Церковь Преображения Господня (Опочка)
Церковь Преображения Господня — кирпичный собор в стиле классицизма, построенный в 1791-1795 стараниями купца Викулина.
История[править | править код]
Согласно летописи, в год основания города Опочка «поставлена бысть церковь новая Святого Спаса». Спасская церковь была деревянной, после пожара 1441 года восстановлена. Сохранилось описание этой церкви: «… деревянная, крыта тёсом; в ней престол един, да при нем придел Благовещения Богоматери, престол же един; рублею кругом двадцать шесть углов, брусовая, на ней пять глав, обиты чешуёю, на придельной шестая, на них кресты деревянные, обиты жестью». Колокольня также была деревянная, «в два [а]партамента, крыта тёсом, под шатёр. В ней три колокола, да четыре маленьких. В той же колокольне часы железные. Гири каменные. В нощи и во дни всегдашнее хождение имеют». Церковь была в плане крестообразной, обширная и высокая, стояла на дубовом фундаменте. Большой пожар 17 сентября 1774 года уничтожил почти все деревянные постройки в городе, в том числе и Спасскую церковь. Икона Преображения Господня с двунадесятыми праздниками, находившаяся в ней, сохранилась, и позднее была установлена в новом Спасо-Преображенском соборе.
Священник сгоревшей церкви Лазарь Евстигнеев после этого поступил послушником в Псково-Печерский монастырь, стал одним из замечательных Печерских подвижников. Родился он в семье дьячка в 1733 году, скончался 27 мая 1824 года на 91 году жизни, в монастыре, покоится рядом с преподобным Марком. Здесь же кованые вериги с крестом и цепями, весом более 10 кг, которые преподобный Лазарь носил на себе. Своим примерным благочестием о. Лазарь обратил на себя внимание еще в Опочке, где он заслужил любовь всех горожан и окрестных жителей. В 1785 году после смерти жены он принял в монастыре монашество, до 1800 года проходил монастырское послушание в должности казначея. Жизнь о. Лазаря была посвящена молитве, посту и труду. Он шил ризы, вырученные деньги и приношения разных лиц раздавал нищим, часть денег отдавал на содержание устроенной им богадельни. За свой счет он сделал ризу на икону Сорока Мучеников в приходскую церковь Святой Великомученицы Варвары, устроил серебряные позолоченные венцы на монастырские иконы Сорока Мучеников, Великомученицы Варвары, Святой Параскевы Пятницы, Антония и Феодосия Печерских чудотворцев и иконы Божией Матери «Живоносный Источник». Однажды о. Лазарь трое суток находился как бы мертвый. Его положили в гроб, по уставу над ним совершили положенные чтения, была приготовлена надгробная плита. К общему изумлению и радости старец ожил. После этого о. Лазарь увеличил свои подвиги. 29 мая 1822 года смиренного монаха посетил император Александр I, который был в монастыре по пути из Пскова в Ригу. Император беседовал со старцем в его убогой келье, на прощание они почтили друг друга земными поклонами. Память преподобного Лазаря совершается в день Собора Псковских святых и в день Собора Псково-Печерских святых.
