Женский монастырь Пречиста Краинска: различия между версиями

Материал из Азбука паломники
Перейти к навигации Перейти к поиску
 
(не показано 14 промежуточных версий 2 участников)
Строка 10: Строка 10:
Церковь Успения Пресвятой Богородицы в Краине впервые упоминается в конце X века в «Летописи попа Дуклянина»<ref>«Летопись попа Дуклянина» («Барский родослов») – условное название средневековой сербской летописи, написанной анонимным священником из Дукли. Сохранилась лишь в латинских редакциях XVII века, поэтому время создания остаётся предметом дискуссий.</ref>. В этот период здесь была столица небольшого сербского княжества Дукля, которое в более поздних сербских текстах называется Зета. Во главе этого государства стоял князь Петрислав – отец [https://azbyka.org/days/sv-ioann-vladimir-serbskij святого князя-мученика Иоанна-Владимира], о котором сохранилось очень мало исторических данных. Осталась лишь запись о том, что в период между 970 и 980 годами недалеко от своего дома князь Петрислав построил небольшую церковь, посвященную Пресвятой Богородице, с пристроенными к ней кельями для монахов, в которой он и был похоронен.
Церковь Успения Пресвятой Богородицы в Краине впервые упоминается в конце X века в «Летописи попа Дуклянина»<ref>«Летопись попа Дуклянина» («Барский родослов») – условное название средневековой сербской летописи, написанной анонимным священником из Дукли. Сохранилась лишь в латинских редакциях XVII века, поэтому время создания остаётся предметом дискуссий.</ref>. В этот период здесь была столица небольшого сербского княжества Дукля, которое в более поздних сербских текстах называется Зета. Во главе этого государства стоял князь Петрислав – отец [https://azbyka.org/days/sv-ioann-vladimir-serbskij святого князя-мученика Иоанна-Владимира], о котором сохранилось очень мало исторических данных. Осталась лишь запись о том, что в период между 970 и 980 годами недалеко от своего дома князь Петрислав построил небольшую церковь, посвященную Пресвятой Богородице, с пристроенными к ней кельями для монахов, в которой он и был похоронен.


В начале XI веке Краина упоминается как княжеская столица князя Иоанна-Владимира. Тогда жена князя Косара на месте церкви Успения Пресвятой Богородицы основала здесь большой женский монастырь – Пречиста Краинска.
В начале XI веке Краина упоминается как княжеская столица Иоанна-Владимира. Тогда жена князя Косара на месте церкви Успения Пресвятой Богородицы основала здесь большой женский монастырь – Пречиста Краинска.


Монастырь Пречиста Краинска был одним из монастырей, в котором была основана кафедра зетских митрополитов. Считается также, что Мариинское Евангелие<ref>Мариинское Евангелие, или Мариинское Четвероевангелие (лат. Codex Marianus) – глаголическая неполная рукопись четвероевангелия, памятник старославянского языка, датируется XI веком. Её основную часть (171 лист) нашёл Виктор Григорович в русском скиту Успения Пресвятой Богородицы Ксилургу, иначе Мариинском (в честь которого рукопись и называется), на Афоне в 1840-х годах; после смерти Григоровича она поступила в Румянцевский музей в Москве (ныне Российская государственная библиотека), где и хранится поныне под шифром «Григ 6» или «Муз 1689 (ф. 87)».</ref>, написанное глаголицей и являющееся одной из старейших старославянских рукописей XI века, написанно в этом монастыре.
Монастырь Пречиста Краинска был одним из монастырей, в котором была основана кафедра зетских митрополитов. Считается также, что Мариинское Евангелие<ref>Мариинское Евангелие, или Мариинское Четвероевангелие (лат. Codex Marianus) – глаголическая неполная рукопись четвероевангелия, памятник старославянского языка, датируется XI веком. Её основную часть (171 лист) нашёл Виктор Григорович в русском скиту Успения Пресвятой Богородицы Ксилургу, иначе Мариинском (в честь которого рукопись и называется), на Афоне в 1840-х годах; после смерти Григоровича она поступила в Румянцевский музей в Москве (ныне Российская государственная библиотека), где и хранится поныне под шифром «Григ 6» или «Муз 1689 (ф. 87)».</ref>, написанное глаголицей и являющееся одной из старейших старославянских рукописей XI века, написанно в этом монастыре.


