Живые и мёртвые души

Москва
Православный христианин
Здравствуйте! Скажите пожалуйста, существует ли в нашем вероучении концепция о живых и мёртвых душах (души от Бога и души от дьявола). В евангелии от Матфея Христос так объясняет притчу: «Он же сказал им в ответ: сеющий доброе семя есть Сын Человеческий; поле есть мир; доброе семя, это сыны Царствия, а плевелы — сыны лукавого; враг, посеявший их, есть диавол; жатва есть кончина века, а жнецы суть Ангелы.» Т.е. Христос показывает принципиальное отличие двух типов людей. Первый тип, это люди созданные (посеянные) Богом, второй тип – это люди, созданные сатаной. Первые связаны с источником вечной жизни, т.к. они сыны Божии, вторые не имеют вечной жизни (т.е. являются по сути мёртвыми душами).
 
Москва
Православный христианин
Спасибо за ответ! Но если сатана не творит души, то как понять слова Христа: «плевелы — сыны лукавого; враг, посеявший их, есть диавол»? Если «посеявший» не равно «сотворивший», то что тогда означает это слово? Или фраза Христа «Ваш отец диавол». Дьявол назван отцом, т.е. тем, от кого можно родиться…
 
Санкт-Петербург
Православный христианин
Здравствуйте! Выражение «сыны лукавого», конечно же, не следует понимать так, будто отмеченные этим именованием люди получили бытие от самого изобретателя лжи.

Однажды Господь применил подобное выражение к обвинившим Его иудеям: «Ваш отец диавол». При этом Он, конечно же, знал, что иудеи ведут родословную от Авраама, который в свою очередь имеет родоначальником не диавола, а человека - Адама.

Напомню, что такую оценку вышеупомянутая группа людей получила в процессе беседы с Мессией, и вот почему. В ответ на адресованные им слова Христа: «если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, и познáете истину, и истина сделает вас свободными» (Ин. 8:31-32), они возразили: «мы семя Авраамово и не были рабами никому никогда; как же Ты говоришь: сделаетесь свободными?» (Ин. 8:33). В этом возражении одновременно обнаружилась и надменность, и ложь, поскольку тогда иудеи находились под владычеством римлян (а предки беседовавших уже побывали и в египетском рабстве, и в вавилонском плену).

Однако Господь подразумевал совершенно иное: «истинно, истинно говорю вам: всякий, делающий грех, есть раб греха» (Ин. 8:34). Несколько позже Он дополнил ответ: «если бы вы были дети Авраама, то дела Авраамовы делали бы» (Ин. 8:39). Разумеется, этим Спаситель не стремился опровергнуть кровную принадлежность Своих оппонентов потомству Авраама, а лишь хотел подчеркнуть: выказывая себя потомками такого великого праведника, как Авраам, вам надлежало бы и самим, по примеру «отца», удерживаться от худого и совершать доброе, а вы «ищете убить Меня, Человека, сказавшего вам истину, которую слышал от Бога: Авраам этого не делал» (Ин. 8:40).

На словах все иудеи почитали Авраама. Именно это они подчеркнули и в беседе с Мессией. Но вот незадача! Когда сын действительно чтит и уважает отца, тогда, обыкновенно, он стремится ему подражать: «Вы делаете дела отца вашего» (Ин. 8:41). Поскольку же собеседники Христа имели злые намерения, а родоначальником всякого зла является диавол, получалось, что они подражали не Аврааму, а сатане.

При этом к заявлению о том, что их отец — Авраам, иудеи добавили, что их Отцом является также и Бог: «мы не от любодеяния рождены; одного Отца имеем, Бога» (Ин. 8:41). Тогда Иисус и сказал им: «если бы Бог был Отец ваш, то вы любили бы Меня, потому что Я от Бога исшел и пришел; ибо Я не Сам от Себя пришел, но Он послал Меня» (Ин. 8:42). Иными словами, сыны Божии (а в Писании, в условном значении, это именование нередко приписывается праведникам) не должны противодействовать Промыслу Божию, не должны противодействовать Истине. А поскольку те иудеи не только противодействовали Богочеловеку, но и даже стремились Его умертвить, постольку услышали: «Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи» (Ин. 8:44).

Следовательно, выражение «ваш отец диавол» следует понимать так: ваши дела злы, совершая их вы показываете, кого вы в действительности чтите как отца...

Благодарю за вопрос!
 
Москва
Православный христианин
Спасибо за ответ! Тогда, если приять за истину утверждение, что дьявол не творит души (мертвые, злые, неспособные познать Бога), то, на мой взгляд, остаётся три возможности для появления души: 1. Душа появляется из небытия сама собой (т.е. по сути нетварна) и уже при жизни определяется, кому будет служить. 2. Бог творит душу, но не знает, хорошая она будет или плохая, добрая или злая (т.е. как некий мастер, у которого иногда выходят бракованные изделия). 3. Бог промыслительно творит души, которые неспособны Его познать, и даже осмеливаются идти войной против Него. Скажите, какой из вариантов ближе к истине, или есть какая-то другая возможность?

