Покровский скит (Бьюна-Виста-Тауншип)

Материал из Азбука паломники
Перейти к навигации Перейти к поиску
Идёт загрузка карты…

Покровский скит в Новой Кубани (англ. The Hermitage Of The Holy Protection) — мужской скит Восточно-Американской епархии Русской православной церкви заграницей, расположенный в тауншипе Бьюна-Виста-Тауншип, округ Атлантик, штат Нью-Джерси. На территории скита действует православное кладбище.

Православный приход на этом месте был основан в начале 1950-х годов одновременно с основанием эмигрантами из России казачьего поселения «Новая Кубань»; его жители и стали основными прихожанами. В 1960-е-1970-е годы был возведён храм и остальные приходские постройки. По мере кончины беженцев первого поколения и отъезда молодёжи, казачья станица исчезала, а приход — таял. К началу 2000-х годов регулярные богослужения в храме прекратились. Возрождение прихода началось после преобразования осенью 2015 года приходского храма в Поровский мужской скит. С 2016 года в Покровском скиту богослужения проводятся каждое первое воскресенье месяца и праздничные дни.

История[править | править код]

Основание и годы расцвета[править | править код]

В начале 1950-х годов Русской Православной Церковью Заграницей, по благословению Митрополита Анастасия (Грибановского) была создана «вольная общеказачья станица» Новая Кубань (штат Нью-Джерси) с целью объединить казаков и, построив станицу, собрать на единой станичной земле как можно больше казачьих семей. В 1953 году Новая Кубань получила официальную регистрацию.

В 1953 году здесь был основан православный приход, состоящий преимущественно из русских казаков, которые не воспринимали свою жизнь и деятельность в отрыве от православной традиции. Было принято решение возвести небольшой храм, который мог бы воплотить в себе опыт русского церковного зодчества, начать при нём полноценную приходскую и богослужебную деятельность, открыть церковную школу и выделить при храме место для кладбища. При этом член Архиерейского Синода РПЦЗ епископ Виталий (Максименко) был избран членом попечительского совета прихода. Это подчёркивало связь прихода с Синодом Русской Православной Церкви Заграницей.

В 1953 году в Новой Кубани по благословению Митрополита Анастасия (Грибановского) и при непосредственном участии архиепископа Вашингтонского и Флоридского Никона (Рклицкого) было начато строительство храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы, в то время был построен нижний храм, в котором совершались богослужения с 1953 по 1963 годы. В 1953 году приход получил своего первого настоятеля, Протоиерея Петра Панкратова. После него некоторое время приход окормлял прот. Николай Марцишевский — настоятель соседней Св.-Троицкой церкви в г. Вайнланде. Сменялись настоятели; потрудились различные сроки и священники Николай Котар, и прот. Константин Бинецкий, и другие приезжие священнослужители. В конце 1963 года, Архиепископ Никон (Рклицкий) рукоположил специально для Новой Кубани священника о. Николая Неклюдова и назначил его настоятелем. В начале 1963 года при храме были организованы приходская школа и библиотека. Был выстроен верхний Храм по образцу главного храма Свято-Троицкого монастыря в Джорданвилле. В 1967 году на храмовой территории был возведён церковный дом и устроено русское кладбище. Иконы для церкви написали известный иконописец архимандрит Киприан (Пыжов), а иконостас — Димитрий Александров. В последующие годы церковь окормляла не только Новую Кубань, но и окрестные сёла. Казачий храм стал тем местом, где собирались сотни казаков-беженцев, которые неустанно трудились над сохранением своих традиций и стиля жизни.

Мария Неклюдова, дочь многолетнего настоятеля протоиерея Николя Неклюдова так описывала время расцвета Поровского прихода: «Идут регулярные, строго по уставу, богослужения. Матушка — регент и псаломщица и правая рука настоятеля… Всюду и везде чувствовалась рука хорошего хозяина. Люди охотно жертвовали на постройку и нужды храма, видя безвозмездно трудящегося батюшку. В те годы Покров Пресвятой Богородицы был особым днём. Съезжались из ближайших штатов и храм наполнялся молящимися. Новая Кубань славилась своим гостеприимством, и после чинного и благолепного богослужения, переходили в трапезную и на площадь рядом с церковью, где столы сгибались под тяжестью яств. Редко расходились до темноты. К концу 1960-х годов приход в полном своём расцвете — стоит златоглавая церковка в древнерусском шатровом стиле, интерьер поражает своей строгой иконописью знаменитых зарубежных иконописцев. За храмом разрастается кладбище, с мерцающими лампадами на могильных бугорках. Рядом выстроен дом для священника. В 1970-х годах добавляется отдельная колокольня с мелодично подобранными колоколами». Пять колоколов для отдельно стоящей звонницы храма были приобретены в африканской Родезии, где особенно хорошо выделывались звучные колокола. На Пасху церковь была полна, и некоторым даже приходилось стоять снаружи, напрягая слух, чтобы услышать проповедь.

