Земные поклоны в воскресенье

Кирилл

Чтец
Команда форума
Санкт-Петербург
Православный христианин
Отец Георгий, здравствуйте!

Не положены уставом земные поклоны в дни воскресные (20-е правило 1-го и 90-е правило 6-го Вселенских Соборов).


Слышал мнение, что здесь речь идёт о коленопреклонённом стоянии при молитве, а не о земных поклонах. Так ли это? Относится ли это к священнослужителям в алтаре при совершении литургии?
 

Священник Георгий Христич

Супер Модератор
Санкт-Петербург
Православный христианин
Добрый вечер.
Соглашусь с одним из лучших литургистов Церкви: «стояние на коленях не православный обычай, распространившийся у нас лишь недавно и заимствованный с Запада. Поклон есть выражение наших благоговейных чувств к Богу, нашей любви и смирения перед Ним» (архим. Киприан (Керн)).
Действительно, о стоянии на коленях Устав вообще ничего не говорит - только о поклонах. Относительно поклонов мнения различны. В Уставе говорится, что единообразия в совершении поклонов мы придерживаемся “смущения ради” (чтобы не было смущения), для порядка в общем церковном собрании”. Разные мнения можно найти у святых Отцов. Например, в Правиле каноническом Патриарха Никифора говорится, что земные поклоны святым иконам не отменяются и в воскресные дни.
В целом нужно ориентироваться на местную приходскую практику: если на приходе положены поклоны в особо важные моменты, зачем нарушать общепринятую местную традицию? Так, свт. Иоанн Кронштадтский учил, что независимо от времени совершения Литургии нужно делать три поклона в течение службы: на входных перед Престолом, при преложении Даров и перед причащением непосредственно.
Насколько я понимаю, общепринятая практика предполагает, что абсолютно отменяются земные поклоны от Пасхи до Пятидесятницы, - даже и перед Дарами. Возможны, однако, исключения: самое простое - хиротония, ставленник делает земные поклоны даже и на Пасху...
 

Кирилл

Чтец
Команда форума
Санкт-Петербург
Православный христианин
Отец Георгий, благодарю за ответ. Есть несколько уточнений.

1) Правильно ли я понимаю, что решения Вселенских Соборов имеют больший вес, чем Богослужебный Устав (который является лишь зафиксированной богослужебной практикой) и мнения отдельных святых?

2) Аргумент Устава про "смущения ради", мне кажется очень слабым. Если на него ориентироваться, то мы и во время каждения храма должны, например, кружиться вокруг своей оси и кланяться, когда это противоречит логике богослужения и пр., как это делает большинство прихожан.
Т.е. местная практика - это ориентация на богослужебную безграмотность, местные "бабушкины" традиции. Почему она должна являться ориентиром? Кто должен смущаться, тот, кто соблюдает Каноны или нарушает их?

3) Есть ли отдельные предписания для священнослужителей вставать на колени перед Престолом в воскресные дни?

4) Коленопреклонённые молитвы на Троицу это местная традиция или существуют зафиксированные правила на этот счёт?

Спасибо.
 

Священник Георгий Христич

Супер Модератор
Санкт-Петербург
Православный христианин
Благодарю за хорошие аргументы.
Вы поднимаете проблему, которая давно назрела в Церкви - вопрос об актуальности и действенности канонов. Бывают случаи, когда сложившаяся церковная практика превалирует над решениями Соборов. Возьмите хотя бы канон о возрасте рукополагаемых: диакон - не моложе 25, священник - не моложе 30. Этот канон на Руси вообще не соблюдался. В случае с поклонами - та же ситуация.

Аргумент "смущения ради" был актуален для церковной общины, состоявшей из людей, четко понимающих смысл и действия богослужения (прежде всего монашествующих). Он имеет смысл, когда на приходе ведется работа с людьми и есть сложившаяся община, - в таком случае сразу будет видно, что человек выделяется своими действиями из общего собрания. Увы, не всегда даже и на таких приходах людей учат правильному пониманию службы (печальный пример - распространенное стояние на коленях во время Херувимской - полный нонсенс). С другой стороны, иногда у людей есть желание выделиться из общего ряда и демонстративно не делать "как все", что определенно вызвано гордостью.

