Архызский лик Спасителя: различия между версиями

Материал из Азбука паломники
Перейти к навигации Перейти к поиску
 
(не показано 12 промежуточных версий 3 участников)
Строка 1: Строка 1:
{{Локация|координаты=43.677323, 41.457887}}[[Категория: Святыни]] [[Находится в::Черкесск]] [[Находится в::Карачаево-Черкесия]] [[Находится в::Россия]]
{{Локация|координаты=43.677323, 41.457887}}[[Категория: Святыни]] [[Находится в::Черкесск]] [[Находится в::Карачаево-Черкесия]] [[Находится в::Россия]]
[[Файл:картинка.jpg|250px|thumb|right|картинка]]
[[Файл:Лик 1.jpg|250px|thumb|right|alt=Архызский лик Спасителя, Лик 1]]
== История ==
== История ==
<p style="text-align:justify">ВВ мае 1999 года научные сотрудники Нижне-Архызского музея-заповедника проводили археологическое обследование хребта Мицешта, который своими лесистыми отрогами возвышается над Нижне-Архызским городищем. Район обследования был выбран не случайно, т.к. именно здесь, по сообщению местных жителей Сергея и Анатолия Варченко, видели какую-то икону. Лишь в самом конце светового дня, после долгих утомительных поисков, когда нужно было уже спускаться вниз, она была найдена. На вертикальной скале неярко белел лик Христа, при первом же взгляде на который стало ясно - это работа Мастера! Под завораживающим взглядом огромных выразительных глаз сразу куда-то исчезла усталость. Косые лучи заходящего солнца, падая на икону, создавали причудливую игру светотени на поверхности скалы, но - странное дело - лик Спасителя не растворялся в ней. Его очи, полные всеведения и печали, смотрели на меня, не позволяя рассеяно скользить взглядом вокруг. Почему-то сразу вспомнились раннехристианские иконы и лики святых на них. Потаенные, созданные в период жестоких гонений на христиан, многие образы этих икон исполнены экзальтации, однако это не трагическая безысходность, а экстаз веры, неотступной и сильной, несмотря на преследования..... Позже я много раз бывал у лика, но, наверно, недаром говорят, что первые впечатления - самые яркие. </p>
В мае 1999 года научные сотрудники Нижне-Архызского музея-заповедника проводили археологическое обследование хребта Мицешта, который своими лесистыми отрогами возвышается над Нижне-Архызским городищем. Район обследования был выбран не случайно, т.к. именно здесь, по сообщению местных жителей Сергея и Анатолия Варченко, видели какую-то икону. Лишь в самом конце светового дня, после долгих утомительных поисков, когда нужно было уже спускаться вниз, она была найдена. На вертикальной скале неярко белел лик Христа, при первом же взгляде на который стало ясно - это работа Мастера! Под завораживающим взглядом огромных выразительных глаз сразу куда-то исчезла усталость. Косые лучи заходящего солнца, падая на икону, создавали причудливую игру светотени на поверхности скалы, но - странное дело - лик Спасителя не растворялся в ней. Его очи, полные всеведения и печали, смотрели на меня, не позволяя рассеяно скользить взглядом вокруг. Почему-то сразу вспомнились раннехристианские иконы и лики святых на них. Потаенные, созданные в период жестоких гонений на христиан, многие образы этих икон исполнены экзальтации, однако это не трагическая безысходность, а экстаз веры, неотступной и сильной, несмотря на преследования..... Позже я много раз бывал у лика, но, наверно, недаром говорят, что первые впечатления - самые яркие.
<p style="text-align:justify">А потом началась кропотливая работа по изучению как самой иконы, так и окружающего ее участка горного хребта. Почти сразу рядом с ней было найдено несколько древних погребений, но погребений разного типа. Так, на самой террасе, буквально в двух метрах от лика мы обнаружили два скальных захоронения. Подобные захоронения достаточно хорошо изучены археологами в районе Нижне-Архызского городища; выполненные по языческому обряду они надежно датируются здесь VIII - X веками н.э. На поверхности одного из них, в сухом песке грабительского отвала, был обнаружен фрагмент холста от одежды - после возможного радиоуглеродного анализа прекрасный хронологический эталон для этих погребений. Несколько позже в подошве скальной террасы, непосредственно под ликом, была найдена гробница, сложенная из массивных тесаных камней. Сразу бросилось в глаза, что в отличие от вышерасположенных языческих погребений, она устроена по христианскому обряду, в частности ориентирована по линии запад - восток. Археологическое обследование данной гробницы не проводилось, так как рядом были видны грабительские отвалы. Но ее расположение рядом с иконой и, в то же время, изолированно от других христианских погребений, позволяет предположить, что это или место упокоения самого иконописца, или одного из тех христианских подвижников, что несли сюда, в далекие горные ущелья Алании, свет христианской веры. </p>