После мученической кончины святого Иоанна-Владимира в 1016 году его святые мощи покоились вместе с его верной женой Косарой в Пречистой Краинске, которая после смерти мужа приняла монашеский постриг с именем Теодора. В 1215 года, мощи св. мч. Иоанна-Владимира были перенесены в монастырь во имя святого мученика Иоанна-Владимира в деревне Шийони близ Эльбасана (Албания) из-за большого уважения жителей к этому святому (в настоящее время святыня перенесена из Эльбасана на сохранение в Архиепископию г. Тираны).
После мученической кончины святого Иоанна-Владимира в 1016 году его святые мощи покоились вместе с его верной женой Косарой в Пречистой Краинске, которая после смерти мужа приняла монашеский постриг с именем Теодора. В 1215 году мощи св. мч. Иоанна-Владимира были перенесены в монастырь во имя святого мученика Иоанна-Владимира в деревне Шийони близ Эльбасана (Албания) из-за большого уважения жителей к этому святому (в настоящее время святыня перенесена из Эльбасана на сохранение в Архиепископию г. Тираны).


В 1417 году о монастыре упоминается в грамоте Балши III Джурджевича<ref>Балша III (1387 – 28 апреля 1421) – шестой и последний господарь Зеты из династии Балшичей (1403-1421). Единственный сын Георгия (серб. Джураджа) II Балшича и Елены Лазаревич.</ref>, когда в нем, по-видимому, пребывал митрополит Зетский Арсений.
В 1417 году о монастыре упоминается в грамоте Балши III Джурджевича<ref>Балша III (1387 – 28 апреля 1421) – шестой и последний господарь Зеты из династии Балшичей (1403-1421). Единственный сын Георгия (серб. Джураджа) II Балшича и Елены Лазаревич.</ref>, когда в нем, по-видимому, пребывал митрополит Зетский Арсений.
Строка 20: Строка 20:
Турецкая перепись 1582 г. также свидетельствует об этом монастыре, и предполагается, что монастырь был разрушен и заброшен в конце XVII века во время походов скадарского визиря Сулейман-паша Бушати в этот район.
Турецкая перепись 1582 г. также свидетельствует об этом монастыре, и предполагается, что монастырь был разрушен и заброшен в конце XVII века во время походов скадарского визиря Сулейман-паша Бушати в этот район.


В основе монастырской церкви Успения Пресвятой Богородицы лежит триконхос (трилистника) с апсидой на восточной стороне и двумя конхами на северной и южной сторонах. Сначала триконхос был без купола – он был воздвигнут позднее. По этой причине во внутреннем пространстве храма достроены пилястры, которые приняли на себя посредством аркад вес купола. К триконхосу пристроен притвор, а рядом с ним и оборонительная башня высотой 16,5 м. Она находилась в хорошем состоянии вплоть до 1931 г., но сейчас от нее остались лишь развалины. Башня была пятиэтажной и на последнем этаже располагалась лоджия с проемами, увенчанными готическими стрельчатыми арками. На четвертом этаже находилась часовня.
В основе монастырской церкви Успения Пресвятой Богородицы лежит триконхос (трилистник) с апсидой на восточной стороне и двумя конхами на северной и южной сторонах. Сначала триконхос был без купола – он был воздвигнут позднее. По этой причине во внутреннем пространстве храма достроены пилястры, которые приняли на себя посредством аркад вес купола. К триконхосу пристроен притвор, а рядом с ним и оборонительная башня высотой 16,5 м. Она находилась в хорошем состоянии вплоть до 1931 г., но сейчас от нее остались лишь развалины. Башня была пятиэтажной и на последнем этаже располагалась лоджия с проемами, увенчанными готическими стрельчатыми арками. На четвертом этаже находилась часовня.


Вокруг Успенской церкви находятся остатки монастырских строений и других объектов, свидетельствующих о некогда бывшей здесь монашеской жизни.
Вокруг Успенской церкви находятся остатки монастырских строений и других объектов, свидетельствующих о некогда бывшей здесь монашеской жизни.
Строка 29: Строка 29:
В состав монастырского комплекса входят: церковь Успения Пресвятой Богородицы и конак с подсобными помещениями.
В состав монастырского комплекса входят: церковь Успения Пресвятой Богородицы и конак с подсобными помещениями.