Отдельные предписания насчет поклонов для священнослужителей есть в различных пособиях, а также и в богослужебных книгах. Например, архим. Спиридон "Практическое руководство по совершению Божественной литургии":
"Мнение, что земные поклоны в воскресные и великопраздничные дни якобы вовсе не допускаются Уставом и канонами - это мнение обывателей в литургике и... кабинетных уставщиков". По мнению некоторых литургистов, земные поклоны перед Престолом необходимо полагать всегда, независимо от дня или праздника. Впрочем, сложившаяся практика заменяет земные поклоны поясными в период от Пасхи до Пятидесятницы.

Наконец, Вы совершенное верно отметил, что в Церкви существует уникальная практика специального коленопреклонения в день праздника Троицы. Само последование вечерни, совершаемой после Литургии, настраивает на дальнейшее коленопреклонение: произносятся специальные прошения о "желающих преклонить колени". Учитывая, что Пятидесятница - это всегда воскресный день, снова мы видим противоречия между правилами Соборов и церковным Уставом. Более того, опровергается и распространенное мнение, что не положено вставать на колени после причастия - молитвы коленопреклоненные читаются уже после Литургии.
 

Кирилл

Чтец
Команда форума
Санкт-Петербург
Православный христианин
Например, архим. Спиридон "Практическое руководство по совершению Божественной литургии":
"Мнение, что земные поклоны в воскресные и великопраздничные дни якобы вовсе не допускаются Уставом и канонами - это мнение обывателей в литургике и... кабинетных уставщиков"...

Приводит ли архимандрит Спиридон, какие-либо подтверждения своему высказыванию? Или это его частное богословское мнение?

А, вот, например, мнение святителя Афанасия (Сахарова):
"Ты уже не раб, но сын, а если сын, то и наследник Божий чрез Иисуса Христа" (Гал. 4,7).
"Все водимые Духом Божиим суть сыны Божий, потому что мы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления, которым взываем: Авва, Отче! Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы дети Божий. А если дети, то и наследники, наследники Божий, сонаследники же Христу" (Рим. 8, 14-17).

Соответственно сим и приведенным в предшествующем примечании словам святого апостола Православная Церковь заповедует своим сынам во все воскресные дни и в великие Господские праздники во время молитвы, как на общественном богослужении, так и на домашнем, келейном правиле, совсем не преклонять своих колен, ибо коленопреклонение знаменует рабское состояние и наше падение. В воскресные же дни и в великие праздники мы славим Господа за наше спасение и, как бы забывая о грехе, отчудившем нас от Бога, с сыновним дерзновением, стоя прямо, открытым лицом взирая на Него, вопием: "Авва, Отче!"

Узаконение об отмене коленопреклонений в воскресные дни восходит к глубокой, первохристианской древности. Уже 1-й Вселенский Собор 20-м правилом своим постановляет: "Понеже суть некоторые преклоняющие колена в день Господень и во дни Пятидесятницы, то дабы во всех епархиях все одинаково соблюдаемо было, УГОДНО СВЯТОМУ СОБОРУ да стояще приносят молитвы Богу". И 6-й Вселенский Собор, 90-м правилом своим подтверждая отмену коленопреклонении в воскресные дни, провозглашает: От БОГОНОСНЫХ ОТЕЦ НАШИХ КАНОНИЧЕСКИ ПРЕДАНО не преклоняти колен во дни воскресные ради чести Воскресения Христова. А святой Василий Великий в 91-м правиле говорит: "ЦЕРКОВНЫЕ УСТАВЫ научают нас предпочитати в сии дни прямое положение тела во время молитвы".

