Мужской монастырь Святых Архангелов (Призрен): различия между версиями
Elena (обсуждение | вклад) Нет описания правки |
Natalia (обсуждение | вклад) (→Видео) |
||
(не показаны 2 промежуточные версии 1 участника) | |||
Строка 12: | Строка 12: | ||
В средние века в монастыре Святых Архангелов наравне с [[Мужской монастырь Высокие Дечаны|Дечанами]], [[Печский патриарший женский монастырь|Печским патриаршим монастырем]] и [[Монастырь Хиландар (Афон)|Хиландаром]] переписывались богослужебные и душеполезные книги. Первый настоятель монастыря Святых Архангелов, игумен Иаков, был большим любителем книг, и заботился не только о переписи и приобретении книг для нужд своего монастыря, но и дарил книги другим монастырям, особенно монастырю Богородицы Синайской, в настоящее время известный как [[Синайский монастырь великомученицы Екатерины|монастырь Святой Екатерины]]. | В средние века в монастыре Святых Архангелов наравне с [[Мужской монастырь Высокие Дечаны|Дечанами]], [[Печский патриарший женский монастырь|Печским патриаршим монастырем]] и [[Монастырь Хиландар (Афон)|Хиландаром]] переписывались богослужебные и душеполезные книги. Первый настоятель монастыря Святых Архангелов, игумен Иаков, был большим любителем книг, и заботился не только о переписи и приобретении книг для нужд своего монастыря, но и дарил книги другим монастырям, особенно монастырю Богородицы Синайской, в настоящее время известный как [[Синайский монастырь великомученицы Екатерины|монастырь Святой Екатерины]]. | ||
Решение о постройке монастыря в честь Святых Архангелов было принято царем Душаном после его чудесного исцеления от неизлечимой тогда болезни – малярии в 1341/42 гг. Царь Душан дал обет, что в случае выздоровления он построит в Иерусалиме церковь и монастырь в честь Святого Архангела Михаила, к которому он обращался с молитвой во время болезни. И царь исполнил свое обещание. Позднее, решив, что одного сербского [[Мужской монастырь Архангела Михаила (Иерусалим)|монастыря в честь Святых Архангелов в Иерусалиме]] будет достаточно, он задумывается над возведением одноименного монастыря в благодарность своим святым защитникам и спасителям в Метохии | Решение о постройке монастыря в честь Святых Архангелов было принято царем Душаном после его чудесного исцеления от неизлечимой тогда болезни – малярии в 1341/42 гг. Царь Душан дал обет, что в случае выздоровления он построит в Иерусалиме церковь и монастырь в честь Святого Архангела Михаила, к которому он обращался с молитвой во время болезни. И царь исполнил свое обещание. Позднее, решив, что одного сербского [[Мужской монастырь Архангела Михаила (Иерусалим)|монастыря в честь Святых Архангелов в Иерусалиме]] будет достаточно, он задумывается над возведением одноименного монастыря в благодарность своим святым защитникам и спасителям в Метохии – самом сердце Сербии, и решает сделать его своей задужбиной. | ||
В 1343 году был заложен краеугольный камень и основано братство нового монастыря во главе с игуменом Иаковом Синаитом, иеромонахом, позднее – [https://azbyka.org/otechnik/Petr_Pigol/prp-grigorij-sinait-i-ego-duhovnye-preemniki/6 митрополитом Серским]. За три года наместничества игумен Иаков успел завершить все самые сложные подготовительные работы к строительству, которое последовало всего через два года после его отъезда в Сер (Македония) в 1348 году. | В 1343 году был заложен краеугольный камень и основано братство нового монастыря во главе с игуменом Иаковом Синаитом, иеромонахом, позднее – [https://azbyka.org/otechnik/Petr_Pigol/prp-grigorij-sinait-i-ego-duhovnye-preemniki/6 митрополитом Серским]. За три года наместничества игумен Иаков успел завершить все самые сложные подготовительные работы к строительству, которое последовало всего через два года после его отъезда в Сер (Македония) в 1348 году. | ||
