Житие преп. Антония Великого

Батюшка, я опять к Вам с вопросами. Прочитала житие преп. Антония Великого http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Velikij/zhitie-prep-antonija-velikogo и теперь решила перечитать еще раз более внимательно и стали появляться вопросы:
1) в 3 пункте жития говорится: "В Египте немногочисленны еще были монастыри, и инок вовсе не знал великой пустыни, всякий же из намеревавшихся внимать себе подвизался, уединившись неподалеку от своего селения. Поэтому, в одном ближнем селении был тогда старец, с молодых лет проводивший уединенную жизнь. Антоний, увидев его, поревновал ему в добром деле и сначала стал уединяться в местах, лежащих близ селения." Сначала я поняла это так, что Антоний ушел из дома, построил себе жилище недалеко от селения и стал там постоянно уединенно жить, но потом обратила внимание: говорится о том, что старец был в селении, а не около селения, и что Антоний уединялся в местах,а не в каком то определенном месте близ селения. Теперь я думаю, что наверное правильно понимать, что Антоний остался жить в доме, но днем уходил из селения для уединения в различные места за селением, а потом возвращался в свой дом для принятия пищи и сна, возможно, что для тренировки себя к подвижничеству он спал не в доме, а во дворе своего дома. Как же правильно понять это место в житии: совсем переселился из дома или уходил на некоторое время и возвращался?
2)отшельники в те времена, хоть и называются иноками, но у них не было пострига в монахи и обетов они не давали?
3)"Пищу вкушал однажды в день по захождении солнца, иногда принимал ее и через два дня, а нередко и через четыре." Такое воздержание относится только к еде, но не к воде - в жарком климате Египта наверное невозможно прожить без воды несколько дней?
 

иерей Герман Каптен

Супер Модератор
Санкт-Петербург
Православный христианин
Уважаемая Татьяна!
На большинство Ваших вопросов легко найти ответ в интернете или просто внимательней прочитать источник.
1) Обычно понимается так, что Антоний оставил свой дом и выстроил себе что то типа шалаша рядом с селением, где он мог слушать наставления старца и молится уединенно, но при случае обращаться за помощью к мирянам.
2) Первые аскеты действительно не имели сформированного чина пострижения, который появился несколько позднее. Об этом есть тема в этом разделе форума, когда был вопрос о монашестве свт. Иоанна Златоуста.
3) Неизвестно, источники об этом прямо не сообщают. У жителей Египта чуть ли не с младенчества возникала привычка экономить воду и пищу, а также переносить их отстутствие. Поэтому прожить несколько дней не только без еды, но и без воды аскету теоретически можно.
 
Отец Герман, поискав информацию в интернете я еще больше запуталась. Во всех, попавшихся мне источниках, говорится, что Антоний, после того, как ушел с берега Нила, жил в дальней пустыне в пещере (гроте), эту пещеру показывают туристам и паломникам, приезжающим в монастырь Антония Великого. По пути к этой пещере стоит часовня Павла Препростого, она стоит на месте, где раньше стояла его келья. В житии Павла Препростого говорится, что Антоний жил в келье (не в пещере!), в которую и пришел к нему Павел с желанием стать иноком, а во время испытания ученика своего Антоний укрылся в пещере и от туда наблюдал за ним.
Яндекс выдает дату рождения Павла 225 г., пришел он к Антонию в 60 лет, значит это было еще до ухода Антония в дальнюю пустыню, когда он жил в Писпире на берегу Нила в заброшенном укреплении, но там он никого не впускал к себе. Что-то у меня не сходится...Вероятнее всего неверно указывается дата рождения Павла.
Может быть Вам известно из каких то других источников: в дальней пустыне Антоний жил в только гроте или у него была еще и келья, построенная рядом с горой? И именно про эту келью говорится в житии Павла Препростого.
 

иерей Герман Каптен

Супер Модератор
Санкт-Петербург
Православный христианин
Вероятно, не следует в древних источниках искать абсолютных по точности данных. Так термин "келья", как уже упоминалось неоднократно в этом разделе, могло означать и пещеру, и отдельно стоящий домик и комнату в большом здании (хотя это значение стало употребляться чуть позднее).
Кроме того, Вы путаете Павла Препростого и Павла Фивейского. Последний как раз и родился в районе 225 года (вроде более точная дата 228) и был учителем Антония. Дата рождения первого неизвестна (или очень условна).
 
Сверху