(не показана 41 промежуточная версия 2 участников)
Строка 1:
Строка 1:
{{Населённый пункт}}
{{Населённый пункт}}
[[Файл:Храм иконы Взыскание погибших Чебоксары.jpeg|мини|справа|[[Храм иконы Божией Матери "Взыскание погибших" (Чебоксары)]]]]
'''Чебокса́ры''' (чуваш. Шупашка́р) — город в России, столица [[Чувашская Республика|Чувашской Республики]], её административный, научный, промышленный и культурный центр. Население — 473 895 чел. (2015), население городского округа Чебоксары — 484 469 чел. (2015). День города отмечается в третье воскресенье августа. Расположен в верхнем бьефе Чебоксарской ГЭС, на правом высоком берегу Чебоксарского водохранилища.
'''Чебокса́ры''' (чуваш. Шупашка́р) — город в России, столица Чувашской Республики, её административный, научный, промышленный и культурный центр. Население — 473 895 чел. (2015), население городского округа Чебоксары — 484 469 чел. (2015). День города отмечается в третье воскресенье августа. Расположен в верхнем бьефе Чебоксарской ГЭС, на правом высоком берегу Чебоксарского водохранилища.
Чебоксары имеют город-спутник Новочебоксарск, вместе с которым формируют полицентрическую агломерацию с численностью населения более 680 тыс. чел. 2 марта 2008 года был проведён референдум по объединению городов Чебоксары и Новочебоксарск в один городской округ, но большинство новочебоксарцев проголосовало против объединения, в результате вопрос был отложен.
Чебоксары имеют город-спутник Новочебоксарск, вместе с которым формируют полицентрическую агломерацию с численностью населения более 680 тыс. чел. 2 марта 2008 года был проведён референдум по объединению городов Чебоксары и Новочебоксарск в один городской округ, но большинство новочебоксарцев проголосовало против объединения, в результате вопрос был отложен.
== Православие в Чебоксарах ==
Начиналась Чебоксарско-Чувашская епархия с христианской миссии, положенной первым казанским архиепископом святителем Гурием в 1555г. Благодаря его апостольским трудам народы Поволжья – татары, чуваши, мордва, марийцы и удмурты - были просвещены светом христианской веры. Однако после кончины святителя Гурия и его сподвижников, святителей Германа и Варсонофия, дело христианского просвещения инородцев Поволжья стало сильно ослабевать и даже приобрело формальный характер. Язычники – чуваши активно принимали христианство и затем также в массовом количестве отпадали от него.
В XVIII веке Правительство приняло ряд мер, направленных к обращению в христианство нерусских народов Поволжья. Однако, они имели лишь внешний эффект, мало способствовавший внутреннему усвоению христианской веры. Язычники привлекались чаще всего материальными выгодами: освобождением от податей, от рекрутской повинности или от работ на государственных заводах. Такая «миссия» не только не оказывала Церкви никакой помощи, но чаще всего мешала миссионерству.
Главным камнем преткновения для распространения христианства в Поволжье был язык проповеди, непонятный для большинства местного населения.
Лишь к середине XIX в. в деле христианского просвещения Поволжья произошли существенные изменения. Связаны они в первую очередь с деятельностью великого просветителя инородцев Н.И. Ильминского. Николай Ильминский дал толчок миссионерскому движению, который выразился, прежде всего, в переводе Евангелия и богослужебных книг на родные языки, в открытии народных школ и подготовке преподавателей из местного населения. Так, среди чувашей идеи Н.И. Ильминского воплотил в жизнь выдающийся чувашский ученый – педагог и просветитель И.Я. Яковлев.
В 1854г. было учреждено, в помощь Казанскому архиерею, Чебоксарское викариатство. 29 января (11 февраля) Святейшим Синодом избран, а 30 января (12 февраля) утвержден Государем Императором, викарий Казанской епархии, бывший ректор Ярославской Духовной Семинарии, архимандрит Никодим (Казанцев; 1854 – 1861 г.г.). Его хиротония во епископа Чебоксарского была совершена 14 (27) февраля 1854г. в Казанском соборе Санкт-Петербурга.
В обязанности епископа Чебоксарского, викария Казанской епархии, входило заведывание делами Чебоксарского духовного училища и его ревизия, решение вопросов, касающихся псаломщиков, дел о просфорнях; разрешение браков и дел исковых о расторжении браков; определение старост к сельским церквям; рассматривание происшествий в церквях, иски с духовных лиц по долговым обязательствам; назначение епитимии светским лицам по приговорам светских судов; выдача метрических свидетельств и утверждение опекунов к малолетним сиротам по смерти лиц духовного звания, а также управление Кизическим – Введенским монастырем близ Казани.
На протяжении всего времени существования викарной кафедры Чебоксарский епископ жил в Казани. Среди Чебоксарских викариев было много преосвященных архиереев, которые оставили заметный след в жизни Русской Православной Церкви и Российского государства. Так, трудами епископа Гурия (Карпова; 1861 - 1867), в прошлом члена Пекинской Духовной Миссии, было открыто в Казани в 1867г. Братство во имя святителя Гурия, в задачу которого входило создание школ и открытие храмов, обучение миссионеров и переводы богослужебной литературы, основание приютов и рабочих общин для просвещения народов Поволжья. В период с 1897 по 1899 г.г. Чебоксарскую викарную кафедру занимал епископ Антоний (Храповицкий), бывший также еще и ректором Казанской Духовной Академии. После Октябрьского переворота, в 1921г., он стал первоиерархом Русской Православной Церкви за границей.
Революционные преобразования в России привели к серьезным потрясениям и в церковной жизни.
24 июня 1920г. была образована Чувашская Автономная область из земель Казанской и Симбирской губерний. Новая власть стала поощрять церковный сепаратизм. В среде духовенства появились модернистские группировки, так называемые сторонники «Живой Церкви», призывавшие к революции в Церкви и к всестороннему обновлению. В Чувашской Автономной области обновленцы стали захватывать приходы, требуя «чувашскую автокефальную церковь». Назначенный во II-й половине 1920 года на Чебоксарскую кафедру епископ Афанасий (Малинин) встретил здесь сильное противодействие и был вынужден жить в Казани.
На борьбу с церковным расколом и обновленчеством Святейший Патриарх Тихон поставил преосвященного Германа (Кокеля), епископа Алатырского, викария Симбирской епархии. Его трудами уже в I-й половине 1925г. из 299 приходов Чувашской Автономной области 159 воссоединились с Матерью-Церковью. При помощи ОГПУ обновленцы выдворили епископа Германа за пределы Чувашии, и в 1937г. он был расстрелян. В 2001г. имя святителя Германа (Кокеля) было включено в прославленный Собор новомучеников и исповедников Российских.