С 23 октября 1772 года по 24 августа 1776 года Опочка была центром Псковской губернии. Генерал-губернатор Псковской и Могилёвской губерний граф Захар Григорьевич Чернышев приложил много усилий для того, чтобы город был достоин звания губернского центра. Он представил на усмотрение императрицы Екатерины II доклад: «не угодно ли будет Ея Величеству, чтобы на построение соборной каменной церкви употребить до 10 тысяч рублей из той суммы, которая во Псковской губернии за учреждением почт и от содержания оных в прошлом, 1773 году, остались, и в наличности тамо хранятся и никуда не назначена». 12 декабря 1774 года императрица дала соизволение направить эти деньги на строительство собора. Благодарные опочане заказали для собора икону Божией Матери, на которой была изображена в рост Екатерина II, очи её молитвенно устремлены к лику Богоматери и Предвечному Младенцу. На иконе, высотою 2 аршина 7 вершков и шириною 1 аршин 2 вершка, под изображением была надпись: «Екатерине Великой и Премудрой слава, создательнице сего святого храма», ниже еще одна надпись: «Начата лета 1791 года мая 20, освящена лета 1795 года ноября 26». Икона находилась в храме до его закрытия. Строителем нового храма назначен казённый архитектор Иван Парфенов, наблюдал за стройкой городничий Карл Бриммер. Строящийся собор могла видеть императрица Екатерина II, когда в 1780 году, путешествуя на юг, она останавливалась на ночлег в Опочке. Вначале строительство шло медленно. «Причиною этого было свободное обращение с пожалованными деньгами, которые скоро все вышли». Местный купец Степан Михайлович Викулин своими щедрыми пожертвованиями помог выстроить прекрасный собор. Дата «1791 год» на иконе относится к тому времени, когда строительство взял на себя Викулин. Фундамент собора был сделан из «дикого» камня, стены строили из кирпича. Собор был построен на новом месте и стал называться Спасо-Преображенским, как потому, что построен в честь Преображения Господня, так и потому, что в соборе находилась чудотворная икона Всемилостивого Спасителя. Собор был пятиглавым. Освящение храма было совершено архимандритом Афанасием, настоятелем Святогорского монастыря, по благословению архиепископа Псковского и Рижского Иннокентия. Строитель собора Степан Михайлович Викулин скончался 10 ноября 1800 года, отпевание его было совершено в Преображенском соборе, похороны состоялись на кладбище при церкви Святых Апостолов Петра и Павла.
Первоначально собор был выстроен без часовни с правой стороны и свечной лавки с левой стороны близ колокольни. Они были построены в 1877 году старостой собора Дмитрием Петровичем Хвощинским. Престолов было три. Главный престол был освящен в честь Преображения Господня, справа — Благовещения Пресвятой Богородицы, слева — Святой Великомученицы Параскевы. В соборе находилась спасённая из огня древняя чудотворная икона Всемилостивого Спасителя с предстоящими с правой стороны Пресвятой Богородицей, с левой стороны Святителя Николая. В 1426 году икона была прострелена литовцами. Для иконы была сделана чеканная серебряная позолоченная риза с такими же венцами над головами Спасителя, Божией Матери и Святителя Николая и резной позолоченный киот. В венце Спасителя над тем местом, которое было прострелено литовцами, была сделана серебряная позолоченная звезда с хрустальной вставкой. На лицевой стороне была надпись, повествующая о том, что риза устроена в 1804 году вдовой опочецкого купца Ольгой Викулиной, а звезда — помещицей Прасковьей Хариной. Надпись на обратной стороне киота гласила: «В лето 1426, августа 3, воева[л] Витовт, князь Литовский на Опочку и прострели икону Всемилостивого Спаса, и сотвори Господь чудо: ослепи врагов, и отыдоша Витовт с татарвою от Опочки со стыдом». Еще один чудотворный образ — икона Божией Матери «Умиление». На ней были изображены Пресвятая Богородица, Святой Праведный Симеон Богоприимец и Святой Первомученик и Архидьякон Стефан. Она носила два названия — Опочецкая и Себежская. Последнее название, видимо, связано с тем, что в 1634 году стрельцы-опочане принесли её из Себежа. После частых набегов литовцев и поляков на Россию царь Михаил Федорович заключил мир с польским королем. Себеж, Невель и Красный были уступлены Польше. В Себеже жило немало опочан, которые переселились туда после присоединения города к России. Теперь они собрали свое имущество, святыни и ушли в Опочку. Кому принадлежала чудотворная икона в Себеже, частному лицу или стрелецкой полковой церкви, неизвестно. В 1682 году опочецкий воевода Герасим Федотович Лазарев-Станищев составил службу Опочецкой иконе Божией Матери. Она ежегодно служилась в соборе 14 (27) марта. Причт Себежского собора делал в 1815 году попытку вернуть чудотворный образ, указом Святейшего Синода от 24 октября 1815 года было отказано, поскольку икона принадлежала не городу, а стрельцам, которые вернулись в Россию и имели право пожертвовать ее в выбранную ими церковь. Список этой иконы был в Москве в церкви Святых Бориса и Глеба на Поварской улице. (Церковь уничтожена в советское время). На иконе в Опочецком соборе была серебряная позолоченная риза, корона Богородицы из стразов, венчик был украшен сеткой из мелкого жемчуга, а убрус (платок) — из крупного жемчуга.