P.S. Вы меня извините, что так привязался к Вам с этим вопросом, просто, я считаю, что вопрос о происхождении и равенстве душ одним из важнейших в вероучении. Просто непонятно, почему душа, которая, допустим, рождается в Уганде и ребёнок умирает в возрасте 8 лет и никогда не слышал о Христе, изначально получает практически нулевые шансы на спасение, т.к. «Кто будет веровать и креститься, спасен будет», по сравнению с душой, которая родилась в России и крещается после рождения. Или бывает так, что одного человека Бог ведёт к Себе всю жизнь какими то событиями, неурядицами, чудесами, а другой человек может прожить всю жизнь в спокойствии и достатке до глубокой старости и думать, что Бога нет…
 
Последнее редактирование модератором:
Санкт-Петербург
Православный христианин
Здравствуйте! Вынужден Вас подкорректировать. Ни один из трех, перечисленных Вами вариантов, не соответствует Православному вероучению: душа не происходит из небытия сама по себе и не является нетварной; Бог от вечности знает, какой будет каждая душа; Бог не творит души, априори неспособные к богопознанию и любви. Всякая душа тварна, всякая наделена чертами, отображающими совершенства Божества: разумом, свободною волей, умением любить, творческой способностью, нравственным чувством и пр. Бог призывает ко спасению каждую душу, однако возможность стяжания святости предполагает добровольный нравственный выбор, желание самого человека. В качестве более подробного комментария могу предложить Вам статью: Для чего Бог создал людей, имеющих мучиться в аду?, а также видеозапись: «http://azbyka.ru/video/beseda-o-grexopadenii-cheloveka/».

Теперь, что касается второй части вашего вопроса. Люди, не знакомые с Евангельской проповедью, также не оставлены Божественным попечением, любовью и милостью. Как именно Бог ведет того или иного неправославного человека к добру, в полной мере знает Он Сам. Однако известно, что семена истины «разбросаны» между всеми народами; равно как и естественный нравственный закон (совесть) — вложен в само человеческое естество, и, следовательно, свойственнен всем без исключения людям. Это значит, что некоторое приобщение к добру возможно и для людей, не ознакомленных с проповедью Христа (речь не идёт о злостном, упорном нежелании приобщаться Спасителю). Безусловно, что на Страшном Суде все обстоятельства жизни человека будут учтены... (см. также статью: Спасутся ли все?)

Спаси Господи!
 
Москва
Православный христианин
Здравствуйте! Вынужден Вас подкорректировать. Ни один из трех, перечисленных Вами вариантов, не соответствует Православному вероучению: душа не происходит из небытия сама по себе и не является нетварной; Бог от вечности знает, какой будет каждая душа; Бог не творит души, априори неспособные к богопознанию и любви. Всякая душа тварна, всякая наделена чертами, отображающими совершенства Божества: разумом, свободною волей, умением любить, творческой способностью, нравственным чувством и пр. Бог призывает ко спасению каждую душу, однако возможность стяжания святости предполагает добровольный нравственный выбор, желание самого человека. В качестве более подробного комментария могу предложить Вам статью: Для чего Бог создал людей, имеющих мучиться в аду?, а также видеозапись: «http://azbyka.ru/video/beseda-o-grexopadenii-cheloveka/».

Алексей Михайлович, вот Вы говорите, что Бог изначально знает, какой будет душа каждого (т.е. исходя из этого Он знает и весь её земной путь). Но как тогда это утверждение соотносится с этим: «и раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своем.» (Быт 6:6) Т.е. сожаление Господа о сотворении человека происходит после некоторого количества времени пребывания людей на земле, а не сразу после сотворения человека… «И увидел Господь, что велико развращение человеков на земле…» (Быт 6:5) Всё таки Господь увидел, а не знал…

P.S. Прошёл по ссылке на видео которую Вы дали, но там ничего нет...
 
Москва
Православный христианин
Теперь, что касается второй части вашего вопроса. Люди, не знакомые с Евангельской проповедью, также не оставлены Божественным попечением, любовью и милостью. Как именно Бог ведет того или иного неправославного человека к добру, в полной мере знает Он Сам. Однако известно, что семена истины «разбросаны» между всеми народами; равно как и естественный нравственный закон (совесть) — вложен в само человеческое естество, и, следовательно, свойственнен всем без исключения людям. Это значит, что некоторое приобщение к добру возможно и для людей, не ознакомленных с проповедью Христа (речь не идёт о злостном, упорном нежелании приобщаться Спасителю). Безусловно, что на Страшном Суде все обстоятельства жизни человека будут учтены... (см. также статью: Спасутся ли все?)

Спаси Господи!

Но вложенный нравственный закон не спасает душу… И какая польза для человека от некоторого приобщения к добру? "Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет." (От Марка 16-16)
"Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие." (От Иоанна 3-5)
«Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня.» (От Иоанна 14:6)

По моему очень ясно сказано, что некрещёные и неверующие в Христа не спасаются…

Кстати, на счёт спасения и гибели. В Евангелии жизнь вечная и погибель противопоставлены, как два противоположных посмертных состояния души. Почему под погибелью понимают бесконечные мучения, а не просто уход в небытие (смерть духовная)?
 