По мере кончины беженцев первого поколения и отъезда молодёжи, казачья станица исчезала, а приход — таял. К концу 1990-х годов настоятель храма протоиерей Николай Неклюдов по состоянию здоровья уже не смог совершать богослужения и ушёл на покой. Новый настоятель сюда назначен не был. Богослужения в храме в связи с этим стали проводиться раз-два в месяц, собирая с десяток верующих. 17 октября 2004 года протоиерей Николай Неклюдов скончался. После этого в храме совершали молитвы только его вдова Аделада Неклюдова и дочь Мария Неклюдова, в то время как прочие прихожане предпочли посещать православные церкви поблизости, а не молиться вместе c госпожой Неклюдовой. Храмовой участок находился под опекой протоиерея Любо Милошевича из соседнего Троицкого храма в Вайнленде.

Раскол и судебная тяжба[править | править код]

В мае 2005 года вдова протоиерея Николая Неклюдова Аделаида и трое членов её семьи, воспринимавшие в штыки любые попытки нормализации отношений с Московским Патриархатом, проголосовали за выход из Русской Православной Церкви Заграницей. Семья Неклюдовых составила новые корпоративные документы, в которых утверждалось, что приходские верования были «дореволюционным русским православием». В статье в «The Wall Street Journal» было написано, что они «присоединились к отколовшейся церкви, сформированной ушедшим на покой лидером Зарубежной Церкви, который отверг Москву» — имелась в виду неканоническая РПЦЗ(В), которой формально руководил ушедший на покой в 2001 году первоиерарх РПЦЗ митрополит Виталий (Устинов). РПЦЗ(В) также не назначила настоятеля Покровского храма. Временным исполняющим обязанности настоятеля стал епископ РПЦЗ(В) Владимир (Целищев).

Через несколько месяцев епископ Манхэттенский Гавриил (Чемодаков) направил в Покровскую церковь письмо, в котором уведомил Неклюдовых о том, что хочет использовать церковь для устроения на её территории мужского монастыря. Мария Неклюдова, входящая в попечительский совет церкви, ответила епископу отказом подчиниться его решению, заявив, что приход отказался от «предложения» и был независимым образованием, «основанным на русских православных антикоммунистических традициях, которые чётко и категорически отвергают любое примирение с Московским Патриархатом». Ассоциация «с вашей Епархией или Синодом не совместима с нашими религиозными убеждениями», — писала она.

В феврале 2006 года епархия обратилась к судье Высшего суда с просьбой постановить, что приход владел имуществом в доверительном управлении от лица Зарубежной Церкви, и принять решение, которое поставило бы Свято-Покровский храм под контроль иерархии.

Общественности об уходе прихода в раскол стало известно только в 2007 году в связи с объявлением о начале судебной тяжбы. Об дотоле малоизвестном храме и событиях вокруг него написали «The Wall Street Journal», «The Moscow Times», «Новое русское слово», «Коммерсантъ» и другие СМИ. В это время активно обсуждался подписанный в мае того же года Акт о каноническом общении с Московским Патриархатом, а наиболее непримиримые критики такого шага ушли из РПЦЗ, обвиняя её священноначалие в предательстве, а попытку вернуть себе через суд Покровский храм в Новой Кубани трактовали как попытку лишить несогласных имущества.

В июне началось судебное разбирательство о приходском имуществе: здании храма, кладбище, где покоились около 300 прихожан, двух приходских домах (один из них был подарен храму и сдавался в аренду) и участке в 1,6 га. И участок и здания, расположенные вдали от мест коммерческой застройки, оценивались в $0,5 млн. Архиепископ Марк (Арндт) отметил, что «имущество прихода ничтожно», но несмотря на это «епархия будет всеми силами удерживать то, что ей принадлежит». К тому времени единственными, кто зажигали свечи перед образами и совершали молитвы в храме, были 83-летняя вдова протоиерея Николая Аделаида Неклюдова и их 56-летняя дочь Мария.