Кроме перечисленных икон в соборе были древние иконы Преображения Господня, Святых Апостолов Петра и Павла, Святых Космы и Дамиана. Были также иконы XVIII века. Икона Святого Благоверного князя Александра Невского имела надпись: «О, Невский Александр, к тебе мой дух парит, с усердием образ твой чтит. Тимофей Викулин. 1793 года августа 20 числа». На иконе Святой Благоверной Великой княгини Российской Ольги была следующая надпись: «Град Псков тобою хвалится, здесь и от нас образ почитается. Написан усердием Ольги Викулиной. 1794 года октября 8 числа». Как и чудотворные иконы, они находились в Спасо-Преображенском соборе до его закрытия.
В соборе также находилась серебряная позолоченная рака с чеканным изображением на верхней крышке Святого Алексия, Человека Божия. В ней хранилась частица мощей этого Святого. Рака была устроена бывшим церковным старостой Д.П. Хвощинским в 1878 году.
С чудотворными иконами «с давних времен» был заведен крестный ход в Святогорский монастырь. Из Опочки выходили в среду после Троицы, а возвращались во вторник 2-й недели Петрова поста. Кроме этого крестного хода, были еще два особо установленных крестных хода. В 1877 году разрешен крестный ход вокруг собора 17 (30) марта с частицей мощей Святого Алексия, Человека Божия. 3 (16) августа крестный ход направлялся на городской вал, где в 1877 году на месте бывшей Спасской церкви церковным старостой Д.П. Хвощинским была воздвигнута часовня. В часовне на железном кресте, прибитом к большому деревянному кресту, была надпись: «В память избавления города Опочки от нашествия литовского князя Витовта в 1426 году 3-го августа. Устроен в 1877 г. Дмитрием Хвощинским». На большом кресте была надпись, повествующая о нападении Витовта на Опочку, и далее: «Воздвигнут сей памятник Опочецким купцом Дмитрием Петровичем Хвощинским и супругою его Александрою Ивановною, урожденною Крестовскою, с дочерьми Ольгою и Мариею Хвощинскими 1877 года».
В библиотеке собора хранился синодик 1725 года. На обороте его первого листа была запись: «Сий синодик написал по обещанию своему по родителех своих изо Пскова посацкий человек Василей Кириллов сын Большой Посников в церковь Преображения Господня, что в Опочке, в собор». Хранилась также рукописная служба Опочецкой (Себежской) иконе Божией Матери 1682 года.
Колокольня, как и собор, каменная, с 9 колоколами. На самом большом колоколе были две надписи. Первая гласила: «Лит в Москве на заводе Струговщикова от воплощения Бога Слова 1793 г., весом 99 пудов 15 фунтов, из оставшейся меди от бывшего 1774 г. месяца сентября на 17 число в г. Опочке великого пожара, в которое время сгорела старая деревянная соборная церковь и с колокольнею, находившаяся [в] так называемом в городе, или земляном валу, где ныне пустое место». Вторая надпись была сверху: «Сей колокол лит в г. Опочку в собор Преображения Господня 31 лето царствования императрицы Екатерины II». Второй колокол имел надпись: «1796 года февраля 21 дня сей колокол в Опочку в соборную Спасо-Преображенскую церковь, весом 16 пуд. 15 фунтов». На третьем колоколе были изображения Божией Матери и Святителя и Чудотворца Николая и надпись: «Лит в г. Опочку в соборную Преображенскую церковь 1794 года из оставшейся от бывшего в 1774 г. великого пожара, в которое время и сия медь из двух колоколов, присланных из Литвы от некоторых знатных особ в честь образа Всемилостивого Спаса, которым избавлен был чудесно город Опочка, и оные, находясь в полону, по окончании сражения и принесения раскаяния, отпущены в дом обратно, и в возблагодарение от них те колокола были присланы в город Опочку, что при надписи явствовало, по весу 60 пуд». Еще на двух колоколах было указано, что они отлиты 21 февраля 1796 года для Опочецкой Спасо-Преображенской церкви и имеют вес 9 п. 30 ф. и 10 п. 17 ф. Еще один колокол, весом около 50 п., украшали изображения ангелов с крыльями. Он еще назывался «пожарным». На седьмом колоколе весом около 29 п. были изображения Божией Матери и Святителя Николая и надпись: «Лит в Москве на заводе Иасона Струговщикова, лета от воплощения Сына Божия 1774 сентября на 17 бысть грех ради наших в Опочке в великий пожар, в которое время сгорели церкви, а именно: Космы и Дамиана с приделом Сретения Господня, стояла где ныне каменный собор, да в земляном городе соборная большая Преображения Господня церковь весьма нарядного вида с приделом Благовещения Божия Матери, да подле же церковь Сергия Чудотворца и Великомученицы Параскевы, да пониже во имя Петра и Павла, и хорошего строения множество». Два колокола были без надписей, их вес 4 п. 3 ф. и 20 п.