21 апреля 1925г. Чувашская Автономная область была преобразована в Чувашскую Автономную Республику. Архиепископ Чебоксарский Афанасий (Малинин) так и не был допущен на свою кафедру. Его преемник епископ Аркадий (Ершов; 1930 - 1931) был арестован в 1931г. и приговорен к 3 годам ссылки. После своего освобождения в 1935г. он несколько месяцев занимал Свердловскую кафедру, а в 1937 году был расстрелян. Святитель Аркадий прославлен был на Юбилейном Архиерейском соборе 2000г., и его имя тоже включено в Собор новомучеников и исповедников Российских.
30 – 40-е г.г. XX столетия ознаменовались массовым закрытием церквей на территории Чувашии. Оставшиеся приходы в церковном отношении были подчинены Горьковскому епископу, поскольку с 1929 по 1936 г.г. Чувашская Автономная Республика находилась в составе Горьковского Края. В это же время прекратило свое существование обновленческое управление в Чувашии.
С первого дня Великой Отечественной войны 1941 – 1945 г.г. Русская Православная Церковь заняла твердую патриотическую позицию, призвав своих чад встать на защиту Родины. В трудные военные годы в храмах Чувашии собирались пожертвования на нужды фронта, возносилась горячая молитва о победе, об упокоении павших, о тех, кто сражался на поле брани, о трудившихся в тылу и об избавлении пленных. Только за первые шесть месяцев 1944г. духовенством и мирянами Чебоксарского Введенского собора было собрано более 100 тыс. рублей на сооружение танковой колонны имени Дмитрия Донского. Патриотическая позиция Церкви побудила Советское правительство к изменению религиозной политики.
== О митрополии ==
Послевоенные годы ознаменовались ярким, хотя и кратковременным возрождением церковной жизни: люди стали обращаться к гонимой вере, а оставшиеся в живых священнослужители были освобождены из лагерей и смогли возобновить служение в храмах Православной Церкви. Важнейшим событием церковной жизни для верующих Чувашии явилось замещение вдовствующей Чебоксарской архиерейской кафедры.
Чувашская митрополия включает в себя ''три епархии'': Чебоксарскую, Канашскую и Алатырскую.
Чебоксарская епархия объединяет приходы и монастыри на территории следующих районов Чувашской Республики: Чебоксарский, Цивильский, Мариинско-Посадский, Вурнарский, Аликовский, Шумерлинский, Красночетайский, Ядринский и Моргаушский.
Чебоксарско-Чувашская епархия стала самостоятельной согласно «Положению об управлении Русской Православной Церковью» от 1945г. В частности, в третьем разделе «Положения» определено, что границы епархий должны совпадать с гражданскими административными границами – областными, краевыми, республиканскими. Указом Святейшего Патриарха Алексия I (Симанского) от 3 января 1946г. на Чебоксарско- Чувашскую кафедру был назначен епископ Иларий (в миру – Петр Григорьевич Ильин). Несмотря на преклонные годы, а преосвященному Иларию было уже 75 лет, он все свои силы отдавал делу управления епархией и своим кротким, любвеобильным сердцем стяжал к себе горячую любовь духовенства и паствы.
'''Правящий Архиерей''' - Митрополит Чебоксарский и Чувашский Варнава.
Преемникам архиепископа Илария (Ильина; 1946 - 1951) по Чебоксарско-Чувашской кафедре - епископу Иову (Кресовичу; 1951 - 1953) и архиепископу Мануилу (Лемешевскому; 1955 - 1960) - пришлось пережить новый тяжелый удар по Церкви. Результатом антирелигиозной кампании середины 50-х – начала 60-х годов XX в. стало закрытие в Чувашии 6 церквей.
'''Кафедральный город''' - Чебоксары.
В 70-е годы того же XX столетия церковная жизнь оставалась относительно стабильной по сравнению с предыдущим десятилетием. Однако серьезной оставалась кадровая проблема и жесткий тотальный контроль со стороны государства за всеми проявлениями церковной жизни. В период с 1960 по 1972 г.г. Чебоксарскую кафедру возглавлял архиепископ Николай (Феодосьев), с 1972 по 1973 г.г. временно управлял кафедрой епископ Куйбышевский Иоанн (Снычев), а с 1973 по 1976 г.г. – архиепископ Вениамин (Новицкий).
'''Кафедральный собор''' - собор в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы г. Чебоксары.
В 1976г. крест святительского служения достойно взял на себя епископ Варнава.
Епархия разделена на 7 Благочиннических округов.
Высокопреосвященнейший Митрополит Чебоксарский и Чувашский Варнава (в миру – Владимир Викторович Кедров) родился 21 апреля 1931г. в селе Высокое Рязанской области в благочестивой семье потомственных священников.
В епархии зарегистрировано 4 монастыря.
В детстве Владыка любил посещать храмы и монастыри. На богослужения он ходил с родственниками в город Рязань, в кладбищенский храм в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Кроме того, юный Владимир прислуживал в алтаре Свято-Троицкого храма с. Бахмачеево, где служил его двоюродный дядя протоиерей Петр Смирнов – молитвенник и подвижник благочестия, обладавший даром исцеления болящих и прозорливостью. С 1953 по 1955 г.г. Владимир иподиаконствовал у рязанского архиепископа Николая (Чуфаровского), а в мае 1955г. принял решение, которое коренным образом изменило его жизнь – поступил послушником в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру.
'''Учебные заведения''': Чебоксарское епархиальное православное духовное училище, Воскресные школы при храмах.
10 декабря 1955г. послушник Владимир Кедров был пострижен в мантию наместником Лавры архимандритом Пименом (Извековым; в послед. – Патриарх) в честь святого апостола Варнавы. «Твое имя означает «сын утешения», - сказал при постриге архимандрит Пимен, - и твоя жизнь должна служить утешением для других».
В структуре Епархиального управления работают отделы и комиссии.
В смирении и безропотном послушании начался путь монаха Варнавы. 15 февраля 1956г. Святейший Патриарх Алексий I рукоположил его в сан иеродиакона, а 9 марта 1957г. – во иеромонаха. В период с 1956 по 1974 г.г. священноинок Варнава нес послушание ризничного Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. За заслуги перед святой обителью отец Варнава был удостоен в 1960г. сана игумена, а в 1965г. – архимандрита. Кроме того, в 1971г. он принял участие в Поместном Соборе от братии Троице-Сергиевой Лавры и в комиссии по проведению Собора, в должности заместителя председателя.