''Есть предположение, что именно по совету Иакова Стефан Душан начал близ города Призрен строительство "великой задужбины" – каменного монастыря святых архангелов Михаила и Гавриила, в котором завещал похоронить себя [72, с. 104]. Об огромном авторитете Иакова при царском дворе свидетельствует и тот факт, что он был первым игуменом царской "задужбины", принимал самое активное участие в ее строительстве. Он произвел разбивку и закладку монастыря, и все строительство велось под его непосредственным наблюдением [99, с. 127]. "Кроме того, он же стал устроителем и первым организатором жизни монастырской братии", положившим начало синаитским духовным традициям [81, с. 223]. Строительство монастыря было завершено в 1352 году [81, с. 33]. Главная церковь его, о которой царь Стефан писал, что она "добротою и искусством превосходила дечанскую церковь" [99, с. 127], была очень величественна и красива. После взятия 25 сентября 1345 года Стефаном Душаном греческого города Сер в Македонии, царь, не дождавшись завершения строительства "задужбины", возвел Иакова на Серскую митрополичью кафедру. ([https://azbyka.org/otechnik/Petr_Pigol/prp-grigorij-sinait-i-ego-duhovnye-preemniki/6 Игумен Петр (Пиголь). Духовные преемники преподобного Григория Синаита в Сербии)]'' | ''Есть предположение, что именно по совету Иакова Стефан Душан начал близ города Призрен строительство "великой задужбины" – каменного монастыря святых архангелов Михаила и Гавриила, в котором завещал похоронить себя [72, с. 104]. Об огромном авторитете Иакова при царском дворе свидетельствует и тот факт, что он был первым игуменом царской "задужбины", принимал самое активное участие в ее строительстве. Он произвел разбивку и закладку монастыря, и все строительство велось под его непосредственным наблюдением [99, с. 127]. "Кроме того, он же стал устроителем и первым организатором жизни монастырской братии", положившим начало синаитским духовным традициям [81, с. 223]. Строительство монастыря было завершено в 1352 году [81, с. 33]. Главная церковь его, о которой царь Стефан писал, что она "добротою и искусством превосходила дечанскую церковь" [99, с. 127], была очень величественна и красива. После взятия 25 сентября 1345 года Стефаном Душаном греческого города Сер в Македонии, царь, не дождавшись завершения строительства "задужбины", возвел Иакова на Серскую митрополичью кафедру. ([https://azbyka.org/otechnik/Petr_Pigol/prp-grigorij-sinait-i-ego-duhovnye-preemniki/6 Игумен Петр (Пиголь). Духовные преемники преподобного Григория Синаита в Сербии.)]'' | ||
Царь Душан издал специальную грамоту для братии монастыря Святых Архангелов, предоставляя им право на проживание в соседнем [[Пустынь святого Петра Коришского|Коришском монастыре]] и передавая этот монастырь в качестве будущего метоха монастырю Святых Архангелов вместе с церковью Петра Коришского и монастырскими землями с фруктовыми садами. | Царь Душан издал специальную грамоту для братии монастыря Святых Архангелов, предоставляя им право на проживание в соседнем [[Пустынь святого Петра Коришского|Коришском монастыре]] и передавая этот монастырь в качестве будущего метоха монастырю Святых Архангелов вместе с церковью Петра Коришского и монастырскими землями с фруктовыми садами. | ||
Строка 127: | Строка 127: | ||
== Видео == | == Видео == | ||
{{#ev:youtube|https://www.youtube.com/watch?v=Oa3lTfLljBg|350|left||frame}} | {{#ev:youtube|https://www.youtube.com/watch?v=Oa3lTfLljBg|350|left||frame}} | ||
{{#ev:youtube|http://www.youtube.com/watch?v=u8G_OP4PxCI|350|left||frame}} | {{#ev:youtube|http://www.youtube.com/watch?v=u8G_OP4PxCI|350|left||frame}} | ||
Текущая версия от 04:14, 15 февраля 2022
Монастырь Святых Архангелов (серб. Манастир Светих Архангела) построен в 1343-1352 годах. Относится к Рашско-Призренской епархии Сербской Православной Церкви и входит в список памятников культуры Сербии исключительного значения.
История[править | править код]
Становление монастыря[править | править код]
В трех километрах от Призрена, в живописном месте, со всех сторон окруженном горами, находится монастырь Святых Архангелов. Эта задужбина короля Стефана Уроша IV Душана Неманича (известного под именем Душан Сильный) была построена в период с 1343-1352 гг. в долине реки Бистрицы на месте древней базилики. Монастырский комплекс Царской Лавры включал в себя два храма (Святых Архангелов и святого Николая), братские корпуса, библиотеку, больницу и большую трапезную. Монастырь был окружён оборонительными стенами и связан с крепостью Вишеград (Горний город, как называло его местное население), расположенной выше на склонах над монастырем. Крепость Вишеград должна была охранять каньон Призренской Бистрицы и дорогу, ведущую к монастырю, от вражеского нападения.
