Козельщанский Рождество-Богородичный женский монастырь

Материал из Азбука паломники
Перейти к навигации Перейти к поиску
Идёт загрузка карты…
Козельщанский Рождество-Богородичный женский монастырь

Козельщанский женский монастырь Рождества Богородицы — православный женский монастырь Кременчугской епархии. Главная святыня обители — Козельщанская икона Божией Матери. При монастыре имеется гостиница для паломников.

История[править | править код]

Предыстория[править | править код]

По одним данным, Козельщина основана в 1-й четверти XVII в. и с 1654 г. входила в состав Кобелякской сотни Полтавского полка; по другим – Козельщину основал в 1-й четверти XVIII в. Кобелякский сотник Павел Козельский. Его отец, войсковой товарищ Полтавского полка Степан Козельский, считается начальником украинского казацко-старшинского рода Козельских. Старший сын Павла, Иаков, служил Полтавским есаулом, а младший, также Иаков, стал известным философом и математиком. Сын старшего из сыновей Павла, Федор, был поэтом и мемуаристом (собрание его сочинений издавали в 1769-1771 и 1778 гг.). Последним из рода владел Козельщиной предводитель дворянства Кобелякского уезда Полтавской губернии Павел Козельский (†1879), завещавший это имение Софии Капнист– дочери математика Михаила Остроградского(1801-1861) и жене графа Владимира Капниста (потомок поэта и общественного деятеля Василия Капниста, †1823).

В нач.1880 г. семью Капнистов постигло горе – тяжкий недуг 15-летней дочери Марии, которая училась в Полтавском институте благородных девиц. Годы спустя Мария вспоминала: «Училась хорошо. Была общей любимицей… Любимым моим занятием было прыгать по лестнице, по ступенькам сверху вниз. Сначала через две, потом через три. А раз перепрыгнула через пять. И впервые почувствовала боль в ступне ноги. Сначала скрывала эту болезнь. Но она становилась все острее… Воспитательница обратила внимание, пригласила врача, и оказали первую помощь. Но боль не унималась. Появилась опухоль, стало выкручивать ногу… Забинтовали в гипс. Так пролежала до Св. Пасхи… Вторую ногу стало выворачивать… Я пережила новые мучительные боли… И вторую мою ногу залили в гипс». Рекомендованные харьковскими врачами гипсовые повязки и поездка на Кавказские минеральные воды не принесли облегчения. Практикующий на Кавказе врач советовал обратиться в Москву, Петербург, Германию или Францию, в последнем случае – к невропатологу Шарко. Но и осенне-зимняя поездка в Москву, где в лечении девушки принял участие Николай Склифосовский, не изменила положения. «Отец… написал Шарко, – вспоминала Мария Капнист. – Тот ответил, что специально в Полтаву не поедет, но в Москве готов осмотреть больную» (врач собирался туда по приглашению – к больной дочери купца Ивана Лямина). Граф остался в Москве ожидать телеграммы о выезде Шарко в Россию и отпустил дочь с женой на отдых в Козельщину. 21 февр. 1881 г. он прислал телеграмму с вызовом. В тот же день Господь даровал Марии исцеление через фамильную святыню Капнистов – икону Пресвятой Богородицы. Мария Владимировна рассказывала: «Начались приготовления к отъезду… Мать почти оставила меня одну. А я каждую минуту зову ее посидеть, поговорить, успокоить. Наконец, мама устала от моих просьб и раз приходит и приносит мне образ Божией Матери и говорит: «Маша, вот наш фамильный образ. И в нашей семье живет предание: если кто из больных приложится к образу и почистит его, тот обязательно выздоровеет». С этими словами и подает мне образ Божией Матери, а я тут же подумала: хочет отвязаться от меня… Но я образ все-таки взяла, и полотенцем отерла его, и, усмотревшись в лик Божией Матери, стала молиться: «Пречистая Богомати! Я – калека. Мне горькая жизнь уготована. Возьми меня к Себе или восстави от одра болезни». В один миг сильная боль, появившаяся в позвоночнике, заставила меня закричать и лишила меня сознания. Все сбежались на мой крик. Я вскоре очнулась и почувствовала, что ко мне вернулась способность владеть ногами. «Мама! Я исцелилась!» – воскликнула я. «Перестань, Маша, этим не шутят». «Но посмотри, посмотри, я шевелю ногами». …Позвали врача, сняли гипс, я поднялась, села на кровати, а потом бросилась на шею матери. Но ноги ослабели, и я снова улеглась на постель. С этих пор я быстро стала крепнуть и к отъезду в Москву ходила, как все». Путешествие в Москву обрело новый смысл – засвидетельствовать перед врачами подлинность чуда («Если бы не профессора, лечившие больную, я не поверил бы Вам», – сказал графу Шарко). «Религиозная Москва, заслышав о чуде от св. иконы, двинулась к нам в Лоскутную (гостиницу) на поклонение образу… – писал граф. – Засыпали нас грудами карточек, выражая горячее желание поклониться святыне и хотя на минуту привезть икону к их больным домашним. Разнеслась молва об исцелениях в Москве, два-три случая поразительные я сам знаю. Многие предлагали содействовать украшению иконы или устройству церкви… Когда, с дозволения преосвященного Алексия, я дал нашу дорогую икону для всенародного поклонения в церковь, когда я увидел тысячи молящихся, когда услыхал я и от священника, и от старосты, что они не запомнят такой толпы молитвенников, – я был поражен величием благоговения православного народа к религиозной святыне, а вместе и величием совершившегося события… Все это происходило как раз в роковое время, в первых числах марта (1 марта 1881 г. террористами был убит император Александр II), и смело скажу, что, несмотря на весь ужас, охвативший всех, во многих благотворно было парализовано то неотразимое впечатление, которое давило душу и терзало сердце, возбуждая в скорбной душе покаяние… Теперь много более я стал религиозен, чем каковым был. Молюсь и нахожу удовольствие в молитве».

