Троицкий храм (Серпухов)

Материал из Азбука паломники
Перейти к навигации Перейти к поиску
Идёт загрузка карты…

Троицкий храм (Серпухов) — имеет бесстолпный четверик, декоративные кокошники, компактное пятиглавие на стройных барабанах с шатровой колокольней, высотную композицию которой составляют три яруса: невысокий четверик, восьмерик и шатер, слитые в единый, устремленный ввысь объем — свечу.

Яндекс.Погода

История[править | править код]

Троицкая церковь на Посаде — одна из древнейших в Серпухове. Построенная на Ильинской горе, в непосредственной близости к Ильинской церкви, деревянная церковь Святой Троицы существовала до 1552 г., когда она была зафиксирована в Сотной – переписной книге князя Василия Семеновича Фуникова. Однако роль данного храма в жизни посада поначалу была скромной. По той же Сотной церковь Троицы не является самостоятельным посадским центром, к ней лишь тяготеют 10 дворов и 4 пустующих «дворовых места» в Ильинской и два двора во Фроловской улице. Среди живущих близ «Троицы» и записанных в Сотную — 6 семей зажиточных горожан, среди которых «торговые люди», и ещё шестеро бедных домохозяев, которые заняты ремеслом (два сапожника, овчинник), торговлей (мясник, соляник) и поденной работою по найму («казак»).

После сооружения в 1556 г. «каменного города» — крепости в Серпухове, были возведены и бревенчатые стены вокруг посада — «острог». По имени церкви, оказавшейся за стенами острога, была названа и ближайшая к ней боевая острожная Троицкая башня. Часть посадских, которые покинули свои дворы на древнем посаде со времени его превращения в острог, поселились за острожными стенами, за храмами св. Георгия и Троицы. Образовавшийся посёлок стал известен под именем Троицкой слободы. Он тянулся за Серпейку по направлению к древнему «Сельцу», которое в дозорных книгах 1646 г. Ульяна Семеновича Ляпунова названо уже «Мироносицким» — конечно, по церкви в честь свв. Жен Мироносиц. В приходе Троицкой церкви тогда находились дворы городового дворянина Ивана Раевского, Владычного монастыря, подьячего Ивана Васильева Шурупова, мельника, ямчужного (селитряного) мастера, 2 двора пушкарских и 2 двора бобылей (одиноких и безземельных крестьян), всего 11 дворов. Троицкий храм уже играет заметную градообразующую роль. Вокруг него формируется Троицкая улица, в 1649 г. называемая Старой – что может свидетельствовать о её появлении ещё во времена до обращения части посада в острог (во 2-й пол. XVI в.) Троицкая слобода (или также улица), возможно, образованная дворами выселенцев из Старой Троицкой улицы, располагалась первоначально за стенами острога, близ храмов св. Георгия и Троицы, с последующим распространением на юг. В переписных книгах 1678 г. Троицкой слободой названы уже все дворы за острогом от церквей Георгия и Троицы и до Мироносицкого сельца.

В 1669 г. деревянная Троицкая церковь, как и весь город, сгорела во время страшного пожара. В 1670 г., в числе первых в городе храмов, церковь Троицы на посаде была вновь отстроена в камне «тщанием прихожан». В XVII веке строительство каменных храмов в Серпухове было событием чрезвычайно редким. До 1670 г. только один храм — церковь Николы Белого упоминается в «строельной книге» 1649 г. как каменный. По своему облику вновь построенная каменная Троицкая церковь была типична для московской школы зодчества XVII столетия — бесстолпный четверик, декоративные кокошники, компактное пятиглавие на стройных барабанах. По мнению исследователя Ф. В. Разумовского, архитектуру Троицкой церкви можно считать своеобразным «прологом» в истории серпуховского зодчества более позднего времени. Наиболее традиционный элемент храма — замечательная по силуэту и пропорциям шатровая колокольня. Ее высотную композицию составляют три яруса: невысокий четверик, восьмерик и шатер, слитые в единый, устремленный ввысь объем — свечу. Ее динамизм и стройность воспринимаются острее рядом со статичным четвериком здания церкви.

