Анатолий Митрофанов
15.01.1961- 05.07.2021
- Православный христианин
Под Востоком обычно понимают православную Россию, а под Западом католическую и протестантскую Европу. Почему мы отличаемся друг от друга? Вроде бы и вера одна у нас христианская, пусть и конфессионально различная. И мы, и они веруем в Троицу, во Христа Спасителя. У нас одна Библия, один символ веры (если не считать филиокве), одни праздники, много общих святых. Есть, конечно, и отличия касающиеся обряда и некоторые догматические расхождения, но они не касаются глубинных основ Евангельского учения.
Почему же, именно на почве веры, мы бываем порой враждебны друг к другу? И не только по вере, но и по образу жизни и по культуре, мы такие разные?
На мой взгляд, это происходит от различного понимания человеческой личности её природы и цели.
Что же такое личность?
Если кратко, то это то, что называется «я». То что, отличает человека от животного. То, трансцендентное, что было вдунуто Богом в Адама при его сотворении.
Но хотя человек был сотворен разумной и свободной личностью, ясное понимание философии личности пришло к людям только в Христианстве.
Можно даже смело заявить – Христианство сделало человека личностью.
До Христианства древний ветхозаветный и античный мир строил отношения между людьми на основе Закона и Права.
Закон и Право это свод заповедей и правил, данный людям свыше. Человеку не надо рассуждать об их смысле, ему надо их исполнять.
Для Иудея Тора была и остается, прежде всего, Законом. Для Запада это Римское Право.
Христианство если не совсем отменяет Закон, то оттесняет его на задний план, делая приоритетом выбор. А свободный выбор это то, что и делает человека полноценной личностью.
Но осознание этого пошло у латинского Запада и греческого Востока разными путями. И на это, как ни странно, повлияли языковые различия между греками и латинянами.
Личность у греков звучит как ипостась, а у латинян как персона. На первый взгляд это синонимы. Но это совсем не так.
Слово ипостась в греческом языке обозначало некое конкретное существование.
Конкретность существа вещи, отличающая её от других вещей, хотя бы и одной природы с ней.
Например, стопка книг. По природе все книги – книги. Но содержание их разное. Одна «Война и мир», другая «Справочник штукатура». Вот это «Справочник штукатура» и есть ипостась данной книги.
Было в греческом языке еще другое слово - просопон. Буквально означало «маска». Маска актера античного театра. Понятно, что маска и ипостась это «две большие разницы»
Латиняне же для обозначения индивидуальности человека говорили о персоне. Но персона это тоже маска.
И когда настало время формирования христианского богословия, восточные мыслители для обозначения личности выбрали «ипостась», а западные - «персона» (маска).
В Библии есть слова "...человек смотрит на лице, а Господь смотрит на сердце" (1 Цар. 16:7)
«Лице» это маска, персона, а «сердце» это ипостась. Персона это внешнее, ипостась – глубинное.
Поэтому развитие западной цивилизации пошло по пути внешних отношений между людьми на основе внешнего права и производственных отношений. В западном обществе человек всегда играет какую-то роль. Не важно, что у него внутри, какие «сокровища» скрыты за дверями его дома, сердца, главное чтобы он правильно строил свои отношения в обществе. Правильные отношения это хорошо, а за неправильные пошлют в тюрьму или на костер инквизиции.
В одной из своих лекций дьякон Андрей Кураев развивает эту тему так (цитирую):
«Личность — это отношение. Кстати, что из этого следует? Что если человек это его отношения с другими людьми, отсюда и рождается пафос власти в западном обществе. Потому что отсюда рождается идея: а если изменить способ взаимоотношений между людьми, тогда появится новый человек, новое человечество. Вот отсюда марксизм возникает. Отсюда возникает идеал инквизиции. Если наши люди придут к власти. С помощью законов, своих законов они изменят ткань социальных отношений, и в результате возникнет новый человек.
Путь православный, какой? Менять ипостасность! Сердце человека изменить сначала.
И из измененного сердца будут истекать другие отношения между людьми. Пафос западной цивилизации — от католиков до марксистов, другой. Придти к власти, создать новые отношения, и в этих новых отношениях возникнут новые сердца. Отсюда знаменитый тезис Маркса: сущность человека есть совокупность общественных отношений. Это из Фомы Аквинского все идет! И не случайно Томас Мор — основатель утопического социализма, святой католической церкви, это все связано…» Конец цитаты...