Основание[править | править код]

В конце марта 1881 г. Капнисты вернулись в Козельщину. Сюда же потянулись и богомольцы, желая помолиться у чудотворной иконы. В апреле граф воздвиг в своем саду часовню и 23-го числа того же месяца перенес в нее святой образ. К иконе приходили сотни верующих, 2 приходских священника по очереди совершали молебны и акафисты, в кружку для пожертвований на постройку церкви поступали десятки тысяч рублей. Графу начали присылать известия о новых исцелениях (для их проверки 4 июля 1881 г. Козельщину впервые посетила особая комиссия). 8 сент. 1881 г. на холме в четверти версты от часовни заложили деревянный храм Рождества Пресвятой Богородицы, освященный 7 сент. 1882 г. (9 сент. был также освящен придел св. равноап. Марии Магдалины). В 1883 г. при храме устроили помещение для причта, зимнее помещение для богомольцев, больницу и аптеку.

1 марта 1885 г. при храме была учреждена женская община монастырского типа. Ее насельницами определили 20 послушниц во главе с монахиней Олимпиадой из Золотоношского монастыря. 6 апр. 1886 г. они прибыли в Козельщину, 3 июня того же года состоялось перенесение чудотворной иконы из часовни в храм, а 4 июня – торжество открытия общины. 22 июля 1887 г. в обители заложили большой корпус келий с теплой церковью, в том же году – построили странноприимницу для бедных богомольцев и причтовый дом, в 1888 г. – учредили школу иконописи для способных насельниц и 2 церковно-приходские школы в отдельных постройках: мужскую (1 класс) и женскую (2 класса) с общежитием на 30 девочек, включая 20 сирот на полном содержании общины (кроме общеобразовательных предметов, девочек обучали рукоделию, рисованию и кулинарии). 21 окт. 1890 г. был освящен левый придел теплой церкви (во имя св. мч. Елисаветы). В конце окт. 1890 г. – январе 1891 г. правительство рассмотрело и одобрило проект преобразования общины в монастырь: к тому времени она насчитывала более 100 сестер, имела вклад графа Капниста в 50 тысяч рублей и пожертвованные его семьей земли под усадьбу и хозяйственные угодья. Торжества по случаю преобразования обители прошли 15-18 февраля 1891 г. При этом 16 февраля было совершено освящение правого придела теплой церкви (во имя свт. Николая Мирликийского), а 17 февраля – освящение ее главного престола в честь Преображения Господня и возведение начальницы монахини Агнии в сан игумении (еще в 1856 г. свт. Филарет, митрополит Киевский, сказал ей, тогда девице Александре Щербаковой, при свидетелях: «Будет игумениею»).

