За нарушение одной заповеди ад неизбежен?

Православный христианин
Здравствуйте, отец Сергий. Я не могу забыть одну историю, которой требуется комментарий человека, хорошо разбирающегося в христианстве. Не могли бы Вы дать ответ?
Одна верующая дама полюбила мужчину и стала жить с ним без венчания. Долго она молилась, чтобы у них создалась семья, но выяснилось, что мужчина женат и разводиться не намерен. Дама отправилась к своему духовнику и излила душу, а тот взял да и отлучил её от причастия до тех пор, пока не прекратит блудить.

Вместо раскаяния дама вообще перестала ходить в церковь. Она заявила, что раз уж всё равно попадёт в Ад, к чему ей поститься, молиться и ходить на богослужения? Ведь расстаться с мужчиной у неё нет сил, она любит его. В общем, решила, что обречена и махнула рукой на свою посмертную участь.

И я задумалась: в наши дни нет безгрешных людей, каждый из нас когда-то нарушил или нарушает хотя бы одну заповедь: кто-то не в силах отказаться от блуда, кто-то подворовывает на работе, кто-то ругается с родителями.
Правда ли, что никакие добрые дела и посещение храма не спасут нас от Ада, если нарушена одна заповедь?
 
Дорогая Марина! Мне кажется, что ваше представление об аде ограничено зловещими картинами адских пыток на иконах Страшного Суда. На самом деле рай и ад - состояния нашей души по отношению к Богу. Так Писание учит, что Царство Божие – это духовное состояние, не географическое понятие и не физическое положение, а духовное состояние: «Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе» (Рим.14:17). И поскольку указано: «Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк 17:20-21), то верна и альтернатива, что адские муки - тоже наше внутреннее состояние. Наши грехи и страсти подобны тлеющим уголькам, способным разгореться в адское пламя, нестерпимо жгущее душу в вечности - это и есть огненная геенна. То есть суть вечных мучений не в том, что грешники наказаны по нелюбви к ним, а потому, что они сами оказались неспособны к любви. Не в гневном отвержении оступившихся суть мучений, а в их личном отвержении Бога и обращенной к ним Его любви. Действительно, как находиться в Раю тому, кто не любит Бога и ничего не сделал для того, чтобы явить эту любовь в собственной жизни? Это и станет для горешника настоящим мучением, адом. Чтобы лучше понять это, представьте себе горького пропойцу, у которого с похмелья "трубы горят", на блестящем праздничном концерте филармонического оркестра, посаженного с заботливой любовью впереди всех а первом ряду партера. Что он будет чувствовать? Адские муки! Именно в этой способности (или неспособности) души заключается суть и адских страданий, и райского блаженства.

Нет среди людей абсолютных грешников, как нет и абсолютных праведников - потому-то и отпущено каждой душе посмертные сорокадневные поиски "места упокоения", когда сопоставляются Богом и наши грехи, и наши добродетели. Но одного осознания греховности своей природы недостаточно - от истинного покаяния обязательно должны происходить достойные плоды. Блаженный Феофилакт так писал о них:«Достойные плоды покаяния составляют не только удаление от зла, но и упражнение в добре; ибо совершение добра есть поистине плод и порождение покаяния». То есть спасительные плоды — это христианские добродетели и добрые дела. Однако можно и благотворительность, и доброту превратить в "разменную монету", чтобы таким образом попробовать "откупиться" от посмертного Суда. Такое отношение искажает весь их первоначальный смысл, и в результате такой сверхозабоченности спасением от ада можно начисто лишиться исконно человеческого атрибута – счастья дарения и добра. Просто надо поглубже заглянуть в себя, чтобы отыскать в себе вечно неудовлетворенный порыв делать безымянное добро просто так, не ожидая никакого воздаяния. Делать добро и тут же забывать об этом, лишь в душе своей оставляя легкий, едва уловимый след истинного, неземного блаженства, которое пока недоступно рациональному «я»...
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
Отец Сергий, я многое читала про Рай и Ад, но я стремилась получить ответ мудрого человека, духовного лица, для своей статьи на эту тему. Вы уже отвечали когда-то на мой вопрос. Большое спасибо Вам за Ваши ответы. Ссылку на статью размещу на форуме. С уважением к Вам, Марина.
 
Сверху