18 января
Память святителей Афанасия и Кирилла, архиепископов Александрийских174
Св. Афанасий, этот столп Православия и свет человечества, родился в благочестивой православной семье в 295 (или 298) г., незадолго до начала великих гонений при императоре Диоклетиане. Его родным городом была многонациональная Александрия, где бок о бок жили представители самых разных народов и процветали самые разнообразные религии и верования.
Еще будучи ребенком, св. Афанасий интересовался только тем, что было связано с Богом и Церковью. Однажды он играл на морском берегу с товарищами. Они всерьез воспроизводили церковные обряды, а св. Афанасий изображал епископа и крестил детей, еще не принявших этого святого Таинства. Епископ Александр [29 м.] с изумлением увидел эту игру, признал крещение действительным и стал покровительствовать св. Афанасию.
В учении св. Афанасий проявлял умеренный интерес к светским наукам. Он предпочитал в безмолвии ткать одеяние святых добродетелей, размышляя над Ветхим и Новым Заветом.
Святители Афанасий и Кирилл. «Минологий Василия II». XI в.
Некоторое время он провел в пустыне у прп. Антония и затем всю жизнь оставался его преданным учеником.
По возвращении в Александрию он был рукоположен в диакона и начал богословскую и пастырскую деятельность. К этому времени относятся два из его первых сочинений: «Против язычников» и «О воплощении Бога Слова». В них он осуждает бессмысленность языческой философии и религии и показывает, что Слово Отца – не только Создатель мира, Мудрость и Провидение, но что Слово стало Спасителем человечества, ниспавшего в тление. «Слово Само сделалось человеком, чтобы человек мог стать Богом»175. Через единство со Христом мы действительно становимся причастниками Божеского естества (2Пет.1:4), ибо Он – не тварь, но Слово Отца, Единородный Сын Божий и Бог, ставший человеком, чтобы сделать нас приемными сынами Отца. Это абсолютное убеждение вскоре стало главным стержнем жизни и борьбы святого. Он был несгибаемым защитником учения о Божественности Слова и веры в Святую Троицу, ревностным проповедником христианской святости и нашего призвания к обожению.
В это время александрийский священник по имени Арий, любитель споров, полагавшийся в вопросах о Божественных тайнах больше на человеческий разум, чем на веру, начал смущать народ, уча, что Слово Божие не вечно, что Оно было сотворено во времени и, следовательно, может называться Сыном Божиим только в иносказательном смысле. Арий был изгнан из Александрии и бежал в Кесарию.
Вскоре его лжеучение распространилось по всей империи, поэтому св. Константин Великий решил созвать в Никее Вселенский Собор всей Церкви, чтобы ясно высказаться о Божественности Слова (325). Св. Афанасий тогда был еще диаконом и сопровождал на Собор престарелого св. Александра. Тем не менее его роль в защите истины была действительно определяющей, что принесло ему восхищение православных и ярую ненависть еретиков. С тех пор вся жизнь св. Афанасия была связана с защитой и утверждением полного единосущия (омоусии) Слова и Отца. Имя св. Афанасия стало синонимом Никейского Символа веры и православного исповедания.
По смерти св. Александра в 326 г. жители Александрии единодушно избрали св. Афанасия его преемником на кафедре евангелиста Марка. Первой задачей святителя было восстановление единства и порядка в огромной епархии, страдавшей не только из-за последствий арианской ереси, но и из-за схизматиков мелетиан176, а также из-за упадка нравственности и церковной дисциплины. В течение многих лет св. Афанасий объезжал все области Египта до самой эфиопской границы, проповедовал и рукополагал епископов. Так он снискал любовь всего народа, до последних дней почитавшего его как отца. Он также посещал бесчисленные монастыри, вплоть до Фиваидской пустыни, и пробыл некоторое время в Тавеннисиотских монастырях прп. Пахомия [15 м.].