К сожалению, у нас почти забыты церковные правила о коленопреклонениях и соборные и отеческие постановления по этому поводу. Наши богомольцы в большинстве, как бы совсем забыв о своем сыновстве, о том, что мы уже не рабы, а искупленные кровью Христовою от рабства сыны Божий, вопреки наставлению Василия Великого, ПРЕДПОЧИТАЮТ во время молитвы коленопреклонение, не считаясь ни с торжественностью совершаемых Церковью праздников, ни с содержанием молитвословий. Обычно чаще всего становятся на колени и совершают поклоны во время наиболее знакомых молитвословий, хотя бы то были хвалебные полиелейные псалмы или торжественное Великое славословие. Становятся на колени даже во время пения на литургии молитвы Господней. Но если какую другую, то наипаче сию, данную самим Господом молитву сыновнего дерзновения, не подобает сопровождать не только коленопреклонениями, но и обычными поясными поклонами, а только в начале ее, поется ли она или читается в храме или дома, подобает оградить себя крестным знамением, как всегда пред началом чтения из Священного Писания, и не полагая поклона, откровенным лицом мысленно взирать ко Отцу Небесному. Лишь по окончании всей молитвы, при заключительном возгласе, должно осенить себя крестным знамением и соотворить поясной поклон.

Характерную иллюстрацию того, как по мере знакомства с обмирщенным христианством Запада православные русские люди стали больше смотреть на землю, чем на небо, как постепенно они стали забывать о своем Богом дарованном сыновстве и проникаться главным образом сознанием своего рабства, - характерную иллюстрацию этого мы находим в нашей иконографии, в частности в изображениях посещения Богоматерию преподобного Сергия Радонежского.

В XVI веке, когда русские люди еще твердо помнили о своем сыновстве, на иконах явления Богоматери преподобному, напр., на иконе, написанной в 1588 г. (Голубинский. Преподобный Сергий Радонежский и созданная им Троицкая Лавра. М., 1909, стр. 192) и находящейся в иконостасе Троицкого собора Лавры над южной алтарной дверью, преп. Сергий и его ученик изображены стоящими прямо. Они, как равные с равными, предстоят пред небожителями, откровенным лицом взирают на Богоматерь и внимают Ее словесам. Только в знак благоговейного предстояния преподобных Богоматери они изображены со слегка наклоненными главами, в то время как сама Богоматерь, в знак милостивого Ее благоволения к преподобному, изображена даже с несколько большим наклоном главы, чем как изображены преподобный и его ученик.

На иконах, писанных в XVIII веке, преподобный Сергий и его ученик изображаются уже стоящими пред Богоматерию на коленях. Потом стали изображать ученика преподобного Сергия не только стоящим на коленях, но и закрывшим лицо свое мантиею. А на написанной в средине прошлого столетия картине (снимок с которой был у меня, но, к сожалению, затерялся и я не могу вспомнить фамилию художника), и преподобный Сергий и преподобный Михей изображены повергшимися ниц пред Богоматерию в чувстве рабского трепета... http://azbyka.ru/otechnik/?Afanasij_Saharov/o-pominovenii-usopshikh-po-ustavu-pravoslavnoi-cerkvi=3#i198

Или, мнение известного иерарха РПЦЗ архиепископа Аверкия (Таушева):

ВОПРОС:
Хотя существует общее правило, что земные поклоны в воскресные и праздничные дни отменяются, но многие считают необходимым совершать на литургии земные поклоны в следующие моменты:
а) при освящении Св. Даров, в конце пения «Тебе поем»;
б) при вынесении Св. Даров для причастия (в особенности для тех, кто приступает к ним); и
в) при последнем явлении Св. Даров в конце литургии.

Допустимы ли эти земные поклоны?

ОТВЕТ архиепископа Аверкия (Таушева): Недопустимы.

Нельзя ставить своё собственное мудрование выше разума Церкви, выше авторитета Святых Отцев.

Первый Вселенский Собор, своим 20-м правилом, и Шестой Вселенский Собор, своим 90-м правилом, ясно и определённо запрещают «преклонять колена» в «день Господень» (воскресенье) и «во дни Пятидесятницы» (от Пасхи до праздника Пятидесятницы в течение всего этого периода времени ежедневно), а такой высокий авторитет для нас, как великий вселенский учитель и святитель Василий Великий, Архиепископ Кесарии Каппадомйской, в своём 91-м каноническом правиле ясно и вразумительно объясняет причину этого, относя это к «таинствам церковным», а принятое всею Церковью каноническое правило священномученика Петра, Архиепископа Александрийского, прямо свидетельствует, что в воскресный день «и колена преклоняти мы не прияли».