Блаженнопочивший митрополит Черногорский и Приморский [https://azbyka.org/otechnik/Amfilohij_Radovich/ Амфилохий (Радович)] с духовенством регулярно совершал Божественную литургию на остатках этого древнего храма.
Блаженнопочивший митрополит Черногорский и Приморский [https://azbyka.org/otechnik/Amfilohij_Radovich/ Амфилохий (Радович)] с духовенством регулярно совершал Божественную литургию на остатках этого древнего монастыря.


В настоящее время монастырь Пречиста Краинска является метохом<ref>Метох (от греч. Μετόχια) – монастырские или церковные владения.</ref> монастыря Бешка.
В настоящее время монастырь Пречиста Краинска является метохом<ref>Метох (от греч. Μετόχια) – монастырские или церковные владения.</ref> монастыря [[Женский монастырь Бешка|Бешка]].


В день памяти св. Иоанна-Владимира в монастыре Пречиста Краинска происходят большие народные собрания, а на праздник Cвятой Троицы отсюда отправляется крестный ход до вершины горы Румии.
В день памяти св. Иоанна-Владимира в монастыре Пречиста Краинска происходят большие народные собрания, а на праздник Cвятой Троицы отсюда отправляется крестный ход до вершины [[Церковь Святой Живоначальной Троицы (Румия)|горы Румии]].


Сегодня монастырь все еще стоит в развалинах. Время от времени в опустевшей святыне проходят богослужения. Недалеко от монастыря находится колодец с проточной водой, который датируется 1001 годом. И в наши дни он снабжает питьевой водой население близлежащих сёл.
Сегодня монастырь все еще стоит в развалинах. Время от времени в опустевшей святыне проходят богослужения. Недалеко от монастыря находится колодец с проточной водой, который датируется 1001 годом. И в наши дни он снабжает питьевой водой население близлежащих сёл.


=== Легенда о Владимире и Косаре ===
=== Легенда о Владимире и Косаре ===
После разрушения церкви Св. Марии в Краине был обнаружен крест, с тех пор уже несколько веков находящийся в братстве Андровичей. Крест высотой 45 см, шириной 38 см, толщиной 2,5 см, сделан из дерева и окован снаружи позолоченными пластинами. Место, где хранится крест, известно только двум старейшим представителям рода Андровичей.
После разрушения Успенской церкви в Краине был обнаружен крест, с тех пор уже несколько веков находящийся в братстве Андровичей. Крест высотой 45 см, шириной 38 см, толщиной 2,5 см, сделан из дерева и окован снаружи позолоченными пластинами. Место, где хранится крест, известно только двум старейшим представителям рода Андровичей.


Крест связывают с именем князя Иоанна-Владимира, столица которого находилась в Краине (г. Острос). Во время войны против македонского царя Самуила в 997 году князь Владимир попал в плен и был заточен в тюрьму в г. Преспа. В красивого дуклянского князя влюбилась дочь царя Самуила Косара. Она сказала отцу, что бросится в озеро, ели он не разрешит ей выйти замуж за Владимира. Вскоре они обвенчались и жили во дворце недалеко от монастыря Пречиста краинска на Скадарском озере.
Крест связывают с именем князя Иоанна-Владимира, столица которого находилась в Краине (г. Острос). Во время войны против македонского царя Самуила в 997 году князь Владимир попал в плен и был заточен в тюрьму в г. Преспа. Красивого дуклянского князя полюбила дочь царя Самуила Косара. Вскоре они обвенчались и жили во дворце недалеко от монастыря Пречиста Краинска на Скадарском озере.


В народе ходит легенда о днях, проведенных Владимиром в заключении: он был ослеплен, а чтобы возвратить ему зрение, Косара должна была построить 365 церквей по каждому дню в году. Она выбрала для этого озеро Шасси (озеро почти на границе с Албанией) и его окрестности и воздвигла здесь 365 церквей, возвратив этим зрение своему супругу. В настоящее время на озере можно увидеть остатки восьми таких церквей, выстроенных практически в ряд.  
В народе ходит легенда о днях, проведенных Владимиром в заключении: он был ослеплен, а чтобы возвратить ему зрение, Косара должна была построить 365 церквей по каждому дню в году. Она выбрала для этого озеро Шасси (озеро почти на границе с Албанией) и его окрестности и воздвигла здесь 365 церквей, возвратив этим зрение своему супругу. В настоящее время на озере можно увидеть остатки восьми таких церквей, выстроенных практически в ряд.  


