Экскурсии в Новый Иерусалим

Новоиерусалимский монастырь. Хроника. Красивая панорама. Вид на Воскресенский собор от храма Вознесения с Елеонской возвышенности. Погода 23 октября 2021 года. + 7 тепла. Ветренно. Полдень.

 
Новоиерусалимский монастырь. Хроника. Вид на сторожевые башни, Инноплеменничью, Варуха, Ефремову и территорию за братским корпусом, дворцом царевны Татьяны Михайловны. Погода 23 октября 2021 года. + 7 тепла. Ветренно. Полдень.

 
Новоиерусалимский монастырь. Хроника. Осенняя прогулка по паломнической тропе до собора. . Погода 24 октября 2021 года. + 3 тепла. Время около 15.00. Сне и временами дождь. Ветренно.

 
Новоиерусалимский монастырь. Хроника. Рассматриваем части от надгробий у крепостной стены. Вид на Воскресенский собор. Погода 30 октября 2021 года. + 14 тепла. Время около 15.00.

 
1 ноября - † День кончины епископа Крутицкого и Можайского Сильвестра (Страгородского), настоятеля Воскресенского монастыря в 1771-1785 годах.

19 октября / 1 ноября. ПЕРЕНЕСЕНИЕ МОЩЕЙ ПРЕПОДОБНОГО ИОАННА РЫЛЬСКОГО (1238)

† День кончины епископа Крутицкого и Можайского Сильвестра (Страгородского), настоятеля Воскресенского монастыря в 1771-1785 годах

Епископ Сильвестр был крестником Императрицы Елисаветы Петровны. Начало его монашеской жизни связано с Александро-Невской Лаврой в Санкт-Петербурге.

В 1760 году иеромонах Сильвестр был возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Никитского монастыря под Переславлем-Залесским. 23 декабря 1761 года рукоположен во епископа Переславского и Дмитровского. С 4 февраля 1768 года - епископ Крутицкий и Можайский.

Епископ Сильвестр состоял членом Священного Синода и Духовной Комиссии по разработке реформ 1764 года.

В 1771 году согласно своему прошению уволен на покой и получил в управление Воскресенский, Новый Иерусалим именуемый, монастырь. При нем в обители были устроены и освящены приделы Обрезания Господня (1782), Поклонения волхвов (1783) и Бегства в Египет (1784) в первом этаже храма Рождества Христова.

Епископ Сильвестр известен как духовный писатель. Среди его трудов - «Описание Ново-Иерусалимского монастыря» (Русская Библиофилика. СПб., 1786)», «Правила монашеского жития» (СПб., 1805) и другие сочинения.

С 3 октября 1785 года епископ Сильвестр жил на покое в Спасо-Андрониевом монастыре, которым управлял с 1778 года до своей кончины 19 октября 1802 года.
1ib133.jpg
 
2 ноября - † День кончины архиепископа Екатеринославского, Херсонского и Таврического Платона (Любарского), настоятеля Воскресенского монастыря в 1788-1792 годах.

0 октября / 2 ноября. † День кончины архиепископа Екатеринославского, Херсонского и Таврического Платона (Любарского), настоятеля Воскресенского монастыря в 1788-1792 годах

С 1772 по 1785 год архимандрит Платон был настоятелем Казанского Спасо-Преображенского монастыря. В 1785 году переведен в Свияжский Богородицкий монастырь.

21 июня 1788 года архимандрит Платон назначен настоятелем Воскресенского, Новый Иерусалим, именуемого монастыря. При нем 20 марта 1792 года был вылит полиелейный колокол весом в 298 пудов.

31 марта 1792 года архимандрит Платон переведен в Московский Донской монастырь. 26 февраля 1794 года рукоположен во епископа Тамбовского, 11 марта переведен в Астрахань. 1 апреля 1796 года возведен в сан архиепископа.

С 18 августа 1805 года - архиепископ Екатеринославский. Скончался 20 октября 1811 года.
2_2_Arkhiepiskop_Ekaterinoslavskii_Platon_Lyubarskii.jpg
 
Новоиерусалимский монастырь. Хроника. Прогулка по паломнической тропе от Елеонского поклонного креста до Сионского холма и собора. Погода 02 ноября 2021 года. + 5 тепла. Полдень. Небольшой туман.