Средства массовой информации епархии включают в себя сайт епархии, газеты, телевизионные и радио программы.
Однажды юный Владимир Кедров услышал от схимонаха Георгия такие слова: «Готовься, скоро будешь архиереем, паства у тебя будет благочестивая». Они оказались пророческими.
== Монастыри ==
Промыслом Божиим архимандрит Варнава был поставлен на новое ответственное церковное послушание – архиерейство на Чебоксарско-Чувашской кафедре. Хиротония во епископа Чебоксарского и Чувашского состоялась 30 ноября 1976г. в Трапезном храме дорогой сердцу Владыки Варнавы Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Возглавил хиротонию Святейший Патриарх Пимен (Извеков).
===[[Свято-Троицкий_мужской_монастырь|Свято-Троицкий мужской монастырь]]===
[[Файл:Свято-Троицкий мужской монастырь.jpg|250px|thumb|right]]
<p style="text-align:justify">Чебоксарский Свято-Троицкий мужской монастырь был основан в 1566 году по указу царя Иоанна Васильевича Грозного. Монастырь был создан в миссионерских целях, для проповеди Православия среди языческих народов Поволжья, имел общежительный устав.</p>
В 1924 году был закрыт советской властью.
Вот уже 30 лет возглавляет Чебоксарско-Чувашскую епархию Высокопреосвященнейший Митрополит Варнава. Начав свое служение в сане епископа, а в 1984г. ставший архиепископом, в 2001г. за неустанные труды на благо Церкви он был возведен в митрополита.
В 1993 году вновь открыт и начал восстанавливаться. С 1993 по 2009 год наместником монастыря являлся игумен, впоследствии архимандрит, епископ Савватий (Антонов).
На долю Митрополита Варнавы выпало особое служение: соблюсти то малое наследие, которое сохранили от разорения его предшественники, чебоксарские архиереи – исповедники, в годы государственного атеизма, а затем и приумножить его во славу Божию и на благо Русской Православной Церкви. Если к приезду Владыки Варнавы в Чувашии было лишь 35 приходов, то за время служения его на кафедре было возрождено и вновь открыто 217 приходов, подняты из руин 7 монастырей (3 мужских и 4 женских), восстановило учебный процесс Чебоксарское Епархиальное Духовное училище. Динамичное развитие Чебоксарско-Чувашской епархии, о чем свидетельствуют благолепные храмы и монастыри, заставило учредить в 2005г. в древнем городе Алатыре викарную кафедру. Викарий Чебоксарской епархии, епископ Алатырский Савватий является первым помощником Митрополита Варнавы в управлении приходами епархии.
С 25 декабря 2009 года наместником монастыря является игумен Василий (Паскье). C апреля 2011 года - в сане архимандрита.
По благословению Митрополита Варнавы в начале 90-х г.г. XX столетия начался перевод Библии на чувашский язык. Это бесценный дар для всего чувашского народа. «Если мы не переведем Библию на чувашский язык, то будущие поколения не переведут никогда», - заметил Владыка Варнава на одном из заседаний Библейской комиссии.
Священноархимандритом обители является правящий архиерей, в настоящее время Митрополит Чебоксарский и Чувашский Варнава (Кедров).
При непосредственном участии Его Высокопреосвященства была создана оптимальная модель церковно-государственных отношений в Чувашской Республике. Это служение Владыки в жизни Чувашии и ее народа отмечено Орденом Дружбы, Почетной грамотой Чувашской Республики, званием Почетного гражданина города Чебоксары, а также званием лауреата Государственной премии РФ в области науки и техники - за участие в возрождении исторической части г.Чебоксары и строительства «Дороги к храму».
'''Адрес''': 428018, г. Чебоксары, ул. К.Иванова, 1
Огромным событием для всей Чувашии стали первосвятительские визиты Святейшего Патриарха Алексия II в 1996 и 2001 г.г. Для духовенства и мирян драгоценны воспоминания о богослужениях, совершенных Его Святейшеством в храмах епархии, а также о закладке в 2001г. нового храма в честь святой мученицы Татианы, архитектурной жемчужины города Чебоксары. который был построен и освящен в сентябре 2006 года.
'''Телефон''': +7 (8352) 58-01-67
Решением Священного Синода Русской Православной Церкви был определен викарий Чебоксарской епархии, епископ Алатырский Савватий (Антонов) наместник Свято-Троицкого монастыря города Чебоксары. Архиерейская хиротония бала совершена в 30 января 2005года в храме Христа Спасителя г. Москве.Викарий прослужил в епархии до10 октября 2009 года, когда решением Священного Синода был назначен епископом Улан-Уденским и Бурятским.
Последние 60 лет самостоятельности Чебоксарско-Чувашской епархии были нелегкими для нашего Отечества и нашего многострадального народа, испытавшего на себе опыт атеистического воспитания, экономические неурядицы, взаимное недоверие и утрату нравственных ориентиров. После изменений последних 15 лет в нашем обществе, народная вера и усердие на наших глазах подняли из руин храмы и монастыри. Но все это лишь внешние проявления возрождения и преображения души и сердца человека. Ничто так не облагораживает и не возвышает достоинство человеческой личности, как вера в Бога.
'''E-Mail''': stpmm@mail.ru
Решением Священного Синода от 4 октября 2012 г. (журнал № 91) из состава епархии выделены Алатырская иКанашская епархии. Чебоксарская епархия включена в состав Чувашской митрополии.
'''Сайт''': http://www.stpmm.ru/
== Святыни ==
'''[[Свято-Троицкий мужской монастырь (Чебоксары)]]:'''
[[Файл:Троицкий монастырь Чебоксары.jpg|мини|250px|справа|Иверская икона Пресвятой Богородицы|alt=Чебоксары, Троицкий монастырь Чебоксары]]
<p style="text-align:justify">С 1989 г., когда был принят закон о свободе совести, началось возрождение церковной жизни: открытие храмов, возобновление монастырской жизни. В 1990г. Высокопреосвященнейший архиепископ Чебоксарский и Чувашский Варнава благословил восстановить женский монастырь. В июле 1991 г. из Спасо-Преображенской пустыни, что под Ригой, по запросу и благословению архиепископа Варнавы прибыла старшая сестра монахиня Сергия. 21 сентября в праздник Рождества Пресвятой Богородицы состоялось торжественное открытие монастыря. Архиепископом Чебоксарским и Чувашским Варнавой монахиня Сергия была возведена в сан игумении. Обитель получила название «Спасо-Преображенский женский монастырь». Центральный придел в честь Преображения Господня, правый придел с престолом в честь иконы Владимирской Божией Матери, левый придел освящен в честь преподобного Серафима Саровского. В этой части храма находятся священные реликвии монастыря: нерукотворный образ преподобного Серафима, отобразившийся на стекле с иконы, написанной на холсте в Х1Х в. и икона преподобномученицы Тамары, бывшей игумении Чебоксарского женского монастыря, причисленной к лику новомученников и исповедников Российских в 2007 г.</p>
В Толгском храме монастыря находится особо чтимая икона Иверской Божией Матери 16 века, переданная монастырю архиепископом Варнавой в 1994 году. В 1930-х годах икона была изъята из храма села Буртасы Урмарского района Чувашии. Затем хранилась в Чувашском краеведческом музее.
