Свято-Знаменский женский монастырь (Гороховец)
Зна́менский монасты́рь — православный женский монастырь, расположенный в городе Гороховце Владимирской области, расположен на левом берегу Клязьмы. Самый древний монастырь в Гороховце.
История[править | править код]
Знаменский монастырь на Красной Гриве первоначально был основан как мужской, предположительно в 1598г., в год смерти Федора Иоанновича - последнего русского государя из династии Рюриковичей. Однако вопрос о точном времени возникновения обители и по сей день является противоречивым. В дореволюционной литературе, где говорилось, что Гороховецкому купцу Семёну Никифоровичу Ершову разрешалось «воздвигнуть новую церковь во имя Знамения Пречистыя Богородицы», годом основания считался 1669г. В то же время в краеведческих работах к. XXв. датой основания обители указывались 1597-1598гг. И действительно, в городской писцовой книге за 1687г. было отмечено, что «в Гороховце за рекою Клязмою монастырь на Красной Гриве построен в 7106г.» (имеется в виду от сотворения мира, т.е. в 1597-1598гг. от Рождества Христова). Однако более ранние писцовые книги о существовании Знаменского монастыря ничего не сообщают. Некоторые историки объясняют это противоречие опечаткой, содержащейся в публикации писцовой книги, утверждая, что краеведы не использовали оригинал в своих исследованиях. Но это утверждение так же является спорным.
Среди устроителей Гороховецкой обители писцовая книга 1687г. указывает купца Петра Лопухина, а также «гороховлян и посадских людей». Все постройки изначально были срублены из дерева и только в XVII-XVIII вв. стали возводиться каменные здания. Строительство каменного Знаменского храма с приделами во имя ап. Иоанна Богослова и прпп. Зосимы и Савватия Соловецких началось по благословенной грамоте Патриарха Иосифа на средства купца Семёна Ершова. Традиционно «золотой век» Знаменской обители связывают именно с именем этого благоустроителя. Как свидетельствует монастырская опись за 1723г., Семён Ершов заложил здесь монастырские традиции не только бортничества и пчеловодства, но и дал в монастырь поступную грамоту, т.е. на крестьян.
К 1723г. за счет вкладов посадских людей Гороховца монастырь владел покосами, около монастыря использовалось «малое число пахотной земли и оная земля градских людей». Очевидно также, что обитель получала пожертвования за поминовение усопших, о чем свидетельствуют сохранившиеся синодики XVIIв., где были записаны роды духовенства и посадских Гороховца, Москвы, Суздаля, роды некоторых князей, дворян, крестьян, а также принявших православие татар.
Однако самостоятельная жизнь обители продолжалась относительно недолго. 26 июля 1723г. Петр I издал указ, по которому Гороховецкий Знаменский монастырь приписывался к Свято-Успенской Флорищевой пустыни. В это время в обители подвизалось менее тридцати иноков, что, согласно Петровскому духовному регламенту, являлось основанием для упразднения самостоятельности монастыря и перевода монашествующих в более крупную обитель. В этом же, 1723г., в Знаменском монастыре была произведена уже вышеупомянутая опись, из материалов которой следует, что в обители к этому времени имелось две каменные церкви (холодная в честь иконы Матери Божией «Знамение» и теплая в честь ап. и ев. Иоанна Богослова). Кроме того, в монастыре была деревянная ограда с ветхой колокольней над святыми вратами, на которой располагалось шесть колоколов, а также ряд хозяйственных построек. Примечательно, что колокольня изначально не входила в ансамбль Знаменского храма как в настоящее время, а являлась завершением святых врат, построенных предположительно в 1720-е гг. Об этом свидетельствует не только опись 1723г., но и план Знаменского монастыря 1753г.
Далее опись довольно подробно обрисовывает внутренне убранство обоих храмов с перечислением всех находившихся в них предметах, из чего следует, что в обители имелось довольно большое количество богослужебной утвари: икон, облачений и книг. Перечисляются так же и документы, среди которых упоминаются благословенные грамоты на строительство храмов.