 
4 ноября. † День кончины архимандрита Леонида (Кавелина), настоятеля Воскресенского монастыря в 1869-1877 годах

Архимандрит Леонид (в миру Лев Александрович Кавелин) родился в 1822 году в семье дворян Калужской губернии.

Окончив 1-й Московский Кадетский корпус (1840), он служил в гвардейском полку близ Петербурга и сотрудничал с литературными журналами.

Изучение истории Оптиной пустыни, святыням которой он поклонялся с детства, утвердило Льва Александровича в намерении принять монашество. В 1853 году он вышел в отставку и поселился в Иоанно-Предтеченском скиту Оптиной пустыни, где нес послушание письмоводителя у старца Макария (Иванова) и занимался переводом святоотеческих книг.

В 1857 году Кавелин пострижен в мантию с именем Леонид в честь старца Леонида (Наголкина), рукоположен во иеродиакона, а затем - во иеромонаха; в том же году направлен в составе Русской Духовной Миссии в Иерусалим. Через 6 лет он возглавил Миссию уже в сане архимандрита. В 1865 году был переведен в Константинополь, к Посольской церкви.

На всех местах своего церковного служения архимандрит Леонид занимался изучением истории храмов и монастырей, рукописей и старопечатных книг, христианских древностей и святынь. В перечне его опубликованных работ - свыше 270 наименований.

В 1869 году архимандрит Леонид был назначен настоятелем Воскресенского монастыря. В его лице обитель обрела мудрого наставника, рачительного хозяина и неутомимого исследователя. Он составил первый «Месяцеслов» монастыря (М., 1870), опубликовал по рукописи XVII века, сверенной с другими списками, «Известие о Житии» Святейшего Патриарха Никона, написанное Иоанном Шушериным (М., 1871), издал фундаментальное «Историческое описание Воскресенского Ставропигиального, Новый Иерусалим именуемого, монастыря» (М., 1876) и множество других работ.

В период настоятельства архимандрита были устроены два придела храма Рождества Христова - преп. Сергия Радонежского и св. мученицы Татианы; основан музей Патриарха Никона - один из первых церковных музеев России; с помощью благотворителей произведены большие ремонтные работы в Воскресенском соборе, вновь освященном после их завершения в 1874 году.

В 1877 году архимандрит Леонид был назначен наместником Троице-Сергиевой лавры, которой управлял до своей кончины 22 октября 1891 года.

Надпись на кресте над его могилой как нельзя лучше выражает сущность его жизненного подвига.

«Помянух дни древния, поучихся во всех делех Твоих, в творениях руку Твоею поучахся». (Пс. 142, 5)
4_4.jpg
 
Новоиерусалимский монастырь. Хроника. Колокольный звон в праздник Казанской Божией матери. Вид на Воскресенский собор, Надвратную Входоиерусалимскую церковь, сторожевые башни, трапезную. Погода 04 ноября 2021 года. + 5 тепла. Полдень.

 
Новоиерусалимский монастырь. Хроника. Старинная плита и захоронение у трапезной. Вид на Воскресенский собор, Надвратную Входоиерусалимскую церковь, колокольню, подземный храм Константина и Елены и сторожевые башни. Погода 05 ноября 2021 года. + 10 тепла. Перед дождем. Полдень.

 
Новоиерусалимский монастырь. Хроника. Вид на Воскресенский собор, трапезную, дворец Татьяны Михайловны и территорию. Погода 06 ноября 2021 года. + 7 тепла. Полдень.

 
Расписание богослужений Новоиерусалимского монастыря на 20-ю седмицу по Пятидесятнице

Понедельник 8 ноября
Воскресенский собор
08:00 Утреня (Полиелей). Литургия.
17:00 Вечерня. Малое повечерие.

Вторник 9 ноября
Воскресенский собор
08:00 Утреня. Часы. Литургия.
17:00 Вечерня. Малое повечерие.