Комплекс Спасо – Преображенского женского монастыря г. Чебоксары состоит из:
* Храм в честь Преображения Господня;
* Чудотворный образ святителя Николая Мирликийского
Чебоксарский резной образ Николы Можайского - редчайший памятник церковного искусства ХVI века.
* Домовой храм преподобного Сергия, игумена Радонежского;
* Икона Святого Великомученика и целителя Пантелеимона
Среди особо чтимых святынь, находящихся в монастыре, есть икона Святого Великомученика и целителя Пантелеимона с частицей мощей святого. Образ был передан из музея епархии, а правящий архиерей благословил находиться в Свято-Троицком мужском монастыре.
* Часовня с источником в честь Владимирской иконы Божией Матери;
'''[[Чебоксарский Спасо-Преображенский женский монастырь на Владимирской горке]]:'''
* Часовня на месте бывшего монастырского кладбища.
* Нерукотворный образ преподобного Серафима, отобразившийся на стекле с иконы, написанной на холсте в ХIХ в.
* Икона преподобномученицы Тамары, бывшей игумении Чебоксарского женского монастыря, причисленной к лику новомученников и исповедников Российских в 2007 г.
== Храмы ==
'''[[Покровско-Татианинский собор]]:'''
===[[Введенский кафедральный собор (Чебоксары)]]===
[[Файл:Кафедральный собор Введения во храм Пресвятой Богородицы.JPG|250px|thumb|right]]
<p style="text-align:justify">Введенский кафедральный собор - четырехпрестольный.
Главный алтарь освящен архиерейским чином в 1944 году в честь Введения во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы.
Правый придел освящен архиерейским чином также в 1944 году в честь преподобного Сергия Радонежского.</p>
Левый придел имеет два алтаря:
1) освященный в 1986 году архиепископом Чебоксарским и Чувашским Варнавой в честь святаго праведного Алексия человека Божия;
* Ковчежец с мощами святителя Иннокентия, епископа Иркутского
* Чтимая икона святой мученицы Татианы с частицей ее мощей
* Чтимые иконы 19 века - Нерукотворный образ Спасителя и Божией Матери «Достойно есть»
* Частицы мощей апостола Варнавы
* Частица главы святого великомученника и целителя Пантелеймона
* Частица мощей преподобного Сергия Радонежского
* Частица мощей преподбного Серафима Саровского
* Частица мощей праведного воина Феодора Ушакова
2) освященный архиепископом Чебоксарским и Чувашским Варнавой в 1989 году в честь священномученика Харалампия.
'''[[Введенский кафедральный собор (Чебоксары)]]:'''
Колокольня расположена на территории храма с правой стороны (11 колоколов).
* Владимирская икона Божией Матери — благословение святителя Гурия на постройку Введенского собора
* Икона-мощевик святителей Казанских Гурия, Варсонофия и Германа
<p style="text-align:justify">Чебоксарский Свято-Троицкий мужской монастырь был основан в 1566 году по указу царя Иоанна Васильевича Грозного. Монастырь был создан в миссионерских целях, для проповеди Православия среди языческих народов Поволжья, имел общежительный устав.</p>
'''Сайт''': http://www.sobor-vvedenie.ru
В 1924 году был закрыт советской властью.
[[Введенский кафедральный собор (Чебоксары)|Подробнее...]]
В 1993 году вновь открыт и начал восстанавливаться. С 1993 по 2009 год наместником монастыря являлся игумен, впоследствии архимандрит, епископ Савватий (Антонов).
<p style="text-align:justify">Покровско-Татианинский собор - один из самых красивых и молодых соборов Чувашии. Был освящен 17 сентября 2006г. Его архитектура весьма выразительна - 12 купольный, небесно-голубого Богородичного цвета, возвысился он над жилыми домами, северо-западного района Чебоксар.</p>
<p style="text-align:justify">В 1990 – 1993 годах восстановлена как церковь под общим руководством протоиерея Григория Тимофеевича Медведева силами и средствами прихода. Первоначально освящён престол в нижнем цокольном этаже в честь «Всех Святых в земле Российской просиявших» в 1990 году. А в 1993 году престол в честь «Святого Праведного Иоанна Кронштадтского» архиепископом Чебоксарским и Чувашским Варнавой.</p>
С 1989 г., когда был принят закон о свободе совести, началось возрождение церковной жизни: открытие храмов, возобновление монастырской жизни. В 1990г. Высокопреосвященнейший архиепископ Чебоксарский и Чувашский Варнава благословил восстановить женский монастырь. В июле 1991 г. из Спасо-Преображенской пустыни, что под Ригой, по запросу и благословению архиепископа Варнавы прибыла старшая сестра монахиня Сергия. 21 сентября в праздник Рождества Пресвятой Богородицы состоялось торжественное открытие монастыря. Архиепископом Чебоксарским и Чувашским Варнавой монахиня Сергия была возведена в сан игумении. Обитель получила название «Спасо-Преображенский женский монастырь». Центральный придел в честь Преображения Господня, правый придел с престолом в честь иконы Владимирской Божией Матери, левый придел освящен в честь преподобного Серафима Саровского. В этой части храма находятся священные реликвии монастыря: нерукотворный образ преподобного Серафима, отобразившийся на стекле с иконы, написанной на холсте в Х1Х в. и икона преподобномученицы Тамары, бывшей игумении Чебоксарского женского монастыря, причисленной к лику новомученников и исповедников Российских в 2007 г.