В тем времена братство монастыря насчитывало более сотни монахов (сейчас в обители 8 насельников).
В средние века в монастыре Святых Архангелов наравне с Дечанами, Печским патриаршим монастырем и Хиландаром переписывались богослужебные и душеполезные книги. Первый настоятель монастыря Святых Архангелов, игумен Иаков, был большим любителем книг, и заботился не только о переписи и приобретении книг для нужд своего монастыря, но и дарил книги другим монастырям, особенно монастырю Богородицы Синайской, в настоящее время известный как монастырь Святой Екатерины.
Решение о постройке монастыря в честь Святых Архангелов было принято царем Душаном после его чудесного исцеления от неизлечимой тогда болезни – малярии в 1341/42 гг. Царь Душан дал обет, что в случае выздоровления он построит в Иерусалиме церковь и монастырь в честь Святого Архангела Михаила, к которому он обращался с молитвой во время болезни. И царь исполнил свое обещание. Позднее, решив, что одного сербского монастыря в честь Святых Архангелов в Иерусалиме будет достаточно, он задумывается над возведением одноименного монастыря в благодарность своим святым защитникам и спасителям в Метохии – самом сердце Сербии, и решает сделать его своей задужбиной.
В 1343 году был заложен краеугольный камень и основано братство нового монастыря во главе с игуменом Иаковом Синаитом, иеромонахом, позднее – митрополитом Серским. За три года наместничества игумен Иаков успел завершить все самые сложные подготовительные работы к строительству, которое последовало всего через два года после его отъезда в Сер (Македония) в 1348 году.
Есть предположение, что именно по совету Иакова Стефан Душан начал близ города Призрен строительство "великой задужбины" – каменного монастыря святых архангелов Михаила и Гавриила, в котором завещал похоронить себя [72, с. 104]. Об огромном авторитете Иакова при царском дворе свидетельствует и тот факт, что он был первым игуменом царской "задужбины", принимал самое активное участие в ее строительстве. Он произвел разбивку и закладку монастыря, и все строительство велось под его непосредственным наблюдением [99, с. 127]. "Кроме того, он же стал устроителем и первым организатором жизни монастырской братии", положившим начало синаитским духовным традициям [81, с. 223]. Строительство монастыря было завершено в 1352 году [81, с. 33]. Главная церковь его, о которой царь Стефан писал, что она "добротою и искусством превосходила дечанскую церковь" [99, с. 127], была очень величественна и красива. После взятия 25 сентября 1345 года Стефаном Душаном греческого города Сер в Македонии, царь, не дождавшись завершения строительства "задужбины", возвел Иакова на Серскую митрополичью кафедру. (Игумен Петр (Пиголь). Духовные преемники преподобного Григория Синаита в Сербии.)
Царь Душан издал специальную грамоту для братии монастыря Святых Архангелов, предоставляя им право на проживание в соседнем Коришском монастыре и передавая этот монастырь в качестве будущего метоха монастырю Святых Архангелов вместе с церковью Петра Коришского и монастырскими землями с фруктовыми садами.
Все монастырские постройки и фресковые росписи были завершены к 1352 году. Монастырь оказался настолько красив, что один летописец первой половины XV века говорил о нем так: «есть ли что-то равное под солнцем».
Имя настоятеля, при котором строительство завершилось, не сохранилось. Истории известны только имена первого настоятеля монастыря Святых Архангелов – митрополита Иакова Серского, и последних известных старейшин – игумена Павла (его имя упоминается в записях с 1418 года) и игумена Михаила (из записей 1427/37 – 1438 годов).
Остатки императорской гробницы были найдены в главном монастырском храме Святых Архангелов вместе с сохранившимися останками царя Душана, которые были переданы тогдашнему Музею Южной Сербии (позже – Археологический музей) в Скопье.
