Храм в честь Трех Святителей (Самара): различия между версиями

Материал из Азбука паломники
Перейти к навигации Перейти к поиску
м (Замена текста — «45» на «45»)
 
(не показано 6 промежуточных версий 2 участников)
Строка 1: Строка 1:
{{Местоположение|локация= 53.248029, 50.243464|вид=Приходской храм}}
{{Местоположение|локация= 53.248029, 50.243464|вид=Приходской храм}}
[[Файл:Храм в честь Трех Святителей (Самара).jpg|alt=Храм в честь Трех Святителей (Самара)|thumb|300x300px|]]
[[Файл:Храм в честь Трех Святителей (Самара) 2.jpg|alt=Храм в честь Трех Святителей (Самара)|thumb|300x300px|]]
'''Храм в честь Трех Святителей''' — [[Аннотация::православный храм, построенный на месте обретения иконы Казанской Божией Матери]].
'''Храм в честь Трех Святителей''' — [[Аннотация::православный храм, построенный на месте обретения иконы Казанской Божией Матери]].
== История ==
== История ==
Однажды в сквере, который сохранился и сейчас рядом с храмом Трех Святителей, бабушка гуляла вечером со своим внуком, подверженным тяжелому неизлечимому недугу. И вдруг она увидела рядом с дорожкой среди деревьев светящуюся икону Божией Матери. С тех пор икона появлялась здесь каждый вечер, и женщина наконец решила забрать ее. Знакомые посоветовали ей отдать икону в церковь, и женщина передала ее в храм Петра и Павла.
2 марта 2007 года, в дни Великого поста, ''Архиепископ Самарский и Сызранский Сергий'' отслужил первую Архиерейскую Божественную литургию в храме Трех Святителей.  
Вскоре об этом узнала ''Валентина Аркадьевна Широкова'', библиотекарь местной школы №47. Валентина Аркадьевна добивалась открытия в 15-м микрорайоне Самары Православной часовни, и известие о появлении иконы еще больше укрепило ее в этом решении.
 
''Валентина Аркадьевна'' утверждает, что нашла в архивах свидетельства жителей домов, расположенных рядом со сквером. В документах рассказывалось о том, как в годы репрессий в сквере по ночам звучали выстрелы и к дому лесника привозили людей, одетых в рясы священников. Поэтому Валентина Аркадьевна хлопотала в разных инстанциях о том, чтобы часовня была построена на возможном месте расстрелов священников. В этом поддержали ее и ученики, которые молились о строительстве часовни прямо в классе, стоя на коленях. А Господь слышит детскую молитву как, может быть, ничью другую…
 
Несколько лет назад территорию сквера хотели получить в свои владения банкиры и местные предприниматели. Одни желали построить здесь новое здание банка, другие — кафе. Но власти неожиданно отдали это место все-таки под церковь. «Эта земля не запятнана, — говорит супруга клирика этого храма протоиерея Геннадия Феоктистова матушка Нина. — Она только окровавлена».
 
А собственно, началась эта удивительная история  в крохотном нефтяном государстве Ближнего Востока — Объединенных Арабских Эмиратах. Сюда, на Аравийский полуостров, жительница Самарской области ''Елена Калюжная'' приехала в 1996 году с намерением организовать  свой бизнес. «В знойной пустыне скорее оазис появится, чем женщина станет руководителем». Эту восточную поговорку она опровергла добросовестной работой и безупречной репутацией. Вскоре Елена Калюжная возглавила авиационную компанию «Интал Авиа».
 
В 2000 году, когда финансовое положение компании достаточно укрепилось, позвонили неизвестные и потребовали от президента Калюжной выплатить им два миллиона долларов. Судя по всему, звонили представители одной из племенных банд, которые предупредили: в случае невыполнения их требований госпожа Калюжная будет похищена и убита. Пострадают и ее близкие.
 
Елена Николаевна хорошо знала, что это не пустые угрозы. Уже были случаи, когда преуспевающие бизнесмены-иностранцы исчезали навсегда в песках пустыни, другие из-за угроз сворачивали бизнес и уезжали. Женщине-иностранке, да еще Православного вероисповедания невыполнение бандитских требований грозило неминуемой бедой. Власти страны хотя и предприняли ряд защитительных мер, дать полную гарантию безопасности не могли.
 
