Спасо-Преображенский Бузулукский мужской монастырь: различия между версиями

Материал из Азбука паломники
Перейти к навигации Перейти к поиску
м (Замена текста — «45» на «45»)
 
(не показано 29 промежуточных версий 1 участника)
Строка 1: Строка 1:
{{Местоположение|локация=52.8, 52.3708|вид=Монастырь}}
{{Местоположение|локация=52.8, 52.3708|вид=Монастырь}}
[[Файл:Бузулукский Спасо-Преображенский монастырь.jpg|alt=Бузулукский Спасо-Преображенский монастырь|thumb|350x350px|]]
'''Бузулу́кский Спасо-Преображе́нский монасты́рь''' — [[Аннотация::мужской монастырь Бузулукской епархии Русской православной церкви, основанный в 1853 году рядом с городом Бузулук.]]
'''Бузулу́кский Спасо-Преображе́нский монасты́рь''' — [[Аннотация::мужской монастырь Бузулукской епархии Русской православной церкви, основанный в 1853 году рядом с городом Бузулук.]]
В предреволюционные годы являлся крупнейшим мужским монастырём Самарской епархии, действовал по строгому уставу пустынножительства, заимствованному из знаменитой Глинской пустыни. Монастырь владел списком со знаменитой иконы «Всех Скорбящих Радость» с грошиками, тоже почитавшимся чудотворным. Являлся центром местного паломничества, ежегодно его посещали тысячи человек, неоднократно посещал его Лев Толстой.
В предреволюционные годы являлся крупнейшим мужским монастырём Самарской епархии, действовал по строгому уставу пустынножительства, заимствованному из знаменитой Глинской пустыни. Монастырь владел списком со знаменитой иконы «Всех Скорбящих Радость» с грошиками, тоже почитавшимся чудотворным. Являлся центром местного паломничества, ежегодно его посещали тысячи человек, неоднократно посещал его Лев Толстой.
Строка 5: Строка 6:
В годы советской власти монастырь был закрыт, его постройки в основном сохранились, но заняты исправительной колонией. С конца 1990-х началось постепенное ворожение монастыря: Заново отстроен один из храмов монастыря, расположенный над монастырским пещерным скитом, устроенным по подобию пещер Киево-Печерской Лавры. Сами пещеры, которые были расчищены, являются крупнейшим центром паломничества в Оренбургской области. 4 мая 2017 года Священный Синод официально открыл этот монастырь.
В годы советской власти монастырь был закрыт, его постройки в основном сохранились, но заняты исправительной колонией. С конца 1990-х началось постепенное ворожение монастыря: Заново отстроен один из храмов монастыря, расположенный над монастырским пещерным скитом, устроенным по подобию пещер Киево-Печерской Лавры. Сами пещеры, которые были расчищены, являются крупнейшим центром паломничества в Оренбургской области. 4 мая 2017 года Священный Синод официально открыл этот монастырь.
== История ==
== История ==
[[Файл:Спасо-Преображенский Бузулукский мужской монастырь 2.jpg|alt=|thumb|350x350px|]]
Бузулукский Спасо-Преображенский мужской монастырь был образован к середине XIXвека в результате духовных и материальных усилий жителей г. Бузулука и Бузулукского уезда возле Атаманской горы в нескольких километрах от города. Поэтому иногда монастырь назывался подгородним. Интересно, что в народном предании эти места уже носили сакральный характер. Там в начале XIXвека собирались первые общины ревнителей уединенной жизни, которым слышался звон незримых колоколов. Эти ревнители выкопали пещеры.
Бузулукский Спасо-Преображенский мужской монастырь был образован к середине XIXвека в результате духовных и материальных усилий жителей г. Бузулука и Бузулукского уезда возле Атаманской горы в нескольких километрах от города. Поэтому иногда монастырь назывался подгородним. Интересно, что в народном предании эти места уже носили сакральный характер. Там в начале XIXвека собирались первые общины ревнителей уединенной жизни, которым слышался звон незримых колоколов. Эти ревнители выкопали пещеры.