[[Файл:Лик 3.jpg|250px|thumb|left]]
[[Файл:Лик 4.jpg|250px|thumb|right|alt=Архызский лик Спасителя, Лик 4]]


<p style="text-align:justify">Еще позже, недалеко от иконы, в 180 метрах вниз по склону хребта, было обнаружено небольшое кладбище из полуразрушенных плитовых могил. Один из участков данного кладбища состоял из пяти рядом расположенных могил с элементами христианского обряда погребения; именно этот участок зарисовал художник и археолог Д.М.Струков, который в 1886 году посетил Нижне-Архызское городище. Кроме погребений, Дмитрий Михайлович нашел здесь и каменную статую воина с крестом на шлемовидном головном уборе - такого типа статуи на Северном Кавказе принято датировать, в основном, VIII - X веками. Сама статуя не сохранилась до наших дней, но нет никаких сомнений в достоверности сообщения Струкова Д.М., так как подобные статуи с крестами на плечах и головных уборах ("христианские рыцари") известны здесь и по другим историческим источникам. </p>
А потом началась кропотливая работа по изучению как самой иконы, так и окружающего ее участка горного хребта. Почти сразу рядом с ней было найдено несколько древних погребений, но погребений разного типа. Так, на самой террасе, буквально в двух метрах от лика мы обнаружили два скальных захоронения. Подобные захоронения достаточно хорошо изучены археологами в районе Нижне-Архызского городища; выполненные по языческому обряду они надежно датируются здесь VIII - X веками н.э. На поверхности одного из них, в сухом песке грабительского отвала, был обнаружен фрагмент холста от одежды - после возможного радиоуглеродного анализа прекрасный хронологический эталон для этих погребений. Несколько позже в подошве скальной террасы, непосредственно под ликом, была найдена гробница, сложенная из массивных тесаных камней. Сразу бросилось в глаза, что в отличие от вышерасположенных языческих погребений, она устроена по христианскому обряду, в частности ориентирована по линии запад - восток. Археологическое обследование данной гробницы не проводилось, так как рядом были видны грабительские отвалы. Но ее расположение рядом с иконой и, в то же время, изолированно от других христианских погребений, позволяет предположить, что это или место упокоения самого иконописца, или одного из тех христианских подвижников, что несли сюда, в далекие горные ущелья Алании, свет христианской веры.
[[Файл:Лик 3.jpg|250px|thumb|left|alt=Архызский лик Спасителя, Лик 3]]


[[Файл:Лик 4.jpg|250px|thumb|right]]
Еще позже, недалеко от иконы, в 180 метрах вниз по склону хребта, было обнаружено небольшое кладбище из полуразрушенных плитовых могил. Один из участков данного кладбища состоял из пяти рядом расположенных могил с элементами христианского обряда погребения; именно этот участок зарисовал художник и археолог Д.М.Струков, который в 1886 году посетил Нижне-Архызское городище. Кроме погребений, Дмитрий Михайлович нашел здесь и каменную статую воина с крестом на шлемовидном головном уборе - такого типа статуи на Северном Кавказе принято датировать, в основном, VIII - X веками. Сама статуя не сохранилась до наших дней, но нет никаких сомнений в достоверности сообщения Струкова Д.М., так как подобные статуи с крестами на плечах и головных уборах ("христианские рыцари") известны здесь и по другим историческим источникам.