«Мама, что делать?» — позвонила она в Новокуйбышевск. ''Валентина Гавриловна'' поначалу растерялась, расплакалась. Но потом женщины вспомнили о своем родственнике — священнике ''Геннадии Феоктистове'' и немного успокоились. «Дочка, мы с тобой верующие, давай поступим так, как скажет батюшка».
Выслушав взволнованный рассказ двоюродной сестры, митрофорный протоиерей ''Геннадий Феоктистов'' на коленях стал просить Господа открыть Свою волю. А потом объявил: Лене необходимо взять обет и исполнить его.
 
Обет у христиан означает торжественное обещание, обязательство сделать какое-либо доброе дело во славу Божию. Какое — зависит от свободной воли самого христианина. В старину на Руси часто давали обеты — при угрозе жизни, в бедствиях, во время голода, эпидемий,  войн. Обет — это всегда самоотвержение, подвиг. Неисполнение свободно данного обета — тяжкий грех перед Господом, что нередко заканчивалось трагически.
 
Отец Геннадий назвал несколько возможных для племянницы обетов: продолжительный пост, поездка на Святую Землю, лепта на строительство храма… Елене Николаевне достаточно было выбрать только один, но она все обдумала и, посоветовавшись с близкими, взяла тройной обет.
 
Но теперь уже заволновался ''протоиерей Геннадий Феоктистов''. И вскоре, проделав неблизкий путь, он прилетел к племяннице.
 
— Лену нужно было поддержать, — рассказывает отец Геннадий. — Мы вместе много молились, читали Евангелие. На берегу Индийского океана говорили о вечном и о насущном. Потом Лена начала поститься, исповедалась, а позднее отправилась на Святую Землю.  Мы твердо верили, что Господь нас не оставит.
О той поездке в Объединенные Арабские Эмираты отец Геннадий вспоминает с воодушевлением:
 
— По улицам я ходил в рясе, с крестом на груди. Арабы, конечно, не могли скрыть своего изумления при виде Православного священника, но относились ко мне подчеркнуто уважительно. Как-то Лена пригласила в гости одного из правителей государства — шейха. Перед тем как сесть за стол, я прочитал молитву, осенил крестным знамением еду — гости восприняли это с пониманием.
 
…Между тем время шло, а звонков и угроз больше не было. ''Елена Николаевна'' никогда не задумывалась над тем, что могло произойти с ее несостоявшимися похитителями. Жила радостным сознанием того, что Господь ее услышал, что Он рядом. Но теперь предстояло исполнить самый трудный обет — построить Православный храм. Строить решила в России, в городе Кинеле Самарской области, где и служил ее дядя протоиерей Геннадий Феоктистов. Но местные власти неожиданно отказали. И тогда ''Архиепископ Самарский и Сызранский Сергий'' благословил ''Елену Николаевну'' и ее мать ''Валентину Гавриловну Таран'' строить деревянный храм в Кировском районе Самары. Шел 2000 год.
 
— Лена присылала деньги, а я на них в Ульяновской области приобретала бревна, — как-то буднично рассказывает ''Валентина Гавриловна''. — За куполами ездила в Челябинск. Везде нужен был глаз и пригляд. Много чего довелось испытать…
 
Сначала была построена часовня, а потом семикупольный храм в традициях русского Севера. Он по праздникам вмещает до пятисот человек.
Шесть лет трудов, молитв и надежд… За это время Валентина Гавриловна, уже будучи пенсионеркой, освоила специальности проектировщика, строителя, подрядчика, снабженца, бухгалтера… Пока строился храм, она сама духовно возрастала, окрестила всех своих родственников, многим помогла прийти к Православной вере.
 
Главным строителем этого прекрасного храма мать и дочь называют Господа. ''Елена Николаевна'', несмотря на занятость и дальнее расстояние, много раз прилетала в Самару на строительство, вникала во все нужды. О ее хлопотах по строительству христианской святыни узнали в Объединенных Арабских Эмиратах. Высшая знать этого государства выразила свое одобрение, а шейх неожиданно предложил ей участвовать также в строительстве первой Православной церкви на Аравийском полуострове.
 