После смерти царя Самуила его престол унаследовал Владислав, пригласивший князя Владимира в гости в Преспу. Как залог его безопасности, Владислав послал ему золотой крест. Зная о коварстве Владислава, князь Владимир попросил прислать ему деревянный крест, поскольку на таком кресте «распят Спаситель». Владислав отправил трёх монахов с деревянным крестом, однако сразу по прибытии Владимира в Преспу он был убит в дверях церкви. В момент гибели в руках у Владимира был деревянный крест, с которым его и похоронили в Преспе. Жена Владимира Косара перенесла его останки в монастырь Пречиста Краинск», приняла монашеский постриг и по смерти была похоронена возле Князя.
После смерти царя Самуила его престол унаследовал Владислав, пригласивший князя Владимира в гости в Преспу. Как залог его безопасности, Владислав послал ему золотой крест. Зная о коварстве Владислава, князь Владимир попросил прислать ему деревянный крест, поскольку на таком кресте «распят Спаситель». Владислав отправил трёх монахов с деревянным крестом, однако сразу по прибытии Владимира в Преспу он был убит в дверях церкви. В момент гибели в руках у Владимира был деревянный крест, с которым его и похоронили в Преспе. Жена Владимира Косара перенесла его останки в монастырь Пречиста Краинска, приняла монашеский постриг и была похоронена возле Князя.


Крест князя Иоанна-Владимира хранится в братстве Андровичей как величайшая реликвия. Ежегодно в день Святой Троицы крест несут на вершину Румии.
Крест князя Иоанна-Владимира хранится в братстве Андровичей как величайшая реликвия. Ежегодно в день Святой Троицы крест несут на вершину Румии.
Строка 59: Строка 59:
'''Телефон:''' [tel:+38167231211 +381 67 231 211]
'''Телефон:''' [tel:+38167231211 +381 67 231 211]


'''Электронная почта:''' [mailto: manastirbeska@gmail.com manastirbeska@gmail.com]
'''Электронная почта:''' [mailto:manastirbeska@gmail.com manastirbeska@gmail.com]


'''[www.manastirbeska.com Веб-сайт]'''
Настоятельница монастыря [https://azbyka.org/way/igumenja-fotina-hasl/ монахиня Фотина (Хасл)], игуменья [[Женский монастырь Бешка|монастыря Бешка]].
 
'''Настоятельница монастыря:''' [https://azbyka.org/way/igumenja-fotina-hasl/ монахиня Фотиниа (Хасл)], игуменья монастыря Бешка


== Фото ==
== Фото ==
Строка 76: Строка 74:


== Ссылки ==  
== Ссылки ==  
*[https://mitropolija.com/zenski-manastiri/ Православна Митрополија црногорско-приморска. Женски манастири]
* [http://www.manastirbeska.com Сайт монастыря]
*[http://skm-kr.ru/istoriya/monastyri-chernogorii/monastyr-prechista-krainska.html Путеводитель по Черногории. Монастырь Пречиста Краинска]
* [https://mitropolija.com/zenski-manastiri/ Православна Митрополија црногорско-приморска. Женски манастири]
*[https://web.archive.org/web/20170801162417/http://www.spc-bar.me/Galery/Manastir%20Krajina.htm Православна Црквена Општина Барска. Манастир Успенија Пресвете Богородице. Архив]
* [http://skm-kr.ru/istoriya/monastyri-chernogorii/monastyr-prechista-krainska.html Путеводитель по Черногории. Монастырь Пречиста Краинска]
* [https://web.archive.org/web/20170801162417/http://www.spc-bar.me/Galery/Manastir%20Krajina.htm Православна Црквена Општина Барска. Манастир Успенија Пресвете Богородице. Архив]


{{SEO|в Женский монастырь Пречиста Краинска|Черногории}}
{{SEO|в Женский монастырь Пречиста Краинска|Черногории}}

Текущая версия от 01:48, 5 июня 2021

Идёт загрузка карты…
Монастырь Пречиста Краинска

Монастырь Пречиста Краинска — средневековый монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы. Принадлежит митрополии Черногорско-Приморской Сербской Православной Церкви и является метохом монастыря Бешка.