<p style="text-align:justify">В 1960-х годах археолог Кузнецов В.А. раскопал небольшой участок плитовых могил и датировал отдельные погребения IX - X веками. В настоящее время считается, что сама конструкция подобных могил и обряд погребения в них были привнесены на Северный Кавказ из Византии в VIII - IX веках. В связи с этим весьма интересен факт размещения этих захоронений вне городской черты Нижнего Архыза, так как здесь усматривается прямая аналогия с кладбищами ранних христиан, которые первоначально (как, например, погребения апостолов) тоже устраивались за городской чертой. При этом, кроме своего прямого назначения, они также служили местами молитв и богослужений, как это было в катакомбах Рима и Неаполя. Именно в контексте подобных фактов и возникла гипотеза о том, что горная терраса с иконой Христа на ней могла быть своеобразной скальной часовней, где собирались на свои молитвы члены раннехристианской общины городища - до того времени, пока христианство не было принято в Алании как государственная религия.  
[[Файл:Лик 5.jpg|250px|thumb|right|alt=Архызский лик Спасителя, Лик 5]]
<p style="text-align:justify">Нельзя не отметить и еще одну важную особенность нашей иконы - скала, где она нарисована, своей плоскостью обращена почти строго на восток. Если же мы продолжим мысленный вектор направления глаз лика, то он укажет на так называемый Средний Зеленчукский храм - второй по величине храм городища. Ранее историки высказывали предположение, что эта церковь - самая древняя на территории Нижнего Архыза, и до строительства здесь Северного храма (в котором, как мы помним, была крещена Алания в 916 году) она была кафедральным собором городища. Современные исследования подтверждают эту гипотезу и указывают на время строительства данной церкви - конец IX века. Этими же исследованиями установлена и дата закладки храма, которая совпадает с праздником Преображения, поэтому можно сделать вывод, что Средний храм, освященный в честь Преображения Господня, был посвящен Иисусу Христу. Богослужебные тексты, читаемые в православных церквях в день Нерукотворного Образа (16 августа) прямо подчеркивают связь между ним и Преображением Христовым: "Вчера на Фаворе блистал свет Божества, веру даруя первым среди апостолов ... Сегодня же светозарный образ воссиял, веру даруя всем, что Он есть вочеловечившийся Бог наш". Поэтому можно утверждать, что прямая зрительная связь между ликом Христа и храмом Преображения в Нижнем Архызе не случайна, а указывает на духовнолитургическую и историческую связь между ними. </p>


[[Файл:Лик 5.jpg|250px|thumb|left]]
В 1960-х годах археолог Кузнецов В.А. раскопал небольшой участок плитовых могил и датировал отдельные погребения IX - X веками. В настоящее время считается, что сама конструкция подобных могил и обряд погребения в них были привнесены на Северный Кавказ из Византии в VIII - IX веках. В связи с этим весьма интересен факт размещения этих захоронений вне городской черты Нижнего Архыза, так как здесь усматривается прямая аналогия с кладбищами ранних христиан, которые первоначально (как, например, погребения апостолов) тоже устраивались за городской чертой. При этом, кроме своего прямого назначения, они также служили местами молитв и богослужений, как это было в катакомбах Рима и Неаполя. Именно в контексте подобных фактов и возникла гипотеза о том, что горная терраса с иконой Христа на ней могла быть своеобразной скальной часовней, где собирались на свои молитвы члены раннехристианской общины городища - до того времени, пока христианство не было принято в Алании как государственная религия.  
<p style="text-align:justify">Таким образом, рассматривая лик в контексте окружающих его христианских памятников, можно констатировать, что с исторической точки зрения наиболее вероятное время его появления здесь - IX век. </p>
 
Нельзя не отметить и еще одну важную особенность нашей иконы - скала, где она нарисована, своей плоскостью обращена почти строго на восток. Если же мы продолжим мысленный вектор направления глаз лика, то он укажет на так называемый Средний Зеленчукский храм - второй по величине храм городища. Ранее историки высказывали предположение, что эта церковь - самая древняя на территории Нижнего Архыза, и до строительства здесь Северного храма (в котором, как мы помним, была крещена Алания в 916 году) она была кафедральным собором городища. Современные исследования подтверждают эту гипотезу и указывают на время строительства данной церкви - конец IX века. Этими же исследованиями установлена и дата закладки храма, которая совпадает с праздником Преображения, поэтому можно сделать вывод, что Средний храм, освященный в честь Преображения Господня, был посвящен Иисусу Христу. Богослужебные тексты, читаемые в православных церквях в день Нерукотворного Образа (16 августа) прямо подчеркивают связь между ним и Преображением Христовым: "Вчера на Фаворе блистал свет Божества, веру даруя первым среди апостолов ... Сегодня же светозарный образ воссиял, веру даруя всем, что Он есть вочеловечившийся Бог наш". Поэтому можно утверждать, что прямая зрительная связь между ликом Христа и храмом Преображения в Нижнем Архызе не случайна, а указывает на духовнолитургическую и историческую связь между ними.
 