Монастырский комплекс[править | править код]
Монастырский комплекс занимает площадь примерно в 6500 м². Центральным местом монастырского комплекса является главный храм в честь Святых Архангелов Михаила и Гавриила с размерами 28,5 м х 16,75 м. С восточной стороны церкви были расположены три апсиды. Средняя была больше и внешне имела форму пятиугольника. Боковые были меньше и имели треугольную форму. Купол церкви был двенадцатигранным и имел в диаметре 6,4 м. С западной стороны был построен притвор. Фасад был покрыт белым и красным мрамором.
В церкви находился каменный иконостас, пол был сложен из бело-голубых каменных плит, а в нефе имелись мозаичные плитки. Помимо сложных геометрических мотивов, пол украшала мозаика с изображениями грифонов, львов, птиц и рыб. Интерьер храма был расписан фресками и украшен богатой лепниной. В художественном отношении Святые Архангелы превосходили Дечаны, исключение составляли лишь мраморные работы.
В главном храме находилась гробница царя Душана. Она была облицована мрамором, рядом находилась статуя правителя в натуральную величину. Верхняя часть гробницы была украшена рельефным изображением лежащего императора, что противоречило монашеской традиции, и для сербов это был первый и последний раз, когда царская гробница была декорирована керамической фигурой на камне, как это было распространено в те времена на Западе.
Церковь Святого Николая была значительно меньше (13,2 м х 7 м) и построена в том же стиле, что и главная церковь. Во время археологических раскопок была обнаружена южная стена церкви высотой 3 метра с единственной сохранившейся фреской – изображением святого Николая, которому и посвящена церковь.
Десятилетия археологических исследований показали, что монастырский комплекс Святых Архангелов – это местность с широким хронологическим диапазоном, начиная с энеолита и заканчивая поздним средневековьем. Проводя здесь археологические раскопки и исследуя местность, на которой была построена монастырская церковь, под ее фундаментом на глубине 0,5 метра были обнаружены фундаменты старой византийской базилики с остатками фресок. Также были обнаружены могилы, которые были определены как раннехристианские. Пять могил были украшены древнеримскими изразцами.
Между главной церковью и восточным конаком были обнаружены фрагменты позднеантичной или ранневизантийской керамики, а также часть еще более раннего средневекового некрополя, вероятно, XI века, с 12 раскопанными могилами.
Ниже по течению Бистрицы от главного входа в монастырь, а также вокруг стен монастыря, была обнаружена керамика XI века – горшки, кувшины и амфоры.
Упадок монастыря[править | править код]
В 1455 году после нашествия турок начинается разорение и упадок монастыря. Он был снесен турками в XVII веке и из остатков каменной кладки была построена мечеть Синана-паши в Призрене. Возрождение монастыря началось только в 1995 году. До начала военных действий (1999 г.) сюда планировалось перенести епархиальный центр и заниматься активной издательской деятельностью, но война внесла свои коррективы…
Событий, произошедших за последнее десятилетие, с лихвой хватило бы на предыдущие пять сотен лет. Братия пережила бомбардировки НАТО, не покидая монастырь, но понеся тяжелую утрату. После прихода военного контингента КФОР в июне 1999 года, одного из насельников, монаха Харитона (Лукича), похитили на улице Призрена вооруженные члены ОАК. В августе 2000 года его изувеченное и обезглавленное тело было найдено в общем сербском захоронении на мусульманском кладбище. В кармане подрясника лежали паспорт и монашеские четки.
17 марта 2004 года, в то время, когда в Призрене жгли Богородицу Левишку, разъяренные албанцы двинулись к Лавре Святых Архангелов. Немецкий контингент КФОР, «защищающий» обитель, эвакуировав монахов, не оказал террористам никакого сопротивления. Не было сделано даже выстрела в воздух. И это несмотря на то, что нападение можно было предотвратить при наличии заграждения и бронированной техники (дорога, ведущая к обители, ограничена с двух сторон отвесной скалой и горной рекой). Монастырь Святых Архангелов был разрушен и сожжен. При этом ни одно военное укрепление, находящееся вблизи, не пострадало. Еще до восхода солнца средневековая Лавра представляла собой пепелище.
По признанию одного немецкого солдата, военные получили приказ не оказывать сопротивления. Немцы спокойно наблюдали за уничтожением монастыря и беснованиями толпы над могилой царя Душана. Это происходило в то время, когда греки, итальянцы и солдаты других стран храбро защищали сербские святыни в других частях Косово и Метохии.
Современное состояние[править | править код]
17 апреля 2004 года монахи вернулись в Лавру и через год был построен новый конак (келейный корпус) и началось восстановление храмов.