Среда 10 ноября
Воскресенский собор
08:00 Утреня. Часы. Литургия.
17:00 Вечерня. Малое повечерие.

Четверг 11 ноября
Воскресенский собор
08:00 Утреня. Часы. Литургия.
17:00 Вечерня. Малое повечерие.

Пятница 12 ноября
Воскресенский собор
08:00 Утреня. Часы. Литургия.
17:00 Вечерня. Малое повечерие.

Суббота 13 ноября
Воскресенский собор
08:00 Утреня. Литургия. Панихида.
17:00 Всенощное бдение.

Воскресенье 14 ноября
КУВУКЛИЯ
07:00 Часы. Ранняя литургия.
Воскресенский собор
10:00 Часы. Поздняя литургия.
17:00 Вечерня. Малое повечерие. Молебен св. мученице Татиане.
 
В Московской духовной академии пройдет национальная научная конференция «200-летие со дня рождения архимандрита Леонида (Кавелина)»

3 и 4 марта в Московской духовной академии состоится национальная научная конференция, посвященная 200-летию со дня рождения архимандрита Леонида (Кавелина) (1822–1891), почетного члена Московской духовной академии (1884), наместника Свято-Троицкой Сергиевой Лавры (1877–1891).
Архимандрит Леонид известен как церковный историк, библиограф, археограф, переводчик, а также почетный член Императорского Православного Палестинского Общества. Погребен архимандрит Леонид возле Духовской церкви Свято-Троицкой Сергиевой Лавры.
К участию в конференции приглашаются исследователи, желающие осветить различные этапы жизни и деятельности архимандрита Леонида (Кавелина).
Рабочий язык конференции — русский. Регламент выступления — до 20 минут.
Возможно дистанционное участие (на платформе Zoom).
Для участия в конференции необходимо прислать подтверждение участия с указанием темы в оргкомитет конференции не позднее 4 февраля 2022 г.
Подтверждение участия должно содержать следующие сведения:
ФИО, [сан].
Ученые степени, ученые звания, должности, место работы.
Личная контактная информация: адрес e-mail, номер мобильного телефона.
Тема доклада и формат участия (очно или дистанционно).
Участникам будет предоставлена возможность на основании докладов, произнесенных на конференции, опубликовать статьи в научных журналах Московской духовной академии соответствующей тематики. Оплата проезда иногородних участников — за счет направляющей стороны; проживание и питание — за счет принимающей стороны.
Для справок: Черепенников Кирилл Андреевич, научный сотрудник кафедры церковной истории МДА.
моб.: 8 (999) 715-13-75, e-mail: Church_hist@mpda.ru
Источник: Пресс-служба МДА

1IMG_20211101_125618_313_01.jpg
 
5 ноября - Престольный праздник придела во имя апостола Иакова, брата Господня по плоти.

23 октября / 5 ноября. АПОСТОЛА ИАКОВА, БРАТА ГОСПОДНЯ ПО ПЛОТИ (ок. 63)

Придел во имя святого апостола Иакова, брата Господня, первоначально устроенный к северу от главного алтаря подземной церкви святых Константина и Елены, в середине XVIII века был перенесен на второй ярус колокольни Воскресенского собора и благоукрашен на средства графа Ивана Ивановича Шувалова (1721-1797). Освящен в 1749 году.

Деревянный иконостас в стиле барокко изобиловал резными украшениями, частично вызолоченными, частично посеребренными. Иконы были написаны в технике масляной живописи, на холстах, наклеенных на доски. В местном ряду иконостаса напротив храмового образа помещался образ святых праведных Захарии и Елисаветы.