'''Адрес''': 428010, г. Чебоксары, ул. 2-ая К.Слобода, 28а
'''Адрес:''' 428010 Чувашская Респ., г. Чебоксары, ул. 1 Коммунальная Слобода, д. 32
<p style="text-align:justify">Церковь Воскресения Христова в Чебоксарах, построена на средства прихожан в 1758г. Церковь трехпрестольная, поэтому свои престольные праздники она отмечает три раза в год: 26 сентября (н.ст.) – в день Обновления Иерусалимского храма, 12 февраля (н.ст.) - в день памяти трех святителей Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоустого и 21 августа (н.ст.) - в день памяти прп. Зосимы и Савватия Соловецких.</p>
===[[Храм Новомучеников и исповедников Российских (Чебоксары)]]===
[[Файл:Храм Новомучеников Чебоксары3.JPG|мини|справа|alt=Чебоксары, Храм Новомучеников Чебоксары3]]
4 июня 1996 года в Новоюжном районе города Чебоксары - столицы Чувашской Республики Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II при архиепископеЧебоксарском и Чувашском Варнаве и президенте Чувашской Республики Федорове Н.В. были заложены первые кирпичи в основание будущего храма и освящен закладной камень, под который была помещена капсула с грамотой следующего содержания:
'''E-Mail''': leri.a@mail.ru
«Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, основася сия церковь в честь и память «Собора Новомучеников и Исповедников Российских» при святительстве Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, при архиепископе Чебоксарском и Чувашском Варнаве, при президенте Чувашской Республики Николае Васильевиче Федорове, лета 1996, месяца июня, 24 дня».
'''Сайт''': http://voskreska.ru/
Это первый храм в Чувашии, который был построен после революционных потрясений в честь Новомучеников и Исповедников Российских пострадавших за веру.
===[[Храм иконы Божией Матери "Взыскание погибших" (Чебоксары)]]===
'''Адрес''': 428000, г. Чебоксары, пр. Тракторостроителей, 4
[[Файл:Храм в честь иконы Божией Матери Взыскание погибших.jpg|250px|thumb|right]]
<p style="text-align:justify">24 июня 1996 года в Юго-Западном районе города Чебоксары - столицы Чувашской Республики Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II при архиепископеЧебоксарском и Чувашском Варнаве и президенте Чувашской Республики Федорове Н.В. были заложены первые кирпичи в основание будущего храма и освящен закладной камень, под который была помещена капсула с грамотой следующего содержания:«Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, основася сия церковь в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибщих» при святительстве Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, при архиепископе Чебоксарском и Чувашском Варнаве, при президенте Чувашской Республики Николае Васильевиче Федорове, лета 1996, месяца июня, 24 дня». </p>
'''Адрес''': 428000, г. Чебоксары, ул. Гражданская, 99
<p style="text-align:justify">Храм построен на средства прихожан в 1702 году. В 1927 году был закрыт, в здании располагался архив. В ноябре 1994 года освящен архиепископом Чебоксарским и Чувашским Варнавой.</p>
<p style="text-align:justify">Введенский кафедральный собор - четырехпрестольный.
Главный алтарь освящен архиерейским чином в 1944 году в честь Введения во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы.
Правый придел освящен архиерейским чином также в 1944 году в честь преподобного Сергия Радонежского.</p>
Левый придел имеет два алтаря:
'''Адрес''': 428018, г. Чебоксары, ул. Бондарева, 12
1) освященный в 1986 году архиепископом Чебоксарским и Чувашским Варнавой в честь святаго праведного Алексия человека Божия;
'''Телефон''': +7- 905-199-04-00
2) освященный архиепископом Чебоксарским и Чувашским Варнавой в 1989 году в честь священномученика Харалампия.
<p style="text-align:justify">Церковь Успения Божией Матери – один из уникальных архитектурных памятников города Чебоксары, ценный образец русского провинциального зодчества середины XVIII века и важная архитектурная доминанта старого города. Построена она в 1763 году на центральной торговой площади города рядом с несохранившимся ныне зданием магистра(по существовавшему преданию храм воздвигнут на средства купца Дряблова).Единственная в Чебоксарах двухэтажная церковь стала самой монументальной культовой постройкой города, превосходившей по своим размерам даже Введенский собор.</p>
'''Адрес''': 428018, г. Чебоксары, ул. К.Иванова, 1в
===[[Храм Новомучеников и исповедников Российских (Чебоксары)]]===
[[Введенский кафедральный собор (Чебоксары)|Подробнее...]]
[[Файл:Храм Новомучеников и исповедников Российских.jpg|250px|thumb|right]]
<p style="text-align:justify">4 июня 1996 года в Новоюжном районе города Чебоксары - столицы Чувашской Республики Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II при архиепископеЧебоксарском и Чувашском Варнаве и президенте Чувашской Республики Федорове Н.В. были заложены первые кирпичи в основание будущего храма и освящен закладной камень, под который была помещена капсула с грамотой следующего содержания:</p>
<p style="text-align:justify">''«Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, основася сия церковь в честь и память «Собора Новомучеников и Исповедников Российских» при святительстве Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, при архиепископе Чебоксарском и Чувашском Варнаве, при президенте Чувашской Республики Николае Васильевиче Федорове, лета 1996, месяца июня, 24 дня».''</p>
<p style="text-align:justify">Храм Рождества Христова г. Чебоксары был заложен Архиепископом Чебоксарским и Чувашским Варнавой 24 июня 1999 года на площади Республики столицы Чувашии, накануне празднования всем христианским миром 2000-летия Рождества Христова.</p>
'''Адрес''': 428000, г. Чебоксары, пл. Республики
'''Сайт''': http://www.sobor-pokrova.ru
'''Телефон''': +7 (8352) 62-04-22
[[Покровско-Татианинский собор|Подробнее...]]
<div class="clear"></div>
== Проезд из Москвы / из Санкт-Петербурга ==
== Проезд из Москвы / из Санкт-Петербурга ==
Добраться из Москвы и Санкт-Петербурга до Чебоксар можно на поезде и самолетом.
Добраться из Москвы и Санкт-Петербурга до Чебоксар можно на поезде и самолетом.
== Гостиницы ==
== Где остановиться ==
В настоящее время информация отсутствует. Вы можете [[Участие в проекте «Азбука_паломника»|помочь в заполнении подраздела]].
В настоящее время информация отсутствует. Вы можете [[Участие в проекте «Азбука_паломника»|помочь в заполнении подраздела]].
== Фото ==
<gallery>
Введенский_собор_Чебоксары2.jpg|[[Введенский кафедральный собор (Чебоксары)]]
Храм_Новомучеников_Чебоксары4.jpg|[[Храм Новомучеников и исповедников Российских (Чебоксары)]]
[https://azbyka.org/parkhomenko/foto/palomnichestva-i-puteshestviya/puteshestvie-na-teplohode/cheboksaryi/ Чебоксары. Фоторассказ о. Константина Пархоменко]
[https://azbyka.org/parkhomenko/foto/palomnichestva-i-puteshestviya/puteshestvie-na-teplohode/cheboksaryi/ Чебоксары. Фоторассказ о. Константина Пархоменко]
Чебокса́ры (чуваш. Шупашка́р) — город в России, столица Чувашской Республики, её административный, научный, промышленный и культурный центр. Население — 473 895 чел. (2015), население городского округа Чебоксары — 484 469 чел. (2015). День города отмечается в третье воскресенье августа. Расположен в верхнем бьефе Чебоксарской ГЭС, на правом высоком берегу Чебоксарского водохранилища.