Строка 20: Строка 22:
Монастырь имел важное духовное значение для жителей Оренбургской и Самарской губерний. По уставу почитаемых в православном мире Глинской и Софрониевой пустынь (преемство от которых вел Бузулукский монастырь) велись службы, и была устроена монашеская жизнь. Каждый год обитель посещали несколько десятков тысяч паломников, начиная от губернаторов, представителей дворянства, интеллигенции и заканчивая крестьянами, приходившими на престольные и двунадесятые праздники. В монастыре, как исторически ценная редкость, сохранялись фелонь и два стихаря малинового бархата с золотыми оплечьями и коронами, присланными сюда в дар в 1862 году Ее Императорским Величеством, Императрицей Марией Александровной.
Монастырь имел важное духовное значение для жителей Оренбургской и Самарской губерний. По уставу почитаемых в православном мире Глинской и Софрониевой пустынь (преемство от которых вел Бузулукский монастырь) велись службы, и была устроена монашеская жизнь. Каждый год обитель посещали несколько десятков тысяч паломников, начиная от губернаторов, представителей дворянства, интеллигенции и заканчивая крестьянами, приходившими на престольные и двунадесятые праздники. В монастыре, как исторически ценная редкость, сохранялись фелонь и два стихаря малинового бархата с золотыми оплечьями и коронами, присланными сюда в дар в 1862 году Ее Императорским Величеством, Императрицей Марией Александровной.


С момента установления советской власти монастырь действовал под видом сельхозартели, но с/х угодья были переданы в ведение уездного земельного отдела. В 1920 году в монастыре числилось 44 монаха и послушника (9 иеромонахов, 2 схимонаха, 3 иеродиакона, 15 монахов). В 1928 году Средневолжский областной административный отдел расторг договор с монастырем на пользование храмами. В 1929 году монастырь закрыли, на его территории поочередно открылись коммуна, а затем колония для беспризорников. [7] В 1920-1930 годы братия монастыря была подвергнута репрессиям. Бузулукская епархия РПЦ готовит материалы для канонизации последнего настоятеля монастыря игумена Кирилла (Макарова, расстрелян в 1930 году) и схимонаха Максима (Пелепцова, расстрелян в 1937 году). Однако известно, что репрессированных монахов было гораздо больше, и сейчас в этом направлении ведутся исследования.
С момента установления советской власти монастырь действовал под видом сельхозартели, но с/х угодья были переданы в ведение уездного земельного отдела. В 1920 году в монастыре числилось 44 монаха и послушника (9 иеромонахов, 2 схимонаха, 3 иеродиакона, 15 монахов). В 1928 году Средневолжский областной административный отдел расторг договор с монастырем на пользование храмами. В 1929 году монастырь закрыли, на его территории поочередно открылись коммуна, а затем колония для беспризорников. В 1920-1930 годы братия монастыря была подвергнута репрессиям. Бузулукская епархия РПЦ готовит материалы для канонизации последнего настоятеля монастыря игумена Кирилла (Макарова, расстрелян в 1930 году) и схимонаха Максима (Пелепцова, расстрелян в 1937 году). Однако известно, что репрессированных монахов было гораздо больше, и сейчас в этом направлении ведутся исследования.


== Восстановление обители ==
== Восстановление обители ==
[[Файл:Преображенский монастырь. Храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (Бузулук).jpg|alt=Преображенский монастырь. Храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (Бузулук)|thumb|350x350px|Храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость»]]
До 2011 года на исторической территории монастыря действовала исправительная колония для несовершеннолетних, с июня 2011 года – ФКУ Исправительная колония №2 (женское исправительное учреждение). К сожалению, несмотря на все декларации, монастырь не был возвращен Русской Православной Церкви.
До 2011 года на исторической территории монастыря действовала исправительная колония для несовершеннолетних, с июня 2011 года – ФКУ Исправительная колония №2 (женское исправительное учреждение). К сожалению, несмотря на все декларации, монастырь не был возвращен Русской Православной Церкви.