Какое же мы имеем право поступать вопреки голосу Вселенской Церкви? Или мы хотим быть благочестивее самой Церкви и великих Отцев Её?

О непреклонении колен в дни воскресные и Господских праздников учил и основатель нашей Русской Зарубежной Церкви Блаженнейший Митрополит Антоний, который еще в бытность свою Архиепископом Волынским и Житомирским издал об этом послание к своей пастве, не преклоняет колен в дни воскресные и Господские праздники и наш теперешний Первоиерарх Высокопреосвященнейший Митрополит Анастасий.


То, что нарушается канон о возрасте рукопологаемых - это как раз вынужденная практика, приводящая к негативным последствиям (типа младостарчества, в крайнем варианте). Этот аргумент как раз подтверждает опасность отмены некоторых канонов.

Отец Георгий, простите за занудство, но я бы хотел разобраться в этом вопросе.
 

Священник Георгий Христич

Супер Модератор
Санкт-Петербург
Православный христианин
Христос воскресе!
Прошу простить за задержку - сложно было со временем.

Вот мнение о. Михаила Желтова - ведущего литургиста МДА:
Если взглянуть на вопрос с исторической т. зр., то известные канонические предписания не совершать коленопреклонений по воскресеньям и в период Пятидесятницы относятся к ектениям. Когда-то очень-очень давно во время ектений (которых было сильно меньше, но сами они были подлиннее) народ стоял на коленях.
Сейчас же мы круглый год служим по-воскресному - все ектении стоя. И только в день Пятидесятницы "возвращаемся" к тому, что когда-то было действительно повседневным - читаем ектении коленопреклонно. Только если когда-то коленопреклонные ектении вечерни Пятидесятницы были просто возвращением к повседневности - коленопреклонным ектениям остальных дней года, то со временем, с падением практики коленопреклонных ектений, это было переосмыслено как "особенность" Троицкой вечерни.
Все это было давным-давно. Настолько давно, что и переосмысление произошло тоже очень-очень давно: знаком этого переосмысления являются коленопреклонные молитвы Пятидесятницы, дописанные со временем - тогда, когда все уже и забыли, зачем это на Троицкой вечерне ектении нужно слушать коленопреклонно. Но это дописывание произошло никак не позже 8 века, так что уже и в 8 веке ектении давно не читались коленопреклонно.
Практический вывод отсюда такой: с исторической точки зрения обсуждаемые канонические правила не имеют никакого отношения к частным коленопреклонениям по тем или иным случаям. Хочешь - кланяйся, хочешь - не кланяйся.

Действительно, сейчас коленопреклонения носят частный характер (за исключением Троицы), в то время как постановления Соборов касаются общих коленопреклонений. Индивидуальная практика никогда не регулировалась.
Получается, что на разных приходах по-разному относятся к традиции земных поклонов в воскресные дни.
Приводимые Вами мнения отцов апеллируют к постановлениям Соборов, не учитывая контекста и реалий того времени. Каноны относятся к общецерковной молитве ("мы"), причем ординарной (т. е. совершаемой ежедневно), а не к частной практике благочестия (каковой и являются, например, поклоны перед святыней). Видом ординарной общецерковной молитвы, читаемой на коленях, в IV в. была ектения.
 

Кирилл

Чтец
Команда форума
Санкт-Петербург
Православный христианин
Воистину Воскресе!

Действительно, сейчас коленопреклонения носят частный характер (за исключением Троицы), в то время как постановления Соборов касаются общих коленопреклонений. Индивидуальная практика никогда не регулировалась.
Получается, что на разных приходах по-разному относятся к традиции земных поклонов в воскресные дни...
Следуя такой логике, я могу во время пасхальной службы стоять в центре храма на коленях, и проливать покаянные слёзы, если настоятель не возражает?

Разве Соборы, приведёнными мною Правилами, не унифицировали индивидуальную практику коленопреклонений во время общественных богослужений?
Цитирую:
...дабы во всех епархиях все одинаково соблюдаемо было, угодно святому собору, да стояще приносят молитвы Богу.