Зеленская Г. М. "Новый Иерусалим. Путеводитель"

Святой апостол Иаков, брат Господень

Апостол Павел в послании к Галатам пишет, что вместе с апостолом Петром почитались столпами Церкви и апостолы Иаков и Иоанн. Святой Иаков был сыном Иосифа Обручника от его первой жены и потому в Евангелии называется братом Господним. Согласно преданию, Господь Иисус Христос явился ему после Своего воскресения и поставил его епископом Иерусалимской церкви. Таким образом, на долю апостола Иакова выпала особенная деятельность: он не путешествовал с проповедью по разным странам, как остальные апостолы, а учил и священнодействовал в Иерусалиме, имеющем столь важное значение для христианского мира. Как глава Иерусалимской церкви, он председательствовал на Апостольском соборе в Иерусалиме в 51 году. Голос его здесь фактически был решающим, и предложение, сделанное им, стало резолюцией Апостольского собора (Деян., 15 глава). Это обстоятельство имеет важное значение, ввиду притязаний католиков возвысить апостола Петра на степень главы Церкви для того, чтобы затем утвердить это главенство за Римским папой.

Значение апостола Иакова еще более укрепляла его подвижническая жизнь. Он был строгий девственник, не пил ни вина, ни других спиртных напитков, воздерживался от мяса, носил одежду только льняную. Имел он обыкновение уединяться для молитвы в храме и там коленопреклонно молился о своем народе. Он так часто простирался на землю в молитве, что кожа на коленях его огрубела.

Служение апостола Иакова было трудное: среди множества самых ярых врагов христианства. Но он поступал с таким благоразумием и справедливостью, что его уважали не только христиане, но и иудеи, и называли опорой народа и праведником.

Пребывая в должности Иерусалимского епископа около 30 лет, он распространил и утвердил святую веру в Иерусалиме и во всей Палестине. Когда апостол Павел в последнее свое путешествие посетил апостола Иакова, то в то время собрались к нему пресвитеры, и об успехах христианской проповеди среди евреев передали ему следующими словами: «Видишь, брат, сколько тысяч уверовавших Иудеев, и все они ревнители закона» (Деян. 21, 20). Многие из евреев обращались к Церкви по одному доверию к слову праведника.

Видя такое влияние апостола, иудейские начальники стали опасаться, как бы весь народ не обратился ко Христу, и решили воспользоваться промежутком времени между отъездом прокурора Феста и прибытием на его место Альбина (62 г. после Р. X. ) для того, чтобы или склонить Иакова к отречению от Христа, или умертвить его.

Первосвященником в это время был безбожный саддукей Анан. При большом стечении народа апостола ввели на портик храма, и после нескольких льстивых слов пренебрежительно спросили: «Скажи нам о распятом?» — «Вы спрашиваете меня об Иисусе? — громко сказал праведник. — Он сидит на Небесах одесную Всевышней силы и снова придет на облаках небесных». В толпе оказалось много христиан, которые радостно воскликнули: «Осанна Сыну Давидову!» Первосвященники же и книжники закричали: «О, и сам праведник в заблуждении!» и сбросили его на землю. Иаков мог еще подняться на колени и сказал: «Господи, прости их! Они не ведают, что творят». «Побьем его камнями», — закричали его враги. Один священник из племени Рихава (они не пили вина, жили в палатках, не сеяли ни пшеницы, ни винограда) начал уговаривать их: «Что вы делаете? Видите, праведник за вас молится». Но в эту минуту один изувер, по ремеслу суконщик, ударил своим вальком апостола по голове и умертвил его. Вместе с ним было умерщвлено много христиан.

Иудейский историк Иосиф Флавий, перечисляя причины падения Иерусалима, говорит, что Господь, наказал евреев, между прочим, за убиение праведного Иакова. Апостол Иаков незадолго до своей смерти написал соборное послание. Главная цель послания — утешить и укрепить обращенных к вере иудеев в страданиях, которые предстояли им, и предостеречь их от заблуждения, будто бы одна вера может спасти человека. Святой Апостол объясняет, что вера, не сопровождаемая добрыми делами, — мертва и не приводит ко спасению. Церковное предание приписывает апостолу Иакову составление древнейшего чина Божественной литургии.

2ih3784.jpg
 
Расписание богослужений Новоиерусалимского монастыря на 21-ю седмицу по Пятидесятнице

Понедельник 15 ноября
Воскресенский собор
08:00 Утреня. Часы. Литургия.
17:00 Вечерня. Малое повечерие.

Вторник 16 ноября
Воскресенский собор
08:00 Утреня. Часы. Литургия.
17:00 Вечерня. Малое повечерие.