К собору были приписаны две церкви: Покрова Пресвятой Богородицы на кладбище с 1876 года и Святой Равноапостольной Великой княгини Ольги Российской в селе Пятницком. Также к собору приписаны часовни: каменная Александро-Невская на городской площади, построенная в память освобождения крестьян от крепостной зависимости, и деревянные часовни в селе Высоком при деревне Тарасова Гора и в деревне Шильско.
При соборе существовал хор певчих, в котором участвовали прихожане, ученики городского училища «и много сторонних».
Церковно-приходского попечительства, богадельни и больницы при соборе не было. 3 ноября 1892 года в деревне Болдыгино была открыта школа грамоты, в 1896 году она преобразована в церковно-приходскую школу, в 1914 году её местонахождение указано в деревне Бабинцы. В том же 1892 году, в селе Пурышево открыта Пурышевская школа грамоты, позднее преобразованная в церковно-приходскую школу. В деревне Пудыкино действовала Ольгинская церковно-приходская школа. 30 ноября 1891 года открыта Волковская церковно-приходская школа в полутора верстах от собора. В 1914 году Волковская школа числилась земской и находилась в деревне Гадово. В 1914 году в трёх церковно-приходских школах обучалось 43 мальчика и 16 девочек. Земские школы находились в селе Высоком, деревнях Кадниково. 2 ноября 1888 года в селе Пятницкое восстановлена существовавшая ранее сельская школа. В 1901 году в ней обучалось 50 человек.
В память столетия собора в 1895 году Санкт-Петербургский купец Петр Яковлевич Барышников пожертвовал на содержание неугасимой лампады пред чудотворным образом Спасителя непрерывно доходный государственный билет. Жертвователями на нужды собора были протоиерей собора Иаков Беллавин, Дмитрий Подмошенский, Варвара Артемьевна Кудрявцева, новоржевский купец А. Комаров и другие. Вкладчиками на поминовение душ родных были Кузнецовы (за родных Якова и Анну), Егорова (за Ивана), Крещенский (за Павла).
До введения штатов 1876 года в соборе служили протоиерей, два священника, дьякон, три дьячка и пономарь. По штатам 1876 года служили настоятель, два священника, дьякон и три псаломщика.
В 1900 году числилось 2255 прихожан мужчин и 2328 женщин.
18 мая 1929 года Псковский окрисполком рассмотрел вопрос о расторжении с верующими Спасо-Преображенского собора договора на часовню: ввиду «не производства ремонта» часовни договор о передаче Спасо-Преображенскому собору часовни разрешено расторгнуть. Здесь речь идет, по-видимому, об Александро-Невской часовне. В 30-е годы XX века она уничтожена.
Спасо-Преображенский собор взорван в 1937 году. После закрытия и взрыва собора икона Всемилостивого Спаса перенесена в Покровскую церковь города Опочка.
Современное состояние[править | править код]
В 2005 году в городе освящена новая церковь Преображения Господня.
Престольные праздники[править | править код]
Преображение Господне - 19 августа
Как добраться[править | править код]
Адрес: Псковская область, Опочецкий район, город Опочка, Коммунальная ул., д. 16.
Тел.: 8 (81138) 2-33-64
Страничка в контакте: https://vk.com/hram.preobrazheniya
Расписание богослужений[править | править код]
С актуальным расписанием богослужений можно ознакомиться на странице храма ВКонтакте.
Ссылки[править | править код]
- Опочка. Два храма, два батюшки...
- Псковские храмы. Город Опочка
- Опочка, собор Преображения Господня
- Храмы России. Собор Преображения Господня в Опочке