Приводимые Вами мнения отцов апеллируют к постановлениям Соборов, не учитывая контекста и реалий того времени. Каноны относятся к общецерковной молитве ("мы"), причем ординарной (т. е. совершаемой ежедневно), а не к частной практике благочестия (каковой и являются, например, поклоны перед святыней). Видом ординарной общецерковной молитвы, читаемой на коленях, в IV в. была ектения.
Я и не имел в виду келейную молитву.

...отселе духовно начинаем песни, и праздник из тьмы во свет приводим, так что с сего времени всецелую нощь и день торжествуем воскресение.
Разве "торжествуют воскресение" только в ектениях?

А чем принципиально (в нашем случае торжества Воскресения) отличаются коленопреклонения в воскресный день на ектениях от коленопреклонений на других частях службы? Как раз ектении - это прошения о молитве, призыв к молитве, а не пение торжественного гимна Спасителю... Логика Постановлений говорит о несовместимости торжества и коленопреклонения, т.е. сказано главное, а не дана канцелярская схема, когда и что требуется совершать. Святыми отцами тут всё сказано кратко, чётко на все времена.

Если видом ординарной общецерковной молитвы, читаемой на коленях, в IV в. была ектения, то в те времена Постановления говорили о ней, если в наше время люди готовы упасть на колени в любой момент воскресной службы, то Постановления говорят о всей службе. Странно, мне кажется, считать, что святые отцы были против стояния на коленях только во время ектении, а в другое время службы вовсе не возражали.:)
 

Священник Георгий Христич

Супер Модератор
Санкт-Петербург
Православный христианин
Благодарю, хорошая аргументация.
Видимо, придется нам сделать вывод, что в настоящее время унификация поклонов вообще отсутствует в Церкви. Есть некоторые частные случаи: мы уже говорили о службе на Троицу, где сохранились прошения ектении "преклоньше колена" - отголоски древней традиции, когда поклоны делали ВСЕ ВМЕСТЕ. Сейчас такого практически нет: разве что молитва св. Ефрема Сирина в посту, да и то некоторые не делают поклонов.
А если взять будние дни, то по логике поклоны полагаются (в отличие от дней воскресных). И когда же, скажите пожалуйста, мы делаем поклоны "всем храмом"? А может, многие делают три земных поклона перед входом в храм, по Уставу? Увы, тема заставляет нас перейти к вопросу об участии мирян в богослужении, где мы можем затронуть и практику т.н. тайных молитв, когда до народа доносятся обрывки фраз ("поюще... вопиюще"), и многое другое.
Еще пример: посмотрите в Часослове на утрени во время чтения шестопсалмия: после трех псалмов - "Слава, и ныне", Аллилуйа без поклонов. Кто на это обращает внимание? Что это означает?

Следуя такой логике, я могу во время пасхальной службы стоять в центре храма на коленях, и проливать покаянные слёзы, если настоятель не возражает?
Боюсь, что так. Более того, большинство настоятелей Вами не заинтересуется )))
Именно поэтому настолько разительно отличается приходская практика: где-то стоят на коленях во время Херувимской, где-то - на славословии, где-то после причастия не целуют иконы... Это индивидулизация церковного сознания: люди не воспринимают свои действия как совместные с общиной, это их индивидуальные проявления. Поэтому призыв "Возлюбим друг друга..." на Литургии, увы, очень часто остается формальностью (в отличие, кстати, от западной традиции, где прихожане обмениваются поцелуем мира).
На мой взгляд, есть и более важный момент в не соблюдаемых правилах Соборов:
Аще кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или кто либо из сопричисленных к клиру, или мирянин, не имея никакой настоятельной нужды, или препятствия, которым бы надолго устранен был от своея церкви, но пребывая во граде, в три воскресные дни в продолжении трех седмиц, не приидет в церковное собрание: то клирик да будет извержен из клира, а мирянин да будет удален от общения.
(Ап. 8, 9; Трул. 66; Антиох. 2; Сердик. 11)
 

Кирилл

Чтец
Команда форума
Санкт-Петербург
Православный христианин
Благодарю, хорошая аргументация.
Видимо, придется нам сделать вывод, что в настоящее время унификация поклонов вообще отсутствует в Церкви.
Полностью с Вами согласен, отец Георгий. Но, надо исправлять ситуацию. Как? Можно сделать распечатки из Типикона о поклонах, но этот список всей Церковью мы освоим далеко не сразу. Поэтому лучше начать с того, что определено Вселенским Собором, применительно к сегодняшнему дню и понятно всем. Этим критериям идеально соответствует наш случай с земными поклонами в воскресные дни!:)