Строка 32: Строка 35:


На базе Спасо-Преображенского прихода с 1999 года действует Иоанно-Богословская православная школа. При учреждении в 2011 году Бузулукской епархии директор школы и педагогический коллектив образовали епархиальный отдел религиозного образования и катехизации. Духовенство Спасо-Преображенского храма организовало епархиальный отдел по тюремному служению.
На базе Спасо-Преображенского прихода с 1999 года действует Иоанно-Богословская православная школа. При учреждении в 2011 году Бузулукской епархии директор школы и педагогический коллектив образовали епархиальный отдел религиозного образования и катехизации. Духовенство Спасо-Преображенского храма организовало епархиальный отдел по тюремному служению.
[[Файл:Спасо-Преображенский Бузулукский мужской монастырь. Братия монастыря.jpg|alt=|thumb|350x350px|Братия монастыря]]


С момента своего прибытия в 2012 году на Бузулукскую кафедру епископ Бузулукский и Сорочинский Алексий уделяет особое внимание Спасо-Преображенской общине. 27 мая 2012 года при большом стечении православных жителей г. Бузулука епископ Алексий совершил чин освящения Спасо-Преображенского храма, а 5 августа 2012 – храма на пещерах.
С момента своего прибытия в 2012 году на Бузулукскую кафедру епископ Бузулукский и Сорочинский Алексий уделяет особое внимание Спасо-Преображенской общине. 27 мая 2012 года при большом стечении православных жителей г. Бузулука епископ Алексий совершил чин освящения Спасо-Преображенского храма, а 5 августа 2012 – храма на пещерах.
Строка 44: Строка 48:
Всего в Спасо-Преображенском монастыре было 5 храмов.
Всего в Спасо-Преображенском монастыре было 5 храмов.


Первым появился деревянный теплый домовой однопрестольный храм во имя Смоленской иконы Божией Матери, построенный в 1853 году и освящённый 4 октября 1853 года епископом Евсевием. Храм был разобран в 1879 году по причине ветхости.
#Первым появился деревянный теплый домовой однопрестольный храм во имя '''Смоленской иконы Божией Матери''', построенный в 1853 году и освящённый 4 октября 1853 года епископом Евсевием. Храм был разобран в 1879 году по причине ветхости.
#В 1864 году началось строительство ещё одного храма. Каменный холодный храм во имя '''Преображения Господня''' был освящён в 1868 году. Он размещался на втором ярусе каменной колокольни.
#В 1882 году был построен и 19 сентября освящён настоятелем Нифонтом тёплый, деревянный однопрестольный храм во имя '''святителя Николая Чудотворца''', находившийся на монастырской площади.
#В 1861 году был достроен и освящён теплый каменный однопрестольный собор во имя '''Казанской иконы Божией Матери'''. Это было величественное пятиглавное здание четырёхугольной формы, с четырьмя окнами, сводом и куполом с восемью окнами. Алтарная апсида тоже имела три окна. '''Храм находится в полуразрушенном состоянии.'''
#В 1902 году настоятель обратился к самарскую духовную консисторию с просьбой разрешить строительство храма на пещерах в честь прославленной '''иконы «Всех Скорбящих Радость'''. Такое разрешение было получено, начавшееся строительство велось на средства благотворителей, в первую очередь надворной советницы М. Ф. Ушаковой. Храм был освящён 5 октября 1903 года настоятелем монастыря, архимандритом Христофором. '''В настоящее время восстановлен.'''


В 1864 году началось строительство ещё одного храма. Каменный холодный храм во имя Преображения Господня был освящён в 1868 году. Он размещался на втором ярусе каменной колокольни.  
== Современное состояние ==
За прошедшие с закрытия монастыря годы архитектурный комплекс его усадьбы серьёзно пострадал. Часть храмов была разрушена до основания, была уничтожена колокольня. Сохранилось здание Казанского собора, правда лишённое все культовых архитектурных элементов (куполов, глав, росписей на стенах и т. д.), сейчас оно используется под производственных цех колонии. Сохранилось и ещё несколько зданий. Кельи преобразованы в классные комнаты и спальни, в трапезной пищеблок для заключённых, стена в несколько рядов обтянута колючей проволокой. Несмотря на это монастырь сохранился лучше всех монастырей, бывших в Самарской епархии до революции 1917 года. Сохранившиеся здания были признаны выявленными объектами культурного наследия регионального значения.