Спасибо всем тем, у кого хватило терпения дочитать до конца.
Почему же, именно на почве веры, мы бываем порой враждебны друг к другу? И не только по вере, но и по образу жизни и по культуре, мы такие разные?
На мой взгляд, это происходит от различного понимания человеческой личности её природы и цели.
Что же такое личность?
Если кратко, то это то, что называется «я». То что, отличает человека от животного. То, трансцендентное, что было вдунуто Богом в Адама при его сотворении.
Но хотя человек был сотворен разумной и свободной личностью, ясное понимание философии личности пришло к людям только в Христианстве.
Можно даже смело заявить – Христианство сделало человека личностью.
До Христианства древний ветхозаветный и античный мир строил отношения между людьми на основе Закона и Права.
Закон и Право это свод заповедей и правил, данный людям свыше. Человеку не надо рассуждать об их смысле, ему надо их исполнять.
Для Иудея Тора была и остается, прежде всего, Законом. Для Запада это Римское Право.
Христианство если не совсем отменяет Закон, то оттесняет его на задний план, делая приоритетом выбор. А свободный выбор это то, что и делает человека полноценной личностью.
Но осознание этого пошло у латинского Запада и греческого Востока разными путями. И на это, как ни странно, повлияли языковые различия между греками и латинянами.
Личность у греков звучит как ипостась, а у латинян как персона. На первый взгляд это синонимы. Но это совсем не так.
Слово ипостась в греческом языке обозначало некое конкретное существование.
Конкретность существа вещи, отличающая её от других вещей, хотя бы и одной природы с ней.
Например, стопка книг. По природе все книги – книги. Но содержание их разное. Одна «Война и мир», другая «Справочник штукатура». Вот это «Справочник штукатура» и есть ипостась данной книги.
Было в греческом языке еще другое слово - просопон. Буквально означало «маска». Маска актера античного театра. Понятно, что маска и ипостась это «две большие разницы»
Латиняне же для обозначения индивидуальности человека говорили о персоне. Но персона это тоже маска.
И когда настало время формирования христианского богословия, восточные мыслители для обозначения личности выбрали «ипостась», а западные - «персона» (маска).
В Библии есть слова "...человек смотрит на лице, а Господь смотрит на сердце" (1 Цар. 16:7)
«Лице» это маска, персона, а «сердце» это ипостась. Персона это внешнее, ипостась – глубинное.
Поэтому развитие западной цивилизации пошло по пути внешних отношений между людьми на основе внешнего права и производственных отношений. В западном обществе человек всегда играет какую-то роль. Не важно, что у него внутри, какие «сокровища» скрыты за дверями его дома, сердца, главное чтобы он правильно строил свои отношения в обществе. Правильные отношения это хорошо, а за неправильные пошлют в тюрьму или на костер инквизиции.
В одной из своих лекций дьякон Андрей Кураев развивает эту тему так (цитирую):
«Личность — это отношение. Кстати, что из этого следует? Что если человек это его отношения с другими людьми, отсюда и рождается пафос власти в западном обществе. Потому что отсюда рождается идея: а если изменить способ взаимоотношений между людьми, тогда появится новый человек, новое человечество. Вот отсюда марксизм возникает. Отсюда возникает идеал инквизиции. Если наши люди придут к власти. С помощью законов, своих законов они изменят ткань социальных отношений, и в результате возникнет новый человек.
Путь православный, какой? Менять ипостасность! Сердце человека изменить сначала.
И из измененного сердца будут истекать другие отношения между людьми. Пафос западной цивилизации — от католиков до марксистов, другой. Придти к власти, создать новые отношения, и в этих новых отношениях возникнут новые сердца. Отсюда знаменитый тезис Маркса: сущность человека есть совокупность общественных отношений. Это из Фомы Аквинского все идет! И не случайно Томас Мор — основатель утопического социализма, святой католической церкви, это все связано…» Конец цитаты...
Спасибо всем тем, у кого хватило терпения дочитать до конца.