Чебоксары имеют город-спутник Новочебоксарск, вместе с которым формируют полицентрическую агломерацию с численностью населения более 680 тыс. чел. 2 марта 2008 года был проведён референдум по объединению городов Чебоксары и Новочебоксарск в один городской округ, но большинство новочебоксарцев проголосовало против объединения, в результате вопрос был отложен.
Начиналась Чебоксарско-Чувашская епархия с христианской миссии, положенной первым казанским архиепископом святителем Гурием в 1555г. Благодаря его апостольским трудам народы Поволжья – татары, чуваши, мордва, марийцы и удмурты - были просвещены светом христианской веры. Однако после кончины святителя Гурия и его сподвижников, святителей Германа и Варсонофия, дело христианского просвещения инородцев Поволжья стало сильно ослабевать и даже приобрело формальный характер. Язычники – чуваши активно принимали христианство и затем также в массовом количестве отпадали от него.
В XVIII веке Правительство приняло ряд мер, направленных к обращению в христианство нерусских народов Поволжья. Однако, они имели лишь внешний эффект, мало способствовавший внутреннему усвоению христианской веры. Язычники привлекались чаще всего материальными выгодами: освобождением от податей, от рекрутской повинности или от работ на государственных заводах. Такая «миссия» не только не оказывала Церкви никакой помощи, но чаще всего мешала миссионерству.
Главным камнем преткновения для распространения христианства в Поволжье был язык проповеди, непонятный для большинства местного населения.
Лишь к середине XIX в. в деле христианского просвещения Поволжья произошли существенные изменения. Связаны они в первую очередь с деятельностью великого просветителя инородцев Н.И. Ильминского. Николай Ильминский дал толчок миссионерскому движению, который выразился, прежде всего, в переводе Евангелия и богослужебных книг на родные языки, в открытии народных школ и подготовке преподавателей из местного населения. Так, среди чувашей идеи Н.И. Ильминского воплотил в жизнь выдающийся чувашский ученый – педагог и просветитель И.Я. Яковлев.
В 1854г. было учреждено, в помощь Казанскому архиерею, Чебоксарское викариатство. 29 января (11 февраля) Святейшим Синодом избран, а 30 января (12 февраля) утвержден Государем Императором, викарий Казанской епархии, бывший ректор Ярославской Духовной Семинарии, архимандрит Никодим (Казанцев; 1854 – 1861 г.г.). Его хиротония во епископа Чебоксарского была совершена 14 (27) февраля 1854г. в Казанском соборе Санкт-Петербурга.
В обязанности епископа Чебоксарского, викария Казанской епархии, входило заведывание делами Чебоксарского духовного училища и его ревизия, решение вопросов, касающихся псаломщиков, дел о просфорнях; разрешение браков и дел исковых о расторжении браков; определение старост к сельским церквям; рассматривание происшествий в церквях, иски с духовных лиц по долговым обязательствам; назначение епитимии светским лицам по приговорам светских судов; выдача метрических свидетельств и утверждение опекунов к малолетним сиротам по смерти лиц духовного звания, а также управление Кизическим – Введенским монастырем близ Казани.
На протяжении всего времени существования викарной кафедры Чебоксарский епископ жил в Казани. Среди Чебоксарских викариев было много преосвященных архиереев, которые оставили заметный след в жизни Русской Православной Церкви и Российского государства. Так, трудами епископа Гурия (Карпова; 1861 - 1867), в прошлом члена Пекинской Духовной Миссии, было открыто в Казани в 1867г. Братство во имя святителя Гурия, в задачу которого входило создание школ и открытие храмов, обучение миссионеров и переводы богослужебной литературы, основание приютов и рабочих общин для просвещения народов Поволжья. В период с 1897 по 1899 г.г. Чебоксарскую викарную кафедру занимал епископ Антоний (Храповицкий), бывший также еще и ректором Казанской Духовной Академии. После Октябрьского переворота, в 1921г., он стал первоиерархом Русской Православной Церкви за границей.
Революционные преобразования в России привели к серьезным потрясениям и в церковной жизни.
24 июня 1920г. была образована Чувашская Автономная область из земель Казанской и Симбирской губерний. Новая власть стала поощрять церковный сепаратизм. В среде духовенства появились модернистские группировки, так называемые сторонники «Живой Церкви», призывавшие к революции в Церкви и к всестороннему обновлению. В Чувашской Автономной области обновленцы стали захватывать приходы, требуя «чувашскую автокефальную церковь». Назначенный во II-й половине 1920 года на Чебоксарскую кафедру епископ Афанасий (Малинин) встретил здесь сильное противодействие и был вынужден жить в Казани.
На борьбу с церковным расколом и обновленчеством Святейший Патриарх Тихон поставил преосвященного Германа (Кокеля), епископа Алатырского, викария Симбирской епархии. Его трудами уже в I-й половине 1925г. из 299 приходов Чувашской Автономной области 159 воссоединились с Матерью-Церковью. При помощи ОГПУ обновленцы выдворили епископа Германа за пределы Чувашии, и в 1937г. он был расстрелян. В 2001г. имя святителя Германа (Кокеля) было включено в прославленный Собор новомучеников и исповедников Российских.
21 апреля 1925г. Чувашская Автономная область была преобразована в Чувашскую Автономную Республику. Архиепископ Чебоксарский Афанасий (Малинин) так и не был допущен на свою кафедру. Его преемник епископ Аркадий (Ершов; 1930 - 1931) был арестован в 1931г. и приговорен к 3 годам ссылки. После своего освобождения в 1935г. он несколько месяцев занимал Свердловскую кафедру, а в 1937 году был расстрелян. Святитель Аркадий прославлен был на Юбилейном Архиерейском соборе 2000г., и его имя тоже включено в Собор новомучеников и исповедников Российских.
30 – 40-е г.г. XX столетия ознаменовались массовым закрытием церквей на территории Чувашии. Оставшиеся приходы в церковном отношении были подчинены Горьковскому епископу, поскольку с 1929 по 1936 г.г. Чувашская Автономная Республика находилась в составе Горьковского Края. В это же время прекратило свое существование обновленческое управление в Чувашии.