Таким образом, рассматривая лик в контексте окружающих его христианских памятников, можно констатировать, что с исторической точки зрения наиболее вероятное время его появления здесь - IX век.


== Как добраться ==
== Как добраться ==
<p style="text-align:justify">В настоящее время информация отсутствует. Вы можете [[Участие в проекте «Азбука_паломника»|помочь в заполнении подраздела]].</p>
'''Адрес''': Россия, Карачаево-Черкесская Республика, Зеленчукский район, п. Нижний Архыз.
 
Чтобы добраться до Нижнего Архыза, необходимо сначала прибыть в г. Минеральные Воды, куда можно добраться поездом или самолетом. Затем надо добраться до Нижнего Архыза.
 
Чтобы добраться до лика паломники ступают по новым, недавно построенным ступеням на высоту примерно 180-200 м.На всем пути есть скамейки, передохнуть от тяжелого подъема.
 
== Фото ==
== Фото ==
<gallery>
<gallery>
Файл:Название.jpg
Файл:Лик 4.jpg
Файл:Лик 7.jpg
Файл:Лик 8.jpg
Файл:Лик 9.jpg
Файл:Лик 10.jpg
</gallery>
</gallery>
== Видео ==
{{#ev:youtube|http://сайт|230|left|название|frame
}}


{{SEO|в Черкесск|Черкесска}}
 
 
{{SEO|к Архызскому лику Спасителя|Черкесска}}

Текущая версия от 12:18, 10 января 2022

Черкесск Карачаево-Черкесия Россия
Архызский лик Спасителя, Лик 1

История[править | править код]

В мае 1999 года научные сотрудники Нижне-Архызского музея-заповедника проводили археологическое обследование хребта Мицешта, который своими лесистыми отрогами возвышается над Нижне-Архызским городищем. Район обследования был выбран не случайно, т.к. именно здесь, по сообщению местных жителей Сергея и Анатолия Варченко, видели какую-то икону. Лишь в самом конце светового дня, после долгих утомительных поисков, когда нужно было уже спускаться вниз, она была найдена. На вертикальной скале неярко белел лик Христа, при первом же взгляде на который стало ясно - это работа Мастера! Под завораживающим взглядом огромных выразительных глаз сразу куда-то исчезла усталость. Косые лучи заходящего солнца, падая на икону, создавали причудливую игру светотени на поверхности скалы, но - странное дело - лик Спасителя не растворялся в ней. Его очи, полные всеведения и печали, смотрели на меня, не позволяя рассеяно скользить взглядом вокруг. Почему-то сразу вспомнились раннехристианские иконы и лики святых на них. Потаенные, созданные в период жестоких гонений на христиан, многие образы этих икон исполнены экзальтации, однако это не трагическая безысходность, а экстаз веры, неотступной и сильной, несмотря на преследования..... Позже я много раз бывал у лика, но, наверно, недаром говорят, что первые впечатления - самые яркие.

Архызский лик Спасителя, Лик 4

А потом началась кропотливая работа по изучению как самой иконы, так и окружающего ее участка горного хребта. Почти сразу рядом с ней было найдено несколько древних погребений, но погребений разного типа. Так, на самой террасе, буквально в двух метрах от лика мы обнаружили два скальных захоронения. Подобные захоронения достаточно хорошо изучены археологами в районе Нижне-Архызского городища; выполненные по языческому обряду они надежно датируются здесь VIII - X веками н.э. На поверхности одного из них, в сухом песке грабительского отвала, был обнаружен фрагмент холста от одежды - после возможного радиоуглеродного анализа прекрасный хронологический эталон для этих погребений. Несколько позже в подошве скальной террасы, непосредственно под ликом, была найдена гробница, сложенная из массивных тесаных камней. Сразу бросилось в глаза, что в отличие от вышерасположенных языческих погребений, она устроена по христианскому обряду, в частности ориентирована по линии запад - восток. Археологическое обследование данной гробницы не проводилось, так как рядом были видны грабительские отвалы. Но ее расположение рядом с иконой и, в то же время, изолированно от других христианских погребений, позволяет предположить, что это или место упокоения самого иконописца, или одного из тех христианских подвижников, что несли сюда, в далекие горные ущелья Алании, свет христианской веры.