Жизнь монастырcкой братии состоит из ежедневных богослужений и монашеских послушаний. Монахи трудятся в мастерской, занимаясь редким видом миниатюрной резьбы по дереву. В монастыре также находится ателье по пошиву облачений.
Сегодня монастырь стал духовным центром, куда стекается не только оставшийся православный народ из окрестных мест, но и многочисленные паломники.
Святые[править | править код]
- Стефан Урош IV Душан
- Священномученик Харитон (Лукич)
Священномученик Харитон (Радослав Лукич), сербский новомученик, пострадал от албанцев в 1999 году. Отец Харитон Лукич был собратом монастыря Святых Архангелов под Призреном. Родился 21 ноября 1960 года в Куршумлии и начал свой монашеский путь в 1995 году в монастыре Црна Река. Спустя два года, еще будучи послушником, он был переведен в монастырь Святых Архангелов, который тогда восстанавливался. Здесь в 1998 году он принял монашеский постриг.
Во время Косовской войны он пытался сохранить людей от жестокости нечестивых албанцев, спрятать их, спасти от смерти, сам подвергаясь нападениям. Так 1 мая 1999 года албанцы открыли огонь из винтовки по машине, за рулем которой находился о. Харитон. Он держал путь в больницу Приштины, чтобы навестить одного из пациентов. О. Харитон был бесстрашным и спокойным в таких ситуациях, всегда крепко держась за Христа и имея перед глазами ближних, которым он был призван помочь. Прожив недолго, но в пламенной и непоколебимой любви к Богу и людям, он так и пострадал.
15 июня 1999 года члены албанской террористической организации похитили отца Харитона. Преступники схватили его на глазах у миротворцев НАТО, которые ничего не cделали для предотвращения преступления. Согласно судебному отчету, останки отца Харитона были найдены в безымянной могиле на кладбище албанской деревни Тусус, недалеко от Призрена. Глава отца Харитона до сих пор не найдена. Многое свидетельствует о том, что после убийства тело было оставлено на открытом воздухе, так как сохранился только скелет. Несколько ребер и левая рука были сломаны, голова и шейные позвонки отсутствовали. Свитер спереди был распорот, что, возможно, говорит о том, что о. Харитону были нанесены удары ножом в области брюшной полости, это же предполагают отметины, обнаруженные в районе сердца. С его одеждой следователи нашли его удостоверение и четки. Недалеко от его тела были обнаружены тела нескольких одновременно убитых сербов.
Новомученик Харитон похоронен на братском кладбище в монастыре Црна Река.
Святыни[править | править код]
Захоронения:
- Стефана Уроша IV Душана
- Елены Болгарской (супруги царя Стефана Душана)
Стефан Уроша IV Душан умер 20 декабря 1355 года и был первоначально похоронен в своей задужбине, монастыре Святых Архангелов.
В 1615 году церковь была разрушена османами.
В 1927 году в ходе археологических раскопок на месте монастыря была обнаружена гробница Стефана Душана, а его мощи перенесены в Церковь Святого Марка в Белграде, где в настоящее время можно увидеть его саркофаг.
Елена Болгарская после смерти мужа приняла монашество с именем Елизавета. Умерла 7 ноября 1376 года и была похоронена рядом со своим супругом в монастыре Святых Архангелов.
Престольные праздники[править | править код]
Собор Архангела Гавриила - 26 июля
Как добраться[править | править код]
Адрес: Призрен, Косово
Телефон: +386 49 785059, +381 29 241231
Электронная почта: m.arhangeli@gmail.com
Паломнику[править | править код]
Литургия — 10:00 (ежедневно, а также в воскресные и праздничные дни)
Фото[править | править код]
Видео[править | править код]
Ссылки[править | править код]
- МОНАСТЫРЬ СВЯТЫХ АРХАНГЕЛОВ. Косово. Сербская Голгофа
- Престольный праздник монастыря Святых Архангелов под Призреном. Хроника Косово и Метохии. Фотоотчет
- Новая жизнь монастыря Святых Архангелов
- МОНАСТЫРЬ СВЯТЫХ АРХАНГЕЛОВ. Общие сведения
- Официальный сайт монастыря. История
- Društvo prijatelja manastira Sveti Arhangeli kod Prizrena. Фотографии
- Mapio.net. Манастир Светих архангела (Призрен)