Во время отсутствия св. Афанасия мелетиане распустили о нем дурные клеветнические слухи. По возвращении епископу предъявили обвинение в том, что будто бы его избрание не было каноническим, что он ввел в своей епархии тяжелые налоги, прибегал к силе для подавления сопротивления и будто бы попрал ногами потир, вырвав его из рук у одного из священников-мелетиан. Св. Афанасия обвинили даже в том, что он якобы поддерживал заговор против императора. Святитель вынужден был отправиться в императорскую резиденцию в Никомидии, но ему без труда удалось доказать свою невиновность.
По возвращении он вновь был обвинен в том, что убил епископа Ипсальского Арсения, бывшего сторонником Мелетия, отсек его руку и использовал ее для волхвования. Свт. Афанасий разыскал Арсения, скрывавшегося в одном из монастырей, и добился торжества справедливости на созванном против него суде, представив «жертву» в добром здравии.
В это время Арий, который после Никейского Собора был изгнан, сумел с помощью своего друга Евсевия Никомидийского, хитрого и коварного придворного, склонить императора к милости. Он добился, чтобы его вернули в Александрию, и вновь стал распространять свое лжеучение среди народа с помощью песенок и поговорок. Свт. Афанасий держался твердо и решительно отказывался принимать еретика в евхаристическое общение.
В 335 г. во время празднеств, посвященных тридцатилетию правления императора, св. Константин собрал Собор в палестинском гор. Тире, чтобы восстановить порядок. Но большинство участников Собора принадлежало к числу яростных противников св. Афанасия. Когда святитель явился в сопровождении сорока девяти других египетских епископов, им преградили вход. Сторонники Мелетия могли беспрепятственно возводить клеветнические обвинения на епископа, оставленного в одиночестве. Одно из них заключалось в том, что святитель якобы прекратил поставки египетской пшеницы в Константинополь.
На Собор также была приведена некая женщина, которую святитель будто бы подверг насилию. Тогда вместо Афанасия вперед вышел один из его друзей – и несчастная, никогда в глаза не видевшая свт. Афанасия, назвала насильником этого человека. Так стали явными ложность обвинения и желание противников погубить святителя любой ценой. Уличная толпа, коварно подстрекаемая недоброжелателями, выкрикивала оскорбления, обвиняя его в волхвовании и недостойном поведении.
Епископ принял самое разумное решение: он скрылся и тайно отправился в Константинополь, где потребовал справедливого суда у императора, остановив его во время конной прогулки. Невзирая на поддержку жителей Александрии и письма прп. Антония к св. Константину, свт. Афанасий был отправлен в ссылку в Трир, столицу Галлии (335–337).
Святитель Афанасий, архиепископ Александрийский. Монастырь Осиос Лукас. XI в.
Арий был официально принят в лоно Церкви, и император под давлением Евсевия приказал архиепископу Константинопольскому служить литургию вместе с еретиком. Но нечестивец был наказан Божиим судом и перед богослужением умер страшной и позорной смертью в отхожем месте.
Через два года по смерти св. Константина его сын Константин II отменил приговор свт. Афанасию, и тот вернулся в Александрию. По дороге он посетил Кесарию Каппадокийскую и Антиохию, дабы способствовать укреплению там православной веры. Двадцать третьего ноября 337 г. его въезд в Александрию был встречен всеобщим ликованием народа и духовенства.
Однако Евсевий Никомидийский и ариане не считали себя побежденными. Они снова начали возводить клевету на святителя, заявляя, что возвращение Афанасия противоречит церковным канонам. Собравшийся в Александрии Собор исповедников веры (338) обеспечил святителю единодушную поддержку всех египетских епископов, и даже сам прп. Антоний решил покинуть далекую пустыню, чтобы явиться в столицу и поддержать епископа своим словом и чудесами.
Враги св. Афанасия тоже созвали Собор в Антиохии и попытались силой водворить на александрийской кафедре некоего Григория Каппадокийского. Они осаждали церкви и захватывали их одну за другой, отбирая у православных (339). Мятежи и убийства происходили по всему городу. Тогда епископ решил на время удалиться, чтобы помешать распространению этого зла. Он заповедал своим священникам всем вместе противостоять самозванцу, а сам отправился в Рим.