История[править | править код]

Монастырь Успения Пресвятой Богородицы, известный как Пречиста Краинска – сербский средневековый монастырь, расположенный в Скадарской Краине, на юго-западном берегу Скадарского озера, недалеко от деревень Малый и Великий Острос, в 22 км к юго-востоку от Вирпазара на границе с Албанией. Это не только старейший и самый большой монастырь среди Скадарской группы монастырей, известной как Зетский Афон, но и важный памятник славянской культуры в Черногории. Так как монастырь посвящен Пречистой Деве Богородице, отсюда и называние – Пречиста Краинска. Крайна – так называлась самая южная часть средневековной области Зета.[1]

Церковь Успения Пресвятой Богородицы в Краине впервые упоминается в конце X века в «Летописи попа Дуклянина»[2]. В этот период здесь была столица небольшого сербского княжества Дукля, которое в более поздних сербских текстах называется Зета. Во главе этого государства стоял князь Петрислав – отец святого князя-мученика Иоанна-Владимира, о котором сохранилось очень мало исторических данных. Осталась лишь запись о том, что в период между 970 и 980 годами недалеко от своего дома князь Петрислав построил небольшую церковь, посвященную Пресвятой Богородице, с пристроенными к ней кельями для монахов, в которой он и был похоронен.

В начале XI веке Краина упоминается как княжеская столица Иоанна-Владимира. Тогда жена князя Косара на месте церкви Успения Пресвятой Богородицы основала здесь большой женский монастырь – Пречиста Краинска.

Монастырь Пречиста Краинска был одним из монастырей, в котором была основана кафедра зетских митрополитов. Считается также, что Мариинское Евангелие[3], написанное глаголицей и являющееся одной из старейших старославянских рукописей XI века, написанно в этом монастыре.

После мученической кончины святого Иоанна-Владимира в 1016 году его святые мощи покоились вместе с его верной женой Косарой в Пречистой Краинске, которая после смерти мужа приняла монашеский постриг с именем Теодора. В 1215 году мощи св. мч. Иоанна-Владимира были перенесены в монастырь во имя святого мученика Иоанна-Владимира в деревне Шийони близ Эльбасана (Албания) из-за большого уважения жителей к этому святому (в настоящее время святыня перенесена из Эльбасана на сохранение в Архиепископию г. Тираны).

В 1417 году о монастыре упоминается в грамоте Балши III Джурджевича[4], когда в нем, по-видимому, пребывал митрополит Зетский Арсений.

Турецкая перепись 1582 г. также свидетельствует об этом монастыре, и предполагается, что монастырь был разрушен и заброшен в конце XVII века во время походов скадарского визиря Сулейман-паша Бушати в этот район.

В основе монастырской церкви Успения Пресвятой Богородицы лежит триконхос (трилистник) с апсидой на восточной стороне и двумя конхами на северной и южной сторонах. Сначала триконхос был без купола – он был воздвигнут позднее. По этой причине во внутреннем пространстве храма достроены пилястры, которые приняли на себя посредством аркад вес купола. К триконхосу пристроен притвор, а рядом с ним и оборонительная башня высотой 16,5 м. Она находилась в хорошем состоянии вплоть до 1931 г., но сейчас от нее остались лишь развалины. Башня была пятиэтажной и на последнем этаже располагалась лоджия с проемами, увенчанными готическими стрельчатыми арками. На четвертом этаже находилась часовня.

Вокруг Успенской церкви находятся остатки монастырских строений и других объектов, свидетельствующих о некогда бывшей здесь монашеской жизни.

Полностью комплекс был построен в конце XIV – начале XV вв. В результате раскопок найдены фрагменты фресок, декор из керамики и бронзовый крест датируемые XI-XII вв.

Современное состояние[править | править код]

В состав монастырского комплекса входят: церковь Успения Пресвятой Богородицы и конак с подсобными помещениями.

Блаженнопочивший митрополит Черногорский и Приморский Амфилохий (Радович) с духовенством регулярно совершал Божественную литургию на остатках этого древнего монастыря.

В настоящее время монастырь Пречиста Краинска является метохом[5] монастыря Бешка.

В день памяти св. Иоанна-Владимира в монастыре Пречиста Краинска происходят большие народные собрания, а на праздник Cвятой Троицы отсюда отправляется крестный ход до вершины горы Румии.

Сегодня монастырь все еще стоит в развалинах. Время от времени в опустевшей святыне проходят богослужения. Недалеко от монастыря находится колодец с проточной водой, который датируется 1001 годом. И в наши дни он снабжает питьевой водой население близлежащих сёл.

Легенда о Владимире и Косаре[править | править код]

После разрушения Успенской церкви в Краине был обнаружен крест, с тех пор уже несколько веков находящийся в братстве Андровичей. Крест высотой 45 см, шириной 38 см, толщиной 2,5 см, сделан из дерева и окован снаружи позолоченными пластинами. Место, где хранится крест, известно только двум старейшим представителям рода Андровичей.