Продолжение истории[править | править код]

Продолжив благоустройство обители, игумения Агния расширила девичью приходскую школу (до 90 учениц) и ее общежитие (до 60 мест), построила гостиницу (для состоятельных посетителей), каменный дом причта, ряд дополнительных корпусов келий и хозяйственных строений, приумножила число земельных угодий, в 1894 г. открыла монастырский кирпичный завод. После кончины матушки Агнии обителью управляла игумения Олимпиада (1896-1915) – ранее 1-я начальница общины (1885-1889) и настоятельница Золотоношского монастыря (1890-1896). Как и ее предшественница, она увеличила число построек и угодий обители, а также ввела в программу мужской школы столярное дело (1906), организовала прокладку водопровода (вода подавалась из колодцев на участке за пределами основной территории монастыря, в ветреную погоду – с помощью ветряка, в тихую – с помощью двигателя, работавшего на газе). Деревянный храм заменили грандиозным каменным собором (построен южнее 1-го, разобранного в ходе строительства) Рождества Пресвятой Богородицы, заложенным 10 окт. 1900 г. и освященным 23-24 июля 1906 г. (правый придел – св. равноап. Марии Магдалины и прп. Олимпиады). В 1904 г. обитель посетил св. царь-страстотерпец Николай II. Во время русско-японской (1904-1905) и в начале I-й мировой (с 1914) войн монастырь открывал у себя воинский лазарет (соответственно на 10 и 40 коек).

В связи с революцией, в 1917 г. произошли 1-е самовольные захваты монастырской земли крестьянами. Хозяйство обители значительно пострадало в годы гражданской войны (1918-1920). Драматичной была и судьба Марии Капнист: после исцеления она дала Богу обет безбрачия, но позже вступила в брак, в котором стала матерью двух детей (сына и дочери), однако не была счастлива: ее супруг оказался алкозависимым и умер безвременно. Выйдя впоследствии замуж за известного геолога и общественного деятеля Петра Армашевского, она горячо любила его, но в 1919 г. он был расстрелян большевиками, и в 1920 г. вдова попыталась найти убежище в Одессе. Здесь она сняла комнату у протоиерея кафедрального собора Александра Введенского, который духовно опекал беженку и в 1921 г. предал ее погребению после скоротечной болезни и мирной христианской кончины (им записаны и цитировавшиеся выше воспоминания Марии Владимировны). В 1929 г. монастырь был закрыт, его строения раздали светским учреждениям. До 1932 г. монашеская жизнь продолжалась в скиту обители в с. Обиток близ Кременчуга. Духовником обители был архимандрит сщмч. Александр (Петровский), будущий архиеп. Харьковский (†1940). Впоследствии, поселившаяся тайно в Полтаве игумения прмц. Олимпиада II (Вербецкая) была выдана властям и замучена в городской тюрьме в 1938 г. (память 2 июня н.ст.). В 1941-1949 гг. Козельщинский монастырь возродился на время под руководством игумении Феофании (Зоновой).

В нач.1990 г. монастырский собор был передан приходской общине, 6 марта того же года (день празднования в честь Козельщинской иконы) здесь совершилось 1-е со времен закрытия храма богослужение. В 1992 г. оставшиеся козельщинские сестры были приглашены в родную обитель, а приходская община преобразована в монастырь под управлением игумении Ираиды (Кравцовой). Положив немало трудов для возрождения обители, как в материальном отношении (был начат ремонт собора и корпуса с теплым храмом, заведено хозяйство), так и в духовном (действуя в духе кротости и любви, матушка Ираида была заботливой матерью сестрам, умела утешить и приходящих мирян, жила по слову прп. Серафима Саровского: «Стяжи дух мирен, и тысячи вокруг тебя спасутся»), игумения отошла к Богу после тяжелой и продолжительной болезни 22 июня 1996 г. Преемницей матушки Ираиды стала игумения (впоследствии схиигумения) Серафима (Новомодная, р. 1918, с 2005 на покое, †2011).

Описание[править | править код]

В центре обители, среди широкого и открытого солнцу сквера, поднимается величественный многоглавый собор Рождества Пресвятой Богородицы; вокруг сквера, на разном расстоянии от храма, стоят монастырские корпуса, часть которых осталась в ведении светских учреждений (отчего сложно увидеть границу между исторической застройкой обители и послевоенной застройкой поселка); ближайший к собору и самый заметный из корпусов – 2-этажное здание келий с теплым храмом Преображения Господня – отстоит на 35 м к северо-востоку (к скверу обращен западный продольный фасад со «стандартными» проемами окон, но издали виден купол Преображенской церкви, примыкающей к центру восточного фасада).