Папа Юлий благосклонно принял Афанасия и во всем оказывал содействие тому, кто был не просто епископом, изгнанным со своей кафедры, но борцом за Православие. Папа созвал Собор, который признал свт. Афанасия единственным законным епископом Александрии и невиновным во всех возводившихся на него нелепых клеветнических обвинениях. В Риме святитель встретил другого изгнанного исповедника – свт. Павла Константинопольского [6 н.]. Св. Афанасий продолжал заниматься делами своей епархии посредством переписки и во многом содействовал распространению монашества на Западе, рассказывая о жизни прп. Антония и других египетских подвижников.
В 343 г. императоры Констант и Констанций, между которыми было поделено управление западной и восточной частями империи, решили созвать большой Собор в Сардике (Софии), чтобы решить вопрос об александрийском престоле и прийти к согласию в исповедании веры. Восточные епископы отвергли личность Ария, но возражали против термина «единосущный». Они не утверждали прямо, что Сын Божий является тварью, но все же отказывались исповедать Его полное тождество Отцу по природе. Все их возражения против Никейского Символа веры сконцентрировались на личности Афанасия. Условием своего участия в Соборе они поставили требование, чтобы епископ Александрийский не присутствовал на заседаниях. Поэтому они со скандалом покинули город, положив этим начало расколу между Востоком и Западом. Император Восточной Римской империи Констанций, ставший на сторону ариан, воспрепятствовал возвращению изгнанных епископов, утвердил Григория в сане Александрийского епископа и начал преследовать православных, вызывая ужас по всей империи.
По смерти Григория (345) Констанций многократно предлагал свт. Афанасию, проживавшему тогда в Аквилее, вернуться на свою кафедру. Наконец, вняв настояниям императора Констанция, папы Римского и придворных сановников, свт. Афанасий согласился вернуться в Египет. Он проехал через Антиохию и там встретился с императором, который уверил его в своей поддержке и преданности. Затем святитель посетил Кесарию и Иерусалим. Он вернулся в Александрию 21 октября 346 г. после ссылки, длившейся более шести лет, и был встречен огромной толпой, которая, словно золотой поток, собралась из всех областей Египта и приветствовала его цветущими ветвями, песнями и танцами. Это было подобно входу Господню в Иерусалим. Действительно, со свт. Афанасием Христос пребывал в Церкви с миром.
Еще около десяти лет жизни епископ смог посвятить духовной пастве. Он много сделал для развития монашества, отправлял миссионеров в недавно обращенные земли, например св. Фрументия [30 н.] в Эфиопию.
К несчастью, торжество Православия было недолгим. В 353 г. Констанций, устранив своего соперника Максенция, стал единоличным правителем и снова попал под влияние ариан. Те с возросшей злобой набросились на сторонников Никейского исповедания веры и лично на свт. Афанасия. По воле императора архиепископ Александрийский был осужден. Даже западные епископы, бывшие до сих пор верными сторонниками Православия, были вынуждены под угрозой изгнания признать низложение святителя (Миланский Собор, 355). Папа Либерий и св. Осия Кордубский, которому было почти сто лет, выразили протест и были безжалостно высланы, как и св. Иларий Пиктавийский [13 ян.]. Оставалось только изгнать самого свт. Афанасия, находившегося под защитой всего населения Александрии.
Ночью 8 февраля 356 г. наместник Сирии с пятитысячным отрядом окружил церковь Святого Феоны, где на всенощное бдение собралось множество христиан. Посреди смятения и крика свт. Афанасий невозмутимо восседал на кафедре, окруженный плотно сомкнутыми рядами прихожан, готовых умереть, защищая своего пастыря. Наконец друзья против воли вытащили епископа из церкви и заставили уйти в пустыню.