Архызский лик Спасителя, Лик 3

Еще позже, недалеко от иконы, в 180 метрах вниз по склону хребта, было обнаружено небольшое кладбище из полуразрушенных плитовых могил. Один из участков данного кладбища состоял из пяти рядом расположенных могил с элементами христианского обряда погребения; именно этот участок зарисовал художник и археолог Д.М.Струков, который в 1886 году посетил Нижне-Архызское городище. Кроме погребений, Дмитрий Михайлович нашел здесь и каменную статую воина с крестом на шлемовидном головном уборе - такого типа статуи на Северном Кавказе принято датировать, в основном, VIII - X веками. Сама статуя не сохранилась до наших дней, но нет никаких сомнений в достоверности сообщения Струкова Д.М., так как подобные статуи с крестами на плечах и головных уборах ("христианские рыцари") известны здесь и по другим историческим источникам.

Архызский лик Спасителя, Лик 5

В 1960-х годах археолог Кузнецов В.А. раскопал небольшой участок плитовых могил и датировал отдельные погребения IX - X веками. В настоящее время считается, что сама конструкция подобных могил и обряд погребения в них были привнесены на Северный Кавказ из Византии в VIII - IX веках. В связи с этим весьма интересен факт размещения этих захоронений вне городской черты Нижнего Архыза, так как здесь усматривается прямая аналогия с кладбищами ранних христиан, которые первоначально (как, например, погребения апостолов) тоже устраивались за городской чертой. При этом, кроме своего прямого назначения, они также служили местами молитв и богослужений, как это было в катакомбах Рима и Неаполя. Именно в контексте подобных фактов и возникла гипотеза о том, что горная терраса с иконой Христа на ней могла быть своеобразной скальной часовней, где собирались на свои молитвы члены раннехристианской общины городища - до того времени, пока христианство не было принято в Алании как государственная религия.

Нельзя не отметить и еще одну важную особенность нашей иконы - скала, где она нарисована, своей плоскостью обращена почти строго на восток. Если же мы продолжим мысленный вектор направления глаз лика, то он укажет на так называемый Средний Зеленчукский храм - второй по величине храм городища. Ранее историки высказывали предположение, что эта церковь - самая древняя на территории Нижнего Архыза, и до строительства здесь Северного храма (в котором, как мы помним, была крещена Алания в 916 году) она была кафедральным собором городища. Современные исследования подтверждают эту гипотезу и указывают на время строительства данной церкви - конец IX века. Этими же исследованиями установлена и дата закладки храма, которая совпадает с праздником Преображения, поэтому можно сделать вывод, что Средний храм, освященный в честь Преображения Господня, был посвящен Иисусу Христу. Богослужебные тексты, читаемые в православных церквях в день Нерукотворного Образа (16 августа) прямо подчеркивают связь между ним и Преображением Христовым: "Вчера на Фаворе блистал свет Божества, веру даруя первым среди апостолов ... Сегодня же светозарный образ воссиял, веру даруя всем, что Он есть вочеловечившийся Бог наш". Поэтому можно утверждать, что прямая зрительная связь между ликом Христа и храмом Преображения в Нижнем Архызе не случайна, а указывает на духовнолитургическую и историческую связь между ними.

Таким образом, рассматривая лик в контексте окружающих его христианских памятников, можно констатировать, что с исторической точки зрения наиболее вероятное время его появления здесь - IX век.

Как добраться[править | править код]

Адрес: Россия, Карачаево-Черкесская Республика, Зеленчукский район, п. Нижний Архыз.

Чтобы добраться до Нижнего Архыза, необходимо сначала прибыть в г. Минеральные Воды, куда можно добраться поездом или самолетом. Затем надо добраться до Нижнего Архыза.

Чтобы добраться до лика паломники ступают по новым, недавно построенным ступеням на высоту примерно 180-200 м.На всем пути есть скамейки, передохнуть от тяжелого подъема.

Фото[править | править код]