Среда 17 ноября
Воскресенский собор
08:00 Утреня. Часы. Литургия.
17:00 Вечерня. Малое повечерие.

Четверг 18 ноября
Воскресенский собор
08:00 Утреня. Часы. Литургия.
17:00 Вечерня. Малое повечерие.

Пятница 19 ноября
Воскресенский собор
08:00 Утреня. Часы. Литургия.
17:00 Вечерня. Малое повечерие.

Суббота 20 ноября
Воскресенский собор
08:00 Утреня. Литургия. Панихида.
17:00 Всенощное бдение.

Воскресенье 21 ноября
Архангельский придел
07:00 Часы. Ранняя литургия.
Воскресенский собор
10:00 Часы. Поздняя литургия.
17:00 Вечерня. Малое повечерие. Молебен св. мученице Татиане.
 
Расписание богослужений Новоиерусалимского монастыря на 22-ю седмицу по Пятидесятнице

Понедельник 22 ноября
Воскресенский собор
08:00 Утреня. Часы. Литургия.
17:00 Вечерня. Малое повечерие.

Вторник 23 ноября
Воскресенский собор
08:00 Утреня. Часы. Литургия.
17:00 Вечерня. Малое повечерие.

Среда 24 ноября
Воскресенский собор
08:00 Утреня. Часы. Литургия.
17:00 Вечерня. Малое повечерие.

Четверг 25 ноября
Воскресенский собор
08:00 Утреня. Часы. Литургия.
17:00 Вечерня. Малое повечерие.

Пятница 26 ноября
Воскресенский собор
08:00 Утреня (Полиелей). Литургия.
17:00 Вечерня. Малое повечерие.

Суббота 27 ноября
Воскресенский собор
08:00 Утреня. Литургия. Панихида.
17:00 Всенощное бдение.

Воскресенье 28 ноября
Начало Рождественского поста
КУВУКЛИЯ
07:00 Часы. Ранняя литургия.
Воскресенский собор
10:00 Часы. Поздняя литургия.
17:00 Вечерня. Малое повечерие. Молебен св. мученице Татиане.
 
«Сад моей мечты» посадили у стен Ново-Иерусалимской обители

«Сад мечты», проект Михаила Прохорова, продолжает разрастаться в Истре. В минувшую субботу возле стен Ново -Иерусалимского монастыря посадили вишневые деревья.

Проект продолжает объединять вокруг себя совершенно разных людей. Вот ветеран войны Валентин Бочкарев в свои 95 лет ловко управляется с лопатой, помогая посадить деревце психологу из Елизаветинского детского хосписа. Присоединились к посадке и люди, которые приехали в монастырь из других городов. А кто-то из детей посадил, возможно первое в своей жизни дерево. Первый сад мечты высадили в городском парке Истры 5 лет назад. После сажали плодово-ягодные деревья в Елизаветинском детском хосписе, и вот теперь, по словам Михаила Прохорова, удалось осуществить то, о чем давно мечталось : «Я благодарю наместника монастыря архимандрита Феофилакта за такую возможность. Огромное спасибо организациям, которые поддержали проект: "Энергогарант", "СтройДвор Бабкино" и "Трусово 24", питомник растений Капитановых (Трусово), редакцию Истра.РФ и всех друзей, которые пришли на посадку деревьев». По согласованию с наместником Ново-Иерусалимской обители архимандритом Феофилактом молодые деревья высаживали возле дорожек, на газоне. Во время реставрации на территории монастыря обнаружили больше 160 захоронений. Как рассказал представитель монастыря Сергей Улиткин, идентифицировать останки не представляется возможным, и чтобы сохранить памятные места, решили укрыть некрополь зелёным покрывалом, над которым теперь будут цвести вишни. В следующем году запланировано высадить плодово-ягодные деревья с другой стороны Собора, а весной установить витрины для книгообмена.
Будем ждать первого цветения вишнёвого сада в Чеховской Истре, под стенами Ново-Иерусалимского монастыря.
kartinka1636983089-small.jpg
 
Сверху