В 1882 году был построен и 19 сентября освящён настоятелем Нифонтом тёплый, деревянный однопрестольный храм во имя святителя Николая Чудотворца, находившийся на монастырской площади.  
28 июля 2006 года впервые за восемьдесят лет над монастырём вновь раздался колокольный звон. На месте старого храма был вновь построен теперь уже кирпичный храм в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» — пещеры находились в отдалении от монастыря и не попали на территорию, занятую колонией. Вскоре была вновь построена и часовня в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник». 5 августа 2012 епископ Бузулукский и Сорочинский Алексий (Антипов) освятил новый храм.


В 1861 году был достроен и освящён теплый каменный однопрестольный собор во имя Казанской иконы Божией Матери. Это было величественное пятиглавное здание четырёхугольной формы, с четырьмя окнами, сводом и куполом с восемью окнами. Алтарная апсида тоже имела три окна. '''Храм находится в полуразрушенном состоянии.'''
Была обнаружена вертикальная шахта, ведущая к монастырским пещерам, засыпанная землёй и мусором. Постепенно она была расчищена, после чего начались работы по очистке самих пещер. К 2014 году было расчищено около 200 метров подземных коридоров, была обнаружена старая подземная кладка, которую восстановили, обнаружены две кельи, пространство под часовню, фрагменты строительных инструментов, ламп, массивный кованый из железа параманный крест. В настоящее время пещеры Спасо-Преображенского монастыря являются самым посещаемым паломниками местом Бузулукской епархии.


В 1902 году настоятель обратился к самарскую духовную консисторию с просьбой разрешить строительство храма на пещерах в честь прославленной иконы «Всех Скорбящих Радость. Такое разрешение было получено, начавшееся строительство велось на средства благотворителей, в первую очередь надворной советницы М. Ф. Ушаковой. Храм был освящён 5 октября 1903 года настоятелем монастыря, архимандритом Христофором. '''В настоящее время восстановлен.'''
160-летие монастыря было отмечено божественной литургией на исторической территории Спасо-Преображенского монастыря. Она состоялась 12 сентября 2013 года на площади перед зданием Казанского собора, для чего были установлены помост с временным алтарём и жертвенником.


== Святыни ==
== Святыни ==
=== Пещеры ===
Хотя монастырь после официального утверждения и строился на открытой местности, о пещерах, давших ему начало, иноки не забывали. Пещеры находились примерно в одной версте на северо-восток от монастыря. Пещерный скит был устроен образцу пещер Киево-Печерской лавры, все пещеры соединялись сводчатыми галереями, выложенными кирпичом и камнем. В пещерах были похоронены трое насельников обители: схимонах Евфимий, а также монахи Мокровий и Гедеон. «В день летнего Николы, Воздвижения Животворящего Креста и во время Великого поста пещеры посещало множество народа, большей частью простого и приходящего даже из других губерний» — сообщают о них архивные источники. По преданиям в пещеры из монастыря вёл подземный ход.
Эскиз фасада церкви над пещерами
В монастырской летописи от 5 сентября 1873 года есть запись «Ясно, но холодно. Окончательно достроена келья на пещерах деревянная, и которая пожертвована села Елшанки крестьянами в пользу собственно пещер по ходатайству старца Евстратия». Возможно это именно та изба, которая видна на сохранившихся дореволюционных фотографиях храма на пещерах, где храм находится на некотором возвышении. Историки предполагают, что в пещеры вело два хода, один был внутри этой избы или рядом с ней, второй появился позднее, когда был построен надпещерный храм.
== [[Престольные праздники]] ==
== [[Престольные праздники]] ==
'''[[Престольный праздник::Преображение Господне]]''' - [https://azbyka.org/days/prazdnik-preobrazhenie-gospoda-boga-i-spasa-nashego-iisusa-hrista 19 августа]
'''[[Престольный праздник::Икона Пресвятой Богородицы "Казанская"]]''' - [https://azbyka.org/days/ikona-kazanskaja 21 июля, 4 ноября]
'''[[Престольный праздник::Икона Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость»]]''' - [https://azbyka.org/days/ikona-vseh-skorbjashchih-radost 6 ноября]
== Фото ==
== Фото ==
<gallery>
Файл:Спасо-Преображенский Бузулукский мужской монастырь. Храм иконы "Всех Скорбящих Радость".jpg|Храм иконы "Всех Скорбящих Радость"
Файл:Спасо-Преображенский Бузулукский мужской монастырь. Вход в пещеры.jpg|Вход в пещеры
Файл:Спасо-Преображенский Бузулукский мужской монастырь. Вид на монастырь.jpg|Вид на монастырь
</gallery>
== Видео ==
== Видео ==
{{#ev:youtube|https://www.youtube.com/watch?v=x60J_JysZK8|350|left||frame}}
{{#ev:youtube|https://www.youtube.com/watch?v=eESLaXl_AUI|350|left||frame}}
{{#ev:youtube|https://www.youtube.com/watch?v=BELeB0kGSdU|350|left||frame}}
== Как добраться ==
== Как добраться ==
== Паломнику ==
'''Адрес:''' 461049, Оренбургская обл., Бузулукский р-н, Бузулук г., 2 мкр., 34з
 