Вышедший в 1723 г. указ Петра I по некоему стечению обстоятельств не был сразу претворен в жизнь. Лишь в 1749г., уже после образования Владимирской епархии, факт приписки подтвердил указ епископа Владимирского и Яропольского Платона. Знаменский монастырь окончательно стал подворьем Флорищевой пустыни, полностью перейдя на ее обеспечение, и использовался в хозяйственных целях, в основном для приезда братии в Гороховец.
Как уже упоминалось выше, до своего упразднения Знаменская обитель управлялась строителями. Точно известны, по крайней мере, имена четырех из них: Иосиф (1677-1679гг.), Силуан (упоминается в 1685г.), Логгин (упоминается в 1693г.) и Макарий (упоминается в 1716 и 1723гг.). Братия же была всегда малочисленна. После приписки монастыря к Флорищевой пустыни количество насельников первоначально ограничивалось тремя: одним иеромонахом и двумя «бельцами», присылаемыми из Флорищевой пустыни для пения. Но позднее в Гороховецкую обитель стали направляться только наместники, и весь штат монастыря состоял из одного иеромонаха.
К к. XVIII в. ансамбль Знаменского монастыря практически приобрел современный облик. В обители был обустроен 2-х этажный келейный корпус, основание которого было каменным, а второй этаж — деревянным. Монастырь был огорожен каменной оградой, по описи 1762г. ее длина составляла 33 сажени, а ширина 4 сажени. Между 1753 и 1762гг. с запада к Знаменскому храму была пристроена каменная шатровая колокольня, у которой в качестве одной из стен использовалась ранее построенная стена самого храма. Здание храма Пресвятой Богородицы представляло собой бесстолпный 2-светный четверик, увенчанный главой на высоком барабане, с 3-частной апсидой, по высоте, доходящей до середины основного объема. Четверик был украшен пилястрами по углам, декоративным карнизом из сухариков и рядом полуциркульных кокошников в верхних частях стен. С севера к основному храму примыкал придел во имя ап. и ев. Иоанна Богослова с полукруглой апсидой, увенчанный луковичной главкой на барабане. Окна четверика, апсиды и придела были декорированы наличниками в виде колонок с 3-угольными разорванными фронтонами. К приделу ап. Иоанна Богослова с северо-запада была пристроена трапезная, переходящая в крытую паперть, к которой в свою очередь примыкала ризница.
В XIX в. ничего монументального в обители более не возводилось. Лишь в конце столетия, в период управления Флорищевой пустынью архимандритом Антонием (Борковым), был построен ряд новых небольших хозяйственных и жилых помещений вместо старых ветхих, а также обновлено внутреннее убранство храма.
Личность архимандрита Антония, 26-го настоятеля Флорищевой пустыни была, по истине, интересной и замечательной. За свои труды и 24-х летнее управление монастырем он первый из настоятелей был удостоен в 1896г. сана архимандрита. Став настоятелем обители, отец Антоний существенно расширил и улучшил Флорищевское монастырское хозяйство, завел усовершенствованные сельскохозяйственные орудия, расширил скотный двор и много других трудов приложил для возрастания обители, как в хозяйственном, так и в духовном плане. Немало потрудился подвижник и на обустройстве приписных к Флорищевой пустыни подворий, в число которых в то время входил Знаменский монастырь. Примечательно, что преставился отец Антоний после тяжкой болезни в приписном Гороховецком Знаменском монастыре, который часто любил посещать.
На рубеже XIX-XX вв. Гороховецкая обитель привлекла внимание историков искусства, в связи с этим в 1899г. в Знаменском монастыре были проведены серьезные реставрационные работы. Каменная колокольня была отремонтирована и покрыта листовым оцинкованным железом; были обновлены и покрашены все крыши храма; кресты позолочены; были восстановлены фрески и росписи клиросов и пр.
В советский период монастырь пришел в полное запустение. В 1923г. Знаменское подворье было ликвидировано одновременно с Флорищевой пустынью. Всё имущество было конфисковано, а здания переданы в ведомство Губмузея, который сдавал их в аренду частным лицам и организациям. В 20-х гг. ХХ века в храме размещалась бумажная фабрика, а также склад соломы. Наибольшие разрушения в монастыре произошли в 60-х гг., когда на территории обители располагались отделения совхозов, приспособившие храмовые постройки под скотный двор и склады. В эти же годы была полностью разрушена каменная ограда монастыря.