С первого дня Великой Отечественной войны 1941 – 1945 г.г. Русская Православная Церковь заняла твердую патриотическую позицию, призвав своих чад встать на защиту Родины. В трудные военные годы в храмах Чувашии собирались пожертвования на нужды фронта, возносилась горячая молитва о победе, об упокоении павших, о тех, кто сражался на поле брани, о трудившихся в тылу и об избавлении пленных. Только за первые шесть месяцев 1944г. духовенством и мирянами Чебоксарского Введенского собора было собрано более 100 тыс. рублей на сооружение танковой колонны имени Дмитрия Донского. Патриотическая позиция Церкви побудила Советское правительство к изменению религиозной политики.
Послевоенные годы ознаменовались ярким, хотя и кратковременным возрождением церковной жизни: люди стали обращаться к гонимой вере, а оставшиеся в живых священнослужители были освобождены из лагерей и смогли возобновить служение в храмах Православной Церкви. Важнейшим событием церковной жизни для верующих Чувашии явилось замещение вдовствующей Чебоксарской архиерейской кафедры.
Чебоксарско-Чувашская епархия стала самостоятельной согласно «Положению об управлении Русской Православной Церковью» от 1945г. В частности, в третьем разделе «Положения» определено, что границы епархий должны совпадать с гражданскими административными границами – областными, краевыми, республиканскими. Указом Святейшего Патриарха Алексия I (Симанского) от 3 января 1946г. на Чебоксарско- Чувашскую кафедру был назначен епископ Иларий (в миру – Петр Григорьевич Ильин). Несмотря на преклонные годы, а преосвященному Иларию было уже 75 лет, он все свои силы отдавал делу управления епархией и своим кротким, любвеобильным сердцем стяжал к себе горячую любовь духовенства и паствы.
Преемникам архиепископа Илария (Ильина; 1946 - 1951) по Чебоксарско-Чувашской кафедре - епископу Иову (Кресовичу; 1951 - 1953) и архиепископу Мануилу (Лемешевскому; 1955 - 1960) - пришлось пережить новый тяжелый удар по Церкви. Результатом антирелигиозной кампании середины 50-х – начала 60-х годов XX в. стало закрытие в Чувашии 6 церквей.
В 70-е годы того же XX столетия церковная жизнь оставалась относительно стабильной по сравнению с предыдущим десятилетием. Однако серьезной оставалась кадровая проблема и жесткий тотальный контроль со стороны государства за всеми проявлениями церковной жизни. В период с 1960 по 1972 г.г. Чебоксарскую кафедру возглавлял архиепископ Николай (Феодосьев), с 1972 по 1973 г.г. временно управлял кафедрой епископ Куйбышевский Иоанн (Снычев), а с 1973 по 1976 г.г. – архиепископ Вениамин (Новицкий).
В 1976г. крест святительского служения достойно взял на себя епископ Варнава.
Высокопреосвященнейший Митрополит Чебоксарский и Чувашский Варнава (в миру – Владимир Викторович Кедров) родился 21 апреля 1931г. в селе Высокое Рязанской области в благочестивой семье потомственных священников.
В детстве Владыка любил посещать храмы и монастыри. На богослужения он ходил с родственниками в город Рязань, в кладбищенский храм в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Кроме того, юный Владимир прислуживал в алтаре Свято-Троицкого храма с. Бахмачеево, где служил его двоюродный дядя протоиерей Петр Смирнов – молитвенник и подвижник благочестия, обладавший даром исцеления болящих и прозорливостью. С 1953 по 1955 г.г. Владимир иподиаконствовал у рязанского архиепископа Николая (Чуфаровского), а в мае 1955г. принял решение, которое коренным образом изменило его жизнь – поступил послушником в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру.
10 декабря 1955г. послушник Владимир Кедров был пострижен в мантию наместником Лавры архимандритом Пименом (Извековым; в послед. – Патриарх) в честь святого апостола Варнавы. «Твое имя означает «сын утешения», - сказал при постриге архимандрит Пимен, - и твоя жизнь должна служить утешением для других».
В смирении и безропотном послушании начался путь монаха Варнавы. 15 февраля 1956г. Святейший Патриарх Алексий I рукоположил его в сан иеродиакона, а 9 марта 1957г. – во иеромонаха. В период с 1956 по 1974 г.г. священноинок Варнава нес послушание ризничного Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. За заслуги перед святой обителью отец Варнава был удостоен в 1960г. сана игумена, а в 1965г. – архимандрита. Кроме того, в 1971г. он принял участие в Поместном Соборе от братии Троице-Сергиевой Лавры и в комиссии по проведению Собора, в должности заместителя председателя.
Однажды юный Владимир Кедров услышал от схимонаха Георгия такие слова: «Готовься, скоро будешь архиереем, паства у тебя будет благочестивая». Они оказались пророческими.
Промыслом Божиим архимандрит Варнава был поставлен на новое ответственное церковное послушание – архиерейство на Чебоксарско-Чувашской кафедре. Хиротония во епископа Чебоксарского и Чувашского состоялась 30 ноября 1976г. в Трапезном храме дорогой сердцу Владыки Варнавы Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Возглавил хиротонию Святейший Патриарх Пимен (Извеков).
Вот уже 30 лет возглавляет Чебоксарско-Чувашскую епархию Высокопреосвященнейший Митрополит Варнава. Начав свое служение в сане епископа, а в 1984г. ставший архиепископом, в 2001г. за неустанные труды на благо Церкви он был возведен в митрополита.
На долю Митрополита Варнавы выпало особое служение: соблюсти то малое наследие, которое сохранили от разорения его предшественники, чебоксарские архиереи – исповедники, в годы государственного атеизма, а затем и приумножить его во славу Божию и на благо Русской Православной Церкви. Если к приезду Владыки Варнавы в Чувашии было лишь 35 приходов, то за время служения его на кафедре было возрождено и вновь открыто 217 приходов, подняты из руин 7 монастырей (3 мужских и 4 женских), восстановило учебный процесс Чебоксарское Епархиальное Духовное училище. Динамичное развитие Чебоксарско-Чувашской епархии, о чем свидетельствуют благолепные храмы и монастыри, заставило учредить в 2005г. в древнем городе Алатыре викарную кафедру. Викарий Чебоксарской епархии, епископ Алатырский Савватий является первым помощником Митрополита Варнавы в управлении приходами епархии.
По благословению Митрополита Варнавы в начале 90-х г.г. XX столетия начался перевод Библии на чувашский язык. Это бесценный дар для всего чувашского народа. «Если мы не переведем Библию на чувашский язык, то будущие поколения не переведут никогда», - заметил Владыка Варнава на одном из заседаний Библейской комиссии.