На мой взгляд, есть и более важный момент в не соблюдаемых правилах Соборов:
Аще кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или кто либо из сопричисленных к клиру, или мирянин, не имея никакой настоятельной нужды, или препятствия, которым бы надолго устранен был от своея церкви, но пребывая во граде, в три воскресные дни в продолжении трех седмиц, не приидет в церковное собрание: то клирик да будет извержен из клира, а мирянин да будет удален от общения.
(Ап. 8, 9; Трул. 66; Антиох. 2; Сердик. 11)
Эти слова я бы разместил на входной двери каждого храма! И снабдил переводом: "Тот, кто 3 недели подряд в день воскресный без уважительной причины пропустит три Литургии и тем оставит себя без Причастия - перестаёт быть христианином, отвергнув себя Церкви".
Спаси, Господи!
 
Баку
Православный христианин
Если не возражает о. Георгий, то и внесу свою небольшую лепту в диалог.
Я бы отметил вот какой момент данного вопроса, который и меня весьма беспокоит. Дело в том, что многие люди (если не большинство) приходят в храм в лучшем случае по воскресным дням и праздникам. И это вовсе не потому, что им не хотелось бы побывать в храме на буднях. Люди работают и часто вообще не имеют возможности бывать в храме чаще раза-двух в месяц. Если мы упремся рогами и скажем, что каноны (которые, кстати, могут быть пересмотрены и изменены в отличие от догматов) превыше всего, то это может привести к тому, что люди потеряют всяческое благоговение перед Святыней вообще. Тем более, когда в храме помимо прихожан в воскресные дни и на праздники будет стоит куча невоцерковленных людей, для которых что вынос Даров, что панихида одно и то же. Так уж пусть лучше земным поклоном воцерковленный христианин покажет еще невоцерковленному важность и благолепие того момента богослуженя, когда и ему стоило бы встать на колени. Я сам неоднократно был свидетелем тому, как преклоняли колени перед Чашей невоцерковленные люди вслед за прихожанами. Это куда лучше, чем их беспорядочная беготня по храму со свечками в поисках пустого подсвечника в момент причастия. А ведь кто-то из них может заинтересоваться и спросить о том, чего ради весь народ колена преклоняет и это будет повод для проповеди. также в этом контексте стоит помнить, что апостольские канонические правила писались для церковных общин, где не предполагалось наличия большинства невоцерковленных номинальных православных, которые не только в день Господень поклонов не творят, но и вовсе не ведают, что есть сие.
 

Кирилл

Чтец
Команда форума
Санкт-Петербург
Православный христианин
Я конечно понимаю, что в практическом плане проще забыть, вычеркнуть день воскресный - малую Пасху, чем рассказать людям с амвона о том, что храм открыт не только по выходным и что панихида и литургия - это различные богослужения, что происходит за литургией и почему в будние дни все преклоняют колени перед Святыми Дарами.
Согласен, "технологически проще" превратить день воскресный в день будний, чтобы заставить невоцерковлённых людей сделать автоматический поклон без всякого для них смысла.
Но разве церковная община - это пройденный этап церковной жизни? Разве мы будем "диктовать" Христу, что теперь он "обязан" нас спасать поодиночке?

Во многих ли храмах есть церковные консультанты из воцерковлённых прихожан, находящихся в храме? Во многих ли есть стенды при входе не с красивыми фото и поздравительными телеграммами, а памятками для неофитов, расписанием катехизических бесед? Где прихожанам раздают распечатки с текстом Священного Писания дня, кратким чинопоследованием литургии и пр.? Но где-то ведь есть и где-то раздают! Значит на них мы должны равняться, а не пытаться отменить даже те совсем несложные церковные каноны, которые помогают нам превратиться из рабов в сыновей...
 
