Дорогая Людмила. Давайте разберем, какие типы отношения к вере существуют:
Первое: Люди просто верят тому, чему их учат батюшки и популярные духовные книги.
Второе: Есть люди, которые хотят получить ответы на религиозные и духовные вопросы. И, пока они не разберутся, почему так, а не эдак, они не могут победить сомнения в вере.
Есть и третья позиция. Это искать ответы на вопросы, но также и доверять Богу, понимать, что мы не все можем знать и не все способны понять.
Каждая из первых двух позиций имеет больше отрицательных, чем положительных, сторон. Первая позиция: ты просто веришь в Бога и не забиваешь голову ничем посторонним. С одной стороны, так жить очень легко, но, с другой стороны, где гарантия, что ты не станешь жертвой духовного обманщика, сектанта, раскольника?.. Такая вера может разрушиться от первого же разговора в трамвае с иеговистским проповедником. «А знаете как на самом деле зовут Бога?..» И разворачивает перед Вами Библию. И вот человек уже колеблется. Не такая ли вера была у многих русских людей, и не она ли сломалась в одночасье, когда большевики сказали, что Бога нет?!.
Второй подход – совсем тупиковый. Ответить на все вопросы в рамках человеческой жизни почти невозможно. Ну, разобрался ты со слезинкой ребенка (вопрос героев Достоевского), ну, ответил на вопросы о Холокосте и Гулаге… Но жизнь вновь и вновь будет ставить вопросы. Лично я знаком с человеком, который уже 10 лет не причащается, потому что, как он говорит, не на все вопросы себе ответил.
Самой лучшей я вижу третью позицию. Интересоваться по мере сил (умственных и физических) верой нашей, формировать картину религиозного мировоззрения. Но при всем этом смиренно признаваться, что до конца ты себе на какие-то вопросы ответить не можешь. Совсем недавно я разговаривал с одним священником, который говорил, что он до сих пор не решил для себя вопрос о вечности адских мук. Заметьте, это не препятствует священнику быть православным человеком и говорить о позиции Церкви по данному вопросу (а Церковь признает вечность адских мук для грешников). Его собственные размышления он оставляет для личного пользования да для бесед с собратьями-богословами.
Как в свете всего вышесказанного строить Вам свою жизнь? Открывать и открывать ежедневно для себя безмерную глубину и красоту Православия. Светить близким и дальним своей жизнью. Не смущаться, что не все Вам понятно и ясно в нашей вере. Что-то станет понятно завтра, что-то через год, а что-то – только в мире ином.
Храни Вас Бог.
Ваш свящ. К.
L