В ноябре 1714 г. подписан Патриарший указ об освящении с южной стороны Троицкой церкви придела святого Василия Блаженного с трапезной и выдан антиминс. Освящение совершил архимандрит Высоцкого монастыря Герасим. Придел был сделан «тёплым» и употреблялся для зимних богослужений, тогда как главный алтарь не отапливался. Дальнейшая судьба посадского храма была более драматична, чем других серпуховских церквей. В 1760-е гг. приход Троицкой церкви был уничтожен, ее здание было передано для богослужений Черниговскому пехотному полку, расквартированному в Серпухове. Церковная земля тогда же была отобрана, так как по генеральным межевым планам, составлявшимся после монастырской реформы 1764 г., для Троицкой церкви «не показано» было земли даже для домов причта. Поэтому на протяжении ряда лет XIX века церковь была втянута в безуспешные тяжбы из-за двусмысленного положения приходского священника, дом которого стоял неизвестно на чьей земле. К 1785 году приход Троицкой церкви был восстановлен, а в следующем, 1786 году, церковное здание отремонтировано, но церковь была настолько бедна, что вместо традиционной серебряной дарохранительницы имела оловянную, поэтому епархиальный ревизор игумен Иероним в 1790 г. при описании церкви был вынужден ограничиться тактичным: «ежели можно, то купить серебряную».

К началу 1820-х годов материальное положение Троицкой церкви несколько упрочилось, впрочем, в эти годы она оставалась беднее многих своих «соседей». В стенах и сводах алтаря имелись многочисленные «расселины», а к 1827 году, согласно прошению приходского священника иерея Дмитрия Яковлева на имя митрополита Московского Филарета о перестройке церкви, «олтарь от разрушения трещин в стенах и сводах соделывается от часу опаснее». В мае 1829 года Московская духовная консистория разрешила причту разобрать алтарь и возвести его вновь, а также разобрать стену трапезной части слева для пристройки северного придела во имя иконы Боголюбской Богоматери. Однако резолюцией митрополита Московского Филарета от 13 мая того же года построение придела признано нецелесообразным — из-за ветхости церковного здания и малолюдства прихода. По Клировой ведомости 1827 г., приход составляли 38 дворов — 141 душа мужского и 151 — женского пола, земли храм не имел, но его служители получали содержание от прихода «посредственное» — то есть, на языке того времени — среднего уровня. Боголюбский придел был построен в Троицком храме около 1849 г. К этому времени здание церкви и колокольни уже нуждалось в капитальном ремонте, неизбежном при каких-либо серьезных конструктивных вмешательствах в архитектуру ее основного объема. В связи с этим была открыта подписка на сбор пожертвований среди серпуховичей.

Около 1888-1893 гг. в Троицком храме был возведен резной золоченый пятиярусный иконостас. Тогда же была заново выстроена полукруглая алтарная апсида.

В советские годы в храме Троицы-на-посаде особенно долго сохранялась церковная служба. С 1929 г. священником Троицкого храма был иерей Василий Студницын, расстрелянный в 1937 г. и канонизированный в лике Новомучеников и Исповедников Российских. Храм был закрыт лишь в 1961 году.

Современное состояние[править | править код]

В настоящее время храм накренился, в связи с этим богослужения не совершаются. В Храме ведутся реставрационные работы.

Храм приписан к Ильинскому храму в г. Серпухов.

Совершить виртуальную экскурсию вокруг храма

Деятельность прихода[править | править код]

  • Реставрационные работы на приоде

Святые[править | править код]

  • Священномученик Василий Студницын, иерей

Престольные праздники[править | править код]

Контакты[править | править код]

Адрес: 142204, Россия, Московская обл., г. Серпухов, ул. Ситценабивная, д. 5

Телефон: +7 (4967) 72-86-73, факс: +7 (4967) 35-37-63

Электронная почта: ilinka.serpuhov.rf@yandex.ru

Сайт: http://ильинский-храм.рф/troickiy-hram/

Паломнику[править | править код]

Богослужения[править | править код]

Богослужения в храме не совершаются из-за аварийного состояния постройки.

Как добраться[править | править код]

Проезд из Москвы:

  • От станции "Царицыно" (или "Курская") в направлении "Серпухов" до станции «Серпухов», далее автобусом в направлении остановки "Улица Ситценабивная".

Фото[править | править код]


Ссылки[править | править код]