'''Телефон:'''[tel:+73534240840 +7 (35342) 4-08-40]
 
{{SEO|в Спасо-Преображенский Бузулукский мужской монастырь|Оренбургской области}}
{{SEO|в Спасо-Преображенский Бузулукский мужской монастырь|Оренбургской области}}

Текущая версия от 09:37, 12 мая 2020

Идёт загрузка карты…
Бузулукский Спасо-Преображенский монастырь

Бузулу́кский Спасо-Преображе́нский монасты́рь — мужской монастырь Бузулукской епархии Русской православной церкви, основанный в 1853 году рядом с городом Бузулук. В предреволюционные годы являлся крупнейшим мужским монастырём Самарской епархии, действовал по строгому уставу пустынножительства, заимствованному из знаменитой Глинской пустыни. Монастырь владел списком со знаменитой иконы «Всех Скорбящих Радость» с грошиками, тоже почитавшимся чудотворным. Являлся центром местного паломничества, ежегодно его посещали тысячи человек, неоднократно посещал его Лев Толстой.

В годы советской власти монастырь был закрыт, его постройки в основном сохранились, но заняты исправительной колонией. С конца 1990-х началось постепенное ворожение монастыря: Заново отстроен один из храмов монастыря, расположенный над монастырским пещерным скитом, устроенным по подобию пещер Киево-Печерской Лавры. Сами пещеры, которые были расчищены, являются крупнейшим центром паломничества в Оренбургской области. 4 мая 2017 года Священный Синод официально открыл этот монастырь.

История[править | править код]

Бузулукский Спасо-Преображенский мужской монастырь был образован к середине XIXвека в результате духовных и материальных усилий жителей г. Бузулука и Бузулукского уезда возле Атаманской горы в нескольких километрах от города. Поэтому иногда монастырь назывался подгородним. Интересно, что в народном предании эти места уже носили сакральный характер. Там в начале XIXвека собирались первые общины ревнителей уединенной жизни, которым слышался звон незримых колоколов. Эти ревнители выкопали пещеры.

Открытие монастыря в трех верстах от Бузулука, утвержденное императором Николаем Iи Св. Синодом состоялось 4 октября 1853 года и стало важным событием на административно-географическом пространстве Самарского Заволжья и Южного Приуралья. На тот момент братская община уже насчитывала до 55 человек. Ее распорядитель, попечитель и основатель Поликарп Рыжих указом Самарской духовной консистории был назначен исполняющим обязанности настоятеля, а 9 мая (по его собственным словам, а по другим данным 29 марта 1854 года) был пострижен в мантию под именем Палладия. Другой активный организатор общины Мефодий Рыжих был пострижен в монашество 20 июня 1854 года под именем Мартирий. Богослужения в устроенном из дома с мезонином храме Смоленской иконы Божией Матери проводил священник села Тримихайловского (совр. Сухоречка).

Монастырю было выделено 150 десятин земли, озеро Каютино, мельница и т.д. Для устроения общины на началах известных общежительных монастырей по просьбе Самарского архиерея в Бузулук прибыл уставщик Глинской пустыни, ученик знаменитого игумена Филарета (Данилевского, †1841) иеромонах Аполлинарий, которого вскоре возвели в сан игумена. С ним же прибыло несколько послушников.

