Здравствуйте! Ваш вопрос («
...вот Вы говорите, что Бог изначально знает, какой будет душа каждого (т.е. исходя из этого Он знает и весь её земной путь). Но как тогда это утверждение соотносится с этим: «и раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своем» (Быт 6:6). Т.е. сожаление Господа о сотворении человека происходит после некоторого количества времени пребывания людей на земле, а не сразу после сотворения человека… «И увидел Господь, что велико развращение человеков на земле…» (Быт 6:5). Всё таки Господь увидел, а не знал…» ) — не редок. Антропопатическое выражение: «
и раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своем» (Быт 6:6) следует понимать не буквально, а духовно, иносказательно. Вот, например, что пишет по данному поводу блаженный
Феодорит Кирский: «Божественное Писание беседует с людьми приспособительно к ним; и как могут они понимать, такой вид и дает речи. Посему как раскаяние в Боге есть перемена в распоряжении, сказано
раскаяхся, яко помазах Саула на царство, когда следовало сказать “рассудил вместо одного поставить другого”, так должно разуметь и здесь: сказано
размыслих, яко сотворих человека, когда следовало сказать “рассудил наслать на них конечную гибель”» [1, с. 45].
Что же касается вашего замечания: «
Прошёл по ссылке на... которую Вы дали, но там ничего нет... ?», — думаю, Вы просто невнимательно просмотрели рекомендованные работы...
Вы также спрашиваете:
«Но вложенный нравственный закон не спасает душу… И какая польза для человека от некоторого приобщения к добру? "Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет." (От Марка 16-16)
"Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие." (От Иоанна 3-5)
«Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня.» (От Иоанна 14:6)». Будущее блаженство будет по-разному восприниматься людьми (в зависимсти от святости и чистоты). Высшей радости удостоятся лишь прославленные Богом святые (такая святость достигается в Церкви). Однако, по милости Божией, некой относительной причастности будущим нетленным благам могут быть удостоены даже и те люди, которые не стяжали высочайшую святость (однако и не зарекомендовали себя грубыми нарушителями духовно-нравственных норм) (приведу фрагмент статьи:
Спасутся ли все?: «...преподобный
Ефрем Сирин: «Горе тому, кто гнусные дела свои утаивал во тьме, кто грешил и скрывался, чтобы обмануть всякого; кто, видя такового, нечествовал и лгал, чтобы обмануть всякого, слушающего его. Господи, да покроют меня крыла благости Твоей, потому что перстами будут там указывать на грешника и непрестанно разглашать срамоту и тайные дела его. Мое дерзновение не смеет простираться далее сказанного мной. Но, может быть, найдется кто-нибудь дерзновеннее меня, и он скажет, что
незнающие и неразумные, которые грешили по неведению, должны, однако же, понести наказание как виновные, и благий поселит их подле рая, и будут они питаться от райских крупиц».
По-видимому, в формате такого понимания возможно спроецировать слова святого апостола Павла — «
Ибо мы для того и трудимся и поношения терпим, что уповаем на Бога живаго, Который есть Спаситель всех человеков, а наипаче верных» (1 Тим. 4:10) — на будущее состояние людей, не причисляемых ни к явным беззаконникам, ни к праведникам. Вероятно, в этом контексте могут быть объяснены размышления и о «спасении» неправославных людей (ср.: Осипов А. И: «Один из известных русских святых подвижников-исповедников XX в. епископ Афанасий (Сахаров, + 1962) писал: “Для меня дороже всего православие. Я не могу его и сравнивать с каким-либо другим исповеданием, с какой-либо другой верой. Но я не дерзаю сказать, что все неправославные погибли безнадежно. У Господа многая милость, и многое у Него избавление”»...)
Дополню сказанное утверждением «Григория, ученика святого и богоносного Отца нашего Василия Нового Цареградского», касающимся будущей участи младенцев, не просвещенных Святым Крещением: «Потому Господь повелел отделить от левой стороны слепых, но ходивших по мановению Божию. На них не было ни печати зла, ни печати добра. Господь посмотрел на них, сжалился с кротостию. На родителей же их грозное обратил внимание, осуждая их, что они не постарались просветить их Святым Крещением.
И повелел Господь святым Свои Ангелам даровать им место покойное на полудне, Западе, и несколько причастное наслаждению вечной жизни... Прославили они благость Божию за Его милость и вошли в покой, уготованный им от Господа» [2, с. 52].
Спаси Господи!
1.Блж.
Феодорит Кирский. Изъяснения трудных мест Божественного Писания. Изд. Издательского Совета РПЦ, 2003.
2.Страшный Суд Божий. Видение Григория, ученика святого и богоносного Отца неашего Василия Нового Цареградского. М, 2002.