Баку
Православный христианин
Ну почему же сразу забыть и выкинуть. Я этого не предлагал, а рассказал о том, что на самом деле происходит на большинстве приходов. И если я сказал неправду, пусть первый бросит в меня камень. Невоцерковленные во время причастия шныряют по храмам в поисках свободного подсвечника, наровят подойти к причастию за компанию, теребят тех, кто только что причастился и т.д. Ну разве я не прав? Уж поверьте, что для невоцерковленных людей поклон не будет автоматическим, они вообще по большей части поклоны не делают и поставив их на колени, мы приобретаем многое, хотя бы то, что они понимают о важности данного момента. А вот проповедовать о поклонах и традициях никто не запрещат, это важно и нужно. Но только осторожно, без экстрима. Каноны хороши, когда их исполняют. А если архиереи кладут земные поклоны в воскресный день, то что взять с мирян?
 

Кирилл

Чтец
Команда форума
Санкт-Петербург
Православный христианин
Они на колени упадут (и то, далеко не все), не потому, что они поймут важность момента, а потому, что все так делают! Ну, типа обряд такой, положено. Все встали и я встал.
Нужели, отец Дионисий, Вы серьёзно думаете, что захожане прозреют, что это поклон перед Святыми Дарами? Да у нас большинство прихожан внятно не смогут ответить на вопрос, а Что в находится Чаше?
"Он уважать себя заставил" просто получается какое-то! Кому нужны бессмысленные земные поклоны людей, которые не понимают, для чего в данный момент совершается поклон? Ну, разве только клиру, чтобы народ не мешал сосредоточиться шумом и передвижениями.​
 
Баку
Православный христианин
Нет, не прозреют, но мы можем им помочь в этом. Начнем хотя бы с поклона. Насчет бессмысленности поклонов я бы поспорил. Невоцерковленные вообще мало понимают, чем отличается Литургия от молебна. Не согласны? Так пусть хотя бы уважают для начала. Мало у нас в храмах обрядоверцев, которые всю жизнь причащаются не понимая в чем смысл причастия? Мало у нас в храмах суеверных людей, которые бегут домой после причастия "чтобы благодать не растерять", а дома пускаются во "все тяжкие"? А мало у нас в храмах людей, которые являются еритиками по образу своего мышления? Нет, всех этих людей много и мы считаем их прихожанами! Чем же в таком случае они лучше захожан, которых поставят на колени "обряда ради"? Давайте говорить начистоту - у нас в храмах мало православных христина, большинство - полумерки и полуеретики. И наша беда в том, что они такие! Потому, что священники вечно по требам бегают и им некогда, а приходы представляют собой сборище чужих друг другу людей, а не единую общность. Так чего же говорить о нарушени канона о коленопреклонении, когда некоторые и в Воскресение мертых не верят, а смерти боятся так, будто это полный конец? Давайте сначала займемся тем, что научим людей в Бога верить по-правослвному, а потом и о канонах начнем рассказывать.
А я, кстати, больше чем уверен, что большинство прихожан и в будни поклонов не кладут, не говоря уже о том, что на буднях причаститься...
 

Кирилл

Чтец
Команда форума
Санкт-Петербург
Православный христианин
Так почему мы, говоря об обрядоверии, снова пытаемся заставить людей верить посредством обряда?
Надо людям с амвона основы вероучения рассказывать, а не силком (без понимания) ставить их на колени!
Зачем подстраивать легчайший в исполнении канон под кривую систему, если нужно систему менять!
Дай Бог, поменяем систему, а потом что, начнём объяснять прихожанам, что есть такой канон, но мы его лукаво отменили, чтобы ЗАСТАВИТЬ их хотя бы бездумно, но кланяться Богу?
 

Священник Георгий Христич

Супер Модератор
Санкт-Петербург
Православный христианин
Подключусь, с общего разрешения ))
на мой взгляд, если мы затрагиваем вопрос о понимании смысла Таинств, о дисциплине поклонов и пр., то с грустью можем отметить, что понимание как таковое чаще всего отсутствует, унификации молитвенных действий нет и вряд ли будет, процветают индивидуальные формы благочестия или отдельные храмовые традиции.
Так, я видел места, где принято становиться на колени на Херувимской - на мой взгляд, совершенно дикое и противоречащее смыслу богослужения действие. А вот в храме "так принято" - и попробуй поспорь. А где указания? рекомендации? критерии?
 