Санкт-Петербург
Православный христианин
Здравствуйте! Ваш вопрос («...вот Вы говорите, что Бог изначально знает, какой будет душа каждого (т.е. исходя из этого Он знает и весь её земной путь). Но как тогда это утверждение соотносится с этим: «и раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своем» (Быт 6:6). Т.е. сожаление Господа о сотворении человека происходит после некоторого количества времени пребывания людей на земле, а не сразу после сотворения человека… «И увидел Господь, что велико развращение человеков на земле…» (Быт 6:5). Всё таки Господь увидел, а не знал…» ) — не редок. Антропопатическое выражение: «и раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своем» (Быт 6:6) следует понимать не буквально, а духовно, иносказательно. Вот, например, что пишет по данному поводу блаженный Феодорит Кирский: «Божественное Писание беседует с людьми приспособительно к ним; и как могут они понимать, такой вид и дает речи. Посему как раскаяние в Боге есть перемена в распоряжении, сказано раскаяхся, яко помазах Саула на царство, когда следовало сказать “рассудил вместо одного поставить другого”, так должно разуметь и здесь: сказано размыслих, яко сотворих человека, когда следовало сказать “рассудил наслать на них конечную гибель”» [1, с. 45].

Что же касается вашего замечания: «Прошёл по ссылке на... которую Вы дали, но там ничего нет... ?», — думаю, Вы просто невнимательно просмотрели рекомендованные работы...

Вы также спрашиваете: «Но вложенный нравственный закон не спасает душу… И какая польза для человека от некоторого приобщения к добру? "Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет." (От Марка 16-16)
"Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие." (От Иоанна 3-5)
«Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня.» (От Иоанна 14:6)»
. Будущее блаженство будет по-разному восприниматься людьми (в зависимсти от святости и чистоты). Высшей радости удостоятся лишь прославленные Богом святые (такая святость достигается в Церкви). Однако, по милости Божией, некой относительной причастности будущим нетленным благам могут быть удостоены даже и те люди, которые не стяжали высочайшую святость (однако и не зарекомендовали себя грубыми нарушителями духовно-нравственных норм) (приведу фрагмент статьи: Спасутся ли все?: «...преподобный Ефрем Сирин: «Горе тому, кто гнусные дела свои утаивал во тьме, кто грешил и скрывался, чтобы обмануть всякого; кто, видя такового, нечествовал и лгал, чтобы обмануть всякого, слушающего его. Господи, да покроют меня крыла благости Твоей, потому что перстами будут там указывать на грешника и непрестанно разглашать срамоту и тайные дела его. Мое дерзновение не смеет простираться далее сказанного мной. Но, может быть, найдется кто-нибудь дерзновеннее меня, и он скажет, что незнающие и неразумные, которые грешили по неведению, должны, однако же, понести наказание как виновные, и благий поселит их подле рая, и будут они питаться от райских крупиц».
По-видимому, в формате такого понимания возможно спроецировать слова святого апостола Павла — «Ибо мы для того и трудимся и поношения терпим, что уповаем на Бога живаго, Который есть Спаситель всех человеков, а наипаче верных» (1 Тим. 4:10) — на будущее состояние людей, не причисляемых ни к явным беззаконникам, ни к праведникам. Вероятно, в этом контексте могут быть объяснены размышления и о «спасении» неправославных людей (ср.: Осипов А. И: «Один из известных русских святых подвижников-исповедников XX в. епископ Афанасий (Сахаров, + 1962) писал: “Для меня дороже всего православие. Я не могу его и сравнивать с каким-либо другим исповеданием, с какой-либо другой верой. Но я не дерзаю сказать, что все неправославные погибли безнадежно. У Господа многая милость, и многое у Него избавление”»...)

Дополню сказанное утверждением «Григория, ученика святого и богоносного Отца нашего Василия Нового Цареградского», касающимся будущей участи младенцев, не просвещенных Святым Крещением: «Потому Господь повелел отделить от левой стороны слепых, но ходивших по мановению Божию. На них не было ни печати зла, ни печати добра. Господь посмотрел на них, сжалился с кротостию. На родителей же их грозное обратил внимание, осуждая их, что они не постарались просветить их Святым Крещением. И повелел Господь святым Свои Ангелам даровать им место покойное на полудне, Западе, и несколько причастное наслаждению вечной жизни... Прославили они благость Божию за Его милость и вошли в покой, уготованный им от Господа» [2, с. 52].

Спаси Господи!

1.Блж. Феодорит Кирский. Изъяснения трудных мест Божественного Писания. Изд. Издательского Совета РПЦ, 2003.
2.Страшный Суд Божий. Видение Григория, ученика святого и богоносного Отца неашего Василия Нового Цареградского. М, 2002.
 
Москва
Православный христианин
Что же касается вашего замечания: «Прошёл по ссылке на... которую Вы дали, но там ничего нет... ?», — думаю, Вы просто невнимательно просмотрели рекомендованные работы...

Алексей Михайлович, Вы меня не правильно поняли, по ссылке на ВИДЕО, видео отсутствует
 
Сверху