6 сентября 2007 года суд штата Нью-Джерси вынес половинчатое решение: с одной стороны из требования адвоката Восточно-Американской епархии РПЦЗ были частично удовлетворены: «Приходу и ответчикам, Марии Неклюдовой и Роберту А. Дивалерио, навсегда воспрещается передавать, продавать, или закладывать вышеупомянутое имущество, включая недвижимое имущество <…> без конкретного согласия Епархии истца в письменной форме»; с другой стороны требования ответчиков, в том числе о признании законности изменения Сертификата об Инкорпорации Прихода в мае 2005 года, были отклонены в полном объёме. В заключительном слове судья Тодд подчеркнул, что корпорация вольна нанимать священника по своему усмотрению. Позднее судья так пояснил суть вынесенного решения: «Приговор был специально сформулирован так, чтобы дать весьма ограниченное удовлетворение [истцам]. Я поместил движимое и недвижимое имущество в Траст. Я ограничил право передачи или отчуждения имущества. Однако я не приказывал, чтобы имущество было передано или отдано Епархии».

В спор включился общественный деятель, публицист и активист неканонической РПЦЗ(В) Пётр Будзилович, который уговорил многих прихожан из прихода РПЦЗ(В) в Наяке записаться в члены прихода Новой Кубани, чтобы «восстановить приход».

23 января 2008 года два клирика канонической Русской Зарубежной Церкви наняли слесаря, который заменил замки на храме. Староста и казначей прихода Аделаида Неклюдова, которая не смогла попасть в храм, дала знать о происходящем секретарю церковно-приходского совета Петру Будзиловичу, который посоветовал ей вызвать полицию, что она и сделала. Однако полиция отказалсь вмешиваться во внутрицерковные дела. 26 января 2008 года Пётр Будзилович и члены Церковно-приходского совета вызвали слесаря и заменили замки в храме на свои.

В мае 2008 года Будзилович договорился с адвокатом из штата Нью-Джерси вести судебные дела прихода, при этом он уговорил адвоката не брать денег за свои услуги до тех пор, пока он не получит от суда чёткое право для ново-кубанского прихода на владение и пользование всем приходским имуществом, включая различные приходские счета и кладбище, так как приходские счета контролировали представители канонической РПЦЗ. 17 октября 2008 нанятый Будзиловичем адвокат добился от судьи письма, в котором судья сказал, что приговор от 6 сентября 2007 года «не требовал передачи имущества», что Будзилович трактовал победу прихода РПЦЗ(В).

Однако в ноябре того же года Будзилович резко рассорился с Владимиром (Целищевым) и вышел из его юрисдикции, в связи с чем прекратил участвовать в делах Покровского прихода. К тому времени и сама РПЦЗ(В) претерпела ряд расколов и неурядиц. Владимир (Целищев), который оставался номинальным настоятелем прихода, возглавил наиболее крупный «осколок», который получил название РПЦЗ(В-В).

9 декабря 2008 года Буздилович так описывал этот приход: «В Новой Кубани прекрасный, красивый храм, а в церковном доме Матушка Аделаида Петровна Неклюдова держит для еп. Владимира светлую, на первом этаже, комнату со всеми удобствами. Так как эта комната „для епископа“, то Матушка никому не позволяет в ней ночевать, когда у неё бывают гости. То, что епископ, по слухам, укатил в Канаду — это его личное дело».

В дальнейшем представители РПЦЗ(В-В) не проявляли большой активности по отношению к приходу. И после того, как диакон Сергий Охотин в апреле 2009 году вновь поменял замки, не стали опротестовывать эти действия. После этого богослужения в храме на несколько лет прекратились.

2 ноября 2009 года на заседании заседание Епархиального совета Восточно-Американской епархии РПЦЗ протоиерей Любо Милошевич и диакон Сергий Охотин были назначены следить за храмом, имуществом и кладбищем.

Покровский скит[править | править код]

Тишина и умиротворённость храмовой окрестности, а также отсутствие должного количества активных прихожан способствовали развитию идеи о том, что данное место вполне благоприятно для открытия здесь небольшой монашеской общины. Осенью 2015 года Первоиерарх РПЦЗ митрополит Восточно-Американский Иларион (Капрал) подписал указ об организации при бывшем приходе Покровского мужского скита с открытием при нём монашеского братства имени преподобного Варлаама Хутынского. Для духовного окормления и возрождения общины настоятелем скита был назначен иеромонах Тихон (Гайфудинов). К тому времени Покровский храм был одним из немногих сохранившихся храмов из числа нескольких дюжин основанных казаками церквей в США, в связи с чем Восточно-Американская епархия стала прилагать усилия чтобы он никогда не закрылся и продолжал процветать.

