплекса, при этом достоверно известно, что уже в 1219 году там была расположена кафедра епископа Моравичского. Решение о строительстве новой церкви приняли сразу два правителя — король Срема [https://azbyka.org/days/sv-dragutin-v-inochestve-feoktist-serbskij Стефан Драгутин] и его младший брат, король Сербии Стефан Урош II Милутин. В некоторых научных статьях высказывается мнение, что первоначально храм воздвигался во имя [https://azbyka.org/days/sv-arhilij-rimskij мученика Архилия], но после перенесения из Фессалии в Преспу мощей Ахиллия, культы почитания этих двух святых слились.


С середины XIX века Церковь Святого Ахиллия в Ариле находится в статусе приходской.
С начала XIV до середины XV века в храме и сформировавшемся вокруг него монастыре располагалась Митрополия. В тот же период при нём действовала переписная мастерская. В 1459 году после завоевания Сербии Османской империей храм пришёл в запустение, как и остальные центры православия, почти на 100 лет. Монашеская община стала вновь формироваться лишь после 1557 года вокруг [[Печский патриарший женский монастырь|Печской Патриархии]] при Патриархе Макарии. В 1735 году после начала Русско-турецкой войны церковь и монастырь вновь были разграблены и осквернены: турки использовали помещения культовых сооружений как конюшни.


В соответствии с архитектурными особенностями церковь относится к архитектурному Рашскому стилю, который характерен для XIII века совмещением Романского экстерьера и Византийской пространственной концепции. В Православной Энциклопедии так описано архитектурное решение: «однонефное сооружение с пониженным трансептом, объединяющим боковые певницы и помещения диаконника и жертвенника, нартексом и полукруглой алтарной апсидой; над центральной частью возвышается купол, барабан которого опирается на кубическое основание; снаружи храм оштукатурен, по фасадам и вверху барабана аркатурный фриз»[5].
С середины XIX века Церковь Святого Ахиллия в Ариле стала приходской.


На кольце под барабаном купола указана точная дата росписи храма — 1296 год. По сохранившимся текстам можно утверждать, что мастерами были приглашённые из города Салоники греки. Неплохо сохранившиеся произведения относятся к так называемому Золотому веку сербской иконописи, расцвет которого начался с росписи монастыря Сопочаны. Программа росписи соответствует православным традициям: в барабане купола изображены библейские пророки, в алтаре — «Евхаристия»; в подкупольном пространстве — цикл «Великие праздники» и «Страсти Христовы» и так далее. Отдельного упоминания заслуживает расположенная в нартексе икона «Древо Иессеево». Образ покровителя храма Святого Ахиллия представлен в южной певнице. Наибольшим своеобразием отличается часть фресок, посвящённых правителям из династии Неманичей, их родственникам и архиепископам сербской церкви (от Саввы I до Евстафия II и епископа Моравичского Евсевия. Хорошо сохранились портреты в южной части внутреннего притвора: короля Драгутин с моделью церкви в руках и короля Милутина; на западной стене наоса — основатели династии Стефан Неманя, Стефан Первовенчанный, и её последний представитель Стефан Урош V.
В соответствии с архитектурными особенностями церковь относится к рашскому стилю, который характерен для XIII века. На кольце под барабаном купола указана точная дата росписи храма — 1296 год. По сохранившимся текстам можно утверждать, что мастерами были приглашённые из города Салоники греки. Неплохо сохранившиеся произведения относятся к так называемому Золотому веку сербской иконописи, расцвет которого начался с росписи [[Мужской монастырь Сопочаны|монастыря Сопочаны]]. Росписи соответствует православным традициям: в барабане купола изображены библейские пророки, в алтаре — «Евхаристия»; в подкупольном пространстве — цикл «Великие праздники» и «Страсти Христовы» и так далее. Отдельного упоминания заслуживает расположенная в нартексе икона «Древо Иессеево». Образ покровителя храма Святого Ахиллия представлен в южном крылосе. Наибольшим своеобразием отличается часть фресок, посвящённых правителям из династии Неманичей, их родственникам и архиепископам сербской церкви (от [https://azbyka.org/days/sv-savva-i-serbskij Саввы I] до [https://azbyka.org/otechnik/Zhitija_svjatykh/sinaksar-sostavlennyj-afonskim-ieromonahom-makariem-iz-obiteli-simonopetra-tom-6/47_11 Евстафия II] и епископа Моравичского Евсевия. Хорошо сохранились портреты в южной части внутреннего притвора: короля [https://azbyka.org/days/sv-dragutin-v-inochestve-feoktist-serbskij Драгутина] и короля [https://azbyka.org/days/sv-stefan-miljutin Милутина]; на западной стене наоса — основатели династии [https://azbyka.org/days/sv-simeon-mirotochivyj-v-miru-stefan-nemanja Стефан Неманя], [https://azbyka.org/days/sv-stefan-nemanich-pervovenchannyj Стефан Первовенчанный], и её последний представитель [https://azbyka.org/days/sv-stefan-urosh-v Стефан Урош V].