Вскоре по всему городу начался бунт против властей. Солдаты убивали мужчин, женщин и детей, оскверняли дев, посвятивших себя Христу, грабили храмы. В мятеже обвинили свт. Афанасия, и было объявлено, что всякий, укрывающий его, будет жестоко наказан. Постоянные преследования вынуждали святителя переходить с места на место. Он находил самую решительную поддержку и самое теплое гостеприимство, – прежде всего у монахов. Так в течение шести лет (356–362) он вел жизнь беглеца, поддерживая истинную веру своими полемическими писаниями, окружными посланиями и письмами к епископам по всему миру.
В Александрии на архиепископский престол был возведен жадный, грубый и беспринципный человек – Георгий Каппадокийский, который вскоре вверг весь Египет в огонь и кровь, пытаясь покорить православных. Он изгонял епископов, осуждал на работу в рудниках всех, кто оставался в евхаристическом общении со свт. Афанасием, запретил верующим собираться, а всех непокорных казнил, снимая с них кожу или сжигая живыми. Через год таких зверств измученный народ снова восстал и вынудил епископа бежать (358).
Положение Церкви в это время было самым тяжелым. Все выдающиеся люди, которые могли подняться на защиту Православия и воспрепятствовать вмешательству императора в дела Церкви, были лишены власти. Повсюду епископские кафедры пустовали или были заняты еретиками. Ариане, сильные благодаря поддержке императорской власти, стали еще более дерзко вводить крайние богословские формулировки, полностью отрицавшие Божество Сына и всякое подобие Отцу (Аэций, Евномий). Восточные епископы, в большинстве придерживавшиеся умеренных воззрений и выступавшие только против смешения Лиц Святой Троицы, которое могло последовать за введением термина «единосущный» (греч. «омоусиос»), пришли в волнение и стали утверждать, что Сын подобосущен («омиусиос») Отцу, например, омиусианин Василий Анкирский. Они смогли привлечь Констанция на свою сторону и убедили в необходимости осудить крайние течения в арианстве и вернуть из ссылки папу Либерия.
Свт. Афанасий и св. Иларий Пиктавийский попытались использовать эти богословские колебания для примирения. Были созваны два Собора: в Римини – западных епископов и в Селевкии – восточных (359). Они должны были разработать такое исповедание веры, которое удовлетворило бы и сторонников православного Никейского Символа веры, и омиусиан. Но на следующий год на Соборе в Константинополе (360) своевольный император вновь утвердил арианское учение под прикрытием туманной и опасной формулировки подобосущия, которую он стал силой внедрять по всей империи. Св. Мелетий Антиохийский [12 фев.] и все предводители православной партии вновь были сосланы. Повсюду торжествовала ересь. «Вся земля рыдала, видя себя арианской и изумляясь», – писал св. Иероним. Но Господь охранял Свою Церковь и утишил бурю в тот момент, когда крушение казалось неизбежным.
В 361 г. императорскую власть захватил Юлиан Отступник и вначале провозгласил веротерпимость по отношению ко всем религиям. Тогда свт. Афанасий смог вернуться из пустыни в Александрию и созвал Собор, на котором встретились все исповедники веры, долгие годы находившиеся в рассеянии. Православные воспользовались этим Собором, чтобы уточнить определение Божественности Святого Духа, на которую тоже стали посягать еретики177. Но свобода продлилась недолго. Вскоре император сделал явными свои истинные намерения и начал преследования, стремясь восстановить язычество.
По совету волхвов и чародеев Юлиан отправил отряд, чтобы убить свт. Афанасия, борца за истинную веру. Но святой, охраняемый Божественной благодатью, вновь сумел бежать из церкви, окруженной солдатами. Он сел на корабль и поплыл вверх по течению Нила по направлению к Фиваиде. Посланцы императора пустились в погоню. Их корабли уже вот-вот должны были догнать епископа, когда он приказал изумленному капитану поворачивать обратно и плыть им навстречу. Поравнявшись с их лодкой, солдаты закричали: «Вы видели Афанасия?» Святой отвечал, изменив голос: «Да, мы только что его повстречали. Поспешите!» И пока они налегали на весла, святой ушел от преследования другим путем. Епископ нашел утешение и добрый прием в монастырях прп. Пахомия. Он провел в Фиваиде больше года, вплоть до смерти Юлиана Отступника (363).