Иноческая жизнь стала возрождаться в Знаменском монастыре в 1994г., когда обитель была возвращена Владимиро-Суздальской епархии. 24 июня Архиепископ Владимирский и Суздальский Евлогий передал её мужскому Троице-Никольскому монастырю г. Гороховца в качестве скита. Летом 1995 года трудами первого и незабвенного настоятеля Свято-Никольского монастыря игумена Петра начались работы по восстановлению монастырских построек, а уже 6 октября того же года был освящен престол в приделе ап. и ев. Иоанна Богослова. В храме стали совершаться регулярные богослужения.
28 мая 1999 г. указом Архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия Знаменский скит Троице-Никольского мужского монастыря был преобразован в Знаменский женский епархиальный монастырь и вновь обрел самостоятельность.
7 марта 2000 года по определению Священного Синода Русской Православной Церкви настоятельницей Знаменского женского монастыря была утверждена монахиня Раиса (Шибеко Л.В.). А в 2006г. за усердное служение Церкви Божией матушка Раиса была возведена в сан игумении.
Современное состояние[править | править код]
В настоящее время обитель возрождается, в монастыре подвизается более 20 сестер. Полностью восстановлен и отремонтирован основной храм «Знамения» Пресвятой Богородицы, который был вновь освящен в 2003г.
Восстановлена монастырская колокольня, откуда разносится по округе звон новых колоколов. Отремонтирован келейный корпус, возведен новый игуменский корпус, дом для трудников, различные хозяйственные постройки и подсобные помещения.
Регулярно совершаются богослужения, служащим священником является иерей Феодор (Закиров). В обители силами насельниц ведется монастырское хозяйство, построен скотный двор, телятник, ведутся сельскохозяйственные работы, по мере возможности оказывается благотворительная помощь нуждающимся.
Престольные праздники[править | править код]
21 мая — апостола и евангелиста Иоанна Богослова
09 октября — преставление апостола и евангелиста Иоанна Богослова
10 декабря— празднование в честь иконы Божией Матери «Знамение»
Как добраться[править | править код]
Адрес: 601460, Владимирская обл., г. Гороховец, Знаменский участок.
Телефон: (849238)2-26-23, +7(930)2224168
Сайт: http://znamenkamon.ru/
Паломнику[править | править код]
Богослужения в обители совершаются еженедельно по выходным дням и в большие праздники.
Убедительная просьба, перед тем как совершить паломничество в святую обитель, обязательно позвонить по вышеуказанным номерам телефонов , т.к. монастырь расположен за рекой и возможны трудности с переправой!
Желающие остаться на несколько дней, должны заранее договориться о времени приезда и сроке пребывания, т.к. пока наша обитель не имеет возможности принимать всех желающих на длительное пребывание с проживанием. При себе необходимо иметь паспорт.
Проезд:
Общественным транспортом:
От Москвы с Щелковского автовокзала рейсовым автобусом или маршрутным такси до Нижнего Новгорода с остановкой в г. Гороховец. Далее на маршрутном такси до центральной площади, а потом пешком до переправы (примерно 200м.)
Щелковский автовокзал +7(499)748-80-29, +7(499)748-89-64
С расписанием движения автобусов со Щелковского автовокзала вы можете ознакомиться на сайте - http://www.taxinavigator.ru/page73.htm
Из Нижнего Новгорода и Владимира ходят электрички до г. Гороховец. От станции до г. Гороховца можно добраться на маршрутном такси или на автобусе.
Расписание можно узнать на станции г. Гороховец, Вокзальная пл. тел. +7 (49238) 5-71-71
На автомобиле:
г. Гороховец расположен прямо на автодороге Москва – Нижний Новгород , примерно в 330км. от Москвы. При въезде в город ехать до первого светофора (на перекрестке расположен храм «Казанской» Б.М. с синими куполами). На светофоре свернуть налево в город. Доехать до центральной площади (на площади расположен Сретенский женский монастырь). От Сретенского монастыря в 200-х метрах расположена переправа через р. Клязьма.
Зимой через реку можно перебраться пешком по льду, летом – по понтонному мосту. В периоды межсезонья переправа осуществляется на лодке силами насельниц и трудников монастыря.
Фото[править | править код]
Видео[править | править код]
Ссылки[править | править код]