Крест связывают с именем князя Иоанна-Владимира, столица которого находилась в Краине (г. Острос). Во время войны против македонского царя Самуила в 997 году князь Владимир попал в плен и был заточен в тюрьму в г. Преспа. Красивого дуклянского князя полюбила дочь царя Самуила Косара. Вскоре они обвенчались и жили во дворце недалеко от монастыря Пречиста Краинска на Скадарском озере.

В народе ходит легенда о днях, проведенных Владимиром в заключении: он был ослеплен, а чтобы возвратить ему зрение, Косара должна была построить 365 церквей по каждому дню в году. Она выбрала для этого озеро Шасси (озеро почти на границе с Албанией) и его окрестности и воздвигла здесь 365 церквей, возвратив этим зрение своему супругу. В настоящее время на озере можно увидеть остатки восьми таких церквей, выстроенных практически в ряд.

После смерти царя Самуила его престол унаследовал Владислав, пригласивший князя Владимира в гости в Преспу. Как залог его безопасности, Владислав послал ему золотой крест. Зная о коварстве Владислава, князь Владимир попросил прислать ему деревянный крест, поскольку на таком кресте «распят Спаситель». Владислав отправил трёх монахов с деревянным крестом, однако сразу по прибытии Владимира в Преспу он был убит в дверях церкви. В момент гибели в руках у Владимира был деревянный крест, с которым его и похоронили в Преспе. Жена Владимира Косара перенесла его останки в монастырь Пречиста Краинска, приняла монашеский постриг и была похоронена возле Князя.

Крест князя Иоанна-Владимира хранится в братстве Андровичей как величайшая реликвия. Ежегодно в день Святой Троицы крест несут на вершину Румии.

Возрождение монастырей Зетского Афона[6] началось именно с возобновления богослужений в Пречистой Крайнской и выноса креста св. мч. Иоанна-Владимира на вершину Румии еще в конце XX века.

Престольные праздники[править | править код]

Как добраться[править | править код]

Адрес: 85306 Острос, Черногория

Телефон: +381 67 231 211

Электронная почта: manastirbeska@gmail.com

Настоятельница монастыря – монахиня Фотина (Хасл), игуменья монастыря Бешка.

Фото[править | править код]


Видео[править | править код]

Ссылки[править | править код]


  1. Зета – название средневекового славянского государства, известного с IX по XI век под названием Дукля. C XII века это государство в византийских хрониках называлось Зетой (по правому притоку реки Морачи). Зета впервые упоминается византийским историком Кекавменом около 1080 года. Средневековая Зета была разделена на две части: Верхнюю и Нижнюю, границы между которыми точно не установлены. Вероятно, Верхняя Зета занимала горные районы Приморья от окрестностей Котора до восточного берега Скадарского берега; а Нижняя Зета — район от Скадарского озера до морского побережья. В 1376 году в документах Дубровника впервые появилось название Черногория, которое постепенно вытеснило старое название Зеты.
  2. «Летопись попа Дуклянина» («Барский родослов») – условное название средневековой сербской летописи, написанной анонимным священником из Дукли. Сохранилась лишь в латинских редакциях XVII века, поэтому время создания остаётся предметом дискуссий.
  3. Мариинское Евангелие, или Мариинское Четвероевангелие (лат. Codex Marianus) – глаголическая неполная рукопись четвероевангелия, памятник старославянского языка, датируется XI веком. Её основную часть (171 лист) нашёл Виктор Григорович в русском скиту Успения Пресвятой Богородицы Ксилургу, иначе Мариинском (в честь которого рукопись и называется), на Афоне в 1840-х годах; после смерти Григоровича она поступила в Румянцевский музей в Москве (ныне Российская государственная библиотека), где и хранится поныне под шифром «Григ 6» или «Муз 1689 (ф. 87)».
  4. Балша III (1387 – 28 апреля 1421) – шестой и последний господарь Зеты из династии Балшичей (1403-1421). Единственный сын Георгия (серб. Джураджа) II Балшича и Елены Лазаревич.
  5. Метох (от греч. Μετόχια) – монастырские или церковные владения.
  6. Зетский Афон ‒ это группа православных монастырей, расположенных на юго-западном берегу и на островах Скадарского озера. Этот исторический комплекс имел большое значение для сербской истории, просвещения, литературы и христианизации в Черногории.