При непосредственном участии Его Высокопреосвященства была создана оптимальная модель церковно-государственных отношений в Чувашской Республике. Это служение Владыки в жизни Чувашии и ее народа отмечено Орденом Дружбы, Почетной грамотой Чувашской Республики, званием Почетного гражданина города Чебоксары, а также званием лауреата Государственной премии РФ в области науки и техники - за участие в возрождении исторической части г.Чебоксары и строительства «Дороги к храму».
Огромным событием для всей Чувашии стали первосвятительские визиты Святейшего Патриарха Алексия II в 1996 и 2001 г.г. Для духовенства и мирян драгоценны воспоминания о богослужениях, совершенных Его Святейшеством в храмах епархии, а также о закладке в 2001г. нового храма в честь святой мученицы Татианы, архитектурной жемчужины города Чебоксары. который был построен и освящен в сентябре 2006 года.
Решением Священного Синода Русской Православной Церкви был определен викарий Чебоксарской епархии, епископ Алатырский Савватий (Антонов) наместник Свято-Троицкого монастыря города Чебоксары. Архиерейская хиротония бала совершена в 30 января 2005года в храме Христа Спасителя г. Москве.Викарий прослужил в епархии до10 октября 2009 года, когда решением Священного Синода был назначен епископом Улан-Уденским и Бурятским.
Последние 60 лет самостоятельности Чебоксарско-Чувашской епархии были нелегкими для нашего Отечества и нашего многострадального народа, испытавшего на себе опыт атеистического воспитания, экономические неурядицы, взаимное недоверие и утрату нравственных ориентиров. После изменений последних 15 лет в нашем обществе, народная вера и усердие на наших глазах подняли из руин храмы и монастыри. Но все это лишь внешние проявления возрождения и преображения души и сердца человека. Ничто так не облагораживает и не возвышает достоинство человеческой личности, как вера в Бога.
Решением Священного Синода от 4 октября 2012 г. (журнал № 91) из состава епархии выделены Алатырская иКанашская епархии. Чебоксарская епархия включена в состав Чувашской митрополии.
В Толгском храме монастыря находится особо чтимая икона Иверской Божией Матери 16 века, переданная монастырю архиепископом Варнавой в 1994 году. В 1930-х годах икона была изъята из храма села Буртасы Урмарского района Чувашии. Затем хранилась в Чувашском краеведческом музее.
Чудотворный образ святителя Николая Мирликийского
Чебоксарский резной образ Николы Можайского - редчайший памятник церковного искусства ХVI века.
Икона Святого Великомученика и целителя Пантелеимона
Среди особо чтимых святынь, находящихся в монастыре, есть икона Святого Великомученика и целителя Пантелеимона с частицей мощей святого. Образ был передан из музея епархии, а правящий архиерей благословил находиться в Свято-Троицком мужском монастыре.
Нерукотворный образ преподобного Серафима, отобразившийся на стекле с иконы, написанной на холсте в ХIХ в.
Икона преподобномученицы Тамары, бывшей игумении Чебоксарского женского монастыря, причисленной к лику новомученников и исповедников Российских в 2007 г.
Чебоксарский Свято-Троицкий мужской монастырь был основан в 1566 году по указу царя Иоанна Васильевича Грозного. Монастырь был создан в миссионерских целях, для проповеди Православия среди языческих народов Поволжья, имел общежительный устав.
В 1924 году был закрыт советской властью.
В 1993 году вновь открыт и начал восстанавливаться. С 1993 по 2009 год наместником монастыря являлся игумен, впоследствии архимандрит, епископ Савватий (Антонов).
С 25 декабря 2009 года наместником монастыря является игумен Василий (Паскье). C апреля 2011 года - в сане архимандрита.
Священноархимандритом обители является правящий архиерей, в настоящее время Митрополит Чебоксарский и Чувашский Варнава (Кедров).
С 1989 г., когда был принят закон о свободе совести, началось возрождение церковной жизни: открытие храмов, возобновление монастырской жизни. В 1990г. Высокопреосвященнейший архиепископ Чебоксарский и Чувашский Варнава благословил восстановить женский монастырь. В июле 1991 г. из Спасо-Преображенской пустыни, что под Ригой, по запросу и благословению архиепископа Варнавы прибыла старшая сестра монахиня Сергия. 21 сентября в праздник Рождества Пресвятой Богородицы состоялось торжественное открытие монастыря. Архиепископом Чебоксарским и Чувашским Варнавой монахиня Сергия была возведена в сан игумении. Обитель получила название «Спасо-Преображенский женский монастырь». Центральный придел в честь Преображения Господня, правый придел с престолом в честь иконы Владимирской Божией Матери, левый придел освящен в честь преподобного Серафима Саровского. В этой части храма находятся священные реликвии монастыря: нерукотворный образ преподобного Серафима, отобразившийся на стекле с иконы, написанной на холсте в Х1Х в. и икона преподобномученицы Тамары, бывшей игумении Чебоксарского женского монастыря, причисленной к лику новомученников и исповедников Российских в 2007 г.
Адрес: 428010 Чувашская Респ., г. Чебоксары, ул. 1 Коммунальная Слобода, д. 32
4 июня 1996 года в Новоюжном районе города Чебоксары - столицы Чувашской Республики Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II при архиепископеЧебоксарском и Чувашском Варнаве и президенте Чувашской Республики Федорове Н.В. были заложены первые кирпичи в основание будущего храма и освящен закладной камень, под который была помещена капсула с грамотой следующего содержания:
«Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, основася сия церковь в честь и память «Собора Новомучеников и Исповедников Российских» при святительстве Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, при архиепископе Чебоксарском и Чувашском Варнаве, при президенте Чувашской Республики Николае Васильевиче Федорове, лета 1996, месяца июня, 24 дня».
Это первый храм в Чувашии, который был построен после революционных потрясений в честь Новомучеников и Исповедников Российских пострадавших за веру.
Адрес: 428000, г. Чебоксары, пр. Тракторостроителей, 4
Введенский кафедральный собор - четырехпрестольный.
Главный алтарь освящен архиерейским чином в 1944 году в честь Введения во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы.
Правый придел освящен архиерейским чином также в 1944 году в честь преподобного Сергия Радонежского.
Левый придел имеет два алтаря:
1) освященный в 1986 году архиепископом Чебоксарским и Чувашским Варнавой в честь святаго праведного Алексия человека Божия;
2) освященный архиепископом Чебоксарским и Чувашским Варнавой в 1989 году в честь священномученика Харалампия.
Колокольня расположена на территории храма с правой стороны (11 колоколов).