После назначения 25 марта 1854 года настоятелем игумена Аполлинария началась активная работа по созданию проектной документации культовых и хозяйственных построек монастыря. План и проекты, составленные архитекторами, прошли согласования в департаменте публичных и общественных зданий МВД и были утверждены императором. В дореволюционный период истории монастыря на его территории и в окрестностях было построено несколько десятков зданий.

Украшением обители, ее округи были Казанский собор, освященный 13 сентября 1861 года. Колокольня 28 саженей высоты с устроенной во втором ярусе Преображенской церковью были освящены 14 сентября 1869 года. 19 сентября 1882 года освящен деревянный храм во имя святителя Николая Чудотворца (за ветхостью первоначальный деревянный храм Смоленской иконы Божией Матери был перенесен на обширную площадь монастыря, перестроен и переименован). В 1903 году был построен храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на пещерах, освящение которого было приурочено к празднованию 50-летия основания обители.

Сами пещеры представляют собой подземные коридоры и кельи, где жили подвижники. Собственно с подземных келий и начинался монастырь. 29 июня 1875 года в пещерах состоялась беседа великого русского писателя Л.Н. Толстого со старцами. Впечатления от посещения монастыря отображены в переписке писателя.

Советский период[править | править код]

Монастырь имел важное духовное значение для жителей Оренбургской и Самарской губерний. По уставу почитаемых в православном мире Глинской и Софрониевой пустынь (преемство от которых вел Бузулукский монастырь) велись службы, и была устроена монашеская жизнь. Каждый год обитель посещали несколько десятков тысяч паломников, начиная от губернаторов, представителей дворянства, интеллигенции и заканчивая крестьянами, приходившими на престольные и двунадесятые праздники. В монастыре, как исторически ценная редкость, сохранялись фелонь и два стихаря малинового бархата с золотыми оплечьями и коронами, присланными сюда в дар в 1862 году Ее Императорским Величеством, Императрицей Марией Александровной.

С момента установления советской власти монастырь действовал под видом сельхозартели, но с/х угодья были переданы в ведение уездного земельного отдела. В 1920 году в монастыре числилось 44 монаха и послушника (9 иеромонахов, 2 схимонаха, 3 иеродиакона, 15 монахов). В 1928 году Средневолжский областной административный отдел расторг договор с монастырем на пользование храмами. В 1929 году монастырь закрыли, на его территории поочередно открылись коммуна, а затем колония для беспризорников. В 1920-1930 годы братия монастыря была подвергнута репрессиям. Бузулукская епархия РПЦ готовит материалы для канонизации последнего настоятеля монастыря игумена Кирилла (Макарова, расстрелян в 1930 году) и схимонаха Максима (Пелепцова, расстрелян в 1937 году). Однако известно, что репрессированных монахов было гораздо больше, и сейчас в этом направлении ведутся исследования.

Восстановление обители[править | править код]

Преображенский монастырь. Храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (Бузулук)
Храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость»

До 2011 года на исторической территории монастыря действовала исправительная колония для несовершеннолетних, с июня 2011 года – ФКУ Исправительная колония №2 (женское исправительное учреждение). К сожалению, несмотря на все декларации, монастырь не был возвращен Русской Православной Церкви.

За годы советской власти и даже в 2000 годы исторический архитектурный комплекс монастыря понес значительные потери. Часть храмов разрушено до основания. Сохранились здание Казанского собора без культовых архитектурных элементов и еще несколько зданий, которые нуждаются в срочной защите. Сохранившиеся здания являются выявленными объектами культурного наследия в соответствии со списком вновь выявленных памятников истории и культуры регионального значения.

Возрождение монастырских традиций, в том числе и материального наследия, ведет приход храма Спасо-Преображения г. Бузулука во главе с игуменом Виталием (Климовым). 17 октября 2003 года, в день 150-летия официального открытия монастыря в молитвенной комнате Воспитательной колонии отец Виталий совершил Божественную литургию и благодарственный молебен. За богослужением пели сестры возрождаемого Тихвинского женского монастыря Бузулука.