Святитель Кирилл, архиепископ Александрийский. Монастырь ОсиосЛукас. XI в.
Как только на трон взошел православный император Иовиан, сразу были приняты меры для укрепления истинной веры. Но вслед за его преждевременной смертью (364) воцарился нечестивый Валент, который с еще большей злобой возобновил политику Констанция. Он снова изгнал всех епископов, возвращенных из ссылки Иовианом. Тогда свт. Афанасию пришлось четыре месяца прятаться на кладбище в окрестностях Александрии, спасаясь от преследований Татиана, правителя города. Наконец император отменил указ о преследовании и восстановил святителя в сане. Радостные александрийцы толпой побежали к тайному убежищу свт. Афанасия и торжественной процессией понесли его к церкви (1 фев. 366). Народ уже решительно был на стороне своего пастыря, чего бы это ни стоило.
После стольких лет борьбы и страданий старец мог наконец насладиться покоем в последние годы жизни, окруженный любовью прихожан и всеобщим преклонением. Он передал факел истинной веры св. Василию, и тот продолжил великое сражение за православное определение догмата о Святой Троице. Это сражение окончилось только после Второго Вселенского Собора в Константинополе (381).
Свт. Афанасий предал великий апостольский дух Господу 2 мая 373 г., зная, что довел до конца благое сражение за веру, справедливость и милосердие. Пять раз он был изгнан, из сорока шести лет архипастырского служения шестнадцать провел вдали от своей паствы. Но ни на минуту святой не переставал быть епископом, то есть «надзирающим», безупречным защитником веры, живым образом Христа – Первосвященника нашего спасения. Твердость и несгибаемая решительность в догматических вопросах нисколько не мешали этому воину Христову быть пастырем смиренным, кротким и сочувствующим духовным чадам, другом монахов, отцом сирот, опорой бедных. Посредством Слова, обитавшего в нем, он сделал себя всем для всех. Почитание епископа немедленно распространилось по всей Церкви наравне с почитанием праотцев, пророков, апостолов и мучеников.
В день памяти свт. Афанасия Святая Церковь установила также почитание его преемника на александрийской кафедре – свт. Кирилла (412–444). Подобно тому как первый из них прославился, защищая один против всех Божественность Слова Божия, второй всеми силами защищал учение о Боговоплощении от нечестивого Нестория. Свт. Кирилл показал, что исповедуемое свт. Афанасием Слово Божие, Единосущное Отцу, действительно взяло на себя человеческую природу и сделало ее частью Своего Лица, для того чтобы приобщить Своей Божественной природе. Поэтому вместе со свв. Афанасием и Кириллом мы исповедуем веру в Иисуса Христа, Единородного Сына и Слово Отца, Единого во Святой Троице, Который стал человеком, не изменяя Своей природы, и был знаем, любим и почитаем в двух природах, Божественной и человеческой. Через Него и в Нем благодатью Святого Духа и мы имеем часть с Отцом.
* * *
Житие св. Кирилла см. под 9 июня, в день первоначального празднования его памяти
О воплощении Бога Слова. 54,3.
Мелетиане – сторонники епископа Мелетия Никопольского, который во время великих гонений воспротивился милосердному отношению свт. Петра Александрийского [24 н.] к тем, кто отпал от Церкви. Впоследствии Мелетий сам стал рукополагать священников и епископов и создал целую иерархию, существовавшую параллельно с официальной и долгое время бывшую причиной смут в Египетской Церкви.
Определение Божественности Святого Духа станет предметом го- рячих споров со сторонниками еретика Македония. В этой области дело, начатое свт. Афанасием, было окончено свт. Василием Великим [Іян.].