14 октября того же года на престольный праздник в скиту состоялось первое богослужение, которое совершили протоиерей Сергий Лукьянов, протоиерей Любо Милошевич, иеромонах Тихон (Гайфудинов), иерей Анатолий Ревицкий, иерей Евгений Солодкий, протодиакон Леонид Рожков и диакон Димитрий Криницкий. На службу собрались верующие из Вашингтона, штатов Нью-Йорк и Нью-Джерси. В то время по благословению митрополита Илариона протоиерей Сергий Лукьянов преподнёс епархиальную грамоту протоиерею Любо и матушке Славице Милошевичам за многолетние бескорыстные труды по уходу за прилегающим к храму кладбищем.

С 3 февраля 2016 года в скиту впервые за 20 лет возобновились регулярные богослужения, которые стали проходить по субботам и великим праздникам (часы — в 9:30, начало Божественной литургии — в 10:00).

16 и 17 марта 2016 года митрополит Иларион (Капрпал) возглавил в скиту чтение Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского — это стало первым архиерейским богослужением в Покровском храме за прошедшие почти четверть века, когда в храме служил митрополит Виталий (Устинов).

За год к престольному празднику скита были проведены большие строительно-ремонтные работы: Изнутри и снаружи храма убрана старая штукатурка, храм полностью оштукатурен и покрашен, установлены кондиционеры внутри церкви и внизу в церковном зале, сделаны желоба для сбора воды, которые отсутствовали в течение многих лет, в кухне устроены дополнительные шкафы и вытяжка, территория скита облагорожена, убраны лишние деревья, у кладбища был установлен металлический забор и ворота. Кроме того был получение жилой дом для будущей братии, который также был приведён в порядок: установлен кондиционер, проведены ремонтные работы. В храм и церковный дом был проведён газ. Приобретён водосвятный сосуд на полторы тысячи литров. В конце лета колокольня пополнилась колоколами, благодаря чему звонница была полностью налажена. Производился уход за территорией кладбища и могилами.

13 августа 2016 года в главный храм Покровского мужского скита врезался автомобиль, от чего основному входу в здание церкви был нанесён серьёзный ущерб.

14 октября 2016 года в скиту отметили престольный праздник. Божественную литургию совершили: протоиерей Сергий Лукьянов, протоиерей Любо Милошевича, иеромонах Тихон (Гайфудинов), протоиерей Борис Слуцкий, иерей Григорий Винский, иеромонах Владимир (Згоба), иерей Евгений Солодкий, протодиакон Леонид Рожков. Помолиться на Литургии собрались прихожане скита, гости из соседних общин.

В 2017 году с наступлением тепла на кладбище обители были очищены все памятники. Кроме того воздвигнутый в 1970-х годах на кладбище поклонный крест был очищен от грязи и на него положена новая штукатурка. 16 июля иеромонах Тихон (Гайфудинов) совершил освящение поклонного креста. На территории и на кладбище посажены новые деревья, кустарники, цветы.

24 июня того же года скит посетил митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Иларион, который поблагодарил иеромонаха Тихона и прихожан за труды по восстановлению скита, за то, что фактически на пустом месте был устроен приход, где сегодня «жизнь жительствует», умножающиеся прихожане собираются на молитву, участвуют в Таинствах Церкви. В скиту к тому времени совершено более десяти крещений; благоустроена территория, осуществляется постоянный уход за кладбищем, которое теперь выглядело как парк. Последнее было особо отмечено митрополитом Иларионом. Также митрополит Иларион отметил, что новое крыльцо, построенное на месте разрушенного врезавшимся автомобилем, удобнее старого: оно защищено от попадания воды во время осадков; и оснащено так, что теперь в храм могут безопасно подниматься пожилые люди.

В 2018 году благословением митрополита Восточно-американского и Нью Йоркского Илариона иеромонах Тихон (Гайфудинов) возведён в достоинство игумена Покровского Скита. В том же году о. Тихоном в Сослужении Иерея Анатолия Ревитского и диакона Дмитрия Креницкого был освящён крест на главный купол Покровского Храма, и голубь на нём - как образ Святого Духа.

Кладбище[править | править код]

Уже при основании Новой Кубани предполагалось, что при храме будет и кладбище. С тех пор начались первые захоронения. Ныне здесь покоятся православные русские, американцы, украинцы, сербы и многие другие. Над могилами возвышаются характерные православные русские и византийские кресты. Многие имена надгробиях двойные: имя, полученное полученное рождении, и новое имя, которое было взято из-за опасения быть выданными СССР. После создания создания скита и возобновления в нём регулярных богослужений появилась возможность приобретать землю под фамильные захоронения.

Престольные праздники[править | править код]

Покров Пресвятой Богородицы - 14 октября

Как добраться[править | править код]

Адрес: 333 Weymouth Rd, Buena, NJ 08310, Соединенные Штаты

Телефон: +1 347-573-2607

Фото[править | править код]


Ссылки[править | править код]

Официальный храм скита