28 июля 2006 года, впервые после восьмидесятилетней тишины над окрестностями Атаманской горы вновь раздался колокольный звон, построенного вновь, но уже кирпичного храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Вскоре была вновь выстроена часовня в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник». Возрождению монастыря способствовало то, что было обнаружена засыпанная землей и мусором вертикальной шахты, ведущей в разрушенные пещеры. К 2014 году расчищено около 200 метров подземных коридоров, обнаружены фрагменты подземной кладки, которая была восстановлена. Работы начались с расчистки 12-метровой шахты, обложенной кирпичом с проемами для вкладки элементов винтовой лестницы. В коридорах найдены две кельи, пространство под часовню, фрагменты строительных инструментов и осветительных приборов, массивный параманный крест, который выкован из железа и принадлежал, очевидно, одному из подвижников. Новый кирпичный храм был возведен на прежнем месте. Сегодня святые пещеры одно из самых посещаемых паломнических мест Бузулукской епархии.

На базе Спасо-Преображенского прихода с 1999 года действует Иоанно-Богословская православная школа. При учреждении в 2011 году Бузулукской епархии директор школы и педагогический коллектив образовали епархиальный отдел религиозного образования и катехизации. Духовенство Спасо-Преображенского храма организовало епархиальный отдел по тюремному служению.

Братия монастыря

С момента своего прибытия в 2012 году на Бузулукскую кафедру епископ Бузулукский и Сорочинский Алексий уделяет особое внимание Спасо-Преображенской общине. 27 мая 2012 года при большом стечении православных жителей г. Бузулука епископ Алексий совершил чин освящения Спасо-Преображенского храма, а 5 августа 2012 – храма на пещерах.

12 сентября 2013 года на исторической территории Спасо-Преображенского Бузулукского мужского монастыря была отслужена Божественная литургия, посвященная 160-летию со дня официального основания обители. Торжественное богослужение было совершено на площади перед полуразрушенным Казанским собором – основным храмом монастыря. Для службы под открытым небом с южной стороны собора был устроен помост, установлен временный алтарь и жертвенник. По периметру были растянуты баннеры с изображением Спасителя, Пресвятой Богородицы, Ветхозаветных и Евангельских святых, византийских и русских святителей. На службе было около 200 человек: духовенство, сотрудники службы исполнения наказаний и женщины, отбывающие наказание в ИК №2.

4 мая 2017 года Священный Синод постановил «открыть Спасо-Преображенский Бузулукский мужской монастырь города Бузулука Оренбургской области и назначить на должность наместника этого монастыря игумена Виталия (Климова)».

Восстановленные святыни Бузулукского Спасо-Преображенского монастыря пользуются почитанием православных жителей Оренбургской области и других регионов России. Бузулучане уже давно считают святые пещеры и часовню на роднике местными достопримечательностями. Епархиальное управление ведет поиск решений для возвращения исторического комплекса монастыря Русской Православной Церкви.

Храмы[править | править код]

Всего в Спасо-Преображенском монастыре было 5 храмов.

  1. Первым появился деревянный теплый домовой однопрестольный храм во имя Смоленской иконы Божией Матери, построенный в 1853 году и освящённый 4 октября 1853 года епископом Евсевием. Храм был разобран в 1879 году по причине ветхости.
  2. В 1864 году началось строительство ещё одного храма. Каменный холодный храм во имя Преображения Господня был освящён в 1868 году. Он размещался на втором ярусе каменной колокольни.
  3. В 1882 году был построен и 19 сентября освящён настоятелем Нифонтом тёплый, деревянный однопрестольный храм во имя святителя Николая Чудотворца, находившийся на монастырской площади.
  4. В 1861 году был достроен и освящён теплый каменный однопрестольный собор во имя Казанской иконы Божией Матери. Это было величественное пятиглавное здание четырёхугольной формы, с четырьмя окнами, сводом и куполом с восемью окнами. Алтарная апсида тоже имела три окна. Храм находится в полуразрушенном состоянии.
  5. В 1902 году настоятель обратился к самарскую духовную консисторию с просьбой разрешить строительство храма на пещерах в честь прославленной иконы «Всех Скорбящих Радость. Такое разрешение было получено, начавшееся строительство велось на средства благотворителей, в первую очередь надворной советницы М. Ф. Ушаковой. Храм был освящён 5 октября 1903 года настоятелем монастыря, архимандритом Христофором. В настоящее время восстановлен.