Сейчас нередко говорят о том, что такая-то церковь построена «без единого гвоздя». Самый известный, знакомый нам еще по школьным хрестоматиям пример — Кижи. Но автору этих строк до сих пор не удавалось услышать или прочитать о том, как все-таки строят или строили деревянные здания без единого гвоздя. Секрет этого мастерства раскрыл мне ''староста прихода'' Трех Святителей ''Михаил'':
«Когда говорят «без единого гвоздя», имеют в виду металлические гвозди, — объясняет Михаил. — А здесь бревна в стенах скреплены между собой своего рода деревянными «гвоздями»-костылями не круглой, а прямоугольной формы, 35 миллиметров в поперечнике.
 
Стены храма, выложенные из самых больших, десятиметровых сосновых и еловых бревен, возводила ульяновская бригада строителей. Они уже имели опыт такого строительства в Прибрежном, когда там возводился храм во имя Новомучеников и Исповедников Российских. Этот опыт им пригодился. А стены, окна, потолки, «небо» делали Михаил и его помощники.
 
Первыми подручными Михаила были его взрослые внуки — помогали деду возводить алтарь в церкви Царицы Елены. Потом пришли помочь еще несколько мужчин. Михаил разбирается и в плотницком, и в столярном деле, хотя его основная специальность — электрик. Именно по этой части его и пригласили помочь в строительстве храма. Но вскоре он уже руководил всем строительством — стал церковным старостой. «В строительстве нам помогала Богородица, — уверенно говорят прихожане. — Ну и, конечно, наш староста Михаил».
 
Количество помощников Михаила возрастало. Однажды привезли раствор, которым нужно было заполнить вручную котлован для фундамента — ни много ни мало 400 квадратных метров. И вдруг — староста не поверил своим глазам — у котлована появились несколько десятков мужчин с лопатами, из местных жителей. Так постепенно протаптывались новые тропинки к храму.
 
А ведь и тропинки к храму нужно заасфальтировать. Местная власть выделила на строительство 250 тысяч рублей. Строители посчитали: этих денег как раз хватило на то, чтобы заасфальтировать дорожки. Но им сообщили, что деньги эти… потеряли. Выделенные средства до храма так и не дошли. Так что церковь Трех Святителей построена не только без единого гвоздя, но и без единого рубля от власти. Ну что ж, и гвозди, и рубли делают из металла. Само слово «рубль» пошло от того, что на Руси металл рубили на куски, которые считались деньгами. А тут и без гвоздей, и без рублей работали люди.
 
2 марта 2007 года, в дни Великого поста, ''Архиепископ Самарский и Сызранский Сергий'' отслужил первую Архиерейскую Божественную литургию в храме Трех Святителей. Правящий Архиерей  поблагодарил ''Валентину Гавриловну'' и ''Елену Николаевну'' за труды по возрождению Православия на Самарской земле.
 
— Да, было много искушений в ходе строительства, — вспоминает ''настоятель прихода Трех Святителей священник Алексий Гладун''. — Но в результате в храме остались самые преданные приходу люди. Теперь мы настоящая Православная семья. Сила Божья в немощи человеческой совершается.
 
''Олег Бедула'' и ''Валерий Рязанов''
 
Самара, 09.03.2007
 
== Святыни ==
== Святыни ==
'''Главная святыня Храма - частицы мощей''':
'''Главная святыня Храма - частицы мощей''':


• Василия Великого  
[https://azbyka.org/otechnik/Vasilij_Velikij/ Василия Великого]


• Григория Богослова  
[https://azbyka.org/otechnik/Grigorij_Bogoslov/ Григория Богослова]


• Иоанна Златоуста.
[https://azbyka.org/otechnik/Ioann_Zlatoust/ Иоанна Златоуста].