Собор Рождества Пресвятой Богородицы сооружен в 1900-1903 гг. по проекту полтавского епархиального архитектора Сергея Носова и освящен в 1906 г. после отделочных работ. Крестообразный в плане, он увенчан 7-ю куполами в форме луковиц: главный – над средокрестием, 4 угловых – над диагональными пристройками между лучами планировочного креста, 1 со звонницей в барабане – на западном луче креста, 1 малый декоративный – на средней из 3-х апсид алтаря (боковые апсиды примыкают к восточным диагональным пристройкам). Кладка собора, выполненная из красного кирпича, изобилует на фасадах декоративными обрамлениями окон, поясками и нишами. Но главное своеобразие храма – во внутреннем перекрытии без колонн (при больших размерах: длина 37, ширина – 30,5, высота с крестом главного купола – 38 м), с особой системой арок. До революции в интерьере стоял иконостас из белого мрамора со вставками из зеленого бразильского оникса (мастерская Менционе). Оформлением интерьера храма руководил известный киевский художник Николай Мурашко. После закрытия храм использовали под театр, и его интерьер постепенно утратил былое убранство, а перед Великой Отечественной войной здесь держали «врагов народа». В авг. 1941 г. собор занимали советские военчасти (медперсонал одной из них принес на паперти храма присягу на верность Родине). Оккупировавшие Козельщину нацисты разместили в соборе свой штаб, но, после неоднократного явления здесь по ночам женской фигуры в черном одеянии, оставили храм и позволили вновь открыть монастырь. После 2-го закрытия обители собор использовали под клуб, затем в хозяйственных целях. Уроженец с. Сухое в округе Козельщины, украинский писатель Олесь Гончар (1918-1995) упомянул храм в романе «Твоя зоря» (1976-1980): «І Козельськ звідси вже відкривається цегляними будівлями та куполом райклубу, що архітектурою схожий на собор святого Петра в Римі, а ген-ген, низько – долом, насип залізниці побіг кудись аж за обрій». С 1992 г. собор был на реставрации, в 1998 г. в нем возобновлены богослужения.

Корпус келий с храмом Преображения Господня выстроен в 1887-1890 гг. Т-образный в плане, он протянулся с севера на юг. Архитектурное решение храма, примыкающего к центру восточного фасада корпуса, по-своему примечательно: основная часть – высокая, с 2-ярусными фасадами, в плане представляет собой равноконечный крест; во входящих углах этого креста – 1-ярусные пристройки, приближающие общий план сооружения к квадрату; при этом приделы храма расположены в паре западных пристроек, и входы в них устроены прямо из корпуса.

Святые[править | править код]

  • Преподобномученица Олимпиада (Вербецкая) (†1938)

Святыни[править | править код]

Козельщанский Рождество-Богородичный женский монастырь
Козельщанская икона Божией Матери

При закрытии монастыря в 1929 г. икона была тайно вынесена монахинями в скит с. Обиток, а после его закрытия в 1932 г. негласно хранилась в местечке Кобеляках, в 1941-1949 гг. – вновь пребывала в Козельщинской обители, затем – в Лебединском монастыре на Черкащине, с 1961 г. – в киевской квартире у бывших козельщинских насельниц, 23 февраля 1993 г. была возвращена в Козельщину. В записной книжке графа Владимира Капниста существовала запись: «Эта икона в моем семействе, а также и в окрестностях издавна пользуется славой чудотворений. Жена моя в особенности всегда чтила икону эту, что заимствовали от нее и наши дети». Одно из старинных печатных описаний гласит: «Старик Козельский не раз передавал графу, что один из его предков, Сиромаха, был запорожским войсковым писарем… Сиромаха, по желанию Государыни, был обвенчан в Петербурге с одной из ее фрейлин из какого-то итальянского рода, фамилия которой в точности неизвестна. Портрет жены Сиромахи хранится и теперь, и он несомненно доказывает, что супруга войскового писаря – женщина южного происхождения… В семействе г. Козельского всегда существовало предание, что чтимый в настоящее время образ Божией Матери принадлежал жене Сиромахи. К этому убеждению приводит и то еще обстоятельство, что живопись на образе напоминает живопись итальянской школы». Исцеление Марии Капнист 21 февраля 1881 г. после усердной молитвы перед этой иконой подтверждено московскими врачами (включая Николая Склифосовского) и французским невропатологом Шарко. Многие случаи исцелений, имевшие место позже, записаны самими исцеленными или их родными, подтверждены свидетелями, проверены особой комиссией и опубликованы в старинных изданиях о Козельщинской обители и ее чудотворной иконе. Подобные чудеса совершаются и теперь, и о них свидетельствуют новые описания монастыря.

Престольные праздники[править | править код]

Местонахождение[править | править код]

Адрес: Украина, Полтавская обл., Козельщинский р-н, пгт Козельщина.

Телефон: (05342) 3-12-79, 3-12-49

Где остановиться[править | править код]

При монастыре есть гостиница для паломников.

Фото[править | править код]


Видео[править | править код]

Ссылки[править | править код]

Рождество-Богородичный Козельщинский женский монастырь

Икона Богородицы Козельщанская