'''[https://www.blagofund.org/Archives/Arilje/sr/Pictures/ Фотоэкскурсия по храму]'''
'''[https://www.blagofund.org/Archives/Arilje/sr/Pictures/ Фотоэкскурсия по храму]'''

Текущая версия от 20:29, 30 сентября 2023

Идёт загрузка карты…
Церковь Святого Ахиллия (Ариле)

Церковь Святого Ахиллия (серб. Црква Светог Ахилија) — храм Жичской епархии Сербской Православной Церкви, расположенный в городе Ариле Златиборского округа Сербии. Памятников культуры Сербии исключительного значения.

История[править | править код]

Церковь построена в 1295-1296 годах в честь святителя Ахиллия, епископа Ларисийского — духовного борца против арианства и участника первого Вселенского собора в истории христианства.

По данным, подтверждённым археологическими раскопками, церковь была построена на месте ранее существовавшего монастырского комплекса, при этом достоверно известно, что уже в 1219 году там была расположена кафедра епископа Моравичского. Решение о строительстве новой церкви приняли сразу два правителя — король Срема Стефан Драгутин и его младший брат, король Сербии Стефан Урош II Милутин. В некоторых научных статьях высказывается мнение, что первоначально храм воздвигался во имя мученика Архилия, но после перенесения из Фессалии в Преспу мощей Ахиллия, культы почитания этих двух святых слились.

С начала XIV до середины XV века в храме и сформировавшемся вокруг него монастыре располагалась Митрополия. В тот же период при нём действовала переписная мастерская. В 1459 году после завоевания Сербии Османской империей храм пришёл в запустение, как и остальные центры православия, почти на 100 лет. Монашеская община стала вновь формироваться лишь после 1557 года вокруг Печской Патриархии при Патриархе Макарии. В 1735 году после начала Русско-турецкой войны церковь и монастырь вновь были разграблены и осквернены: турки использовали помещения культовых сооружений как конюшни.

С середины XIX века Церковь Святого Ахиллия в Ариле стала приходской.

В соответствии с архитектурными особенностями церковь относится к рашскому стилю, который характерен для XIII века. На кольце под барабаном купола указана точная дата росписи храма — 1296 год. По сохранившимся текстам можно утверждать, что мастерами были приглашённые из города Салоники греки. Неплохо сохранившиеся произведения относятся к так называемому Золотому веку сербской иконописи, расцвет которого начался с росписи монастыря Сопочаны. Росписи соответствует православным традициям: в барабане купола изображены библейские пророки, в алтаре — «Евхаристия»; в подкупольном пространстве — цикл «Великие праздники» и «Страсти Христовы» и так далее. Отдельного упоминания заслуживает расположенная в нартексе икона «Древо Иессеево». Образ покровителя храма Святого Ахиллия представлен в южном крылосе. Наибольшим своеобразием отличается часть фресок, посвящённых правителям из династии Неманичей, их родственникам и архиепископам сербской церкви (от Саввы I до Евстафия II и епископа Моравичского Евсевия. Хорошо сохранились портреты в южной части внутреннего притвора: короля Драгутина и короля Милутина; на западной стене наоса — основатели династии Стефан Неманя, Стефан Первовенчанный, и её последний представитель Стефан Урош V.

Фотоэкскурсия по храму

Святыни[править | править код]

Стефан Урошич - сын короля Драгутина и королевы Катарины. Умер молодым, приняв монашеский постриг с именем Стефан, похоронен в монастыре.

Престольные праздники[править | править код]

Ахиллий, епископ Ларисийский, святитель - 28 мая

Как добраться[править | править код]

Адрес: Браће Вукотић 31230, Ариље, Сербия

Фото[править | править код]


Видео[править | править код]

Ссылки[править | править код]