== Престольные праздники ==
== Престольные праздники ==
'''[[Престольный праздник::Вселенских учителей, св. Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого]]''' - [https://azbyka.org/days/sv-sobor-vselenskih-uchitelej-i-svjatitelej-vasilija-velikogo-grigorija-bogoslova-i-ioanna-zlatoustogo 12 февраля]
'''[[Престольный праздник::Вселенских учителей, св. [https://azbyka.org/otechnik/Vasilij_Velikij/ Василия Великого], [https://azbyka.org/otechnik/Grigorij_Bogoslov/ Григория Богослова] и Иоанна Златоустого]]''' - [https://azbyka.org/days/sv-sobor-vselenskih-uchitelej-i-svjatitelej-vasilija-velikogo-grigorija-bogoslova-i-ioanna-zlatoustogo 12 февраля]


== Деятельность прихода ==
== Деятельность прихода ==
Строка 89: Строка 35:
Файл:Храм в четсть Трех Святителей (Самара)6.jpg|Схиархимандрит Николай (Феоктистов) (11.04.1944 - 11.06.2015)
Файл:Храм в четсть Трех Святителей (Самара)6.jpg|Схиархимандрит Николай (Феоктистов) (11.04.1944 - 11.06.2015)
Файл:Храм в честь Трех Святителей (Самара)7.jpg|Панихида по схиархимандриту Николаю (Феоктистову) 13.06.15г
Файл:Храм в честь Трех Святителей (Самара)7.jpg|Панихида по схиархимандриту Николаю (Феоктистову) 13.06.15г
</gallery> --!>
</gallery> -->


== Видео ==
== Видео ==
Строка 103: Строка 49:
'''Адрес''': г. Самара, ул. Сара Загора, 202ж  
'''Адрес''': г. Самара, ул. Сара Загора, 202ж  


'''Телефон''': +7 (927) 201-64-62
'''Телефон''': [tel:+79272016462 +7 (927) 201-64-62]


'''e-mail''': gato4@yandex.ru
'''e-mail''': [mailto:gato4@yandex.ru gato4@yandex.ru]


'''web''': http://samara-trexsvv.cerkov.ru/;  http://www.diaconia-samara.ru/; https://vk.com/trisvyatsamara
'''web''': http://samara-trexsvv.cerkov.ru/;  http://www.diaconia-samara.ru/; https://vk.com/trisvyatsamara


{{SEO|в Храм Трех Святителей|Самары}}
{{SEO|в Храм Трех Святителей|Самары}}

Текущая версия от 13:00, 12 мая 2020

Идёт загрузка карты…
Храм в честь Трех Святителей (Самара)

Храм в честь Трех Святителей — православный храм, построенный на месте обретения иконы Казанской Божией Матери.

История[править | править код]

2 марта 2007 года, в дни Великого поста, Архиепископ Самарский и Сызранский Сергий отслужил первую Архиерейскую Божественную литургию в храме Трех Святителей.

Святыни[править | править код]

Главная святыня Храма - частицы мощей:

Василия Великого

Григория Богослова

Иоанна Златоуста.

Престольные праздники[править | править код]

Вселенских учителей, св. [https://azbyka.org/otechnik/Vasilij_Velikij/ Василия Великого], [https://azbyka.org/otechnik/Grigorij_Bogoslov/ Григория Богослова] и Иоанна ЗлатоустогоСвойство «Престольный праздник» типа «Страница» со значением «Вселенских учителей, св. Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого» содержит недопустимые символы или неполно и может привести к неожиданным результатам при семантическом аннотировании или запросе. - 12 февраля

Деятельность прихода[править | править код]

• В храме действует воскресная школа для детей.

• Два раза в месяц проводятся богослужения с сурдо переводом.

• Работает гуманитарный центр и православный детский сад "Жемчужинка".


Видео[править | править код]

Путь паломника 22.08.2015. Храм Трех Святителей
Храм Трех Святителей. Крещение Господне, 19 февраля 2013 года
Миссия добра от 31 марта. Богослужения с сурдопереводом в самарском храме в честь Трех Святителей
Миссия добра. О работе центра гуманитарной помощи при самарском храме в честь Трех святителей

Как добраться[править | править код]

Адрес: г. Самара, ул. Сара Загора, 202ж

Телефон: +7 (927) 201-64-62

e-mail: gato4@yandex.ru

web: http://samara-trexsvv.cerkov.ru/; http://www.diaconia-samara.ru/; https://vk.com/trisvyatsamara