Кирилл

Чтец
Команда форума
Санкт-Петербург
Православный христианин
...то с грустью можем отметить, что понимание как таковое чаще всего отсутствует, унификации молитвенных действий нет и вряд ли будет, процветают индивидуальные формы благочестия или отдельные храмовые традиции...

Хм... Если я, начну говорить, что в моей семье всё плохо, денег совсем нет, живём на гране нищеты..., то какой вопрос напрашивается? Так чего же ты не работаешь, ты же за это отвечаешь, ты обязан обеспечивать семью!

Когда я читаю в сети высказывания священников об отсутствии катехизации, неграмотности прихожан, то возникает вопрос, а кто же там служит, кто проповедует, кто должен организовать катехизическую работу?..

Мне кажется, что от священников должны идти в этом вопросе только позитив и инициатива: рассказ как у них в храме всё здорово организовано, как они проводят беседы, как воспитывают катехизаторов из числа мирян, как проповедуют с амвона, как у них работают приходские консультанты прямо в храме и пр... Мне понравилась фраза протоиерея Димитрия Смирнова: "Что, низкая рождаемость? Да у меня на приходе рождаемость выше, чем в Египте!".

М.б. это наша национальная черта? У нас и Президент (юрист по образованию) жалуется, что система судопроизводства в стране из рук вон плохо почему-то работает...:)
 

Кирилл

Чтец
Команда форума
Санкт-Петербург
Православный христианин
Иеромонах Габриэль (Бунге):

Вопрос: Если преклонение колен во время молитвы приближает к Богу больше, чем молитва стоя, и более стяжает милосердие Божие, почему же тогда не преклоняют колен те, кто молятся в день Господень и в период от Пасхи до Пятидесятницы? И откуда происходит этот обычай в церквах?

Ответ: Потому что нам надлежит всегда помнить о двух вещах: о нашем грехопадении, и о милосердии Христа нашего, благодаря которому мы были подняты со дна нашего падения, и потому наше коленопреклонение в течение шести дней / недели/ — это символ нашего грехопадения. Но то, что в день Господень мы не преклоняем колен — это символ Воскресения, благодаря которому мы — милосердием Христовым — были освобождены от нашей греховност, как и от смерти, умерщвленной через Него.
Этот обычай ведет свое происхождение от времен апостольских, как говорит о том блаженный Ириней, епископ Лионский и мученик, в своем сочинении «О Пасхе» (НО), где упоминается и Пятидесятница, о которой сказано, что мы не преклоняем колен в этот день, потому что он по своему значению и по тем же самым основаниям что и день Господень, равен ему (111).


Обычай не преклонять колена в воскресенье и в течение всего пасхального времени вплоть до Пятидесятницы — «одно из первоначальных апостольских преданий», общих как Востоку, так и Западу, но ныне сохранившийся только на Востоке.

Мы же/как для нас установлено/в один лишь день Господня Воскресения должны воздерживаться не только от этого, но и от всякого рода беспокойства и обязанности, отлагая будничные дела, чтобы не дать места дьяволу. Также поступаем и во время Пятидесятницы, которая отличается той же торжественностью настроения. Как бы то ни было, кто усомнится ежедневно преклониться перед Богом, по крайней мере, при первой молитве, которой встречаем день ? В пост же и в бдении (112) никакая молитва не может быть совершаема без коленопреклонения и прочих обрядов, выражающих смирение. Ибо мы не только молимся, но и просим о помиловании, и воздаем /хвалу/ Господу Богу нашему (113).

Хотя причина запрета на коленопреклонение в разные времена может несколько меняться от одного отца к другому, основная концепция всегда остается одной и той же: единство тела и души таково, что положение первого должно находиться в полном согласии с внутренним состоянием души, меняющимся в различные моменты.

В день Господень мы молимся стоя, выражая/тем/ определенность будущего века. В другие дни, мы, напротив, преклоняем колена, памятуя тем самым о грехопадении человеческого рода. Поднимаясь с колен, мы возвещаем всем о воскресении, дарованном нам Христом, которое празднуется в день Господень (114).
 
Сверху