Современное состояние[править | править код]

За прошедшие с закрытия монастыря годы архитектурный комплекс его усадьбы серьёзно пострадал. Часть храмов была разрушена до основания, была уничтожена колокольня. Сохранилось здание Казанского собора, правда лишённое все культовых архитектурных элементов (куполов, глав, росписей на стенах и т. д.), сейчас оно используется под производственных цех колонии. Сохранилось и ещё несколько зданий. Кельи преобразованы в классные комнаты и спальни, в трапезной пищеблок для заключённых, стена в несколько рядов обтянута колючей проволокой. Несмотря на это монастырь сохранился лучше всех монастырей, бывших в Самарской епархии до революции 1917 года. Сохранившиеся здания были признаны выявленными объектами культурного наследия регионального значения.

28 июля 2006 года впервые за восемьдесят лет над монастырём вновь раздался колокольный звон. На месте старого храма был вновь построен теперь уже кирпичный храм в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» — пещеры находились в отдалении от монастыря и не попали на территорию, занятую колонией. Вскоре была вновь построена и часовня в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник». 5 августа 2012 епископ Бузулукский и Сорочинский Алексий (Антипов) освятил новый храм.

Была обнаружена вертикальная шахта, ведущая к монастырским пещерам, засыпанная землёй и мусором. Постепенно она была расчищена, после чего начались работы по очистке самих пещер. К 2014 году было расчищено около 200 метров подземных коридоров, была обнаружена старая подземная кладка, которую восстановили, обнаружены две кельи, пространство под часовню, фрагменты строительных инструментов, ламп, массивный кованый из железа параманный крест. В настоящее время пещеры Спасо-Преображенского монастыря являются самым посещаемым паломниками местом Бузулукской епархии.

160-летие монастыря было отмечено божественной литургией на исторической территории Спасо-Преображенского монастыря. Она состоялась 12 сентября 2013 года на площади перед зданием Казанского собора, для чего были установлены помост с временным алтарём и жертвенником.

Святыни[править | править код]

Пещеры[править | править код]

Хотя монастырь после официального утверждения и строился на открытой местности, о пещерах, давших ему начало, иноки не забывали. Пещеры находились примерно в одной версте на северо-восток от монастыря. Пещерный скит был устроен образцу пещер Киево-Печерской лавры, все пещеры соединялись сводчатыми галереями, выложенными кирпичом и камнем. В пещерах были похоронены трое насельников обители: схимонах Евфимий, а также монахи Мокровий и Гедеон. «В день летнего Николы, Воздвижения Животворящего Креста и во время Великого поста пещеры посещало множество народа, большей частью простого и приходящего даже из других губерний» — сообщают о них архивные источники. По преданиям в пещеры из монастыря вёл подземный ход.

Эскиз фасада церкви над пещерами В монастырской летописи от 5 сентября 1873 года есть запись «Ясно, но холодно. Окончательно достроена келья на пещерах деревянная, и которая пожертвована села Елшанки крестьянами в пользу собственно пещер по ходатайству старца Евстратия». Возможно это именно та изба, которая видна на сохранившихся дореволюционных фотографиях храма на пещерах, где храм находится на некотором возвышении. Историки предполагают, что в пещеры вело два хода, один был внутри этой избы или рядом с ней, второй появился позднее, когда был построен надпещерный храм.

Престольные праздники[править | править код]

Преображение Господне - 19 августа

Икона Пресвятой Богородицы "Казанская" - 21 июля, 4 ноября

Икона Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость» - 6 ноября

Фото[править | править код]


Видео[править | править код]

Как добраться[править | править код]

Адрес: 461049, Оренбургская обл., Бузулукский р-н, Бузулук г., 2 мкр., 34з

Телефон:+7 (35342) 4-08-40